Вера во все религии

Вера во все религии

Причины возникновения веры в бога

—Страх жизни. С древности, перед лицом грозных сил природы и превратностями судьбы чувствовал человек свою малость, беззащитность и ущербность. Вера давала ему надежду на хотя бы чью-то помощь в борьбе за существование
— Страх смерти. Человеку в принципе доступно любое свершение, он умеет преодолевать любые препятствия, решать любые задачи. Только смерть ему неподвластна. Жизнь, как бы трудна она ни была, хороша. Смерть страшна. Религия позволяла человеку надеяться на бесконечное существование души или тела, не в этом, так в ином мире или состоянии
— Необходимость существования законов. Закон — это рамки, в которых живет человек. Отсутствие рамок или выход за их пределы грозят человечеству гибелью. Но человек — существо несовершенное, потому законы, придуманные человеком, менее авторитетны для него, чем законы, якобы, божьи. Если человеческие законы можно и даже приятно нарушать, то божьи установления и заповеди — нельзя

«Только как же, спрашиваю, после того человек-то? Без бога-то и без будущей жизни? Ведь это стало быть теперь все позволено, все можно делать?» (Достоевский «Братья Карамазовы»)

Мировые религии

  • Буддизм
  • Иудаизм
  • Христианство
  • Ислам

Буддизм. Кратко

: более 2,5 тысяч лет.
: Индия
— принц Сиддхартха Гуатама (VI век до н. э.), ставший Буддой — «просветленным».
. «Типитака» («три корзины» пальмовых листьев, на которых первоначально записывались откровения Будды):

  • Виная-питака — правила поведения для буддийских монахов,
  • Сутта-питака — изречения и проповеди Будды,
  • Абидхамма-питака — три трактата, систематизирующих положения буддизма

: народы Шри-Ланки, Мьянмы (Бирмы), Таиланда, Вьетнама, Лаоса, Камбоджи, Кореи, Монголии, Китая, Японии, Тибета, Бурятии, Калмыкии, Тувы
: человк может стать счастливым, только избавившись от всех желаний
: Лхаса (Тибет, Китай)
: Колесо закона (Дхармачакра)

Иудаизм. Кратко

: более 3,5 тысяч лет
: Земля Израиля (Ближний Восток)
Моисей, вождь еврейского народа, организатор Исход евреев из Египта (XVI—XII вв. до н. э.)
. ТаНаХ:

  • Пятикнижие Моисеево (Тора) — Бытие (Берешит), Исход (Шемот), Левит (Вайикра), Числа (Бемидбар), Второзаконие (Дварим);
  • Невиим (Пророки) — 6 книг старших Пророков, 15 книг младших Пророков;
  • Кетувим (Писания) — 13 книг

: Израиль
: не далай человеку того, чего не желаешь себе
: Иерусалим
: храмовый светильник(менора)

Христианство. Кратко

: около 2 тысяч лет
: Земля Израиля
: Иисус Христос — сын божий, спустившийся на землю ради того, чтобы принять страдания для искупления людей от первородного греха, воскресший после смерти и вознёсшийся обратно на небо (12—4 гг. до н. э. — 26—36 н. э.)
: Библия (Священное писание)

  • Ветхий Завет (ТаНаХ)
  • Новый Завет — Евангелия; Деяния апостолов; 21 послание апостолов;
    Апокалипсис, или Откровение Иоанна Богослова

: народы Европы, Северной и Южной Америки, Австралии
: миром правит любовь, милосердие и всепрощение
:

: Иерусалим, Рим
: крест, (на котором распяли Иисуса Христа)

Ислам. Кратко

: около 1,5 тысяч лет
: Аравийский полуостров (на юго-западе Азии)
: Мухаммад ибн Абдаллах, посланник бога и пророк (ок. 570-632 г. н. э.)
:

  • Коран
  • Сунна посланника Аллаха — истории о поступках и высказываниях Мухаммада

: народы Северной Африки, Индонезии, Ближнего и Среднего востока, Пакистана, Бангладеш
: поклонение Аллаху, который вечен и единственно способен оценить поведение человека для его определения в рай

: Мекка (Саудовская Аравия)
: полумесяц и пятиконечная звезда

Другие религии

  • Зороастризм. Иран
  • Индуизм. Индия
  • Джайнизм.

    Индия

  • Сикхизм. Северо-запад Индии, штат Пенджаб
  • Даосизм. Китай
  • Синтоизм. Япония

Сложно научить кого-то верить в нечто невиданное, однако церковь смогла это сделать. Сложно удержать наплыв неверующих, однако церковь всегда это делала, пока не появилась свобода слова и мысли, конечно. Сейчас встретить атеиста – легко, атеисты на каждом шагу, на каждом шагу и агностики. Многие просто верят, даже не задумываясь о религии как таковой в целом, не задумываясь ни о чем, возможно таким людям просто некогда думать, размышлять.

Почему мы верим? Возможно потому, что нас «подцепили» религией еще тогда, когда мы были необразованными, да и сделали это чуть ли не насильно. Конечно, все боятся быть сожженными на костре и противоречить тому, что Земля плоская и стоит на трех китах и двух ужах.

Религия – некое воссоединение разорванной связи с Богом или же образ жизни, основанный на вере в сверхъестественное. Религиозные представления, правила, основы описаны в священных книгах, которые, якобы, продиктованы самим Богом, а записаны человеком, который достиг просветленного знания и был удостоен такого доверия к себе. Хотя, несомненно, никто не может в данный момент доказать существование Бога, более того, никто не может с точностью назвать, как зародилась жизнь на планете, с божьей ли помощью. Вообще сложно размышлять о правдивости религии потому, что она довольно противоречива. Религию используют в самых разнообразных целях: возникновение вражды и даже войн, наполнение жизни особенным смыслом, как средство психотерапии, распространение культуры-носителя и прочие.

Самыми распространенными религиями являются христианство, ислам и индуизм. А затем следуют конфуцианство, буддизм, синтоизм и прочие. Однако с появлением верующих появились и неверующие, остальные. Чего стоят одни лишь атеисты (бывают агрессивно настроенными, а бывают лояльными), агностики и даже сатанисты. То есть если в обществе мы выражаем личное мнение, то в религии – религиозные взгляды.
Верить или не верить – почти в каждой стране этот вопрос свободен, то есть гражданин имеет право принять веру или отказаться от нее.
Религия также подразделяется на виды, невооруженным взглядом мы можем заметить многобожие (политеизм), например, в Древнем Египте, и единобожие (монотеизм), например, в Христианстве, а также религии без Бога (вера в идеал).

Какие бывают религии?

На сегодняшний день в мире насчитывается более 5000 религий, но основными являются только три – христианство, буддизм и ислам. Все они помогают человеку найти смысл жизни и понять, для чего он приходит в этом мир. Они объединяют в себе веру в высшие духовные силы и продолжение существования души после смерти тела.

О том, какие религии бывают, будет рассказано в этой статье.

Какие религии существуют?

Тем, кто интересуется, какая религия является самой распространенной, следует ответить, что христианство. Ее последователи поклоняются Иисусу Христу – сыну Божьему, принесшему себя в жертву за грехи всего человечества. Эту религию исповедует около 2,5 млрд человек по всему миру. Есть отдельные ее течения, такие как католицизм, протестантизм и православие, которые несколько разнятся друг от друга, а еще от христианства откололись многочисленные секты. Второй по распространенности религией является ислам. Пророк Мухаммед проповедовал веру в единого Бога Аллаха еще за 600 лет до появления на свет Христа, вот и сегодня мусульмане всех стран чтут его как самого великого провидца и священное учение Коран, которое ему ниспослал Аллах.

Буддизм возник примерно в то же время, что и ислам. Эта религия зародилась в Индии и сегодня основные ее последователи проживают в Азии и странах Дальнего Востока. Буддизм призывает вступить в нирвану и узреть жизнь такой, какова она есть. Исповедуется практика самоограничения и медитации. Тем, кто интересуется, какая религия является самой первой, стоит ответить, что индуизм, зародившийся в 1500 году до н.э.

Однако, он также не является единой системой религиозных учений и включает такие школы и культы, как кришнаизм, тантризм, шиваизм и др. У индуизма никогда не было своего основателя, единой системы ценностей и общей доктрины. Тем, кто интересуется, какие догмы исповедует самая старая религия в мире, стоит сказать, что особое значение придается личному творцу или Богу, имперсональному Абсолюту, а также плюралистичности и неабсолютности.

Этимология термина «религия»

Чтобы разобрать весь комплекс вопросов, связанных с философским определением религии, надо начать с наиболее, на первый взгляд, простого — с этимологии самого термина «религия».

Слово «религия» (

religio) — латинского происхождения; в древнем Риме оно употреблялось преимущественно для обозначения обязанностей человека по отношению к сверхъестественным силам или существам. Состав этих обязанностей обозначался через богатый спектр значений указанного термина: в качестве religio понималось и совестливое отношение к чему-либо, и добросовестность, и аккуратность, и особое отношение к «священному»: благоговение, набожность, мнительность, благочестие, вера, страх, суеверие, долг, священнодействие. Вот это латинское слово и перешло постепенно во все языки европейских народов как основной термин для обозначения коммуникации между человеком и сверхчеловеческим миром. Иные, близкие по смыслу термины («вера», «благочестие», «исповедание», «культ» и т.д.) оказались гораздо более узкими и частными по отношению к общему базовому термину «религия», указывая лишь на одну какую-либо часть (сторону, признак) религии вообще.

Общего исконного индоевропейского слова для именования явления, которое обозначается латинским

religio, не существует. До повсеместного распространения этого термина взаимоотношения человека со сверхъестественными силами в разных языках обозначались с помощью различных слов. В греческом языке, например, употреблялось слово, что значит «благочестие», «набожность», «благоговение», «почтение к богам, родителям и отечеству»;значит «быть благочестивым» в смысле «исполнять свой долг, свои обязанности по отношению к богам (родителям, отечеству)». Словопроисходит от— «благоговеть», «почитать», «стыдиться», «бояться» (ср.:— «благоговейный страх» или даже «предмет страха»). Указанный термин соединял в себе как собственно религиозные, так и общественно-политические смыслы. Так, например, для Перикла и его учителя Анаксагора (согласно сообщению Плутарха)была связана с рационалистическим этико-политическим мировоззрением (в отличие от понимания данного термина Платоном и Плутархом); это слово обозначало для них не столько «настроенность» по отношению к богам, сколько набор политических принципов и ориентаций. В этом случаепротивопоставлялась «суеверию», «суеверному страху» (),хотя последний термин тоже иногда употребляется со значением «благочестие» или «богобоязненность».

Находится и другой эквивалент латинскому

religio в греческом языке — , то есть «заботиться», «обращать внимание», «исполнять долг»; например, ленивые собаки именовались в Греции , «собаки, не исполняющие свой священный долг», иначе говоря, с учётом латинского эквивалента, «нерелигиозные собаки».

В древнегреческом языке слову

religio соответствует также ; первоначально оно означало «обряд», «соблюдение культовых предписаний» ( — «тщательно исполнять религиозные обряды», «быть строго религиозным»); затем это слово стало обозначать religio как «единство, совокупность верований и культовой практики»; позже, в Новом Завете указанный термин значит «богопочитание», «служение», «поклонение», «религия» ( — «набожный», «благочестивый», «религиозный»). Итак, древнее греческое наименование религии, зафиксированное в указанных выше терминах, по преимуществу означало тщательное исполнение обязанностей по отношению к тому, что вызывает благоговейный ужас.

Фридрих Хайлер

(Heiler F. Die Religionen der Mencshhet. Stuttgart. 1982. S. 17) приводит следующие параллели и эквиваленты для слова «религия» из других языков: китайское chiao , индийское dharma, арабское din, древнее германское e. Так, например, в рамках единой традиции даосизма в Китае различаются даосизм как философская школа (дао цзя) и даосизм как совокупность мистических воззрений и магических практик (дао цзяо), то есть как религия. Буквальное значение слова цзяо — «учение».

Соответствующий

religio термин в санскрите — dharma (от арийского корня dhar — «утверждать», «поддерживать», «защищать»); это слово значит «учение», «доктрина», «добродетель», «долг», «моральное качество», «справедливость», «закон», «образец», «норма», «истина», «порядок» и т.п. (конкретное значение всегда зависит от контекста). Чаще всего это слово в близком к religio смысле употребляется по отношению к народному образу жизни, к сумме обычаев и правил, определяющих этот образ. Характерно, что в конце IV — начале III века до Р.Х. грек Деймах (посол Антиоха I к индийскому царю Биндусаре) написал сочинение о религиозных верованиях индийцев, назвав его . В греческой версии «Эдиктов» индийского царя Ашоки (III в. до Р.Х.) как раз употребляется в качестве эквивалента санскритского dharma.

Употребляемое в мусульманстве слово

dinпервоначально (в доисламской Аравии) означало «власть», «подчинение», «обычай»; впоследствии это слово стало употребляться в качестве общего термина для обозначения безусловного подчинения человека власти Аллаха. В самом общем смысле dinэквивалентно понятию «религия» (прежде всего — мусульманство), «совокупность религиозных обязанностей». Это общее понятие, в свою очередь, включает в себя «иман» (что значит «вера», конкретно — вера в истинность мусульманской религии), «ислам» (предание себя Богу, покорность, выражающаяся в исполнении религиозных предписаний, так называемых «пяти столпов веры»), «исхан» (нравственная добродетель, практическое совершенствование в искренности веры, от арабского «истовость», «совестливость», «чистосердечие»).

Свои эквиваленты слову

religio можно обнаружить и в древнееврейской религиозной традиции. В языке ветхозаветного Писания, указывает С. Пилкингтон, «вы не найдёте слова, которое означало бы религию». В иврите это слово отсутствует. Наиболее близким по смыслу является слово «даат» («познание», «знание»), которое, вообще говоря, «относится к области законов или обычаев». Оно употребляется в «раввинистических писаниях», когда речь идёт, например, о требовании, чтобы замужняя женщина, выходя из дому, покрывала голову (Ктубот 7:6); это и есть «даат». Этот традиционный обычай (как и многие другие) связан именно с религией, и в раввинистическом комментарии к книге Есфирь (8:17) слово «даат» чётко трактуется как «вероисповедание» (Мегилла 12 а). Ещё одним термином, который входил в древний словарь иврита и в иудейскую религиозную терминологию, является «эмуна» (вера).Под «верой» в еврейской Библии подразумевается не столько набор догм, которые можно описать без необходимости верить в них, сколько «установка, которая, будучи однажды принятой, служит основанием для действия». Вера включает в себя доверие человека Богу, моральные обязательства и послушание. Это слово означает, прежде всего, «быть преданным». Кроме того, в Ветхом Завете религия описана как хождение перед Богом (Быт 5:24, 6:9), хождение в Истине (Пс 25:3), путь Божий (Пс 24:4, 26:11, 50:15 и др.), страх Божий (Исх 1:17, Пс 110:10 и др.), богопознание (Ос 4:1, 6:6), устав Закона Божия (Чис 19:2), служение Господу (Исх 12:25-27 и др.) или Завет (Быт 9:8-17).

В христианском Новом Завете используются понятия «благочестие» (Деян 3:12, Иак 1:26-27, 1 Тим 3:16 и др.), «вероисповедание» (Деян 26:5), «служение Богу» (Ин 16:2) и, в своеобразной сумме у апостола Павла, — «усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования» (Рим 9:4). При переводе Библии на латинский язык (т.н. «Вульгата», то есть «Общедоступная») бл. Иероним Стридонский

(V век) все те слова, которые имели отношение к описанию сферы богообщения, стремился передавать привычным ему латинским religio. Так данный термин становится общеупотребительным сначала среди западных христиан, а затем и во всём христианском мире. В русском языке слово «религия» известно с XVIII века; ранее указанного времени употреблялось слова «вера» и производные от него.

Почему же термин, первоначально обозначавший языческий, политеистический способ общения со сверхъестественным, был принят противниками язычества и получил всеобщее распространение в теистической культуре? Почему ради него христианские писатели и богословы пожертвовали библейскими обозначениями религиозного отношения? Нельзя ли в самом этом слове (как в таком термине, который, видимо, способен указать на некую инвариантную сущность обозначаемого им рода явлений) найти подход к пониманию сути религии? Попробуем рассмотреть основные гипотезы относительно его происхождения.

Первая гипотеза принадлежит римскому философу и общественному деятелю Цицерону (106-43 гг. до Р.Х.). Тот факт, что Цицерон занимался исследованием происхождения слова

religio, свидетельствует о том, что для представителей поздней античности происхождение и первоначальное значение этого слова уже было неясным, что и порождало многочисленные противоречивые гипотезы. Согласно Цицерону, religio происходит от relegere- «перечитывать», «передумывать», «вспоминать», «пересматривать», «возвращаться», «идти назад», «созерцать», а также «отлагать в сторону», «откладывать для особого употребления», «выделять из числа обыкновенных вещей», «относиться к чему-либо с особым вниманием и почтением».Relegere в свою очередь происходит от legere, то есть «читать», «рассматривать», «проходить» (ср. русские слова «читать» и «почитать»).

Выстраивая свою гипотезу, Цицерон обращает особое внимание на специфику термина

religio, на его интегральный характер. Во-первых, он отделяет понятие «религия» от таких смежных терминов, как «благочестие», «вера», «культ» и т.п. «Есть и были ранее философы, — пишет Цицерон, — которые считают, что боги совершенно не пекутся о человеческих делах. Если их мнение истинно, то какое может быть благочестие (pietas)? Какая набожность (sanctitas)? Какая религия (religio)?» Здесь же упоминается и «поклонение» (cultus).

«А если не будет благочестия, то вместе с тем неизбежно исчезнут и набожность, и религия. Если же и эти исчезнут, то последует великий переворот всей жизни и великое смятение, и, пожалуй, с исчезновением благочестивого отношения к богам не устранится ли также вера (fides) и человеческое сообщество и самая совершенная из всех добродетелей — справедливость?» (О природе богов I, 3-4). Цицерон высказывает пожелание, чтобы «философы, собравшись вместе, рассмотрели бы и обсудили, что должно думать о религии, благочестии, набожности, обрядах, вере, клятве, что о храмах, святилищах, торжественных жертвоприношениях» (О природе богов I, 14). Как видим, подчёркивая значительную роль религии в жизни римского общества, Цицерон не смешивает термин religio со словами, близкими к нему по значению.

Во-вторых, Цицерон отделяет религию от суеверия и именно в этой связи высказывает свою гипотезу об образовании слова

religio. «Не только философы, — пишет он, — но и предки наши делали различие между религией и суеверием» (О природе богов II, 71). Религия «состоит в благочестивом поклонении богам» (О природе богов I, 118), суеверие же основано «лишь на догадках» (О дивинации II, 147). Значит, «если суеверие следует отбросить, то при этом вовсе не отбрасывается религия. Ведь мудрому свойственно сохранять и соблюдать установления предков и священные обряды. А красота мира и порядок, который царит на небесах, побуждают род человеческий признать существование некоей вечной превосходной природы и преклоняться перед ней» (О дивинации II, 148). «Поэтому, — продолжает Цицерон, — так же как следует распространять и поддерживать религию, которая сочетается с познанием природы, так суеверие следует вырывать со всеми его корнями» (О дивинации II, 149). Таким образом, следует принципиально различать суеверие и религию. «Ибо те, которые целыми днями молились и приносили жертвы, чтобы их дети пережили их, те были названы суеверными (superstitiosi) <…> А те,которые над всем, что относится к почитанию богов, усердно размышляли и как бы перечитывали (relegerent), были названы религиозными (religiosi) от relegere <…> Итак, из двух слов «суеверно» и «религиозно» первое стало обозначать порицание, а второе — похвалу» (О природе богов II, 72).

Традиция словообразования в латинском языке вполне допускает производство

religioот relegere; поэтому гипотеза Цицерона представляется вполне обоснованной.

Автором другой известной гипотезы происхождения слова

religioсчитается христианский писатель и богослов-апологет IV века Лактанций. Согласно его мнению, religioпроисходит от religare- «воссоединять», «прикреплять»; последнее, в свою очередь, произведено от ligare(«вязать», «соединять») путём присоединения приставки re, означающей возобновление, повторение, восстановление (в данном случае — восстановление связи). Не соглашаясь с мнением Цицерона (а Лактанций сам был прозван «христианским Цицероном»), он пишет: «Мы произведены на свет с тем условием, чтобы воздавать подобающую честь Богу, нас создавшему. К сему мы должны всегда стремиться и прибегать, и сими узами благочестия связаны мы (religati sumus) с Богом. Отсюда происходит и самое имя «религия», а не от слова relegere, как то истолковал Цицерон. Имя религии происходит от уз, соединяющих нас с Богом: чрез благочестие Он привязал (religaverit) нас к Себе с тем, чтобы мы служили Ему как Господу и повиновались Ему как Отцу». Данную точку зрения в той или иной степени поддерживали бл. Иероним Стридонский, бл. Августин, Фома Аквинский, а также Баумгартен (1714-1762). С точки зрения латинской этимологии мнение Лактанция выглядит не менее безупречным, чем гипотеза Цицерона.

«Тем не менее, — признаёт один из православных богословов

XIX века, — историческая очевидность, кажется, на стороне цицероновского взгляда». По мнению современного французского лингвиста Э. Бенвениста, слово religio как по семантике, так и по морфологии связано именно с relegere и точноотражает содержание языческого благочестия, изначально являвшегося «рефлексивным действием, связанным с религиозным страхом». Если сравнивать указанные гипотезы только на основании историко-этимологического критерия, то преимущество надо отдать, безусловно, мнению Цицерона. Слово religio вошло в употребление в дохристианской культуре, и потому оно выражало собой языческое понимание смысла коммуникации людей со сверхчеловеческим миром. На мнении же Лактанция отразилось чисто христианское понимание религии как союза (со-узничества) человека с Богом; однако такого представления о религии древние римляне не имели и не могли иметь. Религиозность римлян проявлялась в особенно тщательном соблюдении всех подробностей, относящихся к культу богов, что объясняется чувством страха перед ними, боязнью оскорбить их неисполнением хотя бы самой мельчайшей детали обрядности и тем самым вызвать их гнев.

Древние римляне вообще приписывали существенное значение религии именно как осторожности, опасению, страху, боязни богов, откуда проистекала и непременная аккуратность в исполнении религиозных обязанностей (что заметно ещё у греков). Римский язычник не столько верил в богов и духов, сколько стремился разобраться в устройстве потустороннего мира, дабы не нарушить правила общения с ним и тем самым обезопасить себя от негативного воздействия с его стороны. Достаточно было подробно соблюсти технику ритуала, чтобы добиться расположения обитателей сверхчеловеческого мира. Религиозное чувство римлян, как пишет А.Ф. Лосев (ссылаясь на Г. Буасье), «очень осторожное, малодоверчивое». Римлянин не столько верит своим богам, сколько не доверяет им. Он стремится держаться подальше от богов. Настроение, душевное состояние, вера играли малозначительную роль в римской религии. Надо было уметь выполнить форму культа, — бог при этом не мог не оказать помощи. Религия оказывалась для римлянина «вдумчивой добросовестностью

«, то есть сочетала в себе пунктуальность с созерцательностью, формальную тщательность («технологичность») с отстранённостью. На такой характер религии и указывает гипотеза Цицерона. Однако создаётся впечатление, что религиоведение так и не осуществило окончательный выбор между двумя указанными гипотезами. В одном из современных религиоведческих словарей (Учебный словарь-минимум по религиоведению под редакцией профессора И.Н. Яблокова) приведены как равноценные обе версии происхождения этого слова.Гипотеза Лактанция иногда упоминается в научной литературе вообще как единственная. Так, Т. Ворожейкина, Е. Рашковский и А. Умнов пишут: «Сама этимология слова «религия» указывает на процесс непрерывного возобновления, восстановления коммуникации», ибо этот термин происходит от латинского religare — «восстанавливать связь, воссоединять».

Всё же надо признать, что слово

religioисторически произошло именно от глагола relegere, как и полагал Цицерон. Возникнув в языческой культуре, это слово и не могло означать ничего другого, кроме языческого же понимания смысла отношений между человеком и потусторонним. Эти отношения заключались, с одной стороны, в страхе как их порождающем начале, а с другой — в тщательности исполнения обрядов внешнего богопочитания. Следовательно, термин religio мог изначально возникнуть только как выражение разрыва, расстояния, дистанции между человеком и божественным миром; такое наличное состояние богооставленности и отчуждения как раз и характерно для язычества. Поэтому-то в историко-этимологическом смысле верна гипотеза язычника Цицерона, а не христианина Лактанция. Последний смотрел на религию с точки зрения её совершенства, её должного содержания, поэтому и возводил происхождение самого слова не к «отступанию», а к движению навстречу, к «возобновлению связи». Объяснение Лактанция свидетельствует о том, что при переходе от язычества к христианству изменилось само понимание религии и религиозности: страх, вызывающий отчуждение, перестал быть доминантой религиозного отношения и, сохранившись в комплексе религиозных чувств, уступил ведущее место любви (которая в язычестве всегда оттесняется страхом).Понятие страха Божия присутствует в христианстве как необходимый, но не определяющий элемент религии; можно сказать, что здесь не страх есть источник религии, а религия есть источник страха; иначе говоря, согласно христианскому мировоззрению, религиозный страх свидетельствует о религиозной реальности, а не порождает её. Христианин боится не мести богов, как язычник, но боится быть недостойным Божественной любви. Но поскольку страх в том или ином виде всё же входит в содержание религиозного опыта как в язычестве, так и в христианстве, то понятно, почему латинское religioполучило в христианстве такое широкое распространение.

Итак, слово «религия» у римлян обозначало культурно-психологическое явление, связанное со страхом перед потусторонним миром. Это слово могло быть заимствовано христианством только в том случае, если бы в самом христианстве нашлось нечто такое, что так или иначе соответствовало бы языческому религиозному чувству. Присутствие страха в комплексе христианских религиозных переживаний обусловило возможность переноса термина (правда, с изменением его конкретного смысла).

Обращение к этимологии слова «религия» помогло выяснить некоторые аспекты понимания происхождения данного слова и трансформации его первоначального смысла. Однако это лишь предварительный шаг к познанию сути религиозной коммуникации. Опыт философии религии показывает, что эта суть может быть познаваема двумя способами: а) путём сосредоточения на вопросе об источнике религии; б) путём интерпретации специфического характера (природы) религиозного отношения к этому источнику. Источником религии здесь назван объект религиозного отношения человека; источник религиозного отношения есть то, что вызывает это отношение, то, без чего не к чему было бы религиозно относиться. Природой религии здесь называется сущность отношений между человеком и источником религии как именно религиозных, специфически религиозных отношений. Философское исследование требует внимания к обеим этим способам познания религии; тем не менее, мы видим, что в той или иной конкретной философской концепции, как правило, преимущественное внимание уделяется какому-то одному из этих двух способов (то есть интерпретируется либо в основном источник религии, либо в основном её природа). Это в некотором смысле даже удобно в дидактическом плане: у нас появляется возможность выстроить некую логическую последовательность рассмотрения основных доктрин в области философии религии. Вначале это рассмотрение будет касаться основных гипотез об источнике религии (иначе говоря, об объекте религиозного отношения человека), затем — о её природе. В основу указанной последовательности полагается не хронологический, а логический принцип, помогающий эксплицировать (насколько это возможно) «развёртывание», «восхождение» философской идеи религии к наибольшему её совершенству. Будет рассмотрена, конечно, не личная религиозность тех или иных философов (об этом дано судить не нам), но те идеи, которые они высказали о сути религии, и те следствия (теоретические и практические), которые вытекают из этих идей.

§ 10.2. Религия

Наши представления об обществе окажутся неполными, если упустить из виду его дифференциацию по религиозному признаку, т. е. деление на верующих и неверующих.

На уроках истории вы уже получили сведения о роли религии и церкви в жизни человеческого общества в различные культурно-исторические эпохи.

Однако эти знания чаще всего ограничиваются общими представлениями о влиянии церкви на сферы политики и культуры в различных странах.

Религия как социокультурное явление не исчерпывается деятельностью официальных институтов — церквей и других вероисповедных объединений (общин). При изучении этого явления чрезвычайно важно понять, что мы имеем дело с миром сложных нравственных, смысложизненных, эстетических и других исканий людей, психологически насыщенных, эмоционально острых и содержательных для верующего человека.

«Религия» в буквальном переводе с латинского означает «связь» (восстановление связи). Верующие считают связь повседневной жизни, решающих поступков и даже своих помыслов с главной святыней, т. е. с Богом, превосходящей по своим возможностям и проявлениям возможности обычных людей. Это — особый вид реальности. В науке такая реальность называется сверхъестественной, потусторонней. Однако для людей верующих, как подчеркивал известный русский религиозный мыслитель и ученый П. А. Флоренский (1882—1937), эта реальность более естественна, чем обычные способы и формы человеческой жизнедеятельности .

Итак, религия — это мировоззрение, мироощущение и определяемое ими поведение людей на основе веры в существование сверхъестественной сферы. Это стремление человека и общества к непосредственной связи с абсолютом, всеобщей основой мира (Богом, богами, безусловным средоточием всего существующего, субстанцией, главной святыней).

Религиозное сознание, т. е. убеждение в реальном существовании сверхъестественного, потустороннего, в том, что источником главных ориентиров и ценностей человечества является Бог,— высшая сила в мире. Соответственно нравственные требования и нормы воспринимаются в религиозном сознании как производное воли Бога, выраженной в его заветах, заповедях и священных книгах (Библия, Коран, Лунь-юй («Беседы и суждения»), основанных на тех или иных контактах со сверхъестественным источником (заветы Моисей получил от бога Иеговы (Яхве) на горе Фавор; Нагорная проповедь Христа — это слово Богочеловека; неграмотный Мухаммед продиктовал то, что сообщил ему Бог через ангела (архангела) Джебраила).

Религия благодаря своему универсальному характеру (она относится ко всем проявлениям жизни людей и дает им свои оценки), обязательности своих требований к выполнению основных нравственных и законодательных норм, психологической проницательности и огромному историческому опыту является составной частью культуры.

В истории религия всегда сосуществовала со светскими элементами культуры, а в определенных случаях и противостояла им.

В настоящее время складывается достаточно устойчивый исторический баланс между основными религиями каждой страны, с одной стороны, и светским сектором культуры — с другой. Более того, в ряде стран светский сектор занимает значительные позиции.

Светское сознание отличается от религиозного тем, что источники всех важнейших процессов в мире оно усматривает в посюсторонних, на его взгляд, изменениях в обществе: в накоплении культурных навыков, в бурном прогрессе естественных, технических и прикладных наук, в гуманизации и компьютеризации образования, в разумной экологической политике, в планировании семьи и в других усилиях совместной сознательной деятельности объединения людей. Светское сознание считает религию глубоко частным, даже интимным, делом индивидов. Оно выступает за последовательное отделение церкви от государства и школы, за укрепление позиций естественно-научных и исторических знаний в оценках места и роли религии в обществе.

В светском сознании могут быть элементы индифферентного (безразличного) и даже атеистического отношения к религии. В то же время толерантность (терпимость) светской культуры к иным мировоззрениям и культурам дает возможность сотрудничества с ними по целому ряду вопросов, актуальных как для верующих, так и для неверующих.

Религию как особую сферу культуры человечества изучает специальная наука — религиоведение. Среди проблем, которые интересуют научное исследование религии,— сущность религии, ее значение в общественном развитии, ее возникновение, развитие и соотношение с другими явлениями культуры.

Религиоведение наряду с этикой, изучающей мораль,— наука философская. Ее не следует путать с теологией (богословием), являющейся совокупностью религиозных учений о сущности и действии Бога.

Вера в Бога как в сверхъестественное существо, по меркам которого должны происходить все основные события в земном мире вообще, а в человеческом общежитии в особенности, лежит в основе любой религии. Развитие представлений о Боге имеет длительную и многоплановую историю. В ее основе — настойчивые усилия людей восполнять недостатки и пороки земной жизни верой в возможность их исправления и компенсации чудесным образом. Религия имеет ряд идей и представлений, сосредоточенных вокруг учения о природе, проявлениях и действиях божественного существа или существ. Таковы рассказы, мифы, верования в богов у древних греков, древних римлян, древних индийцев, древних китайцев и других народов. В них отчетливо представлен многобожный (политеистический) характер этих религиозных систем. Напротив, в Ветхом Завете (религия древних иудеев), в религиях христиан и мусульман выражен единобожный (монотеистический) принцип. Во многих религиях существуют представления о богах человекоподобных (антропоморфных). Боги ведут себя подобно людям: гневаются, мстят, радуются, ревнуют, скорбят и т. д. Если их много, они либо ссорятся между собой, враждуют, либо объединяются для исполнения общих замыслов.

С течением времени происходило постепенное вытеснение из религии прямого — антропоморфного — содержания. Это было связано с ростом культуры общества, с появлением в нем богословов и верующих, способных более или менее систематически избегать в своих рассуждениях о божестве прямых аналогий с земными событиями, переживаниями и обстоятельствами. Тем не менее в любой религии, даже самой рафинированной (т. е. очищенной), образ Бога всегда имеет печать породивших и питающих его земных условий. На это указывают и личные характеристики Бога (святость, милосердие, справедливость и др.) в различных религиозных системах. Около тысячи подобных характеристик Аллаха содержится в исламе; в иудаизме Бог представлен недоступным и требующим жертвы; в христианстве же Бог предстает Отцом для всех тех, кто в него уверовал.

Другой особенностью религии является система религиозных обрядов, ритуалов, действий — культов (почитания), развертывающихся на основе идей и представлений о Боге (божествах). Таковы жертвоприношения, церемонии, разнообразные мистерии в мировых (христианство, буддизм, ислам) и многих национальных религиях (иудаизм, конфуцианство, синтоизм и др.). Они следуют друг за другом в соответствии с порядком и последовательностью, предусмотренными соответствующими церковно-религиоз-ными календарями. Центр отправления религиозного культа — храм, молитвенный дом с набором разнообразных культовых принадлежностей (иконы, распятия, фрески или настенная роспись с библейскими сюжетами и др.).

Культ придает религиозным идеям и представлениям конкретно-чувственный характер, связывает их с повседневной жизнью, заботами и интересами его последователей — верующих, наглядно воспроизводит от поколения к поколению конкретно-чувственный характер религиозного сознания в его массовых и повседневных формах.

Еще одной особенностью религии является непосредственно эмоциональное переживание верующим событий мифов и культовых действий. Это переживание обусловлено тем, что в религии преломляются и отражаются самые важные события человеческого существования: тайны рождения и смерти, самосознание ребенка, вступление юноши и девушки в самостоятельную жизнь, заключение брака, появление потомства и др.

Наконец, большинство религий современного мира имеет особую организацию — церковь с четким распределением обязанностей на каждом уровне ее иерархии (структуры). Например, в католичестве и православии это миряне, белое духовенство, черное духовенство (монахи), епископат, митрополии, патриархии и т. д.

Огромное влияние религии на жизнь общества связано с тем, что ее структуры так или иначе присутствуют во всех важнейших исторических событиях и событиях частной жизни граждан. Поэтому она оказывала заметное воздействие на сферу общественной морали, особенно в тех условиях, когда была доминирующей духовно-организующей силой общества. В качестве примеров можно привести роль религии и церкви в средневековой Европе и дореволюционной России. Но и в условиях утраты ею этих позиций (т. е. в условиях секуляризации, говоря научно) она продолжает сохранять довольно большие возможности воздействия на нравственное сознание общества.

После длительного периода атеистической пропаганды и насильственного вытеснения религии из общественной сферы в период господства большевистской идеологии в современной России наблюдается процесс восстановления позиций традиционных религий (христианства, ислама, буддизма, иудаизма), равно как и оживления ряда новых религиозных движений и культов. Хотя этот процесс неоднозначен, несомненно стремление как «старых», так и «новых» религий поддержать своим авторитетом традиционные устои морали, усилить обоснование необходимости следования ее нормам и принципам с позиций страха перед божьим наказанием и надежды на земное и загробное вознаграждение в случае соблюдения тех нравственных установок, которые одобряются с религиозной точки зрения. Напомним, что основополагающие моральные принципы в истории культуры чаще всего интерпретировались как выражение божьей воли. Как следует из текста Библии, моральные заповеди Десятисловия в Ветхом Завете («не убий», «не укради», «не лжесвидетельствуй» и др.) были провозглашены Богом; принципы христианской морали изложены Христом в Нагорной проповеди («накорми голодных»; «не оскорбляй людей»; «мирись с теми, с кем поссорился»; «твори милостыню и не кичись этим»; «замечай свои недостатки» и др.); нормы мусульманской этики, подчеркивается в священном Коране, даны Богом через пророка Мухаммеда (человек должен жить, уповая на волю и милость Аллаха, выполнять заветы Корана и правила жизни, разработанные богословами.

Только это позволит ему быть достойным рая и благоволения Бога).

Такие влиятельные религии, как буддизм и конфуцианство, возникли непосредственно из моральных учений своих основателей.

Каждая религиозная система имеет свои нравственные кодексы, нормы которых оказывали и оказывают серьезное влияние на судьбы людей. Так, моральные ценности христианства разделяют свыше 1,5 млрд его последователей и огромное количество неверующих; более 1 млрд людей предпочтение отдают нормам ислама; примерно по 0,5 млрд сторонников имеют индуизм и конфуцианство; более 300 млн людей исповедуют буддизм.

Самая истинная религия. Каков же Бог на самом деле

Мир Когнито

назад http://www.proza.ru/2013/10/07/1741
«Посвящается моему другу, почившему сегодня, но перед смертью всё-таки познавшему веру в Бога.»
Если человеку врачи уже поставили приговор, то какая разница, вроде бы, верить в Бога или не верить? Ведь на том свете тебе уже никто не скажет: о, какой же был ты дурак, что поверил в эту ты о Боге сказку. Ведь на этом только свете тебя тут такие угрызения ума грызут. А на том же свете, товарищ мой, материалист, тебе ведь будет это всё по барабану? Или всё же нет?
Ведь, если так, то перед смертью самой ты о реальности Бога всё-таки немного и подумал. Который продолжает жизнь твою и за чертою гроба.
Поэтому исследуем мы тут, почему же появляются сомненья в существованьи Бога у некоторых из нас, землян.
Дискуссии о сущности Бога идут уже более 2-х тысяч лет, и в том числе в христианстве. На сегодня только в христианстве существует тысячи конфессий.
(и особенно быстро они стали множиться, когда появилось протестанство.
(где что ни святой отец, то и своя вера.)
И именно в протестанстве, например, существует конфессия, представления которой о природе Бога – практически совпадают с представлениями о Боге ислама.
(Никого не родил и ни от кого не рождён.
Ни на кого не похож и нет никого, кто может сравниться с ним.)
А именно, это пятидесятники. Ибо они воздают молитвы только Святому Духу, а две остальные ипостаси Бога в православии и католичестве (Бога-отца и Бога сына) – фактически не признают.)
На фоне такого огромного многоголосия о сущности Бога вопрос о том, какова же истинная сущность Бога, казалось бы, практически не актуален. Была бы вера во Всевышнего, и всё тут.
Но не кажется ли Вам, что он не актуален лишь для служителей всяческих церквей, которые с Богом нас и соединяют?
А для нас, для паствы, вопрос о сущности Бога на самом деле очень важен. Ибо, только зная истинную сущность Бога, мы знаем и кому молиться точно нужно, чтобы молитвы наши приносили нам желаемый результат, и лучше бы быстрее.
Наглядности ради, приведу такой пример: если мы молимся отнюдь не Президенту всего мира, а Президенту всего лишь одной страны (но о судьбах всего мира), то что постигнет нас? Наверно, неудача.
Другой пример: если мы молимся не директору всего нашего предприятия (о делах всего предприятия), а всего лишь его заму или даже начальнику цеха иль отдела предприятия, то что постигнет нас? Конечно, неудача.
Третий пример (наверно, самый характерный): мы молимся не директору завода, а всего лишь его стулу, или же его столу. Так что постигнет нас? Тем более неудача.
Но, пока мы истинную сущность Бога (до сих пор) не знаем
(а может, например, он, Бог, тоже иерархичен? Как и земная власть.
И христианство делает для этого намёки, наполняя мир сначала ангелами, а потом святыми, как бы чиновниками в том (небесном – тонкоматериальном) государстве, которое христиане называют Бог.
И на это же (иерархию тонкоматериального мира, под названьем Бог) делали намёки ведь уже язычники, назначая разных тут Богов, для разных сфер-то бытия, как чиновников Высшего Бога.(который и у них уже имелся – Зевсом был он в Древней Греции.) И христианство идею эту сохранило, в виде ангелов. А потом и святых.
А что же тут ислам? Небесным государством он Бога (до сих пор) не признаёт, а поэтому и возносит он свои молитвы лишь Аллаху, Начальнику всей Вселенной.)
Тогда и нам, пока мы в сущности Бога (которая, возможно, весьма аллегорично представлена в христианстве. Но соответствует истине, наверно.) не разобрались, то возносить свои молитвы имеет смысл лишь Аллаху-Богу, Всевышнему для ислама.
И это – вовсе не досужие мысли (то есть мысли для досуга), а очень даже актуальные уже.Что выше уже стало нам понятно. Поэтому идём вперёд. Поскольку человек, силою своего интеллекта, сущность истинного Бога – до сих пор не сумел познать, то что же нам тут остаётся делать?
В любого Бога верить, тем более их для людей – множество сейчас существует. В итоге что? Который больше нравится, в того и верь. А тем более, что для всякой церкви – это бизнес.
Но всё-таки что в итоге этого противостояния церквей?
Для решения этого вопроса посмотрим мы, сколько паствы у ведущих мировых церквей.
По данным на 2013, в мире насчитывалось 1,254 млрд католиков[
Православие — во всём мире православие исповедуют примерно 220 миллионов человек.
В сегодняшнем мире почти каждый пятый человек исповедует Ислам. За последние 50 лет мусульманское население земного шара возросло на 235% и составляет в настоящее время 1.6 миллиарда.
Согласно опубликованному исследованию, по состоянию на 2010 год в мире насчитывалось около 2,2 млрд христиан. (получается, что где-то 0,8 млрд христиан — протестанты)
Они составляли почти треть (31%) всего населения земного шара. У мусульман соответствующие показатели были заметно меньше — 1,6 млрд человек (23%).
http://www.imam.ru/articles/stati.html
http://www.ansar.ru/analytics/skolko-musulman-v-mire
http://vz.ru/news/2015/4/3/737926.html
Отсюда выводы какие? Бог христиан – более правильный (на сегодня), чем Бог ислама. Ведь, чем точнее твоя вера, тем более результативна и твоя молитва. А отсюда — больше паствы у тебя.(как распространителя веры в Бога)
Но обращает на себя внимание что? Что прогресс числа верующих в исламе в последние годы существенно возрос. Отсюда и возникновение ИГИЛ, наверное растёт.
А причина – сказана вот где http://vz.ru/news/2015/4/3/737926.html
Так какой же тут генеральный вывод?
В какой религии более правильный (-точный) Бог, так та религия в итоге мир и «завовоюет».
И подчеркну я тут: ислам — до сих пор воинствующая религия. А христианство, вроде бы, успокоилось, в захвате (почти всего) мира им.
PS. Но как всем верующим в своей вере помириться? Исследовать не сущность,а природу Бога.
PS2. Сейчас возношу молитвы Всевышнему, чтобы мой товарищ, почивший сегодня, всё-таки уверовал в Бога. Пока душа его на Земле ещё.
Религия такого не допускает, но может, сам Бог допустит это.
PS3. Не следует ли отсюда задуматься над сутью самого высоко философского (среди всех религий, по-моему) утверждения о Боге, а именно над положением христианства о троичности Бога, как Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Святого духа? Как его интерпретировать?
близкая тема http://www.proza.ru/2016/06/11/1741

© Copyright: Мир Когнито, 2016
Свидетельство о публикации №216012302262

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Мир Когнито

Рецензии

Написать рецензию

Захотелось автору позубоскалить, вот и решил порассуждать на тему какая религия самая истинная и каков бог на самом деле.
Каждый ёжик знает, для каждого самая истинная религия его религия, а бог таков, каким верующий его себе вообразил и какими наградил достоинствами.
В общем, рассуждать на заявленную тему, значит не понимать сути вещей, точнее, не иметь такой склонности, зато иметь склонность потрепаться.
Михаил Шамин 2 09.01.2018 13:16 • Заявить о нарушении

+ добавить замечания

«рассуждать на заявленную тему, значит не понимать сути вещей»
А суть вещей, стало быть, знаете Вы, Михаил: Бог — это выдумка, как и Кащей Бессмертный или Баба Яга.
Мир Когнито 09.01.2018 22:16 Заявить о нарушении

Уже ближе к истине. Только все они вместе с богами не выдумки, а плоды непроизвольного воображения и фантазии: что-то померещилось, напужало, или блажь какая нашла. Выдумки же произвольны, умышленны, это современные сказки и фантастика.
Михаил Шамин 2 10.01.2018 05:46 Заявить о нарушении

Ну, начнём с того, что не выдумки, а гипотезы. А для чего? Чтобы объяснить то, что произошло сегодня. Необъяснимое, с точки зрения науки. Например, такое http://www.proza.ru/2016/06/11/1741
Конечно, возможно, что это случайность. Но если нечто похожее, и очень скоро, происходит еще раз, и причём более фундаментально?

http://www.proza.ru/2016/08/13/99
Что на это скажет любознательный интеллект? Подчеркну: любознательный, а не тот, который покрыт шорами, да еще в несколько слоёв. Ибо такой интеллект, конечно ничего не скажет. Ибо для него познание остановилось, и на все 100!
Мир Когнито 12.05.2018 22:23 Заявить о нарушении

+ добавить замечания

На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные — в полном списке.

Написать рецензию Написать личное сообщение Другие произведения автора Мир Когнито

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *