Ветхий завет авраам

Ветхий завет авраам

7. Авраам и Исаак

Через год после явления Аврааму Бога в виде трех странников исполнилось предсказание Господа: у Авраама и Сарры родился сын, которого они назвали Исааком. Аврааму тогда было сто лет, а Сарре – девяносто.

Они очень любили своего единственного сына.

Когда Исаак вырос, Бог пожелал возвысить веру Авраама и научить через него всех людей любви к Богу и послушанию воле Божией. Бог явился Аврааму и сказал: «Возьми сына твоего единственного Исаака, которого ты любишь, иди в землю Мориа, и принеси его в жертву на горе, которую Я тебе укажу». Авраам повиновался. Ему было очень жалко своего единственного сына, которого он любил больше, чем самого себя. Но Бога он любил больше всего и верил Ему совершенно, и знал, что Бог никогда и ничего плохого не пожелает. Он встал рано утром, оседлал осла, взял с собой сына Исаака и двух слуг; взял дрова и огонь для всесожжения и отправился в путь.

На третий день пути они пришли к горе, которую указал Господь. Авраам оставил слуг и осла под горой, взял огонь и нож, а дрова возложил на Исаака и пошел с ним на гору. Когда они шли, Исаак спросил Авраама: «Отец мой, у нас есть огонь и дрова, а где же агнец (ягненок) для жертвоприношения?» Авраам ответил: «Господь усмотрит Себе агнца». И шли далее оба вместе и пришли на верх горы, на место, указанное Господом. Там Авраам устроил жертвенник, разложил дрова, связал сына своего Исаака и положил его на жертвенник поверх дров. Он уже поднял нож, чтобы заколоть своего сына. Но Ангел Господень позвал его с Неба и сказал: «Авраам, Авраам! Не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что ты боишься Бога, потому что не пожалел единственного твоего сына для Меня». И увидел Авраам невдалеке барана, запутавшегося в кустарнике, и принес его в жертву вместо Исаака.

За такую веру, любовь и послушание Бог благословил Авраама и обещал, что у него будет потомства так много, как звезд на небе и как песку на берегу моря, и что в его потомстве получат благословение все народы земли, то есть из его рода произойдет Спаситель мира.

Принесение Исаака в жертву было прообразом или предсказанием людям о Спасителе, Который, будучи Сыном Божиим, отдан будет Своим Отцом на крестную смерть, в жертву за грехи всех людей. Исаак, являясь прообразом Спасителя, за две тысячи лет до Рождества Христова предызобразил, по воле Божией, Иисуса Христа. Он так же, как Иисус Христос, безропотно шел на место жертвы и на себе нес дрова для жертвоприношения, как Иисус Христос нес на Себе крест.

Гора, на которой Авраам приносил в жертву Исаака, получила название горы Мориа. Впоследствии на этой горе был построен царем Соломоном, по указанию Божию, Иерусалимский храм.

Путь Авраама

24.07.2005 | 4582 | (0)

Ишмаэль Талес

Авраам был первым из людей, кто в эпоху процветания идолопоклонства решительно и открыто восстал против верований своего времени и стал призывать служить Единому Б-гу. В Торе рассказывается, что на самом деле Авраам не объявил какую-то новую религию, но призвал человечество вернуться к когда-то оставленной людьми истинной вере в Единого Б-га и Его семь заповедей. И это при том, что Авраам не был «белой вороной» в своем времени. У него было все: именитые и благородные родители (его отец Тэрах был главным министром Нимрода — царя тогдашней сверхдержавы Вавилона), престижное, как сказали бы сейчас образование и т. д. Одно только то, что он прекрасно знал и разбирался в астрологии — королеве наук по тем временам — уже подтверждает то, что Авраам был человеком своего времени. И тем не менее, Авраам всю свою жизнь продолжал искать Единого Б-га, нашел Его и стал работать с другими, чтобы находили Его и шли Его путями.

Авраам, обладая необыкновенным умом, признал Творца совершенно самостоятельно, придя к этому выводу путем наблюдения и рассуждений. «Может быть, мне следует поклоняться земле, — рассуждал он, — ибо ее плодами кормится человек? Однако земля не всесильна, она зависит от неба, дарующего дождь. Должен ли я поэтому поклоняться небесной тверди? Ясно, что над твердью небесной правит солнце, благодаря теплу и свету которого жив мир. Наверное, тот могущественный Б-г, Который сотворил меня и всю вселенную — это солнце!»

Авраам пал ниц перед солнцем. Но когда опустилась ночь, и солнце скрылось, чтобы дать дорогу луне, Авраам рассудил, что божеством в неменьшей степени может быть и луна. Но и эту мысль он оставил, поняв, что поскольку луна светит только ночью, то она не может быть более могущественной чем солнце, которое светит только днем. В конце концов, с помощью наблюдений за регулярной сменой дня и ночи, времен года, за всеми законами природы, Авраам сделал вывод о присутствии Всемогущего и Мудрого Творца, Который стоит за всем этим. «Как происходит, — спросил Авраам сам себя, — что небесные тела восходят и заходят в определенное время? Очевидно, должен существовать какой-то один высший Разум, направляющий их».

«Я не видел Творца, — сказал Авраам, — но в силах понять, что только Могущественный и Милосердный Б-г мог создать этот изумительный мир вокруг меня и что только Его высший разум способен поддерживать существование этого мира. Ему Одному я и буду поклоняться!»

У отца Авраама, Тэраха, была сеть крупных магазинов, или как мы бы сейчас сказали транснациональная корпорация со штаб-квартирой в Вавилоне по производству, менеджменту и торговле фигурками идолов. Авраам же делал все, чтобы убедить людей не покупать их. Однажды случилось так, что отцу пришлось отправиться в поездку, и он оставил свою лавку на попечение уже повзрослевшего Авраама. Сыну он дал такие наставления: «Чем больше размер божка — тем более высокую цену проси. И чем важнее будет клиент — тем большего божка предлагай».

Однажды в лавку зашел внушительного вида широкоплечий мужчина.

Дай мне большого идола, как это и приличествует моему положению! — высокомерно обратился он к юноше. Авраам вручил ему самого большого идола, какой только был на полках, и мужчина достал из кошелька крупную сумму денег.

— Сколько тебе лет? — спросил у него Авраам.

— Пятьдесят.

— И тебе не стыдно поклоняться идолу, которому всего лишь день от роду? — спросил Авраам. — Мой отец изготовил его вчера!

Смутившись, мужчина взял деньги обратно и ушел.

Вошла старая женщина. Она рассказала юному продавцу, что ночью к ней в дом залезли воры и украли всех божков.

— Вот как? — спросил Авраам. — Если твои божки не в состоянии защитить себя от грабителей, то как же ты надеешься, что они будут защищать тебя?

— Ты прав, — признала женщина. — Но кому же нам тогда служить?

— Творцу неба и земли, Создавшему меня и тебя и всех людей, — ответил Авраам.

Женщина ушла, ничего не купив.

Пришла другая женщина и принесла миску муки в виде подношения божкам. Тогда Авраам взял топор и вдребезги изрубил всех идолов, кроме самого большого. Когда Тэрах вернулся из своей деловой поездки и увидел разгром в своей лавке, он закричал: «Что здесь произошло?»

— Зачем мне скрывать от тебя правду? — ответил Авраам. — Пока тебя не было, пришла женщина и принесла им в жертву немного муки. Каждый из этих божков воскликнул, что хочет есть первым. Тогда самый большой идол так разъярился, что схватил топор и разбил всех остальных!

— Что за чепуха? — удивился Тэрах. — Ты не хуже меня знаешь, что они не едят, не двигаются, и тем более не дерутся!

— Вот как? — возразил Авраам. — Если все так, как ты говоришь, то почему ты тогда им служишь?

Однажды настала очередь Тэраха — отца Авраама и главного министра Нимрода — совершать ритуальное служение перед божками в царском дворце. Тэрах взял Авраама с собой в столицу. Они пришли во дворец Нимрода и их ввели в большой зал, где находилась большая коллекция божков разной масти из золота, серебра, меди, дерева и даже камня.

Тэрах внес в зал вино, хлеб и расставил подносы перед божками. Все слуги удалились. «Возьмите это, ешьте и пейте!» — сказал Авраам громко. Но ни один из идолов не шелохнулся и не проронил ни звука.

— Ты же видишь, им грош цена, — заметил Авраам отцу, после чего начал сбрасывать всех идолов на пол в одну большую кучу. Онемевший отец стоял неподвижно. Затем Авраам поджег идолов и бежал из дворца.

Впоследствии, когда Авраам предстал перед Нимродом, которого его поведение так возмутило, что он возжелал лично лицезреть «изменника» — тот надеялся убедить его признать свою неправоту и поклониться идолам, а заодно и ему самому.

— Давай вместе поклонимся огню, — предложил он Аврааму. — Очевидно, что огонь могущественнее любой другой стихии.

— Если так, — отвечал Авраам, — то лучше совершить служение воде, ибо в ее власти погасить огонь.

— Отлично!

Давай поклонимся воде.

— Но облака сильнее воды, ибо они ее приносят.

— Так будем поклоняться облакам!

— Но ветер рассеивает облака, так что он должен стоять выше их.

— Не возражаю. Будет молиться ветру! Падай ниц вместе со мною.

— Нет, человек сильнее ветра, ибо он наполнен воздухом, несмотря на отверстия в теле.

Эти слова вывели Нимрода из себя.

У Авраама впереди было еще много испытаний. Десять лет он проведет в тюремных подземельях Нимрода за свои действия в его дворце, ничуть не поколебавшись в своей вере. Ему придется побывать в огненной печи Ур Касдим, которую подготовили для него в качестве формы осуществления смертного приговора, вынесенного за его убеждения, и из которой он будет чудесным образом спасен Самим Всевышним. Ему предстоит война против четырех царей и риск спасения Сары из дворцов египетского фараона и палестинского царя. И еще много-много всего, о чем можно прочитать в Торе.

Возникает вопрос, если один человек способен на такие жертвы и испытания ради истинной веры в Творца и удостаивается таких великих чудес за это, тогда на что же способно все человечество, прими и тщательно соблюдай оно все семь законов потомков Ноаха?

Библиография: Мидраш «Берешит Раба» (недельная глава «Лех Леха»)

Авраам

Авраам

I. Имя патриарха первоначально звучало как Аврам, но затем было изменено Богом на Авраам (Быт 17:5). Обе формы по значению соответствуют исходному авирам – «(мой) отец возвышен», причем под словом «отец» может подразумеваться Бог. В Быт 17:5 Авраам истолковывается как «отец множества» . Имеются подтверждения существования этого имени на Ближнем Востоке во II тысячелетии до Р.Х.

II. Согласно данным, содержащимся в истории праотцев, между рождением Авраама и переселением Иакова в Египет прошло 290 лет (Быт 21:5; Быт 25:26; Быт 47:9); в Египте народ Израиля прожил 430 лет (Исх 12:40). О конкретных современниках Авраама в Библии не сказано ничего, что позволило бы отождествить их с известными историческими личностями. Археологические находки последних десятилетий (особенно тексты из Мари и Нузы) все же проливают некоторый свет на образ жизни, правовые отношения, обычаи и религиозные представления, существовавшие во времена патриархов. Однако более точная датировка времени праотцев вообще и периода жизни Авраама в частности невозможна. Ориентировочно это время можно ограничить рамками первой половине II тысячелетия до Р.Х.; Авраам жил примерно с 2000 до 1800 года до Р.Х.

III.Авраам был сыном Фарры из рода Сима. У Авраама были братья Нахор и Аран. Последний, отец Лота, умер в Уре Халдейском еще при жизни Фарры (Быт 11:27 и следующие). Жена Авраама, Сара (впоследствии Сарра), от которой у него не было детей (стих 29 и далее), была его сводной сестрой (Быт 20:12). Фарра вместе с Авраамом, Сарой и Лотом ушел из Ура, направляясь в Ханаан. На пути вверх по Евфрату они сначала поселились в Харране, месте пересечения караванных путей. Оттуда в возрасте 75 лет Авраам последовал дальше, к первоначальной цели своего странствования, Ханаану (Быт 12:4). По словам Стефана (Деян 7:4), это произошло после смерти Фарры.

IV.Авраам отправился из Харрана, повинуясь зову Господа (Быт 12:1-3), который вывел его из Ура Халдейского (сравните Быт 15:7; Неем 9:7 и Деян 7:2-4). Призывая Авраама, Бог дал ему тройное обетование: наделить землей, произвести от него великий народ и благословить его, а в нем – «все племена земные» (Быт 12:3). Вероятно, Авраам следовал из Харрана через Дамаск (примечательно, что его раб Елиезер был родом из Дамаска, Быт 15:2) по обычному пути, связывавшему Месопотамию с Ханааном. За исключением Фарры, его сопровождали все, кто вышел вместе с ним из Ура, что также свидетельствует о том, что его отец Фарра умер в Харране. Но и в Ханаане Авраам не обрел постоянного места жительства. Он располагает свой стан в Сихеме (Быт 12:6), где Господь дарует ему обетование отдать его потомкам Ханаанскую землю (стих 7). После этого Авраам отправляется в местность, расположенной между Вефилем и Гаем, а оттуда идет на юг, но голод заставляет его отправиться в Египет. Из страха перед фараоном он выдает Сару за свою сестру (стихи 10-20). Возвратясь на юг Ханаана, Авраам вновь отправляется в Вефиль (Быт 13:1,3). Здесь он расстается с Лотом, предоставляя ему право поселиться в плодородной долине Иордана, которую тот сам выбрал (стихи 5-12). Вслед за этим Бог вновь обещает отдать во владение Аврааму и его потомкам всю Ханаанскую землю (стихи 15-17), и Авраам располагается на жительство у дубравы Мамре в Хевроне (стих 18). Авраам заключает союз с живущими здесь аморреями (Быт 14:13). Когда Лот попадает в плен во время набега четырех царей с востока, Авраам освобождает его. Возвращающегося домой победителя благословляет Мелхиседек, и Авраам отдает ему десятину от своей военной добычи (глава 14).

V.Авраам получает от Бога обетование о том, что ему будет даровано многочисленное потомство. Авраам поверил обетованию, и Бог вменил ему это в праведность (Быт 15:5 и следующие). Обещание дать землю заверяется торжественным заключением завета между Богом и Авраамом (стихи 7-21). Авраам пытается собственными усилиями осуществить обетование, касающееся его потомков, и, по совету Сары, производит на свет сына от ее служанки Агари. Согласно закону (о котором также свидетельствуют тексты из Ура и Нузы), этот ребенок считался сыном госпожи (Быт 16:2); таким образом, когда Аврааму было 86 лет, у него родился сын Измаил (Быт 16:15 и следующие). Через 13 лет (Быт 17:1 и следующие) Господь повторяет Свое обетование: не Измаил, а Исаак, сын Сары, которая с этого времени должна именоваться Саррой («княгиня/госпожа»), будет наследником Авраама (стих 15 и следующие). При этом Авраам принял знамение завета – обрезание, и Бог изменил его имя на «Авраам». Содом и Гоморра за свои грехи подверглись разрушению, но в результате заступничества Авраама. Лот был спасен (глава 18 и далее). Авраам уходит на юг. В Гераре он вновь выдает Сарру за свою сестру, на этот раз перед царем Авимелехом (глава 20). Как и в Египте, им овладел страх перед людьми, и он снова проявил слабость. Потом у столетнего Авраама родился сын Исаак. По просьбе Сарры и Божьему повелению Авраам отослал Агарь и Измаила прочь (Быт 21:1-21). В Вирсавии («колодец клятвы») Авраам заключил союз с герарским царем Авимелехом (стихи 22-32) и еще долгое время оставался в этих местах (стих 33 и следующие). Здесь Бог повелел ему принести в жертву Исаака. Авраам повиновался в надежде на то, что Бог воскресит его сына из мертвых (Евр 11:17-19). В последний момент Господь вмешивается в происходящее и окончательно подтверждает все обетования, данные Аврааму, который вновь возвращается в Вирсавию (Быт 22).

VI. Когда Сарра в возрасте 127 лет умерла, Авраам купил у Ефрона хеттеянина пещеру Махпелу и похоронил ее там (глава 23).

Описание этого события напоминает по форме купчую, аналогичную хеттским. Цена в 400 сиклей серебра считалась немалой. Этот участок был единственной земельной собственностью, приобрет Авраам. Вместе с тем это был первый участок земли обетованной, полученый во владение праотцем израильтян. После смерти Сарры, когда Аврааму было 140 лет, он направил своего раба Елиезера (смотрите раздел IV) в Месопотамию с поручением найти среди родственников Авраама жену для Исаака, чтобы избежать брака с язычницей-хананеянкой. Елиезер нашел в городе Нахора (Быт 24:10), расположенном вблизи Харрана, Ревекку, дочь Вафуила, и привел ее с собой. Впоследствии Авраам взял в жены Хеттуру, которая подарила ему еще 6 сыновей (Быт 25:1 и следующие). Всех своих наложниц (и их сыновей) Авраам отослал прочь (стих 6). Авраам умер в возрасте 175 лет. Исаак и Измаил похоронили его рядом с Саррой в пещере Махпеле (стихи 7 и 9).

VII. У Авраама было много крупного и мелкого скота и достаточно работников (Быт 24:35). Покидая Харран, он взял с собой приобретенных там рабов (Быт 12:5). Позднее сообщается о рабах, подаренных ему (Быт 12:16; Быт 20:14), купленных им или рожденных его рабынями (Быт 17:23,27). Из числа этих рабов в его распоряжении находились 318 мужчин, испытанных в бою против четырех царей (Быт 14:14). Вожди хеттеев относились к нему как к «князю Божию» (Быт 23:6), аморреи и филистимляне заключали с ним союзы (Быт 14:13; Быт 21:22-32). Учитывая происхождение и богатство Авраама, можно предположить, что среди его рабов имелись и писцы, т.к. известно о широком распространении письменности в Уре Халдейском во времена Авраама. Не исключено, что письменные свидетельства людей из окружения Авраама могли стать источником для книги Бытие (→ Пятикнигие Моисея).

VIII. Господь избрал Авраама быть родоначальником Израиля (Быт 12:2; Быт 17:4-8; Ис 51:2), Божьего народа среди прочих народов. На это избрание Авраам отвечает послушанием (Быт 12:4) и верой (Быт 15:6; Евр 11:8), являя пример для всех верующих (Гал 3:29). Вера Авраама подвергается небывалому испытанию, и он становится «другом Божиим» (Ис 41:8; Иак 2:23) и отцом тех, кто послушен в вере (Рим 4; Гал 3:6-14; Евр 11:8-19; Иак 2:21-24). → Праотец; патриарх.

После неудавшейся попытки человечества возвести Вавилонскую башню, произошло смешение языков и люди расселились по разным странам. Вера в единого Бога стала забываться, в мире воцарилось язычество – поклонение многим богам, небесным светилам и даже неодушевленным предметам. Но был один человек по имени Авраам, который, живя среди язычников, сохранял веру в истинного Бога. Вот история Авраама и Сарры, его супруги.

Авраам – потомок Сима и родоначальник еврейского и арабского народов.

Когда Аврааму было 75 лет, Бог явился ему и сказал: «Пойди из земли твоей, от родства твоего, и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе. И Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое; и будешь ты в благословении».

Авраам послушался повеления Божьего. Взял свою жену Сарру, слуг, рабов и, покинув город Ур, в котором родился и прожил всю жизнь, отправился в путь.

Бог привел Авраама в землю Ханаанскую. Там жили кочевники-пастухи, потомки Ханаана. Ханаанская земля была обширна и плодородна, но мало заселена. Бог пообещал Аврааму, что со временем вся эта земля станет принадлежать его потомкам. Так Ханаанская земля стала обетованной, то есть обещанной.

Авраам поселился со своей семьей в Ханаанской земле и стал вести привычную жизнь скотовода. Бог еще несколько раз являлся Аврааму, чтобы подтвердить пророчество о многочисленности и величии будущего авраамова потомства. Но жена Авраама, Сарра, была бесплодна, и у Авраама не было детей.

Тогда, следуя древнему обычаю, Сарра избрала среди своих рабынь наложницу для мужа, египтянку по имени Агарь, чтобы рожденного ею ребенка воспитать как собственного. Вскоре Агарь забеременела. Она сразу же возгордилась и перестала оказывать почтение Сарре, своей госпоже.

Сара пожаловалась мужу: «Я отдала служанку мою в недро твое; а она, увидев, что зачала, стала презирать меня».

Авраам сказал жене: «Служанка твоя в твоих руках, – делай с нею, что тебе угодно». Сарра стала притеснять Агарь, и та, не выдержав, убежала из дома. Не зная, куда идти, Агарь целый день блуждала по пустыне, а ночью заснула под открытым небом. Во сне ей явился ангел и сказал: «Возвратись к госпоже своей и покорись ей!» Агарь послушалась ангела, вернулась к Сарре и в положенный срок родила сына, получившего имя Измаил, что значит «Бог слышит». Прошло несколько лет.

Однажды мимо жилища Авраама проходили трое странников. Следуя законам гостеприимства, Авраам пригласил их отдохнуть и подкрепиться.

Сарра испекла для гостей хлеб. Авраам заколол и приказал зажарить теленка. Насытившись, странники поблагодарили гостеприимных хозяев, и один из них сказал Аврааму: «Я опять буду у тебя в это же время в следующем году, и будет сын у Сарры, жены твоей».

Услышав эти слова, Сарра, которой в то время было 90 лет, подумала: «Мне ли, когда я состарилась, иметь сие утешение? И господин мой стар». Но странник, угадав ее мысли, назидательно сказал, что нет ничего невозможного для Господа. После чего странники удалились.

Эти три странника в действительности были ангелами, в которых воплотился сам Бог. (Их изображение – так называемая «ветхозаветная Троица» – является одним из самых распространенных сюжетов русских икон, в том числе знаменитой «Троицы» Андрея Рублева).

Через год, как и было предсказано, у девяностолетней Сарры и столетнего Авраама родился сын. Сарра была счастлива, и в то же время смущена. Она говорила: «Смех сделал мне Бог; кто ни услышит обо мне, рассмеется». Сарра назвала сына Исаак, что значит «смех».

Исаак был законным сыном Авраама, но Измаил, хоть и рожденный от рабыни, был старшим и, по обычаю, имел больше прав. Неприязнь Сарры к Агари вспыхнула с новой силой, и она обратилась к мужу, потребовав: «Выгони эту рабыню и сына ее, ибо не наследует сын рабыни сей с сыном моим Исааком».

«Показалось это Аврааму весьма неприятным», он не хотел расставаться со старшим сыном, но Бог повелел ему поступить так, как требует Сарра, и не тревожиться о судьбе Измаила, которому так же, как и Исааку, суждено стать родоначальником великого народа.

Изготовление бирок для товаров

Текстильные этикетки для одежды можно классифицировать по используемому материалу. Бирки могут быть изготовлены на сатине, на нейлоне …

Новая технология GPS

Технологии продолжает вторгаться в нашу жизнь, и все больше людей стремится использовать их, иногда не вполне корректно. …

Ману и магический карп

Ману был предан богу Брахме, так что бог решил подарить Ману совершенно особую рыбу — магического …

Ясон и Медея

Солнценачало садиться, когда Ясон и Медея расстались. Ясон возвратился каргонавтам на корабль, а она, сев на свою быструю …

Бог Шива

Считалось, что в качестве Натараджи, царя танца, Шива регулирует мировой порядок. Устав танцевать, он останавливается, и во …

О пользе интерактивных игрушек

Мнoгие рoдители жалуются, чтo игрушки их ребенка уже некуда складывать. Если вы oдни из них, тo вам …

Оптический транзистор

Оптические вычисления, лежащие в основе создания квантовых компьютеров, на сегодняшний день являются предметом гипотетических рассуждений. Теоретически, …

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *