Успенский собор Владимир фрески

Успенский собор Владимир фрески

Успенский собор во Владимире

История собора

В 1158 г. сын Юрия Долгорукого князь Андрей Боголюбский сделал своей столицей город Владимир на Клязьме, основанный за полвека до этого Владимиром Мономахом. И в этом же году на высокой горе над Клязьмой Андрей Боголюбский начал строить Успенский собор. Храм стал крупнейшей постройкой новой столицы, центром ее архитектурного ансамбля. Заняв наиболее выгодную точку городского рельефа, на кромке обрыва, он господствовал над городом и его окрестностями, а золотой купол собора было видно на многие километры вокруг.

По высоте Успенский собор во Владимире равнялся Софии Киевской — храм новой столицы, по замыслу Андрея Боголюбского, естественно, не мог уступать киевской святыне. На постройку храма князь выделил десятую долю своих доходов. Собор был сложен из белого камня-известняка, а его центральная глава покрыта «червонным золотом», за что он получил наименование «Златоверхого».

От стен Успенского собора берет начало и знаменитая белокаменная резьба древнерусских храмов. Именно на фасадах Успенского собора впервые появились резные белокаменные маски и композиции: «Три отрока в пещи огненной», «Сорок мучеников севастийских», «Вознесение Александра Македонского на небо». Внешний облик здания вызывал изумление у современников. Успенский собор летописцы сравнивали с храмом царя Соломона в Иерусалиме. Огромный интерьер храма сиял блеском золота, майолики и росписей. Он мог вмещать две тысячи человек.

На протяжении XII-XIII вв. собор разорялся татарами, несколько раз горел. В 1238 г. взявшие город штурмом татары приступили к стенам Успенского собора, где укрывались множество владимирцев, княжеская семья и епископ Митрофан. Татары обложили собор снаружи бревнами и хворостом и подожгли его. Множество людей, искавших спасения в соборе, задохнулось от дыма. Выбив двери храма, татары устроили в нем резню. Все реликвии были расхищены, но храм, обгоревший и разграбленный, устоял.

До начала XV В. собор стоял в запустении. Только в 1408 г. восстанавливать живопись Успенского собора приехали мастера из Москвы. Это были легендарные Андрей Рублев и Даниил Черный. Придерживаясь старой системы размещения сюжетов, они расписали собор фактически заново. Сохранившиеся до наших дней со значительными утратами фрески Андрея Рублева и Даниила Черного являются сегодня драгоценной достопримечательностью Владимирского Успенского собора. Рублев и Черный написали и иконы для нового иконостаса. В 1773-1774 гг. этот иконостас был разобран, а вместо него установлен новый, который можно видеть в соборе сегодня. А иконы рублевского письма были вывезены в церковь села Васильевского (откуда в 1922 г. попалив Третьяковскую галерею и в Русский музей).

Со времени Андрея Рублева Успенский собор разорялся и горел еще несколько раз. В XVII В. его росписи вновь поновлялись и приводились в порядок. Только научная реставрация, проведенная в 1888-1891 гг., вернула собору его первоначальный вид.

Святые мощи

После своей трагической кончины князь Андрей Боголю6ский был погребен в Успенском кафедральном соборе в северной стене храма. До открытия в 1702 г. мощи святого князя почивали под спудом, пока царь Петр I не обрел их. В том же году состоялась канонизация князя Андрея как общерусского святого. Сегодня святыня открыта для поклонения, а рака с его святыми мощами установлена слева от алтарной преграды придела, освященного в его честь.

Гробница святого князя Георгия находится возле южной стены храма. Он был четвертым сыном великого князя Всеволода Большое Гнездо. На протяжении почти 30 лет мудро управлял огромным княжеством, которое они укреплял через градостроительство. Князь Георгий Всеволодович погиб в одной из битв с татарами на реке Сить. По приказу хана Батыя ему была отсечена голова, которая по положении во гроб чудесным образом срослась с телом. Достоверность сообщения летописца подтвердило вскрытие мощей Георгия Всеволодовича, состоявшееся 13 и 15 февраля 1919 г. Исследование показало, что честная глава срослась с телом так, что шейные позвонки были смещены и срослись неправильно.

В этом же соборе мощи святого благоверного князя Глеба Андреевича. Он был младшим сыном святого князя Андрея Боголюбского. Уже с 12 лет он проводил уединенную духовную жизнь, избрав для себя подвиг строгого поста и молитвенного бдения. Умер в возрасте 19 лет, согласно надписи на гробнице с его мощами, 20 июня 1175 г. У мощей святого, которых не коснулось тление, неоднократно совершались чудеса. В 1238 г., когда в осажденный Владимир ворвались воины хана Батыя, они подожгли кафедральный собор. Находившаяся в храме гробница с его мощами не получила от огня никаких повреждений. Также в 1410 г. на Владимир неожиданно напало татарское войско, а Успенский собор подвергся разграблениям. Один из воинов в поиске сокровищ поднял крышку гробницы святого Глеба, но в то же мгновение из нее вышел огонь. Это явление так устрашило татар, что они тотчас покинули храм.

В 1608 г. польско-литовские войска, заняв Суздаль и Юрьев, приступили к беззащитному в то время Владимиру, но овладеть городом так и не смогли. Ночью соборному причетнику было видение, в котором явившийся ему святой князь Глеб поведал, что Владимир будет спасен молитвами святых князей, мощи которых почивают в соборе.

Той же ночью неприятельская армия отступила от города.

Святые мощи святителя Максима (1305), перенесшего митрополию из Киева во Владимир, почивают под спудом в Успенском соборе. Сейчас над мощами святителя находится список Максимовской иконы Божией Матери, изображающей явление Богородицы Святителю Максиму (подлинная Максимовская икона — в Суздальском музее-заповеднике). На ней Божия Матерь изображена в полный рост, а перед Нею на коленях стоит митрополит Максим и принимает из Ее рук омофор (как в чудесном видении).

Икона Божией Матери «Владимирская»

До 1395 г. в Успенском соборе находилась одна из величайших русских святынь — икона Владимирской Богоматери. По преданию, ее написал сам евангелист Лука. Эта икона XI в. была привезена князем Андреем Боголюбским из Вышгорода и помещена в храм в качестве главной святыни Владимира и Владимирской земли. Икона была прекрасно украшена серебряной ризой, а также драгоценными каменьями и жемчугом. Во время неоднократных пожаров и монголо-татарского разорения святыня оставалась невредима. Пред Владимирскою иконою древнерусские люди приносили клятву в верности своему Отечеству. Впоследствии эта икона была перенесена в Москву, а владимирцы получили ее список, написанный митрополитом Московским Петром. Ныне эта икона пребывает в музее, а в храме почитается другой список Владимирской иконы Божией Матери XVII столетия, также чудотворный, которому поклоняются верующие.


Московский Кремль. Успенский собор. 1480 – 1481 годы

Новый каменный московский Успенский собор был возведен итальянским мастером Аристотелем Фиораванти в 1475-1479 годах, как главная соборная церковь, важнейшее общественное здание Русского государства, как соборный храм, независимого самодержца «всея Руси» – первого московского государя Ивана III.

В храме, обозначавшем величие нового европейского государства, отныне проводились церковные соборы, выбирались русские митрополиты, ставились епископы, стали венчаться на царство русские государи и цари. Находившиеся в Успенском соборе иконы стали не только общерусскими святынями, но и образцами для подражания при написании новых икон.

Святой митрополит Петр с житием. Дионисий и мастерская

Создание нового иконостаса для храма-символа было поручено артели мастеров, возглавляемой самым искусным иконописцем. Вероятно, тогда же были написаны и деисусы на каменных алтарных преградах в приделах Успенского собора, упоминаемых в его описи начала XVII века.

Ни иконостас, ни алтарные деисусы не сохранились.

К этому же времени и художественному кругу относятся композиции в нижнем ярусе стен алтарных помещений собора: Петропавловского и Похвальского приделов.

В Похвальском приделе на северной стене сохранилась верхняя часть композиции Собор Богоматери – Поклонение волхвов. Выдающийся мастер-стенописец искусно вписал эту многофигурную композицию в полукруг арки на стене. Блестящий рисовальщик и живописец, Дионисий создает тонкую и праздничную цветовую гамму этой фрески. На южной стене сохранилась верхняя часть фрески Рождество Иоанна Предтечи.

На южной стене Петропавловского придела сохранились две сцены этого времени – Апостол Петр исцели недужные и Сорок севастийских мучеников, где уцелело лишь двадцать четыре фигуры.

Святой митрополит Алексий с житием. Дионисий и мастерская

На алтарной преграде, между иконами деисусного чина и местного, иконы которого размещались в киотах, мастера вписали полуфигуры преподобных, почитавшихся на Руси. Размещение подобных изображений на глухой алтарной стене было известно по другим русским памятникам: звенигородским храмам первой трети XV века – церкви Успения на Городке и собору Саввино-Сторожежского монастыря.

Фрески Андрея Рублёва в Успенском соборе Владимира

Элла Гоник

* * *
Сияние красок сводит с ума,
На руках Богородицы — Спас,
Матерь Божья молчит, будто нема,
О страданьях — на фресках рассказ.
Багрянцем горит её омофор*,
И печать скорой скорби — в лице,
Щемяшей болью пронизан взор
Об ужасном Христовом конце.
Невесомы, Ангелы с ней парят,
Восхищает наряд золотой,
С фресок зорко лики святых глядят,
И на них — бесконечный покой.
Как мощно форте звучит яркий цвет,
Рассыпаясь на полутона,
Этим фрескам уже за семьсот лет,
А значит, вечная жизнь дана…
* * *
* омофор или мафорий — головной убор Богородицы
2 сентября 2011

© Copyright: Элла Гоник, 2011
Свидетельство о публикации №111090205086

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Элла Гоник

Рецензии

Написать рецензию

Стихотворение у Вас, Элла, получилось хорошее, но с фактами Вы немного намудрили.
Во Владимире нет Владимирского собора: есть ДВА главных — Успенский и Дмитриевский.
Успенский собор построен в 1158-1161 гг. 21 сентября 1164 года в него была перенесена святыня Руси Чудотворная икона Божией Матери,для которой этот собор и строился.С тех пор образ стал называться Владимирской иконой Божией Матери.
Фрески Андрея Рублёва находятся в Успенском соборе, расписывал Рублёв его в 1408 году.
А Дмитриевский собор создавался по повелению Великого князя Всеволода (в крещении Дмитрия) в честь его небесного покровителя Святого великомученика Дмитрия Солунского.В 1197 году в него была перенесена «гробовая доска» Дмитрия из Фессалоники (Солунь)
Ольга Юрьевецкая 18.10.2012 21:08 • Заявить о нарушении

+ добавить замечания

Оля, Вы совершенно правы,, спасибо большое за замечания и поправки. Только сегодня я исправила название этого стихотворения. У меня и написано было «В Успенском соборе». Почму-то, когда я писала отклик на это стихотворение, я вдруг засомневалась в названии именно этого собора, так как написала стихотворение » Успенский собор города Владимира». Именно в Успенском и находятся фрески Рублёва, а не во Владимирском соборе, это точно, я так написала по определённой аналогии. так как там, действительно, находится чудотворная икона Божьей Матери «Владимирская»… А Дмитриевский собор украшен резной техникой по фасаду.. Всё поправила. Спасибо что помогли разобраться. Извините за невольную путаницу
.
С уважением и благодарностью
Элла Гоник 18.10.2012 21:23 Заявить о нарушении

Спасибо Вам, Эллочка. Просто я жила рядом много лет и даже водила экскурсии… 🙂
Ольга Юрьевецкая 18.10.2012 21:40 Заявить о нарушении

Вот умница! А много было экскурсий? Я была во Владимире очень давно, тогда, когда ещё фрески Рублёва не были реставрированы, а собор Успенский находился на реставрации. Нас в Собор впустили по огромной просьбе экскурсовода, но всё было в лесах. А в Дмитриевский вообще никого не пускали, там даже двери были заколочены…
Элла Гоник 18.10.2012 21:57 Заявить о нарушении

Конечно много… Да, я еще и совмещала: бабушка жила недалеко от соборов,- когда приезжала во Владимир, и туристы разбегались по магазинам в свободном поиске после экскурсии на часа 2, я всегда к ней забегала 😉
Ольга Юрьевецкая 18.10.2012 22:27 Заявить о нарушении

+ добавить замечания

На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные — в полном списке.

Написать рецензию Написать личное сообщение Другие произведения автора Элла Гоник

«Спас в Силах». 1408 год. Дерево, паволока, левкас, темпера, 314×220 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва

«Спас в Силах»

Очередное упоминание о Рублеве в Троицкой летописи относят к 1408 году. В мае «начата подписывати церковь каменную великую соборную святая Богородица иже во Владимире повелением князя Великого мастер Данило иконник да Андрей Рублев». «Мастер Данило» — напарник и друг Рублева Даниил Черный, с которым он уже работал и будет сотрудничать дальше, до конца жизни.

Собор, упомянутый в летописи, — Владимирский Успенский собор, являвшийся кафедральным. Он был полностью разорен ордынцами и нуждался в восстановлении. Князь Василий Дмитриевич прямо связывал его реставрацию с возрождением духа и культуры независимой Руси после Куликовской битвы.

К сожалению, фрески Успенского собора сохранились лишь частично. Однако иконостас, входивший с ними в один ансамбль, дошел до нас. В 1768 году он был вынесен из собора и продан. Найти его удалось лишь в 1919–1922 годах благодаря работе экспедиции Центральных государственных реставрационных мастерских. Отреставрировав, иконы разместили в Государственной Третьяковской галерее и Государственном Русском музее.

Иконостас состоит из трех рядов: деисусного, праздничного и пророческого — и является одним из самых больших сохранившихся до наших времен. Иконы деисусного чина — то есть ряда икон, имеющих в центре изображение Христа, а справа и слева — Богоматери и Иоанна Крестителя, — более трех метров высотой. Центральная из них — «Спас в Силах».

По традиции эта икона занимает особое, центральное место в иконостасе, так как сюжет ее — второе пришествие Христа — является ключевым событием в христианской истории. Господь, сидя на троне, в левой руке держит раскрытое Евангелие, а правой благословляет стоящих перед иконой. Композиция, построенная на сочетании геометрических фигур, представляет собой Вселенную. Синий овал символизирует небо и ангелов, красный прямоугольник — землю и четыре стороны света.

Иконография Спаса в Силах сложилась в XIV–XV веках, и образу, созданному Андреем Рублевым, иконописцы следуют вот уже шесть веков.

Величавый вид Спаса вкупе с душевной мягкостью воплощает идеал русского народа, значительно отличающийся от греческого, доминировавшего в иконах предыдущих лет.

Это также объясняют возрождением русской национальной культуры.

«Иоанн Креститель», «Богоматерь»

Справа от иконы Спасителя традиционно располагается икона Иоанна Крестителя, слева — Богоматери, далее — архангелов Михаила и Гавриила.

«Иоанн Креститель». 1408 год. Темпера, дерево, 105×83,5 см. Музей Андрея Рублева, Москва

«Богоматерь». 1408 год. Дерево, паволока, левкас, темпера, 313×106 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва

«Страшный суд»

Андрей Рублев и Даниил Черный выполнили также фрески, украшающие стены собора, среди которых особенно выделяется фрагмент, изображающий Страшный суд, помещенный на сводах, столбах и стенах западной части собора.

Рублев несколько отступил от византийской традиции, согласно которой Страшный суд, выполнявшийся яркими красками, изображал неизбежные мучения, ожидающие людей после смерти. Изображения страданий грешников практически не сохранились, а в глазах людей, призванных на Суд, мы видим не страх и страдание, а надежду и ожидание милости.

«Страшный суд». 1408 год. Фрагмент фресок в Успенском соборе, Москва

«Шествие праведных в рай». 1408 год. Фрагмент фресок в Успенском соборе, Москва

«Шествие праведных в рай»

Протянутая рука Павла с развевающимся свитком призывает праведников следовать за ним. Апостол Петр обращен лицом к людям, в его глазах нет торжественной суровости, характерной для других изображений этого времени, мы видим на его лице ласку и доброту. В образах апостолов и идущих за ними праведников много волнения, надежды, тех живых чувств, которые редко изображались на церковных фресках. Рублев словно хотел показать свою веру в то, что зло исчезнет, уступив место добру.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *