Венчание в православной

Венчание в православной

фотография в церкви по время венчания

В жизни всякое случается. И не возможно угадать, что уготовила нам судьба. Но все же стоит помнить о том, что венчание – это очень серьезный и глубоко продуманный шаг, который скрепляет семейные узы и берет обязательство с новобрачных быть верными друг другу на протяжении всей их совместной супружеской жизни. Решив обвенчаться, не стоит воспринимать это таинство, как красивый церковный обряд, который обязательно должен присутствовать на свадебном торжестве. Он не является элементом свадьбы. К сожалению, может случиться ситуация, ведущая к расторжению брака. И даже самые искренние чувства, скрепленные когда-то таинством венчания, не смогут воспрепятствовать этому.

Сколько раз можно венчаться?

Во второй раз церковные традиции гласят, что христианину не позволителен второй брак, но все же терпим. Его разрешают лишь в качестве снисхождения к слабым людям, которые не смогли сохранить верность своей второй половинке. Разрешение на такой брак в праве дать лишь правящий архиерей.

Также церковь проявляет свое снисхождение к тем, кто очень рано стал вдовцом, к тем, кто остался без супружеской пары вместе с маленькими детьми, к тем, кто не может оставаться один и нести ношу десятилетий без телесного удовлетворения. Если в паре, желающей пройти обряд венчания, один из них ни разу не состоял в брачных отношениях, а другой не разводился по своей инициативе, то такая пара безоговорочно допускается к полноценному процессу венчания.

К повторному таинству венчания не допускаются виновники, а так же инициаторы развода.

Согласно церковных правил венчания, следствием повторного венчания является отлучение от возможности причаститься на один два года, а третье венчание влечет отлучение до пяти лет. Второй и третий браки для церкви – это измены и многоженство.

чтение молитвы на венчание

Долгое время церковь решала вопрос о том, надевать ли на желающих во второй раз вступить в брак венцы. И пришла к выводу, что надевать их все-таки нужно. Ведь венец является силой власти и будущего рождением малыша.

Вступая второй раз в брак, будущие супруги не услышите обычных для первого венчания молитв. Для них уготованы молитвы, включающие не только радость о супружеском союзе, но и требующие покаяния от того, кто отступил от церковных норм супружества.

В третий раз паре разрешено вступить в брак лишь в качестве исключения блуда и беспорядка в их личной жизни.

Но это уже никак не считается нормой для верующего человека. К примеру у Ивана Грозного 8 жен было по данным историков, с большинством венчанный.

Возможность четвертого брака даже не рассматривается церковью. Такой брак вовсе запрещен. Каждый христианин прежде, чем вступить в брачные отношения, должен настроить себя не только морально, но и духовно. Он должен понять, что брак должен быть один и на всю жизнь.

Брак по благословению

Не секрет, что семейная жизнь, а с ней и все привычные устои, в нашем обществе, трещат по швам. В России сейчас около 700 тысяч сирот. Это больше, чем после окончания Великой Отечественной войны. Проблема насилия над детьми со стороны родителей заставляет совершенствовать законодательство, защищать права подрастающего поколения от собственных пап и мам. Привычным становится ответное детское зло в отношении взрослых, стариков, слабых, животных. Если быть последовательным, то надо признать, что наличие более миллиона зеков в российских тюрьмах – тоже результат кризиса семьи и традиционных ценностей. Дореволюционная крестьянская Россия при соответствующей численности населения не имела такого количества сирот, в тюрьмах содержалось в десять раз меньше преступников.

Лечим страсти

Как скрепить семейные узы, сохранить брак в нашем переменчивом мире? Эта проблема не только социологов, но и священников. Разведенный или просто одинокий человек, образно говоря, не благонадежен для Царства Небесного. Хотя такими категориями сейчас мыслит абсолютное меньшинство наших сограждан, но вот в крепости семейных уз заинтересовано большинство. В первую очередь, по моим наблюдениям, к этому стремятся женщины – в случае распада семьи они несут 90% проблем: дети на руках, финансовые проблемы, невозможность добиться нормальных алиментов, депрессивное состояние брошенной супруги. Поэтому все чаще люди задумываются о венчании как средстве скрепления брачных уз, т.е. о призывании благодати Божией на супружескую жизнь верующих. С чего же надо начинать?
Брак — это средство сохранения целомудрия. «Брак есть врачество, истребляющее блуд», — соглашается с апостолом в своем толковании святитель Иоанн Златоуст. Известный афонский старец Паисий тоже советовал молодым людям пораньше — лет до 24-25 — вступать в брак именно по этой причине — чтобы не впасть в блудный грех. Многие люди сегодня считают слово «целомудрие» синонимом «воздержания» или «девственности», хотя это не совсем так. Целомудрием можно назвать и чистую, полноценную супружескую жизнь без измен и, увы, общепринятой развращенности. Многие священники отмечают, что, выступая перед светской молодежью, темы отношений полов лучше вообще не касаться — настолько далеки реалии современной жизни от церковных требований. Действительно, когда современному молодому человеку проповедники говорят «не блуди», он воспринимает это как призыв к монашеству, а оно, по распространенному мнению, исключительно «для больных». Молодым людям даже в голову не приходит, что в их «нежном возрасте» можно вот так просто взять и вступить в брак и начать жить здоровой полноценной жизнью на законных основаниях. А ведь всего одно поколение назад родители этих самых юношей и девушек довольно часто вступали в брак еще студентами, и это никого не удивляло.
Благословение – слово со властью
Символом Дня семьи, любви и верности стала ромашка – цветок, на котором в народе традиционно гадали «любит-не-любит». Гадание, как известно, не лучший способ ответа на вопрос о суженом. В церкви сложилась вековая практика благословения на брак. Именно благословение, с точки зрения православных, должно упрочить семейный союз и быть знаком того, что выбор супругов неслучаен, а промыслителен (значит, соответствует не только их намерениям, но и попечению Бога о них).
Первым шагом на пути к церковному благословению является согласие родителей молодоженов. С библейских времен родительское благословение считается условием прочного и счастливого брака. Во время таинства венчания священник молится: «Помяни Боже и воспитавшия их родители: зане молитвы родителей утверждают основания домов». Бог дал родителям особую власть над детьми. Они должны пользоваться ей, руководствуясь любовью и мудростью.

По традиции жених с родителями приходят в дом невесты и просит у них руки дочери. При согласии на брак, они вместе с родителями жениха благословляют молодых на семейный союз: жениха иконой Христа Спасителя, девушку — иконой Пресвятой Богородицы. Молодые осеняют себя крестным знаменем и целуют святые образа. Это значит, что теперь, когда время воспитания детей окончилось, родители с верой и надеждой вверяют их всесильному заступничеству Господа и Матери Божией. Иконы эти ставят в красном углу. Нередко ими благословлялось несколько поколений. Они становятся семейно-родовой святыней. Иногда отцы и матери оставляют на оборотной стороне образа памятный наказ своим детям.

Что надо знать взыскующим

В наше время наблюдается живой интерес к возрождению обычая благословение на создание семьи. Тут стоит предупредить о некоторых возможных препятствиях на этом пути. В разных православных храмах сегодня можно обнаружить свои «традиции» благословения на брак. Так, в некоторых приходах ко всем молодым или уже не очень молодым людям, прежде чем дать разрешение на свадьбу, предъявляют определенные требования. Например, жених и невеста должны быть знакомы несколько лет, но иногда не уточняется, с какой периодичностью они должны видеться в этот период. Некоторые батюшки разрешают своим духовным чадам вступать в брак только с теми, кто не был женат/замужем и вообще вел целомудренный образ жизни до решения связать себя брачными узами. В одном из московских храмов существует такая традиция благословения на брак: если молодой человек и девушка понравились друг другу, они говорят об этом духовному отцу, и после воскресной службы священник с амвона объявляет всем присутствующим, что, например, Катя и Саша решили пожениться. После этого молодые люди могут вместе ходить, «держась за ручку», до свадьбы. Последний пример благочестия, конечно, кажется совсем уж экзотическим даже для церковной среды.

Из приведенных примеров важно сделать выод: такие «обычаи», «традиции» и «подходы», если они обусловлены лишь только личным мнением священника на приходе, а не церковными канонами, не могут считаться истиной в последней инстанции. Приходской священник отнюдь не должен подменять своими субъективными решениями и советами личный выбор вступающих в брак и не имеет права препятствовать заключению такового, если не существует на то канонических препятствий — например, кровного и духовного родства (так, безусловно запрещены браки между двоюродными братом и сестрой, крестным и крестной, крестным и крестником).

Некоторые женихи и невесты стараются заручиться благословением не простого приходского священника, а почитаемого в народе старца. Подразумевается, что он должен знать «волю Божию» о молодых. В таком случае, даже исполнив все формальные требования к браку, они могут и не получить одобрения старца. «Не твоё», — скажет он. Известен из истории случай, когда святой Амвросий Оптинский девушке, приехавшей благословиться на венчание, дал совет идти в монастырь, а собравшейся вступить на иноческий путь, предсказал замужество и кучу детей. Обе девицы потом были благодарны преподобному за то, что он уберег их от неверного шага.

Однако в наше время подобные старцы являются величайшей редкостью и, как правило, народ устремляется не к старцам, живущим в Духе Божием, а пожилым ( и не очень пожилым) священникам и монахам, порой лишенным обыкновенной рассудительности.

Их неразумные благословения могут стать причиной нестроений и бед в семейной жизни. А как иначе можно расценить категорическое требование к родителям выдать дочь замуж за «хорошего человека», которого она еще и не видела? Или, например, «никогда не расставаться с мужем»? Вот и ездит «блаженная» за ним во все командировки, а детей воспитывают бабушки.

Далеко не все женихи и невесты склоны доверять вторжению «старца» в свою жизнь. Вот одна типичная история, рассказанная женихом:

— Встретил очень хорошую девушку — два года общаемся. Мои родители по-правильному верующие сказали: съездите к старцу и возьмите благословение на брак. Девушка отказалась — проверка кого и зачем? И вот сижу меж двух огней и немного тяжко. Родители свято и близкий человек дорог. Девушка расценивает мое поведение как предательство и готова уехать к себе. Звонил в монастырь к отцу Власию, в пост не принимал, на Светлую седмицу тоже… А время идет и давит со всех сторон.

Однако в подобных ситуациях необходимо трезвомыслие. К примеру, в приведенной мною истории налицо проблема: отношения у молодых людей уже сложились, они почти дошли до ЗАГСа, а родители в самый последний момент решили проверить у старца правильность их решения. Если вы верите в прозорливость подвижника, то надо идти к нему на самой начальной стадии отношений, а не в их кульминации – подготовки к свадьбе. Действительно, что теперь проверять?

Несмотря на все превратности современной жизни, церковное и родительское благословение остается востребованным. Все больше людей приходят в храм посоветоваться, разобраться в своих сомнениях перед вступлением в брак. Остается лишь пожелать, чтобы эта традиция укреплялась, бережно относясь к человеческой свободе и взаимной любви.

Протоиерей Максим Хижий

ЗАДАТЬ ВОПРОС ПО ТЕМЕ

С каждым из пары священник разговаривает по отдельности, пытаясь выяснить основную причину развода и пояснить, какими будут последствия. После беседы нужно направить прошение на имя Управляющей Епархии, в котором должны быть указаны дата венчания и место, где проводилось таинство. Важно описать всю семейную жизнь супругов, чтобы было понятно, что причина развода не придумана с какой-либо другой целью. Все причины развенчания требуется подтвердить справками и документами, заверенными у юриста. Последним важным документом станет письмо священника, который в нем высказывает свое мнение и отношение к семейной паре.

Как развенчаться после развода (процедура)

Но исключения есть в любых правилах, поэтому могут быть следующие причины развенчания:

  1. смерть одного из супругов,
  2. долгое отсутствие,
  3. неспособность жить супружеской жизнью,
  4. смена веры,
  5. измена,
  6. аборт без одобрения супруга,
  7. болезнь, которая может передаться детям,
  8. порочный образ жизни (преступность, алкоголизм и т.д.),
  9. сводничество.

По этим причинам по правилам, установленным в православной церкви, возможно развенчание. Процедура развенчания Перед тем, как развенчаться в церкви, ваш брачный союз, зарегистрированный в отделении ЗАГСа, должен быть прекращен.

Дополнительные поводы для развенчания В XXI веке к этому списку добавилось еще несколько причин, которые могут способствовать расторжению церковного брака:

  • доказанный факт приема наркотических или алкогольных средств, приведших к зависимости человека;
  • справка из диспансера о том, что супруг болен СПИДом;
  • аборт, сделанный без согласия супруга.

Конечно, причин для расторжения брака может быть еще множество, но священник не всегда признает их довольно вескими для того, чтобы позволить это сделать.

Кроме того, священнослужитель может разрешить и повторное венчание после развенчания предыдущего церковного брака.

Если имеются какие-либо из перечисленных причин, то развенчать брак могут даже без согласия одного из супругов. Но в целом каждый случай рассматривается индивидуально.

Повторное венчание в православной церкви правила

Ellaire, #274811] По канонам православной церкви есть несколько причин для расторжения церковного брака: прелюбодеяние (измена) одного из супругов, сумасшествие или заключение в тюрьму, невозможность одного из супругов зачать и родить ребенка. Какой кошмар… Впрочем, неудивительно. Вся эта цитата говорит об одном: если нельзя, но очень хочется — то можно. Ellaire язычница13/09/05 00:02# 275022 Re: Повторное венчание. Смерть одного из супругов тоже, кстати, входит в этот список причин. DmitryM Христианин13/09/05 00:24rusprotest.netfirms.com# 275028 Re: Повторное венчание. Православная церковь позволяет венчаться три раза, хотя повторные браки и не приветствуются. Повторное венчание называется обрядом второбрачия. Ну так я об этом и писал. С одной оговоркой, никакое это не венчание, конечно, и по тексту обряда даже не похоже нисколько.

В былые времена, когда вера занимала в человеческом обществе не последнее место, все браки заключались в церкви, перед Богом. Этот церемониал не утратил актуальность и в наши дни.

Но если раньше повенчанные возлюбленные чтили таинство и данную клятву о долгой семейной жизни перед церковью и Богом и считали, что заключенный таким образом брак — это раз и навсегда, то сейчас ценности несколько изменились. Современные пары проводят таинство венчания из-за красоты обряда, совершенно не придавая значения его важности и серьезности. Такие супруги разводятся, женятся и даже задумываются о повторном церковном ритуале уже с новым избранником.

Последние несколько лет многие пары решают не только зарегистрировать свой брак в ЗАГСе, но и обвенчаться в церкви. Для кого-то обряд венчания — это просто дань моде, для кого-то – верность традициям, а для кого-то единственно возможный шаг. В любом случае есть правила, о которых и пойдёт речь в этой статье.

Кто может венчаться?

  • Мужчины старше 18 лет.
  • Женщины старше 16 лет (в исключительных случаях).
  • Пара обязательно должна быть расписана в ЗАГСе – без свидетельства о свадьбе ничто не обвенчает.
  • Каждый супруг должен быть крещённым.
  • Запрещается церковный брак между родственниками как по крови, так и по церкви.
  • При соблюдении всех условий, венчаться в православной церкви можно не более трёх раз в жизни.

Как подготовиться к обряду венчания в церкви

  • Для начала необходимо определиться с местом венчания: выбрать храм и батюшку, который будет проводить ритуал.
  • Вместе с ним или самостоятельно выбрать дату
  • Свадебная одежда. Несомненно, это должен быть целомудренный наряд, обязательно, чтобы невеста была в белом платье.
  • Свадебная обувь заслуживает особо отношения. Обряд происходит от 40 минут и выше, поэтому обувь должна быть максимально удобной.

  • Купить, или собрать самим, венчальный набор: белое полотенце, на которое встают супруги, платочки, для невесты и жениха, платочки для свечей, и, конечно же, венчальные кольца. Также в набор входят венчальные свечи и иконы Богородицы и Спасителя.
  • Договориться, кто во время всего действа будет держать венцы над головами жениха и невесты. Это физически сложная работа, поэтому стоит лишний раз подумать, стоит ли на такую «должность» звать хрупкую подружку.

Так как венчание – это церковное и религиозное действие, то, по мимо вышеуказанной подготовки, есть и другие правила.

  • Необходимо минимум 4 дня поститься перед венчанием. Притом пост касается как еды, так и плотскими развлечениями. Именно поэтому настоятельно не рекомендуется венчаться сразу же после росписи в ЗАГСе и шумном отмечании этого в ресторане.
  • Так же необходимо в эти дни до свадьбы читать определённые молитвы.
  • Затем пара должна принять участие в богослужении, исповедаться и причаститься.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *