Василиса по святцам

Василиса по святцам

Значение имени Василиса. Толкование имени.

Для того чтобы понять значение имени, нужно хоть немного знать его историю.

Имя Василиса пришло в русский язык из Греции. На греческом оно звучало немного иначе — Басилиса. Происходило имя от греческого слова Басилевс. Басилевс (Βασιλίς) — термин которым в греческой и микенской культуре обозначались цари и императоры. Так же — это один из эпитетов Зевса. Получается, что значение имени Василиса — «царственная». Сам же термин претерпевал в различные эпохи достаточно серьезные изменения, но суть имени от этого не сильно бы изменилась.

А вот распространение имени Василиса напрямую связанно с христианской верой, как в принципе и у многих других имен в западной культуре. В первую очередь это связанно с именем Василисы Римской. Считается, что мученица Василиса Римская была убита по приказу императора Нейрона в первом веке от рождества Христова.

Имя Василиса имеет еще и мужскую форму — Василий. Его значение полностью совпадает со значением женского имени, а другие подробности о нем можно прочитать перейдя по ссылке.

Значение имени Василиса для девочки

Девочка с именем Василиса растет скромной и немного стеснительной девочкой. Она до подросткового возраста очень критично к себе относится. Окружающим стоит почаще хвалить девочку иначе она может таки и не раскрыть свою внутреннюю силу. Василиса — девочка трудолюбивая. Она любит заниматься различным рукоделием, но лучше всего у нее получается вышивать.

Учится девочка хорошо. Василиса достаточно педантично подходит к образованию и качественно выполняет уроки. Девочке лучше даются точные науки, хотя и в гуманитарных дисциплинах она имеет хорошие оценки. В детстве свойственная Василисе стеснительность не дает раскрыться в гуманитарной отрасли знаний до конца.

Девочка имеет достаточно крепкое здоровье. Она хоть и болеет, как все другие дети, но болезни переносит легко. Ей стоит побольше проводит время на улице и хорошо высыпаться. Достаточно слабым местом у Василисы может быть пищеварение. Внимательно относитесь к питанию девочки и проблем у вас не будет.

>Сокращенное имя Василиса

Вася, Васька, Васена, Васюта, Сюня, Сюта.

>Уменьшительно ласкательные имена

Василия, Василька, Васюня, Василиска, Васюша, Василина, Лисса.

>Имя Василиса на английском языке

В английском языке имя Василиса будет писаться как Vasilisa.

Имя Василиса для загранпаспорта — VASILISA.

Характеристика имени Василиса

С возрастом характер у Василисы очень меняется. Она становится более уверенной в себе и даже немного высокомерной. Став взрослой Василиса станет совсем нетерпимой к чужим ошибкам и это нередко создает плодотворную почву для конфликтов. И это при том, что побуждения Василисы всегда правильные. Ей нужно помнить, что такое поведение говорит о гордыне, а это большой грех. Если Василиса сможет смирять свою гордость и действовать более мягко, то ей будет намного проще в жизни.

А вот профессиональные пристрастия Василисы с детства не сильно меняются. Она все так же любит точные науки и сферы их применения. Гуманитарное образование она даже за образование не считает. Хотя может быть успешна в профессии психолога, но в строго ограниченном применении. Еще характерно для Василисы стремление получить ученую степень. Какое то время она может проработать в науке, а может даже и останется на всю жизнь.

Семья для Василисы важна, но представляет нередко область разочарований. Она в момент ухаживаний нередко становится более покладистой, а вот в браке опять проявляет все негативные характеристики имени. У Василисы может быть и несчастливый брак, если она не сможет научится истинному смирению и любви. Это же касается и детей. Отношения с ними будут очень зависеть от того, какой путь для себя выберет Василиса.

Преподобная Васса (Василиса), в монашестве Феодора, Нижегородская княгиня.

Сведения о сей княгине чрезвычайно перепутаны. Одни называют ее Анастасиею, в иночестве Феодорою (Филарет Черниговский, Русск. святые, апрель 490 стр.), другие-Вассою или Василисою при крещении, а в монашестве Феодорою (Барсуков. Источники русской Агиографии, 97 стр., Архим. Леонид «св. Русь», 194 стр.), третьи называют эту святую тремя именами (Анастасия, Васса или Василиса и Феодора-у архиепископа Сергия т. II). В Никоновской летописи под 1367 г. сказано о супруге Нижегородского князя Андрея Константиновича: «Того же года в Нижнем Новгороде пострижеся великая княгиня Андреева Константиновича Настасия во святый ангельский иноческий чин”; но в той же летописи под 1368 г. она названа Василисою: «Того же лета преставися Василиса князя Андрея Константиновича Нижнего Новгорода в иноческом чину; имя иноческое ей Феодора, и положена бысть в монастыре Святого Зачатия, его же сама создала».-Далее родиною Вассы-Анастасии одни считают Киев (граф М. Вл. Толстой, Книга глаголемая о российских святых, 247 стр.), а другие (и большинство) — Тверь. Архиепископ Черниговский Филарет (Русские святые, апрель, 490 стр.) пишет: «дочь Тверского боярина Анастасия (Васса Ивановна»…).-Барсуков говорить: «она родилась в 1331 г. в Твери и наречена при крещении

Вассою, отец её был киевлянин (История русск. Агиографии, стр. 98) и, таким образом, по-видимому примиряет разногласие историков о родине св. Вассы Анастасии. Есть и другие несогласия и противоречия в сказании об этой святой (см. у архиеп. Димитрия, Месяцеслов русских святых. Апрель, 97-100)

В 1903 г. любителями и знатоками русской церковной древности В. Успенским и Л. Целепи (в Печатне В. В. Комарова) издано «Лицевое житие преподобные Феодоры, благоверные княгини Нижнего Новгорода» (Выпись из Лицевого Царственного Летописца). Это житие издателями посвящено Тверскому Областному Археологическому съезду, бывшему в 1903 г., потому что преп. Феодора, — эта высоконравственная женщина княгиня была родом «Тверянка». Вместо ученого критического разбора разных противоречивых сказаний о преподобной Феодоре, воспроизведем вышеупомянутое житие. «Преставися княгиня Василиса Нижнего Новогорода, князя Андрея Константиновича Нижнего Новогорода, во иноческом чину имя ей иноческое Феодора, а положена бысть в монастыре Святого Зачатия (Пресвятой Богородицы), его же сама создала. Родом же была Тверянка, от отца Ивана, Киасовского и матери Анны. Родишеся в лето (6839=1331), во царство Андроника Цареградского, а патриарх тогда бысть Каллист, а в Орде тогда бысть царь Азбяк (Узбек), а на Руси во княжении князя Ивана Даниловича Калиты, а митрополит бысть на Руси Оеогнаст (Феогност) ‘). И еще сущи отроковича, изучися грамоте всей, и ветхий и новый завет извыче, и восхоте во иноческий сан пострищися, родители же её не хотящи и даша её за князя Андрея Константиновича Суздальского и Новагорода Нижнего, 18 (ги) лет сущи. А замужем ей сущи, не внимаше суетному житию, но прилежапзе посту и воздержанию и молитве и милостыни и иссуши тело свое жестотою жития и ношаше под светлым одеянием на теле своем власяницу, и по четырех надесяти летех преставися князь Андрей Константинович, муж её, во иноческом чину и положиша его в церкви святого Спаса, идеже и отец его Константин). Она же по преставлении мужа своего пострижеся во иноческий чин Дионисием, архимандритом Печерским, и наречена бысть Феодора, и все богатство свое и имение, и злато, и сребро, и. жемчуг раздаде церквам и монастырем и нищим, и всех своих свободи и сама вниде в монастырь Зачатия, его же сама создала, и пребывше в велицей молитве и кормляшеся рукоделием и жестоко и трудолюбезно живяше житие, в посте и в молитвах и в пропитании божественных писаний, и в умилении, и в слезах, и мнози жены и вдовицы и девицы и боярыни и княгини постригошася у нея в монастыри, и бысть их число ри (110), и вси общее житие живяху, жестоко и крепко зело. И в старость пришедши не ослабе от подвига, но в жестоком и дивном житии преставися ко Господу, Его же из млада возлюби. Ему же слава во веки веков аминь».

Тело пр. Феодоры было погребено в основанном ею Зачатьевском монастыре, а затем (по закрытии обители) было перенесено в усыпальницу в кафедральном Преображенском соборе и положено рядом с гробницею её супруга, Андрея Константиновича. День её кончины полагают]6 или 15 апреля. «Васса, в иночестве Феодора, скончалась 15 апреля 1378 г. (архим. Леонид «Св. Русь», 194). но память её совершается 16 апреля (арх. Филарет. Русские святые, апрель, 490 стр., архиеп. Димитрия. Месяцеслов русских святых, апрель, 97- 99 и др.). В полном христианском Месяцеслове под 16 ч. апреля сказано: память преп. Феодоры, скончавшейся в 1378 г. — В «Иконописном Подлиннике» Филимонова память её обозначена под 28 ч. марта (но об изображены её ничего не сказано). Архим, Леонид полагает, что 28 марта, вероятно, было перенесете её тела из Зачатьевского монастыря в кафедральный собор («Св. Русь» 1904 г.). Но едва ли Филимонов не принял этой преп. Вассы (Феодоры) за одно лицо с другою русскою святою, тоже Вассою, супругою Иоанна (в иночестве Ионы) Псково-Печерского, память коей обозначается 29 или 28 марта.

Зачатьевский монастырь (в честь Зачатия Пресвятой Девы), основанный преп. Феодорою, находился в Нижнем Новгороде, на берегу р. Волги, у впадения в нее р. Оки; этот монастырь в 1743 г. сгорел а переведен был на новое место между монастырем в честь происхождения честных древ Креста Господня (Происхожденский) и церковью св. великомуч. Георгия Победоносца, почему и назван был ЗачатьевскимГеоргиевским, а в 1764 г. монахини этого монастыря были переведены в Происхожденский монастырь, — в этой обители был построен храм в честь Воздвижения Честного Креста (Не переименована-ли прежняя Происхожденская в Крестовоздвиженскую)? В 1815 году этот монастырь был закрыть и монахини переведены в нынешний Крестовоздвиженский монастырь (за городом, на Арзамасской дороге).

Преп. Дионисий, подстригавший в иночество княгиню Вассу был основателем Нижегородского Печерского Вознесенского монастыря, затем архиепископом Суздальским, скончался в Киеве в 1385 г. (см.

о нем 15 окт. в Месяцеслове русских святых архиепископа Димитрия).

Князь Андрей Константинович, супруг преп. Вассы-Феодоры, был старший сын Суздальско Нижегородского князя Константина Васильевича, родился в 1323 г., был «духовен зело и многодобродетелен”. Когда братья его побуждали по смерти Московского князя Иоанна 2-го просить великого княжения у хана, он отвечал им: «Добиваться ярлыка-только потратить деньги, а потом, когда вырастет законный наследник (Димитрий), то надобно воевать с ним” (Татищев, IY, 188. Подробнее о нем см. Экземпляров. «Великие и удельные князья», т. II, 404-407). Этот князь в старинных святцах считается в числе святых неканонизованных (см. у архиеп. Сергия т. II, — Варсуков, Источ. русск. Агиографии, архим. Леонид, № 758 и др.). Память его 2-го июня (см. архиеп. Димитрий, под 2 июня).

Василиса

«царственная» (греч.). Василиса, Василисса или Весёна

Как хотите, но девушке с именем Вася, а другую уменьшительную форму подобрать к этому имени трудно, вряд ли можно позавидовать. Невольно вспоминается эпизод из фильма «Джентльмены удачи», когда переодетый в женщину Савелий Крамаров, знакомясь с девицей, радостно сообщает, что его зовут Федей, а в ответ получает только короткое: «Ну и дура». В самом деле, женщина с мужским именем смотрится как минимум нелепо. Конечно, можно долго спорить и ссылаться на образ Василисы Прекрасной из русских сказок, доказывая, что это хорошее русское имя, но, во — первых, несмотря на все веские доводы, сегодня практически никто не спешит так назвать свою дочь, а во — вторых, положа руку на сердце, скажите, неужели ни одному насмешнику не придет в голову мысль подразнить Василису Васей? И ведь от этого никуда не деться! Чем не повод для обостренного самолюбия? В практике полным — полно случаев, когда гораздо менее веские причины заставляли человека чувствовать свою ущербность. Вот, к примеру, что плохого в рыжих волосах? А сколько по этому поводу дразнилок и обид?
Одним словом, смело можно утверждать, что Василиса будет обладать обостренным самолюбием, другой вопрос: как это будет отражаться на ее поведении? Наиболее благоприятно, если подвижная энергетика имени найдет свое отражение в чувстве юмора Василисы. Это, кстати говоря, очень даже вероятно и прекрасно может сгладить опасные моменты чувствительного самолюбия, ведь когда человек посмеивается над собой сам, то у других пропадает желание насмешничать. В противном случае одна только мысль о возможности насмешки, особенно во время полового созревания, может лишить Василису уверенности в себе и испортить нервную систему. Не очень — то помогает и горделивое игнорирование насмешек, поскольку это предполагает внутренний конфликт с обществом.

Если уж родителям пришло в голову наградить свою дочь таким неординарным по сегодняшним меркам именем, то стоит приложить кое — какие усилия, научив Василису более весело и легко смотреть на вещи. Только так они могут создать ей условия для нормальной жизни и помочь раскрыться талантам, коих у Василисы немало.
Чаще всего ранимость Василисы не мешает ей быть очень добрым и отзывчивым человеком, наоборот, именно собственные душевные переживания позволяют ей лучше понимать других людей. Вообще же, в общении с ней постарайтесь почаще хвалить ее, пореже критикуйте и больше украшайте беседу добрым юмором.
Знак Зодиака имени: Дева.
Планета имени: Меркурий.
Цвет имени: синий.
Благоприятное дерево имени: ясень.
Заветное растение имени: василек.
Покровитель имени: голубка.
Камень — талисман имени: аметист.
21 (8) января — Василисса Египетская, прмц., игумения.
4 апреля (22 марта) — Василисса, мц. Святые мученицы Каллиника и Василисса были усечены мечом в Риме около 252 года.
28 (15) апреля — Василисса Римская, мц. Жили в Риме, ученицы апостолов Петра и Павла. Они по христианской любви предавали погребению тела мучеников, пострадавших за Христа. При Нероне святые Анастасия и Василисса после мучений были усечены мечом (ок. 68 г.).
29 (16) апреля — Василисса Коринфская, мц. Святой мученик Леонид и святые мученицы Хариесса, Ника, Галина, Калиса (Калида), Нунехия, Василисса и Феодора пострадали в Коринфе в 258 году. Их бросили в море, но они не утонули, а шли по воде, как по суше, и пели духовные гимны. Мучители догнали их на корабле, повесили на шеи камни и утопили.
16 (3) сентября — Василисса Никомидийская, мц., отроковица. Мученица Василисса Никомидийская пострадала за веру Христову при императоре Диоклетиане. Правитель Никомидии Александр приказал схватить девятилетнюю Василиссу и принуждал ее отречься от Христа. Однако юная отроковица проявила непоколебимую твердость в верности своему Господу и за это была подвергнута длительным изощренным мучениям. Но благодатью Божией святая мученица осталась живой и невредимой. Это явное для всех присутствующих проявление силы Божией так потрясло правителя Александра, что он тоже уверовал во Христа и исповедал себя христианином. Будучи крещен епископом Антонином и прожив недолго в истинном покаянии, мирно отошел ко Господу, а вслед за ним и святая Василисса. Кончина ее была христиански мирной и сопровождалась чудесными знамениями милости Божией (+ 309).
29 (16) апреля — День празднования Иконы Божией Матери Ильинско — Черниговской. К образу обращаются за помощью при тяжелых родах, а также Ильинская (Черниговская) Богородица считается защитницей новобрачных.
16 (3) сентября — День памяти блаженного Иоанна Власатого, Ростовского чудотворца. Святой еще при жизни исцелял людей от самыx различных болезней.
21 (8) января — Емельян.

Емеля Кумишный. Омельян — Божьим светом осиян. На Руси в этот день было принято угощать кума с кумой, считалось, что это приносит здоровье детям.
А они в ответ, приносили кусок мыла и полотенце со словами: «Вот тебе, кума, мыльце да белое бельице для крестника».
При купании дитя, мылили его этим мылом да приговаривали мол:
— «Царь морской, да царь двинской, да царь пинежский, дай воды на живот, на здравие раба Божья (имя дитя), на чистоту его, на красоту его».
— «С гуся вода, а с сыночка (дочки) — худоба (под худобой имелась ввиду болезнь).».
В старину в длинные тёмные и холодные вечера сказывали: «Мели, Емеля, твоя неделя».
Коли на Емельяна южный ветер, то лето грозовым будет.
Если — же ясный день, то сулил он засушливое лето.
4 апреля (22 марта) — Василий Теплый, Солнечник, Капельник, Парник. На Василия Тёплого солнце в кругах — к урожаю.
Если в этот день при восходе солнца видны на небе красные круги, то этот год обещает плодородие.
Первый апрельский дождь воза золотого стоит, говорили наши предки.
Синие облака — к теплу и дождю.
В это время прилетают скворцы: «Апрельский скворец — весны гонец».
Наши предки говорили: «Ни холоднее марта, ни теплее мая апрелю не быть».
Таяние снега с северной стороны муравейника обещает теплое, долгое лето, с южной — холодное.
Утром на капельника, на Руси выходили посмотреть на восходящее солнце.
Коли собирались строить новый дом, смотрели где капель с крыш падает, о землю ударяется и под то место дома не рубили ибо оно мол, с годами подпустило воду и на этом месте — проторенный путь водице ко глуби земной.
28 (15) апреля — День святого Пуда (16.3804815 кг). Пуд. «На Святого Пуда доставай пчел из — под спуда». Выставляют пчел из омшаников для облета.
29 (16) апреля — Ирина (Арина) рассадница. На Ирину — рассадницу сей капусту, огурцы на рассадниках. Ольха цветом обвисает. Полая вода подмывает берега.
16 (3) сентября — Домна Доброродная. На Домну собирали вокруг дома всевозможную рухлядь, вроде старых лаптей, дабы с их помощью уберечься от сглаза.
В этот же день всю собранную рухлядь и старую сломанную утварь сжигали вместе с картофельной ботвой — в старину считалось, что это принесёт на следующий год достаток.
Василиса — со льнами торопися.
Василиса или Василисса — женское имя позаимствовано христианством из Византии.
В святцах Русской Православной Церкви (РПЦ) пишется Василисса. В русских сказках чаще употребляется написание Василиса. Производные (уменьшительно — ласкательные): Василиска, Василисочка, Василисушка, Вася, Васюта, Василисонька, Васенька, Васёна, Васютка.
Афанасий, Иван
Авраам

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *