Владимирский храм в виноградове

Владимирский храм в виноградове

Памятник на могиле А.И. Глебова. На заднем плане видна звонница. Фотография начала 1910-х
годов

Прошлое и настоящее.

Деревня Виноградово (ныне это место — в черте Москвы) известна с 1623 года, когда она принадлежала Гавриилу Григорьевичу Пушкину (предку поэта). Его сыновья Григорий и Степан построили здесь деревянную церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери с приделом Святителя Николая чудотворца. Так Виноградово стало селом. Церковь находилась в непосредственной близости от усадьбы Пушкиных на левой (западной) стороне Дмитровской дороги у самой плотины Долгого пруда, служившей въездом в имение. Земли при церкви не было, причт содержался на средства Григория Гавриловича. По предположению исследователей В.И. и Г.И. Холмогоровых, каменный храм в Виноградове возвели в 1696 году. Уже в 1704‑м здесь значится «церковь Владимирской Пресвятой Богородицы с приделом Св. Николая чудотворца каменная»1.

В 1729‑м новый хозяин Виноградова Иван Калинович Пушкин продал имение князю В.В. Долгорукову, у которого через год село приобрела княжна Мария Федоровна Вяземская. Она ходатайствовала о строительстве при церкви «другого придела, каменного же, во имя страстотерпца Иоанна Воина»2 и, получив разрешение, приступила к осуществлению задуманного. На строительные работы и внутреннюю отделку ушло меньше года. Освятил придел протопоп кремлевского Успенского собора Иван Максимов (1731).
* * *
В 1758 году село было продано видному государственному деятелю Александру Ивановичу Глебову. К тому времени в приделе мученика Иоанна Воина развалилась стена. Требовали починки и Никольский придел со стоящей отдельно колокольней. Глебов намеревался заняться ремонтом, однако сведений о том, реализовал ли он свое намерение, мы не имеем. В дальнейшем церковь пришла в запустение, и сегодня от нее остались лишь руины. В 1772 году А.И. Глебов принялся хлопотать о строительстве нового храма на другом месте. Московская духовная консистория дала разрешение и указала: «А доколе оная церковь Владимирской Пресвятой Богородицы построена не будет, то, чтобы приходские той церкви люди не могли лишаться преподаяния мирских треб и слушания божественного пения, оный приход приписать по близости к тому селу Виноградову в село Архангельское»3.

Возведение церкви на земле пустоши Тюриковой с правой стороны Большой Дмитровской дороги (считая от Москвы) продолжалось почти пять лет. В указе Московской консистории говорилось: «Велеть в показанном селе Виноградове вместо означенной ветхой во имя Владимирской Пресвятой Богородицы <…> по чину греко-российскому по подобию прочих святых церквей алтарем на восток на другом способном месте под присмотром Духовного Правления строить дозволить»4. Первоначально здесь был только один алтарь в честь Владимирской иконы Божией Матери. Придел Святителя Николая появился полвека спустя. Колокольню поставили отдельно к северо-востоку от алтаря на расстоянии восьмидесяти шагов. К юго-востоку на том же расстоянии возвели аналогичное колокольне здание с нарисованными на нем посередине часами. Все постройки были выдержаны
в одном стиле. Сведения о внутренней отделке храма сохранились в трех копиях «контрактов», заключенных А.И. Глебовым с подрядчиками в 1777 году. Согласно первому, крестьянин деревни Федорково Андрей Ларионов обязался «в селе Виноградове церковь выштукатурить внутри и снаружи и внутри карниз вести против канастасного (иконостасного. — Авт.) с сухариками и с маделионами», а «снаружи выкрасить краской, какой будет приказано от его высокопревосходительства»5. Согласно второму, «золотарь Александр Дмитриев, сын Казанцов» должен был «в новопостроенной церкви иконостас весь посеребрить и позолотить самым лучшим серебром и червонным золотом на гулфарбе6 и по серебру покрыть лаком». Третий контракт был заключен «со служителем поручика Фадея Петровича Тютчева, живописцем Гаврилом Антоновым, сыном Доматыревым», которому надлежало «на дереве написать святые иконы в новый иконостас по показанному рисунку и приложенному при сем реестру «. В реестре перечислено 19 образов. Он лаконичен, подробности указаны только иконы под четвертым номером — «Владимирской Богоматери, которую врезать в цку7 и около ее что принадлежит, расписать угодниками и цветами»8. Куда делись иконы и утварь из старого храма, неизвестно. Мы знаем лишь, что из него в новую церковь были перенесены Владимирская икона Божией Матери в серебряной ризе с убрусом9, украшенным драгоценными камнями, напрестольный крест серебряный вызолоченный, серебряный же вызолоченный крест с частицами мощей апостола Марка, Алексия Человека Божия и мученика Трифона Апамейского, Евангелие 1681 года, Прологи и Октоих, отпечатанные в 1683 и 1685 годах, икона святого Иоанна10 без оклада, деревянный высеребренный подсвечник. Строительные работы закончились к исходу лета 1777 года, а 10 сентября церковь освятил архиепископ Платон (Левшин) — будущий митрополит Московский и Коломенский. Тогда же рядом с ней открылась богадельня для престарелых. Авторство В.И. Баженова, приписываемое виноградовской церкви, кажется наиболее вероятным и может быть с уверенностью распространено на весь ансамбль11. Так считал, в частности, И.Э. Грабарь12. Специалисты, составившие в 1989 году историческую справку о храме, отмечали: «Обращают на себя внимание необычные приемы планировки — круг, вписанный в треугольник, в эпицентре генплана, перекрещение главной планировочной оси с осью фланкирующих церковь одноэтажных зданий, построенное из этого пункта полукружие свободного участка и разветвление главной оси на лучи пространственных отношений (церковь — колокольня и церковь — часовая башня), — все эти конфигурации, равно как внезапный отказ от традиционного решения церкви, реализованная в зданиях богадельни благотворительная программа, сочетание часов (хотя бы и нарисованных) с некрополем, шестичастное сегментирование ротонды колоннами и т. д. заставляют увидеть здесь некий особый “космос”, смысловые компоненты которого определенным образом концентрируют христианскую символику, отчасти выходя за ее пределы»13. Через восемь лет после окончания строительства в алтарной части произошла деформация конструкций пола, из‑за чего «по обоим сторонам противу северной двери от стен пол несколько вниз опустился». Этот факт зафиксирован в «Реестре ветхостей церковных», поданном архиепископу Платону благочинным — иереем Петром Алексеевым в 1785 году. Владыка распорядился: «Подтвердить священникам и прихожанам, чтобы оные ветхости были исправлены»14…

Содержание

Усадьба Виноградово, Долгие пруды

Использованы только собственные фотографии — дата съемки 25.07.2015
Адрес: Москва, Дмитровское ш., 170
Как добраться: от м. Петровско-Разумовская авт. 763; марш. 735 до ост. Дмитровское ш., 170 (25 мин.); от. м. «Алтуфьево», авт. 685
Площадь усадьбы 78 га.
Владельцы: Пушкины (1617-1729), Долгоруков В.В. (1729-1730), Вяземские (1730-1758), Глебовы (1758-1790), Бенкендорфы (1790-1884), Бучумова Е.И. (1884-1911), Банза Э.М. (1911-1917).
Усадьба охраняется государством как объект культурного наследия федерального значения.
Храм действующий, жилые дома и ближайшая к ним часть парка относятся к детскому санаторию, остальной парк запущен и мало используется.
Усадьбу Виноградово пересекает Дмитровское шоссе: Владимирский храм и церковные постройки по одну сторону от него, а жилые и хозяйственные сооружения – по другую.
Поместье на Долгом пруде в XVII в. принадлежало Пушкиным, в 1760-1770-х гг.

при А.И.Глебове здесь был создан небольшой архитектурный ансамбль.
Наследницей А.И.Глебова стала его любимица – падчерица Елизавета Ивановна, выданная им в 1784 г. замуж за подполковника И.И.Бенкендорфа – участника суворовских походов. Елизавета Ивановна активно взялась за управление домом и обширными имениями.
Семья была чрезвычайно гостеприимной, и в Виноградове постоянно жили гости. Был среди них и известный баснописец И.А.Крылов.
В 1812 г. село заняли французы, учинившие здесь настоящий разгром — в церкви стояли лошади и раскладывали огонь, в господском доме уничтожена мебель, погублена библиотека, стекла выбиты, стены пробиты насквозь.
В 1911 г. имение приобрела московская купчиха немецкого происхождения Э.М.Банза со своим зятем Р.В.Германом (32 крестьянских двора). Эмма Максимовна обновила усадьбу, пострадавшую от пожара 1905 г., реконструировав её с большим размахом в формах неоклассицизма и эклектики. Автором почти всех построек (кроме церкви) является архитектор И.В.Рыльский.
Деревянный оштукатуренный дом Банзы выстроен в 1911 г. Приёмы классицизма сочетаются в нем с архитектурными формами нового времени.
Дом Германа возведён в усложнённых формах модерна в 1912 г. Башня – бельведер с курантами (вернее их имитацией), отделана серым и розовым мрамором.
Владимирская церковь 1772-1777 г.г. постройки. Авторство храма приписывают либо Казакову, либо Баженову.
Тогда же появились новые строения скотного и конного двора. Был даже построен клуб-кинематограф для наемных рабочих.
Не смотря на пребывание в усадьбе детского ревматического санатория – постройки находятся не в лучшем состоянии. Дом Германа на грани гибели, его сруб перекошен, окна заколочены, в кровле многочисленные протечки. Отключено отопление и электричество.
В настоящее время (июль 2015 г.) дома Германа и Банзы осмотреть невозможно — нет доступа на огороженную территорию.
Долгие пруды
Природа предоставила рельеф, благоприятный для создания большого и длинного пруда. Была устроена запруда и дополнительно углублина имеющаяся узкая ложбина.
Получилось два пруда общей площадью 14 га, разделены они плотиной с бейшлотом. Уровни воды в прудах — всегда разные.
Название дано по их конфигурации. Виноградовскими называются по соседнему селу Виноградово, в документах начала XVII в. упоминаемому как «Виноградово, Дубравка тож на Долгом пруде».
Долгие пруды дали название г.Долгопрудный. В настоящее время принадлежат к парковой зоне пос. Северный (СВАО г. Москвы).
Место отдыха окрестных жителей, есть места для купания в летнее время. Вода относительно чистая. Берега периодически очищают от мусора работники ЖКХиБ пос.Северный. Есть рыба — ротан, карась, но мало.

Дом Р.В.Германа

План усадьбы Виноградово:
1 — богадельня;
2 — могила А.И.Глебова;
3 — освященный колодец;
4 — дом Э.М.Банзы;
5 — парадные ворота усадьбы Виноградово;
6 — дом Р.В.Германа;
7 — конный двор;
8 — клуб-синематограф;
9 — скотный двор;
10 — руины церкви XVII в.

Виноградовское кладбище. Закрыто в 1952 г.

Дмитровское ш., 168. Бывшая богадельня, позже дом причта Владимирского храма. Построен в 1826 г. Одноэтажный кирпичный жилой дом (надстроен деревянный второй этаж).

Бывшая богадельня, позже дом причта Владимирского храма.

Могила А.И.Глебова (1722-1790) — владельца усадьбы Виноградово. При нём была выстроена церковь Владимирской иконы Божией Матери.

Часовня храма во имя Владимирской иконы Божией Матери

Звонница церкви Владимирской иконы Божией матери

Въезд на территорию усадьбы Виноградово

Въезд на территорию усадьбы Виноградово и плотина между Долгими прудами

Нижний (Северный) Долгий пруд

Механизм, перекрывающий плотину между Долгими прудами

Дом Э.М.Банзы. Построен в 1911 г., на месте сожжённого крестьянами дома купца М.Я.Бучумова. В этом доме жила владелица усадьбы Э.М.Банза. В настоящее время в разрушающемся здании располагается детский санаторий.

Парадные ворота усадьбы Виноградово. По бокам установлены мемориальные знаки в честь победы в Великой Отечественной войне.

Парадные ворота усадьбы Виноградово

Дом Р.В.Германа. Построен в 1912 г. по проекту И.В.Рыльского. В этом доме жил зять Э.М.Банза — Р.В.Герман. В 1919 г. здесь был открыт подростковый костно-туберкулезный санаторий «Долгие пруды». В настоящее время дом, за исключением кухонного флигеля, заброшен.

Дмитровское шоссе, 167 к.1. Двухэтажное кирпичное здание. Построено в 1932 г. Лабораторный корпус агрохимической станции.

Заброшенный фруктовый сад усадебного парка

Старинный столб ограды усадьбы Виноградово

Дмитровское шоссе, 167 к.4. Двухэтажное кирпичное здание. Построено в 1900 г. Изначально — конный двор усадьбы Виноградово.

Конный двор усадьбы Виноградово

Конный двор усадьбы Виноградово
Дмитровское шоссе, 167 стр.21. Клуб-синематограф для рабочих усадьбы Виноградово. Памятник архитектуры. Построен в 1911-1914 гг. Сейчас здание занято складом. Дмитровское шоссе, 167 к.8. Двухэтажное здание (первый этаж кирпичный, второй — деревянный). Построено до 1917 г. Изначально — скотный двор усадьбы Виноградово.
Скотный двор усадьбы Виноградово Скотный двор усадьбы Виноградово

Скотный двор усадьбы Виноградово

Старая кирпичная котельная. Здание постройки 1930-х г.г.

Руины Владимирского храма 1696 г. постройки

Руины Владимирского храма XVII в.

Загадки истории

Церковь Владимирской Божьей Матери

Построена церковь Владимирской Божьей Матери была в 1691-1694 годах в Китай-городе у Владимирских ворот в Москве. Возвели божий храм по обету вдовствующей царицы Натальи Кирилловны (мать Петра I). Деньги на строительство выделил Стрелецкий приказ – центральный орган управления стрелецкими войсками. Здание построили на месте деревянной часовни, и получилось оно небольшим и изящным. Освятили его 29 октября 1694 года.

День Ангела Натальи Кирилловны приходился как раз на день празднования Владимирской иконы. И в день бракосочетания девушки с царём Алексеем Михайловичем родители благословили дочь Владимирским образом. Случилось это в 1671 году, а через 20 лет началось строительство божьего храма. Впоследствии ежегодно 21 мая возле церкви проходил крёстный ход в память об избавлении Москвы от татарского нашествия в 1521 году.

Внутри божий храм поражал прихожан своим великолепием. В нём находились золотой иконостас и образы святых, созданные лучшими мастерами, старинная утварь, пожертвованная вдовствующей царицей Натальей Кирилловной. Оклад иконы Владимирской Божьей Матери был усыпан драгоценными камнями. И царская семья, и купечество жертвовали очень большие деньги на церковь.

Однако возле святости всегда околачивается греховное. Где люди бескорыстно делают щедрые подношения, там раздолье для жуликов. В XVIII и XIX веках воры пытались забраться в церковь и обворовать её. Говорят, что живший в Китай-городе Ванька-Каин собрал шайку разбойников, чтобы претворить в жизнь жуткое злодеяние.

Раздобыл он схему подземелий под церковью, и начали жулики копать лаз. Но земля обрушилась, и многие разбойники погибли. Тогда Ванька-Каин решил пробраться в церковь через двери, но узнал, что полиция устроила в храме засаду. После этого знаменитый преступник отказался от идеи ограбления церкви Владимирской Божьей Матери.

Надо сказать, что та деревянная часовня, которая находилась ранее на месте храма, была построена в 1395 году. В ней разместили икону Владимирской Божьей Матери, доставленную из Владимира в Москву. В соответствии с преданием нарисовал её сам евангелист Лука, взяв доску от стола, за которым трапезничали Христос и его ученики.

На русскую землю икона попала в 1131 году. Прислал её византийский император киевскому князю Мстиславу. В 1155 году князь Андрей Боголюбский поместил её во Владимире в Успенском соборе. А в 1395 году икона оказалась в Москве. В тот знаменательный год на Москву надвигалось войско Тамерлана, и москвичи решили защититься образом Божьей Матери от захватчиков.

И действительно, икона спасла город: войско Тамерлана ушло из русских земель.

И вот на такую историческую ценность, перенесённую из деревянной часовни в построенный на её месте храм, решили позариться разбойники. Но ничего у них не получилось. Но, как не печально звучит, церковь Владимирской Божьей Матери всё же разграбили. Случилось это после октябрьского переворота 1917 года.

В конце 1933 года божий храм был закрыт. Его переделали под клуб, куда стала ходить развлекаться советская молодёжь. В 1934 году уникальную церковь снесли. Вместе с ней снесли и стену Китай-города. На месте этих исторических строений проложили дорогу, существующую по сей день.

Алексей Стариков

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *