Входные молитвы

Входные молитвы

Перед началом литургии, утром, в назначенное время священнослужители, подготовившиеся накануне к совершению Божественной литургии, приходят в храм и, став пред царскими вратами, трижды осеняют себя крестным знамением, совершив три поклона, читают входные, то есть приготовительные к совершению литургии молитвы, стоя с покрытой головой (в скуфье или камилавке) до чтения тропаря «Пречистому Твоему образу…».

Диакон: «Благослови, владыко».

Священник: «Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков».

Диакон: «Аминь. Царю Небесный… Трисвятое», по Отче наш».

Священник: «Яко Твое есть Царство…».

Диакон: «Аминь. Царю Небесный… Трисвятое», по Отче наш».

Священник: «Яко Твое есть Царство…».

Диакон: «Аминь».

Далее оба читают: «Помилуй нас, Господи, помилуй нас…».

«Слава: Господи, помилуй нас…».

«И ныне: Милосердия двери отверзи нам…».

Потом, подойдя к иконе Христа Спасителя, молятся, читая тропарь:

«Пречистому Твоему образу поклоняемся, Благий…».

Совершив поклонение иконе Спасителя, они целуют ее. Затем, подойдя к иконе Пресвятой Богородицы, совершают поклонение иконе и также целуют ее, читая тропарь:

«Милосердия сущи источник…».

Став снова пред царскими вратами и преклонив главы, они, в сознании своего недостоинства и немощи, устами священника возносят Господу молитву, прося укрепляющей и восполняющей помощи Божией к совершению Божественной литургии:

«Господи, низпосли руку Твою с высоты святаго жилища Твоего…».1

По произнесении этой молитвы священнослужители кланяются друг другу и, обратившись лицом к молящимся, кланяются им, делают по одному поклону к северной и южной сторонам солеи (хорам певчих) и произносят: «Простите, и благословите, отцы и братие», и входят в алтарь при чтении с восьмого по тринадцатый стихи пятого псалма: «Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему в страсе Твоем…».

1. Чтением этого псалма они выражают свое благоговение пред святостью храма Божия, молясь, чтобы Господь исправил их путь к достойному совершению Святой Евхаристии.

2. В дни недели Святой Пасхи и в отдание Пасхи после начального возгласа и троекратного «Христос воскресе» принято читать: «Предварившия утро…», «Во гробе плотски…», «Слава» — «Яко Живоносец, яко рая краснейший…», «И ныне» — «Вышняго освященное…», «Пречистому Твоему образу…»; далее — в обычном порядке. От Антипасхи (неделя о Фоме) до отдания Пасхи после начального возгласа и троекратного «Христос воскресе…» следует читать Трисвятое по «Отче наш…», далее — обычный порядок.

«Царю Небесный…» в это время — до дня Святой Троицы (Пятидесятницы) — не читается.

В первый день Святой Пасхи входные молитвы читаются до так называемой пасхальной полунощницы, когда пасхальные молитвословия читать еще рано, а «Царю Небесный» на полунощнице уже не читается, — входные молитвы начинаются со «Святый Боже».

§ 2. Последование облачения

Войдя в алтарь южной (правой) дверью после входных молитв, священнослужители благоговейно совершают троекратное поклонение пред престолом, целуют Евангелие, Крест, а также престол, воздавая этим честь Самому Господу. После этого они начинают облачаться в священные одежды.

Священник берет подризник, а диакон — стихарь, и, делая три поклона к горнему месту, каждый говорит про себя: «Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя».

2.1. Облачение диакона

Диакон подходит к священнику и, держа в правой руке стихарь и орарь, говорит ему, преклонив главу: «Благослови, владыко, стихарь с орарем».

Священник, благословляя, произносит: «Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков».

Диакон говорит: «Аминь», целует крест, изображенный на стихаре, и благоговейно облачается в стихарь, произнося: «возрадуется душа моя о Господе…».

Затем он берет орарь и, поцеловав изображенный на нем крест, возлагает его на левое плечо. После целования креста на поручах диакон возлагает их себе на руки. При этом, одевая на правую руку; диакон читает молитву: «Десница Твоя, Господи, прославися в крепости…», а одевая на левую руку – «Руце Твои сотворите мя исоздасте мя…».

2. 2. Облачение священника

Держа в левой руке подризник (стихарь), священник, после троекратного поклонения к горнему месту, благословляет его, произнося:

«Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и вовеки веков. Аминь».

Облачаясь в подризник, он читает ту же молитву, что и диакон (на стихарь): «возрадуется душа моя о Господе…» и также предварительно целует крест на подризнике. (Вообще, при облачении в каждую священную одежду священник благословляет ее и целует изображенный на ней крест).

При возложении на себя епитрахили священник читает: «Благословен Бог, изливаяй благодать Свою на священники Своя…».

После епитрахили священник обычно надевает, если имеет на них благословение, набедренник и палицу со словами: «Препояши меч Твой по бедре Твоей, Сильне…». Затем, охватывая себя поясом, он читает: «Благословен Бог, препоясуяй мя силою…».

Надевая поручи, священник читает то же, что и диакон: «Десница Твоя, Господи, прославися в крепости…» и «Руце Твои сотвористе мя и создасте мя…».

При облачении в фелонь священник читает: «Священницы Твои, Господи, облекутся В правду…».

Во все одежды полностью, как для служения литургии, священник также облачается на пасхальную заутреню, на пасхальную вечерню, в вечерню Великой пятницы — перед выносом Плащаницы, на утрене Великой субботы, пред крестным ходом с Плащаницей; на утренях 1 августа, 14 сентября и Крестопоклонную Неделю (перед выносом Честнаго и Животворящего Креста).

Однако положенные при этом молитвы в то время не читаются, кроме как перед облачением на пасхальную заутреню, так как в данном случае это облачение есть и предлитургийное.

Не читаются молитвы на облачение и перед служением Литургии Преждеосвященных Даров (только «Господу помолимся» перед каждой одеждой).

Проскомидия

Происходящее в жертвеннике над принесенным хлебом — есть наглядное изображение Страстей Христовых и совершается в воспоминание (1Кор.11:24-25) о том, как Он пострадал за нас и умер. И таким образом повествуется о смерти Господа (1Кор.11:26) не только через то, что иереи говорят, но и через то, что они делают. Таков был древний обычай практических наставлений и увещеваний. Когда одного из богоносных отцов спросили, чем является монах, то он отвечал, что «монах — это монашеская ряса, в которую тот одевается, проявляя надлежащее монаху смирение и послушание, а переодевшись , впадает в искушение». Пророк же, желая открыть о еврейском пленении, связал себя (Ез.3:25; 4:8), тоже сделал и Агав, показывая «узы Павла».

Чтение и пение

Поемое и читаемое перед Входом Честных Даров есть приготовление к принятию святыни причастия, и творится о Господе и Его домостроительстве. Книги Ветхого Завета пророчески предвозвещают Грядущего, а книги Нового Завета являют уже Воплощенного и рассказывают о Нем .

Вход с Евангелием

Вход с Евангелием происходит из-за необходимости, так как нужно вынести лежащее в сосудохранилище . Евангелие для чтения в храм, сопровождая дориношением, как и надлежит. Это символическое начало проповеди, которая из тайной становится явной для всех.

Вход с Честными Дарами

Подобным образом и вход с Честными Дарами совершается по необходимости, так как и они обычно лежат в сосудохранилище ; и дориношение , и внесение с песнопениями и каждением, и светом , как и подобает Дарам Бога. Так вносят . Дары, посвящаемые Богу императорами, увенчанные коронами, цари несут сами.

Припадем и помолимся об иерее, да помянет нас в приносимой жертве, как и надлежит. Ибо не существует иной молитвы иерея к Богу за нас, кроме той, которой он дарует столь добрые и твердые надежды во время этой святой жертвы, безвозмездно очистившей все грехи и нечестие мира. Если же иные припадают к честным Дарам словно к телу и крови Христовой, как на литургии преждеосвященных , и поклоняются , и приветствуют , то пребывают в заблуждении. Только тогда, когда после пресуществления выносят Дары, должно поклоняться им словно телу и крови Христовым.

ПокровениеДаров

Дары, положенные на трапезу, покрываются и после освящения разделяются для причащения верных. , согласно божественному Дионисию , символизируют Иисуса Христа, пришедшего из сокровенного и нераздельного в явное для восприятия, чтобы даровать нам Себя и Свое блаженство.

Молитва положения и поминовения святых

После положения честных Даров тотчас происходящее поминовение и называние некоторых святых мужей символизирует причастие к Христу поминаемых, согласно божественному Дионисию.

Умовение рук

Умовение иереем перед честными Дарами учит о том, что иерей должен очистить себя перед взором Божиим.

Положение омофора

Епископ, совершающий священнодействие, откладывает омофор. Таким образом, омофор является знаком начала . Если служит иерей, ничего подобного в начале не происходит. Когда же или совершает рукоположение, или причащает Святынь, тогда он снова надевает омофор как пастырь, творящий дело рукоположения и освящения.

Природа евхаристической жертвы

Поскольку иерей зовется приносителем жертвы, а честные Дары жертвой и приношением, зададимся вопросом, когда хлеб становится жертвой, до освящения или после. Ведь если он становится жертвой до освящения, то это не есть жертвоприношение Агнца Божия, так как противоречит правильному представлению. Если же после освящения, то иерей приносит в жертву уже тело, и, следовательно, Христос становится жертвой многократно, что расходится со словами «тако и Христос единою принесеся, во еже вознести многих грехи» (Евр.9:28). Что можно сказать ? Что хлеб становится жертвой ни до освящения, ни после, но во время него. Именно тогда хлеб становится самим телом Христовым. Когда же тело Христово принесено и стало жертвой, тогда и Он Сам становится принесенным и жертвой. Именно это обозначает принести хлеб и соделать его жертвой — пресуществить его в тело Господа, принесенное в жертву. Таким образом осуществляется спасительная жертва Агнца Божия и тело Христово пребывает единократно принесенным.

Престол

Престол является истинной трапезой благодаря лежащим на ней Дарам, которые, по словам Христа, есть брашно и пиво истинное (ср. Ин.6:55). Он представляет собой также и истинный жертвенник благодаря жертве, на нем совершаемой. Еще он становится жертвенником и через помазание всесвятым миром.

Это миро приносит самого Христа, — толкует божественный Дионисий. — Иисус — наш жертвенник, благодаря которому мы получили приношение.

Теплота в момент причастия

Теплая вода, вода, бывшая причастной огню, является символом Святого Духа, подобного огню (Деян.2:3-4) и названного водой (Ис.44:3; Ин.7:38-39). Она вливается после совершения и освящения Честных Даров, символизируя схождение на Церковь Святого Духа, Который тогда сошел после заклания, воскресения и исполнения домостроительства Христова, и Который всегда сходит после совершения . Ибо Утешитель приходит к достойно ей причащающимся. Если есть сама жертва, ранее принесенная и ныне совершаемая, и посредник сам Христос, тогда и сам Дух, в которого веруют подобным образом, нисходит. Эта теплая вода изливается на честные Дары не для того, чтобы символизировать схождение Святого Духа на честные Дары, так как они во время освящения приняли благодать, но чтобы явить образ, по которому Церковь стала причастна, и вновь, и вновь становится причастной Святому Духу. Это происходит благодаря посредничеству Спасителя нашего Христа. Поэтому сначала вливается теплота в Святые Дары, а затем оттуда причащаются священнослужители и дают причащаться остальным, так как и Дух Святой прежде исполнил богоносную плоть самого Господа, а затем из нее словно из источника и вместе с нею излился на Церковь и всегда изливается. Об этом же свидетельствует божественный Иоанн: и от исполнения его мы все прияхом (Ин.1:16).

Евхаристия и Церковь

И наконец, Церковь есть тело Христа, это пречистое равно-божественное тело, согласно апостолу , поэтому бывшее с Его пресвятым телом является примером происходящему и тому, что будет происходить в Церкви. И как Он Сам родился от Святого Духа рождением на земле, так и Церковь не от крове, ни от похоти плотския, ни от похоти мужеския, но от Бога родишася. И подобно тому, как Он умер и воскрес (ср. 1Фес.1:14) во славе, так и Церковь воскреснет в своей славе в последние дни. Он вознесся и Церковь будет вознесена на облацех во сретение Его (ср. 1Фес.4:17). Кто-то из богоносных отцов сказал, что необходимо проливать поты за Христа подвигом и молитвой, так как и Церковь утверждена кровью. Поэтому в священнодействуемые хлеб и вино, ставшие после освящения истинными телом и кровью Христа и лежащие на престоле, иерей вливает теплую воду и приобщается сам, а затем преподносит остальным, что обозначает сошествие Святого Духа на Церковь, который стал совершением домостроительства Христова. Это происходит каждый раз при совершении приносимой жертвы. И она есть посредница, и Он есть посредник, и сама жертва, явленная при Понтийском Пилате приносится сейчас. Поэтому иерей есть всегда Христос (Евр.5:6; 7:17-21). И снисходящий Дух Святой не иссякнет. Символом Святого Духа является теплая вода, так как подобна огню, сошедшему на апостолов и зовется водою. В ней и то, и другое. Водой сошел огонь. И так символически обозначается образ причастия Святому Духу. Через плоть Спасителя мы причащаемся Святому Духу. И подобно тому, как мы не можем сказать, что приняли Святого Духа без посредничества Христа, так нельзя сказать, что эта вливаемая вода не причастна божественной Евхаристии.

Примечания
1. В предлагаемом вниманию «Изъяснении» Кавасила описывает архиерейский чин литургии.
2. В наше время на православной литургии читают Апостол и Евангелие тогда, как в XIV веке в Византии еще сохранялась раннехристианская практика трех чтений — из Ветхого Завета, Апостола и Евангелия, перемежавшихся пением псалмов и антифонов.
3. В византийских храмах сосудохранилище, или ризница, находилось в отдельном здании, расположенном недалеко от храма.
4. Проскомидия совершалась в сосудохранилище. Оттуда торжественная процессия с Дарами направлялась в храм, где приготовленные для таинства хлеб и вино поставлялись на престол. Это шествие получило название Великого Входа.
5. Дориношение (от греч. δορυφορέω «нести копья») — символическое изображение триумфа императора — победителя, вносимого в город на щитах. Во время Великого Входа ангелы незримо вносят на своих копьях «Царя всех» Христа.
6. Псевдо-Дионисий Ареопагит — автор трактата «О церковной иерархии» (V век).

Перевод А.Ю.Никифоровой по изданию: Nicolas Cabasilas. Explication des ornements sacrus. Explication des rites de la Divine Liturge / Explication de la Divine Liturge. Paris, 1963. Первый вариант перевода опубликован в сборнике Византийские очерки. СПб., 2001

>Значение слова Проскомидия по Ефремовой:

Проскомидия — Перваячасть православной литургии.

Значение слова Проскомидия по словарю Брокгауза и Ефрона:

Проскомидия (от προσκομίσ&#969. приносить) — перваячасть христианской литургии, в которой священнослужители приготавливают вещество для евхаристии. После должного приготовления и облачениясвященник и дьякон отходят к жертвеннику, где уже должны быть приготовлены священные сосуды. При совершении П. ныне употребляются в православной церкви пять просфор (со времени патриарха Никона, вопреки раскольникам, которые требуют для П. семь просфор). Во времена митрополита Киприана употреблялось шесть просфор, в конце XVI в. их требовалось семь (оценку этих разностей и о правоте обычая нынешнего см. в соч. митроп. Григория: «Истинно древняя и истинноправославная церковь», СПб., 1859 г., ч. 2). О хлебе для проскомидии — см. Просфора. Вино для нее должно быть виноградное, красное, а отнюдь не ягодное (обыкновенно употребляется кагор или рогом ценой не ниже 1 руб. за бутылку). Архиепископ Херсонский Иннокентий в 50-х годах входил в Синод с предложением употреблять для проскомидии какие-либо вина русские, кавказские и крымские, при покупке которых можно бы было удостоверяться в их безусловной чистоте и беспримесности, но его проект не был приведен в исполнение. После предварительных молитв и «благословен Бог наш» священник берет левой рукой просфору, а правой копье, и режет верхнюю часть просфоры с четырех сторон печати, произнося слова пророчеств о страданиях И. Христа. Затем режет с правой стороны нижней части просфоры и вынимает из всей просфоры часть кубической формы. Эта часть называется агнцем, так как она представляет собой страждущего И. Христа, а сама просфора называется антидаром (αντ&#953. — δώρν, вместо дара) и, разрезанная на частицы, раздается присутствующим непричащавшимся в конце обедни. «Агнца» священник кладет на дискос, вниз печатью. Затем он разрезает крестообразно вынутую из просфоры часть, изображаясмерть И. Христа на кресте, обращает агнца печатью вверх и прободает его копьем в правую сторону, причем говорит: «един от воин копием ребра его прободе, и абие изыде кровь и вода» — это воспоминание священника дьякон сопровождает поднесением ему в сосуде вина и воды и по его благословении вливает их в потир. Количество вливаемой воды не должно быть велико, чтобы не изменять вкуса вина. Приготовив агнца, священник вынимает частицы из других священнодействуемых просфор (см. соотв. ст.), а также из просфор, принесенных молящимися, и располагает их на дискосе вокруг агнца, покрывает его звездицей, а потом его и чашу пеленами, и дискос и потир покрывает одной пеленой, называемой «воздухом», произнося прошение, чтобы Бог покрыл всех верных своим покровом, отогнал от них всякого врага, умирил жизнь нашу. Затем священник берет кадило и сам кадит, после чего совершает вместе с дьяконом поклонение святым дарам. Далее читается «молитва предложения», в которой священник просит, чтобы Господь благословил предложение сие и принял его в пренебесный свой жертвенник, помянул принесших оное и священнодействующих. После того произносится краткийотпуст. Все действия проскомидии имеют аллегорическое значение: просфора, из которой изьемлется агнец, означает Пресвятую Деву, жертвенник — вертеп Вифлеемский, дискос — ясли и т. д., вообще П. изображает событие Рождества Христова со всеми его деталями. О проскомидии см. свящ. Нечаев, в «Душеп. чтении» (1867, III). Археологические сведения о П. см. в издании: «Древние литургии в русском переводе» (СПб., 1874—1877).

Н. Б—в.

Быть слугой царя – дело почетное, но при этом ответственное. Каждый раз, выходя на службу, слуга царя должен привести себя в надлежащий вид, чтобы выглядеть особенно опрятно и чисто. Также и евреи утром готовят себя к служению Царю царей, омывая руки поочередно три раза перед молитвой. После такого омовения произносится благословение «…который дал нам повеление об омовении (букв. взятии, вознесении) рук. В идеале, это благословение следует произнести непосредственно перед молитвой, так как именно с ней оно связано. Отметим, что, несмотря на то, что руки следует омывать перед каждой молитвой в течение дня, благословение на омовение произносится только один раз в день – перед утренней молитвой.

Многие комментаторы задают вопрос: почему Мужи Великого собрания, установившие это благословение, выбрали такую нестандартную формулировку? Не лучше ли было бы сказать «… об очищении рук»? Почему предпочли именно слово «нетила» – взятие, вознесение, и как это связано с омовением и вообще с подготовкой к молитве? Что и куда нужно взять?

Один из ответов, который они дают, гласит, что поскольку в процессе омовения используют специальную кружку, которая в Талмуде названа «натла», то и благословение на омовение сформулировано с использованием того же корня – аль нетилат ядаим. Однако, этот ответ вызывает удивление, т.к. для утреннего омовения рук кружка – не такой уж и обязательный элемент, в отличие от омовения рук перед трапезой, где без кружки не обойтись (см. вопросы-ответы на эту тему в этом номере). В случае если нет кружки, можно сделать утренний «нетилат ядаим», просто поочередно подставляя каждую руку под кран с водой. Либо же опустить руки в ведро с водой или в водоём, а если нет поблизости воды, то и вовсе протереть их чем-нибудь, например, салфеткой – и всё, можно благословлять «аль нетилат ядаим»!

Поэтому мы приведем другое объяснение, которое дает рав Ш.Д. Пинкус. Он объясняет, что тело человека состоит из 3-х частей: голова, туловище и ноги. При этом доминирующая часть человека – его туловище, в котором сердце, т.к. именно за побуждениями сердца, как правило, следует человек. И это несмотря на то, что голова (разум) подсказывает зачастую обратное. Например, все мы головой понимаем, что нужно быть приветливыми, терпеливыми, честными, что нельзя злиться, сплетничать, опаздывать и т.д., но поступаем далеко не всегда соответственно этому пониманию, а следуем за сердцем.

Руки, продолжает р. Пинкус, – основной инструмент деяний человека. Будучи частью туловища, они склонны слушать указания находящегося в нем сердца. Поэтому, начиная свой день с омовения рук, мы их поднимаем от сердца – к разуму, тем самым возносим и предстоящие нам в течение дня поступки на более высокий, осознанный уровень. Это, кстати, – одна из причин, почему во время произнесения благословения «Аль нетилат ядаим» следует поднять руки до уровня головы.

Исходя из этого объяснения, становится понятно, почему для благословения на утреннее омовение рук было выбрано именно слово «нетила» – взятие и вознесение. Служение Царю должно осуществляться не только в чистоте, но и с полным осознанием и пониманием важности и ответственности нашей работы.

Текст «Нетилат Ядаим»:

ברוך אתה יי אלהינו מלך העולם אשר קדשנו במצותיו, וצונו על נטילת ידים

Транскрипция:

Борух ато Адей-ной Элейэйну мэлэх о-эйлом ашер кидешону бэмицвэйсов вэцивону ал нетилас йодоим.

Перевод:

«Благословен Ты, Превечный, Б-г наш, Владыка вселенной, освятивший нас законами Своими и заповедавший нам омовение рук».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *