Великие четьи минеи

Великие четьи минеи

Жития святых святителя Дмитрия Ростовского — Четьи Минеи

Купить с бесплатной доставкой по Москве!

Среди православных людей существует такое предание: кто молится святителю Дмитрию Ростовскому, за того возносят молитву все святые, ибо он много лет трудился над описанием их житий и составил многотомный труд – «Книгу житий святых», другое название: Четьи Минеи .

На этой книге были воспитаны многие поколения русского народа. До сих пор труды святителя Дмитрия переиздаются и с интересом читаются современниками.

А.С. Пушкин называл эту книгу «вечно живой», «неистощимой сокровищницей для вдохновенного художника».

Святой Димитрий, будущий святитель Ростовский, родился в 1651 году в селе Макарове, в нескольких верстах от Киева. Свое образование он получил в Киево-Могилянской коллегии, а затем в Кирилловском монастыре. В 23 года (он принял монашеские обеты в 18 лет) будущий святитель становится известным проповедником. В 1684 году собор Киево-Печерской Лавры благословил его на составление житий святых. Для написания книги святитель Димитрий использовал первое собрание житий, которое было составлено святителем Макарием (сер. XVI в.). С первых веков христиане записывали события из жизни святых подвижников. Эти рассказы стали собирать в сборники, где они располагались по дням их церковного почитания.

Сборник житий святого Макария было прислан святителю Димитрию из Москвы патриархом Иоакимом. Первая книга Житий была завершена через четыре года — в 1688 году (сентябрь и ноябрь). В 1695 году была написана вторая книга (декабрь, февраль) и через пять лет — третья (март, май). Завершал свой труд святитель Димитрий в Спасо-Иаковлевском монастыре Ростова Великого.

Жития святых по-другому еще называют Четьи-минеи — книги для чтения (не богослужебные), где жития святых изложены последовательно на каждый день и месяц целого года («минеи» по-гречески означает «длящийся месяц»). В Жития святых святителя Дмитрия Ростовского, помимо самих жизнеописаний, вошли описания праздников и поучительные слова на события жизни святого.

Главный агиографический труд святителя был издан в 1711-1718 гг. В 1745 году Святейший Синод поручил киево-печёрскому архимандриту Тимофею Щербацкому исправить и дополнить книги святителя Дмитрия.

Впоследствии над этим трудились также архимандрит Иосиф Миткевич и иеродиакон Никодим. Собрание житий святых угодников Божьих были переизданы в 1759 году. За проделанный труд святителя Дмитрия стали называть «русским Златоустом». Святитель Дмитрий до самой своей кончины продолжал собирать новые материалы по житиям святых.

Светские читатели рассматривали собрание житий и как исторический источник (например, в своих книгах их использовал В. Татищев, А. Шлёцер, Н. Карамзин).

В 1900 году «Жития святых» стали издавать на русском языке. Данные книги печатаются по изданию 1904 году Московской Синодальной Типографии.

ВИДЕО ЖИТИЯ СВЯТЫХ

Посмотреть следущие Видео жития святых

1. Ангел между братии (преподобный Иов Почаевский)
2. Ангел пустыни (Святой Иоанн Предтеча)
3. Апостол и евангелист Иоанн Богослов
4. Апостол и евангелист Лука
5. Апостол и евангелист Марк
6. Апостол и евангелист Матфей
7. Благоверные князья Борис и Глеб
8. Благоверный князь Александр Невский
9. Великомученик Иоанн Сочавский
10. Вера апостола Фомы
11. Игумен земли русской (преп. Сергий Радонежский)
12. Святой покровитель Инкермана (св. Климент Римский)
13. Иоанн, Затворник Святогорский
14. Кирилл и Мефодий (Греция)
15. Крестный путь епископа Прокопия
16. Мария Магдалина
17. Покровитель Закарпатья преподобный Алексей
18. Покровитель Средиземноморья (свт. Спиридон Тримифунтский
19. Преподобномученик Парфений Кизилташский
20. Преподобный Алексий Голосиевский
21. Преподобный Амфилохий Почаевский
22. Преподобный Алипий Иконописец
23. Преподобный Антоний Печерский
24. Преподобный Илья Муромец
25. Преподобный Кукша Одесский
26. Преподобный Лаврентий Черниговский
27. Преподобный Тит-воин
28. Преподобный Феодосий Печерский
29. Преподобный Феофил, Христа ради юродивый
30.

Просветитель Поднебесной империи. Святитель Гурий (Карпов)
31. Равноапостольная княгиня Ольга
32. Святитель Игнатий Мариупольский
33. Святитель Иннокентий (Борисов)
34. Святитель Кирилл Иерусалимский
35. Святитель Лука, архиепископ Симферопольский и Крымский
36. Святитель Николай Чудотворец
37. Святитель Петр Могила
38. Святитель Стефан Сурожский
39. Святитель Феодосий Черниговский
40. Святой воин (св. Георгий Победоносец)
41. Святой страстотерпец князь Игорь
42. Стефан Великий
43. Священномученик Макарий, Митрополит Киевский
44. Стрела зависти. Поединок (преп. Агапит)
45. Схиархиепископ Антоний (Абашидзе)
46. Украинский Златоуст. Димитрий (Туптало) святитель Ростовский
47. Учитель пятнадцати столетий (св. Иоанн Златоуст)
48. Царица Тамара

ЧИТАТЬ:

Жития святых на январь
Жития святых на февраль
Жития святых на март
Жития святых на апрель
Жития святых на май
Жития святых на июнь
Жития святых на июль
Жития святых на август
Жития святых на сентябрь
Жития святых на октябрь
Жития святых на ноябрь
Жития святых на декабрь

Жития святых в изложении святителя Николая Сербского

Избранные жития святых

А подарок на именины Вы можете выбрать здесь:

Православные книги. Иконы. Календари. MP3. Песнопения. Аудиокниги. Православные фильмы.

Че́тьи Мине́и (четьи – др. рус.: для чтения, минеи – от греч.

μήν: месяц) – сборники, содержащие, в отличие от миней, не богослужебные тексты, а тексты для чтения, также расположенные по месяцам и дням года и предназначавшиеся преимущественно для внебогослужебного употребления.

Четьи-минеи содержат огромный агиографический и церковно-учительный материал, охватывающий значительную часть круга чтения Древней Руси.

Начало формирования четьих миней на Руси относится еще к домонгольскому времени, первые четьи-минеи содержат по преимуществу переводной материал, хотя, видимо, возможно было и включение русских сочинений (в Успенском сборнике, рукописи XII в., которая может рассматриваться как четья минея на май месяц, помещается Сказание о Борисе и Глебе и Житие Феодосия Печерского). Определенная переработка четьих миней была осуществлена в конце XV в. (этот этап пока что недостаточно изучен).

Великие Четьи Минеи

В середине XVI в. появляются Великие Минеи Четьи митрополита Макария, своего рода свод всей литературы Древней Руси, в котором автор, еще в бытность его архиепископом новгородским, “собрал все книгы рускыя земли”, т.е. почти все произведения церковно-повествовательной и духовно-учительной литературы древней Руси; за каждым почти житием или сказанием следуют «поучения» или слова, приспособленные к чтению в день памяти того или другого святого, и целые собрания слов св. отцов, а также и сочинения светского характера, например древнерусский перевод Козьмы Индикоплова и др. Эти дополнительные части могут включать целые собрания святоотеческих сочинений, например, на день памяти св. Дионисия Ареопагита (3 октября) приводится весь корпус ареопагитических писаний в переводе сербского инока Исаии.

Великие Минеи Четьи известны доселе в четырех списках: а) московского Успенского собора, ныне хранящийся в московской синодальной библиотеке (единственный полный список); б) так называемый «царский» список, писанный для царя Иоанна IV, без марта и апреля. Описание их Горского и Невоструева с дополнениями Е.В. Барсова, в «Чтениях Московского Общества Истории», 1884 г.; в) список Софийской библиотеки и г) список Чудова монастыря — оба неполные. Издание этих М. предпринято Императорской археографической комиссией, но доселе изданы лишь месяцы сентябрь и октябрь (трудами П. И. Савваитова и М. О. Кояловича).

Четьи Минеи Германа Тулупова и свящ. Иоанна Милютина

В XVII в. четьи-минеи составлялись Германом Тулуповым (в 1627-1632 гг.) и священником Иоанном Милютиным (в 1646-1654 гг.) — рукописи, первая в библиотеке Сергиевой лавры, вторая в синодальной библиотеке в Москве . Подробное описание М. Милютина в «Чтениях в Обществе Любителей Духовного Просвещения», 1868 г., кн. IV.

Четьи Минеи свт. Димитрия Ростовского

В конце XVII в. составление четьих миней предпринимает св. Димитрий Ростовский. Его четьи-минеи издавались четвертями с 1689 по 1705 г. Они включали только жития святых и были составлены на основе Великих Четий Миней митрополита Макария, Acta Sanctorum, издававшихся болландистами, и ряда других источников. Этому труду присущи начала исторической критики.

В течение трехсот лет после создания Четьих-Миней свт. Димитрием, митр. Ростовским, был открыт и введен в научный оборот целый ряд древних рукописных житии и хроник, о существовании которых на рубеже XVII-XVIII вв. не было известно. Уже в 1-й пол. XIX в. свт. Филарет (Дроздов), митр. Московский, ставил вопрос о необходимости значительных добавлений, а в целом ряде случаев – составления новых текстов для Четьих-Миней житий тех святых, сведения о которых обогатились благодаря агиографическим и историческим исследованиям. Важно отметить, что традиция дополнения Четьих-Миней всегда существовала в русской агиографии. Заканчивая последний, четвертый том за три летних месяца, свт. Димитрий уже готовил исправления и дополнения ко второму изданию первого тома. В замечательном исследовании, посвященном свт. Димитрию, прот. Александр Державин писал, что у «святителя было намерение довольно широко поставить дело исправления и дополнения своих книг», но из-за болезни и смерти он успел внести добавления лишь в первый том Четьих-Миней . После кончины свт. Димитрия Четьи-Минеи были дополнены житием самого свт. Димитрия, а жития святых равноапостольных Константина и Елены – сведениями из такого важного первоисточника, как книга Евсевия Памфила «Жизнь блаженного василевса Константина». Подобной доработке был подвергнут целый ряд текстов в Четьях-Минеях.

Все четьи-минеи XVIII-XIX вв. представляют собой дополненные тем или иным материалом четьи-минеи св. Димитрия. Книга много раз переиздавалась и перерабатывалась, пользуясь громадной популярностью среди православного населения России.

Использованные материалы

По информации энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона

Александр Державин, прот. Четьи-Минсм свт. Димитрия, митрополита Ростовского, как церковно-исторический и литературный памятник // Богословские труды. М., 1976. Сб. 15. С. 124-130.

Название: Великие Минеи Четии
Авторы: святитель Макарий Московский
Страницы: 8000
Форматы: pdf
Год издания: 1868-1917 /1993-2007
Выдающимся иерархом Русской Церкви в середине XVI веке был святитель Макарий, Митрополит Московский и всея Руси (1563; пам. 30 дек.). Это был аскет-молитвенник, благочестивый подвижник, собеседник святых современников. Как Предстоятель Церкви он созвал знаменитые Соборы, на которых был прославлен сонм русских святых, затем на Стоглавом Соборе последовало исправление недостатков в жизни Церкви и общества, наконец, соборное искоренение лжеучений. Его Первосвятительство пришлось на стык малолетства и зрелого возраста Иоанна Грозного, которого Митрополит Макарий впервые на Руси венчал царским венцом.
Святитель Макарий — это аскет, молитвенник, богослов, иконописец, патриот Московской Руси, государственный деятель и дипломат, выдающийся представитель русской культуры, замечательный книжник своего времени, известный своими большими организаторскими способностями. Он трижды, все с большим успехом, предпринимал попытки собрать воедино всю духовную литературу того времени, пока эта грандиозная задача не была воплощена в его знаменитых Минеях Четьях. С его именем связано первое систематическое изложение истории — составление Степенной Книги, а так же начало новой страницы в истории русской книжности — учреждение книгопечатания на Руси. Современники называли Митрополита Макария чудным. Можно говорить, что именем Митрополита Макария может быть названо время середины XVI века. Он был канонизован в 1988 году на Соборе в дни празднования великого юбилея — Тысячелетия Крещения Руси. О Митрополите Макарии существует не малая разножанровая литература.
Главное книжное детище святителя Макария — это Минеи Четьи. В XIX веке при их издании Археографической Комиссией им было усвоено именование Великие Макарьевские Минеи Четьи. К сожалению, их издание прекратилось в 1917 году, не будучи доведенным до конца. Уже в наши дни была издана Майская Минея Успенской редакции. В процессе подготовки данного издания была выявлена недостающая Софийская майская Минея. Таким образом, это важное достижение нашего времени в вопросе изучения Макарьевского наследия.
Великие Макарьевские Минеи Четьи — сокровище духовной письменности, собранное под руководством святого иерарха Русской Церкви, просветителя Земли Русской. Макарьевские Минеи содержат агиографические, гомилетические, патриотические и другие творения. Наряду с переводными памятниками христианской письменности в Минеях в месяцесловном порядке помещены и творения русских авторов. Это духовное наследие использовалось в последующее время другими авторами — составителями Четьих Миней. Издания Великих Миней Четьих являются библиографической редкостью, и теперь, благодаря предпринятым усилиям, их содержание становится доступным современному читателю.
+ Содержание:
I. ЖИТИЕ, СЛУЖБА И АКАФИСТ СВТ. МАКАРИЮ. ИКОНОГРАФИЯ.
1. Макарий (Веретенников), архим., составитель
Святитель Макарий, Митрополит Московский. Служба, акафист и житие.
Приложение. Песнопения службы святителю Макарию.
Издание Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2000. 66 с.
2. Макарий (Веретенников), архим.
Иконография Митрополита Макария.
Можайск, 2007. 56 с.
II. ВЕЛИКИЕ МИНЕИ ЧЕТИИ, СОБРАННЫЕ ВСЕРОССИЙСКИМ МИТРОПОЛИТОМ МАКАРИЕМ
1. ТЕКСТЫ ЧЕТИЙ-МИНЕЙ
Сентябрь. Под редакцией П.И. Савваитова. СПб., тип. Императорской Академии наук, 1868-1889
• Выпуск 1. Дни 1-13. СПб., 1868, VI, 672 с. и стб., 3 л. факс.
• Выпуск 2. Дни 14-24. СПб., 1869, IV, 673-1392 с. и стб.
• Выпуск 3.

Дни 25-30. СПб., 1883, III, 1393-2300 с. и стб.
• Указатель личных и географических имен к первому, второму и третьему выпуску Великих Миней Четиих. СПб., 1889, 94 стб.
Октябрь. Под редакцией С.Н. Палаузова, М.О. Кояловича. СПб., 1870-1880
• Выпуск 4. Дни 1-3. СПб, тип. Императорской Академии наук, 1870, VI, 792 с. и стб., 1 л. факс.
• Выпуск 5. Дни 4-18. СПб, тип. и литогр. А. Траншеля, 1874, IV, 793-1534 с. и стб.
• Выпуск 6. Дни 19-31. Приложение. Указатель личных и географических имен к выпускам Миней Четиих (4, 5, 6) за октябрь месяц. СПб., тип. Ф.Г. Елеонского и К°, 1880, V, 1533-2114, 26 с. и стб.
Ноябрь. Под редакцией В. Васильевского СПб., М., 1897-1917
• Выпуск 7. Дни 1-12. СПб., тип. Императорской Академии наук, 1897, VI, 884 с. и стб.
• Выпуск 7. День 11. Приложение. Прп. Феодора Студита Большой Катехизис. Кн. 2. Предисловие и печатание греческого текста А.И. Пападопуло-Керамевса. СПб., тип. В. Киршбаума, 1904, Х/II, 414 с. и стб. Текст на русском и греческом языках
• Выпуск 8. Дни 13-15. СПб., Синод. тип., 1899, VI, 885-2060 с. и стб.
• Выпуск 9. Часть 1, тетрадь 1. День 16. Под редакцией Н.П. Попова. М., Синод. тип., 1910, 4, 2061-2380 с. и стб.
• Выпуск 9. Часть 1, тетрадь 2. Дни 16-17. М., Синод. тип., 1911, 5, 2381-2700 с. и стб.
• Выпуск 9. Часть 1, тетрадь 3. Дни 17-22. М., Синод. тип., 1914, X, 1701-3108 с. и стб.
• Выпуск 9. Часть 2, тетрадь 1. Дни 23-25. М., Синод. тип., 1916, 4, 3109-3428 с. и стб.
Декабрь. М., Синод. тип., 1901-1914. Под редакцией С.М. Сироткина — выпуск 10; под наблюдением С.О. Долгова — выпуски 11-14
• Выпуск 10. Дни 1-5. М., 1901, 5, 580 с. и стб.
• Выпуск 11. Дни 6-17. М., 1904, 7, 581-1188 с. и стб.
• Выпуск 12. Дни 18-23. М., 1907, 3, 1189-1860 с. и стб.
• Выпуск 13, тетрадь 1. День 24. М., 1910, 5, 1861-2192 с. и стб.
• Выпуск 13, тетрадь 2. Дни 25-31. М., 1912, 6, 2193-2510 с. и стб.
• Выпуск 14, тетрадь 1. День 31. М., 1914, 6, 2511-2830 с. и стб.
Январь. Приготовление к печати и издание под наблюдением Б.А. Тураева. М., Синод. тип., 1910-1914
• Выпуск 15, тетрадь 1. Дни 1-6. М., 1910, 4, 320 с. и стб.
• Выпуск 15, тетрадь 2. Дни 6-11. М., 1914, 2, 321-740 с. и стб.
Апрель. Подготовил к печати С.Н. Северьянов. Изд. под наблюдением А.А. Шахматова. М., Синод. тип., 1910-1916
• Выпуск 16, тетрадь 1. Дни 1-8. М., 1910, 3, 320 с. и стб.
• Выпуск 16, тетрадь 2. Дни 8-21. М., 1912, 8, 321-640 с. и стб.
• Выпуск 16, тетрадь 3. Дни 22-30. М., 1915, 145, 641-1158 с. и стб.
2. ИССЛЕДОВАНИЯ О ЧЕТЬИХ-МИНЕЯХ
1. Иосиф (Левицкий), архим. Подробное оглавление Великих Четиих Миней Всероссийского Митрополита Макария, хранящихся в Московской Патриаршей библиотеке (ныне Синодальной). М., 1892. IV, 532, 502 стб.
2. Протасьева Т.Н. Минеи-Четьи // Описание рукописей Синодального собрания (не вошедших в описание А.В. Горского и К.И. Невоструева). Ч. I. М., 1970. С. 168-211
3. Макарий (Веретенников), архим. Великие Макарьевские Четьи-Минеи — сокровище духовной письменности Древней Руси // Богословские труды, 1989, сб. 29, с. 106-126
4. Макарий (Булгаков), митр. О новгородских Макарьевских Четиих-Минеях // Летописи Тихонравова. М., 1859. Т. 1. Смесь и библиография. С. 68-73
5. Шестаков Д.П. Заметки о греческих текстах житий и Макарьевских Минеях Четиях // Богословский вестник, 1914, №2, с. 369-382
6. Гребенетский А. Слова и поучения в Великих Четиих-Минеях Митрополита Макария // Богословские труды, 1993, № 31, с. 175-266
III. ИССЛЕДОВАНИЯ О СВТ. МАКАРИИ, МИТРОПОЛИТЕ МОСКОВСКОМ
1. Макарий (Веретенников), архим. Жизнь и труды свт. Макария, Митр. Московского и всея Руси. М., 2002. 512 с.
2. Лебедев Н. Макарий, Митрополит Всероссийский (1482-1563) // Чтения в Обществе любителей духовного просвещения, 1877, ч. 2, № 9, с. 392-406; № 10, с. 444-478; 1878, ч. 1, № 1, с. 391-429; 1880, ч. 2, № 9, с. 286-310; 1881, ч. 2, № 7, с. 47-69
3. Заусцинский К. Макарий, Митрополит всея России // Журнал Министерства народного просвещения, 1881, № 10, с. 209-259; № 11, с. 1-38
4. Шишов А. Всероссийский Митрополит Макарий и его заслуги для Русской Церкви // Странник, 1869, № 12, с. 75-106
5. Макарий (Булгаков), митр. Московский Митрополит Макарий как литературный деятель // Христианское чтение, 1873, № 4, с. 597-657
6. Смирнов И. Материалы для характеристики книжной деятельности Всероссийского Митрополита Макария // Богословский вестник, 1916, № 5, с. 163-189; № 6, с. 275-291
7. Васильев В. Соборы 1547 и 1549 годов // Христианское чтение, 1889, № 1-2, с. 33-65; № 3-4, с. 266-292
8. Муравьев Н. Митрополит Макарий как составитель Великих Четьих-Миней (К 400-летию составления Великих Четьих-Миней) // Журнал Московской Патриархии, 1953, № 5, с. 49-54
9. Макарий (Веретенников), архим. Митрополит Макарий в православной гимнографии // Макариевские чтения: Вехи русской истории в памятниках культуры.

Можайск, 1998, с. 30-37

БИБЛИОТЕКА

Великие Минеи-Четьи

«Великие Минеи-Четьи» – это собрание житий святых, патериков, кормчих книг, сочинений церковных писателей, грамот, актов, и др. Они составлены под руководством митрополита Макария в 30-40-е годы XVI века в Москве. Двенадцать томов, 27 тысяч рукописных страниц.

Великие Минеи-Четьи, своего рода сборник всей литературы Древней Руси, в котором митр. Макарий, будучи еще архиепископом Новгородским, собрал все книги русской земли, т.е. почти всю духовно-учительную и церковно-повествовательную литературу древней Руси; за каждым сказанием или житием, следуют поучения предназначенные для чтения в дни памяти святых, а также светские сочинения, например древнерусский перевод Козьмы Индикоплова и другие. Эти дополнительные части могут содержать целые собрания сочинений святых отцов, например, в день памяти святого Дионисия Ареопагита, приводится весь корпус ареопагитических писаний в переводе сербского инока Исаии.

Известны три «чистовых» списка Великих Миней Четьих полностью завершенных, представляющих фактически три самостоятельные редакции или три книжных 12-томных свода: Успенский, Софийский и Царский (списки названы по первоначальному месту хранения). Формирование 3-х беловых списков Великих Миней Четьих продолжалось около 25 лет. Представление о ходе процесса можно составить по предисловию «Летописцев», открывающих тома Великих Миней Четьих митр. Макария.

Успенский — единственный полный список из всех 3-х, сохранившийся в Патриаршей библиотеке. Этот список — мит. Макарий поместил в 1552 году в Успенский Кремлевский собор, как вклад «на память своей души и по своих родителех в вечный поминок».
Создание Софийского свода, начато в 1529 — 1530 годах в Новгороде и продолжалось в течение 12 лет. Вкладные записи свидетельствуют, двенадцать томов Софийского списка были помещены в 1541 году митр. Макарием в Новгородский Софийский собор «на помин души» его родителей.
Царский список — предназначался для царя Ивана IV, работа над которым продолжалась до 1554 года. В 17 веке этот список находился в царских палатах: на его книге за декабрь месяц сохранилась надпись дьяка Ивана Арбенева о принадлежности книги, царю Федору Алексеевичу и Приказу книг Печатного двора.

Императорской археографической комиссией было предпринято переиздание Великих Миней Четьих, но завершить начатую работу не дала революция 1917-го года.

Изданы были только книги за январь, апрель, сентябрь, ноябрь, октябрь, декабрь (трудами М.О. Кояловича и П.И. Савваитова).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *