Веселый этикет для дошкольников

Веселый этикет для дошкольников

Урок Весёлого этикета
Классный час
Классный час можно провести 1 апреля или в любой другой день.
Подготовка:
1.Оформить газету «Веселый этикет» (после праздника она остается в классном уголке).
2.Приготовить сладкие (или иные) призы для детей.
3.Подготовить листы бумаги и ручки (для каждого уче­ника) для проведения теста.
4.Оформить стенд (выставку) рисунков учеников на за­данную тему.
Звучит фонограмма песни «Улыбка» (музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского).
Учитель. Здравствуйте, ребята! Сегодня наш класс­ный час посвящен правилам этикета. Но поскольку на календаре 1 апреля — День юмора и смеха, то и урок у нас необычный — урок веселого этикета. Я хочу начать его со стихотворений Григория Остера из книги «Вред­ные советы».
Ученики по очереди читают стихи.
Потерявшийся ребенок
Должен помнить, что его
Отведут домой, как только
Назовет он адрес свой.
Надо действовать умнее,
Говорите: «Я живу
Возле пальмы с обезьяной
На Гавайских островах».
Потерявшийся ребенок,
Если он не дурачок,
Не упустит верный случай
В дальних странах побывать.
Когда состаришься, ходи
По улицам пешком.
Не лезь в автобус — все равно
Стоять придется там.
И нынче мало дураков,
Чтоб место уступать,
А к тем далеким временам
Не станет их совсем.
Если друг твой самый лучший
Поскользнулся и упал,
Покажи на друга пальцем
И хватайся за живот.
Пусть он видит, лежа в луже,
Ты ничуть не огорчен,
-Настоящий друг не любит
Огорчать своих друзей.
Учитель. Какие вредные советы дает вам Григорий Остер? Следует ли так поступать?
Сегодня я приготовила для вас необычные школьные правила. Но предупреждаю всех: доверяйте только пра­вильной половине правил, выделенной курсивом, и ни в коем случае не принимайте всерьез остальную часть.
На доске — стенгазета «Веселый этикет», учитель зачи­тывает из нее правила поведения.
Правило поведений на уроке
1. На контрольных не списывай у двоечников. Списы­вай только у отличников!
2. Старайся сидеть на первой парте. Тогда после звонка на перемену ты первым добежишь до буфета!
3. Не пиши на партах всякую чепуху. А пиши только самое главное, например: «»Спартак» — чемпи­он!», «Мишка — дурак!», «Кто здесь сидит, я вас люблю -кладите в парту по рублю!»
4. Содержи свои тетради в чистоте. Лучше в них ниче­го не писать, а то на чем же ты будешь играть в «Крести­ки-нолики» или «Морской бой»?
Правило поведения на перемене
1. На переменках не дергай девчонок за косички: го­раздо интереснее делать это на уроке.
2. Бережно обращайся с учебниками, помни: это твое главное оружие в школьной драке! А развалившимся учебником очень неудобно бить по голове.
3. Всегда пропускай девочку вперед: сзади ее гораз­до удобнее дергать за косичку.
4. Не обижай ребят из младших классов: они такие ябеды!
Учитель. Ваши товарищи приготовили смешные час­тушки — школьные дразнилки. Только они просят не оби­жаться на них, если в частушках кто-то узнает себя.
Частушки
Славно в куклы поиграть
На уроке чтения!
Жаль, не кукле отвечать
У доски склонения.
Только начался урок,
Оля шлет записку.
«Очень вкусный пирожок —
Меняю на ириску!»
Всех Илюша задирает –
Получает тумаки.
Кто-то марки собирает,
А Илюша — синяки.
Не случайно дали Ване
Эту кличку — Зоркий глаз:
Если он стоит на стреме,
Не пройдет учитель в класс!

У Егора нет терпенья,
Он урок не доучил
И за полстихотворенья
Полчетверки получил.
Петя мается, вздыхает
И бормочет у доски.
Засыпают, засыхают
Даже мухи от тоски.
От Наташи ждал ответа
Наш учитель долго.
Ни ответа, ни привета –
Никакого толка!
Наша Люда, как зануда:
Все зудит, зудит, зудит.
По зуденью наша Люда
Бормашину победит!
Учитель. А теперь я предлагаю провести тест «Есть ли у вас чувство юмора?».
Тест «Есть ли у вас чувство юмора?»
Вопросы:
1. Вы пошли в лес за грибами на ходулях. Почему?
а) чтобы было интереснее;
б) чтобы не бояться змей;
в) чтобы лучше видеть грибы. .
2. Вы пытаетесь познакомиться с девочкой (мальчи­ком), но она (он) отказывается. Что вы думаете?
а) «Приятно было поговорить»;
б) «А почему она (он) не хочет познакомиться?»;
в) «Ладно, в другой раз».
3.Неожиданно у вас попросили взаймы 100 рублей. Вы говорите…
а) «С удовольствием!»;
б) «К сожалению, у меня нет»;
в) «Зачем они вам?»
4.Вам попалось на глаза объявление: «Меняю «Волгу» все равно на что». Вы считаете, что человек, который дал это объявление…
а) ждет, чтобы посмотреть, кто попадется на удочку;
б) не знает, куда деньги девать;
в) с ума сошел.
5.В переполненном трамвае сосед встал вам на ногу и стоит… 16 остановок. Вы говорите…
а) «Нога, на которой вы стоите, моя!»;
б) «Может, поменяемся местами?»;
в) «Будьте любезны, подвиньтесь!»
6. Ваш товарищ уснул на уроке, пока нет учителя. Ваши действия?
а) позовете учителя;
б) пока спит, сами подремлете;
в) громко хлопнете дверью.
7. В игре «Спортлото» выиграли именно те номера, ко­торые вы зачеркнули в своем билете. Но вот незадача: вы забыли отправить корешок. Что это?
а) упущенный шанс;
б) ваша невезучесть;
в) вообще ваша жизнь не удалась.
Учитель. Подведем итоги. Ответы оцениваются сле­дующим образом: каждый ответ
а — 3 балла, ответ 6-2 балла, ответ в — 1 балл.
Если вы набрали от 7 до 11 баллов, вы практичны и трезвы в суждениях, но это никого никогда не разве­селит.
Если вы набрали от 12 до 16 баллов, у вас здоровое чувство юмора, и ваше остроумие никого не обижает.
Если вы набрали от 17 до 21 балла, ваше чувство юмо­ра чрезмерно и может обидеть окружающих: будьте сдержаннее.
Шуточные игры и конкурсы
1. Конкурс-экспромт «Лучший пародист» (например, под фонограмму песен «Мадам Брошкина», «Зайка моя» и т. п.).
2. Сочинение стихов с предложенными рифмами (на­пример: «дантист — медалист», «дама — реклама», «кот -обормот»),
3. Конкурс «Рассмеши Несмеяну». Выбирается пара игроков — мальчик и девочка. Задача мальчика — рас­смешить девочку, а задача девочки — не рассмеяться при этом.
4. Рыцарский турнир «Бой подушками». Два человека становятся на стулья, которые находятся на расстоянии одного метра друг от друга. Задача — сбить подушкой своего соперника со стула, но при этом удержаться са­мому. Кто устоит на стуле, тот — победитель.
Дети поют песню «Улыбка».

Ход мероприятия:

Уважаемые родители! Сегодня мы с вами собрались, чтобы выяснить, какие факторы способствуют правильному воспитанию детей. Немаловажную роль в этом играет этикет. Тема нашей встречи «Роль этикета в воспитании детей».

Этикет – французское слово, обозначает «свод правил поведения, принятых в определенном обществе».

Для успешного воспитания важны не только любовь к ребенку, но и общий микроклимат семьи и душевные качества ребенка.

Родители для ребенка – камертон: как они прозвучат, так он и откликнется. В нашей повседневной жизни мы, пожалуй, больше всего страдаем от недостатка культуры в людях.

Вопрос родителям: «Как можно объяснить понятие «культурная семья»? (Высказывания родителей).

Ребенок усваивает родную речь так называемым «материнским способом», подражая близким, поэтому так важно, чтобы он слышал и правильную, и вежливую речь, соответствующую правилам речевого этикета.

Вот что писал выдающийся педагог А.С.Макаренко о роли примера взрослых, окружающих ребенка: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни. Как вы разговариваете с другими людьми и говорите о других людях, как вы радуетесь и печалитесь, как вы смеетесь, читаете – все это для ребенка имеет большое значение».

Необходимо избавить ребенка от грубостей, исключить из семейного обихода бранные, тем более нецензурные слова.

Ребенок не может стать нормальным человеком, если он не овладеет теми знаниями, умениями, отношениями, которые существуют в человеческом обществе. Первостепенная роль воспитания ребенка лежит на родителях.

Ребенка необходимо учить:

Общению со взрослыми
Общению со сверстниками
Культуре речи
Культуре поведения

Обсуждение вопросов этикета будет проходить во время игры — КВН. Участвуют 4 команды (дети совместно с родителями).

Стихотворение «Что такое этикет?»

Это можно,
Это нет…
Этикет, как этикетка
И хорошая отметка,
Но не только в дневнике.
— У людей на языке…
Очень просто
Жить культурно:
Все прекрасно,
Что не дурно.
(А. Степанов)

Конкурс 1: «Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте вам!»

Какие слова нужно говорить, когда просыпаешься утром?
Кто первым должен поздороваться?
Какие слова- приветствия вы знаете?
Всем ли можно говорить слово «привет»?

Этикетная задачка 1

В выходной день Нехочуха встретил воспитательницу, которая шла по улице и о чем-то разговаривала с незнакомой Нехочухе женщиной. «Здравствуйте, Елена Леонидовна!» — закричал Нехочуха воспитательница ответила на приветствие Нехочухи, но при этом строго посмотрела на него. Как вы думаете, почему?

Ответ: Нехочуха должен был поприветствовать обеих женщин, а не только свою воспитательницу.

Этикетная задачка 2

Нехочуха стоял на задней площадке автобуса и собирался выходить. Вдруг он увидел знакомого мальчика. Правда, мальчик стоял в другом конце автобуса, у передней двери. «Витька, привет!» — изо всех сил закричал Нехочуха – «Где ты пропадал? Как дела?» Пассажиры в недоумении пожимали плечами. В чем ошибка Нехочухи?

Ответ: Нехочухе не следовало кричать на весь автобус. Можно было просто поздороваться с приятелем кивком головы и улыбнуться.

Конкурс 2: «Поговорим по телефону»

Загадка

Не будильник – а звонит,
Не приемник – говорит.
Угадайте, кто же он?
Ну, конечно, …
(телефон)

Игровая ситуация «Поговорим по телефону»

Позвонить маме на работу (отвечает не мама);
Позвонить другу (сверстнику), позвать идти гулять;
Позвонить в библиотеку. Узнать, есть ли книжка «Аленький цветочек»;
Позвонить в магазин.

Узнать, привезли или нет молоко.
Игра «Испорченный телефон».

Конкурс 3: «Музыкальный»

Вспомнить песни, где упоминаются слова вежливого обращения («Ты никогда, пожалуйста, на белый свет не жалуйста», «…так, пожалуйста, будь добра…», «Спасибо за день, спасибо за ночь, спасибо за сына и за дочь…»

Конкурс 4: «Чтобы гости не скучали»

Сказочная этикетная задачка:

Поросенок пришел в гости к Козлику без приглашения и попал на семейный обед. Мама-Коза пригласила поросеночка к столу и угостила его вкусным пудингом. После еды довольный поросенок сказал: «Ну, ладно, мне уже пора!» И ушел так же неожиданно, как и пришел. Знает ли поросенок секреты этикета?

Веселые загадки

Угадайте, кто из сказочных героев любит ходить в гости, а кто принимает гостей?

По лесной тропинке девочка идет,
Сладости в корзинке бабушке несет.
(Красная шапочка)

По полю пошла
И копеечку нашла.
Побежала на базар
И купила самовар.
Пригласила всех на чай…
Кто же это, отвечай?
(Муха-Цокотуха)

Он ходит в гости по утрам,
Поет он песни вслух.
Не сложно догадаться нам,
Что это …
(Винни Пух)

У него за спиной
Есть моторчик заводной,
Он торопится, спешит,
В гости к Малышу летит.
Обожает он варенье,
Торты, плюшки и печенье.
(Карлсон)

Конкурс 5: «Слова вежливого обращения»

Назвать слова вежливого обращения.
Игровая ситуация «Магазин» (купить игрушку).
Игровая ситуация «Новая игрушка» (попросить разрешения посмотреть).

Конкурс 6: «Приятного аппетита»

Предлагаю закончить фразу из правил поведения за столом:
Есть и пить надо … (беззвучно и аккуратно), не оставляя на скатерти следов пищи;
Не склоняться низко … (над тарелкой), лишь слегка наклонить … (голову);
На столе лежат только кисти рук, локти… (на стол не ставим);
Обе руки либо свободны, либо … (заняты): нож в правой руке – вилка (в левой);
Если вилка или ложка в правой руке, то левая… (придерживает тарелку);
Если ложка или вилка упала на пол, не спешим ее поднимать, попросим другую, но при выходе из-за стола … (поднимем ее); За столом нельзя говорить … (громко или с полным ртом);
Не спешим в еде, но инее сидим … (долго) за одним блюдом);
Всегда благодарим за угощение хозяйку добрыми словами … («Спасибо, очень вкусно!», «Обед был просто замечательным!», «Какой прекрасный обед», «Спасибо, все было очень вкусно!», «Мамочка, ты у нас самый лучший повар!»

Этикетная задачка 1: игровое упражнение «Косточка»

Составить как можно больше названий блюд и продуктов питания из словосочетания «скатерть – самообслужка» (рис, кекс, лук, батон, масло).

Подведение итогов:

Важное место в процессе социально-нравственного воспитания детей принадлежит формированию у них правил и норм культуры поведения и общения. Основной путь социально-нравственного воспитания состоит в активном практическом приобщении дошкольников к доступным формам культурного поведения и общения.

Дети, будьте культурными. Выполняйте правила культурного поведения и общения. Уважаемые родители! Будьте для детей примером.

Скачать конспект встречи с родителями на тему «Роль этикета в воспитании детей»

Умение общаться — это и искусство, и наука. Это — определенный свод правил, которым не пренебрегали наши предки. Эта нехитрая наука облегчает нам жизнь, уберегает от излишних волнений и стрессов.

Хорошие манеры, правила этикета — это понятие возвращается в нашу слишком ускоренную и не слишком нравственную жизнь.
— О ком можно с уверенностью сказать, что он человек воспитанный?
— О том, кто относится к ближнему с подлинным уважением, идёт ли речь о его доме, личной жизни, вкусах, взглядах, поведении, выборе друзей.
— О том, кто никогда никогда не бывает бестактным.
— О том, кто не бывает назойливым.
— О том, кто никогда не бывает в тягость, не бывает фамильярным, во всём соблюдает меру, знает правила гармонии, ему чужды фальшивые ноты. Он уважает права старших, учтив, предупредителен и обходителен по отношению к женщине.
Хорошо воспитанный человек в любых обстоятельствах знает, что надо сказать, написать, сделать, надеть, он умеет держать себя в присутствии монарха и нищего! Давайте вспомним, что все мы хорошо воспитаны и станем вести себя соответственно, а мы поможем вам.
Правила хорошего тона
Независимо от пола и возраста первым здоровается тот, кто входит в помещение.
Шляпу снимают за тулью, кепку – за козырёк.
Берет не снимают.
Зимнюю шапку можно не снимать.
Рукопожатие не обязательно – признак повышенного дружелюбия.
Даму, пришедшую с мужчиной – танцевать не приглашают.
Не приглашают также даму, сидящую рядом с отказавшей вам в танце.
Пришёл с дамой – не оставляй её одну.
Букет держат в левой руке.
Сигареты подают слева от визави, а прикурить –справа.
Мужчина спрашивает у дамы разрешения прикурить.
Причесываться, красить губы за столом недопустимо.
Громкие голоса и смех, пристальное разглядывание людей – оскорбительно для них.
Рюмку (бокал) наполняют на 2/4 или на 4/5 .
Важные тосты пьют до дна.
Салфетку не комкают.
Нож с вилкой крест-накрест – пауза в еде, положили рядом — окончание трапезы.
Хлеб берут руками, кладут на тарелку или салфетку.
Бутерброды с икрой – едят руками, слоистые – вилкой, разрезая ножом.
Виноград едят по ягодке.
Яблоки ( груши) разрезают на дольки, чистя сердцевину, угощают даму целыми дольками.
На стол кладут только кисти рук, локти прижимают к туловищу.
Птицу едят руками, вытирая после еды руки салфеткой, а затем ополаскивая.
Только проглотив пищу, запивают её глотком воды (вина) и продолжают разговор.
Если наносишь визит, не входи в гостиную или кабинет в пальто, загаси сигарету.
Не входи без стука.
Не спеши сесть. Следует подождать, когда тебя пригласят и когда хозяин или хозяйка сами сядут.
Не представляй даму мужчине. Мужчина, независимо от ранга, всегда представляется даме.
Входя в комнату или выходя из неё, не иди впереди женщины.
Садясь в автомобиль, пропусти женщину вперёд. Выходя из него, выйди первым и помоги выйти ей, предложив руку. То же самое в лифте.
Не старайся поздороваться за руку с каждым из присутствующих. Обязательно здороваться нужно с хозяином и хозяйкой, а остальным можно только поклониться.
Не говори о своих болезнях, неудачах и т. д.
Не пытайся всецело завладеть разговором.
Не веди разговора о людях, которых присутствующие не знают.
Не шути колко по адресу другого.
Не высмеивай других за их манеры.
Не прерывай собеседника.
Не вступай в споры по пустякам.
Не ищи случая сострить.
Не рассказывай старых историй, шуток и анекдотов.
Не бравируй тем, что ты хорошо разбираешься в искусстве или в технике.
Не отказывайся спеть, сыграть или рассказать что-нибудь, если тебя просят и ты действительно можешь это сделать.
Не забывай быть внимательным к пожилым людям.
Если на приёме или в гостях состоятся танцы, не забудь пригласить к танцу хозяйку, а также её дочерей.
Приглашая женщину к танцу и провожая её на место, нужно предложить ей правую руку.
Не злоупотребляй гостеприимством хозяев.
Не смотри часто на часы. Научись правильно определять время, когда можно уйти.
Ели же тебе действительно необходимо уйти до того, как начнут расходиться другие гости, сделай это незаметно для окружающих, извинившись предварительно перед хозяевами.
Правила, которым тысячи лет…
С тех пор как существуют человеческие сообщества, их устройство пронизано правилами поведения. Во все времена пища и одежда, отношения двух полов и отношения между низшими и высшими по положению, средства сообщения, приём чужаков были строго регламентированы. Нарушать эти правила в силу самого факта означало исключить себя из своей социальной группы. Во все времена и во всех этнических группах вежливость и учтивость служили общим интересам. Даже в тех случаях, когда обычаи различались да и теперь не всегда совпадают: так, чёрный цвет вовсе не повсеместно означает траур, рукопожатие не во всех странах — знак расположения. Впрочем, известно, что для того, чтобы какой — обычай вошёл в систему хорошего тона, он прежде должен выдержать проверку временем. И происхождение самого слова «этикет». обозначающего установленный порядок поведения, в этом смысле весьма типично. Слово «этикет» возникло… из запрещения ходить по газонам! Главный садовник Людовика ХIV поместил на свежезасеянных лужайках молодого Версальского парка призывы не топтать их. Поскольку этими призывами часто пренебрегали дворяне — садовник обратился к его величеству с просьбой издать специальный указ, напоминающий о том, что » не следует пренебрегать надписями». А на французском языке — этикетка, надпись и этикет обозначаются одним и тем же словом »etiguette» И вот таким образом слово вошло в жизнь, обозначив поведение, соответствующее установленному порядку.
Внешние проявления вежливости могут меняться в зависимости от места, времени, условий, но сущность её не меняется: это кодекс чести, превративший охотника эпохи палеолита в хорошо воспитанного человека, а его волосатую подругу — в даму.
Тому, кто понимает, что быть хорошо воспитанным означает уважать других, потому что он уважает самого себя.
Тот, кто проникся этим духом, поймёт глубокий смысл надписи на фронтоне Нью — колледжа в Оксфорде: «Манеры делают человека».
Источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *