Владимир богоявленский митрополит

Владимир богоявленский митрополит

Первый из священномучеников русской Церкви в архиерейском сане новейшего времени митрополит Киевский и Галицкий Владимир (в миру Василий Никифорович Богоявленский) родился 1 января 1848 года в семье благочестивого священника села Малые Моршки Моршанского уезда Тамбовской губернии. Закончив Тамбовскую семинарию, Василий Богоявленский отправляется в Киев, где в 1870 году поступает в Духовную академию, которую заканчивает в 1874 г.

31 января 1882 года Василий Никифорович был рукоположен во священника и определен к соборной Покровской церкви г.Козлова; вскоре отец Василий становится настоятелем приходской церкви В том же году он получает набедренник, а в 1883 году назначается благочинным городских церквей города Козлова и награждается скуфьей. Снискав всеобщую любовь, отец Василий, которого постигло тяжелое горе — потеря жены и ребенка, нашел утешение в этой любви и, посвятив себя служению Церкви, принял иночество с именем Владимира. Постриг состоялся 8 февраля 1886 года. А на следующий день иеромонах Владимир был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Троицкого монастыря в г.Козлове.Новую свою должность архимандрит Владимир исполнял всего несколько месяцев. В октябре 1886 года он был назначен настоятелем первоклассного Антониева монастыря в Великом Новгороде, а через два с небольшим года — викарием новгородской епархии в сане епископа Старорусского. Хиротония, возглавленная митрополитом Санкт-Петербургским Исидором, состоялась в Александро-Невской лавре 3 июня 1888 года.

19 января 1891 года преосвященный Владимир был назначен епископом Самарским. Весьма непродолжительное (менее двух лет) самарское служение отмечено было снискавшими владыке уважение и всеобщую любовь архипастырскими трудами. Благодаря деятельному участию владыки, который изыскивал средства, в Самаре построено было 10 храмов. Он проявлял постоянную попечительскую заботу о лицах духовного звания, особенно о престарелых, немощных и нуждающихся. 18 октября 1892 года преосвященный Владимир был назначен экзархом Грузии с возведением в сан архиепископа Карталинского и Кахетинского. Назначение высокопреосвященного митрополита Владимира в Москву состоялось 21 февраля 1898 года, а 28 марта того же года он вступил в управление епархией.

По своему положению митрополита Московского владыка принимал участие в заседаниях Святейшего Синода, а по причине болезни его первенствующего члена Петербургского митрополита Антония замещал его. После кончины митрополита Антония владыка Владимир был назначен митрополитом Петербургским, ему было присвоено звание и были переданы права первенствующего члена Святейшего Синода.22 декабря 1915 года митрополит Владимир вступил в управление Киевской епархией.После прибытия в Киев митрополит Владимир принял живое участие в подготовке, а затем, будучи почетным председателем, в деяниях Украинского церковного собора, работу которого прервала начавшаяся на Украине гражданская война.22 января 1918 года большевики начали обстреливать Киев, а к вечеру 23 января овладели Лаврой с варварством и насилием, превзошедшим монгольские при разорении ими Киева и Лавры в 1240 году. Владыка Владимир не покинул обитель и продолжал, оставаясь внешне спокойным, вести обычный образ жизни и даже заниматься литературным трудом.Вечером 25 января пятеро вооруженных солдат во главе с матросом ворвались в покои владыки и, дав ему на сборы немногим больше получаса, вывели митрополита Владимира сначала на лаврский двор, а затем за Экономические ворота Лавры.В свою предсмертную минуту в молитве к Господу митрополит просил и о прощении своих убийц. Благословляя их обеими руками, владыка принял мученическую кончину: в акте медицинского осмотра тела убиенного митрополита зафиксировано, что архипастыря расстреливали разрывными пулями и кололи холодным острым оружием.

Память священномученика Владимира, митрополита Киевского и Галицкого, совершается 25 января, в день мученической кончины, а также в воскресенье после 25 января — в день Собора новомучеников и исповедников Российских.

(память 25 января/7 февраля)

Первый из священномучеников русской Церкви в архиерейском сане новейшего времени митрополит Киевский и Галицкий Владимир (в миру Василий Никифорович Богоявленский) родился 1 января 1848 года в семье благочестивого священника села Малые Моршки Моршанского уезда Тамбовской губернии.

Начальное и среднее образование получил в Тамбове. На всю жизнь у него осталась благодарность к своим первым наставникам. Митрополит Евлогий (Георгиевский) рассказывал: “Он любил вспоминать детство, идеализировал семинарию, своих учителей…”
Закончив Тамбовскую семинарию, Василий Богоявленский отправляется в Киев, где в 1870 году поступает в Духовную академию.
По окончании академии в 1874 году В. Н. Богоявленский, проявивший замечательные способности и получивший звание кандидата богословия, был рекомендован на кафедру церковнославянского языка и славянских наречий. Ему предстояла заграничная командировка для усовершенствования в знаниях, а затем ученая деятельность. Но Промыслом Божиим ему был приуготовлен более высокий путь служения Церкви и народу. На кафедру был определен В Н Малинин, впоследствии выдающийся ученый, а В. Н Богоявленский получил назначение преподавателем в родную Тамбовскую семинарию.

31 января 1882 года Василий Никифорович был рукоположен во священника и определен к соборной Покровской церкви г. Козлова; вскоре отец Василий становится настоятелем приходской церкви В том же году он получает набедренник, а в 1883 году назначается благочинным городских церквей города Козлова и награждается скуфьей.

В Козлове проявились богатые духовные задатки и административные способности отца Василия. Здесь он показал себя и как замечательный проповедник, и как ревностный благочинный. Снискав всеобщую любовь, отец Василий, которого постигло тяжелое горе — потеря жены и ребенка, нашел утешение в этой любви и, посвятив себя служению Церкви, принял иночество с именем Владимира. Постриг состоялся 8 февраля 1886 года. А на следующий день иеромонах Владимир был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Троицкого монастыря в г. Козлове.

Новую свою должность архимандрит Владимир исполнял всего несколько месяцев. В октябре 1886 года он был назначен настоятелем первоклассного Антониева монастыря в Великом Новгороде, а через два с небольшим года — викарием новгородской епархии в сане епископа Старорусского. Хиротония, возглавленная митрополитом Санкт-Петербургским Исидором, состоялась в Александро-Невской лавре 3 июня 1888 года.

В звании новгородского викария преосвященный Владимир оставался около двух с половиной лет, проявляя редкостную отзывчивость на все духовные и материальные нужды паствы и духовенства. Его отличала простота, общедоступность, любовь к церковной уставности и учительности.

С апостольским усердием святитель Владимир проповедовал слово Божие, подвигая к тому новгородское духовенство. По отзывам присутствовавших на проповедях владыки, “простая, безыскусная форма речи была согрета огнем такой глубокой искренности, что производила изумительное впечатление, неотразимо увлекая слушателей. Неудивительно, что церковь, где проповедовал владыка, была всегда полна”.

19 января 1891 года преосвященный Владимир был назначен епископом Самарским. Весьма непродолжительное (менее двух лет) самарское служение отмечено было снискавшими владыке уважение и всеобщую любовь архипастырскими трудами. Он возбудил перед высшей церковной властью ходатайство об открытии миссии для приведения ко Христу еще не вступивших в церковную ограду; учредил в Самаре “Алексеевское религиозно-просветительское братство”, которого сам был почетным председателем; открыл в городской думе бесплатные вечерние чтения религиозного содержания; обратил внимание на развитие и правильную постановку катехизических поучений; устраивал для любителей духовного просвещения чтения в залах семинарии. Особо заботился владыка о распространении церковных женских школ для поддержания роли женщины в русской семье.

Много внимания владыка уделял и благолепию церковного богослужения. Любил служить весьма часто, и даже в самых отдаленных самарских храмах. Предписывал через благочинных вводить ревностное соблюдение канонов богослужения и особо церковного пения и чтения.

Благодаря деятельному участию владыки, который изыскивал средства, в Самаре построено было 10 храмов. Он проявлял постоянную попечительскую заботу о лицах духовного звания, особенно о престарелых, немощных и нуждающихся.

В дни бедствий владыка делал все возможное для облегчения положения народа. Когда в Самарской губернии разразился голод, были учреждены епархиальные комитеты, работавшие совместно с губернскими и уездными властями. При монастырях и состоятельных храмах были устроены столовые и чайные; в школах учащихся кормили бесплатно. Владыка направлял повсюду воззвания о помощи, обращался в Петербург, посылая туда образцы “голодного хлеба”.

Когда же вспыхнула холера, владыка проводил богослужения, ободрял болящих и отчаявшихся, содействовал получению населением врачебной помощи, являясь в эти тяжелые времена крепкой нравственной опорой для самарцев.

18 октября 1892 года преосвященный Владимир был назначен экзархом Грузии с возведением в сан архиепископа Карталинского и Кахетинского.

За пять с небольшим лет управления Грузинским экзархатом владыка Владимир вознес на дотоле небывалую высоту духовное просвещение народа. При нем было введено произнесение проповедей за богослужением и проведение внебогослужебных собеседований с паствой; было открыто более трехсот церковно-приходских школ и устроена духовная семинария в Кутаиси; проводилась огромная работа с раскольниками и сектантами, а также с представителями других национальностей и конфессий на предмет привлечения к Православию. Было построено и возобновлено более ста храмов, в том числе много старинных, к этому времени заброшенных.

Большие тяготы испытал владыка Владимир в связи с упадком веры в части грузинского духовенства и всплеском национализма. Но даже сталкиваясь с клеветой и угрозами собственной жизни, он оставался любящим пастырем и неустанным подвижником.
Апогеем архиерейского служения митрополита Владимира стала московская кафедра.

Назначение высокопреосвященного митрополита Владимира в Москву состоялось 21 февраля 1898 года, а 28 марта того же года он вступил в управление епархией.

Здесь, в полном сознании своей ответственности, руководимый идеей возрастания духовной жизни, владыка продолжил свои труды.
Простой в обращении со всеми, но твердый и настойчивый в требованиях и распоряжениях, он в особенности желал, чтобы все столичное духовенство как можно ближе стояло к народу, чаще совершало богослужения и проповедовало. Для усиления и оживления пастырской деятельности митрополит Владимир открывал новые вакансии при столичных приходах и назначал священников. Были введены богослужебные беседы с раздачей религиозно-назидательных брошюр, религиозно-просветительские чтения для народа, для детей бедных, для учащихся низших и средних школ, специальные чтения для фабричных рабочих в народных домах и публичные богословские чтения для интеллигенции. Владыка учредил четыре должности епархиальных миссионеров, завел специальные миссионерские беседы, открыл многочисленные миссионерские курсы, начало которым положили курсы, основанные в здании Преображенской церковно-приходской школы, куда владыка сам приезжал, чтобы проверить успехи курсистов из числа фабричных рабочих. Он устраивает народно-церковные хоры, создает множество просветительских и благотворительных учреждений: миссионерское братство во имя Воскресения Христова и его отделы в епархии; специальный Московский епархиальный миссионерский совет; братство святителя Алексия при Чудовом монастыре; расширяет деятельность противорасколь-ничьего Братства святителя Петра, открывает ежегодные епархиальные миссионерские курсы для духовенства епархии. Для отражения натиска сектантства владыка учреждает Златоустовский религиозно-философский кружок учащихся и женские богословские курсы. В 1907 году он добивается открытия в Московской духовной академии специальной кафедры истории и обличения сектантства. Такая кафедра была открыта не только в Московской, но и во всех других академиях, что являлось величайшей заслугой митрополита Владимира перед Церковью, деятельность которого стала выходить далеко за пределы Московской епархии.

Всемерно заботясь о народной нравственности, владыка Владимир вел борьбу с пьянством. Московское епархиальное Общество борьбы с пьянством, его многочисленные отделы, его издательская журнальная и прочая деятельность, проведение первого, проходившего под покровом Церкви Всероссийского съезда практических деятелей по борьбе с алкоголизмом, потребовавшее немалых средств и усилий, — все это происходило по инициативе высокопреосвященного митрополита Владимира и при его личном трудническом и материальном участии.

Митрополит Владимир содействовал открытию благотворительных обществ, богаделен, приютов. Постоянной заботой владыки было единение паствы с пастырями на основах истинной православной церковности. С этой целью он благословил создание Братства святителей Московских. Братство помещалось в обители владыки — Чудовом монастыре и всегда получало от своего архипастыря любовь и попечение. Духовенство московской епархии получило полную возможность братских собраний для совместного служения Церкви. Для проведения всей этой сложной и многообразной деятельности, под все эти многочисленные учреждения с их книжными складами, канцеляриями, библиотеками, заседаниями, собраниями требовались помещения. Стараниями владыки в центре Москвы вырастает Епархиальный дом и при нем — прекрасная церковь святого князя Владимира.

Преданный делу апостольского служения и благотворительности, преосвященный Владимир глубоко сознавал значение печатного слова. Он откликался на все насущные вопросы своего времени, касавшиеся государства, общества, семьи, богатых и бедных, труда и капитала, религии и морали, веры и науки, веры и неверия, трезвости, церковной дисциплины. Издавал и распространял бесплатно тысячи брошюр и листков. Особенной любовью всех без различия возраста и образования пользовалось сочинение владыки “Евангелие детства”. В то время оно было единственным и весьма ценным пособием по религиозно-нравственному воспитанию детей.
В конце 1911 года владыка основал церковно-общественный журнал “Голос Церкви”, способствовавший духовному общению пастырей и паствы и сформировавший большую духовную семью сотрудников и читателей.

По своему положению митрополита Московского владыка принимал участие в заседаниях Святейшего Синода, а по причине болезни его первенствующего члена Петербургского митрополита Антония (Вадковского, f 2 ноября 1912 г.) замещал его. После кончины митрополита Антония владыка Владимир был назначен митрополитом Петербургским, ему было присвоено звание и были переданы права первенствующего члена Святейшего Синода.

Три года продолжалось служение владыки на Петербургской (с начала первой мировой войны — Петроградской) кафедре. В это насыщенное исключительными событиями время архипастырь подвергался ожесточенным нападкам крайне возбужденного общественного мнения. Не только в публичных собраниях, но и в периодической печати главу Всероссийской иерархии обвиняли, с одной стороны, в подчинении церковного служения интересам политики, а с другой, — в том, что он недостаточно решительно и смело осуждает нестроения в церковной и общественной жизни российского государства. Однако именно твердость убеждений и прямолинейность, особенно ярко проявившиеся, когда владыка попытался изложить свое мнение относительно деятельности Распутина, сделала митрополита Владимира неугодным в Петрограде, он попал в немилость и в ноябре 1915 года был переведен в Киев, и назначен митрополитом на место скончавшегося митрополита Флавиана (Городецкого, † 4 ноября 1915 г.), с сохранением звания и прав первенствующего члена Святейшего Синода.

22 декабря 1915 года митрополит Владимир вступил в управление Киевской епархией. Но оставался в Киеве недолго. Для участия в заседаниях Святейшего Синода 7 января 1916 года он выехал в Петроград, где находился почти безотлучно, а с открытием в Москве 15 августа 1917 года Всероссийского церковного собора, будучи его почетным председателем, проживал там до самого отъезда в свою епархию в ноябре того же года.

Организованный в это время в Киеве комитет по созыву всеукраинского церковного собора стал как бы “временным правительством” украинской православной церкви. Комитет постановил не допускать митрополита Владимира в Киев. В ответ на действия новоявленного комитета 24 ноября в Киеве состоялось многочисленное собрание союза приходских православных советов. Собрание решительно высказалось против антиканонической попытки создать автокефальную украинскую церковь и признало нежелательным пребывание киевского митрополита вне Киева в такое тревожное время.

После прибытия в Киев митрополит Владимир принял живое участие в подготовке, а затем, будучи почетным председателем, в деяниях Украинского церковного собора, работу которого прервала начавшаяся на Украине гражданская война.

22 января 1918 года большевики начали обстреливать Киев, а к вечеру 23 января овладели Лаврой с варварством и насилием, превзошедшим монгольские при разорении ими Киева и Лавры в 1240 году. Владыка Владимир не покинул обитель и продолжал, оставаясь внешне спокойным, вести обычный образ жизни и даже заниматься литературным трудом.

Вечером 25 января пятеро вооруженных солдат во главе с матросом ворвались в покои владыки и, дав ему на сборы немногим больше получаса, вывели митрополита Владимира сначала на лаврский двор, а затем за Экономические ворота Лавры.

В свою предсмертную минуту в молитве к Господу митрополит просил и о прощении своих убийц. Благословляя их обеими руками, владыка принял мученическую кончину: в акте медицинского осмотра тела убиенного митрополита зафиксировано, что архипастыря расстреливали разрывными пулями и кололи холодным острым оружием.

Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России, назвал мученическую смерть митрополита Владимира “жертвою благовонною во очищение грехов матушки-России”. Митрополит Арсений (Стадницкий) добавляет: “Основной стихией его духовной жизни являлось смирение мытаря, а не фарисея, — то истинное смирение, которое состоит в сознании своих немощей. И на нем исполнились слова Спасителя: «Смиряяй себе, вознесется». Он был вознесен на такую высоту, какая только возможна в положении иерарха.

Но это смирение, эта скромность, застенчивость соединены были в нем с горением духа. На нем исполнились слова святого апостола Павла: «Работайте Господеви, духом горяще». Он действительно горел духом, пламенея ревностью по Дому Божию. Он указывал, что под Церковь Христову подкапываются многочисленные враги ее, что страдания Христа повторяются в страданиях Церкви Христовой, которая есть Тело Его. Подобно Христу, пред страданиями Своими призывавшему учеников к бодрствованию и молитве, чтобы не впасть в искушение, и он призывал всех верующих, а наипаче пастырей, чтобы они не спали и почивали, а выступали на духовную борьбу с темными силами века сего. Горение духа обнаруживалось и в том, что он хотел, чтобы заветы Христовы были усвоены всеми христианами, чтобы они были христианами не по имени только, а на самом деле.

На свое служение он смотрел как на послушание, которое должен исполнить до конца, твердо и непоколебимо, подобно истинному воину, стоя на своем посту даже до смерти. И никто из знающих его не обвинит его в том, что он гнулся семо и овамо. Он шел по прямому пути, и на светлом челе его нет пятна приспособляемости. Он кровью оросил служение Русской Церкви и ничего не уступил из своего долга. И на нем исполняются слова Тайнозрителя: «Буди верен до смерти, и дам ти венец живота»”.

Память священномученика Владимира, митрополита Киевского и Галицкого, совершается 25 января, в день мученической кончины, а также в воскресенье после 25 января — в день Собора новомучеников и исповедников Российских.
Источник: ЖИТИЯ СВЯТЫХ ЧТИМЫХ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКОВЬЮ со сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах. Составлены святителем Филаретом, архиепископом Черниговским. Издание Сретенского монастыря, 2000 г.

Память священномученика Владимира, митрополита Киевского, совершается в Русской Православной Церкви 7 февраля по новому стилю. Кроме того, он поминается 11 февраля в числе новомучеников Российских.
Жизнь до принятия монашества
Будущий митрополит Владимир (в миру Василий Никифорович Богоявленский) родился в 1848 году. Он происходил из духовного сословия, его отцом был священник сельского храма в Тамбовской губернии. Закончив семинарию, он решил продолжать учебу, для чего поступил в Киевскую Духовную Академию, по окончании которой получил степень кандидата богословия и начал преподавать в Тамбовской семинарии, а также в женском епархиальном училище. Несмотря на то, что преподавательская деятельность Василия Богоявленского была крайне успешной, спустя восемь лет он решается оставить занимаемый им пост и полностью посвятить себя служению Церкви. В 1882 году он был рукоположен в священника и назначен настоятелем собора в городе Козлове. Начиная с этого времени, он проявил себя не только как красноречивый проповедник, но и как заботливый пастырь. Нередко отец Василий проводил беседы со своими прихожанами, заботясь о духовном состоянии вверенной ему паствы.
Монашеский постриг и начало епископского служения
Поводом для принятия отцом Василием монашеского пострига стала внезапная смерть его жены и единственного ребенка. Не чувствуя себя связанным мирскими заботами, он решается вступить на иноческий путь. В 1886 году он принимает постриг с именем Владимир и вскоре назначается игуменом Антониева монастыря в Новгороде. Благодаря усилиям, направленным на повышение духовного состояния населения, а также таланту проповедника, игумен Владимир Богоявленский был замечен в Священном Синоде. Спустя всего два года после монашеского пострига над ним была совершена епископская хиротония, после чего последовало его назначение сначала на Новгородскую, а затем на Самарскую и Ставропольскую кафедры, где он также много времени посвящал окормлению верующих, большое значение придавая беседам с народом.

Деятельность епископа была особо отмечена обер-прокурором Священного Синода К.П. Победоносцевым, по настоянию которого он получил титул архиепископа и был назначен экзархом Грузии. Несмотря на активную деятельность архиепископа Владимира, направленную на улучшение образования и уровня жизни христиан на Кавказе, он приобрел в Грузии большое количество противников. Известен даже случай, когда готовилось убийство экзарха.
Митрополичье служение
За свои труды на благо Церкви епископ Владимир был назначен митрополитом Московским и Коломенским и на новом месте служения продолжил свои миссионерские и просветительские труды. Одной из основных задач митрополита Владимира стала борьба с марксистскими идеями. Понимая губительность этих мыслей для России, он много времени уделял общению с рабочими, в среде которых революционные идеи были особенно развиты.
Спустя несколько лет митрополита Владимира перевели на Санкт-Петербургскую кафедру, однако там он долго не задержался, поскольку его высказывания против Распутина вызвали недовольство царского двора, и митрополита назначили на Киевскую кафедру.
Священномученик Владимир начал управлять Киевской и Галицкой митрополией в достаточно сложное время, когда революционные взгляды захватили не только светское общество, но и часть духовенства. Так, большая часть киевского духовенства высказывалась за отделение от Русской Православной Церкви и желала автокефалии. Митрополит Владимир не поддерживал подобные воззрения, настаивая на общецерковном единстве, в результате чего у него возникло большое количество противников.
25 января 1918 года было совершено нападение на митрополита, и он был зверски убит неподалеку от Киево-Печерской лавры, что послужило началом красноармейского террора в Киеве. Это убийство являлось ритуальным и имело целью не устранение политически неугодного лица, но в первую очередь духовного руководителя, поэтому Православная Церковь причислила его к лику мучеников.
Тропарь, глас 2:
Веры православныя непорочный блюстителю/ и заповедей Христовых усердный исполнителю,/ священномучениче Владимире,/ Христа всем сердцем возлюбив,/ паству твою добре упасл еси,/ незлобиво мученическую смерть приял еси./ Сего ради в вечней славе пребывая,// моли спастися душам нашим.
Кондак, глас 2:
Образ Христова милосердия являя,/ покров и защищение пастве твоей был еси,/ святителю отче Владимире,/ в кротости и незлобии страдания приемля,/ безбожных мучителей, благословляя, простил еси./ Темже и нам испроси у Христа Бога// дух мирен и велию милость.
Величание:
Величаем тя, страстотерпче святый Владимире, и чтим честная страдания твоя, яже за Христа претерпел еси.
Молитва:
О священномучениче и исповедниче Христов Владимире! Услыши слезныя молитвы чад твоих и воздыхания, сердцем сокрушенным и смиренным приносимыя. Се бо беззаконии омрачихомся и того ради бедами, яко тучами, обложихомся. Но ты, святе Владимире, понеси яко сильный немощи наша, не отлучайся от нас духом, да не разлучимся в конец от любве Божия. Призри милостивно на предстоящия и молящияся пред святою иконою твоею и вся прошения их во благое исполни. Веруем бо, яко твоих страданий ради за отечество и люди российския велие дерзновение ко Господу имаши. Егоже умоли, да укрепит ны в Православии и единомыслии и непоколебимом даже до смерти исповедании веры Христовы, страну нашу да спасет от междоусобныя брани, пастырем нашим да подаст духовное трезвение и ревность о спасении пасомых, правителем же суд и правду, обидимым заступление, недугующим душ и телес исцеление. Мы же, грешнии, твоим предстательством укрепляеми, восхвалим Господа Иисуса Христа, Емуже слава подобает, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Митрополит Владимир (в миру Василий Никифорович Богоявленский; 1 января 1848, село Малая Моршевка, Моршанский уезд, Тамбовская губерния — 25 января (7 февраля) 1918, Киев) — епископ Православной Российской Церкви, митрополит Московский и Коломенский (1898—1912), митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский (1912—1915), митрополит Киевский и Галицкий (1915—1918); первенствующий член Святейшего Синода (с ноября 1912 года). Был единственным иерархом Православной Российской Церкви синодального периода, последовательно занимавшим все три митрополичьи кафедры в Российской империи.

Прославлен Русской Православной Церковью в 1992 году в лике святых как священномученик (память — 25 января по юлианскому календарю).

Биография

Родился 1 января 1848 года в семье священника Никифора Богоявленского села Малая Моршевка Моршанского уезда Тамбовской губернии.

Окончил Тамбовскую духовную семинарию; в 1874 году — Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия.

С 1874 года преподавал гомилетику, литургику и пастырское богословие в Тамбовской духовной семинарии. С 1875 года преподавал там же Священное писание.

Одновременно, был преподавателем немецкого языка в семинарии, а также являлся учителем географии вначале в епархиальном женском училище, а затем в женской гимназии.

Священник и монах

Оставил преподавание ради пастырской деятельности. 13 января 1882 года был рукоположен во священника к Покровской соборной церкви города Козлова. С 1883 года — настоятель Троицкой церкви этого же города, благочинный городских церквей. Показал себя талантливым проповедником, проводил с прихожанами внебогослужебные беседы.

После смерти жены и единственного ребёнка, 8 февраля 1886 года в Тамбовском Казанском монастыре принял монашеский постриг; 9 февраля того же года был возведён в сан архимандрита, назначен настоятелем Козловского (ныне Мичуринск) Троицкого монастыря.

С 6 октября того же года — настоятель Новгородского Антониевого монастыря.

Епископ Старорусский

21 мая 1888 года император утвердил доклад Святейшего Синода о «бытии архимандриту Владимиру» епископом Старорусским, викарием Новгородской епархии. 3 июня того же года в Александро-Невской лавре хиротонисан во епископа митрополитом Исидором (Никольским) и другими иерархами.

Он старался организовать повсеместное проповедничество в Новгороде и его епархии путём привлечения к нему всего приходского духовенства. Также он придавал большое значение внебогослужебным беседам священников с народом. При перенесении из Тихвина Старорусской иконы Божией Матери в августе—сентябре 1888 года участвовал в её встрече в Новгороде и Старой Руссе.

Епископ Самарский и Ставропольский

С 19 января 1891 года — епископ Самарский и Ставропольский. Возобновил противораскольнические и противосектантские собеседования в приходских храмах и сам присутствовал на них. Основал в Самаре Алексеевское религиозно-просветительное братство; положил начало духовно-нравственным чтениям в зале Городской Думы. Открывал женские церковные школы. Всероссийскую известность принесла его деятельность во время эпидемии холеры, охватившей Поволжье, совпадавшей с голодом вследствие неурожая. На холерных кладбищах он совершал панихиды о почивших, служил на городских площадях молебны об избавлении от бедствий, безбоязненно посещал холерные бараки в местах, охваченных эпидемией. Состоял почётным членом в берлинском православном Свято-Князь-Владимирском братстве.

Деятельность энергичного архипастыря и проповедника был оценена обер-прокурором Святейшего Синода К. П. Победоносцевым, внимание которого было обращено, в частности, известным юристом А. Ф. Кони, случайно слышавшим слово Владимира в самарском соборе, что положило начало его быстрому продвижению вверх в церковной иерархии.

Экзарх Грузии

С 18 октября 1892 — архиепископ Карталинский и Кахетинский, Экзарх Грузии, член Святейшего Синода. За время его служения в Грузии было построено более ста храмов и открыто более трёхсот церковно-приходских школ, учреждено миссионерское епархиальное духовно-просветительное братство. Во время холеры на Кавказе при тифлисских церквах устроены были столовые для бедного народа. Как и в Самаре, большое внимание уделял внебогослужебным собеседованиям. Его соработник в тот период священник Иоанн Восторгов позднее вспоминал, что экзарх был объектом постоянных клеветнических донесений в Петербург со стороны местного грузинского духовенства; Восторгов также свидетельствовал, что в июне 1895 года, в день, когда в синодальной конторе в Тифлисе бывший священник Колмахелидзе убил архимандрита Николая Симонова, экзарх также стал объектом предотвращённого покушения, со стороны псаломщика, пойманного в кустах у дома экзарха с кинжалом.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *