Успенский адмиралтейский храм Воронеж

Успенский адмиралтейский храм Воронеж

Престольный праздник храма – Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии (28 августа).

Успенский храм – один из древнейших и самый знаменитый в городе Воронеже; полное его название – Успение Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии. Первое упоминание церкви, тогда еще деревянной постройки, относится к 1594 году. Около 1600 года «поставлением» царя Бориса Годунова вокруг храма возник Успенский мужской монастырь. Его основателем является игумен Кирилл. В 1616 году в Успенской церкви был придел Феодора Стратилата. Деревянный храм страдал от весеннего разлива реки Воронеж, поэтому в конце XVII века игумен Тит намерился построить каменный пятиглавый храм, который бы вмещал до 500 человек. Вероятно, в то время церковь Успения считалась главной в городе. Когда завершилось это строительство – вопрос для историков спорный. Предлагаются три даты: 1694, 1699 и 1703 годы. Но в любом случае Успенский храм является второй каменной постройкой в истории Воронежа – после колокольни Алексиево-Акатова монастыря.

Когда при Петре I в Воронеже началось кораблестроение, то в короткий срок вблизи Успенского монастыря выросла немецкая слобода, на острове было возведено адмиралтейство, включавшее в себя цитадель (крепость), каменный цейхгауз, «парусный двор». Поблизости построили дворец царя, дома его сподвижников: А. Меншикова, Ф. Апраксина, Ф. Головина, Н. Зотова. По обе стороны монастыря протянулась верфь. Мужской монастырь, оказавшийся в центре событий, и будучи помехой верфи, был упразднен Петром I и перенесен. Осталась только Успенская церковь, которая превратилась в Адмиралтейскую и стала местом торжественных церемоний при спуске на воду парусников. На богослужениях часто бывал сам царь Петр, который, по преданию, даже пел на клиросе.
Первый корабль-галера «Принципиум» был спущен на воду 2 апреля 1696 года, а утром 3 мая 1696 года корабли выстроились в ряд по берегу реки (от современной ул. Чернышевского и до моста ВОГРЭС), ожидая сигнала от царя и главнокомандующего о походе на Азов. Состоялось торжественное богослужение в Успенском храме, которое провел святитель Митрофан, первый епископ Воронежский в присутствии императора Петра I. Под звон колоколов владыка Митрофан проводил царя до корабля «Принципиум», благословил его на ратные подвиги и пожелал ему возвратиться с победой. Звон колоколов раздавался из Успенской церкви, пока все корабли не покинули район Чижовской слободы.

В апреле 1700 года Петр I спускал на воду 58-пушечный корабль «Божие Предвидение», он же «Гото Предестинация».

Из Москвы прибыли царевна Наталья и царевич Алексей. В честь их благополучного приезда в присутствии царя в Успенском храме состоялось торжественное богослужение, которое совершал святитель Митрофан. Такое же торжество состоялось при спуске кораблей в 1703 году. Таким образом, Успенский храм является памятником, связанным с историей кораблестроения в России.

В 1711 году строительство кораблей прекратилось, царские постройки быстро пришли в ветхость и погибли в пожаре 1748 года. Но церковь Успения сохранилась и стала приходской.

В 1803 году построена трехъярусная каменная колокольня и трапезная с двумя приделами: Богоявления Господня и преподобных Антония и Феодосия Печерских. В храме хранились многие боевые награды воронежцев – участников Отечественной войны 1812 года, шпага вице-адмирала А.Н. Сенявина, командующего Азовской военной флотилией, с 1844 года – боевые знамена Воронежских гренадерского и егерского полков.

В 1880–1881 годах церковь подвергалась переделке: увеличены в размерах окна, снесена паперть у северного входа, со стороны реки устроена каменная ограда вместо земляного вала, к колокольне пристроена караулка, заново переписан иконостас храма. В 1894 году появилась богадельня со школой грамоты для девочек. На протяжении своей истории Успенская Адмиралтейская церковь неоднократно ремонтировалась.

После революции храм одно время был кафедральным. Сюда в 1932 году перенес свою кафедру архиепископ Захария (Лобов) (канонизирован в сонме новомученников и исповедников Российских 13-16 августа 2000г.). Однако клир храма перешел в обновленческий раскол и обвинил в антисоветской агитации архиепископа Захарию, а затем и архиепископа Петра (Соколова), которые были арестованы и репрессированы.

В феврале 1940 года храм был закрыт. Здание передано сначала горсовету Осоавиахима, в 1946 году – областному архиву, а в 1969 году – краеведческому музею под экспозицию по истории военно-морского флота. Строительство в 1972 году водохранилища грозило полным разрушением храма. Только празднование 300-летнего юбилея русского военно-морского флота побудило государство выделить средства для реставрации церкви.

14 сентября 1996 года храм был освящен.

21 сентября того же года в нем в присутствии командования Военно-Морского Флота России состоялось великое освящение военно-морского флага Российской Федерации. 8 мая 2002 года освящена и установлена мемориальная доска в память о воронежских подводниках, погибших на атомных подлодках «Комсомолец» и «Курск». В храм на хранение передан морской Андреевский флаг. На острове напротив храма 12 июня 2002 года воздвигнут деревянный крест в память 330-летия со дня рождения императора Петра I.

В храме продолжаются реставрационные работы под патронажем митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия.

В числе предшествующих настоятелей храма были протоиерей Афиноген Печерский (упоминается в 1805 году), священник Феодор Лукин (упоминается в 1911 году), протоиерей Владимир Урываев (1996–1999 годы), протоиерей Петр Петров (1999–2002 годы), священник Константин Гришин (2002–2004 годы), священник Виктор Зубков (2004–2007 годы), священник Артемий Азовский (2007-2016). В настоящее время настоятель храма протоиерей Виктор Минор (с 01.04.2016).

Успенский Адмиралтейский храм является памятником архитектуры. Построенный на рубеже XVII–XVIII веков, храм несколько раз перестраивался и ремонтировался. Произошло смешение архитектурных стилей. Здание состоит из разновременных частей. Старейшая часть – пятиглавый высокий храм с низкой трехлопастной апсидой – построена в формах древнерусской архитектуры. Прямоугольная трапезная и трехъярусная колокольня относятся к классицизму. Росписи закрыты современной штукатуркой. Высота храма – 13, 1 м, колокольни – 21,4 м. Земельный участок храма – 0,142 га.

В 1994–1996 годах проводились реставрационные работы по проекту архитектора Т.М. Синегуб и Московского института оснований и фундаментов им. Герсиванова. В 2006 году возобновлены работы по дальнейшей гидроизоляции фундамента храма.

На сегодняшний день Успенская Адмиралтейская церковь является одной из самых красивых и величественных в Воронеже. Сюда приходят люди со всех уголков России, чтобы прикоснуться к святыне, почувствовать запах истории, найти умиротворение и покой в молитве.

При храме действуют: катехизаторская группа, воскресная школа, Казачий духовно-просветительский центр. В храме окормляются учащиеся СОШ №74, казаки Воронежского городского казачьего общества, а также военнослужащие воинской части 23326 (7000-я авиабаза).

Главная » Статьи » История Воронежа

Успенская Адмиралтейская церковь

Одной из самых старых церквей Воронежа, сохранившихся до сих пор, является Успенская Адмиралтейская церковь.Невозможно указать точную дату постройки храма, однако историки сходятся во мнении, что строительство Адмиралтейской церкви началось в первые десять лет основания воронежской крепости.
В 1600 году был построен Успенский монастырь, а одноименная церковь приобрела значение его главного собора. Первоначально здание монастыря и церкви были выстроены из дерева. Так как святыни находились на берегу реки, то во время половодья основания строений гнили под воздействием воды. Когда во время сильнейшего прилива монастырь подвергся серьезным разрушениям, игумен принял решение перенести обитель на высокий берег. Однако это решение так и не было реализовано, так как больше такого разрушительногополоводья не было.
В 1680 году в храме возник пожар, в результате которого сгорели все монастырские постройки и 80 жилых домов. Тогда игумен Тит выступил с решением воздвигнуть храм из камня. К началу 18 века новый храм был построен. Так как Успенская церковь имела 5 куполов, то это означало, что она была главенствующей не только в монастыре, но и во всем городе.
История Успенского Адмиралтейского храма тесно связана с именем Петра Первого. Ходят легенды, что Император частенько наведывался в церковь на службы и даже пел на клиросе. Однако эти легенды не имеют исторического подтверждения. Достоверно известно лишь то, что все корабли, которые были построены в воронежской верфи, освещались служителями монастыря.
В 1700 году Петр Первый принял решение о расформировании мужской обители и присоединении ее к Алексеевскому Акатову монастырю. В результате этого решения все постройки обители были заброшены, а потом и вовсе разрушены. Осталась только Успенская церковь, которую стали называть Адмиралтейской, так как поблизости находилось здание адмиралтейства.
Когда работа верфи была прекращена, церковь потеряла огромную часть своих прихожан, так как все мастера, матросы и царь покинули Воронеж. Храм находился в достаточно бедственном положении вплоть до 1800 года. В 1803 году собор был отремонтирован, к нему были пристроены трехъярусная колокольня и трапезная, были образованы три придела.В конце 19 века в ходе ремонтных работ были найдены ценнейшие вещи, которые и стали главными достопримечательностями церкви: сборник рукописных нот, древний крест, красивейший стул, который по одной из легенд смастерил сам Петр Первый.
Двадцатый век стал временем тяжелейших испытаний для Успенского Адмиралтейского храма, впрочем, как и для всех русских церквей.

По решению Советских властей у храма были изъяты все ценности и святыни, и было запрещено проводить службы.В 1940 году храм закрывают. Во время Великой Отечественной войны церковь очень сильно пострадала от артобстрелов и пожаров, здание храма пошло трещинами, крыша трапезной была уничтожена, исчезли два купола на нефе.В 1946 году помещение церкви было отдано под областной архив, работники которого провели своими силами ремонтные работы. В результате все расписные стены были покрыты толстым слоем штукатурки.В 1967 году, после переезда архива в другое здание, в церкви был размещен отдел Краеведческого музея, посвященный военно-морскому флоту России.
Только в 1970 году начались восстановительные реставрационные работы церкви, однако в 1973 году Успенский храм оказался затопленным в результате заполнения воронежского водохранилища.
За спасение святыни боролся весь город, однако только к празднованию трехсотлетия русского флота были выделены деньги на реконструкцию собора.
На сегодняшний день Успенская Адмиралтейская церковь является одной из самых красивых и величественных в Воронеже. Сюда приходят люди со всех уголков России, чтобы прикоснуться к святыне, почувствовать запах истории, найти умиротворение и покой в молитве.

У самой кромки водохранилища приютилась полуразрушенная церковь. С водной глади ли, с холмов правобережья — отовсюду привлекает она взор. Колокольня хранит следы былого ремонта, в стенах трапезной видна недавняя кирпичная кладка, над куполом парят золоченые кресты. И тут же всюду — следы запустения, разрушения, грядущей гибели памятника. Широкие трещины в стенах, разгромленные оконные проемы, вода вокруг церкви и внутри нее. Самое страшное — висящая в воздухе арка свода храмовой части: поддерживавший ее столб недавно рухнул. Над аркой — многометровая толща кирпичной кладки. Как долго она продержится, никто не знает. Такой предстает перед воронежцами Успенская церковь конца XX века, приобретшая в городе печальную и одновременно громкую известность. Судьба ее дорога и верующим, и атеистам. За последние двадцать лет обо всех воронежских храмах вместе взятых не написано столько, сколько об одной Успенке. Причина интереса — не только во внешней красоте здания и его древности, в примечательности исторических событий, свидетелем которых оно было, но и в том, что в эти годы церковь оказалась на краю гибели.
Полное название церкви — Успения Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии. Что же это за престольный праздник, который отмечается 15 (28) августа? Он славит «мирную, тихую, святую и блаженную кончину» Богородицы. Ее земная жизнь окончилась спустя 15 лет после распятия Иисуса Христа. О предстоящем неизбежном в человеческой жизни событии Ее уведомил архангел Гавриил. Пречистая Дева с радостью стала готовиться к переселению в небесную обитель Сына своего. Сам Иисус Христос явился принять душу Матери и вознес ее на небо. Тело погребли в Гефсимании, но на третий день дивным смотрением Божиим оно тоже было взято в вышние дали.
Приречная церковь — одно из самых древних и самое примечательное по своей исторической судьбе культовое сооружение края. Точное время ее закладки не установлено, но во всяком случае это произошло в первые два десятилетия существования крепости Воронежа. В первое свое столетие церковь была монастырской. Успенский мужской монастырь возник около 1600 г. «поставленном царя Бориса» (Годунова). Можно предположить, что сразу же в нем построили и церковь. Все монастырские здания в тот момент были деревянными. Полая вода периодически затопляла пойму, из-за чего кельи и храм загнивали. Особенно сильный разлив случился в 1616 г. Уже тогда Успенскую обитель намечено было перенести от реки на возвышенное место, где сейчас находится Алексеиево-Акатов монастырь, но с исполнением медлили.
В конце XVII в. игумен монастыря Тит решил воздвигнуть каменный, в два света, пятиглавый храм вместо старого деревянного. Храм этот был рассчитан примерно на пятьсот человек и задумывался в форме четырехгранного столба. Колокольня планировалась низкой, в один ярус, и должна была примыкать сразу к храмовой части, без трапезной. Историк церкви конца прошлого века Д. И. Самбикин высказал предположение, что в эти годы положение Успенского храма «возвысилось до степени главного соборного в Воронеже», поскольку церковь строилась пятиглавой, а это в старину служило признаком главенства собора в городе.
На счет того, начал ли игумен Тит это строительство и когда оно завершилось, существует несколько мнений и называются разные даты освящения каменной постройки. Е. А. Болховитинов и вслед за ним Д. И. Самбикин указывают на 27 декабря 1699 г. Священник церкви и автор очерка о ней в «Воронежской старине» (1906) Федор Лукин переносит это событие на пять лет вперед, на 27 декабря 1694 г. Такая датировка вызвала большее предпочтение краеведов и вошла в официальные издания о памятниках истории и архитектуры Воронежа.
Но и 1694, и 1699 гг. как время окончания строительства каменной Успенской церкви вступают в противоречие с другими документами. Осенью 1694 г. был составлен чертеж прилегающей к монастырю местности (поводом послужил спор о принадлежности мельницы на одном из речных протоков). Чертеж монаха-картографа сохранился в одном из московских архивов и опубликован в книге историка В. П. Загоровского «Воронеж: Историческая хроника» (1989). На этом рисунке церковь предстает деревянной и трехглавой. Это вроде бы не противоречит принятой датировке, ибо чертеж относится к осени 1694 г. Но точно так же Успенский храм выглядел и в феврале 1703 г. — деревянный, трехглавый. В таком виде его зарисовал голландский путешественник и дипломат Корнелий де Бруин, побывавший в нашем городе. Гравюра с его рисунка не раз публиковалась, и каждый может убедиться в правоте моих слов. К тому же, повествуя в своих записках о Воронеже, Корнелий де Бруин упоминает обо всех каменных постройках, но по поводу Успенской церкви такого сообщения нет.
Знаток воронежской архитектуры, бывший директор краеведческого музея А. П. Соловьев придерживается иной точки зрения. С той наблюдательной позиции, которую занимал голландец, из пяти глав церкви будут видны только три, а две другие закрываются в проекции. И второе, считает он: Успенка на гравюре все же каменная, а не деревянная: заведомо деревянные постройки заштрихованы иначе.
Мне, однако, ближе точка зрения В. П. Загоровского на то, что Успенская церковь перестроена в каменную сразу после 1703 г. В таком случае, кстати, становится понятнее ее пятиглавие: в начале XVIII в. она действительно приобрела статус главного воронежского храма. Так или, иначе — Успенская церковь является древнейшим каменным сооружением в городе и уступает пальму первенства лишь церкви Алексиево-Акатова монастыря, возведенной в 1674 г.
В архитектуре Успенской церкви специалисты (Н. Валукинокий, Г. Лукомский, Ю. Успенский) отмечали влияние средневекового зодчества Руси, оно отчетливо проявляется в высоком квадратном нефе, увенчанном пятью главами. Это и есть самая старая часть церкви, ибо трапезной и колокольни в их сегодняшнем виде тогда не было.
Не только старинной архитектурой привлекает внимание Успенская церковь. Дело еще и в том, что это единственный сохранившийся памятник, связанный с кораблестроением в Воронеже в конце XVII — начале XVIII в. Петр I, впервые приехавший в наш город в феврале 1696 г., нашел здесь наиболее удобное место для создания флота. В короткий срок близ Успенского монастыря выросла Немецкая слобода, на острове было возведено адмиралтейство, включавшее в себя цитадель (крепость), каменный цейхгауз и «парусный двор». Поблизости построили дворец царя, дома его сподвижников А. Меншикова, Ф. Апраксина, Ф. Головина, Н. Зотова. По обе стороны монастыря тянулась верфь. После богослужения в Успенской церкви 2 апреля 1696 г. на воду спустили первый корабль — галеру «Принципиум», чуть позже — многопушечный корабль «Апостол Петр». Построенный в Воронеже флот дал возможность русской армии 19 июля 1696 г. взять турецкую крепость Азов. Россия тем самым получила выход к Азовскому и Черному морям.
Строительство флота продолжилось с удвоенной энергией. В 1700 г. по чертежам самого царя был построен корабль «Предестинация», в 1703 г. — «Разженое железо», «Святой Георгий», «Святая Наталия». В 1704 г. на рейде против города стояли многопушечные галеасы «Дельфин», «Вингельгак», «Воронеж», на стапелях строилась «Ластка», на берег вытащены «Старый Орел», «Спящий Лев», «Самсон», «Шпага».
Мужской монастырь, оказавшийся в эпицентре событий, мешал верфи; в 1700 г. он был упразднен Петром I и слит с Алексиево-Акатовым. Успенская церковь превратилась в Адмиралтейскую и стала местом торжественных церемоний при спуске на воду парусников. Богослужения в ней совершал и первый епископ воронежский Митрофан, часто бывал сам Петр, который по легенде даже пел на клиросе.
Строительство флота длилось до 1711 г. Свидетелем тех славных событий осталась одна Успенская церковь: часть построек сгорела в пожаре 1748 г., часть разрушена временем и небрежением наших предков. Цейхгауз погиб при взрыве немецкой бомбы в 1942 г.
С прекращением кораблестроительных работ Успенская церковь стала обычной приходской. К тому же после стихии 1748 г. приход превратился в один из беднейших в Воронеже, ибо состоятельные граждане начинают переселяться от реки на верхнее плато. К началу XIX в. благосостояние церкви несколько улучшилось. В 1808 г. была построена трехъярусная колокольня, соединенная воедино с храмовой частью, и «увеличена церковь» (возможно, под этим понимается появление трапезной с двумя придельными алтарями — в честь Богоявления Господня и во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских). В 1880-1881 гг.

— новый ремонт: вся церковь «подверглась переделке», увеличены в размерах окна первого яруса, снесена паперть у северного входа, со стороны реки устроена каменная ограда вместо земляного вала, к колокольне пристроена караулка. Заново переписан иконостас храма.
В то время близ церкви стоял каменный дом для причта, построенный в 1873 г. В 1894 г. появилась богадельня, основанная на средства купчихи Е. Гардениной, половину здания занимала школа грамоты для девочек. Из достопримечательностей в начале нынешнего века в Успенке отмечались рукописные ноты старинной духовной музыки, освятительный крест, найденный при ремонте, и стул с высокой спинкой, обитый черным сафьяном, изготовленный по преданию самим Петром Великим. 811 прихожан содержали причт — священника, дьякона, псаломщика, поддерживали достойный вид храма. Справедливости ради надо оказать, что в 1911 г. воронежские газеты отмечали ветхость Успенки, вызванную временем.
Кладбища вокруг церкви не было, хотя еще в 1920-е гг. в ограде сохранялись две надгробные плиты — священника отца Симеона (1758) и прихожанки Прасковьи Петровой (1763).
Успенская церковь благополучно пережила изъятие ценностей (которых у нее было немного) производившееся после революции. В 1932 г., казалось, для нее вновь настал период возвышения. В связи с закрытием Троицкого Смоленского собора архиепископ Захария (Лобов) вынужден был перенести свою кафедру в Успенскую церковь. К сожалению, в результате политического и канонического раскола в русском православии умы и сердца многих священников оказались затронуты смутой. Клир Успенского собора приложил руку к аресту в 1935 г. главы епархии и к обвинению его в антисоветской агитации. Захария был осужден и отправлен на пять лет в лагерь.
Не ужился с успенскими священниками и архиепископ Петр (Соколов). Конфликт зашел так далеко, что владыка вынужден был апеллировать к авторитету заместителя патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия. Тот объявил штат Успенской церкви состоящим в расколе и пригрозил им лишением сана за неповиновение своему епископу. Указ действия не возымел. Осенью 1936 г. Петр был арестован и умер вскоре после вынесения приговора.
Захарию и Петра обвиняли священник Иван Котов, псаломщики Илья Назарченко и Павел Долгополов, церковный староста Илья Скрипицын. При этом и сами они не минули жерновов карательной машины. Священник-обновленец В.Т. Попов, он же секретный сотрудник органов по кличке «Петроградский», так передал ответ Долгополова на вопрос, какому архиерею они подчиняются: «Все архиереи перешли на сторону Советской власти. Митрополит Сергий тоже признал Советскую власть, поэтому мы не стали ему подчиняться. Митрополит запретил нам служить, но мы не подчинились, служим, как и служили». Действительная причина неповиновения церковной дисциплине была вовсе не в этом. Просто надо было свести счеты со строптивыми епископами.
В феврале 1940 г. Успенскую церковь закрыли, здание передали горсовету Осоавиахима. Во время Отечественной войны здание пострадало: сгорела кровля трапезной и нескольких куполов, в арке и в боковых стенах нефа от близких взрывов появились трещины. Часть стены отклонилась от оси из-за распора свода.
Летом 1946 г. пустующую церковь передали областному архиву под хранилище документов. Архив провел ремонт: покрыл тесом трапезную, оштукатурил стены изнутри (уничтожив при этом росписи), растесал окна трапезной. В начале 1950-х гг. весь двор церкви был занят огородами, уничтожена отмостка, разобрана кирпичная подпорная стенка, предохранявшая от разлива реки. В 1956 г. в стенах трапезной также появились трещины.
В 1967 г., выстроив новое помещение, архив покинул Успенскую церковь. В 1969 г. горисполком передал ее краеведческому музею под экспозицию по истории военно-морского флота. Московский архитектор Б. Л. Альтшуллер выполнил проектные работы, и в 1970 г. началась реставрация. Но надеждам на возрождение церкви не суждено было сбыться: в апреле 1972 г. произошлошло затопление чаши водохранилища. При этом никакие защитные меры для предотвращения подтопления церкви не были осуществлены. В 1973 г. еще продолжали подновлять кирпичную кладку, а храм уже окружала вода.
В начале века 811 человек содержали церковь в приличном состоянии. Теперь ее пытается спасти почти миллионный город. Разработан проект подъема церкви на 2-3 метра и подведения под нее бетонного фундамента с гидроизоляцией. Стоимость работ при нынешней инфляции определить невозможно. Какие-то средства ежегодно выделяют Министерство культуры и областная администрация. Регулярно жертвуют на ее восстановление воронежцы: приметой городского пейзажа стали копилка, плакаты, посвященные истории храма, и главный «сборщик» В. И. Левченко с мегафоном в руках. Подготовительные работы начались, смогут ли они осуществиться полностью? Грядет трехсотлетие морского флота России, такой же юбилей будет и у церкви. Сохранить и обустроить Успенку к этому сроку — дело чести местной администрации и горожан.
Воронеж, 1996 год.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *