В последний путь

В последний путь

Как проводить человека в последний путь?

Все мы рано или поздно теряем близких людей. К счастью, все реже наши соотечественники покидают этот мир некрещеными, и все чаще похороны начинаются с отпевания. Но по исконной традиции приготовление к проводам усопшего начинается раньше, с первой минуты. С этой традицией мы, неофиты, знакомы смутно. Что делать, если умер знакомый человек, что делать мирянам если умер человек, как проститься перед похоронами, все это мы расскажем Вам.
О том как проститься с усопшим рассказывает священник Иоанн ЕМЕЛЬЯНОВ, клирик храма святого благоверного царевича ДИМИТРИЯ при 1-й Градской больнице.
— Если человек умирает дома (сегодня это бывает редко, но именно о такой кончине — в своей постели, простившись с близкими — мечтает каждый христианин), его сразу обмывают и одевают и кладут на стол ногами к иконам, священник служит заупокойную литию или панихиду. Потом привозят гроб, окропляют его святой водой и перекладывают туда тело усопшего. Все это время по мирянину можно читать Псалтырь (по священникам читают Евангелие).

Некоторые священники людям нецерковным советуют читать и по усопшим мирянам не Псалтырь, а Евангелие. Между «Славами» Псалтыри или главами Евангелия читается особая молитва из чина по исходе души из тела «Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежде живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего, и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему (ей) причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящим Тя….»

Первую ночь гроб с телом покойного остается дома, а на следующий день его переносят в храм. Перед выносом усопшего из дома вновь служится лития или панихида (как правильно читать мирянину литию и панихиду по усопшим вы можете узнать у священнослужителей), в храме по возможности продолжают читать Псалтырь. На третьи сутки обычно бывает отпевание. Перед этим служится литургия, на которой желательно причаститься родственникам и друзьям покойного. После отпевания покойного провожают на кладбище.

Иногда меня спрашивают, что берут на прощание с усопшим, хочу сказать, что никаких особых требований у Православной церкви по этому вопросу нет. На кладбище священник, если он есть, вновь служит панихиду или литию, затем гроб под пение Трисвятого опускают в землю. Когда могильный холм готов (желательно сразу поставить крест, хотя бы временный), служится лития. После кладбища все собираются на поминках. Если есть священник, сначала поется «Со святыми упокой», возглашают «Вечную память» и поминают усопшего. Если священника нет, все равно можно (и нужно) спеть «Вечную память».

Бальзамирование тела не противоречит православной традиции. Более того, если гроб ставят на сутки в храм, обычно этого требуют.

Там же тепло, а на теле могут быть повреждения. А вот от вскрытия, если есть возможность (известен диагноз, смерть не скоропостижная, не насильственная, не требуется судебная экспертиза), лучше отказаться.

Я описал идеальную ситуацию, в наше время почти не осуществимую. Большинство умирает в больницах. В этом случае первую ночь усопший наверняка проведет в морге, но на следующий день родственникам реально договориться с патологоанатомами и агентами ритуальных фирм и к вечеру перевезти тело в храм. Домой уже завезти не получится, да и не нужно это в данной ситуации. Если только есть старенькие соседки, которые хотят проститься, но уже не в силах дойти до храма, по дороге на кладбище подъезжают к подъезду. Но это в исключительных случаях.

По многим причинам не всегда получается организовать похороны на третьи сутки. Трагедии в этом нет, отпеваем мы и на пятые, и на седьмые сутки. А у многих сегодня нет возможности предать тело земле. Не могу сказать, что кремация приветствуется Церковью, но и не анафематствуется. Понимая материальные трудности, мы отпеваем и тех, кого родственники кремируют. Совершаем и заочное отпевание.

Конечно, лучше максимально соблюсти все приведенные выше традиции. Но главное – позаботиться о том как правильно собирать усопшего в последний путь заранее, чтобы близкий вам человек перед уходом из жизни сподобился святого крещения, а крещеный – успел принести покаяние. И после ухода не забывать подавать за него заупокойные записки в храме и дома молиться о упокоении его души.

» Как правильно проводить

Как правильно проводить умершего в последний путь

Под захоронением понимают проведение похорон, которое сопровождается обрядовыми действиями, соблюдением правил и требований, свойственных определенному народу. Захоронение умершего может производиться погребением в землю, кремированием или другими способами (например, погребение тела в воду — в России).

Ритуал захоронения проводится в соответствии с теми традициями, по которым рос и воспитывался умерший человек. Поэтому существуют противоречия во взглядах на правильное положение умершего, размещение креста на могиле и многое другое. Обычно старые люди, которые проживают в определенной местности, знают все необходимые ритуалы и традиции проведения погребения.

По православным обычаям душа умершего человека может после смерти еще два дня вместе со своими ангелами ходить по земле. На третий день она получает облегчение от скорби и покидает этот мир. Именно поэтому существует обычай проводить захоронение тела на третий день после смерти. Также церковь принимает такую форму захоронения, как погребение в землю и осуждает кремирование. Это связано с верой в то, что человек произошел из земли, а значит, в нее он должен быть отправлен.

Христианина хоронят, облачая в новые одежды. Тело умершего размещают головой в угол дома, в котором находятся иконы. Всю ночь и день, до самих похорон, над усопшим читаются молитвы, то есть производят отпевание усопшего. Также, под пение молитв, тело умершего человека несут на кладбище и погребают в землю. Дома родственники палят свечку и ставят стакан с водой, накрывая его куском хлеба. На кладбище тоже зажигаются свечи. На второй день после похорон все родственники идут на кладбище навестить покойного. На девятый день душа возносится своими ангелами к Господу, а родственники умершего молятся за то, чтобы были прощены грехи покойного. Все 40 дней после смерти читаются молитвы за душу усопшего, ведь в этот период она предстает перед Судом.

г. Мурманск, ул. Павлова, 23. Тел. 25-12-25, 20-14-15 (круглосуточно)

— © Городской специализированный салон ритуальных услуг Последний путь

Похороны

Похороны – Как правильно провести.

Ритуал похорон проводится по определенным правилам, которые необходимо соблюдать. Многие обычаи дошли до нас еще с незапамятных времен, когда по древним поверьям считалось, что проводить умершего в последний путь необходимо по определенному ритуалу, тем самым не навлекая беду на себя и своих близких.

Ритуал погребения проходит в три этапа:
— подготовка тела умершего к погребению, омовение, одевание, ночное бдение у гроба;
— погребальные обряды, вынос тела, церковное отпевание, прощание с телом усопшего на кладбище, сам процесс погребения и возвращение родственников и близких домой;
— поминальная трапеза в доме умершего.

Поминки проводят на третий, девятый, сороковой дни, а так же на полгода и год после смерти. На эти даты заказывают службу в церкви, за поминальным столом собираются родные и близкие усопшего.

Обряд погребения дошел до нас с древних времен и в нем совмещены как церковные правила, так и древние магические обряды, которые защищают живых от негативного воздействия царства мертвых.

Омовение тела кроме гигиенической необходимости имеет и определенное ритуальное значение: по церковным правилам умерший должен предстать перед Господом с чистой душой и чистым телом. Для этого обряда приглашались профессиональные омывальщики. Близким родственникам запрещалось проводить данный обряд. Это правило строго соблюдается и в наше время.
Сейчас омовение тела проводят в морге, или же приглашается специалист, который проведет все необходимые процедуры по омовению, одеванию и укладки в гроб умершего.

Гроб изготавливается из различных видов древесины, кроме осины, с мягкой обивкой внутри, укладывается подушка и покрывало – имитируя постель. Этот древний обычай сохранился до наших дней.
При положении тела в гроб, умершего не брали голыми руками, а надевали рукавицы, мусор до похорон не выносился, а заметался под гроб, помещение окуривалось ладаном. По церковным обычаям, кроме нательного крестика, на лоб усопшему кладут венчик, а в правую руку – молитву, отпускающую грехи.

Постель, в которой умер покойный, положено сжигать, а все вещи после сорокового дня раздаются нуждающимся.
После смерти в доме в обязательном порядке завешиваются все зеркала – по старинному поверью это делается для того, чтобы душа умершего не смогла увидеть своё отражение, иначе это может принести беду живым.

При одевании покойных нет определенных правил: мужчин одевают в темное, а женщин – в светлое. Большое значение имеет женский головной убор. Пожилым женщинам повязывают темный платок, молодым – светлый.
Особое внимание в выборе погребальной одежды уделяется умершим молодым незамужним девушкам – их хоронят в подвенечном платье.

Этот древний обычай имеется у многих народов мира и сохранился до наших дней.
Для проведения подготовительных мероприятий в старину приглашались специальные люди, которые полностью готовили умершего в последний путь. Сегодня эти процедуры выполняют специальные службы в моргах.
По древним обычаям, сохранившимся до наших дней, родственники не должны заниматься подготовкой усопшего перед возложением в гроб.

Проводы усопшего включают в себя множество обрядов – церковных и магических, которые исполняются в строгом порядке.
Для ночного бдения у гроба приглашается священник для чтения священных книг, или же у гроба усопшего сидят родные и близкие, вспоминая всё самое хорошее о прошедшей жизни умершего. В доме с гробом умершего спать запрещено, и ночевать уходили в другое место, оставляя только тех, кто оставался читать молитвы и вести беседы. В комнате с гробом на ночь зажигалась лампада или свечи.
Сразу после смерти на полочку с иконами ставится стакан воды, накрытый хлебом. А на поминальный стол — рюмка водки, накрытая хлебом. Это считается угощением усопшему. Во время поминальной трапезы не чокаются, чтобы не навлечь беду от одного дома в другой.

Вынос тела и похороны необходимо совершить в светлое время суток, до захода солнца – по древним поверьям заходящее солнце забирает с собой умершего.

На кладбище происходит прощание: целование усопшего и бросание горсти земли на гроб со словами «Земля пухом». Так же иногда в могилу бросают мелкие монетки, которые предназначаются для покупки места на том свете покойным.
Все эти древни обычаи сохранились и до наших дней, немного видоизменившись, но исправно исполняются на похоронных процессиях. Это внушает людям веру, что покойный им не навредит в дальнейшем и не станет приходить в дом к живым.

Нам часто задают вопрос: Почему на Белорусских кладбищах, чась крестов стоит у ног усопшего, а часть крестов стоит у головы?

В официальном ответе за подписью протоирея Минского Епархиального Управления Николая Коржича сказано: «Та или иная практика установления креста при погребении зависит от местных традиций и нисколько не еретична. А традиция в разных местах может иметь различный вид. Чадам Православной церкви стоит придерживаться традиции, принятой в том регионе, в котором они проживают. А вообще существует несколько толкований символики установки креста. Так, крест, установленный в ногах, подразумевает, что в будущем воскресении человек, поднимаясь из могилы, смотрит на него и обращается к Своему Создателю. А крест, установленный в изголовье, знаменует хоругвь, которую понесет человек после воскресения как символ победы над сатаной».

На холм свежей могилы устанавливаются венки и цветы. ставится табличка с фамилией, именем и датами рождения/смерти усопшего. После похорон с кладбища все направляются на поминальную трапезу, где вспоминают о покойном. Традиционно на поминальный стол ставятся блины и кутья, обильные кушанья, водка.

Поминальные столы устраиваются на девять, сорок дней и годовщину.

В последующем поминают усопшего на Родительские дни.

Православные похороны

1 Сентября

К сожалению, действительность так устроена, что дорогие нам люди уходят из жизни. Как бы ни была тяжела утрата, умершего необходимо провести в последний путь, соблюдая христианские традиции, т.е. организовав православные похороны.

Умирающий человек

По православной традиции, к умирающему приходит священник, который отпускает ему грехи. Ритуал называется соборование , и по правилам должен проводиться семью священниками (собором).

Соборование в России обычно производит один священник, но семикратно. Родственники и близкие умирающего просят прощение у него и прощают его сами. После служитель церкви исповедует и причащает умирающего. В тот момент, когда душа покидает тело, читается Канон на исход души или Отходная молитва. Считается, что на выходе из тела душа встречает Ангела-Хранителя и бесов. Облик последних ужасен и отвратителен, при их виде она мечется и трепещет. Отходную молитву обязательно надо читать: в отсутствие священника это могут делать родственники, да и расстояние при этом – не помеха.

Подготовка к православным похоронам

После того, как душа покинула тело, но пока оно еще не остыло, надо обязательно произвести обряд обмывания. Это делается не только с целью подготовки к похоронам, но также из религиозных убеждений: умерший предстанет перед Богом в чистоте и непорочности. Сейчас, с соблюдением всех христианских традиций, эту процедуру проводят в морге. Раньше тело обмывали старушки-обмывальщицы – пожилые женщины, не находящиеся в кровном родстве с усопшим. Эта процедура всегда является богоугодным делом, а лицам, ее производившим, прощалось по одному греху.

При обмывании читаются молитвы Господи, помилуй , Трисвятое . Вещи, которые снимают с покойного, сжигают, а тело облачают в новую, специально купленную одежду нужного размера, желательно, белого цвета. Все это указывает на духовную чистоту и обновление человека при воскрешении.

Перед тем, как положить умершего в гроб, гроб и тело окропляют святой водой. Покойного полагают в гроб лицом вверх, под голову кладут специальную подушку. Уста усопшего должны быть сомкнуты, глаза – закрыты, руки сложены крестообразно, правая рука поверх левой.

В руках располагают погребальный крест, на грудь кладут освященную икону (женщинам – образ Божией Матери, мужчинам – Спасителя). Умерший должен иметь нательный крестик и венчик (тканевая или бумажная полоска).

По традиции, венец славы ожидает праведника в царствие Божьем. Усопшего покрывают погребальным покрывалом (на нем изображены образы святых и характерные надписи). Христианские традиции требуют, чтоб вплоть до погребения над умершим непрерывно читались Псалтири. В одной или нескольких церквях заказывают Сорокоуст: это надо сделать еще до погребения, также не следует забывать, что Сорокоуст заказывают по истечении 40 дней, а также на годовщину смерти, день рождения усопшего и на день ангела.

Отпевание

Православные похороны обычно назначаются на третий день (в первой его половине). Не хоронят только на Святую Пасху и Рождество Христово. Отпевают всех, кроме самоубийц; это можно производить как в храме, так и в доме умершего. Служба отпевания – это целый ряд песнопений, в которых просят простить усопшему его грехи, освободить от запрещений и принять в Царство Небесное; читается Разрешительная молитва, а после ее текст вкладывается в правую руку покойного.

Затем с усопшим последний раз прощаются, обходят с поклоном гроб, просят прощения, родственники и знакомые прикладываются губами к венчику, иконе на груди. Надгробный крест кладут в ноги умершему, обращая его на западную сторону, так, чтоб лицо было направлено на него. Священнослужитель навсегда накрывает умершего покрывалом, крестообразно посыпает его землей и произносит специальные слова. Гроб заколачивают, и ни при каких обстоятельствах его уже нельзя открывать. К слову, надо следить, чтоб в гроб никто не положил ничего лишнего или не взял оттуда.

Погребение на православных похоронах

Фиксируя канатами или длинными полотенцами, гроб опускаются в могилу. Священник (при его отсутствии это может сделать благочестивый мирянин) крестообразно бросает в могилу горсть земли; за ним все присутствующие повторяют эту операцию. Родные и близкие покойного поют Трисвятое, пение может продолжаться до тех пор, пока над могилой не образуется холмик.

На могильный холмик, как символ Спасения, устанавливается восьмиконечный крест, который может быть сделан из любого подходящего материала, единственное условие – его правильная форма. Позже можно установить памятник, но такой, чтобы на нем был изображен такой же крест. На могилу устанавливают венки, укладывают цветы, и процессия направляется в дом покойного, помянуть его.

Поминки

Православные похороны заканчиваются поминками – своеобразной милостыней-трапезой для всех собравшихся. Поминки устраиваются после погребения, в тот же день, а также – на девятый, сороковой дни, через полгода и через год со дня смерти, в день рождения умершего и в день его ангела. На поминальной трапезе не рекомендуется ставить спиртное, т.к. оно вредит душам усопших. Существует ряд правил, в какие дни нельзя устраивать поминки и рекомендации, на какие дни их переносят.

В соответствии с исконно русскими традициями, православные похороны подразумевают именно захоронение умершего в землю. Веря в воскрешение, церковь не советует проводить кремацию тела.

Как бы кто ни боялся строк, уже ставших классическими, мол, «мы все уходим понемногу…», рано или поздно любому из нас суждено проститься с этим миром. Это можно отрицать, в это можно не верить, об этом можно не думать, но придет время для каждого отправиться «куда-нибудь и как-нибудь»…

Впрочем, любой нормальный человек желает отправиться в свой последний путь между Сциллой и Харибдой не как попало, а как положено. И пусть не услышит он рыданий любимых, не почувствует прощальных поцелуев и не сядет за стол с родными, близкими и друзьями, вряд ли обрадует его их пренебрежение. Умершего не кладут в гроб в тренировочном костюме, а безутешная вдова не плачет над ним в халате, не так ли?

С одной стороны, смерть — это полное окончание всего. А с другой стороны, именно она подводит итог подо всем жизненном пути человека. И каким бы этот человек ни был, именно его уход, вызывая горечь в сердцах живых, заставляет рыдать даже его врагов, не осмеливающихся нарушить торжественную обстановку таинства.

Именно поэтому так важно тем, кто еще жив, достойно проводить того, кто уже ушел. И пусть торжественно-печальная церемония не может вызвать энтузиазма, она, тем не менее, должна быть красивой. Своей особенной, пусть и пугающей, красотой.

Если уж случилось несчастье, то именно мы тактично и со скорбью в душе поможем вам достойно отдать родному, близкому или просто знакомому человеку последние почести. В любое время вы можете выбрать гроб, в котором вы будете помнить его, а он — вас.

Здесь вы сможете найти для него «последнюю лодку», даже если финансы не позволяют излишней роскоши. Из 50 вариантов гробов можно выбрать пристанище для конца дороги.

Сюда же вы сможете привезти почившего в бозе человека, чтобы тело его, находясь в морге, не расставалось ни с душой, ни с вами! А прощание, эта святая традиция, пройдет в специально приготовленном помещении, которое ни при каких обстоятельствах не сможет отвлечь вас от главного, пусть и трагического, действия.

Зал для прощания с умершим здесь вмещает более 70 человек, каждый из которых, несмотря на всю горечь потери, сможет попрощаться с уходящим в мир иной один на один. И нет никакой разницы какой национальности, вероисповедания или возраста был человек — ведь в конце пути для каждого из нас это не имеет такого уж огромного значения. Но желающим отслужить панихиду мы, конечно же, пойдем навстречу. Впрочем, это отнюдь не является обязательным условием.

Проводы человека в последний путь — это самое высокое выражение любви к нему. Пусть усопшему уже все равно. Пусть для нас, для живых, это будет величайшим долгом!

Как проводить в последний путь по православному обычаю?

Или почему хоронят головой на Восток и едят коливо?
В суете дней мы редко задумываемся о смерти. Но обязательно приходит время, когда родной человек уходит в Вечность. Зачастую именно в этот момент мы совсем не знаем, как правильно с ним проститься и помочь его душе обрести покой в ином мире. Поэтому разобраться в том, что такое смерть и как нужно провожать умершего в последний путь по православному обычаю, нам поможет статья Анны Войтко в газете «На пенсии», подготовленная при помощи Одесской епархии Украинской православной церкви.
Душу поддержат молитва и покаяние
Для православного христианина неприем­лемо умереть, не осознавая этого, цепляясь до последней минуты за призрачные надеж­ды на выздоровление, особенно если ближ­ние по малодушию скрывают от него правду. Напротив, великое благо, когда родственни­ки позаботились о предсмертном напутствии и призвали священника к умирающему (разу­меется, не против его желания). Вообще же порой приходится удивляться, с какой скрупулезностью люди, далекие от веры и церкви, стараются исполнить все из­вестные им обычаи, связанные с погребени­ем. Они забывают или не знают, что главное — это не «правильно» похоронить, а правиль­но подготовить человека к смерти, сделать так, чтобы кончина его была христианской и предстал он пред Господом с очищенной от греховной грязи душой. Самое важное — чтобы перед кончиной че­ловек покаялся в совершенных им в течение жизни грехах и причастился Святых Христо­вых Тайн. Только в этом случае православный обряд погребения будет иметь полный смысл. В момент разлучения души с телом, по свидетельству многих переживших клини­ческую смерть, человек испытывает чув­ство томления. Он видит нечистых духов, ужасных обликов, слышит их страшные го­лоса. Облегчает переход в вечность чтение над умирающим особой церковной отходной молитвы — «Канона молебного на исход души». Его не обязательно читать рядом с умирающим. Если человек скончался в боль­нице, это «можно сделать дома. Главное — поддержать молитвой душу в эти самые тя­желые для нее минуты.
Отпевание заочно не совершают
Тело усопшего омывают чистой водой, одевают в чистые одежды и кладут в гроб. Если перед смертью на человеке не было на­тельного креста, его обязательно нужно на­деть. И гроб, и сами останки предваритель­но кропят святой водой. Почившего покры­вают белым покрывалом — саваном, на лоб кладут венчик — бумажную ленту с изобра­жением Спасителя, Божией Матера и Иоанна Предтечи. В руки покойного кладут крест и небольшую икону. До отпевания над телом усопшего принято непрерывно читать Псалтырь и совершать панихиды. Псалтырь может читать любой хри­стианин, обладающий необходимыми навыка­ми. Но приличнее пригласить для исполнения этого обряда человека, имеющего церковное благословение. Перед выносом усопшего из дома его род­ственники могут пригласить священника, который совершит панихиду и, возглавив похороны, проводит останки до храма, где и должно быть совершено отпевание. От­певание и погребение обычно совершаются включается самый день кончины. Отпева­ние должно совершаться в храме. Так на­зываемое «заочное отпевание» разрешает­ся лишь как исключение. Им является от­сутствие в местности храма, невозмож­ность найти останки умершего и тому по­добное. В остальных случаях родственники почившего, если они не хотят прегрешать перед ним, должны совершить отпевание по обычаю Церкви.
Куда ставят крест?

По христианским традициям совершенно неуместна при погребении музыка. На кладбище при прощании с покойным нуж­но целовать икону, лежащую в гробу, и венчик на челе. При этом надо мысленно или вслух испросить прощения за все обиды, которые он получил от вас при жизни, и простить за то, в чем был виновен он сам. В могилу усопшего обычно опускают голо­вой на Восток — в ожидании наступления Вто­рого пришествия Христова, а также в знак того, что умерший идет от Запада — заката жизни к Востоку — вечности. В напоминание о том, что вход в Царство Небесное был открыт крест­ными страданиями Спасителя, над могильным холмиком ставится восьми конечный шест — символ спасения. Крест может быть сделан из любого материала! Но обязательно правиль­ной формы. Крест ставится у ног усопшего распятием к его лицу, чтобы при воскресении, восстав от гроба, он мог взирать на знамение победы Христа над дьяволом. Так же располагают и надгробные памятники с высеченны­ми на них крестами.
Пусть земля… не будет пухом
Наш народ, приняв Православие, все же до конца не изжил языческие обычаи. В XX веке, когда прервалась нить церковного предания, языческие суеверия стали повсе­местно распространенными. Наиболее зримо язычество проявляется именно в обрядах по­гребения. Назовем некоторые обычаи и веро­вания, которые православные христиане не должныисполнять и принимать во внимание:

  • завешивать зеркала в доме, где есть покойник;
  • класть в гроб деньги, вещи и продук­ты; считать, что ближайшим родственни­кам умершего нельзя нести гроб;
  • верить, будто человек, вернувшийся в дом после выноса тела и до возвращения с кладбища, непременно умрет;
  • считать, что нельзя смотреть из окна на похоронную процессию, а не то умрешь;
  • на поминках ставить «для усопшего» рюмку водки и хлеб;
  • сохранять эту «поминальную рюмку» до сорокового дня;
  • лить водку на могильный холм;
  • произносить: «Да будет тебе земля пу­хом»;
  • рассыпать по могиле хлебные крошки;
  • верить, что если усопший не отпет, то его душа остается на земле призраком.

Назад к списку

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *