Великий пост 2019

Великий пост 2019

Светлая неделя после Пасхи. Приметы и суеверия

После Святой Пасхи наступает Светлая седмица. На этой неделе православные христиане ходят, друг к другу в гости и дарят крашеные яйца и куличи. В течение недели при звоне колоколов иногда совершают крестные ходы вокруг церкви, при этом носят крест Христов. Таким образом, православные радуются победе Спасителя над смертью и адом.

Каждый день пасхальной недели именуют Светлым.

Понедельник и вторник раньше называли купальными. В эти дни всех, кто проспал утреню, обливали водой.

Среду именовали градовой — в этот день запрещалось работать, чтобы будущий урожай не побило градом.

В четверг поминали ушедших родственников.

Пятница отличается тем, что в это время православные особенно почитают Пресвятую Богородицу. В пятничном богослужении, кроме стихир и тропарей, поют песнопения, посвященные иконе Богоматери «Живописный Источник». По завершении службы освящают воду.

Субботний день именуется святой Артос, священники преломляют и раздают прихожанам освящённый хлеб «Артос» с изображением креста.

Воскресенье — Красная горка. По старым поверьям, это идеальное время для заключения брака, поэтому на Красную горку играли множество свадеб. Также седьмой день светлой седмицы именую антипасхой или Фомино воскресенье (в память о чуде уверения Фомы). Антипасха означает «противоположный Пасхе» — что не есть противопоставление, а обращение к минувшему празднику, его повторение.

На протяжении всей пасхальной недели Царские врата в храмах не закрывают. В народе считают, что в это время распахнуты врата в рай, и каждый умерший во время светлой седмицы попадает прямо к Господнему Престолу.

Первая неделя после Пасхи — Пасхальная, Светлая, Проводная неделя. Приметы

• Продолжается Великий праздник. Всю Светлую неделю пасхальный стол остается накрытым, хозяева угощают всех, кто приходит в дом. Наибольшим уважением пользуются больные, нищие, убогие.

Особый запрет налагался на любую физическую работу на этой неделе, нельзя было ткать, вязать, забивать колья в землю, возиться с навозом и т. п. Посевы в Святую неделю не бывают хорошими, поэтому лучше всего их не начинать.

• Чтобы не страдать в жаркую погоду, на этой неделе нельзя было пить много воды.

• В среду, называемую в народе Градовой, или Сухой, не работали, обходили поля с громничной свечой. Такие действия предохраняли поля и огороды рачительных хозяев от града в летнее время.

• Также в этот день категорически запрещалось дотрагиваться до семян, приготовленных для весеннего сева.

• В четверг на Пасхальной неделе почитали умерших предков. В народе этот день называли Навской Пасхой, Пасхой мертвых. Готовили праздничную еду, красили яйца и отправлялись на кладбище, чтобы навести порядок на могилах. У ворот кладбища обязательно произносили пасхальное приветствие: «Христос воскресе!», затем на могилах родственников молились, оставляли пасхальные (неосвященные) яйца и другие угощения, раздавали милостыню нищим.

• В некоторых местностях в этот день варили столько белых яиц, сколько в семье умерло детей. Съесть яйца надо было на открытом месте, «пакачаушы па траве», чтобы дети с небес видели и благословляли семью, которая их не забыла.

Читайте также: Неделя после Пасхи. Что можно и что нельзя делать?

Вторая неделя после Пасхи — Фомина, Проводная неделя. Приметы

• В народном календаре воскресенье на этой неделе называли Красная горка или Яриловица. Это был еще один день встречи весны. Соломенное чучело, укрепленное на длинном шесте, ставили на горке. Кругом собирались взрослые и дети, пели песни, «гушкалiся на арэлях» — качелях, угощали друг друга яичницей. Вечером с песнями и плясками это чучело сжигали.

• Понедельник на Фоминой неделе называется Живая Радуница, может быть, потому, что на завтра, во вторник, называемый Мертвой Радуницей, мы будем вспоминать умерших предков.

• В этот день разрешалось работать в саду и огороде — обрезать сучья, сажать и пересаживать деревья: «Святая Радаунiца-садоунiца! Сады садзiць i палiць».

• Хозяйки готовили праздничный обед для завтрашнего дня. В народе считается: кто первым придет на кладбище на Радуницу, тот получит от умерших особую благодарность и покровительство.

• Вторник на этой неделе — один из главных дней в цикле поминовения предков — Радуница. Традиционным для славян поминальным днем является суббота. Однако лишь в одном случае в этой закономерности допущено исключение, потому что оно подчинено фундаментальному закону традиционной культуры, в основе которого лежит универсальный ритм почитания умерших. Радуница отмечается на 9-й день после Пасхи. По представлениям наших предков, кладбище было не столько местом физического захоронения умерших, сколько ритуальным местом встречи с представителями мира Вечности, причем точно определялось не только место, но и время встречи.

• Особенности этого дня зафиксированы в следующей пословице: «На Радаунщу да абеда пашуць, у абед плачуць, а пасля абеду скачуць». Утром хозяйка не отходила от печи, завершала подготовку всех необходимых ритуальных блюд, потом наводила порядок в хозяйстве и, наконец, начинались приготовления к праздничной части дня. Семья одевалась во всё нарядное, брала с собой чистую льняную скатерть, блины, колбасу, сало, пасхальные яйца (одно из них было обязательно освященным, его съедали в начале поминальной трапезы), соль, бутылку водки. Всё это складывалось в специальную корзину и накрывалось белым рушником. Приготовления проходили без суеты, торжественно, с чувством достоинства и гордости, потому что люди шли на не совсем обычную встречу. Закончив утренние приготовления, семья отправлялась в храм отслужить обедню, а затем уже на кладбище.

Беременным женщинам крайне нежелательно посещение кладбища.

• В этот день или накануне наводили порядок на могилах своих родственников. Нужно было нарезать дерн, обложить им по периметру могилы. Потом посыпать их свежим желтым песком, украсить надмогильные кресты новыми, специально принесенными атрибутами народного ткачества.

• Напоминаем, на надмогильный крест повязывали следующие опознавательные атрибуты в зависимости от того, кто похоронен:

— белый венок на крест, который стоял на могиле, где была похоронена девушка;

— белый фартук на крест на могиле женщины;

— белый ручник повязывали на надмогильный крест там, где похоронен мужчина или молодой человек.

• Ритуальный стол накрывали непосредственно на могиле или (что делалось реже) у могилы одного из последних умерших родственников. Но прежде чем живые приступят к обрядовой трапезе, нужно было положить пожертвования на каждую могилу.

• Возле каждого креста или памятника ставили семь ритуальных атрибутов:

— блюдце;

— чарку с положенным наверх одним кусочком хлеба;

— пасхальное неосвященное яйцо;

— что-нибудь из продуктов животного происхождения (кусочек копченой полендвицы или домашней колбасы);

— домашнее печенье, одну конфету;

— неживые (искусственные) цветы, обязательно нечетное количество, так как в поминальной обрядности, характеризующей разъединение, разрыв, одиночество, определяющим символом является непарность! (Как парадоксальна традиция сегодняшнего дня — ходить на кладбище с парным количеством живых цветов!).

• После этого все «хрыстосавалiся з памершымi» — хозяйка брала пасхальное освященное яйцо и крестообразно проводила им по надмогильному холмику, затем яйцо очищали (скорлупу клали прямо на могилу), разрезали на столько частей, сколько человек присутствовало у могилы. Трапеза начиналась именно с ритуального причащения этой долькой исконного символа жизни.

• Затем отец (или дед, тот, кто был самым старшим среди присутствующих) брал бутылку и наливал водку в единственную чарку (чару), принесенную с собой.

Несколько капель налитого (примерно одну треть) «старейшина» отливал на могилу, среднюю часть выпивал сам, а последнюю треть оставлял (те самые «слезы» на дне рюмки). Чарку снова доливали и передавали следующему из присутствующих по старшинству. Тот и последующие участники обряда снова и снова повторяли в точной последовательности ритуальное действие. Когда чарка обходила всех, оставшуюся на дне водку опять-таки выливали на могилу. Получался замкнутый круг, символика которого вместе с содержимым (оставшаяся на дне «слеза») была нацелена на соединение рода, семьи, сохранение живой памяти о тех, кто уже ушел в мир иной.

• Конечно же, при этом было много разговоров, воспоминаний. В том случае, если кто-то умер в текущем году и боль утраты еще не притупилась, то не обходилось без голошений и слез.

• Сегодня многие делают у могилы столики и небольшие лавочки, явно моделируя домашнее застолье. Это правильно, но только не стоит выносить эти столики за ограду. Ощущение такое, что вы постояли у порога родного дома, а зайти в него не пожелали.

Среди белорусов бытует строгий запрет «трогать» землю до Радуницы или до Благовещения (если Радуница приходится на позднюю весну). Это может обернуться продолжительной летней засухой и как следствие — неурожаем, а также повлечь за собой смерть кого-либо из близких родственников, поэтому сначала следовало навести порядок на могилах своих предков — заручиться их поддержкой, получить благословение, а затем начинать цикл сельскохозяйственных работ.

• Блинами, которые пеклись к этому дню, кормили овец. Считалось, что тогда они лучше ягнятся.

• Если в этот день вывезти хотя бы воз навоза на поле или огород — всегда будете с урожаем.

• На родительский день можно увидеть вещий сон «от родителей» или умерших родственников. Придя на кладбище, совершите три поклона и скажите:

«Радуница, Фомина неделя, день всех усопших. Призываю в помощники. Прошу дать мне сон вещий.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь».

РЕКОМЕНДУЕМ ПОЧИТАТЬ:

Пасхальная неделя — неделя после Пасхи. Обряды и обычаи

В 2018 году Великий пост начнется 19 февраля. Он начинается за семь недель до Пасхи и состоит из четыредесятницы – сорока дней – и Страстной седмицы – недели перед самой Пасхой. Четыредесятница установлена в честь сорокодневного поста Спасителя, а Страстная седмица – в воспоминание последних дней земной жизни, страданий, смерти и погребения Христа. Общее продолжение Великого поста вместе со Страстной седмицей – 48 дней. 7 апреля Великий пост завершится, утро 8 апреля мы встретим словами «Христос Воскресе!».

Суть Великого поста

Великий пост – это время отрешения от мирских дел и общения с Богом. Мы идем навстречу Христу, готовим себя к Пасхе, очищаем тело и душу от того земного, что может помешать нам приблизиться к Небесному. Пост – это не строгая диета, но время молитвы. Само по себе ограничение в пище не подготовит нас к Великому Празднику. Но, если в Великий пост мы освободимся от прошлых обид, простим врагов, как нас прощает Господь, очистим разум от дурных мыслей – мы приблизимся к тому состоянию, в котором нас хотел бы видеть Бог. Это пребывание в любви и божественной благодати.

Канон Андрея Критского

В первые четыре дня Великого поста на вечернем богослужении читается канон преподобного Андрея Критского. Это один из величайших богослужебных текстов — покаянный канон, сочетающий в себе переплетение образов Священного Писания, высокую поэзию и точный портрет человека.

Начинается он текстом, обращенным ко Христу: «Откуда начну плакати окаяннаго моего жития деяний? Кое ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию?» — с чего же начать мне каяться, ведь это так трудно.

В Великом каноне Андрея Критского речь идет о покаянии души и о сложном пути души по направлению к Небесному Отцу, к Богу.

Почему Канон называется Великим?

Канон Андрея Критского содержит около 250 стихов, он достаточно большой по форме и непрост по содержанию. В оригинале канон Андрея Критского был написал на греческом языке, позже его перевели на церковно-славянский язык, именно в таком виде мы слышим его в храме. Поскольку во время чтения великого канона совершается много земных поклонов, может показаться, что прочесть канон тяжело в первую очередь физически. Но суть канона святителя Андрея Критского, разумеется, не в физическом, а в духовном труде. Существует много переводов канона Андрея Критского. Чтобы понимать не только содержание канона, но и его смысл лучше всего прочитать Священное Писание. Считается, что он наиболее полно раскрывают весь ужас греха и страдания души, пораженной им.

Канон Андрея Критского разбит на четыре части. Это великое поэтическое и богословское произведение, которое готовит верующих к поприщу Великого поста. Ведь суть поста не в ограничении в пище, а в духовном упражнении, в том, чтобы научиться покаянию и молитве. После каждого небольшого стиха, по сложившейся традиции, верующие совершают земной поклон. Канон Андрея Критского состоит из более, чем 250 строф. Его текст находится в Триоди постной. Великий канон Андрея Критского положен на музыку и исполняется многоголосием.

Молитва святого Ефрема Сирина

Во время Великого Поста в церкви и дома читается покаянная молитва святого Ефрема Сирина:

Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.
(Земной поклон).

Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве, даруй ми рабу Твоему.
(Земной поклон).

Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков, аминь.
(Земной поклон).

Боже, очисти мя грешного.
(12 раз и столько же поясных поклонов).

(Потом повторить всю молитву):
Господи и Владыко живота ……. во веки веков, аминь.
(и один земной поклон).

Календарь Великого поста

Версия календаря для печати

Расписание архиерейских богослужений на Великий пост смотрите в соответствующем разделе сайта Екатеринбургской епархии.

Первая седмица Великого поста (19 февраля — 25 февраля) отличается особенною строгостью, а Богослужение особенной продолжительностью.

В первые четыре дня (понедельник, вторник, среда и четверг) на Великом повечерии читается канон препродобного Андрея Критского. Православные всегда стараются не пропустить эти удивительные службы с чтением канона.

В пятницу первой седмицы Великого поста (23 февраля) после литургии происходит освящение колива т. е. отваренной пшеницы с медом, в память святого великомученика Феодора Тирона, оказавшего благотворную помощь христианам для сохранения поста. В 362 году он явился епископу Антиохийскому Евдоксию и повелел ему сообщить христианам, чтобы они не покупали пищу, оскверненную идоложертвенной кровью императором Юлианом Отступником, но употребляли бы коливо (отваренные зерна пшеницы).

В первое воскресенье (неделю) Великого поста (25 февраля) совершается так называемое «Торжество православия», установленное при царице Феодоре в 842 году в память восстановления почитания святых икон. Во время этого праздника выставляются в середине храма полукругом, на аналоях храмовые иконы. В конце литургии священнослужители совершают молебное пение на середине храма перед иконами Спасителя и Божьей Матери, молясь Господу об утверждении в вере православных христиан и обращение на путь истинный всех отступивших от Церкви.

Во второе воскресенье Великого поста (4 марта) совершается память святителя Григория Паламы, жившего в XIV веке.

Согласно с православной верой, он учил, что за подвиг поста и молитвы Господь озаряет верующих Своим благодатным светом, каким сиял Господь на Фаворе. По той причине, что св. Григорий раскрыл учение о силе поста и молитвы, и установлено совершать его память во второе воскресенье Великого поста.

В третье воскресенье Великого поста (11 марта) за Всенощной выносится Святой Крест. Все верующие покланяются Кресту, в это время поется: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим».

Церковь выставляет в середине Четыредесятницы верующим Крест для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней укрепить постящихся к продолжению подвига поста. Св. Крест остается для поклонения в течение недели до пятницы.

Поэтому третье воскресенье и четвертая седмица Великого поста (12 — 18 марта) называются «крестопоклонными».

В четвертое воскресенье (18 марта) вспоминается великий подвижник VI века – святой Иоанн Лествичник, который с 17 до 60 лет подвизался на Синайской горе, и в своем творении «Лествица Рая» изобразил путь постепенного восхождения человека к духовному совершенствованию, как по лестнице, возводящей от земли к вечно пребывающей славе.

Три субботы – второй, третьей и четвертой недель Великого поста установлены для поминовения усопших: Великопостные родительские субботы.

В четверг на пятой неделе (22 марта) совершается так называемое «стояние Св.

Марии Египетской». Жизнь Св. Марии Египетской – великой грешницы, которая смогла искренне покаяться в совершенных грехах и долгие годы провела в пустыне в покаянии – должна убеждать всех в неизреченном милосердии Божьем.

В субботу на пятой неделе (24 марта) совершается «Похвала Пресвятой Богородице»: читается великий акафист Богородице. Эта служба установлена в Греции в благодарность Богородице за неоднократное избавление Ею Царьграда от врагов.

В пятое воскресенье Великого поста (25 марта) совершается последование преподобной Марии Египетской.

В субботу на 6-й неделе (31 марта) на утрене и литургии вспоминается воскрешение Иисусом Христом Лазаря.

Шестое воскресенье Великого поста (1 апреля) – великий двунадесятый праздник, в который празднуется торжественный вход Господень в Иерусалим на вольные страдания.

Этот праздник иначе называется Вербным воскресением, Неделею Вайи и Цветоносною. На Всенощной освящаются молитвой и окроплением святой воды распускающиеся ветви вербы (вайа) или других растений. Освященные ветви раздаются молящимся, с которыми, при зажженных свечах, верующие стоят до конца службы, знаменуя победу жизни над смертью (воскресение).

Вербным Воскресеньем заканчивается четыредесятница и наступает Страстная седмица.

Страстная неделя (2-7 апреля)

События Страстной недели (Страстной седмицы) мы будем вспоминать в течение всего Великого поста. Ведь в первые четыре воскресных службы служится вечерня с акафистом Страстям Христовым (Пассия). В Страстную неделю мы вспоминаем страдания и смерть Христа на кресте. Первые три дня Страстной недели – это дни, когда совершаются последние в текущем церковном году Таинства Евхаристии. На отпусте произносят слова «Грядый Господь на вольную Страсть». Это – напоминание о том, что Господь добровольно принял на себя наши грехи и принял страдания и смерть ради нашего спасения.

Самый строгий пост соблюдается в Великую Пятницу, накануне Великой Субботы. Великую пятницу проводят в строжайшем воздержании. На богослужении Великой Субботы читают канон Великой Субботы пред Плащаницей. Это – время перед Пасхальной заутреней. Великий пост заканчивается, Пасха грядет!

Использованы материалы с сайта «Православие и мир»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *