Верхотурский николаевский монастырь

Верхотурский николаевский монастырь

Верхотурье. Спасо-Воскресенская церковь

Спасо-Воскресенская церковь Верхотурский уезд. Главная часть прихода сей церкви находится в самом Верхотурье и разбросана между домами других приходов. Кроме того, в состав прихода входят еще деревни: Салтаново, находящаеся от храма в 25 в. болотами, а объездом в 75 в., Октай – в 18 в. от храма. Время основания прихода, за неимением при церкви документов, не известно, но с достоверностью можно сказать, что начало прихода относится к первым годам существования города. Приход получил свое название по храму; прихожане русскаго племени и все православные. Прихожане городские состоят преимущественно из мещан, а в деревнях Салтановой и Октай – из крестьян. Всего их числится 386 мужскаго пола и 419 женскаго пола. Первый храм в приходе был деревянный, с приделами в честь Благовещения Пресвятыя Богородицы и во имя св. прор. Илии. Храм этот был построен около 1615 г. и находился внутри гостинаго двора. При незначительной площади внутренней крепости или кремля Верхотурскаго, храм этот стоял почти рядом с собором и потому, надо полагать, одинаково с последним страдал от пожаров. Неизвестно, когда именно, но ранее 1670 г. внутри гостинаго двора была еще построена другая церковь во имя Нерукотвореннаго образа Спаса, попросту называвшаяся Спасскою. Эта церковь стояла в северо-западном углу двора, тогда как первая находилась в юго-западном. Петровские указы 1699-1700 г.г. о замене деревянных зданий каменными коснулись и этих церквей: Воскресенская церковь, дотоле деревянная, начата перестройкою из камня в 1705 г. с выдачею платы рабочим от казны, а Спасская перестроена в 1719 году иждивением купца П. Худякова, после чего обе каменныя церкви и освящены в том-же 1719 году. После того оне простояли до 1780 г., когда по ветхости или другим соображениям были разобраны (Воскресенская в 1780 г., Спасская в 1787 г.) Вместо двух теперь построена была одна двух-этажная церковь с престолами: вверху в честь Нерукотвореннаго Образа Спаса и внизу – в честь воскресения Христова. Храм заложен был посреди гостинаго двора 13 Марта 1786 г., по благословению Варлаама, епископа Тобольскаго и Сибирскаго. Нижняя церковь освящена 22 Ноября 1786 г., а верхняя 29 Июля 1806 г.

При церкви имеется местно чтимая икона Богоматери, именуемая «Тихвинская» в серебро-позлащенной ризе, 84 пробы, длиною 4 ¾ вершка, с двумя позолоченными венцами, весом 43 золотника. В деревне Салтановой, прихода сей церкви, есть деревянная церковь, во имя св. первомученника и Архидиакона Стефана, построенная тщанием и усердием жителей выше – названной деревни, сначала часовнею, а в 1888 г. преобразована в церковь, которая в настоящее время числится приписною к сей Спасо-Воскресенской церкви. Освящена в том же 1888 г. месяца Декабря 21 дня по благословенной грамоте Преосвященнейшаго Поликарпа, епископа Екатеринбургскаго и Ирбитскаго протоиереем Верхотурскаго собора Александром Удинцевым. К Воскресенской церкви принадлежит деревянная часовня во имя св. Равноапостольнаго и Великаго Князя Владимира, построенная в память 900 летия крещения Руси бывшим 2 гильдии Верхотурским купцом Григорием Львовым Беднягиным, с разрешения Екатеринбургской духовной Консистории от 17 Апреля 1889 г. за № 317, каковыя от города находится в 2 ½ верстах.

Материал из книги «Приходы и церкви Екатеринбургской епархии», изданной в 1902 году.

Другие статьи этого раздела:

Верхотурье

Верхотурье. Покровский храм

Верхотурье. Успенская церковь

Висимо-Уткинский завод

Висимо-Шайтанский завод

Друзья, пожалуйста, нажимайте на кнопки соцсетей, этим Вы поможете развитию проекта!

Назад

Чего ожидать

ПРОГРАММА ТУРА:

07:00 Отправление экскурсионного автобуса от Маринс-Парк отеля (прежнее название — гостиница Свердловск).Посещение с. Меркушино (1ч.)Дорога до Верхотурья с остановкой у церкви Всем Святым Сибирским (1ч.30мин.)Обед Обзорная экскурсия по Верхотурью (2ч.)22:30 Возвращение в Екатеринбург.

Историческая справка:

Верхотурье, расположенный над рекой Турой, город выполнял охранные и таможенные задачи. С конца XVIII века Верхотурье приобретает особое значение как православный центр.

С самого начала основания Верхотурье заселялся людьми православными, поэтому заботами местных жителей, воевод, русских царей, православных храмов здесь было построено очень много. На всю Россию Верхотурье стало знаменито после обретения мощей Праведного Симеона, почитаемого как духовного покровителя Урала и Сибири.

Кремль в Верхотурье представляет собой укрепленный дом воеводы, построенный в камне в 1698-1714 годах. Размеры кремля — примерно сто на двести метров, что делает его самым маленьким в России. Кроме того, он предпоследний построенный в России — последним был Тобольский, он всего лет на десять младше. Кремль выстроен на скале над Турой.

Свято-Троицкий собор был заложен в 1603 г. Это выдающийся памятник церковной архитектуры Урала, настоящая жемчужина русского зодчества. В нем нашли отражение и московская архитектура XVII века, и уральские местные художественные традиции.

Верхотурский Свято-Николаевский мужской монастырь является крупнейшим православным монастырем на Среднем Урале. Главная его достопримечательность – грандиозный семиглавыйКрестовоздвиженский собор, освященный в 1913 году в честь трехсотлетия дома Романовых. Рядом с ним расположенПреображенский собор, где покоятся мощи праведного Симеона Верхотурского.

Покровский женский монастырь (1621 г.) – первая женская обитель Сибири. Здесь хранятся святые мощи Христа, частицы мощей многих Киево-Печерских святых, чудотворный образ Божией Матери «Умиление».

Что входит в предложение

1. Трансфер Екатеринбург — Верхотурье — Екатеринбург.

2. Входные билеты на экскурсионные объекты.

3. Услуги экскурсовода на всем протяжении маршрута.

4. Обед в кафе.

Основные детали

Место действия: Екатеринбург, Россия, улица Челюскинцев, 106
Продолжительность: 15,5 часов

Главная -> Свято-Николаевский мужской монастырь.

Свято-Николаевский мужской монастырь.

Адрес: улица Воинская 1
Телефон: 2-26-04, 2-23-45

Режим работы:

  • Свято-Преображенский храм. Время работы: с 07:00 до 21:00, перерыв на уборку с 13:00 до 16:00
  • Крестовоздвиженский собор. Открыт весь световой день. Без выходных.

В монастыре работает православный музей

Адрес: ул. Воинская 1.
Время работы: с 09:00 до 17:00.
Выходные: понедельник и вторник.

Основан в 1604. Монастырь стоит на холме между ручьями Калачик и Свияга, один из которых также отделяет его от кремля. На территории монастыря находятся мощи Симеона Верхотурского в Крестовоздвиженском соборе (3-й по величине в России после Христа Спасителя и Исаакия).

При советской власти в монастыре находилась колония малолетних преступников.

В 1990 году Николаевский монастырь был возрожден. Главная церковь монастыря — Николаевская — была разрушена в советское время, но в монастыре сохранились еще три (все действующие), а также монастырская ограда с башнями (вторая половина XIX века).

Эклектический Крестовоздвиженский собор.

Собор построен в 1905—1913 годах. Архитектор Турчевич. На его открытие в 1913 году в честь празднования трехсотлетия дома Романовых ожидали Николая II, который, не смог приехать. Внутри собора находится целых три уникальных фаянсовых иконостаса, которые были уничтожены при советской власти и восстановлены в 1990 году. В соборе содержатся мощи Симеона Верхотурского.

Крестовоздвиженский собор построен в модном тогда русско-византийском стиле архитектором Александром Турчевичем, хорошо известном в Перми как создатель особняков Грибушина, Любимовой, Мешкова, Троицкого собора в Осе и других городах Урала. Крестовоздвиженский собор в Верхотурье и на Белой горе были построены почти в одно время в 1905-1913 гг. и в 1902-1917 соответственно. Оба собора удивляли современников своими размерами и вмещали около 4-5 тысяч человек. Но, главное, за основу Верхотурского и Белогорского монастырей был взят Афонский строгий устав. Многое роднит эти монастыри, расположенные в сотнях километров друг от друга. И хотя Верхотурский монастырь был основан в начале XVII века, а Белогорский в конце XIX века, расцвет их миссионерской деятельности приходится на начало XX века. Схожа их судьба и после революции. На территории обоих монастырей размещалась колония для несовершеннолетних преступников. Возвращены монастыри верующим только в начале 1990-х годов.

Надвратная церковь Во Имя Симеона Богоприимца и Пророчицы Анны.

Отреставрирована. Возведена в 1855-1856 годах.Храм возведен в продолжение традиций православных монастырей — размещать богослужебное сооружение на границе светского и монастырского жития. Градостроительное размещение храма обусловлено удобством прохода на территорию монастыря на площадь, сформированную Преображенским собором, храмом Во Имя Святого Николая Чудотворца и Настоятельным корпусом. При этом планировочная ось храма в направлении юг — север совпала с осью центрального входа Преображенского собора.

Собор Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня.

Отреставрирован. Возведен в начале XX века. Сооружение Крестовоздвиженского собора производилось уже с учетом имевшихся в монастыре двух каменных храмов: Николаевского двухпрестольного и Преображенского — трехпрестольного, не вмещавших увеличивающийся поток паломников.

Спасо-Прeoбражeнская церковь.

Отреставрирована. Возведена в 1821-1836 годы. Архитектура храма сочетает в себе черты барокко и классицизма. Преображенский собор был заложен в 1821 году в честь Преображения Господня, с приделами — Благовещения Пресвятой Богородицы и Архистратига Михаила. Этот храм из-за недостатка средств и другим причинам был освящен только в 1834-1837 годах. За правым клиросом храма погребен в 1880 году владыка Неофит (архимандрит Пермский и Верхотурский), а за левым, в том же году, — настоятель монастыря архимандрит Гавриил.

Храм-часовня Во Имя Святого Николая Чудотворца.

Возведена в 1996-1998 годах на месте более раннего храма. Настоящий храм-часовня построен в память о храме Во Имя Святого Николая Чудотворца 1712-1736 годов, разобранного в 1930-е.

Сохранились и другие монастырские здания, среди них братский корпус, в котором располагается Православный Музей.Вход в монастырь (внутрь ограды) женщинам разрешен только в юбке и платке. Вне стены, на берегу пруда Калачик, находится построенный в 1913 году к ожидаемому посещению Николая деревянный дом почетных гостей так, как его архитекторы представляли себе древнерусский терем. Сейчас в нем располагается историко-архитектурный музей-заповедник.

№30 (303)

В этой теме:

Сестры Ново-Тихвинской женской обители и Паломнический отдел приглашают на торжества в Верхотурье и Меркушино
Прихожане многих храмов Центрального благочиннического округа собираются отправиться на торжества в Верхотурье

Екатеринбург, 30 июля, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Тысячи людей со всех концов России притекают к святым цельбоносным мощам великого угодника Божия — святого праведного Симеона Верхотурского. Особо благодатно посещение земли святого праведного Симеона в год 300-летия перенесения его святых мощей из села Меркушино в город Верхотурье.

В помощь паломникам, собирающимся посетить Верхотурский уезд в дни торжеств, сестры Ново-Тихвинского женского монастыря Екатеринбурга подготовили небольшую памятку с фотографиями. Памятка начинается с рассказа о житии святого праведного Симеона Верхотурского, чьей благочестивой жизнью освящена уральская земля.

В начале прошлого столетия тысячи богомольцев, большей частью пеших, наполняли Свято-Николаевский Верхотурский монастырь, ныне готовящийся отпраздновать свой 400-летний юбилей. Котомки за плечами, липовые посошки в руках, бумажная иконка святого Симеона у каждого, и не знающая сомнений детская вера… Трепетные, входили они в монастырь, поклонялись мощам святого, о чем-то долго просили его, плакали и молились. Из Верхотурья пешком паломники направлялись в село Меркушино, идя по 4–5 дней и ночуя под лиственницами и кедрами.

По пути они могли отдохнуть и помолиться в четырех часовнях, построенных на месте, где рака со святыми мощами останавливалась по молитвам святого Космы, всю дорогу ползшего за святыми мощами на коленочках во время Крестного хода с перенесением мощей святого из Меркушино в Верхотурье.

Придя в Меркушино, богомольцы брали святую воду из целебного источника, истекающего из могилы праведника, читали акафист, молились, пели тропарь и величание святому, и, полные надежд, с просветленной душой отправлялись в обратный путь.

В годы забвения православных ценностей все храмы и часовни на старинном паломническом пути, по которому в 1704 году переносили чудотворные мощи святого праведного Симеона, были разорены или разрушены. В начале 90-х началось возрождение святынь. Восстанавливаются храмы в селе Меркушино и деревне Костылева, на месте, где святой ловил рыбу, установлен Поклонный Крест и ведется строительство храма.

Из памятки «В помощь паломнику» можно будет узнать и об истории Свято-Николаевского Верхотурского монастыря, старейшего в Зауралье, основанного в 1604 году, о Свято-Симеоновском подворье Ново-Тихвинского монастыря в селе Меркушино, о храме во имя Святителя Николая в селе Путимка, построенном на месте одной из чудесных остановок Крестного хода. Сегодня руины храма в Путимке переданы Ново-Тихвинскому женскому монастырю. Обитель надеется восстановить Свято-Никольский храм при поддержке благодетелей.

Интересна информация и о храме во имя Святого Блаженного Космы Верхотурского в селе Костылева, построенном у самой дороги, по которой в 1704 году переносили чудотворные мощи святого праведного Симеона. Стоящий на живописной возвышенности неподалеку от реки почти два столетия был святыней и украшением села. В советское время он был разрушен, до наших дней сохранились только каменные стены. Эти полуразрушенные стены и были переданы Ново-Тихвинскому монастырю в 2000 году. Помощь в восстановлении храма оказали неравнодушные жители Екатеринбурга и других городов.

Сегодня белоснежная церковь с небольшой колоколенкой вновь возвышается над селом. Ее украшением стал резной деревянный иконостас, освещается она лампадами. В небольшом храме могут разместиться около сорока человек. Рядом с храмом в едином архитектурном стиле возведен монастырский комплекс. Он включает в себя сестринский корпус, входную арку, привратницкую, небольшую церковную лавку. На новоустроенном подворье постоянно проживают несколько насельниц Ново-Тихвинской обители.

В начале прошлого века паломники, путешествующие по Верхотурской земле, за один день могли посетить несколько храмов.

Одна из остановок на этом благодатном пути была у часовни, построенной на месте молитвенного уединения святого праведного Симеона, на берегу реки Туры. Здесь, под развесистой елью за десять верст от Меркушино, он подолгу молился и удил рыбу. В 1854 году ель сломало бурей и унесло вниз по реке. Там, где она росла, впоследствии была выстроена каменная часовня, разрушенная в годы лихолетья.

Летом 1997 года у камня на берегу Туры поставлен трехметровый Поклонный Крест из черного чугуна. В 2001 году при поддержке МВД России здесь начато строительство небольшого деревянного храма в честь Всех Святых, в Земле Сибирской Просиявших. Богомольцы с особым благоговением читают здесь акафист и служат молебны праведнику. Чистые, искренние молитвы угодника Божия освятили это место: здесь будто останавливается время, умиротворяется душа.

В последние годы паломнические поездки в Верхотурье и Меркушино полюбились многим уральцам и жителям других регионов России.

Побывав здесь, паломники в следующий раз приезжают зачастую уже всей семьей. Отрадно видеть, что вновь со всей России, как и раньше, идут богомольцы в это благодатное, намоленное и живописнейшее место, где, кажется, сама природа прославляет своего Творца.

По вопросам паломничества по святым местам, связанным с жизнью святого Симеона Верхотурского, можно обращаться в Ново-Тихвинский женский монастырь Екатеринбурга к сестре Марфе по тел: 8 (904)–86–35–025 или присылать заявку по факсу (343) 257–40–77.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *