Виталий григорьевич костомаров

Виталий григорьевич костомаров

Сочинение ЕГЭ. По тексту Костомарова о языке.

Все знают, что часовая стрелка на циферблате…. (по Костомарову)

В данном тексте Костомаров рассуждает об изменениях в русском языке, о появлении в нём новых слов.

Автор ставит проблему сохранения чистоты и богатства русского языка. Данная проблема, конечно, актуальна, потому что сейчас в русском языке появляется очень много заимствованных слов, жаргонных словечек и выражений. Язык современного молодого человека часто беден и засорён. Немногие из окружающих умеют говорить правильно и красиво. Вот и автор говорит о том, что русский язык меняется не в лучшую сторону, появление многих иностранных слов неоправданно, что раньше образцовый язык давала художественная литература, а сейчас примером для людей является язык телевидения и радио, американской интонации подражает молодёжь.

Авторская позиция понятна. Он утверждает, что «язык подчиняется людям, которые им пользуются», «он отражает состояние общества». С такой точкой зрения нельзя не согласиться.

Обратимся к стихотворению в прозе И.С. Тургенева «Русский язык». Писатель назвал наш язык «великим и могучим, правдивым и свободным». Это произведение классика русской литературы учит нас любить и беречь родной язык, восхищаться его красотой и богатством.

А чему учит нас телевидение? Во всех молодёжных сериалах звучит иная речь. Вспомним такие фильмы, как «Универ», «Реальные пацаны». Речь их героев не отличается правильностью и богатым содержанием. Зато различные жаргонные словечки и выражения с охотой перенимают юные зрители.

В заключение хотелось бы сказать, что надо беречь наш язык, потому что он является нашим национальным богатством.

Вернуться к списку: Сочинение ЕГЭ (старые версии)

Стихия

(1)Все знают, что часовая стрелка на циферблате движется, но увидеть, как она движется, нельзя. (2)То же происходит и с языком. (3)Он изменяется. (4)Но мы не чувствуем, как это происходит.

(5)Сейчас в нашей истории наступил такой момент, когда мы видим, как меняется русский язык. (6)И это не может не пугать. (7)Мы так хотим во что бы то ни стало отойти от предшествующей эпохи нашей жизни, построить новые общественные отношения, новую экономику, что нам даже хотелось бы иметь новый язык. (8)Когда-то говорили «отмежеваться», теперь — «дистанцироваться», нам надоело выражение «сойти с ума» — мы говорим «крыша поехала». (9)Или разонравилось слово «встреча», стали говорить «тусовка».

(10)Русский язык, по словам А.С. Пушкина, «переимчив и общежителен», он легко принимает иностранные слова, если они нужны. (11)И в этом нет ничего страшного, когда всё делается в меру. (12)А мера утеряна. (13)В нашей речи возникают «сэндвичи», «ленчи», «дисплеи». (14)Обычно меняются 20-30 слов в год, а у нас сейчас появляются, может быть, 20 слов в неделю.

(15)Кроме того, немаловажно, из каких источников появляются новые слова языка. (16)Сейчас, например, идёт поток слов из довольно сомнительных источников, в частности уголовного жаргона: «разборка», «халява». (17)Многие печатные органы используют «непечатные» слова, которые, кстати, так и называются, потому что их печатать не надо.

(18)В Думе несколько лет обсуждался «Закон о русском языке». (19)3акон, конечно же, нужен. (20)Но если серьёзно говорить о законе, то должен быть и механизм наказания за его нарушение. (21)Однако представляется несерьёзным предложение создать филологическую милицию, учредить штрафы за ошибки в русском языке. (22)Что ни говори, делает язык народ, а его трудно заставить подчиняться административным нормам в отношении языка. (23)Были уже такие тщетные попытки.

(24)В своё время, в XIX, да и в XX веке, образцовый язык давала художественная литература. (25)Если человек не знал, как правильно говорить, то он открывал Тургенева и там находил ответ. (26)Сейчас, конечно, не художественная литература формирует наш языковой вкус. (27)Тон задают теперь в первую очередь телевидение и радио. (28)Это касается и произношения звуков, и ударения, и интонации. (29)А современным дикторам нравится американская интонация. (30)И молодёжь начинает им подражать. (31)Бывает, ведущий бог знает что и как говорит, а людям нравится. (32)Это относится, безусловно, не ко всем передачам, каналам, дикторам, но многие из них подвержены моде.

(ЗЗ)Мы сейчас недовольны языком, но здесь очень важно разобраться — язык в этом виноват или что-то другое. (34)Ведь язык подчиняется людям, которые им пользуются. (35)Он приспосабливается к потребностям общества. (З6)Если в нашем обществе сегодня потребность думать о будущем, о крепкой семье, о счастье детей — то язык пойдёт в эту сторону, будет давать нам средства для этого. (37)Если у нас главное — как, не работая, заработать миллион, секс, насилие, наркотики, то язык повернётся сюда. (38)3а что его поносить? (39)Он отражает состояние общества. (40)Так что не язык надо сейчас исправлять.

5-11 КЛАСС

ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ

1)Все знают, что часовая стрелка на циферблате движется, но увидеть, как она движется, нельзя. 2)То же происходит и с языком. 3)Он изменяется. 4)Но мы не чувствуем, как это происходит. 5)Сейчас в нашей истории наступил такой момент, когда мы видим, как меняется русский язык. 6)И это не может не пугать.

7)Мы так хотим во что бы то ни стало отойти от предшествующей эпохи нашей жизни, построить новые общественные отношения, новую экономику, что нам даже хотелось бы иметь новый язык. 8)Когда-то говорили «отмежеваться», теперь – «дистанцироваться», нам надоело выражение «сойти с ума» – мы говорим «крыша поехала». 9)Или разонравилось слово «встреча», стали говорить «тусовка».

10)Русский язык, по словам А.С. Пушкина, «переимчив и общежителен», он легко принимает иностранные слова, если они нужны. 11)И в этом нет ничего страшного, когда всё делается в меру. 12)А мера утеряна. 13)В нашей речи возникают «сэндвичи», «ленчи», «дисплеи».

14)Обычно меняются 20-30 слов в год, а у нас сейчас появляются, может быть, 20 слов в неделю. 15)Кроме того, немаловажно, из каких источников появляются новые слова языка. 16)Сейчас, например, идёт поток слов из довольно сомнительных источников, в частности уголовного жаргона: «разборка», «халява». 17)Многие печатные органы используют «непечатные» слова, которые, кстати, так и называются, потому что их печатать не надо.

18)В Думе несколько лет обсуждался «3акон о русском языке». 19)Закон, конечно же, нужен. 20)Но если серьёзно говорить о законе, то должен быть и механизм наказания за его нарушение. 21)Однако представляется несерьёзным предложение создать филологическую милицию, учредить штрафы за ошибки в русском языке. 22)Что ни говори, делает язык народ, а его трудно заставить подчиняться административным нормам в отношении языка. 23)Были уже такие тщетные попытки.

24)В своё время, в XIX, да и в XX веке, образцовый язык давала художественная литература. 25)Если человек не знал, как правильно говорить, то он открывал Тургенева и там находил ответ.

26)Сейчас, конечно, не художественная литература формирует наш языковой вкус. 27)Тон задают теперь в первую очередь телевидение и радио. 28)Это касается и произношения звуков, и ударения, и интонации. 29)А современным дикторам нравится американская интонация. 30)И молодёжь начинает им подражать. 31)Бывает, ведущий бог знает что и как говорит, а людям нравится. 32)Это относится, безусловно, не ко всем передачам, каналам, дикторам, но многие из них подвержены моде.

33)Мы сейчас недовольны языком, но здесь очень важно разобраться – язык в этом виноват или что-то другое. 34)Ведь язык подчиняется людям, которые им пользуются. 35)Он приспосабливается к потребностям общества. 36)Если в нашем обществе сегодня существует потребность думать о будущем, о крепкой семье, о счастье детей – то язык пойдёт в эту сторону, будет давать нам средства для этого. 37)Если у нас главное – как, не работая, заработать миллион, секс, насилие, наркотики, то язык повернётся сюда. 38)За что его ругать? 39)Он отражает состояние общества. 40)Так что не язык надо сейчас исправлять.

(По В. Костомарову)

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ СТАТЬИ

Костомаров Виталий Григорьевич (род.1930) – русский учёный-языковед. Главный редактор журнала «Русская речь». Соавтор и редактор учебных пособий, в частности, комплекса «Русский язык для всех».

Научные труды:

Культура речи и стиль

Русский язык среди других языков мира

Жизнь языка

Мой гений, мой язык

Языковой вкус эпохи

Наш язык в действии. Очерки современной русской стилистики

и др.

ГОТОВОЕ СОЧИНЕНИЕ

С давних времён выдающиеся личности выдвигали множество языковых проблем. В ХХI веке проблемы в области русского языка по-прежнему существуют.

Связаны ли между собой развитие языка и развитие общества? Каково современное состояние русского языка и зависит ли оно от состояния общества? Что делать, чтобы защитить свой язык? Кажется, что эти вопросы могут интересовать только специалистов. Но это не так. Молодое поколение должно знать, что происходит с родным языком, от чего зависит нормальное существование его как национального языка.

Размышляя о проблеме связи языка и общества, учёный-языковед В.Г.Костомаров в начале своих рассуждений отмечает, что русский язык изменяется. И это в ХХI веке не может не пугать. Кроме желания новых общественных отношений, новой экономики, в обществе появляется желание иметь новый язык. Мера заимствования утеряна. Пополнение словарного запаса происходит из сомнительных источников. В XIX и в XX веках образцовый язык давала художественная литература. В ХХI веке тон задают телевидение и радио. Существует тесная связь между языком и обществом. Кто виноват в негативных изменениях в языке – сам язык или общество — и что же делать, чтобы защитить язык? Автор считает, что исправлять необходимо общество.

Я согласен с мнением автора о том, что язык – явление социальное и любое изменение, происходящее в обществе, естественно, отражается и на языковых процессах.

В комедии «Горе от ума» А.С.Грибоедов отразил изменения, которые происходили в обществе в первой четверти ХIХ века в связи с огромным интересом представителей дворянского общества к французскому языку.

Московское барство, изображённое в комедии, преклоняясь перед французской культурой, с презрением относится к родной культуре и языку.

В монологе «В той комнате незначащая встреча…» главный герой комедии А.А.Чацкий говорит о французике из Бордо, приехавшем в Москву, который не нашёл здесь «ни звука русского, ни русского лица».

Александр Андреевич Чацкий мечтает о том, «чтоб истребил господь нечистый этот дух пустого, рабского, слепого подражанья», о том времени, когда «…умный, бодрый наш народ хотя по языку нас не считал за немцев…»

Речь А.А.Чацкого, главного героя комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума», — это речь человека, обладающего разносторонним образованием, большой эстетической культурой, знанием родного языка. Чацкий прекрасно знает народную речь: отсюда в его языке разговорно-просторечные слова. В то же время речь Чацкого насыщена и литературными выражениями, например: «И дым Отечества нам сладок и приятен». Главного героя волнует «смешенье языков, французского с нижегородским».

Многие говорящие и пишущие воспринимают иностранную лексику как более престижную и значимую по сравнению с исконными словами. Негативную сторону влияния иностранных заимствований описал в своём интервью режиссёр Д. Евстигнеев: «Мне как-то позвонили из некоей видеоорганизации и говорят: мы хотели бы с вами поработать, не могли бы дать нам свою «шоуриллу»? Что, спрашиваю дать? «Шоуриллу!». Потом понял, что речь идёт о видеоролике. Дела не знают, а слов понахватались».

Прав был русский мыслитель и литературный критик ХIХ века В.Г. Белинский, утверждая, что «язык живет вместе с жизнью народа». Вот уже несколько десятилетий мы живём в постоянно изменяющихся условиях: политических, экономических, социальных. Известно, что учёные прогнозируют ускорение темпа жизни. Все, кто связан с родным языком, кто использует его в коммерческих целях, должны действовать не в ущерб этому волшебному миру. Ведь мода приходит и уходит, а языковая культура нации должна оставаться.

Назад в раздел

Урок русского языка. 10 класс. Тема: « Комплексный анализ текста. Готовимся к ЕГЭ». ( Обучение написанию сочинения-рассуждения).

Урок русского языка. 10 класс.

Тема: » Комплексный анализ текста». ( Обучение написанию сочинения-рассуждения).

Цели:

  • формирование навыков правильного выделения проблем исходного художественного текста и обучение комментированию;

  • выработка навыков определения и формулирования проблемы текста, авторской позиции, собственной позиции;

  • дальнейшее развитие коммуникативной, лингвистической и языковой компетентностей.

По отношению каждого человека

к своему языку можно совершенно

точно судить не только о его культурном

уровне, но и о его гражданской ценности.

К. Г. Паустовский

  1. Вступительное слово учителя. 1 мин.

Сегодня у нас очередной урок развития речи, на котором мы не только повторим изученный ранее материал, но и продолжим нашу работу со Словом. А начнём урок с того, что прочитаем эпиграф. Слайд 1

II. Постановка целей урока.2-3 мин

Сегодня нам предстоит познакомиться со статьей языковеда В.Г. Костомарова и проанализировать её, то есть сделать комплексный анализ текста.

— Какие задачи нам предстоит решить на уроке? (Определить проблему текста и авторскую позицию, привести собственные аргументы)

-С чего начинается работа над сочинением-рассуждением? (С выявления проблемы текста).

-Как вы думаете, что такое проблема? комментарий? ( Учащиеся дают определение, используя памятки).

— Каковы способы ее выявления? (Обращение к памятке). Слайд2-3

III. Комплексный анализ текста.15-17 минут.

1.Работа с исходным текстом. Приложение 1

Учитель:

Нам уже привычно слышать, что наш язык – великий и могучий, что он, говоря словами М.Горького, «неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей».

2. Чтение текста учителем. (Приложение 1)

Активное слушание и выполнение задания:

-Найти ключевые слова, в которых, на ваш взгляд, заключена основная мысль текста. (Ключевые слова в тексте подчеркиваются или выделяются)

Беседа по тексту.

1.О чем говориться в тексте?

2.Зачем автор написал его?

3.Определить стиль текста? Обосновать свои ответы (свое мнение).

3. Давайте ещё раз прочитаем внимательно текст и определим основную проблему.

Статья известного языковеда В.Г. Костомарова посвящена не собственно лингвистическим, а социальным проблемам. Задача автора — дать объяснение некоторых явлений и их оценку.

– Определите проблему данного текста. (Сложность выявления проблемы заключается в том, что в тексте может быть затронуто несколько проблем).

Я предлагаю вам несколько проблем, попробуйте найти те, которые автор поднимает в этом тексте. ( Слайд 6)

  • Засорение языка жаргонными словами – серьезная проблема.

  • Изменение языка и его причины.

  • Меры по преодолению негативных процессов, связанных с использованием языка.

  • Современному человеку безразлично, что он говорит, какие слова использует.

  • Процессы, происходящие в современном русском языке.

  • Нужно отмежеваться от предшествующей эпохи и создать совершенно новый язык.

«Месиво проблем» — на доске выведены проблемы, ученики должны найти те, которые истинные.

( Их три. Но комментировать будем одну!) Выводятся на доску.

Вот основные проблемы, которые ставит языковед Костомаров в своей статье. Основные проблемы:

  • изменение языка и его причины;

  • процессы, происходящие в современном русском языке;

  • меры по преодолению негативных процессов, связанных с использованием языка;

Будем говорить о первой проблеме. Слайд 7

— Какая это проблема? Дадим ей определение и аргументируем свой выбор.

( Социальная, актуальная, общественно значимая, острая, важная, главная и т.д.).

-Традиционна она или нова?

— Как удалось автору привлечь внимание читателя к данной проблеме?

— На что нацелила нас, читателей, данная проблема?

( глубоко задуматься…, по-иному посмотреть на …, переосмыслить своё отношение к …, заняться самовоспитанием, испытать потребность в чём-то…)

— Как характеризует автора выбор данной проблемы? ( Настоящий гражданин своего Отечества, не безразличный наблюдатель, а человек активной жизненной позиции).

4.Определение позиции автора и способа её выражения.

— Какова же авторская позиция по поднятой им проблеме? Слайд 5

-Для того чтобы выяснить авторскую позицию, обратимся к тексту и найдем те предложения, которые её доказывают. Зачитайте предложения.

Авторская позиция:

1) язык не может не изменяться, но это изменение должно происходить постепенно и вести к совершенствованию, а не к деградации языка;

2) в современном русском языке происходят слишком быстрые и, главное, чаще ненужные изменения;

3) специальный закон о языке не сможет изменить состояние дела, так как проблема коренится в болезнях общества;

4) язык отражает состояние общества, поэтому все негативные явления в языке можно изменить, только изменив ситуацию в обществе.

IV. Самостоятельная работа учащихся в группах по созданию собственного микротекста с выявлением проблемы и комментарием к ней по предложенному тексту. ( 12-15)

-Предлагаю вам объединиться в группы и создать микротекст на рабочем листе. Используйте памятки.

Используются рабочие листы. Приложение 2.

— Сформулируйте собственную позицию, приведите свои аргументы, используя высказывания великих людей о русском языке, попробуйте предложить свои пути решения этой проблемы в обществе. ( Из домашнего задания).

V. Рефлексия. 10-12 минут

1. Творческий отчёт каждой группы

Группа представляет рабочий лист, на котором написан вариант сочинения-рассуждения. Остальные учащиеся оценивают работу одноклассников.

2. Обобщение.

-Во время активного слушания составьте “гроздь” высказываний по теме (концентрация знаний) “Проблемы современного состояния русского языка”.(3-4 высказывания)

Учащиеся записывают на доске и соотносят с теми, которые предложил учитель.

Примеры: Проблемы современного состояния русского языка.

Обеднение языка. Засорения языка. Сужение словарного запаса. Недостаточное знание языка. Недостаточное использование богатства русского языка.

VI. Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение по тексту.

Подведение итогов урока. (Если работа не закончена, дается домашнее задание по созданию микротекста).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *