В о ключевский

В о ключевский

Василий Осипович Ключевский — по праву считается одним из важнейших историков XIX века, изучавших историю России. На его лекциях и книгах воспитывались как обычные московские студенты, так и великие князья.

Его книги не потеряли своё значение и теперь. Ключевский один из тех людей, которые и сформировали историческую науку, выработали основные подходы и концепции к изучению прошлого нашей страны, обобщили и проанализировали огромный и важный материал.

Годы жизни автора: 1841-1911.
Место рождения: село Воскресеновка Пензенской губернии.

Василий Осипович родился в провинции, в селе Воскресеновка Пензенской губернии. Он был сыном простого сельского священника. Отец его умер во время грозы, когда Василий был ещё ребёнком. С тех пор его семья жила очень бедно, они ютились в маленьком домике, лучшая сторона которого сдавалась другим жильцам. С детства Ключевский проявил интерес к знаниям и книгам, которые он читал при очень тусклом освещении, отчего его зрение сильно испортилось. Книги он глотал одну за другой, с детства он учился упорно трудиться в самых сложных условиях, старался поддерживать семью, давал уроки. Ключевского определили в духовную семинарию, где у мальчика отметили большие способности, ему прочили карьеру в духовной сфере, однако через четыре года Василий Осипович, несмотря на отсутствие денег, сложные семейные обстоятельства и на протест своих наставников, покинул семинарию и уехал учиться на историко-филологическом факультете в Московском университете. Это определило всю его дальнейшую жизнь. И если бы не этот смелый поступок, то мы, наверно, никогда бы и не узнали об этом великом учёном. В Москве он учился у другого замечательного историка, Сергея Соловьёва. Ему преподавали также С. В. Ешевский и Ф.И. Буслаев. Способности Ключевского и здесь не остались незамеченными, и после окончания основного обучения он защитил несколько диссертаций, стал профессором Московского университета, а затем сменил Соловьёва в качестве лектора.

Василий Осипович Ключевский

Ключевский обладал не только огромной эрудицией и трудолюбием, но и большими ораторскими и преподавательскими способностями. Его лекции сбегались послушать молодые люди со всей Москвы, он всегда собирал полные залы слушателей. Рассказывают даже о том, что девушки, которым в то время доступ в университет был закрыт, переодевались в мужскую одежду, чтобы послушать знаменитого преподавателя. Студенты обожали своего учителя. Среди них также ходили легенды о его чувстве юмора. Ироничность, образность и точность языка можно ощутить также и в его основном труде — «Русской истории» — над которым он работал в течение всей своей жизни, постоянно дополняя и улучшая эту книгу.

«Полный курс лекций» Ключевского — совершенно обязательная книга для тех, кто хочет знать нашу историю и культуру, кто интересуется прошлым России, желает разобраться в причинах и обстоятельствах многих событий и понять их последствия и влияние на настоящее. Василий Осипович считал, что историю нужно знать каждому, что любой гражданин должен быть хоть немного историком, чтобы понимать, как и где лучше приложить свои силы, чтобы принести пользу стране. Он был убеждён, что «прошедшее нужно знать не потому, что оно прошло, а потому, что, уходя, не умело убрать своих последствий». Эта мысль пронизывает и его «Русскую историю».

Данная книга представляет собой собрание лекций по истории России от древних времён до середины XIX века. Она позволяет заглянуть не только в далёкое прошлое, но и почувствовать себя одним из студентов Ключевского, т.к. каждая лекция обращена непосредственно к слушателям, они все несут на себе след того времени, когда были написаны. Ключевский со страниц этой книги разговаривает со своими читателями как с равными, как с такими же любознательными и умными исследователями. Язык его не академически сухой, часто Василий Осипович прибегает к поэтичным сравнениями и метафорам, текст его афористичен, многие страницы пропитаны иронией. Это отчасти художественный, яркий текст. Перед нами проходит галерея разных характеров и лиц, учёный умеет так описать царей, государственных деятелей, что они оживают перед нами, многие характеристики, данные Ключевским, сразу же запоминаются. А многие его мысли и вовсе были растащены на афоризмы.

В. О. Ключевский. Русская история

Книга «Русская история» очень объёмная, хотя она охватывает далеко не всё. Для Ключевского здесь не так важно описать все события с начала Руси в порядке их хронологии, сколько задать верные и нужные вопросы, выделить перед нами проблему, рассказать о наиболее важных фактах. Ключевский не пускается блуждать по метафизическим дебрям, не размышляет о богоизбранности и исключительного русского народа, как некоторые другие историки, особенно современные, напротив, он всегда опирается на факты и со всей объективностью и беспристрастностью рассказывает о князьях и царях, реформах, победах и неудачах. Он приводит много важных данных, много анализирует экономическую ситуацию, рассказывает о географическом положении, природных особенностях, показывая, как всё это влияет и на деятельность великороссов, и на сам их характер, их психологию. Он не мастер делать красивые, но незаслуженные комплименты ни правящей династии, ни русской истории, он всегда остаётся умным и наблюдательным учёным, хотя многие страницы книги написаны с особым подъёмом, эмоционально и ярко. Иной раз даже поражаешься, как он спокойно может размышлять о предках тех царей, которые в то время правили, свободно критиковать их, не пытаясь их идеализировать.

За всё время существования исторической науки было много тех, кто пытался наше прошлое «лакировать», приукрашать, кто расточал мёд и фимиам, рассыпался в похвалах и проливал горючие слёзы по давно ушедшему прекрасному русскому прошлому. Такие историки особенно ценятся и сейчас. Ключевский не таков. Он всегда честен и справедлив, он не пытается скрыть ошибки или умалить заслуги. Этим, должно быть, также важна его книга — это пример объективной, честной работы историка. Он понимал, что цари и политики всегда переписывают историю так, как им хочется, в связи со своими целями и желаниями, поэтому призывал доверять не политикам, а документам. Ключевский умел привить интерес и любовь к истории и прошлому и своим студентам, о чём говорит хотя бы то, сколько известных историков вышло из рядов его учеников. Они были с ним и не во всём согласны, но неизменно мы читаем у них о том уважении и даже обожании, с которым все они относились к своему учителю.

В.О. Ключевский. Памятник в Пензе

Ключевский имел либеральные воззрения, он прекрасно видел, что такое жизнь крестьян и простых рабочих людей, как много несовершенства в той государственной системе, которая тогда действовала. В последние годы Василий Осипович, поддавшись уговорам своего ученика и друга П. Милюкова, ещё одного известного историка, попытался заняться политикой, однако быстро понял все недостатки политических партий начала 20-го века. Он говорил о том, что эти люди готовы «сжечь Россию, чтобы её согреть». Будущее рисовалось ему в мрачных тонах, он не дожил до революции (умер в 1911 году), однако чувствовал, что наступает время великого перелома. Зоркость и проницательность историка позволили ему угадать многое из того, что произошло в будущем. Он совершенно верно предполагал, что Николай II будет последним царём, что его сын уже не будет править. Не знаю, как бы Ключевский отнёсся к революции, если бы её застал и как бы к нему отнеслась новая власть. Во всяком случае, советское правительство к его книгам и самому его имени впоследствии не очень-то благоволило, его недолюбливали, ведь он был слишком честен и слишком о многом догадывался.

«Полный курс лекций» — это большой труд, но из него, конечно, не узнать обо всём, к тому же книга осталась незаконченной, учёный планировал продолжить последнюю, пятую, часть, довести повествование до более поздних событий, но это он уже не успел осуществить. Не обо всём историк мог говорить открыто, и в его записках и дневниках можно прочитать множество других важных мыслей об истории, которыми он не мог поделиться открыто на своих лекциях. Скажу честно, Василий Осипович Ключевский — один из самых близких мне по духу историков, один из самых любимых авторов, к трудам которого я ещё буду не раз обращаться.

Несколько афоризмов и мыслей Ключевского:

«Закономерность исторических явлений обратно пропорциональна их духовности».
«Крепкие слова не могут быть сильными доказательствами».
«Есть люди, которые умеют говорить, но не умеют ничего сказать. Это ветряные мельницы, которые вечно машут крыльями, но никогда не летают».
«Старая учительница России в делах религии, риторики и придворной интриги – Византия, но ее уже не существовало в тот момент, когда началось устроение великорусского государства. Да и прежде Царьград в политическом отношении был для Руси дряхлым и хромым инвалидом, обучавшим правильной походке едва становившегося на ноги ребенка».
«История не учительница, а надзирательница… она ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков».

О великороссе:

«Ему легче одолеть препятствие, опасность, неудачу, чем с тактом и достоинством выдержать успех; легче сделать великое, чем освоиться с мыслью о своём величии. Он принадлежит к тому типу умных людей, которые глупеют от признания своего ума».

Васи́лий О́сипович Ключе́вский (16 (28) января 1841, село Воскресеновка Пензенской губернии — 12 (25) мая 1911, Москва) — русский историк, ординарный профессор Московского университета; ординарный академик Императорской Санкт-Петербургской Академии наук (сверх штата) по истории и древностям Русским (1900), председатель Императорского Общества истории и древностей российских при Московском университете, тайный советник.
После смерти отца, сельского священника Осипа Васильевича Ключевского (1815—1850), семья Ключевских перебралась в Пензу, где Василий учился в приходском и уездном духовных училищах, затем в 1856 году поступил в Пензенскую духовную семинарию, однако, не закончил её, в 1861 году уехал в Москву, где поступил на историко-филологический факультет Московского университета.
Среди учителей Ключевского были профессора С. В. Ешевский (всеобщая история),С. М. Соловьёв (русская история), Ф. И. Буслаев (история древнерусской словесности). Кандидатская диссертация: «Сказания иностранцев о Московском государстве»; магистерская диссертация: «Древнерусские жития святых как исторический источник» (1871), докторская диссертация: «Боярская дума Древней Руси» (1882).
После смерти С. М. Соловьёва (1879) стал читать курс русской истории в Московском университете. С 1882 года — профессор Московского университета. Параллельно основному месту работы читал лекции в Московской духовной академии и Московских женских курсах, организованных его другом В. И. Герье. В период 1887—1889 был деканом историко-филологического факультета и проректором университета.
В 1889 году избран членом-корреспондентом Императорской Академии наук по разряду историко-политических наук.
В 1893—1895 годах по поручению императора Александра III читал курс русской истории великому князю Георгию Александровичу. Среди его учеников также был А.С. Хаханов.
В 1899 году вышло «Краткое пособие по русской истории», а с 1904 года издавался полный курс. Всего вышло 4 тома — до времени правления Екатерины II.
В 1900 году избран ординарным академиком Императорской Академии наук (сверх штата) по истории и древностям Русским.
В 1905 году Ключевский получил официальное поручение участвовать в работе Комиссии по пересмотру законов о печати и в совещаниях по проекту учреждения Государственной думы и её полномочий.
В 1906 году в Париже принят в Ложу Шотландского устава «Космос» вместе с историками профессором Трачевским А. С., Аничковым Е. В. и рядом других известных русских общественных деятелей, главным образом принадлежащих кадетской партии.
10 апреля 1906 был избран членом Государственного совета от АН и университетов, но 11 апреля отказался от звания, поскольку не находил участие в совете «достаточно независимым для свободного… обсуждения возникающих вопросов государственной жизни».
В. О. Ключевский являлся почётным членом Витебской учёной архивной комиссии.

Умер 12 (25) мая 1911 в Москве.

Похоронен на Донском кладбище в Москве.

Научный подход
При рассмотрении русской истории на первый план выдвигал политические и экономические события. Ключевский обладал даром публициста, был прекрасным лектором, заражал слушателей и читателей своим полемическим задором. К сожалению, увлечённый своей бурной фантазией, забывал порой о научной точности, через чур свободно жонглировал историческими фактами, в результате искажал реальные исторические события. Допускал серьёзные ошибки, игнорируя архивные источники, и принимая свои догадки и предположения за научные открытия. Этим ввёл в заблуждение поколения Российских и зарубежных историков, полагавшихся на его авторитет и принимавших его утверждения на веру. Изучая историю Россию по Ключевскому следует соблюдать определённую осторожность и сверяться с другими исследованиями. Несмотря на эти проблемы, Ключевский является безусловно одним из крупнейших и интереснейших учёных и писателей России.

О В.О. Ключевском

Сегодня трудно представить изучение университетского курса «Отечественной истории» без работ В.О. Ключевского. За Василием Осиповичем Ключевским современники закрепили репутацию глубокого исследователя, блестящего лектора, неподражаемого мастера художественного слова.

Сочетание всех трех дарований в одном лице — явление исключительное, пожалуй, даже — уникальное.

Выдающийся русский историк, ученик С. М. Соловьева, академик (1900), почетный академик Петербургской Академии Наук (1908), В.О. Ключевский в 1856 — 1860 гг. учился в пензенской духовной семинарии, в 1861 — 1865 гг. — на историко-филологическом факультете Московского университета. По окончании университета он был оставлен на кафедре «для подготовки к профессорскому званию». А в 1871 В.О. Ключевский впервые вступил на преподавательскую кафедру, начав читать лекции по русской истории на церковно-историческом отделении Московской духовной академии (расстался с ней только в 1906 г.). С 1879 по 1911 гг., сменив на кафедре своего учителя С.М. Соловьева, В.О. Ключевский читал курс русской истории в Московском университете. Кроме того, он 16 лет читал лекции в Александровском военном училище, столько же лет — на Высших женских курсах Герье и 10 лет — в Московском училище живописи и ваяния. Какая разная слушательская аудитория! Читая курсы, надо было постоянно учитывать разные профессиональные интересы будущих военных, будущих деятелей культуры и искусства, будущих служителей религиозного культа… За этим стоял ежедневный напряженный труд преподавателя.

29 октября 1910 г.

В.О. Ключевский прочел свою последнюю лекцию. Если суммировать общее время, проведенное за кафедрой всех учебных заведений, то общий педагогический стаж Василия Осиповича составит 108 лет. Подобного потолка не достигал ни один его современник. «Я так и умру, как моллюск, приросший к кафедре», — говорил Ключевский.

Итак, 108 лет педагогического стажа! Как переносил такую нагрузку Василий Осипович? Как сочетались все эти лекции, поездки в вагоне третьего класса в Сергиев-Посад (для чтения лекций в духовной академии), где он еженедельно по два дня жил в 50-копеечном гостиничном номере, с неустанной творческой работой — написанием научных статей, составлением специальных курсов, участием в заседаниях ученых советов и научных обществ?

Широко известна популярность лекций В.О. Ключевского. «К Ключевскому влекли необыкновенная сила его ума и остроумия и яркая красота его языка и речи. Когда он говорил свои обдуманные и даже, казалось, заученные лекции и доклады, невозможно было оторвать внимание от его фразы и отвести глаз от его сосредоточенного лица. Властная мощь его неторопливо действовавшей логики подчиняла ему ваш ум, художественная картинность изложения пленяла душу, а неожиданные вспышки едкого и оригинального юмора, вызывал неудержимую улыбку, недолго западали в вашу память». Этот отзыв принадлежит одному из ведущих отечественных историков — С.Ф. Платонову.

«Лёгкое дело — тяжело писать и говорить, но легко писать и делать — тяжелое дело…», — таков один из афоризмов, сформулированных Василием Осиповичем. А другой афоризм гласил: «Кто не способен работать по 16 часов в сутки, тот не имел права родиться и должен быть устранён из жизни как узурпатор бытия».

Безусловно, успехи В.О. Ключевского в науке и лекторском мастерстве во многом определялись напряженной, строго расписанной ежедневной работой. Колоссальная работоспособность была присуща ему в течение всей его жизни.

Важно и другое. Все предшествующие исследователи, включая С.М. Соловьёва, придерживались проблемно-фактографического изложения российской истории. Василий Осипович Ключевский порвал с этой традицией. Он уделил первостепенное внимание не истории государства, а истории народа. Его читатели и слушатели находили не систематическое изложение событий, а раскрытие основных, с точки зрения автора, теоретических обощений, характеризующих исторический процесс. Такой методический приём побуждал слушателей к самостоятельному мышлению.

И ещё. В основе высокой творческой продуктивности В.О. Ключевского лежала неординарная для простого смертного память, хранившая множество деталей и мелочей, удержать которые человек с обычной головой не в состоянии.

«Главные биографические факты — книги, важнейшие события — мысли». Так в афоризме В.О. Ключевский определил жизненное кредо ученого и всегда следовал ему. После окончания университета он в течение 6 лет работал над магистерской диссертацией «Древнерусское житие святых как исторический источник», проделав поистине титаническую работу, изучая документы, хранящиеся в Синодальной библиотеке и монастырских архивах. В 1871г. диссертация В.О. Ключевского была издана, а в 1872г. успешно защищена.

В 1872г. он приступил к подготовке докторской диссертации по теме «Боярская дума Древней Руси», которая заняла у него 10 лет. Это был капитальный исследовательский труд, блестяще защищённый в 1882г. в Московском университете.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *