Владимир воробьев протоиерей

Владимир воробьев протоиерей

Содержание

Воробьёв, Владимир Николаевич (младший)

В Википедии есть статьи о других людях с такими же именем, отчеством и фамилией: Воробьёв, Владимир Николаевич.

Владимир Воробьёв
Дата рождения 28 марта 1941 (78 лет)
Место рождения Москва
Гражданство СССР → Россия
Род деятельности протоиерей, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.
Дети Сыновья: Николай, Иван
Дочери: Екатерина, Варвара
Награды и премии
Медиафайлы на Викискладе

Влади́мир Никола́евич Воробьёв (28 марта 1941, Москва) — протоиерей Русской православной церкви, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, настоятель храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, что в Москве. Кандидат физико-математических наук. Один из авторов Большой Российской энциклопедии.

Биография

Родился в верующей семье. Назван в честь своего деда, митрофорного протоиерея Владимира Воробьёва, умершего в тюрьме в 1940 году.

В 1959 году поступил на физический факультет Московского государственного университета, который окончил в 1965 году. В 1965—1966 годах работал в МГУ, затем с 1968 года учился в аспирантуре.

С 1970 года работал в Вычислительном центре Академии наук СССР. В 1973 году окончил аспирантуру, в том же году защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата физико-математических наук по теме «Аналитическое и численное решение одного класса пространственных контактных задач теории упругости» (специальность 01.01.07 — вычислительная математика).

Ученик многолетнего настоятеля Николо-Кузнецкого храма протоиерея Всеволода Шпиллера. В 1978 году поступил в Московскую духовную семинарию.

18 марта 1979 года рукоположен в сан диакона, 30 апреля — священника, после чего служил клириком в храме Святителя Николая на Преображенском кладбище.

Окончил Московскую духовную семинарию (1980) и Московскую духовную академию (1982). Учёных степеней в области богословия не имеет.

В 1984 году переведён в клир храма Успения в Вешняках. В 1990 году назначен клириком Николо-Кузнецкого храма. С октября того же года — духовник организованного при храме братства во имя Всемилостивейшего Спаса. Стал одним из организаторов Богословско-катехизаторских курсов.

Весной 1991 года ректор Богословско-катехизаторских курсов протоиерей Глеб Каледа в связи с назначением руководителем сектора в новообразованном Синодальном отделе религиозного образования и катехизации попросил освободить его от должности ректора, 29 мая на заседании учебного совета Богословско-катехизаторских курсов тайным голосованием был избран новым ректором. Сохранил должность после преобразования курсов в Богословский институт в 1992 году. С 1997 года — профессор.

12 сентября 1997 года назначен настоятелем Николо-Кузнецкого храма и приписных к нему храма Живоначальной Троицы в Вишняках, домового гимназического храма священномученика Петра (Полянского), домового храма в Епархиальном доме в Лиховом переулке.

В 2004 году ПСТБИ преобразован в Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет (ПСТГУ).

Член Синодальной комиссии по канонизации святых, руководит работой по подготовке прославления новомучеников и исповедников Российских, проходящей в рамках ПСТГУ.

С 2002 года одновременно заместитель председателя учебного комитета при Священном синоде Русской православной церкви.

С 2004 года — член Синодальной богословской комиссии. С 2015 года — председатель Федерального учебно-методического объединения в системе высшего образования по укрупнённой группе специальностей и направлений подготовки «48.00.00 Теология».

Член редакционной коллегии научно-богословского альманаха «Богословские труды».

1 февраля 2017 года решением Священного синода включён в состав созданного тогда же организационного комитета по реализации программы общецерковных мероприятий к 100-летию начала эпохи гонений на Русскую православную церковь.

Семья

Внук протоиерея Владимира Николаевича Воробьёва (своего полного тёзки), настоятеля церкви святителя Николая в Плотниках.

Дочь — Екатерина, в замужестве Емельянова. Муж Николай Емельянов, священник, сын Николая Евгеньевича Емельянова.

Сын — Николай, окончил Первый МГМУ имени И. М. Сеченова и МНИОИ имени П. А. Герцена.

Дочь — Варвара (в замужестве Артамкина), преподаватель музыки, замужем за Дмитрием Артамкиным, преподавателем математики (сыном Игоря Артамкина, ординарного профессора факультета математики ВШЭ). 10 ноября 2007 года в возрасте 29 лет родила в больнице Джона Рэдклифа в Оксфорде пять дочерей — Елизавету, Александру, Надежду, Татьяну и Варвару. Роды при помощи кесарева сечения на 14 недель раньше положенного срока. На операции присутствовало 18 врачей и медицинских сестёр, работавших посменно. 12 июля 2018 года Дмитрий Игоревич Артамкин был рукоположен в сан диакона.

Сын — Иван, священник, кандидат исторических наук, преподаватель ПСТГУ.

Награды

Государственные

  • Медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (11 августа 2000 года) — за большой вклад в укрепление гражданского мира и возрождение духовно-нравственных традиций
  • Медаль «В память 850-летия Москвы» (1997 год)

Ведомственные

  • Нагрудный знак «Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации» (2001 год)
  • Почётная грамота Министерства образования Российской Федерации (2007 год)

Церковные

  • Право ношения Патриаршего креста (02.05.2016)
  • Орден святого равноапостольного великого князя Владимира III степени (26 июля 2015; «во внимание к трудам по восстановлению домового храма святого равноапостольного князя Владимира Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и Московского епархиального дома»)
  • Наперсный крест, изготовленный по случаю празднования 1000-летия преставления равноапостольного князя Владимира (26 июля 2015; «во внимание к трудам по восстановлению домового храма святого равноапостольного князя Владимира Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и Московского епархиального дома»).
  • Орден святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского II степени (30 апреля 2011)
  • Орден святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского III степени (РПЦ, 2001 год)
  • Медаль преподобного Серафима Саровского II степени (3 октября 2007).
  • Орден святителя Макария, митрополита Московского, II степени (5 декабря 2007; «за усердные труды и в связи с 15-летием ПСТГУ»)
  • Медаль преподобного Сергия Радонежского
  • Медаль преподобного Серафима Саровского II степени (РПЦ, 2007 года)
  • Медаль святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского (РПЦ, 2000 год)

Публикации

статьи

  • В Неделю 4-ю по Пятидесятнице // Журнал Московской Патриархии. М., 1985. № 7. стр. 37-38.
  • В Неделю 12-ю по Пятидесятнице // Журнал Московской Патриархии. М., 1985. № 8. стр. 43.
  • Жизнь прожить… // Журнал Московской Патриархии. М., 1993. № 11. стр. 51-54. (в соавторстве)
  • Единство Православной Церкви и искушение раскола сегодня // Журнал Московской Патриархии. М., 1995. № 9-10. стр. 68-73.
  • Современные проблемы пастырского служения // Вестник пастырского семинара. М., 1996. № 1. стр. 10-15.
  • Современные традиции празднования Пасхи на московских приходах // Вестник пастырского семинара. М., 1996. № 1. стр. 35-41. (в соавторстве)
  • Православное учение о браке // Вестник пастырского семинара. М., 1996. № 2. стр. 2-14.
  • О лицензировании и аккредитации высших учебных заведений и госстандартах по направлениям «Теология» и «Религиоведение» // Рождественские чтения, 4-е. М., 1996. стр. 110—118.
  • Перспективы высшей православной школы // Рождественские чтения, 5-е. М., 1997. стр. 57-67.
  • Православный Свято-Тихоновский богословский институт // Богословский сборник. М., 1997. № 1. 168—178. (в соавторстве)
  • Протоиерей Глеб Каледа — первый ректор Катехизаторских курсов: Памяти прот. Глеба Каледы // Богословский сборник. М., 1997. № 1. стр. 301—306.
  • Протоиерей Владимир Рожков // Журнал Московской Патриархии. М., 1997. № 11. стр. 71-72.
  • Особенности документов следственных дел 20-40-х гг. // Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского богословского института. М., 1997. стр. 163—166.
  • Память о новомучениках и новейшая история Русской Православной Церкви // Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского богословского института. М., 1998. стр. 182—186.
  • Пастырское служение в Русской Православной Церкви в XX в. // Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского богословского института. М., 1999. стр. 248—264.
  • А. Б. Салтыков: К 40-летию со дня кончины // Богословский сборник. М., 1999. № 3. стр. 275—277.
  • Материалы к жизнеописанию иером. Павла (Троицкого) // Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского богословского института. М., 1999. стр. 264—271.
  • Место религиозного образования в высшей школе и образовательные стандарты по теологии // Рождественские чтения, 8-е. М., 2000. стр. 177—179.
  • Некоторые проблемы богословско-исторической науки и церковной жизни в России накануне 2000-летия Рождества Христова. О необходимости активизировать науч.-исследовательскую и миссионерскую деятельность РПЦ перед лицом инославной и экуменической экспансии в России // Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского богословского института. М., 2000. стр. 257—267.
  • К столетию со дня рождения протоиерея Всеволода Шпиллера  // Журнал Московской Патриархии. М., 2002. № 7. стр. 64-72.
  • Жизнь временная и Жизнь Вечная  // Журнал Московской Патриархии. М., 2008. № 6 (ЖМП). стр. 91-93.
  • О богаче и Лазаре // Журнал Московской Патриархии. М., 2008. № 6 (ЖМП). 93-95.
  • Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет / Воробьёв В. Н., прот. // Большая российская энциклопедия : / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.

книги

  • Покаяние, исповедь, духовное руководство
  • Православное образование — проблемы и перспективы // Сборник пленарных докладов Х Международных Рождественских образовательных чтений. — М. : Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, 2002. — 352 с. — С. 129—135

Интервью

  • ИНТЕРВЬЮ: Ректор Свято-Тихоновского православного богословского университета протоиерей ВЛАДИМИР ВОРОБЬЕВ: «Сейчас у нас стала жизнь лучше гораздо, чем была. Профессор получает около 5-6 тысяч» (полная версия) (5 ноября 2004)
  • «У кого есть будущее?» // pravoslavie.ru, 30 декабря 2008 года
  • Протоиерей Владимир Воробьев: Только сочетание пастырской любви со строгостью могут дать добрые плоды в образовании и воспитании студентов. Патриархия.Ру, 29 ноября 2011.
  • Протоиерей Владимир Воробьев: Миссионерские поездки ― одно из лучших средств воспитания будущих пастырей. Патриархия.Ру, 13 декабря 2011.
  • Неосознанные пережитки советского прошлого и потребительская психология новых прихожан // patriarchia.ru, 11 января 2012
  • Не надо бояться многодетности // patriarchia.ru, 1 февраля 2012
  • Протоиерей Владимир Воробьев: Именно подвиг новомучеников преодолел разделение двух частей Русской Церкви // patriarchia.ru, 19 мая 2012
  • Протоиерей Владимир Воробьев: Главный результат ПСТГУ — наши выпускники // pravoslavie.ru, 16 ноября 2012
  • Протоиерей Владимир Воробьев. Люди жаждали слова о вере: у истоков Свято-Тихоновского // pravmir.ru, 17 ноября 2012
  • ПСТГУ оказался слишком некоммерческим с точки зрения государства // patriarchia.ru, 17 декабря 2012
  • Протоиерей Владимир Воробьев: Православное богословие — это великое сокровище, которое необходимо сохранить и приумножить // patriarchia.ru, 9 января 2013
  • Протоиерей Владимир Воробьев: Наивно ожидать святости от всех тех, кто называет сегодня себя христианином // patriarchia.ru, 22 апреля 2013
  • Протоиерей Владимир Воробьев: «Оклеветать человека — страшный грех» // pravoslavie.ru, 28 января 2014
  • Протоиерей Владимир Воробьев: Епархиальный дом воскрес из мертвых — и это чудо // pravmir.ru, 24 июля 2015 года

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 6 Отдел новейшей истории РПЦ.
  2. Воробьёв, Владимир Николаевич. Аналитическое и численное решение одного класса пространственных контактных задач теории упругости: Автореф. дис. … канд. физ.-мат. наук. (01.01.07) / АН СССР. Вычислит. центр. — Москва : , 1973. — 8 с.
  3. 1 2 Клирики.
  4. «Малая закваска».
  5. Приказ Министерства образования и науки РФ № 1220 от 27.10.2015 (недоступная ссылка).
  6. ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 1 февраля 2017 года / Официальные документы / Патриархия.ru
  7. Пятеро российских близнецов благодарят английских врачей, которые их спасли // Милосердие.ру, 20.01.2015
  8. Указ Президента Российской Федерации от 11 августа 2000 года № 1491
  9. В понедельник Светлой седмицы Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Успенском соборе Московского Кремля / Новости / Патриархия.ru. Патриархия.ru. Дата обращения 17 мая 2016.
  10. 1 2 Предстоятель Русской Церкви освятил домовый храм святого равноапостольного Владимира в Московском епархиальном доме
  11. В Москве состоялись торжества по случаю 70-летия со дня рождения ректора Свято-Тихоновского университета протоиерея Владимира Воробьева
  12. Ректор ПСТГУ награжден медалью св. прп. Серафима Саровского
  13. Торжественный акт ПСТГУ в Храме Христа Спасителя возглавил Святейший Патриарх Алексий

Ссылки

  • Биография на сайте Патриархия.Ru
  • Биография на сайте Храма Христа Спасителя.
  • Сайт ПСТГУ.

Протоиерей Владимир Воробьев: «Народ наш нужно просто не обижать»

– Отец Владимир, хотелось бы начать с разговора о главном деле вашей жизни – об университете. Почему вы вложили все свои силы в создание института, затем университета, а не в преподавание в уже существующем учебном заведении, например в Московской духовной академии?

– Представьте себе ситуацию в нашей стране и в Церкви, когда началась Перестройка. Вдруг рухнула почти вековая советская система, явилась свобода, но было совершенно неясно, что будет дальше.

События развивались стихийно. Народ, уставший от советской идеологической жвачки, жаждал услышать свободное слово Церкви. Ведь при советской власти даже евангелие «достать» было очень непросто.

Отвечая на эту «жажду слышания Слова Божия», как говорил святитель Игнатий Брянчанинов, мы – молодые тогда священники, открыли лекторий. В нем читали самые разные лекции о Православии, а потом отвечали на бесчисленные вопросы.

Сначала мы ничего не планировали, а делали то, что казалось необходимым в тот момент. Наши слушатели стали нас просить устроить систематическое образование: сначала мы открыли катехизаторские курсы, потом – опять-таки по просьбам учащихся – превратили их в Богословский институт. Позже наш институт получил аккредитационный статус университета.

Всё происходило настолько естественно, что было ясно: это нужно делать.

В ходе этой образовательной деятельности стало понятно, что наши духовные школы, занимаясь почти исключительно подготовкой только будущих клириков, иконописцев и певчих в условиях интерната, принимая только мужчин, не имеющих канонических препятствий для рукоположения, не могут удовлетворить запрос всего церковного общества. Большинство людей, желающих получить православное богословское образование, там учиться не может.

Вот для таких людей, остававшихся «за бортом духовных школ», мы всё и делали.

Сначала в духовных школах думали, что мы у них отберем абитуриентов, но вскоре стало ясно, что это совсем не так, потому что вечерники, составлявшие у нас основной контингент, не имели возможности к ним поступить. Но оказалось, что именно эти вечерники в большинстве своем являются сформировавшимися, созревшими, имеющими жизненный опыт людьми, решившими оставить все свои дела и посвятить себя на служение Богу. Из них вышли очень многие хорошие священники.

Стали поступать к нам и женщины, девушки, и стало ясно, что нужны не только богословский, певческий и иконописный факультеты, но и миссионерский, педагогический, потом еще исторический, филологический – так постепенно вырос университет.

– В чем на сегодня состоит основное отличие образовательной модели университета от образовательной модели наших семинарий и духовных академий?

– С самого начала мы ориентировались именно на университетское образование, потому что наши первые преподаватели были выпускниками Московского университета. По собственному опыту нам была известна модель университетского образования. Её мы и хотели реализовать для образования богословского.

– В чем её отличие от семинарской модели образования?

– Темп, ритм, лекционная система, тогда еще новая для семинарии. Сессии, зачеты, семинары, студенческие и научные конференции. В таком, традиционном для университета виде мы строили обучение.

Семинария раньше была только промежуточным учебным заведением между академией и училищем, она давала среднее образование. Мы стали строить высшее университетское образование. Кроме того, у нас вначале не было общежития, студенты, как обычно, жили вне вуза.

– В университете ведется еще и интенсивная научно-исследовательская работа?

– Да, конечно. И научная работа, которой в духовных школах очень не хватало, и практика. Обязательно пишутся дипломные работы – поначалу они тоже не требовались от семинаристов. Теперь многие семинарии стали высшими учебными заведениями, может быть, и наш пример воодушевил их на такое развитие.

– А большой ли процент выпускников принимает духовный сан, становится священниками?

– Точную цифру назвать трудно, потому что рукоположения совершаются не сразу после окончания университета, а во времени. Выпускники обычно уходят от нас мирянами, а через какое-то время рукополагаются.

Думаю, что на сегодняшний день из наших выпускников примерно 600 стали священниками.

Это, наверное, значительное большинство среди тех выпускников, которые поступали в университет, желая стать священнослужителями и не имея к этому канонических препятствий. При этом они все имеют дипломы о высшем богословском образовании государственного образца. Это значит, что государство на легитимном уровне признало православное богословское образование.

– Православное образование – модно ли это в нашем обществе?

– Нельзя сказать, что наше образование является модным. В перечне трудовых специальностей нет графы «теолог». Получается, что теологи, не ставшие священнослужителями, как бы «по определению» должны работать не по специальности.

Те, кто не становятся священниками, трудятся в самых разных областях. Кто-то преподает, кто-то занимается наукой. Кто-то идет в СМИ или на административную службу. Некоторые находят работу, никак не связанную с богословским образованием. Один наш выпускник, причем хороший, работает в банке, кто-то устроился в офисы. В вузах наши специалисты бывают востребованы, потому что у них есть кругозор, которого не хватает в светских гуманитарных вузах. Например, наши выпускники нередко с успехом поступают в аспирантуру МГУ.

Мы не жалеем о том, что наши выпускники работают в светских учреждениях, потому что уверены: православные люди, грамотные, интеллигентные, думающие нужны всюду. Они необходимы нашей стране и нашему народу. Такие люди приводят к вере других, это факт.

– Чему, по Вашему мнению, совершенно необходимо научить молодых священников?

– Конечно, мы хотим, чтобы у них была глубокая, продуманная вера. Чтобы они были по-настоящему образованными людьми, имеющими богословские знания, знающими историю Церкви. Но самое главное для священника – его духовная жизнь. Если человек не стремится всем сердцем служить Богу, жить чисто, его в священники рекомендовать нельзя.

– В чем сегодня состоит особая сложность пастырского служения? Теперь не требуется исповеднический подвиг, как это было в советское время. В чем основная трудность?

– Исповедничество можно понимать по-разному. Сейчас в нашей стране нет преследований за веру, но всё равно священнику приходится «плыть против течения», потому что весь мир сегодня движется не ко Христу, а от Христа.

Даже не формулируя каких-то явных антицерковных целей, современное общество по большей части устремлено в сторону «от Церкви». Священник живет в обществе, среди людей, ему постоянно нужно выдерживать напор этого «течения», которое всё время стремится его куда-то «снести».

Священник должен жить по принципам, отличным от тех, по которым живёт большинство мирян. Прежде всего, он не должен заботу о достатке ставить «во главу угла» в своей жизни.

Настоящая священническая жизнь, служение Богу в широком смысле всегда бывает исповедническим подвигом. А в узком смысле мы называем исповедниками тех, кто во время гонений пострадал за веру во Христа, но не до смерти.

– А как быть с содержанием семьи?

– Священник должен жить на то, что Бог пошлет. Когда священник искренне служит, то Господь помогает, прихожане не оставляют. Лучшим ответом на этот вопрос являются слова пророка Давида: «Я был молод и состарился, и не видел праведника оставленным и потомков его – просящими хлеба».

– Вы, руководствуясь этими словами, в самое голодное время отменили плату за требы?

– Да, мы так воспитаны были. Я никогда не мог представить, как можно брать деньги за совершение святых таинств.

– Это было, наверное, очень сложное решение, потому что оно касалось не только вас…

– К моему удивлению, это решение оказалось очень простым. Я только сказал своим собратьям: «Давайте не будем брать деньги за таинства, которые мы совершаем». И все сразу согласились. Мы тут же повесили соответствующее объявление.

Доход нашего храма буквально «рухнул». Кто-то сказал: «отец Владимир сошел с ума».

Прошло очень короткое время, и Господь послал нам благотворителей, которые до сих пор содержат наш университет, а в наших храмах отремонтировано теперь буквально всё – поменяли крышу, полы, окна, систему отопления, электропроводку, заново позолотили иконостасы, всю территорию благоустроили, построили дома. Мы бы никогда столько денег в храме не получили, если бы брали плату за требы. Господь сторицей воздает тем, кто трудится в Церкви бескорыстно.

– Отец Владимир, вы – выпускник физфака МГУ, кандидат физико-математических наук, сотрудник вычислительного центра Академии наук СССР, как вы оцениваете сегодняшнее состояние высшего образования в целом в нашей стране?

– Я не достаточно осведомлен в числовых оценках проводившихся в последние десятилетия реформ образования, но мне кажется, они не только не достигают декларированных целей, но и не приносят существенной выгоды нашему государству.

Боюсь, что проведение самих реформ стоит больше, чем стоило дореформенное образование. Кроме того, качество образования, которое было в нашей стране до реформ, было достаточно высоким, и я не уверен, что оно стало лучше в результате реформ. Реформы, конечно, нужны, т.к. жизнь не стоит на месте, но осуществить действительно разумные улучшения в такой огромной системе, какой является образование в нашей стране, не так-то просто.

Сейчас мы видим, что создана колоссальная бюрократическая система и в центре, и на местах, сама поглощающая огромные средства и заставляющая образовательные учреждения работать на себя в гораздо большей степени, чем раньше. Мы все буквально тонем в море бумаг – отчетов, предписаний, положений, непрерывно меняющихся требований. Заниматься реальной работой – образованием, наукой становится просто некогда. И результат налицо – качество нашего образования повсеместно снижается. Думаю, это особенно заметно и особенно трагично в области естественных наук и высоких технологий.

– А в чем Вы видите принципиальные проблемы современного общества, воспитания нового поколения?

– Общество стало другим. Современные дети уже в школе все больше думают и говорят о деньгах. Студенты думают о деньгах. Все ориентируются на будущие высокие заработки. Больше всего современную молодежь интересует именно материальная жизнь. Когда мы учились, нас интересовала наука. Я вообще никогда о деньгах не думал. Когда еще не был священником, тоже никогда не искал себе высокую зарплату. Выбирал такое место, чтобы меньше платили, но интереснее было бы работать.

Многие так жили, о деньгах, как теперь, никто не думал, хотя уровень жизни у нас был намного ниже, чем теперь.

Видимо, есть такая закономерность: потеряв духовную высоту жизни в православной вере, наш народ оказался на более низком уровне, будучи в некотором смысле увлечен идеологией, насаждавшейся коммунистами. А, разочаровавшись в идеологии, опустился еще ниже на уровень одних только материальных интересов.

– Что сегодня больше всего беспокоит, если говорить о проблемах с образованием? Вроде бы не сильно поменялись учебники, вроде бы многие учителя остались еще с советского времени…

– Уровень очень снизился просто потому, что многие талантливые преподаватели, талантливые ученые уехали. Мы переживаем своего рода исход из России. Наша наука, наше образование в значительной своей части уехали в Америку, в Европу и там оказались очень востребованными. А на Родине наши ученые, инженеры не могут найти места, где будут реализованы их таланты.

Ну и смена парадигмы, как говорят. У нашего общества теперь другие ценности. Ученость, образованность теперь не в чести. Главный вопрос ни «во что ты веришь?», ни «чем ты занимаешься?», а «сколько ты получаешь? какой у тебя доход?».

– Это вопрос даже не столько о богатстве, сколько о том, как жить и работать на деньги, которые платят…

– Вопрос, конечно, важный: как жить, как семью свою содержать, где жить и как квартиру получить, но есть и другое. Даже если человек не думает об условиях жизни. Условий для работы нет! Нет того уровня науки, который был раньше. Прежде наша наука была на первом месте в мире, а сейчас нет.

– А что вы думаете о реформе Академии наук, которая проводится последние три года?

– Понятно, что имеет место застой. Он начался еще при советской власти. Возникли какие-то маргинальные направления в жизни Академии наук. Нельзя сказать, что не было причин ставить вопрос о реформах. Вопрос в том – какие реформы? Нужно же преобразовывать так, чтобы главное не потерять, чтобы стало лучше, а не хуже. Я не уверен, что это получается.

Академия наук является огромной структурой, которая накопила колоссальный научный потенциал, создала мощную научную школу. С ней обращаться легкомысленно нельзя. Школа всегда держится на старшем поколении, которое, может быть, уже не столь активно творчески, но является носителем бесценного опыта. И, как в семье уважают дедушку, бабушку, отца и мать, так и в любом учреждении, в любом обществе необходимо ценить старшее поколение. Кроме того, у старшего поколения есть имидж, что тоже очень важно.

– Есть ли сегодня какое-то взаимодействие между наукой церковной и наукой светской? Можете ли вы рассказать о каких-то интересных примерах?

– Есть, конечно. Больше всего это заметно в русской истории, потому что история России неразрывно связана с историей Русской Церкви. Эта связь была абсолютно забыта в советское время, и вся история России оказалась в значительной степени фальсифицирована. Сейчас этот пробел может быть восполнен, историки это понимают, они очень интересуются историей Церкви. Даже на историческом факультете МГУ открылась кафедра истории Церкви.

Подобным образом обстоит дело и на философском направлении. Философия при советской власти была настолько партийной дисциплиной, что теперь не просто вернуться к русской религиозной философии, но определенный задел есть. Русской религиозной философией занимаются теперь и в светских вузах. Многим в наше время интересна церковная наука, потому что она тоже движется вперед.

– При вашем самом активном участии удалось ввести теологию в список научных дисциплин ВАК, какое это имеет значение? Расскажете о том пути, который пришлось пройти?

– Без ложной скромности скажу, что это действительно главным образом результат работы нашего университета. Мы боролись с самого начала за то, чтобы исчезло противопоставление между светским образованием и образованием религиозным.

В прежнем законе «О свободе совести» было четко написано, что религиозное образование – это подготовка клириков, что, конечно, не может соответствовать действительности. Религиозным образованием является любое образование, которое основывается на религиозном мировоззрении. Такое образование при советской власти было полулегальным – оставались только три духовные школы, и их дипломы государством не признавались.

– То есть оно было в рамках только немногочисленных учебных учреждений?

– Только в семинариях и в духовных академиях. С огромными трудами нам удалось сделать религиозное образование вполне легитимным и доступным. Сегодня в программу светской школы включены «Основы православной культуры», существуют православные школы, православные вузы, кафедры теологии в светских вузах, разработан профессиональный государственный стандарт по теологии. Теперь теология есть и в системе ВАКа.

Принято решение об учреждении ученых степеней – кандидата и доктора теологии. Сейчас мы находимся на стадии создания православного диссертационного совета по теологии и экспертного совета по теологии в ВАКе. Значит, воздвигнутая Лениным и большевиками стена — декрет об отделении школы от Церкви – разрушена.

– Свято-Тихоновский университет много сделал в области изучения житий новомучеников и исповедников российских. Как вам кажется, на сегодняшний день стало ли почитание новомучеников, исповедников значимой составляющей нашей церковной жизни?

– Стало, но далеко не достаточно! Раньше я имел лишь приблизительное представление о том, в какой мере распространено почитание новомучеников. Осенью меня неожиданно назначили секретарем Синодальной комиссии по канонизации святых, и хотя я состою ее членом уже 18 лет, но на новой должности передо мной открылся другой горизонт.

Мы получаем каждую неделю пачку новых дел для рассмотрения в комиссии вопросов о канонизации ранее не канонизованных подвижников. Эти дела присылают из самых разных регионов епархиальные комиссии. Значит во многих епархиях эта работа идет, но, думаю, пока это – только начальная стадия.

– А в повседневной жизни? Вот я читаю, что мало детей называют именами новомучеников, мало всё равно люди знают, мало интересуются. Вы видите какой-то выход?

– В нашем храме много людей с именами новомучеников. Понемножку, конечно, расширяется почитание. С другой стороны, это же не так легко. Это то, что входит в сознание не неделями-месяцами, а годами-десятилетиями.

– Почему?

– Церковь, во-первых, слава Богу, консервативна. В Церкви очень большую роль играет традиция и привычка. Люди привыкли к почитанию святителя Николая, преподобного Сергия, преподобного Серафима, но как это произошло? Это складывалось десятилетиями, а то и веками! Например, преподобный Серафим был канонизирован через 70 лет, а священномученика Гермогена прославили только через 300 лет после кончины. Почитание крестителя Руси, князя Владимира как святого утвердилось только при Александре Невском. Хотя во многих княжествах его почитали святым уже в XI веке.

В сознании новых поколений почитание святости утверждается не быстро. Очень многое зависит от старшего поколения, а это современное старшее поколение было воспитано вне Церкви. Они не могут, не умеют передать почитание новомучеников, т.к. сами с детства их не почитали.

Протоиерей Владимир Воробьев

Помню, в детстве я как-то нашел дома фотографию 20-х годов прошлого века: посередине был изображен Патриарх Тихон, а рядом митрополиты Кирилл, Агафангел, Петр, архиепископы Федор (Поздеевский), Илларион (Троицкий) – ближайшие сподвижники Патриарха Тихона. Я спросил отца, и он мне рассказал о каждом из них, и я с детства их полюбил.

О канонизации тогда и мечтать было невозможно, а для меня они уже были святыми.

Нынешние родители часто не готовы передавать церковные традиции детям, не умеют воспитывать детей в церковном мировосприятии. Хочу заметить, что нередко они не могут даже научить детей молиться Богу. Либо заставляют детей ходить на всю всенощную, простаивать её целиком, либо, наоборот, разрешают им вообще не молиться.

– Как учить детей?

– Учить нужно, ориентируясь на возможности ребенка. Сначала приводить в Церковь причащаться, на праздники, постепенно ребенок врастает в церковную жизнь, и ему открывается ее полнота. Должны появиться интерес и желание. А современные родители часто отбивают охоту ходить в храм с детства.

– Сегодня немало говорят о новой популярности Сталина. Совсем недавно, 5 марта мы видели активное возложение венков, где-то даже иногда молебны служат. Вы сами наблюдаете ли что-то подобное и как, думаете, к этому стоит относиться сегодня?

– Я с этим непосредственно сталкиваюсь, конечно, мало, потому что большая часть моей жизни проходит в храме, в университете, у нас ничего такого нет. Но когда выйдешь на улицу, то приходится видеть портреты на окнах автобусов или еще где-нибудь, или в интернете читаю новости и узнаю о том, что происходит.

Отчасти это естественно, потому что наш народ, несмотря на все злодеяния сталинского режима, почувствовал при советской власти вкус некоторого равенства: в коммунальных квартирах жили почти все. Все могли лечиться бесплатно, образование было бесплатным для всех – и школьное, и высшее. Зарплаты – примерно одинаковые у большинства людей, по крайней мере, в одном масштабе.

Тогда было немыслимо, чтобы профессор или доктор наук получал в месяц 40 тысяч рублей, а ректор университета – 40 миллионов в год, т.е. примерно в 100 раз больше. Даже партийные чиновники столько не получали.

Нынешнее расслоение общества, когда люди разбогатели, получив, например, контроль над полезными ископаемыми, непонятно людям, помнящим ХХ век. Тогда нефть, газ или никель считались народным достоянием. Мы не знали, как доходы от них распределяются дальше, но у всех в сознание была заложена норма, что это – достояние народа. Доказательством тому служили равные возможности в обучении, в здравоохранении и так далее.

Конечно, неравенство очень болезненно воспринимается народом, особенно тогда, когда уровень жизни падает, и в то же время люди читают и видят, как расплодилась плеяда олигархов, и как коррупция проникла на все уровни жизни государства. Постоянно арестовывают министров, замминистров за хищения сотен миллионов долларов.

Подобная ситуация не может не влиять на народное сознание, и народ ищет выхода. Людям начинает казаться, что тогда было лучше, а про злодеяния советской власти многие уже не помнят или не знают.

– Еще, конечно, важнейший момент, что русский народ при Сталине выиграл войну. Нельзя сказать, что Сталин ее выиграл, ее русский народ выиграл, но, поскольку Сталин тогда возглавлял государство, ему многое приписывается, да?

– Ну да, хотя эта война одновременно является и трагедией русского народа, потому что масштаб наших потерь связан с отношением советской власти к своему народу. Сами немцы удивлялись, с какой безответственностью гнали русских солдат на верную смерть.

Суворов говорил: «воевать надо не числом, а уменьем». К сожаленью, нельзя сказать, что этот принцип соблюдался в Отечественной войне. Никогда в истории не было такого кровопролития. Сами же знаете, какое было количество убитых и раненых! Цифры русских потерь несоизмеримы ни с какими другими.

– Видите ли вы опасность в возрождении почитания Сталина?

– Да, конечно, потому что я знаю сталинский режим с другой стороны, знаю, чего стоила эта деспотия. Это был настоящий геноцид, политика советской, сталинской власти была антинародной, антицерковной, антирелигиозной. Атеизм всегда бывает гибельным для народа – и для культуры, и для традиционной нравственной жизни.

Государство должно быть на страже свободы граждан и охранять нравственность, а теперь по факту оказывается, что все больше предоставляется свободы для греха, для преступников, а нормы нравственности пересматриваются и отменяются. Это трагично.

– Можно несколько достаточно личных вопросов? На исповедь к вам всегда толпа! Помните ли вы своих чад? Как успеваете за несколько минут услышать и сказать самое важное?

– Большинство обычно исповедующихся у меня я хорошо знаю. Они приходят на исповедь достаточно регулярно. Поэтому сориентироваться, с кем как говорить, не очень трудно. С некоторыми людьми приходится говорить дольше, а многим живущим настоящей церковной жизнью не требуется подробная исповедь каждый раз, когда они хотят причаститься.

– Как вы снимаете напряжение рабочего дня?

– Когда я прихожу домой, меня обычно встречают внуки, бегут навстречу, радуются, что дедушка пришел. Все напряжение сразу проходит. Правда, скоро приходится снова садиться за компьютер, заниматься с электронной почтой, готовиться к следующему дню – всегда бывает много писем, документов и т.п.

– Радует ли вас весна?

– А почему бы она могла меня не радовать? Как может не радовать природа, красота Божьего творения? Все времена года по-своему хороши, но весна, когда вся природа оживает, расцветает, не может не радовать.

– Страшна ли смерть?

– Мы же знаем, что абсолютной, вечной смерти нет. Смерть – это одновременно переход или рождение в жизнь Царства Божия. Страшна поэтому не сама смерть, а греховность наша, неготовность предстать пред Богом.

– А бывает, что раздражаетесь на сотрудников и как боретесь с этим?

– Это нужно спросить моих сотрудников. Может быть, что раздражаюсь и не замечаю? Но вообще мне кажется, что раздражаться никогда нельзя, ни дома, ни на работе, вообще нигде. Нет у человека такого права. Разве мы сами без греха? Господь всем нам говорит: «Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем».

– Страшно ли вам за детей и внуков?

– Боюсь, что на их время могут выпасть тяжелые испытания. Но если у них будет крепкая вера в Бога, то с Богом ничего не страшно. Знаете, как поётся в Церкви: «Господь крепость людям Своим даст»?

– Как вы думаете, что нашему современному обществу может помочь снять ту озлобленность и агрессию, которой сегодня так много?

– Нужно больше заботы о народе. Нужно, чтобы в каждом учреждении, в каждой организации, будь то школа, вуз – чтобы везде люди друг друга больше уважали и больше любили, чтобы было теплее жить.

Наш русский народ не избалован, неприхотлив, ему не так много надо — только не обижать его. Сейчас обида нарастает, и это очень плохо. Нужна любовь к своему народу и к своей Родине. Этой любви нужно учить и в семье, и в школе. Чем можно воспитать детей? Только любовью. Если у учителя нет любви, то это не учитель. Если у врача нет любви, это не врач. Так же и здесь – если правящий класс не любит свой народ, то рано или поздно государство развалится.

Беседовали прот. Александр Ильяшенко и Анна Данилова. Фото: Анна Данилова.

Видео: Виктор Аромштам

Воробьёв, Владимир Егорович

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Воробьёв; Воробьёв, Владимир.

Владимир Воробьёв

Дата рождения

11 сентября 1937

Место рождения

  • Ленинград, РСФСР, СССР

Дата смерти

21 декабря 1999 (62 года)

Место смерти

  • Санкт-Петербург, Россия

Гражданство

  • СССР
  • Россия

Профессия

Годы активности

1967—1999

Театр

Ленинградский театр имени Ленинского комсомола
Ленинградский театр музыкальной комедии

Награды

IMDb

ID 0903505

Владимир Егорович Воробьёв (1937—1999) — советский и российский киноактёр, режиссёр театра и кино, сценарист, педагог. Главный режиссёр Ленинградского театра музыкальной комедии (1972—1988). Родоначальник жанра российского театрального мюзикла на советской сцене. Первый постановщик мюзиклов А. Колкера по трилогии А. Сухово-Кобылина «Свадьба Кречинского», «Дело» (на сцене Ленинградского театра музыкальной комедии) и «Смерть Тарелкина» (в качестве телевизионного режиссёра спектакля Г. А. Товстоногова АБДТ им. М. Горького). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1978).

Родился 11 сентября 1937 года в Ленинграде. Родители — крестьяне Тверской губернии. Отец — Егор Дмитриевич Воробьёв (1911, Старица — 1942, Ленинградская область), погиб во время Великой Отечественной войны под Ленинградом. Мать — Анастасия Григорьевна Воробьёва, урождённая Ильина (1907, деревня Тимошкино Старицкого уезда — 1984, Ленинград). Окончил Ленинградский Кораблестроительный институт (1960), затем Ленинградский театральный институт имени А. Н. Островского (ныне СПГАТИ) (1963—1968), курс н.а. СССР Г. А. Товстоногова.

После окончания Кораблестроительного института три года (1960—1963) работал по распределению в Новой Голландии в ЦНИИ-45 имени академика Крылова.

Работал в Ленинградском театре имени Ленинского комсомола (сентябрь 1967— февраль 1972). С 1969 по 1971 гг. — художественный руководитель Ленинградского Ленкома (совместно с Юрием Ермаковым и Александром Товстоноговым). В марте 1972 года, после прихода в Ленинградский театр им. Ленинского комсомола в качестве нового главного режиссёра Геннадия Опоркова, художественное руководство молодого «триумвирата» было отстранено. Владимир Воробьёв (при поддержке Г. А. Товстоногова) был назначен главным режиссёром Ленинградского театра музыкальной комедии. В течение 15 лет (1972—1988) возглавлял этот театр, выведя его в разряд одного из самых интересных театров России.

Создатель жанра русского мюзикла в советском театре.

Он вёл свой не боящийся несчастий корабль мимо разукрашенной волшебным фонарём лёгкой яхты Гинзбурга, борт о борт проходил с линкором «Захаров», далеко оставляя за собой добротную шхуну старого Фрида.

Его новаторские постановки 70—80-х гг. XX века определили развитие жанра мюзикла в России. Первый постановщик мюзиклов А. Колкера «Свадьба Кречинского» и «Дело» (по пьесам А. Сухово-Кобылина), «Отражения», «Мерси, или Старинный водевиль», «О бедном гусаре», «Ордер на убийство», «Трудно быть сержантом», «Труффальдино».

С 1989 по 1999 год, после вынужденного ухода из Ленинградского театра музкомедии, работал в БДТ им. М. Горького (спектакль «Визит старой дамы» по пьесе Ф. Дюррематта, н.а. СССР В. П. Ковель — Клер Цеханесян, н.а. СССР О. В. Басилашвили — Илл), Александринском театре (спектакли «Хозяйка гостиницы» К. Гольдони и «Колпак с бубенчиками» Л. Пиранделло), ставил спектакли в Санкт-Петербургском Театре комедии («Ночь в Венеции», «Дамы и гусары» (постановка не осуществилась) и театре «Русская антреприза» имени Андрея Миронова («Очи страстные», по мотивам ранних рассказов Максима Горького, н.а. России Л. В. Неведомский — Макар Чудра).

В 1990 году приглашался В. Плучеком в Московский академический театр сатиры на постановку спектакля «Свадьба Кречинского» с А. Ширвиндтом в главной роли, с тем, чтобы, в случае успеха, возглавить этот театр. Категорически отказался от предложения по творческим соображениям.

Постановщик телефильмов «Свадьба Кречинского», «Труффальдино из Бергамо» и «Остров сокровищ» (3 серии) на российском телевидении. Как кинорежиссёр снял кинофильм «Когда святые маршируют».

Снимался в кино в качестве актёра, сыграл главную роль Семёна Мочалкина в фильме «Браслет-2» (партнёр — Олег Жаков, роль озвучивал Олег Борисов, позже сыгравший роль Джона Сильвера в фильме В. Е. Воробьева «Остров сокровищ»). Широко известен российским зрителям по исполнению роли пирата Джорджа Мерри в собственной телеверсии романа Р. Л. Стивенсона «Остров сокровищ».

Трагически погиб 21 декабря 1999 года: был убит хулиганами на пороге собственного дома. Похоронен в Санкт-Петербурге на Волковском кладбище.

В 2007 году писателем, журналистом и актрисой Татьяной Москвиной был снят двухсерийный фильм «Пропавший театр», посвященный судьбе и творчеству режиссёра.

Основатель петербургской театральной династии.

  • Сын — Константин Воробьёв (род. 1960), артист театра и кино, з. а. России, актёр Санкт-Петербургского Молодежного театра на Фонтанке (невестка — Ольга Самошина (род. 1960), артистка театра и кино, актриса Санкт-Петербургского театра на Литейном, з.а. России);
  • Сын — Дмитрий Воробьёв (род. 1965), артист театра и кино, з. а. России, актёр БДТ им. Г. А. Товстоногова (невестка — Воробьёва (Сушко) Виктория Викторовна, артистка театра и кино, актриса Александринского театра);
  • Внучка — Полина Воробьёва (род. 1988), артистка театра и кино, актриса Санкт-Петербургского театра «Мастерская» под руководством лауреата Государственной премии Г. М. Козлова;
  • Внук — Воробьёв Арсений Дмитриевич, артист театра и кино
  • Внук — Воробьёв Данила Дмитриевич

Постановки в театре

Ленинградский театр имени Ленинского комсомола

  • «Зримая песня», спектакль-концерт в 2-х отделениях (постановка совместно с Ефимом Падве, художественный руководитель постановки Г. А. Товстоногов), с участием артистов Аллы Балтер, Виктора Костецкого, Вадима Яковлева, Виктора Ильичёва, Владимира Лосева.
  • «Вестсайдская история», муз. Леонарда Бернстайна, пьеса Артура Лорентса. Музыкально-драматическая поэма в 3-х действиях (Художественный руководитель постановки Г. А. Товстоногов). С участием артистов Эммануила Виторгана, Аллы Балтер, Вадима Яковлева, Виктора Костецкого, Виктора Ильичёва, Петра Горина, Инны Слободской, Владимира Тыкке
  • «Дансинг в ставке Гитлера», по мотивам одноимённой повести Анджея Брыхта (с использованием музыки Гэлта Макдермота из мюзикла «Волосы»)
  • «Дни Турбиных» М. А. Булгакова

Ленинградский театр музыкальной комедии

  • «Как сделать карьеру», муз. Фрэнка Лессера. Премьера состоялась 31 декабря 1972 года
  • «Свадьба Кречинского». По мотивам одноименной пьесы А. В. Сухово-Кобылина, мюзикл Александра Колкера. Премьера состоялась 7 июня 1973 года
  • «Охтинский мост» по повести А. Драбкиной, муз. В. Лебедева, стихи Р. Казаковой, Г. Горбовского, Б. Ахмадулиной, Д. Бобышева. Премьера состоялась 6 ноября 1973 года
  • «Мерси, или старинный водевиль» по мотивам повести Б. Окуджавы «Похождение Шипова», муз. Виталия Гевиксмана. Премьера состоялась 1 марта 1975 года
  • «Отражение», муз. А. Колкера, песни военных лет. Ленинградская поэтория в 2 частях. Часть первая «Ладожский лёд», часть вторая «Жар-птица». Премьера состоялась 8 мая 1975 года
  • «Прощай, Арбат!», муз. С. Баневича по мотивам повести А. Гайдара «Судьба барабанщика», либретто Т. Калининой. Премьера состоялась 11 апреля 1976 года
  • «Бабий бунт», муз. Е. Птичкина, либретто К. Васильева и М. Пляцковского по мотивам ранних рассказов М. Шолохова. Художественный руководитель постановки. Постановка — В. И. Бутурлин. Премьера состоялась 29 декабря 1976 года
  • «Труффальдино», по мотивам комедии Карло Гольдони «Слуга двух господ», муз. А. Колкера. Премьера состоялась 10 апреля 1977 года
  • «Дело» по мотивам одноименной пьесы А. В. Сухово-Кобылина, мюзикл Александра Колкера. Премьера состоялась 16 октября 1977 года
  • «Прекрасная Елена», муз. Ж. Оффенбаха, пьеса В. Константинова, Б. Рацера. Премьера состоялась 7 июня 1978 года
  • «Разбитое зеркало, или Новая опера нищих», зонг-опера А. Журбина, либретто В. М. Дреера. Премьера состоялась 2 февраля 1979 года
  • «Летучая мышь», муз. И. Штраусa, либретто Н. Эрдмана и М. Вольпинa. Премьера состоялась 27 сентября 1979 года
  • «Свадьба с генералом», муз. Евгения Птичкина, либретто Кима Рыжова по мотивам рассказов А. П. Чехова. Премьера состоялась 4 ноября 1980 года
  • «Влюблённые обманщики», муз. Й.Гайдна. Музыкальный фарс в 2 частях по комической опере И. Гайдна «Аптекарь». Либретто по пьесе К. Гольдони и интермедии Юрия Димитрина в редакции театра. Режиссёр Кирилл Стрежнев. Премьера состоялась 8 ноября 1981 года
  • «Трудно быть сержантом», театрализованное шоу с одним перерывом по одноимённой повести М. Химена. Музыка американских композиторов. Либретто Дм. Иванова и Вл. Трифонова. Премьера состоялась 6 декабря 1981 года
  • «Ордер на убийство», музыкальная притча по мотивам фантастического рассказа Р. Шекли. Музыка из репертуара ансамбля «Битлз». Либретто В. Воробьёва и Бориса Гершта. Премьера состоялась 4 декабря 1983 года
  • «Приключения Тома Сойера» по одноимённому роману М. Твена, муз. С.Баневича
  • «Путешествие Нильса с дикими гусями» по книге С.Лагерлёф Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями, муз. В. Шаинского. Художественный руководитель постановки. Постановка Маргарита Туговиковой. Премьера состоялась в 1984 году
  • «Старик Хоттабыч» по одноимённой книге Л. Лагина, муз. Г. Гладкова. Художественный руководитель постановки. Режиссёр — В. К. Кириллов. Ассистент режиссёра — исполнитель роли старика Хоттабыча Арташес Араратян
  • «Фраскита», муз. Ф. Легара. Режиссёры Кирилл Стрежнев и Маргарита Туговикова. Премьера состоялась 19 мая 1985 года
  • «Бранденбургские ворота», муз. «А. Владимиров» (В. Воробьёв, M. Gendel) по мотивам пьесы М. Светловa, либретто В. Е. Воробьёва. Премьера состоялась 30 апреля 1985 года
  • «О бедном гусаре…», муз. А. Петрова, пьеса Г. Горина, Э. Рязанова, Татьяны Калининой. Премьера состоялась 30 июня 1986 года
  • «Ящерица» Муз. В. Воробьёв, M. Gendel, Мюзикл по мотивам одноимённой пьесы А. Володина, либретто А. Володина. Премьера состоялась 20 июня 1987 года

БДТ

  • «Визит старой дамы» Ф. Дюрренматта (1989)
  • «Смерть Тарелкина» А. Колкера (1991, режиссёр-постановщик телевизионной версии спектакля Г. А. Товстоногова на Ленинградском телевидении).

Александринский театр

  • «Колпак с бубенчиками» Л. Пиранделло
  • «Хозяйка гостиницы» К. Гольдони

Театр Комедии Акимова

  • «Ночь в Венеции» по пьесе Итало Тердзоли и Энрико Вайме «Женщина в подарок». Муз. Берто Пизани. Спектакль-бенефис к 45-летию творческой деятельности Игоря Дмитриева — Марио Антониотти. Премьера состоялась 6 июля 1995 года;
  • «Дамы и гусары» Алекса́ндра Фре́дро, муз. И. Рогалёва (1999, 16 и 17 декабря 1999 года состоялись первые репетиции Владимира Воробьёва с Игорем Дмитриевым и Михаилом Светиным. Премьера назначена на 15 июня 2000 года. Постановка спектакля не была закончена из-за гибели режиссёра. Спектакль заново поставил режиссёр А. Петров)

Театр имени В. Ф. Комиссаржевской

  • «Бумбараш», музыкальная притча в 2-х частях по мотивам одноимённой повести А. Гайдара, инсценировка Е. Митько и Ю. Михайлова, режиссёр — Виктор Костецкий (с участием Андрея Урганта — Гаврилы, Валерия Дегтяря — Бумбараша, Александра Галибина — Лёвки, Татьяны Самариной — Софьи Николаевны, Александра Вонтова — Яшки, Анатолия Горина — Мельника и матери Ивана Урганта актрисы Валерии Киселёвой в роли Серафимы). Премьера состоялась в 1977 году
  • «Игры в Эльсиноре, или Убийство Гонзаго» Н. Йорданова, 1992 г.
  • «Прощай, клоун!» по мотивам киносценария Ф. Феллини «Дорога» (с участием Бориса Соколова и Татьяны Кузнецовой — Джельсомины), 1997 г.

«Русская антреприза» имени Андрея Миронова

  • «Очи страстные» по рассказу Максима Горького «Макар Чудра» (с участием Леонида Неведомского и «Кавалер-дуэта» в составе Владимира Балагина и Анатолия Коптева).

Тюменский драматический театр

  • «Мирандолина», по мотивам пьесы К. Гольдони «Хозяйка гостиницы». Премьера состоялась 14 октября 1994 года
  • «Ангелы в Париже» А.Франса, автор пьесы В. Е. Воробьёв, муз. А. Дольского, В. Воробьёва. Премьера состоялась в 1995 году
  • «Одержимая любовью» по пьесе Ф. Кроммелинка «Холодно и горячо или идея господина Дома». Премьера состоялась 18 июня 1999 года

Фильмография

Актёр

  • 1967 — «Браслет-2» — Семён Мочалкин (роль дублировал Олег Борисов)
  • 1982 — «Остров сокровищ» — Джордж Мерри, пират
  • 1985 — «От зарплаты до зарплаты» — Сергей Васильевич Юрченко, замдиректора
  • 1986 — «Фуэте» — секретарь обкома партии
  • 1986 — «Знаю только я» — Женя
  • 1987 — «Необыкновенные приключения Карика и Вали» — полковник милиции

Режиссёр

  • 1974 — «Свадьба Кречинского»
  • 1976 — «Труффальдино из Бергамо»
  • 1982 — «Остров сокровищ» (3 серии)
  • 1990 — «Когда святые маршируют»

Сценарии

  • 1970 — «В те дни»
  • 1972 — «Табачный капитан»
  • 1974 — «Свадьба Кречинского»
  • 1976 — «Труффальдино из Бергамо»

Источники и примечания

  1. 1 2 Лена Вестергольм. «Ты всегда хотел стать капитаном, Джордж Мерри!». Петербургский театральный журнал. № 8, 1995
  2. Татьяна Москивна. «О Владимире Воробьёве». Телевизионный фильм Т. В. Москвиной «Пропавший театр». 1 серия, 2007 год
  3. Владимир Чуров. Корзина со старыми театральными программками. — М.: Кучково поле, 2011. — ISBN 978-5-9950-0162-1 — с. 177.
  4. Владимир Чуров. Корзина со старыми театральными программками. — М.: Кучково поле, 2011. — ISBN 978-5-9950-0162-1 — с. 178.
  5. Владимир Чуров. Корзина со старыми театральными программками. — М.: Кучково поле, 2011. — ISBN 978-5-9950-0162-1 — с. 18-23.
  6. «Памяти Владимира Воробьёва» — статья в Петербургском театральном журнале
  7. Александр Колкер. «О Владимире Воробьёве». Телевизионный фильм Т. В. Москвиной «Пропавший театр». 2 серия, 2007 год
  8. Лена Вестергольм. «Ты всегда хотел стать капитаном, Джордж Мерри!». Петербургский театральный журнал. № 8, 1995
  9. Юркин А. Его душа витает над островом сокровищ. Архангельск. 18 марта 2000 (50)
  • Лена Вестергольм. «Ты всегда хотел стать капитаном, Джордж Мерри!». Петербургский театральный журнал. № 8, 1995
  • Владимир Воробьёв. Умереть за зрителя
  • Юлия Коваленко. Владимир Воробьев. Отраженный в фантастическом реализме. Lambert Academic Publishing. 2013. 548 с. ISBN 978-3-659-38624-4

>Владимир Воробьев

Краткая биография

В 1989 году Владимиру Воробьеву пришлось уйти из Ленинградского театра, и он устроился работать в Большой Драматический театр им. М. Горького. Там он выступил сценаристом спектаклей «Визит старой дамы», «Смерть Тарелкина». Также Владимир Воробьев работал в Александринском театре, где ставил пьесы «Колпак с бубенчиками», «Хозяйка гостиницы». Помимо этого, известный режиссер работал в Санкт-Петербургском театре комедии (спектакль «Ночь в Венеции»), театре «Русская антреприза» им. А. Миронова («Очи страстные»).

Кроме работы в театре, Владимир Воробьев являлся постановщиком кинофильмов. Среди его работ есть такие картины, как «Труффальдино из Бергамо», «Остров сокровищ», «Свадьба Кречинского», «Пока святые маршируют». Также с участием Владимира вышел фильм «Браслет — 2», еще он появился в собственной работе «Остров сокровищ» по роману Л. Стивенсона, где играл в роли пирата Джорджа Мерри.

В декабре 1999 года Воробьев погиб в результате разбойного нападения возле дома, где он жил.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *