В с непомнящий

В с непомнящий

«Пушкин. «Евгений Онегин».
(1.2 части)
Читает и толкует Валентин Непомнящий»
Описание: «Для русской литературы пушкинский роман в стихах «Евгений Онегин» – примерно то же, что Псалтирь для богослужения». Это одно из самых неожиданных, парадоксальных и глубоких суждений о «Евгении Онегине» принадлежит известному исследователю творчества Пушкина Валентину Семеновичу Непомнящему. В справедливости этого взгляда на великий роман вы, надеемся, убедитесь, прослушав произведенную в Московском драматическом театре «Камерная сцена» аудиозапись цикла вечеров под названием «Пушкин. “Евгений Онегин”. Читает и рассказывает Валентин Непомнящий».
Вы услышите весь роман – от первой до последней главы и рассказ, не лекцию, а именно живой, увлекательный, полный глубокого чувства и смелой мысли рассказ. Исследователь покажет, что за чудо этот роман, почему и зачем он написан Пушкиным, что и как в нем происходит и почему происходит именно так, а не иначе, почему «Евгений Онегин» являет нам в своем роде сердце всей русской литературы, а тем самым, может быть, и всей русской культуры; в чем художественное, нравственное, духовное – одним словом, человеческое – значение романа для России, для нас с вами.
Подобная задача, и в подобном масштабе, не ставилась ранее ни одним пушкинистом. Здесь, в своем подходе к Пушкину, В.С. Непомнящий – наследник Гоголя, Достоевского и глубочайшей, самобытнейшей русской философии конца XIX – начала XX веков – философии В.Соловьева, М.Гершензона, В.Розанова, С.Франка, М.Булгакова, И.Ильина и других.

В его работах о Пушкине тончайший филологический анализ неотрывен от религиозно-философской мысли. И, наконец, Непомнящий – единственный из пушкинистов, для кого первостепенное значение имеет то, что слово Пушкина, слово поэзии есть вещь звучащая, и потому постигнуть пушкинский текст по-настоящему можно лишь, читая его вслух.
Он не исполняет «Онегина», а проживает его вместе с нами. В этом чтении выдающегося исследователя – точном, выразительном и совершенном – с ним не может соперничать ни один артист.

Доктор филологических наук.

Главный научный сотрудник.

Зав. группой изучения творчества А. С. Пушкина Отдела русской классической литературы ИМЛИ РАН

1952–1957 гг. — учеба в МГУ им. Ломоносова (филологический факультет, отделение классической филологии).

С 1988 г. Работает в ИМЛИ РАН.

Председатель Пушкинской комиссии ИМЛИ РАН (с 1988 г.). Руководит заседаниями Пушкинской комиссии ИМЛИ РАН — постоянно действующей Пушкинской конференции в Москве (с 1888 г. по сие время более 250 заседаний).

В 1999 г. защитил диссертацию в форме научного доклада на соискание уч. ст. д.ф.н. «Феномен Пушкина как научная проблема. К методологии историко-литературного изучения».

Участник многочисленный конференций и коллоквиумов, среди которых:

Международная конференция «Пушкин и мир в преддверии III тысячелетия» (ИМЛИ РАН, 1999 г.);

Международная конференция «Универсальность Пушкина» (Фонд К.Аденауэра, Кёльн, 1999 г.);

Международный коллоквиум (Париж, Институт Славянских исследований, Сорбонна).

Руководитель гранта РГНФ » “Собрание сочинений А. С. Пушкина”, размещенных в хронологическом порядке» (с 1996 г. по сие время).

На протяжении 40 лет читает лекции и курсы лекций о Пушкине в вузах и школах; публичные лекции и курсы публичных лекций о Пушкине в культурных центрах и театрах Москвы, Нижнего Новгорода, Пскова и др. городах России.

Имеет награды: Медаль «К 60-летию победы в Великой Отечественной войне»; «К 850-летию Москвы»; «Медаль Пушкина» (1999 г.). Лауреат Государственной премии России 2000 г.

Основные публикации

1. Двадцать строк. Пушкин в последние годы жизни и стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». «Вопросы литературы», 1965, № 4.

2.Зачем мы читаем Пушкина. Ответ проф. Д. Д. Благому. — «Вопросы литературы», 1966, № 7.

3. О «маленьких трагедиях», предисловие в кн.: А. С. Пушкин. Маленькие трагедии. М., 1967.

4. «Сила взрыва». О пушкинском слове и русской народной поэзии. — «Литература в школе», 1971, № 3.

5. Заметки о сказках Пушкина. — «Вопросы литературы», 1972, № 4.

6. К творческой эволюции Пушкина в 30-е годы. — «Вопросы литературы», 1973, № 11.

7. «Собирайтесь иногда читать мой свиток верный». О некоторых современных толкованиях Пушкина. — «Новый мир», 1974, № 6.

8. «Наименее понятый жанр». О духовных истоках драматургии Пушкина — «Театр», 1974, № 6.

9. «Пушкин» — Большая Советская Энциклопедия, т. 21, 1976.

10. Ранние пушкинские штудии Анны Ахматовой, Комментарий к публикации В. Лукницкой. — «Вопросы литературы», 1978, № 1.

11. Молодой пушкинист Анна Ахматова. — «Вопросы литературы», 1978, № 1.

12. Предназначение. — «Новый мир», 1979, № 6.

13. «Начало большого стихотворения». «Евгений Онегин» в творческой биографии Пушкина. Опыт анализа первой главы. — «Вопросы литературы», 1982, № 6.

14. Театр Пушкина. — «Октябрь», 1983, № 6.

15. Судьба одного стихотворения (о послании «В Сибирь») — «Вопросы литературы», 1984, № 6.

16. «Пророк». Художественный мир Пушкина и современность. — «Новый мир», 1987, № 1.

17. Сетования и надежды. О современных направлениях в пушкиноведении: вопросы методологии. — «Вопросы литературы», 1989, № 4.

18. «Новые русские сказки». — В кн.: А. С. Пушкин. Сказки, М., 1991.

19. Лирика Пушкина. Цикл статей. — «Литература в школе», 1994, 1995.

20. О Пушкине и его художественном мире. — «Литература в школе», 1996, № 1.

21. Удерживающий теперь. Феномен Пушкина и исторический жребий России. К проблеме целостной концепции русской культуры. — «Новый мир», 1996, № 5; в кн.: «Пушкин и современная культура», М., 1997; в новой редакции — «Московский пушкинист», вып. III, 1997.

22. Из заметок составителя… — в кн.: “Моцарт и Сальери”, трагедия Пушкина. Движение во времени», М., 1997.

23. Новый тип издания: Собрание сочинений, размещенных в хронологическом порядке. — «Вестник РГНФ», 1997, № 2.

24. Из заметок о лирике Пушкина. 1. Время в его поэтике. 2. Три сонета и вокруг них. — «Московский пушкинист», вып. IV, 1997.

25. Христианство Пушкина, легенды и действительность — в кн.: Ежегодная богословская конференция православного Свято-Тихоновского Богословского Института. М., 1997.

26. Пушкин: проблема целостности подхода и категория контекста. — «Вестник РГНФ», 1999, № 1.

27. Книга, обращенная к нам. «Евгений Онегин» как проблемный роман. — «Москва», 1999, № 12.

28. Пушкин «духовными глазами». Послесловие в кн.: «Дар. Русские священники о Пушкине», М., 1999.

29. «Да укрепимся», Послесловие к кн.: «Речи о Пушкине 1880–1960-х гг.». М., 1999.

30. Поэзия и судьба. Статьи и заметки о Пушкине. М., 1983.

31. Поэзия и судьба. Над страницами духовной биографии Пушкина. М., 1987.

32. Поэзия и судьба. Книга о Пушкине. М., 1999.

33. Пушкин. Русская картина мира. М., 1999.

34. Да ведают потомки православных. Пушкин. Россия. Мы. М., 2001.

35. Лирика Пушкина как духовная биография. М., 2001.

36. Пушкин. Избранные работы 1960-х гг. В 2-х книгах. М., 2001.

Телефон (домашний) 678-18-44

Электронный адрес — ИМЛИ РАН

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Непомнящий .

Валенти́н Семёнович Непо́мнящий (род. 9 мая 1934 ( 1934-05-09 ) , Ленинград ) — советский и российский литературовед — пушкинист . Доктор филологических наук. Лауреат Государственной премии Российской Федерации

Биография

Окончил филологический факультет МГУ , отделение классической филологии (1957); одногруппник будущего академика М. Л. Гаспарова . В 1963 — 1992 годах работал редактором в журнале » Вопросы литературы «, с 1992 года — старший научный сотрудник Института мировой литературы РАН . Председатель Пушкинской комиссии ИМЛИ (с 1988 года). Доктор филологических наук (1999, по докладу «Феномен Пушкина как научная проблема: к методологии историко-литературного изучения»). Лауреат Государственной премии России 2000 года в области просветительской деятельности за книгу «Пушкин. Русская картина мира».

Специалист по творчеству Александра Сергеевича Пушкина , автор книг «Поэзия и судьба. Статьи и заметки о Пушкине» ( 1983 , дополненное издание 1987 ), «Пушкин. Русская картина мира» (1999), «Да ведают потомки православных. Пушкин. Россия. Мы» (2001), «На фоне Пушкина» (2014).

В конце 1960-х годов был исключён из КПСС за подготовку коллективного письма в поддержку политзаключенных Ю. Галанскова и А. Гинзбурга . В 1971 году вместе с известными советскими пушкинистами Татьяной Цявловской , Натаном Эйдельманом и Ильёй Фейнбергом участвовал в просмотре и обсуждении поставленного Михаилом Козаковым во МХАТе спектакля » Медная бабушка » по пьесе Леонида Зорина об Александре Пушкине .

Супруга — актриса Татьяна Евгеньевна Непомнящая (род. 1931); сын Павел.

От автора. Да ведают потомки православных

Да ведают потомки православных. Пушкин. Россия. Мы

От автора

Сборник статей В.С. Непомнящего «Да ведают потомки православных. Пушкин. Россия.

Мы» соответствует православной традиции и может быть рекомендован педагогам и учащимся средних и старших классов общеобразовательных школ и гимназий для внеклассного чтения и углубленного изучения русской истории и литературы.
Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви
Всяк дар совершен свыше есть.
Иак. 1, 17

Глаголом жги сердца людей.
Пушкин, «Пророк»

Зачем же ни Франция, ни Англия, ни Германия… не пророчествуют о себе, а пророчествует только одна Россия? — Затем, что сильнее других слышит Божью руку на всем, что ни сбывается в ней, и чует приближенье иного Царствия.
Гоголь, «О лиризме наших поэтов»

Валентин Семенович Непомнящий (р.1934) — писатель, доктор филологических наук, заведующий сектором изучения Пушкина, председатель Пушкинской комиссии Института мировой литературы Российской Академии наук (ИМЛИ РАН). Один из ведущих отечественных исследователей творчества Пушкина (первая работа о Пушкине опубликована в 1962 году), автор книг «Поэзия и судьба» (М.,1983,1987,1999) и «Пушкин. Русская картина мира» (М.,1999; удостоена Государственной премии Российской Федерации), десятков публикаций о поэте и о проблемах русской культуры. Основное качество работ В.С.Непомнящего — сочетание глубокого филологического анализа текстов с философским осмыслением Пушкина как центрального явления русской культуры, его места в отечественной истории, в судьбах России, его современного значения. В этих работах возобновился, впервые за советские десятилетия, христианский подход к проблемам, связанным с творчеством и ролью величайшего русского поэта.
Пушкин — не только моя специальность, но и мой учитель и поводырь в жизни, помогший мне, уже взрослому человеку, воспитанному атеистическим режимом, обратиться к вере, вспомнить о Христе. Отсюда мой постоянный интерес к религиозным основаниям пушкинского гения и пушкинского художественного мира, к изучению, с одной стороны, художнического мышления и творческого процесса поэта, а с другой — той активной роли, какую Пушкин поныне играет в судьбах нашего Отечества и в нашей жизни.

В этой книге собраны некоторые из работ, написанных начиная со второй половины 80-х годов по сие время. Они объединены темой, которая обозначена в подзаголовке: «Пушкин. Россия. Мы». К нам имеют отношение не только общенациональные духовные и культурные проблемы, затрагиваемые в книге, но и те смыслы, которые заключены в личном духовном пути поэта, в его лирике и других произведениях: нам, современным людям, слышно и понятно в Пушкине многое такое, чего не могли еще услышать и понять его современники. И себя самих, свое время, нынешние проблемы и нашу недавнюю историю мы лучше можем постигнуть с его помощью. Поэтому, наряду с размышлениями о самом поэте, о его произведениях, его художественном мире и творческой методологии, его месте и статусе в нашей истории и культуре, в книгу включен раздел VI, где на первый план выходит XX век — последний век второго тысячелетия от Рождества Христова.

Работы, составившие книгу, — разных жанров: исследования, устные выступления и лекции, литературоведческая публицистика, философский памфлет. Одни читаются легче, другие требуют известного труда мысли — и к тому же предполагают иногда обращение читателя к пушкинским текстам, которые цитируются и указываются у меня. Кое-где читатель может заметить возвращения к уже высказанным в других местах книги мыслям — эти повторы сохранены намеренно: при разнообразии тематики и материала, книга представляет собой развитие единого комплекса идей.

Ряд важных работ, соответствующих тематике книги, не мог войти в нее по условиям объема. Это, прежде всего, исследование романа «Евгений Онегин» (см. в моей книге «Поэзия и судьба», М.,1983,1987; в расширенном виде — в 3-м издании той же книги, М,1999), а также работы «Удерживающий теперь. Феномен Пушкина и исторический жребий России» и «Феномен Пушкина в свете очевидностей» («Новый мир», 1996,№5; 1998,№6). В заново отредактированном и дополненном виде указанные работы напечатаны в моей книге «Пушкин. Русская картина мира», М.,1999. При необходимости я отсылаю читателя к двум упомянутым книгам.

Пушкина я цитирую, как правило, по Большому академическому Собранию сочинений в 16-ти тт. (1937-1949).

Курсив в цитатах — мой, разрядкой (подчеркиванием — А.Л.) даются места, выделенные самим Пушкиным (или другим цитируемым автором).

В заключение выражаю искреннюю признательность Сестричеству во имя преподобномученицы Великой Княгини Елизаветы Феодоровны и лично протоиерею о. Димитрию Смирнову за предложение об издании настоящей книги.
1999 (Преображение Господне) —
2000 (Равноапостольного Великого Князя Владимира

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *