Вход в господень Иерусалим

Вход в господень Иерусалим

Вход Господень в Иерусалим, Вербное Воскресенье

Мария Извольская

НАШ Сегодня ПРАЗДНИК — ВХОД в ИЕРУСАЛИМ!
Песня сочинена в Вербное Воскресенье — 24.04.2016 года,
опубликована на сайте Стихи.ру в Вербное Воскресенье — 09.04.2017.
Слова и музыка Мария Извольская.
Наклонились Пальмы на СВЯТОЙ Земле! —
А в РОССИИ, — Вербы кланялись ТЕБЕ! —
Нам ХРИСТОС, — Избранник! — С ВЕРОЙ говорим:
Наш сегодня Праздник: Вход в Иерусалим!
Распустилась Верба под моим окном:
БОГУ — раб я верный! — Думаю о НЁМ! —
Мне ХРИСТОС приснился! — С НИМ мы говорим! —
У ХРИСТА учился, — знай, Иерусалим!
Знают на Востоке, — и в любой стране:
Кто от войн жестокий, — едет на коне! —
Знают на Востоке, и в любой земле:
А кто Мира хочет, — едет на осле!…
Распустилась Верба!… — Встретил я Мечту! —
ВЕРУ, — кто усердно: Молится ХРИСТУ!
ВЕРА — в ВОСКРЕСЕНИЕ!… — С НЕЙ мы говорим:
ПРАЗДНИК во СПАСЕНИЕ, — ВХОД: в ИЕРУСАЛИМ!…
НАШ сегодня ПРАЗДНИК, — к нам приходит в дом:
С ВЕРОЙ мы сидели, — рядышком вдвоём!… —
С ВЕРОЙ говорили, — долго, — до утра:
Не теряйте ВЕРУ, — в ГОСПОДА ХРИСТА!…
Мне ХРИСТОС приснился!… — Боль мне утолит —
В ВЕРУ я влюбился!… — Предо мной сидит!… —
Я лежу в палате, — Вера говорит:
— Всё ХРИСТОС наладит! ВЕРОЙ — Исцелит!
— Что без ВЕРЫ будет?… — Вера говорит:
ВЕРА не осудит! — ВЕРА исцелит! —
Мне СВЯТАЯ ВЕРА снилась до утра!…
Ночь со мной сидела: Вера,… — медсестра!…
— Верочка, Веруся! — БОГ, мне Помоги! —
Жду Вас, — и дождусь я: Вашей я Руки! —
… А СВЯТАЯ ВЕРА, — молвит кораблю:
— Море, не волнуйся! — Я Тебя ЛЮБЛЮ!…
— Веронька, Веруся! — С ВЕРОЙ говорим:
ГОСПОДИ ИИСУСЕ!… — ВХОД в ИЕРУСАЛИМ!… —
Нам: ХРИСТОС — Избранник!… — Снова повторим:
= НАШ Сегодня ПРАЗДНИК! = ВХОД: в Иерусалим! …, (музыкальная пауза, пауза — вход в ИЕРУСАЛИМ), =
— Как ХРИСТУ: Вам — ВЕРЮ! — Вера говорит:
ВЕРА — не изменит! ВЕРА — Исцелит!
Надо Жизнь наладить, — с нового листа:
НЕ теряйте ВЕРУ: в ГОСПОДА ХРИСТА!
Верочка! — Дождусь я: Вашей я Руки! —
А в РОССИИ Вербы, — плачут у реки:
— Ты у Жизни — Странник!… — Вербам говорю:
— Я пред БОГОМ — данник: ВЕРУ, — я ЛЮБЛЮ!
На груди — есть Крестик!… — А в глазах — Мечта!
Нет ЕЁ Чудесней!… — ВЕРА — так проста! …
Нам ХРИСТОС — ИЗБРАННИК! — С ВЕРОЙ, говорим:
Нам ХРИСТОС, — ИЗБРАННИК!… = Вход в ИЕРУСАЛИМ!…
Я лежу в палате: Сердце так болит! —
А со мною Вера, — до утра сидит!…
Мне СВЯТАЯ ВЕРА, — ПРАВДУ Говорит:
Всё ХРИСТОС Излечит! = ВЕРОЙ, = Исцелит!…
Я в Добро поверил! — Если б инок знал:
В Тайную Вечерю мне ХРИСТОС Сказал:
= Мир грехом не мерить! — Ложь вся убежит! —
В БОГА — Надо ВЕРИТЬ! = с ВЕРОЙ Надо Жить!…
…Я совсем не ангел,… и земля — не Рай!…
Михаил, — Архангел! — БОГ, меня спасай! —
ВЕРЮ: в ВОСКРЕСЕНИЕ! — В БОГА! — В БОЖИЮ Мать! —
ВЕРА — мне СПАСЕНИЕ! — Рано умирать!…
— Чтоб в грехов падение больше не попал:
ВЕРУ для СПАСЕНИЯ — Я тебе ПОСЛАЛ!… —
Мне ХРИСТОС приснился ночью до утра… —
Ночь со мной сидела ВЕРА,… = Медсестра!…
09.04.2017 в 04:28 в Вербное Воскресенье — ВХОД ГОСПОДЕНЬ в ИЕРУСАЛИМ.
Отправлено: на сайт Стихи.ру 09.04.2017 в 04:37
Литературная премия «Наследие»,
номинирована 29.03.2017, письмо получено.
Мария Извольская.
http://www.stihi.ru/avtor/mbogolyubskaya
Все 24 произведения по состоянию на 14.04.2017 на этой странице автора.
Вход Господень в Иерусалим:
Материал из Википедии — свободной энциклопедии:
Статья — о церковном праздновании. О народной обрядности см. статью Вербная неделя.
Вход Господень в Иерусалим. икона, Галиция, начало XVII века
Тип христианский, церковный
Официально Неделя ваий
(по церковному уставу)
также Вербное воскресенье.
Значение воспоминание торжественного входа Иисуса Христа в Иерусалим на ослёнке.
Отмечается православными, католиками и многими протестантами
Дата 6-е воскресенье Великого поста, за неделю до Пасхи
В 2017 году 9 апреля (католицизм)
9 апреля (православие)
Празднование богослужение
Традиции освящение ветвей деревьев, в России — верб
в православии:
послабление в посте на рыбу;
Связан с Страстная седмица и Пасхой
Вход Господень в Иерусалим — христианский праздник, отмечаемый в воскресенье («Неделю»), предшествующее Пасхе, то есть в шестое воскресенье Великого Поста. Посвящён торжественному въезду в Иерусалим Иисуса Христа, описанному во всех четырёх Евангелиях. В православии входит в число двунадесятых праздников.
Другие названия
Праздник имеет несколько названий — Неде­ля ва­ий, Вербное воскресенье, Пальмовое воскресенье (греч. ;;;;;;; ;;; ;;;;;, ст.-слав. Нед;;ля Ва;їй, лат.

Dominica in Palmis de passione Domini)
В богослужебных книгах Русской православной церкви называется также Неделей Цветоносной, а в просторечии Вербным воскресеньем, что связано с тем, что пальмовые ветви в России и других странах с холодным климатом заменяли на вербы (ср. болг. Връбница, белор. Вербніца, укр. Вербна неділя, лит. Verb; sekmadienis). Первое упоминание об использовании вербы в богослужении находят в Изборнике Святослава.
Празднуемое событие:
Описание в Евангелии от Матфея:
Евангелие от Матфея (21:1-7) повествует, что апостолы по указанию Иисуса берут в Вифании ослёнка и ослицу (по слову Иисуса, хозяева не препятствуют им).
Иисус въезжает верхом на осле в Иерусалим, где его встречает народ, полагая на дорогу одежду и пальмовые ветви с восклицаниями: «осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!» (Мф. 21:9).
В Иерусалимском Храме Иисус опрокидывает столы меновщиков и продавцов скота, говоря: «написано, — дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников» (Мф. 21:13), чем вызывает недовольство служителей, однако те не смеют взять его, опасаясь народа.
После этого к Иисусу подходят слепые и хромые, и он исцеляет их (Мф. 21:14).
Иисус покидает Иерусалим и проводит ночь в Вифании (Мф. 21:17).
Описание у других евангелистов
Вход Иисуса Христа в Иерусалим описан всеми четырьмя евангелистами, о нём повествуют и Марк (в 11-й главе своего Евангелия), и Лука (в 19-й главе), и Иоанн (в 12-й главе). Описание событий, которое дают Марк и Лука, во многом очень похоже на описание, приведённое евангелистом Матфеем, хотя и отличается отдельными деталями. Евангелисты Марк и Лука сообщают, что Иисус, приближаясь к Иерусалиму и находясь вблизи Елеонской горы, рядом с Виффагией и Вифанией, посылает двоих своих учеников за молодым ослом, которого те находят, отвязывают и приводят к Нему. Будучи научены Иисусом, на вопрос «зачем отвязываете?» они отвечают, что он (ослёнок) надобен Господу.
Многие иные детали описания также совпадают у всех троих авторов синоптических Евангелий.
Праздник символизирует, с одной стороны, признание Иисуса Мессией (Христом), а с другой — прообраз входа Сына Человеческого в Рай.
Иудеи ожидали, что Мессия — Спаситель Израиля — явится на Пасху. В то время Иудея находилась под оккупацией римлян, и ожидали национального освободителя от иноземного господства.
Народ Иерусалима, зная о воскрешении Лазаря, встречает Иисуса очень торжественно. Иисус, показывая, что он входит в Иерусалим с желанием мира, а не войны, въезжает на ослёнке (на Востоке въезжать в город на осле — символ мира, верхом на коне — символ войны).
Упоминание о празднике встречается ещё у Амвросия Медиоланского и Епифания Кипрского, а его изображения находят на саркофагах IV века, однако окончательно в западной традиции праздник (лат. Die dominica in palmas — Пальмовое воскресенье) был установлен к VII веку. Предполагается, что впервые он был учреждён в Иерусалиме.
Праздник празднуют: православные, древние восточные церкви, католики и многие протестанты.
Православие
Русская икона XIV века
В православном календаре Вход Господень в Иерусалим, в отличие от других двунадесятых праздников, формально не имеет предпразднства, хотя Лазарева суббота накануне может рассматриваться как предпразднство, и совсем не имеет попразднства, так как за ним сразу следует Страстная седмица.
Во время всенощного бдения под праздник Входа Господня в Иерусалим молящиеся как бы встречают невидимо грядущего Господа и приветствуют Его, как Победителя ада и смерти, держа в руках ветви, цветы и зажжённые свечи. На утрене (второй части бдения) читается особая молитва на благословение «ваий» (то есть пальмовых ветвей, в славянских странах заменяемых ветками вербы). Обыкновенно после этого вербы, которые молящиеся держат в руках, окропляются святой водой.
У православных христиан есть обычай хранить освящённые вербы в течение всего года, украшать ими иконы в доме. В некоторых местностях существует благочестивый обычай класть освящённые вербы в руки умерших в знак того, что они по вере во Христа победят смерть, воскреснут и встретят Спасителя с освящёнными ветвями.
Гимнография Православной церкви
Тропари, кондак Недели ваий На церковнославянском (транслитерация) На русском На греческом
Тропари праздника глас 1:
Общее воскресение прежде Твоея; страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси; Лазаря, Христе; Боже. Тем же; и мы, яко отроцы победы знамения носяще, Тебе; победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне.
глас 4:
Спогребшеся Тебе; крещением, Христе; Боже наш, безсмертныя жизни сподобихомся Воскресением Твоим, и воспевающе зовем: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне.
глас 1:
В общем воскресении прежде Твоего страдания удостоверяя, из мертвых воздвиг Ты Лазаря, Христе Боже. Потому и мы, как дети, держа символы победы, Тебе — Победителю смерти воззовем: «Осанна в вышних, благословен Грядущий во имя Господне!»
глас 4:
Погребенные с Тобой в крещении, Христе Боже наш, мы бессмертной жизни удостоились воскресением Твоим и в песнях восклицаем: «Осанна в вышних, благословен Грядущий во имя Господне!»
Кондак праздника глас 6:
На престоле на Небеси;, на жребя;ти на земли; носимый, Христе; Боже, Ангелов хваление и детей воспевание приял еси;, зовущих Ти: благословен еси;, Грядый Адама воззвати.
глас 6:
На престоле восседая на небесах, шествуя по земле на осленке, Христе Боже, принял Ты хвалу от Ангелов и прославление от детей, восклицавших Тебе: «Благословен Ты, Идущий призвать к Себе Адама!»
Католицизм
Джотто. Капелла Скровеньи, фреска
Перед началом службы традиционно проводится шествие вокруг храма или в самом храме. Участники хода держат в руках ветви (в южных странах — пальмовые, в северных — вербные или другие) и зажжённые свечи. Во время шествия поются праздничные антифоны и гимн Христу-Царю. Процессия символически представляет собой людей, вышедших навстречу Спасителю во время Входа Господня в Иерусалим.
Чинопоследование мессы этого дня включает в себя чтение Страстей Господних, которые читаются кроме этого дня только в Великую Пятницу. Освящённые на богослужении ветви хранятся в домах верующих до следующего Великого поста. Существует традиция получать пепел для службы Пепельной среды сожжением этих ветвей.
В католицизме латинского обряда
Входное песнопение:
Поднимите, врата, верхи ваши и поднимитесь, двери вечные и войдёт Царь славы!
Кто сей Царь славы? Господь сил, Он Царь славы.
Осанна в вышних! Благословен Ты, Грядущий по великому милосердию Твоему.
Коллекта:
Всемогущий, вечный Боже, чтобы дать людям пример смирения, по воле твоей наш Спаситель принял плоть и взошёл на крест. Дай нам постичь смысл Его страданий и удостоится участия в Его Воскресении. Просим Тебя через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына, Который с Тобою живёт и царствует в единстве Святого Духа, Бог, во веки веков.
Народные традиции славян:
Основная статья: Вербная неделя.
Картина С. Блонская. «Девочки. Вербное воскресенье». 1900.
Общераспространённым в народе был обычай слегка ударять друг друга вербой. После заутрени, к которой малых детей не водили, возвратившиеся из церкви домой родители никогда не упускали случая поднять с постели детишек лёгкими ударами вербы, приговаривая: «Верба хлёст, бей до слёз. Не я бью, верба бьёт. Будь здоров, как верба».
Простой народ освящённым вербам придаёт особую очистительную силу, верует в спасение домашнего скота от порчи, болезней, сглаза, хищного зверя, от злых людей и злых духов.
Особой приметой вербной недели считались вербные базары. Особенно они были любимы детьми, так как на них был представлен богатый выбор детских игрушек, книг, сластей. Там же покупали связанную пучками вербу. К пучку привязывали украшение — бумажного ангелочка. Он так и назывался «вербный херувим».
С вербой связано много поговорок и примет: «На канун Вербного воскресенья Св. Лазарь за вербой лазил», «Скотину выгоняют в поле в первый раз (на Егория вешнего) вербой с Вербного воскресенья», «Если вербная неделя ведряная, с утренниками, то яри хороши будут», «На вербной мороз — яровые хлеба хороши будут», «Верба распутицу ведёт, гонит с реки последний лёд», «Не верба бьёт, а старый грех».
Материал из Википедии — свободной энциклопедии.
https://ru.wikipedia.org/wiki/

© Copyright: Мария Извольская, 2017
Свидетельство о публикации №117040901271

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Мария Извольская

Рецензии

Написать рецензию

Маша, моя родная!
Я, жила просто так: не зная ГОСПОДА ТВОРЦА…!?
Не знала, что придёт вдруг Время и молится буду я…!?
Когда в молитве Бабушка стояла я. просто ей не верила, молчала………..
Другое в школе говорили, и верила я в » светлое будущее…»
И выросла и поняла как ошибались все и Я…………………
Лариса Русская 04.08.2017 22:39 • Заявить о нарушении

+ добавить замечания

Написать рецензию Написать личное сообщение Другие произведения автора Мария Извольская

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Братия и сестры! Святая Четыредесятница состоит из двух примыкающих друг к другу и слитых воедино постов, которые отражают различные события земной жизни Христа Спасителя.

Сама Четыредесятница учреждена Церковью в память сорокадневного поста Иисуса Христа в Иудейской пустыне – диком, страшном месте, поблизости от так называемой Горы Искушений.

Страстная седмица посвящена воспоминаниям последних дней земной жизни, крестных страданий и смерти по человечеству Иисуса Христа. Страстная седмица начинается праздником – Входом Господним в Иерусалим.

Почему это событие – вход Господа во Святой Град – причислено Церковью к великим двунадесятым праздникам? Потому что оно содержит в себе глубокий духовный смысл, оно знаменует пророчески Второе Пришествие Иисуса Христа на Землю, воскрешение мертвых и Страшный Суд.

Незадолго перед крестными страданиями Господь совершил великое чудо – воскрешение из мертвых Лазаря, жителя предместья Иерусалима – Вифании (Ин. 11, 1–44). Это чудо было совершено в присутствии многочисленных родственников и друзей покойного, воочию всего Иерусалима. Это чудо потрясло сердца людей. Иудейские представления о Мессии как только лишь о земном царе, великом вожде, – эти земные представления как будто отступили в тень, сердца людей осиял луч надежды, что Проповедник любви и милосердия Иисус Христос и есть истинный Мессия и их духовный Владыка.

Что предображало собой воскрешение Лазаря из мертвых? Всеобщее воскрешение, день Страшного Суда. В Палестине покойника хоронили обычно в самый же день его смерти, так как из-за сильной жары труп быстро начинал разлагаться. На четвертый день труп Лазаря уже потерял человеческие черты, тело распухло, почернело, источало сукровицу.

Воскрешение Лазаря – это было не просто возвращение его к жизни, но как бы воссоздание его вновь, то есть – образ того, как Господь воссоздаст тела умерших из праха. Но, братия и сестры! Лазарь был возвращен к земной жизни, прожил несколько десятилетий, стал епископом и, по преданию, принял мученическую смерть за веру в Иисуса Христа. А всеобщее воскресение мертвых будет не только воскрешением, но и преображением, одухотворением человеческих тел. Воскресение мертвых станет началом вечной жизни, не имеющей конца, и будет победой над смертью.

Иисус Христос велит Своим ученикам приготовить двух животных для входа Его в Иерусалим – ослицу и молодого осленка. Что это значит?

В то время цари в мирное время употребляли этих животных для своих поездок по стране. Конь означал военные сборы. На коне отправлялись в походы. Иисус Христос сел на молодого осленка в знак того, что Он несет с собой мир, что Он – Царь Мира. Святые Отцы говорят также, что ослица символически знаменует собой иудейский народ, а молодой осленок – языческие народы, которые склонили главу под благое иго Христа Спасителя, приняли учение Его, запечатлели в сердцах своих.

Вход Иисуса Христа в Иерусалим символизирует, предображает и Второе Пришествие Его на землю. Первое совершилось в тайне и в безвестии, только лишь ночной мрак и безмолвие встретили в Вифлееме родившегося Богомладенца. А Второе Пришествие Иисуса Христа будет во славе. Господь придет окруженный Ангелами, сияющий Божественным светом. Это событие и знаменует собой вход Господа в Иерусалим, Господа, окруженного апостолами и народом, восклицающим: «Осанна Сыну Давидову, слава Сыну Давидову!»

Братия и сестры, когда Господь посмотрел с Елеонской горы на Иерусалим, то на глазах Его выступили слезы. О чем заплакал Спаситель? О городе Своем. Священное Предание гласит, что когда начался потоп, Ной взял с собой в ковчег, как великую святыню, голову Адама. Затем он отдал ее своему старшему сыну – Симу. Сим построил город Иопию, затем соорудил жертвенник, под которым положил голову нашего праотца и невдалеке от этого жертвенника основал город Иерусалим, что значит – Мир Божий. Затем Палестину завоевали хананейские племена, и место, где лежала голова Адама, пришло в запустение, хотя по памяти народ называл это место «Голгофой» (по-еврейски – череп, лоб). Там, на Голгофе, и должно было совершиться дело искупления мира.

Господь смотрел с горы на Иерусалим, видел Иерусалимский храм, позолоченные купола которого сияли, горели огнем. Но Господь думал о том, какая страшная кара постигнет этот святой и преступный город. Своими очами Он видел, как другое пламя, пламя возмездия, взовьется над Храмом, превратит дивный Храм, который, как небесный цветок, вырос в расселине скалы, в груду развалин, в груду обгоревших бревен и пепла. Тогда на улицах Иерусалима будут лежать непогребенные трупы, и сама земля будет напоена кровью, как дождем; тогда город этот превратится в руины, и, мертвый, он будет похож на пшеничное поле, побитое градом.

Здесь, в Иерусалиме, должен был совершиться величайший подвиг: вольные страдания, распятие Христа и искупление Им человечества. И здесь, в Иерусалиме, должно было совершиться самое страшное в истории человечества злодеяние – Богоубийство. Поэтому Господь плакал о городе Своем.

Иисус Христос вошел в Иерусалимский храм. Здесь Его встретил шум, крики людей, блеяние животных, которых продавали прямо в Храме. Жертвенных животных должны были продавать у стен, но ради успешности торговли первосвященники разрешили вводить их в само святилище. Там же стояли лавки менял, потому что, по иудейскому обычаю, нельзя было жертвовать на храм и покупать животных на деньги языческих государей, их необходимо было обменять на иудейские монеты.

Итак, в церкви Божьей стоял страшный шум, и Господь взял бич в Свои руки и изгнал продающих скот и менял из дома Своего Небесного Отца. Братия и сестры, в Евангелии мы видим Господа гневающимся, когда Он обличает фарисеев, этих лицемеров от религии, и когда Он видит осквернение Своего храма.

Пусть это послужит и для нас уроком: с каким благоговением нужно вести себя в церкви Христовой! Как часто мы нарушаем святость, тишину этого места. А некоторые из нас, их очень мало, но есть и такие, даже безобразничают в храме и как будто гордятся своей безнаказанностью, тщеславятся своим духовным хамством. Пусть это Евангельское событие напомнит нам о том, что храм есть образ Царствия Небесного.

Вхождение Иисуса Христа во Храм символически означает Страшный Суд, который начнется с Церкви Божией. И строже всего Господь будет судить христиан. В житии преподобного Макария Великого приведена его беседа с душой умершего египетского жреца. Жрец говорил, что находится во аде, однако есть места еще более страшных мучений, нежели те, которые испытывает он. Они уготованы для христиан, принявших благодать Святого Духа в крещении, а затем поправших ее своими грехами.

Первосвященники, обратившись ко Христу, требовали, чтобы Он запретил ученикам Своим прославлять Его. Христос же сказал: если они умолкнут, то камни возопиют (Лк. 19, 40). Святые Отцы под камнями понимали язычников, которым суждено было прославить Бога после проповеди апостолов по всему миру. В Евангелии говорится, что малые дети кричали Христу: Осанна! благословен Грядущий во имя Господне! (Мк. 11, 9). Под детьми подразумеваются люди простые и чистые сердцем. Только лишь от чистой души возносимую хвалу принимает Господь.

По обычаю, мы стоим сегодня в церкви с вербами в руках. Народ встречал Иисуса Христа с пальмовыми листьями, как Победителя. Верба же означает еще и воскресение из мертвых: она расцветает после зимы прежде всех других растений.

Держа в руках веточку вербы, мы исповедуем, что Иисус Христос есть истинный Победитель смерти, демона и ада. Держа ее в руках, мы просим у Господа, чтобы Он сподобил нас встретить Его не со стыдом и ужасом, а с радостью и ликованием в день воскресения мертвых.

«Осанна!» – это значит: «Господь идет!», «Спасение от Господа», «Господи, спаси нас!» Братия и сестры, Господь в день этого праздника невидимо приближается и к нам, к нашим сердцам.

Братия и сестры! И в наших сердцах, как и в Иерусалимском храме, кричат животные – это наши низменные страсти, которые заглушают голос молитвы; и в нашей душе сидят менялы монет – это те помыслы, которые даже в священные минуты заставляют нас думать о мирских выгодах, о мирских и суетных делах.

Господь бичом Своим изгнал оскверняющих Его храм. Пусть бичом благодати Своей Он очистит наши сердца, ибо они – нерукотворный храм, созданный Им и созданный только для Него.

Аминь.

Путь христианина. Проповеди

История праздника Входа Господня в Иерусалим.

празднование совершается в последнее воскресение перед Пасхой

Воспоминанию одного из главных событий последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа — Его торжественного прибытия в Иерусалим накануне праздника Пасхи — посвящен один из главных церковных праздников, в православной Церкви входящий в число двунадесятых. Он празднуется в воскресенье, непосредственно предшествующее пасхальному и открывающее собой Страстную Седмицу. Это событие описали все четыре Евангелиста (Мф 21. 1-11; Мк 11. 1-11; Лк 19. 28-40; Ин 12. 12-19).

За 5 дней до иудейского праздника Пасхи Господь подошел к селениям Виффагия и Вифания у Елеонской горы вместе со Своими учениками и поручил двум из них привести Ему молодого осла, на которого никто никогда не садился. Когда ученики исполнили повеление, Христос сел верхом и стал спускаться с горы к Иерусалиму под приветственные возгласы учеников и народа, который встречал Христа, постилая одежды и срезанные с деревьев ветви на Его пути, восклицая: «…осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!» (Мф 21. 9; ср.: Мк 11. 9; Лк 19. 38; Ин 12. 13). Все евангелисты, кроме Марка, отмечают недовольство иудейских учителей обстоятельствами события, в первую очередь тем, что Иисус Христос не запретил встречать Его этими словами, понимавшимися в том числе как мессианское приветствие.

Евангелист Матфей пишет, что вход Господень в Иерусалим заставил весь город прийти в движение (Мф 21. 10); Иоанн подчеркивает, что торжественная встреча Христа была вызвана тем, что народ был потрясен чудом воскрешения из мертвых праведного Лазаря (Ин 12. 17-18); Матфей и Лука непосредственно связывают событие Входа Господня в Иерусалим с последовавшим за ним изгнанием Христом торгующих из иерусалимского храма (Мф 21. 12-13; Лк 19. 45-46).

Сама поездка на осле, согласно евангелистам, была осуществлением пророчества Захарии (Зах 9. 9) и по толкованию святителя Иоанна Златоустого»… подъяремная ослица, которую вместе с осленком привели ученики к своему Господу, символически означала народ Иудейский. Господь не восхотел сесть на нее, давая тем понять, что избранный народ отвержен за свое неверие, что отнято от него Царство Божие и отдано народу, приносящему плоды его (Мф. XXI, 43). Молодой осленок, на которого никто не садился, означал, по его словам, все те новые, малоизвестные в ветхозаветной истории языческие народы, которые составили на первых порах молодую Церковь Христову и приняли легкий ярем Евангелия. Одежда, которой покрыли апостолы осленка, означала Его учение. Таким образом, все событие отмечало коренной перелом в плане Домостроительства Божия о спасении человека, когда то исключительное, руководящее значение, которое имел народ Израильский в Ветхом Завете, перешло от него к другим народам. Садясь на осленка, Господь показал, что Он принимает эти народы под Свое водительство. (Беседы на Евангелие от Марка, епископ Василий Кинешемский, глава XI, ст. 1-10)

Поскольку в символике и события Входа Господня в Иерусалим, и его литургического празднования важное место занимают пальмовые ветви (греч.

ваия), праздник Вход Господень в Иерусалим обычно называют Неделей ваий. В славянской традиции известно его обозначение еще и как Недели цветоносной или цветной. На Руси в богослужебной практике пальмовые ветви традиционно заменяют ветвями вербы, отчего Неделя ваий носит также название Вербного воскресенья.

В день Входа в Иерусалим далеко за пределами храма можно заметить бабушек, продающих тугие связочки вербы, или столкнуться с людьми, несущими эти пушистые букетики.

Вербное воскресенье – так ещё называют на Руси праздник Входа Господня в Иерусалим. По традиции, в сам праздник, а также накануне, на субботней вечерней службе, в храмах освящают ветви вербы. Верба в наших краях заменяет верующим пальмовые листья.

Пальма на Ближнем Востоке издревле символизировала жизнь, победу, праведность и чистоту. В Древней Греции, а потом и в Римской империи, процессии с пальмовыми ветвями приветствовали полководцев-победителей. Именно поэтому жители Иерусалима встречали Христа с пальмовыми ветвями – ведь они ждали великого царя, который избавит страну от господства Рима, возвысит Израиль и его народ. Но они ошибались,“Царство Мое не от мира сего”– так говорил сам Иисус. Спаситель видел радость тех, кто встречал Его, но знал, как скоро всё изменится. Как вместо восторженных приветствий раздастся общий гул – “распни его!”…

Самое ранее описание праздника Входа Господня в Иерусалим встречается в

воспоминаниях паломницы Эгерии. В четвёртом веке она посетила Святую Землю. Эгерия рассказывает, что в праздничное воскресенье, после обеда, верующие шли торжественной процессией от Елеонской горы к храму Воскресения Господня. Все несли пальмовые и масличные ветви, пели песнопения с рефреном: «Благословен Грядущий во имя Господне». Возглавлял процессию епископ Иерусалима верхом на осле – по подобию Самого Спасителя. К седьмому веку праздник Входа Господня в Иерусалим стал общехристианским.

Так почему же христиане празднуют этот день? Почему приходят в храмы с вербой или пальмовыми листьями? Пальма – это ещё и символ вечной жизни. Да и наша распускающаяся с приходом тепла верба – яркий образ победы жизни над смертью.

В день праздника Входа Господня в Иерусалим на богослужении в храме мы мысленно возвращаемся в Евангельские времена.

Верующие встречают незримо грядущего в Иерусалим Сына Божия. Он идёт отдать за людей свою жизнь и тем самым – открыть нам двери в Царство Небесное. При этом мы знаем, что после крестных мук и смерти Спаситель воскрес, величайшее чудо свершилось. Поэтому мы встречаем Христа как Победителя, который сокрушил ад и уничтожил смерть.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *