В деревне бог живет

В деревне бог живет

Иосиф Бродский

Христианская Поэзия

***
В деревне Бог живет не по углам,
как думают насмешники , а всюду.
Он освещает кровлю и посуду
и честно делит двери пополам.
В деревне — он в избытке. В чугуне
он варит по субботам чечевицу,
приплясывает сонно на огне,
подмигивает мне, как очевидцу.
Он изгороди ставит. Выдает
девицу за лесничего. И, в шутку,
устраивает вечный недолет
объездчику, стреляющему в утку.
Возможность же все это наблюдать,
к осеннему прислушиваясь свисту,
единственная, в общем, благодать,
доступная в деревне атеисту.
1965, д. Норенская
***
Моя свеча, бросая тусклый свет,
в твой темный мир осветит бездорожье.
А тень моя, перекрывая свет,
там, за спиной, уходит в царство Божье.
И где б ни лег твой путь: в лесах, меж туч
— везде живой огонь тебя окликнет.
Чем дальше ты уйдешь — тем дальше луч,
тем дальше луч и тень твоя проникнет!
Пусть далека, пусть даже не видна,
пусть изменив — назло стихам приметам, —
но будешь ты всегда озарена
пусть слабым, но неповторимым светом.
Пусть гаснет пламя! Пусть смертельный сон
огонь предпочитает запустенью.
Но новый мир твой будет потрясен
лицом во тьме и лучезарной тенью.
1965
Март
Дни удлиняются. Ночи
становятся все короче.
Нужда в языке свечи
на глазах убывает,
все быстрей остывают
на заре кирпичи.
И от снега до боли
дни бескрайней, чем поле
без межи.

И уже
ни к высокому слогу,
ни к пространству, ни к Богу
не пробиться душе.
И не видит предела
своим движениям тело.
Только изгородь сна
делит эти угодья
ради их плодородья.
Так приходит весна
1965.
***
Я пробудился весь в поту:
мне голос был — «Не все коту —
сказал он — масленица. Будет —
он заявил — Великий Пост.
Ужо тебе прищемят хвост».
Такое каждого разбудит.
1969(?)
Из «Литовского дивертисмента»
Dominikanaj *
Сверни с проезжей части в полу-
слепой проулок и, войдя
в костел, пустой об эту пору,
сядь на скамью и , погодя,
в ушную раковину Бога,
закрытую для шума дня,
шепни всего четыре слога:
— Прости меня.
______ 1971
ћ Доминиканцы (лит.) — костел в Вильнюсе.
***
Как давно я топчу, видно по каблуку.
Паутинку тоже пальцем не снять с чела.
То и приятно в громком кукареку,
что звучит как вчера.
Но и черной мысли толком не закрепить,
как на лоб упавшую косо прядь.
И уже ничего не снится, чтоб меньше быть,
реже сбываться, не засорять
Времени. Нищий квартал в окне
глаз мозолит, чтоб, в свой черед,
в лицо запомнить жильца, а не наоборот.
И по комнате точно шаман кружа,
я наматываю, как клубок,
на себя пустоту ее, чтоб душа
знала что-то, что знает Бог.
(1980-1987)
***
Представь, чиркнув спичкой, тот вечер в пещере,
используй, чтоб холод почувствовать, щели
В полу, чтоб почувствовать голод — посуду,
а что до пустыни, пустыня повсюду.
Представь, чиркнув спичкой, ту полночь в пещере,
огонь, очертанья животных , вещей ли,
и — складкам смешать дать лицо с полотенцем-
Марию, Иосифа, сверток с младенцем.
Представь трех царей, караванов движенье
к пещере; верней, трех лучей приближенье
к звезде, скрип поклажи, бренчание ботал
(Младенец покамест не заработал
на колокол с эхом в сгустившейся сини).
Представь, что Господь в Человеческом Сыне
впервые Себя узнает на огромном
впотьмах расстояньи: бездомный в бездомном.
1989
***
Не важно, что было вокруг, и не важно,
о чем пурга завывала протяжно,
что тесно им было в пастушьей квартире,
что места другого им не было в мире.
Во-первых, они были вместе. Второе,
и главное, было, что их было трое,
и все, что творилось, варилось, дарилось
отныне, как минимум на трое делилось.
Морозное небо над ихним привалом
с привычкой большого склоняться над малым
сверкало звездою — и некуда деться
ей было отныне от взгляда младенца.
Костер полыхал, но полено кончалось;
все спали. Звезда от других отличалась
сильней, чем свеченьем, казавшимся лишним,
способностью дальнего смешивать с ближним.
1990
***
Елизавете Леонской
В воздухе — сильный мороз и хвоя.
Наденем ватное пальто и меховое.
Чтоб маяться в наших сугробах с торбой —
лучше олень, чем верблюд двугорбый.
На севере если и верят в Бога,
то как в коменданта того острога,
где всем бока намяло,
но только и слышно, что дали мало.
На юге, где на редкость осадок белый,
верят в Христа, так как сам он — беглый:
родился в пустыне, песок — солома,
и умер тоже, слыхать не дома.
Помянем нынче вином и хлебом
жизнь, прожитую под открытым небом,
чтоб в нем и потом избежать ареста
земли — поскольку там больше места.
1994

Анализ стихотворения Бродского «В деревне Бог живет не по углам…»

Стихотворение «В деревне Бог живет не по углам…», датируемое 1965 годом, относится к ранней лирике И. Бродского. Это опыт «Богопознания» молодым поэтом в условиях атеизма. Автор обращается к деревенскому быту, так как в городах вопросы религии сошли на нет.
Тема произведения – место религии в жизни человека, атеизм. Автор показывает, что советская идеология не смогла полностью искоренить веру в небесные силы, Бог остался в сердцах людей, живущих в деревнях. Здесь он занимает особое место, «участвуя» во всех событиях.
В произведении «В деревне Бог живет не по углам…» И. Бродский воспроизводит образ Творца так, как его представляли в русских деревнях ХХ века. Глубокий анализ и понимание этого образа невозможны без учета особенностей русской культуры. «Деревенский» Бог не соответствует канонам, сохраняя языческие верования. Он не «живет по углам», как думают «насмешники», а существует повсюду. Стоит отметить, под фразой «жить по углам» в этом случае понимаются иконы, которые традиционно вешали в «красном углу».
Описанный вездесущий Бог больше напоминает домовика, существо, которое, согласно народным верованиям, охраняло домашний очаг, помогало по хозяйству. Из возвышенного, окутанного тайной Творца Бог превращается в понятного домашнего духа, максимально приближенного к человеку. Он «варит чечевицу», «ставит избы» и, кажется, растворяется в быту. Бог помогает создавать семьи («выдает девицу за лесничего») и охраняет птиц и зверей (пули объездчика, как бы в шутку, не долетают до утки). В тоже время он освящает дом, чтобы отогнать от него нечистую силу.

В последних строчках появляется образ атеиста, в котором сливается и автор, и лирический герой. Атеист не верит в Бога, но у него есть возможность понаблюдать за отношением к нему деревенских жителей. Созерцание «всего этого» приносит атеисту ощущение благодати. Он начинает сам верить в существование потусторонней силы (Бог «…подмигивает мне, как очевидцу»). Осенняя пора лишь усиливает атмосферу уюта в деревенской избе. Образ насмешников, с которыми читатель встречается в первых строках, также отображает взгляды атеистов.
Арсенал художественные средств, использованных в тексте стихотворения, состоит из метафор и эпитетов, которые служат для более полного раскрытия темы. И. Бродский рисует Бога метафорами («Бог живет всюду», «устраивает вечный недолет объездчику…»), а вот эпитетов для этой цели не использует. С помощью такого приема он еще больше приближает небесную силу к человеку. Важную роль играет и контраст (Бог и быт), но посредством этого приема автор показывает не разницу между реалиями, а сближает их.
Стихотворение «В деревне Бог живет не по углам…» состоит из четырех катренов. В первом строфе рифма кольцевая, в остальных – перекрестная.

Стихотворный размер – пятистопный ямб. Спокойный интонационный рисунок соответствует общему настроению стиха.
В произведении «В деревне Бог живет не по углам…» И. Бродский сохраняет самобытный образ Бога, с отпечатком русской культуры.

Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ стихотворения Бродского «На независимость Украины»
  • Анализ стихотворения Бродского «Натюрморт»
  • Анализ стихотворения Бродского «Любовь»
  • Анализ стихотворения Бродского «Дорогая, я вышел сегодня из дому…»
  • Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *