Унификация церковных обрядов

Унификация церковных обрядов

ЛЕКЦИЯ 21. Церковный раскол.

После Смутного времени роль церкви заметно возросла. Это связано с именем патриарха Филарета, который сосредоточил в своих руках светскую и духовную власть и фактически в течение 14 лет правил Россией. К середине XVII века начинаются изменения отношений между церковью и государством. Поводом для этого стала попытка патриарха Никона поставить духовную власть выше светской («священство выше царства»). Централизация русского государства требовала унификации церковных обрядов. Уже в XVI веке на Стоглавом соборе был установлен общерусский пантеон святых. Однако в богослужебных книгах сохранялись значительные разночтения, вызванные нередко ошибками переписчиков. Распространение книгопечатания позволяло установить единообразие текстов, но прежде требовалось решить по каким образцам вносить исправления.

В 1640-е гг. возник кружок «ревнителей древнего благочестия», в который входили будущие враги Никон и Аввакум-между ними шли споры, по каким образцам вносить изменения — по греческим или древнерусским. Определяющую роль в решении этого вопроса сыграли политические соображения. Стремление сделать Москву центром мирового православия требовало сближения с греческим православием. Между тем греческая церковь со времен введения православия на Руси пережила ряд реформ и значительно отличалась от древней русской.

В 1652 году Никон стал патриархом и, опираясь на поддержку Алексея Михайловича, стал с 1653 года решительно проводить реформы в жизнь. Он начал реформу по унификации обрядов. За образец были взяты греческие правила и обряды.

Причины реформы Никона:

Централизация государства требовала унификации (установления единообразия церковных обрядов).

Стремление сделать Россию центром мирового православия после гибели Византии (в планы Алексея Михайловича входило объединение православных церквей Украины и балканских стран с русской церковью, а для этого нужна единая обрядность).

Искажение текстов церковных книг и церковных обрядов

Необходимость наведения порядка в церковной жизни

Содержание реформы Никона (1653-1656 гг.)

o Устанавливалось единое богослужение по греческому образцу

o Вводилось крестное знамение тремя пальцами

o Земные поклоны заменялись поясными

o Во время крестного хода двигались навстречу солнцу

o «Аллилуйя» стали произносить трижды, а не дважды

o Иначе стали писать имя Христа-Иисус, вместо старого Исус

Никон, считавший духовную власть выше светской, стал ставить себя выше монарха. Это вызвало недовольство Алексея Михайловича, который перестал приглашать его на многие важные церемонии. Никон демонстративно покинул Москву и уехал в Ново-Иерусалимский монастырь, ожидая, что его попросят вернуться, но в 1666 году царь собрал церковный собор, который лишил его сана (это усилило положение светской власти). На этом же соборе были осуждены противники церковной реформы.

1666 год-считается началом раскола русской православной церкви. Против никоновских реформ резко выступил протопоп Аввакум. Своими проповедями он призывал бороться с реформой.

Аввакума пытались переубедить, а не сумев, предали анафеме. Он и его сторонники (раскольники, старообрядцы) подверглись репрессиям. В 1681 году его сожгли на костре. Раскол стал одной из форм социального протеста масс, связывавших ухудшение своего положения с церковной реформой. Старообрядцы уходили от преследования в глухие районы, где основывали свои общины, при приближении войск часто сжигали себя. Не приняли реформ Никона монахи Соловецкого монастыря, которые 8 лет выдерживали осаду царских войск. Среди старообрядцев были и представители господствующих слоев, например, боярыня Морозова.

Причины раскола:

-Психологическая неготовность части верующих и духовенства к восприятию религиозных новшеств (для многих нововведения означали, что всю свою жизнь он жил неверно)

-Противоречия в церковной среде.

В.Суриков «Боярыня Морозова» (1887; передвижничество)

Территория Сандовского района в раннем средневековье входила в состав Бежецкой пятины Новгородской земли и Бежецкого верха, в конце XV века вошла в состав Московского государства. В княжении Василия Темного (1425-1462 г.г.) значительная часть Сандовских земель была пожалована польскому вельможе Станиславу Мелецкому, перешедшему на московскую службу и принявшему православие.

Сандово впервые упомянуто в письменных источниках в 1500 году, как вклад В.А.

Неледенского, одного из потомков Мелецкого, в Антониев Краснохолмский монастырь: «В том селе Сандово крестьянских и бобыльских 7 дворов».

Площадь района в его современных границах составляет 1608 квадратных километров. Территория Сандовского района, как и всей Тверской области, является частью Великой Русской равнины и представляет собой всхолмленную низменную равнину. В формировании современного рельефа большую роль сыграло Днепровское оледенение: отступавший ледник оставил за собой моренные гряды и низменности, прокладывались русла современных рек. Богата и разнообразна фауна нашего района. Здесь мы встречаем представителей почти всех царств животного мира. Наряду с крупными обитателями лесов: медведями, кабанами, лосями, есть и десятки мелких млекопитающих.

В августе 1929 года Сандовская, Лукинская и Топалковская волости образовали Сандовский район, в составе Бежецкого округа он вошел в Московскую область.
В 1932 году районный центр из села Сандово перенесен в деревню Орудово при железнодорожной станции Сандово, а само село Сандово было переименовано в Старое Сандово.

С 1935 года Сандовский район входит в состав Калининской области.

В феврале 1963 года Сандовский район был присоединен к Весьегонскому району, но в январе 1965 года восстановлен.

С 1967 года центр Сандово стал поселком городского типа.

В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов жители района воевали на фронтах с немецко-фашистскими захватчиками. В 1941 – 1942 г.г. Сандовчане отправили 368 вагонов хлеба действующей Армии, 672 вагона хлеба получил фронт в 1943 – 1944 г.г., на строительство танковой колонны собрали 4,5 млн. рублей. Оказывали помощь жителям освобожденных районов области – отправлено 31,5 тыс. голов скота, тысячи предметов домашнего обихода, десятки пудов хлеба. С начала войны на фронт было мобилизовано 8586 человек, не вернулись с фронта 5840 человек. Более 2000 сандовчан награждены орденами и медалями. Пятерым жителям района присвоено звание Героев Советского Союза.

В честь 30-летия победы, 9 мая 1975 года, в поселке Сандово на привокзальной площади был открыт памятник воинам-землякам, павшим в боях за Родину в годы Великой Отечественной войны.

В 50-60-е годы быстро росла техническая оснащенность колхозов и совхозов Сандовского района. Хороших показателей в работе добились и промышленные предприятия. В 1966 году 92 передовика производства награждены орденами и медалями СССР.

В 70-е годы 14 передовиков производства были награждены орденом Ленина.В 1973 году за успехи в земледелии Сандовский район был награжден Красным знаменем.

За труд и любовь к родному краю 2251 сандовчанин награжден медалью «Ветеран труда».

В 1978 году в поселке открыт филиал Краснохолмского СПТУ.

В 80-е годы в Сандовском районе завершается строительство лечебных корпусов районной больницы, трехэтажной пристройки Сандовской средней школы. В поселке построены новый дом культуры на 400 мест, новая аптека, автозаправочная станция, почта, АТС, новый железнодорожный вокзал, торговый центр, льнозавод. Ведется большое жилищное строительство.

В 2003 году начали свою работу такие организации и предприятия, как ООО «Горизонт» (строительство), ООО «Сангор» (переработка мяса), Спортивно-молодежный центр; в 2004 году — ООО «Арм-Росс» (добыча песчано-гравийной смеси), Культурно-молодежный центр (зал цифрового кино, компьютерный клуб).

В районе приняты и работают программы: «Развитие сельского хозяйства», «Жилище», «Улучшение водоснабжения населенных пунктов района», «Развитие образования», «Развитие сферы культуры», «Развитие здравоохранения».

Очерки по истории Сандовского района Тверской области «От древних времен до XX века»
Очерки по истории Сандовского района Тверской области «XX век»

  • Обновленческий раскол в Русской Православной Церкви в XX веке

    Выяснение аспектов взаимодействия власти, церковных реформаторов и ревнителей церковных традиций. Изучение неясных моментов в истории обновленческого раскола в Русской Православной Церкви в XX веке. Решения обновленческих лжесоборов 1923–1925 годов.
    дипломная работа , добавлен 04.09.2014

  • Русская православная церковь в XVII веке

    Рассмотрение задач церковной реформы середины XVII века. Причины раскола Русской православной церкви. Анализ особенностей осуществления церковной реформы патриархом Никоном. Характеристика духовных предпосылок проведения церковной реформы XVII века.
    дипломная работа , добавлен 23.04.2016

  • История русской церкви

    Принятие восточными славянами христианства в X в. Значение этого события для Руси. Роль православной церкви в собирании русских земель и борьбе с ордынской зависимостью. Церковный раскол XVII века – отражение усиления светской власти русского царя.
    реферат , добавлен 27.08.2013

  • Реформаторская деятельность в автокефальной Русской Православной церкви (середина XVII — начало XX вв.)

    Положение дел в Русской Православной Церкви в первой половине XVII в. Сущность церковной реформы Патриарха Никона. Секуляризационные тенденции в Русской Православной церкви во второй половине XVIII в. Либерализация церковной политики начала XX в.
    дипломная работа , добавлен 29.04.2017

  • Россия в XVII веке

    Социально-экономическое, политическое и культурное развитие России в XVII в. Смута в Русском государстве. Внешняя политика страны. Народные восстания и их причины. Принятие «Соборного Уложения» 1649 г. Раскол православной церкви, церковные реформы.
    дипломная работа , добавлен 25.10.2013

  • Православная церковь в истории России

    Принятие христианства на Руси. Религиозная реформа князя Владимира. Православная церковь в период складывания и укрепления Московского государства. Церковь в XVII веке. Итоги церковной реформы, церковный раскол. Ликвидация патриаршества в XVIII веке.
    реферат , добавлен 05.11.2014

  • Личностный и социальный аспекты в расколе Русской Православной Церкви

    Личность патриарха Никона, влияние его преобразований на общество и на Русскую Православную Церковь. Борьба приходского клира за церковную реформу. Понятие раскола. Церковь как орудие господства дворянского государства в XVII в. Протопоп Аввакум.
    курсовая работа , добавлен 12.04.2009

  • Церковный раскол XVII века

    Изучение политического курса царя Алексея Михайловича в контексте развития самодержавия. Особенности правительственной политики в отношении русской православной церкви. Исторический анализ деятельности православного духовенства в отношении к расколу.
    реферат , добавлен 28.01.2015

  • Великий раскол русской церкви XVII века

    Анализ влияния изменений в социальной экономике и политическом развитии России XVII в. на взаимоотношения между представителями духовенства. Вопрос о редактировании богослужебных книг. Стремление Никона к унификации русской церковной богослужебной сферы.
    реферат , добавлен 13.10.2015

  • Церковь и государство в XVII веке. Реформа Никона

    Изучение взаимоотношения церкви и государственной власти, организации кружка ревнителей древнего благочестия. Анализ биографии и деятельности Никона, его церковной реформы. Характеристика укрепления нравственных устоев, порядка и дисциплин духовенства.
    реферат , добавлен 18.01.2012

  • ВИЗАНТИЙСКИЙ ОБРЯД – термин, принятый в современной западной науке для обозначения литургической традиции, зародившейся на Востоке Римской империи, использовавшейся греческими патриархатами древности и сохраняющейся и после падения Византии в богослужении православных поместных церквей вплоть до настоящего времени.

    Однако по своему содержанию термин не вполне корректен в силу нескольких причин. Во-первых, в византийскую эпоху на Востоке Римской империи сосуществовали несколько литургических традиций, частично они легли в основу византийского богослужения, частично исчезли или же сохранились лишь в богослужении нехалкидонитов. Наиболее важными для последующего православного богослужения стали традиции Константинополя и Иерусалима, которые в разные эпохи своего развития имели различную форму и, кроме того, оказывали друг на друга существенное влияние. Наконец, богослужение православных поместных церквей и после падения Византии, и в настоящее время (причём нередко в каждой из церквей по-своему) продолжает развиваться, поэтому, по мнению специалистов, говорить о византийском обряде как о некой определённой традиции невозможно. Само употребление слова «обряд» для обозначения целой богослужебной традиции изначально являлось попыткой свести её только к обрядовой стороне. Не случайно название «византийский обряд» активно использовалось иезуитами в период между мировыми войнами, преимущественно в Восточной Польше, для распространения унии, когда совершение богослужения католическими священнослужителями по православному чину преследовало цели прозелитизма. Официальное признание термин «византийский обряд» получил в католической церкви только в 1960 гг. после переиздания ряда греческих и славянских литургических книг и особенно на фоне решений второго Ватиканского собора (1962–1964 гг.). В Кодексе канонического права Восточных католических церквей сам термин «обряд» определяется уже шире (как литургическое, богословское, духовное и дисциплинарное наследие), но связывается с богослужением автономных церквей (sui juris), иерархия которых признана Римом (Codex canonum ecclesium orientalium). Тем не менее, в силу изложенных выше причин термин «византийский обряд» не может считаться адекватным определением богослужения православной церкви. См. также Восточные литургические обряды.

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *