Вербное воскресенье

Вербное воскресенье

Когда Вербное воскресенье в 2014 году?

15 Фев 2014

Вербное воскресенье верующие отмечают за неделю до Пасхи, поэтому его дата каждый год «плавает». В 2014-ом этот праздник выпадает 13 апреля.

В Вербное воскресенье принято принести в дом несколько веточек верб (в России не растет пальм, поэтому их заменили на это растение — дерево, которое раньше всех распускается в нашей полосе) и затем хранить их весь последующий год. Веточки, конечно, необходимо отсветить в церкви святой водой. Но, если у вас не такой возможности, можно принести и простые.

Нужно также отметить, что истинное название праздника, который будет в 2014 году 13 апреля, — Вход Господень в Иерусалим. В этот день продолжается Великий пост перед Пахой, однако, разрешается употреблять в пищу рыбные блюда.

Издавно считается, что ветки вербы обладают волшебными свойствами: защищают от болезней, неприятностей, оберегают жилище и т.д. Это еще одна причина того, что пальмы заменили в России на именно это дерево.

Напоминаю еще раз, что Вербное воскресенье в 2014-ом выпадает на число 13 апреля. Не забудьте, что через неделю будет Пасха. К ней нужно обязательно подготовиться. По ссылке можно почитать некоторые основные и общеизвестные традиции этого праздника.

Вербное воскресенье в 2014 году: приметы, традиции и обычаи, что нельзя делать

  • 20:50 Путин подарил Вучичу ружье сербского короля
  • 20:36 В МВД объяснили массовые задержания фанатов перед матчем «Зенит» — «Спартак» в Петербурге
  • 20:02 Трамп: Макрон взял обратно свои слова о «смерти мозга» НАТО
  • 19:48 В Петербурге эвакуируют университет имени Бонч-Бруевича
  • 19:39 Производители газировки и соков согласились снизить содержание сахара в продукции
  • 19:21 Путин упрекнул США в планировании боевых операций в космосе
  • 18:54 Скворцова заявила о сокращении количества абортов в России
  • 18:36 В Петербурге уничтожили более 4,5 тонн красной икры
  • 18:15 Путин обвинил Болгарию в торможении «Турецкого потока»
  • 18:05 «Лента» запустила сервис доставки продуктов
  • 17:51 Путин заявил, что условия Украины по транзиту газа пока неприемлемы для России
  • 17:44 Меркель обсудит с Путиным высылку российских дипломатов из Германии
  • 17:39 Путин заявил о завершении сербской части «Турецкого потока»
  • 17:28 В «Роскосмосе» отреагировали на прогноз о крахе России как космической державы
  • 17:18 Саммит НАТО счел основными угрозами «агрессивные действия России» и терроризм
  • 16:59 Портфель привлеченных средств ВТБ в Петербурге и Ленобласти превысил 500 млрд рублей
  • 16:54 ФАС уличила производителей шоколада и стиральных порошков в двойных стандартах качества
  • 16:36 Фанату «Спартака» запретили посещать матчи 1,5 года за нецензурные кричалки в адрес Дзюбы
  • 16:10 Терминал «Трансконтейнера» в Петербурге полностью возобновил работу после пожара
  • 15:58 Следствие назвало причину взрыва газа в жилом доме под Белгородом
  • 15:50 Петербургские суды возвращаются к работе после очередной массовой эвакуации
  • 15:26 Дрозденко решил идти на выборы губернатора Ленобласти в 2020 году
  • 15:15 УФАС Петербурга раскрыло картельный сговор на рынке благоустройства
  • 15:06 Москва ответит на высылку российских дипломатов из Германии
  • 14:41 AliExpress отчиталась о рекордных продажах в России в «черную пятницу»
  • 14:31 Власти Германии выслали двух российских дипломатов из-за убийства в Берлине
  • 14:22 «Спартак» заплатит 250 тысяч рублей за оскорбления Артема Дзюбы
  • 14:12 В Петербурге началась очередная волна эвакуации судов
  • 14:04 Историк Соколов в «Бутырке» получил нового сокамерника
  • 13:42 В РПЦ заявили, что законопроект о домашнем насилии спровоцирует «бракоразводные войны»
  • 13:25 Средневековые улочки и острова-льдины. Как ТРК завлекают петербуржцев на новогодние ярмарки
  • 13:05 Украина на год продлила действие пошлин на российские товары
  • 12:53 Мир после денег. Правообладатель марки «Тэтти–Тедди» не заключил мировое соглашение с «О’Кей»
  • 12:53 В Кремле отреагировали на увеличение военных расходов стран НАТО
  • 12:51 Счетчик включен, или Гнев таксистов
  • 12:47 Северная Корея пообещала США «подарок к Рождеству»
  • 12:29 Спорные торги. Автодилер Inchcape подал иск против конкурента из-за закупки МВД
  • 12:24 Страны НАТО увеличат оборонные расходы на $130 млрд в 2020 году
  • 12:12 Экспортозамещение. Поставки за границу машин петербургской сборки достигли 23 тыс. авто
  • 12:12 Президент Казахстана заявил, что не считает присоединение Крыма аннексией
  • 12:08 Банки спешат на помощь дольщикам в Московской и Ленинградской области
  • 11:53 На Муринской дороге в Петербурге пострадали в ДТП водитель и два ребенка
  • 11:44 Депутаты Петербурга поддержали запрет кальянных в жилых домах по всей России
  • 11:28 Group-IB предупредила о случаях нелегального доступа к перепискам в Telegram
  • 11:06 Из «Магнита» ушли пять топ-менеджеров
  • 11:05 Власти помогли. Цены на строящееся жилье за 11 месяцев 2019 года увеличились на 9,1%
  • 10:54 С иском по встречке. «Корус Консалтинг» предъявил встречный иск «Мэлон Фэшн Груп»
  • 10:51 СМИ: производители Pepsi и Coca-Cola снизят уровень сахара и ограничат рекламу
  • 10:46 Управа на право. Число контролируемых банкротств сократится
  • 10:40 В Саратове автобус врезался в столб, пострадали 11 человек

Христианские праздники: Вербное воскресенье и пасха

Вербное воскресенье- воскресение на шестой неделе Великого поста, последнее воскресенье перед Пасхой. В этот день церковь отмечает двунадесятый Господний праздник- Вход Господень в Иерусалим. Согласно Евангелию, Иисус Христос направлялся с учениками из Вифании, где он воскресил Лазаря, в Иерусалим, чтобы отпраздновать там Пасху. На подходе к городу он увидел привязанного к дереву молодого осла и попросил учеников привести его к нему. Ученики постелили на спину осла свои одежды, на которые сел Христос. Когда он въезжал в город, народ, узнавший о чуде воскресения Лазаря, восторженно приветствовал Спасителя пальмовыми ветвями (называемыми «ваии») и хвалебной песней: «Осанна (спасение) Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне!». На дорогу, по которой ехал Иисус, люди бросали пальмовые ветви и стелили свои одежды. В память об этом событии во всех христианских храмах принято в этот день освящать украшенные ветви деревьев («ваия», «пальмы»). Поэтому церковное название шестой седмицы Великого Поста — «седмица ваий», а воскресенья — «цветоносное». У русских место пальмовой ветви заняла верба, которая дала название празднику и неделе перед ним: «Вербное воскресенье», «Вербная (или Пестрая) неделя», «Вербница», «Вербич».
Суббота, предшествующая Вербному воскресенью, также считается праздничной, она называется Лазаревой, так как, по церковному преданию, в этот день Христос воскресил Лазаря, на нее приходятся основные приготовления к празднованию Вербного воскресенья.
В городах допетровской России Вход Господень в Иерусалим отмечался с особой торжественностью. В 16—17 вв. в Москве, Новгороде, Ростове, Казани, Астрахани и Тобольске кульминацией празднества был крестный ход, во время которого царь или глава городской администрации вел за узду коня, замаскированного под осла, на котором восседал патриарх или местный архиерей. Шествия проводились ежегодно вплоть до 1697 года и были отменены указом Петра I вместе с патриаршеством. Хистианство связывает с Вербным воскресеньем идею милосердия и человеколюбия, которая в патриаршие времена находила в день праздника конкретное воплощение. После торжественного шествия патриарх принимал в своих палатах, в трапезной, калек, убогих и нищих, которых собственноручно с большим почтением к ним потчевал, затем омывал им ноги, а в завершение — одаривал милостыней.
В 19 в. празднование значительно упростилось. В субботу, а особенно в воскресенье, в церкви проводились праздничные службы и разрешалось послабление поста. В деревнях в эти дни старались не работать, а к празднику готовили разнообразные кушанья из рыбы, пироги — рыбники. В городах и в сибирских деревнях обязательным блюдом субботнего праздничного стола была икра. Канун Вербного воскресенья в некоторых местах (например, в Городищенском у. Пензенской губ.), шумно и весело праздновала молодежь. За три-четыре дня девушки начинали собирать продукты, из которых в субботу варили брагу, готовили рыбный «курник», кашу и пекли гречневые блины. В полночь молодежь с пением песен выходила на улицу. Около ворот каждого дома, где жили новобрачные, парни и девушки останавливались и кричали: «Отопри, отопри, молодая, вербушкою бить, здоровьем больше прежнего наделить». Молодая отпирала ворота, и толпа входила с песней: «Был бы урожай хлеба, скота умноженья».
В избе слегка ударяли спящих вербой, приговаривая: «Верба хлест, бей до слез»; «Вставай рано, бей барана»; «Бьем, чтобы быть здоровым». Последней били молодую, когда она кланялась, провожая поющую молодежь за ворота. Вернувшись в избу, где заранее было приготовлено угощение, молодежь веселилась, ела блины и кашу, а остатками угощали мальчиков, приходивших на утро поздравлять с праздником. В народе верба, освященная в этот праздник, считалась священной и наделялась магическими свойствами. Утром праздничного дня взрослые хлестали веточками вербы детей, приговаривая: «Верба красна, бей до слез, будь здоров!». Освященные веточки хранили весь год или до Егорьева дня, когда ими выгоняли скот, на божнице. Кое-где к вербному воскресенью или к его кануну, Лазаревой субботе, приурочивали встречу весны. Женщины и девушки водили хороводы с пением весенних песен, иногда в этот день качались на качелях. https://www.culture.ru/materials/50293/verbnoe-voskresene
Пасха
Пасха 28 апреля – это праздник победы над смертью. Слово “Пасха” происходит от еврейского “песах”, что означает “перешагнуть” или “перейти”, “пройти мимо”. Дома евреев перед их исходом из Египта обошло великое бедствие – смерть первенцев. Косяки дверей в их доме были окрашены кровью ягнят. Семьи рабов, евреев, не пострадали. Перед исходом из Египта евреи совершили прощальную трапезу и отправились в землю Обетованную, землю, которую им обещал Бог. Они перешли топи, зыбучие пески побережья Красного моря и оказались в пустыне. Колесницы фараона, на которых египтяне пытались догнать рабов, утонули в море. С тех пор, в память об этом событии, евреи готовили ягненка с горькими травами в честь праздника Песах.
Христиане же говорят – “наша Пасха – Христос”. Почему? Иисус Христос был Сыном Божьим. Знали ли вы, что Иисус тоже праздновал Пасху? Накануне того, как Его схватили, накануне мытарств, которые мы вспоминаем на Страстной неделе, и казни на Голгофе, Он собрал в Иерусалиме своих учеников и совершил с ними “Пасху законную” по всем законам того времени. Но в этот день прозвучали важные и новые для будущих христиан слова: “Примите, едите, сие есть тело Мое, за вас ломимое. Примите и пейте, сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, за вас и за многих изливаемая во оставление грехов. Сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание”. Так Ветхий Завет между Богом и людьми остался в прошлом. Не потому что Иисус отменил его, “не отменил, но исполнил”. Бог заключил с людьми новый “договор”, согласно которому люди принимали Крестную жертву Спасителя.
Мы радуемся об освобождении из “духовного Египта”, царства смерти и греха и о переходе в другую жизнь. Иисус Христос отворил двери ада. Избавил человечество от вечных мук за наши грехи. Вкушая Тело и Кровь Спасителя, мы приобщаемся к Его скорбям и страданиям, к Его смерти, но, вместе с тем, мы приобщались к “переходу”. Это был переход к бессмертной жизни, к победе над адом и смертью, которую даровал нам Христос. Ученики Христа и верные Ему женщины похоронили Тело Господа в пещере, но Он… Воскрес! Отодвинул тяжелый камень гробницы и вышел из нее. Пасха победила смерть. Пасха – это главная составляющая христианской веры, надежды на жизнь Вечную. “Христос воскресе!” – “Воистину воскресе!” Эти слова выражают самое важное в христианстве. Ведь если Иисус не воскрес, то наша вера тщетна.
Христиане поздравляют друг друга с праздником Пасхи радостным возгласом “Христос воскресе!” – “Воистину воскресе!”. Это не просто слова, но подтверждение нашей веры и преданности Христу. Мы верим, что Христос скинул оковы смерти и был Богом, а не просто человеком, который заснул летаргическим сном или впал в кому. Воскрешение Христа было истинным чудом. Накануне этого светлого дня верующие освящают пасхальную трапезу, символы Пасхи – куличи, творожные пасхи, крашеные яйца. Куличи пекутся из квасного теста. Даже это приготовление является символом Воскресения Христова. Тесто скисает, а потом оживает в руках готовящего, как ожил Христос.
Яйца на Пасху красят, потому что считается, будто Мария Магдалина когда-то подарила первое пасхальное яйцо императору Тиберию. Она принесла его в дар, чтобы возвестить о Воскрешении Христа, и принесла яйцо, потому что в те времена не принято было приходить с пустыми руками. Император Тиберий ответил, что никто не может воскреснуть, как белое яйцо не может вдруг покраснеть. В ту же секунду яйцо стало красным. Возможно, это – не более чем легенда, но христиане красят яйца в красный цвет. Хотя допустимы и другие цвета и украшения в честь праздника. Красный – это также цвет Царской славы. Символ Небесного Царства.
Но главной традицией для христиан было и остается Пасхальное богослужение. Пасха в 2019 году состоится 28 апреля, и пасхальное богослужение начнется по традиции в 12 ночи. Пасхальное яйцо – это символ новой жизни. Его скорлупа символизирует Гроб Господень. Внутри яйца – новая жизнь и новое бытие, которое даровал нам Христос. В восточных традициях христианства чтят культуру гостеприимства. Если мы вспомним историю Нового Завета, Иисус и ученики всегда вместе принимали пищу. После того, как Христос вознесся на небеса, в память о Нем ученики продолжали оставлять Ему хлеб во время трапезы. Кулич – это символ того хлеба, который и мы, современные христиане, оставляем для Христа.
Пасхальное богослужение начинается в 00:00 торжественным крестным ходом, Пасхальной утреней и продолжается Божественной литургией, освящением артоса. Крестный ход символизирует шествие всех верующих за Воскресшим Христом. Люди идут со словами: Затем и духовенство и паства поют: . Хор заканчивает словами . Во всех храмах звучат пасхальные перезвоны. Православные причащаются Святых Таин в этот день. Пасха в 2019 году – 28 апреля. Накануне и в сам день Пасхи верующие освящают пасхальное угощение, чтобы получить благословение Церкви и поблагодарить Господа за спасение от смерти. https://www.pravmir.ru/pasha-v-2019-godu/

Какого числа Вербное воскресенье в 2020 году

Церковный календарь – духовный ориентир для истинно верующих, которые не могут или не хотят самостоятельно высчитывать даты двунадесятых преходящих праздников и менее значимые дни, непосредственно с ними связанные. По нему узнать, когда в 2020 году будет Вербное воскресенье очень просто, но запомнить, какого числа оно у православных, не менее просто, если знать, когда состоится Светлый Праздник Пасхи.

История и суть праздника

Дата, когда будет Вербное Воскресенье выбрана не случайно, и в Православии традиции празднования несколько отличаются от других ответвлений христианства. В России, в 2020 году его отмечают по сложившимся вековым традициям, не только христианским, но и языческим.

Вся Страстная неделя, символом которой стало растение, более присущее умеренному климату, ранее называлась Цветочной неделей и проходила она всегда за 7 дней до наступления Пасхи.

В 2020 году в России Вербное Воскресенье означает сразу несколько исторических событий, глубоко почитаемых христианами всего мира:

  • именно в этот день Господь вошел в Иерусалим, и жители города приветствовали его появление пальмовыми ветвями;
  • именно в этот день Иисус Христос получил наглядное подтверждение веры в него, как в Мессию, и его вхождение в Великий Город было снабжено специальной атрибутикой, подтверждающей готовность не устраивать войн, и не править, а принести себя в жертву во имя человечества;
  • иудеи, в свою очередь, не случайно вышли навстречу ему с пальмовыми ветвями – они подтверждали, таким образом, веру в его божественное предназначение, миролюбивую миссию и победу, которую одержала новая религия;
  • вступая в нынешнее Вербное Воскресенье за неделю до своей трагической гибели и чудесного воскрешения, Мессия знал, какая печальная участь ждет его через несколько дней, но был исполнен решимости идти до конца и пожертвовать собой во имя встречавших его людей с пальмовыми ветвями в руках.

Узнать, когда будет этот Великий праздник можно, зная, какого числа будет Пасха. В 2020 году, когда будет Вербное Воскресенье определить несложно. Эта дата приходится на 12 апреля. И в любое другое время, Вход Господень в Иерусалим отмечается ровно за неделю до самого главного Праздника верующих в году. Нельзя ответить, какого числа у православных этот светлый день, не заглянув в календарь.

У него нет строгой календарной даты, зато есть четко определенные временные рамки – во время прохождения Великого поста, перед страстной неделей, ровно за неделю до Пасхи. И в 2020 году эта церковная традиция, подлежащая неукоснительному соблюдению, не будет исключением.

  • А вы каждый год отмечаете Вербное воскресенье?
    Да Не каждый год Нет не отмечаем Проголосовать

Почему воскресенье – вербное

У верующих людей, узнающих, какого числа наступит Вербное Воскресенье по Церковному календарю на 2020 год, почти не возникает вопросов, отчего эта дата отмечается посещением Храма Божьего с ветвями вербы, а не пальмовыми.

Православие – добрая и гуманная религия, волею людей, принесших ее на территорию Киевской Руси, не отвергшая многовековые народные традиции и языческие верования, связанные с длительными наблюдениями за природными силами, сменой времен года.

Пальма не растет в умеренном климате, но в местах прорастания она символизирует победу, оправдание в судебных тяжбах, миролюбие, здоровье и долголетие. Это символ победы весны над зимой, веры в торжество Добра над Злом, перевеса добрых сил в извечной борьбе между ними.

После смерти Иисуса Христа и его воскрешения, именно ветви пальмы стали символом мученической смерти. Новый сакральный смысл позволял размещать ветви пальмы на иконах с изображением мучеников за веру. Но они используются не как символ мук и страдания, а как знак того, что принятые муки были не напрасные и правильная вера восторжествовала.

В России верующим неоткуда взять свежесрезанные ветви пальмы, символизирующие в жарких широтах Вхождение Господа в Иерусалим. У православных этот символ заменили ветви вербы, имеющие для язычников не менее важное значение в атрибутике и верованиях:

  • это первое дерево, которое после долгой зимы начинает цвести и распускать свои почки;
  • такая способность, в понимании наших предков, говорит о возможности предвещать победу весенних сил над долгой зимой, жизни над смертью, вековечное возрождение жизни;
  • у свежесрезанной ветви пальмы было примерно такое же сакральное значение – победа жизни над смертью, светлых сил над темными;
  • в православии сочли возможным заменить ветви растения, не свойственного умеренному климату, на произрастающее в нем и исполненное, примерно, такого же смысла, дающее надежду на иную жизнь, наступающую после смерти.

Церковный календарь на 2020 год необходим каждому верующему человеку, чтобы не пропускать двунадесятые праздники – привязанные к календарной дате и зависящие от Пасхи. По нему в 2020 году можно узнать, какого числа начинаются посты и на какие даты приходятся поминальные субботы.

Но существующие многовековые традиции передаются из поколения в поколение. Согласной этим верованиям, веточки вербы, освященные в церкви, должны храниться в доме до следующего Вербного Воскресенья.

Бонус

Вербное Воскресение требует соблюдения определенных правил, еще со времен языческих верований:

  1. Ветки срезаются с молодого, но крепкого дерева, обязательно – не растущего возле воды, чтобы злые силы не проникли в жилище.
  2. Богослужение ночью обязательно проходит с ветвями и свечами в руках, и в это воскресенье, выпадающее на Великий пост, даются некоторые послабления в соблюдаемых ограничениях.
  3. Сажать в этот день новые вербы – значит, способствовать росту не только деревьев, но и семейного достатка.
  4. Пучок ветвей, принесенный из церкви, обязательно хранится на Божнице, чтобы отвести от дома болезни и напасти.

Вербное воскресенье (2009)

1-я серия.
1970-е годы. Внук члена политбюро Артур Никитин, избалованный, ни в чем не знающий отказа парень, безумно влюбляется в юную талантливую балерину – Оксану Лепину. Он заваливает девушку охапками роз, дорогими подарками. Используя своe влияние, Артур добивается для Лепиной главных партий и гастролей в Париж. Но Оксана остается равнодушной к его ухаживаниям. Тогда, сговорившись с подругой Оксаны – Маргаритой и с еe партнером Алeшей Громовым, Артур приглашает их и Оксану и к себе на дачу отпраздновать ее дебют в «Жизели»…
2-я серия.
Оксана понимает, что Марго и Алексей ее предали. Добравшись до города, девушка пишет на Никитина заявление в прокуратуру. Следователь КГБ пытается на нее давить и советует забрать заявление, но Лепина — непреклонна. Дед Артура использует все свои связи, чтобы уничтожить девушку. К несчастью для Оксаны, инцидент на правительственной даче становится достоянием западных радиостанций. Разгорается скандал. И теперь уже самой Оксане грозит тюремный срок…
3-я серия.
Несмотря на старания следователя Васильева, беременную Оксану арестовывают. В камере она знакомится с Дусей-Колодницей, которая сразу же берет девушку под свою опеку. Узнав от Марго, что Артур собирается жениться на внучке маршала Егорова – Маше, находящаяся в отчаянии Павла Головина приходит к ней просить помочь ей вызволить из беды свою воспитанницу. Никитин передает следователю Васильеву заявление, в котором отказывается от всяческих претензий к подсудимой. У Оксаны начинаются роды…
4-я серия.
Прошло двадцать лет. Артур Никитин – крупный бизнесмен, баллотирующийся в Думу. Маргарита Полозкова руководит политической партией и собственной балетной труппой. У нее головокружительный роман с сыном Артура и Маши – Геннадием. Молодая журналистка Павла Кочеткова приходит в гости к своей великой тeзке – Павле Кирилловне Головиной. Она – дочь Оксаны Лепиной, и хочет снять фильм о трагической судьбе своей матери, чтобы рассказать правду и восстановить ее доброе имя…
5-я серия
В Москву после почти двадцатилетнего отсутствия возвращается Алексей Громов, сделавший головокружительную карьеру за рубежом. Он соглашается сделать на камеру Павлы сенсационное признание. Павла отыскивает архивные планы с участием молоденькой Оксаны Лепиной. Дуся рассказывает Головиной правду о том, как она заменила Павле мать и спасла ее от скитаний по детдомам. Марго пытается выяснить, кто стоит за документальным фильмом, который снимает Павла.
6-я серия
Марго пытается запугать всех, кто имеет отношение к производству фильма Павлы и предлагает Артуру разобраться с Павлой жесткими методами. Павла устраивает встречу Громову и Головиной. Спустя много лет Головина прощает оступившегося ученика. Павла обнаруживает за собой слежку, но продолжает расследование и берет интервью у следователя Васильева, который вел дело Лепиной двадцать лет назад.
7-я серия
Марго удается выведать у оператора Кости главную тайну Павлы. Если правда о Марго станет достоянием общественности, Геннадий никогда не сможет ее простить. Марго и Мария решают объединить усилия и нанимают киллера для убийства Павлы.
8-я серия
Павла втайне от всех продолжает монтировать свой фильм, в нем журналистка называет имена виновных в убийстве Оксаны Лепиной. После показа фильма по телевидению Павлу поздравляют с триумфом. Однако девушка задумывается над тем, что ее успех может сломать жизнь многим невинным людям.

последнее обновление информации: 12.05.17

Вербное воскресенье — один из самых важных праздников в преддверии Пасхи, который отмечается ровно за неделю до Светлого воскресенья. В этот день церковь вспоминает вход Иисуса в Иерусалим — знаковый момент в жизни Мессии.

Какого числа Вербное воскресенье в 2018 году?

Вербное воскресенье является переходящим праздником. Его дата зависит от празднования Светлой Пасхи и отмечается за неделю до Светлого воскресенья. В 2018 году Вербное воскресенье выпадает на 1 апреля.

Что это за праздник?

Вербное воскресенье — христианский праздник, посвященный торжественному входу Иисуса Христа в Иерусалим, положившему начало его крестных страданий. Согласно святому писанию, Мессия въехал в город верхом на осле, чтобы добровольно принести себя в жертву ради искупления человеческих грехов.

На улицах Спасителя встречали восторженные толпы верующих, среди которых ходил слух о чудесных исцелениях, которые сопровождали путь Иисуса. Люди устилали его путь свежими пальмовыми ветвями.

Но ликование длилось недолго. Люди ждали от Христа политических побед и мести врагам народа Изралиева, но Мессия не оправдал надежд и не стал творить бесчинства. Толпа обернула свой гнев против Иисуса, который подвергся гонениям и был распят голгофском кресте.

Почему воскресенье называется Вербным?

Изначально граждане Иерусалима приветствовали Иисуса пальмовыми ветками, что означало особый почет вновь прибывшему. Однако в России пальмы не растут. Их заменили ветки цветущей вербы, которая первой зацветает весной. Она-то и стала символом праздника, дав и характерное название этому дню.

В других странах есть свои также есть «заменители» пальмовым веткам. В Италии в Вербное воскресенье используют оливковые деревья, во Франции — розмарин или лавр.

Как празднуется Вербное воскресенье?

День принято встречать и провожать молитвой, в которой стоит просить прощения за свои грехи. В Вербное воскресенье православные идут на службу в церкви и храмы, несут с собой букетики из вербных веток, чтобы священники окропили их святой водой. После ветви относят домой. Считается, что в течение года они будут защищать дома от бед, а их хозяев — от бедности и болезней.

Как выбрать и хранить вербу?

Прутики вербы рвут накануне праздника, в Лазареву субботу. Срезать новые веточки вербы для домашнего хранения нужно с молодых деревьев, на которых еще нет огрубевшей коры, дупел и повреждений. Нельзя срезать ветки с деревьев, растущих на кладбище или рядом с ним. После того, как ветви вербы освятят в церкви, их приносят домой и размещают возле иконы. Чтобы верба подольше оставалась свежей, можно поставить ее в вазу с водой.

Вербная неделя в славянской традиции

Вербная неделя


Весна идёт. Дореволюционная открытка

Тип

народно-христианский

Иначе

Цветоносная, Цветная неделя, Вербохлёст (казацк.)

Отмечается

восточными и южными славянами, частично — поляками

В 2018

c 13 марта (26 марта) по 19 марта (1 апреля)

В 2019

c 2 апреля (15 апреля) по 8 апреля (21 апреля)

В 2020

c 24 марта (6 апреля) по 30 марта (12 апреля)

Традиции

освящение вербы, битьё вербными веточками, кликание весны

Связан с

Вербным воскресеньем

Медиафайлы на Викискладе

Ве́рбная неде́ля — неделя в народном календаре славян, шестая неделя Великого поста. Заканчивается в Вербное воскресенье, после которого наступает Страстная неделя. Главные народные обряды недели связаны с вербой и выпадают на субботу и воскресенье.

> Другие названия

казацк. Вербохлёст; белор. Вербніца; укр. Вербний, Цвітний, Шутковий тиждень.

Понедельник

С Вербной неделей, особенно с последними днями её, связано много примет на погоду и будущий урожай. «Если вербная неделя ведренная, с утренниками — то яровые хороши будут». В понедельник тёща приносит в дом молодого зятя подарки, желает добра молодой паре.

Лазарева суббота

Лазарование в Болгарии

Лазареву субботу (воскресение Лазаря) во многих русских деревнях праздновали весело и многолюдно. В Вербную субботу ломали вербы. В полночь молодёжь обходила дома с песнями. У ворот кричали: «Отопри, отопри, молодая, вербешкою бить, здоровьем больше прежнего наделить!» Войдя в избу, слегка били ветками вербы спящих со словами: «Верба хлёст, бей до слёз!», «Вставай рано, бей барана!», «Бьём, чтобы быть здоровыми» (Городищенский уезд Пензенской губернии). В субботу готовили брагу, гречневые блины, кашу, рыбный курник.

В Белоруссии в некоторых местах в этот день пекли хлебцы по количеству членов семьи. В одном из хлебцев запекали монету. Считалось что кому достанется это хлебец, тот будет счастливым и удачливым целый год. Девушкам такой хлебец предвещал выгодное и счастливое замужество. Также выполняли ряд магических действий на достижение задуманного (внимание избранника, замужество, избавление от головной боли).

У сербов день называется Врбица — в этот день освящают веточки вербы. У чехов и словаков обряд бития вербными веточками существует в Пасхальный (Поливальный) понедельник.

У болгар накануне Вербного воскресенья исполняли весенний девичий обряд лазарования (гаг. Lazari, болг. Лазарки), который сохранился до наших дней. Лазаровали девочки 7–10 лет, которых называли «лазарки». Они ходили по домам по трое с пением лазарских песен. Одна из лазарок изображала «невесту». Её лицо обычно было закрыто белой коротенькой фатой или платком. Участниц одаривали сырыми яйцами и мелкой монетой.

У славян-католиков (хорватов, словенцев, чехов и словаков) Страстная суббота называется bijela subota, biela sobota.

Вербное воскресенье

Вербный торг на Красной площади. Б. Кустодиев, 1917 г.

Вербные катания девушек на выданье на Красной площади. 1910-е годы.Вербное воскресенье в Литве. Почтовая марка СССР, 1991 г.

С центральной ролью вербы в праздновании Вербного воскресенья связаны локальные названия этого праздника: рус. урал. Вербины, укр. Вербна неділя, Вербница, Вербніца, Шуткова неділя, белор. Вербная нядзеля, Вербіч, серб. Врбица, болг. Връбница, ст.‑слав. Праздьникъ вьрбьны (Изборник Святослава, 1073 г.). Также: цветоносное воскресение, цветоносная неделя, цветная неделя; польск. Niedziela Kwietna; чеш. Kvetná neděle.

Согласно этиологической легенде, некогда верба была женщиной, и у неё было столько детей, что женщина поспорила с Матерью-Землёй о том, что она плодовитее. Мать-Земля, рассердившись, превратила женщину в вербу.

Восточные славяне освящённым вербам придавали особую очистительную силу, верили, что с их помощью можно спасти домашний скот от порчи, болезней, сглаза, хищного зверя, от злых людей и злых духов. Об этом свидетельствуют различного рода «вербные» обряды, сохраняющиеся до сих пор в некоторых местностях России, Украины и Белоруссии. Например, в Костромской области сохраняется народный обычай выпекать баранки к Вербному воскресенью, освящать их в церкви и, принося домой, скармливать их домашнему скоту, чтобы предохранить от болезней, а в Юрьев день крестьяне обмакивают хранившуюся в продолжение всего года вербу в святую воду и затем окропляют собранный во дворе домашний скот; с вербой в руках в первый раз провожают скот на пастбище.

Вербе и её серёжкам приписывалась целебная сила. Съедали по девять вербных серёжек, считая это лекарством от лихорадки. Советовали есть почки освящённой вербы бесплодным женщинам, а также как предохранительное средство от других болезней. Клали вербу в воду, в которой купали больных детей. В воскресенье вербные почки добавляли в хлебцы для скотины, и в вербную кашу для членов семьи.

Многие верили, что освящённая верба может остановить летнюю грозу, а брошенная в пламя — помочь при пожаре. Всякий трус, желающий избавиться от своего недостатка, должен по приходе из церкви в Вербное воскресенье вбить в стену своего дома колышек освящённой вербы — средство это если и не превратит труса в героя, то, во всяком случае, должно прогнать природную робость.

До 1917 года в России главным событием Вербного воскресенья были «Вербные торги» (в городах) и «Вербные катания» на лошадях, а также народные гулянья. В Москве вербные проезды карет по Красной площади иногда называли «вывозом невест».

Согласно церковному уставу, в субботу и воскресенье Вербной недели допускается послабление поста: в Лазареву субботу разрешается вкушение икры, а в Вербное воскресенье — рыбы, что определяло состав традиционного праздничного стола.

Чехи в вербное воскресенье освящали зелёные ветки (чеш. ratolest). Считалось, что такие ветки имели обладали магической силой в течение всего года. Это могли быть ветки ивы, липы, ясеня, калины, тиса, ели, ореха, и иных деревьев. Их обычно связывали по нескольку штук так, что их длина достигала 3—10 метров. После освящения в костёле эти ветки несли прежде всего в хлев и осеняли ими скот, чтобы он был здоров. Затем ветки вносили в дом и ставили на почётное место в красный угол. Несколько веток втыкали в крышу дома, засовывали за потолок в доме и хлеву. Словаки их клали под порог жилища для защиты от бури, огня, болезней.

Битьё вербой

Битьё вербовой веткой в Вербное воскресенье распространено у восточных и частично южных славян, поляков и чехов. Битьё совершается обычно утром, после освящения вербы, у церкви или у дома и, как правило, с приговором:

  • рус. Верба красна, бей до слез, будь здоров! (саратов.);
  • укр. Не я б’ю, верба б’є / За тиждень — Великдень; / Будь великий, як верба, / А здоровий, як вода, / А богатий, як земля (Чернигов.);
  • белор. Вярба б’е — не я б’ю; / За тыдзень — Вялікдзень. / Хвора у лес, на верас, / А здароўе у косці. / Будзь здароў, як вада, а расці, як вярба.

Чаще всего взрослые били ребятишек, «чтобы росли и были здоровы». С этой же целью повсюду хлестали скот; в Белоруссии скот, как и людей, и пчелиные ульи, били трижды, а затем шли в огород и на озимое поле и там, после трёхкратного битья земли, втыкали ветку вербы в землю; наконец, шли хлестать вербой могилы своих близких.

В Белоруссии в Гродненской губернии в начале XIX века привозили в церковь для освящения большую вербу с корнями, после службы обламывали ветки и разносили их по домам. В Польше, в Мазовии молодёжь стегала друг друга вербовыми прутьями — «пальмами» (palmowata się), приговаривая: «Palma bije nie ja bije / Wielki Dzień za tydzień» ; в некоторых сёлах стегали только девушки парней. В Чехии в Вербное воскресенье после мессы, наоборот, парни хлестали ветками орешника своих девушек, «чтобы были проворными и бойкими». В то же утро Вербное воскресенье у кашубов хозяин шёл к соседу и бил его слегка веткой вербы с пушистыми почками (kotkami), повторяя в рифму: «Wierzba bije, jô nie biję,. / Za tidzeń, Wielgi dzeń, / za noce trzë i trzë są Jastrë» . Сербы в Славонии (около г. Осиека) после обедни хлестали друг друга вербой, повторяя: «Раст’ ко врба!» , а в Банате в Вербное воскресенье сербы били вербой лошадей и детей, «чтобы росли, как верба».

Проглатывание вербных почек

Серёжки вербы (Ива козья)

Проглатывание вербных почек в Вербное воскресенье было известно на Украине, где дети съедали почки, «чтобы горло не болело» (укр. щоб горло не боліло), в Белоруссии, где это делали ещё в церкви при раздаче вербовых веток, и в России (например, в Ярославской губернии), где их запекали в хлебцы и скармливали скоту. В Костромской губернии в Вербное воскресенье пекли печенье барашки в виде вербовых почек, а накануне, в Лазареву субботу, пекли лесенки. В Полесье, на Пинщине, в Вербное воскресенье при выходе из церкви каждый съедал девять вербовых почек-свечек, «чтобы не болели зубы и не было лихорадки».

Отнесение веток на кладбище

Отнесение освящённых веток на кладбище к покойникам-родителям совершалось в Вербное воскресенье в Белоруссии, где веткой вербы трижды хлестали по могиле, в польском Поморье, у кашубов, на Западной Украине (Львовщина), в Словакии (Новоград и Гонт), в Хорватии (Синь и Лика), где кизиловую ветку, увитую плющом, втыкали около могильного креста, «чтобы в домашнем хозяйстве всё спорилось и преуспевало — шло в гору», и в Болгарии (Добруджа), где вербовые прутики втыкали в могилы всех родственников. У болгар-капанцев (с.-вост. Болгария) в Вербное воскресенье женщины шли на рассвете на кладбище с веточками вербы, кадильницами, ладаном, водой и кукурузной соломой; кадили на могиле, втыкали в неё вербу и жгли огонь (ср. Греть покойников).

Поговорки и приметы

  • Без вербы — не весна.
  • Святой Лазарь за вербой лазил.
  • Верба распутицу ведёт, гонит с реки последний лёд.
  • Выгоняют в первый раз скот в поле вербою с вербного воскресенья.
  • польск. Pogoda w Kwietna Niedzielę wróży urodzajów wiele (На Вербной погода — урожай будет обильным).

> См. также

  • Вход Господень в Иерусалим
  • Пасха в славянской традиции — Велик день
  • Пасха в церковной традиции

Примечания

  1. 1 2 Котович, Крук, 2010, с. 337.
  2. Скуратівський, 1995, с. 94.
  3. 1 2 3 4 5 Ермолов, 1901, с. 109.
  4. Рыженков, 1991, с. 28.
  5. 1 2 3 4 5 6 Толстой, 1995, с. 337.
  6. Петровић, 1970, с. 309.
  7. Яндова и др..
  8. Квилинкова, 2001.
  9. Кухаронак, 2008, с. 56.
  10. Толстой, 1995, с. 336—337.
  11. Брокгауз и Ефрон, 1890—1907.
  12. Словарь русского языка, 1986, с. 76.
  13. Грацианская, 1977, с. 228.
  14. Александров и др., 1999, с. 630.
  15. Ляховская, 1999, с. 160.
  16. Брудная и др., 1996, с. 135.
  17. Угрюмов, 1993, с. 630.
  18. ЭСБЕ, 1890—1907.
  19. Брудная и др., 1996, с. 136.
  20. Синдаловский, 2008, с. 333.
  21. Рабинович, 1978, с. 132.
  22. Белицкий, Глезер, 1978, с. 94.
  23. Типикон, гл. 49, «В субботу святаго и праведнаго Лазаря», «В субботу ваий вечера».
  24. Грацианская, 1977, с. 230.
  25. Некрылова, 2007, с. 669.
  26. Грушко, Медведев, 1996, с. 69.
  27. Шаповалова, Лаврентьева, 1985, с. 46.

Литература

  • Белицкий Я. М., Глезер Г. Н. О чем поведала открытка. — Связь, 1978. — 104 с.
  • Вербная неделя // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Цветоносное воскресение // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Грацианская Н. Н. Чехи и словаки // Календарные обычаи и обряды в странах Зарубежной Европы. Конец XIX — начало XX в. Весенние праздники. — М.: Наука, 1977. — С. 221–237. — 356 с.
  • Грушко Е., Медведев Ю. Словарь русских суеверий, заклинаний, примет и поверий. — Русский купец, 1996. — ISBN 9785882040474.
  • Ермолов А. С. Народная сельскохозяйственная мудрость в пословицах, поговорках и приметах. — СПб.: Типография А.С.Суворина, 1901. — Т. 1. Всенародный меяцеслов. — 691 с.
  • Золотые правила народной культуры / О. В. Котович, И. И. Крук. — Мн.: Адукацыя i выхаванне, 2010. — 592 с. — 3000 экз. — ISBN 978-985-471-335-9.
  • Квилинкова Е. Н. Календарная обрядность гагаузов в конце XIX — начале XX вв. : диссертация … кандидата исторических наук : 07.00.07. — Кишинев: Институт археологии и этнографии Академии наук Республики Молдова, 2001.
  • Ляховская, Л. П. Календарь славянской жизни и трапезы. — М.: МСП, 1999. — 464 с. — ISBN 5-7578-0066-6-1.
  • Некрылова А. Ф. Русский традиционный календарь: на каждый день и для каждого дома. — СПб.: Азбука-классика, 2007. — 765 с. — ISBN 5352021408.
  • Петровић П. Ж. Цвети // Српски митолошки речник. — Београд: Нолит, 1970. — С. 309–310. — 317 с. — (Библиотека Синтезе). (сербохорв.)
  • Рабинович М. Г. Очерки этнографии русского феодального города: горожане, их общественный и домашний быт / Н. А. Синдаловский. — М.: Наука, 1978. — 327 с.
  • Русские / Отв. ред. В. А. Александров, И. В. Власова, Н. С. Полищук. — М.: Наука, 1999. — 725 с. — ISBN 5-88590-309-3.
  • Русские имена: Народный календарь / Сост. А. А. Угрюмов. — Архангельск, Вологда: Сев.-Зап. книжное издательство, Вологодское отделение, 1993.
  • Рыженков Г. Д. Народный месяцеслов: пословицы, поговорки, приметы, присловья о временах года и о погоде. — М.: Современник, 1991. — 129 с. — ISBN 5-270-01376-2.
  • Санкт-Петербург: энциклопедия / Н. А. Синдаловский. — СПб.: Норинт, 2008. — 687 с. — ISBN 978-5-7711-0205-4.
  • Словарь русского языка XI—XVII вв. Вып. 11 (Не—Нятый) / гл. ред. В. Б. Крысько. — М.: Наука, 1986. — 456 с. — (Российская академия наук. Институт русского языка).
  • Вербное воскресенье / Толстой H. И. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 1995. — Т. 1: А (Август) — Г (Гусь). — С. 336—338. — ISBN 5-7133-0704-2.
  • Традыцыйны народны каляндар украінцаў Беларусі: па матэрыялах сучасных палявых даследаванняў // Етнічна історія народів Європи — Вип. 26. Київський національний університет імені Тараса Шевченка / Т. Кухаронак. — К.: Унісерв, 2008. — С. 54–60. (укр.)
  • Традиционные обряды и обрядовый фольклор русских Поволжья / сост. Г. Г. Шаповалова, Л. С. Лаврентьева; ред. Б.Н. Путилов. — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1985. — 342 с.
  • Энциклопедия обрядов и обычаев / Сост.: Л. И. Брудная, З. М. Гуревич, О. Л. Дмитриева. — СПб.: Респект, 1996. Архивировано 2 апреля 2015 года. Архивная копия от 2 апреля 2015 на Wayback Machine
  • Скуратівський В. Т. Дідух. — К.: Освіта, 1995. — 272 с. — ISBN 5-330-02487-0. (укр.)
  • Яндова Я. и др. Чешская республика: держава фольклора в сердце Европы (недоступная ссылка). Folklorní sdružení české republiky. Архивировано 18 октября 2012 года.

Ссылки

  • Вербное воскресенье // Российский этнографический музей
  • Верба // Российский этнографический музей
  • Круглый стол «Цветница. Duminica floriilor. Βαγιοκυριακή. Diela e lulevet…: Растительный код Вербного воскресенья в балкано-балто-славянском ареале» // Антропологический форум. — 2011. — № 14.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *