Умное делание о молитве иисусовой

Умное делание о молитве иисусовой

№40 (841)

Что такое молитва? В чем ее сущность? Как научиться ей?

Что переживает дух молящегося в смирении сердца христианина? Все эти вопросы должны бы постоянно занимать ум и сердце верующего, ибо в молитве человек беседует с Богом. И святые отцы, и учители Церкви дают ответы, основанные на благодатном озарении через опыт молитвенного делания, одинаково доступный и простецу, и мудрецу. Эти ответы собраны на страницах книги «Умное делание. О молитве Иисусовой. Сборник поучений святых отцов и опытных ее делателей».

Сборник составил в 30-х годах прошлого века игумен Валаамского монастыря Харитон (Дунаев). Книга неоднократно переиздавалась в России и за рубежом. Обращаясь к читателям, автор-составитель в предисловии пишет: «Среди вас есть многие, которые не знают, в чем состоит внутреннее дело богомысленного человека, а также не понимают, что такое богомыслие. И есть такие, кто ничего не знают о творимой умом молитве, но думают, что только теми молитвами подобает молиться, которые написаны в книгах церковных. Что же касается тайной беседы с Богом в сердце и происходящей отсюда пользы, они об этом отнюдь не знают и никогда не вкушали духовной сладости сего».

Автор сравнивает таких людей со слепорожденными. Тот, кто от рождения бывает слеп, тот «только слышит о солнечном сиянии, что же такое сияние, не знает». Так и те только слышат о богомысленном поучении и молитве, понимать же не понимают, по невежеству своему лишаются многих духовных благ. Посему, ради наставления простых, предлагается здесь кое-что для внутреннего обу-чения и для богомысленной молитвы, чтобы желающий с Божией помощью начал хоть немного наставляться. Духовное обучение внутреннего человека, по словам отца Харитона, начинается с таких Христовых слов: «Егда молишися, вниди в клеть твою и, затворив дверь твою, помолися Отцу твоему втайне» (Мф. 6, 6).

, при пострижении его в монашество, когда вручаются четки, называемые при этом мечом духовным, завещается непрестанное, денно и нощно моление молитвою Иисусовою. «По вступлении в обитель, – рассказывает игумен Харитон, – я возревновал о сем завещании для иноков и был руководим в этом своим старцем, который разрешал все мои недоумения, встречающиеся при молитве. По смерти же старца, за разрешением недоумений я был вынужден прибегать к писаниям богомудрых отцов. Извлекая из них существенное о молитве Иисусовой, я записывал все это в свою тетрадь, и таким образом с течением времени у меня составился сборник о молитве».

Как отмечает автор, «материал сборника разрастался из года в год, и потому не имеет строго систематического порядка и последовательности предметов». Для его составителя он служил справочником. Потом отцу Харитону пришла мысль издать сборник, в надежде на то, что, быть может, он поможет тем, кто ищет руководства для усовершенствования своей внутренней духовной жизни.

В сборнике встречаются повторения одного и того же – от искреннего желания сильнее запечатлеть в уме все то, о чем пишется. Итак, цель издания данного сборника – разнообразными способами и многократными повторениями уяснить способ производства Иисусовой молитвы, показать всю ее необходимость в деле нашего духовного служения Богу. Словом, напомнить как современному монашеству, так и всем ревнующим о своем душевном спасении древлеотеческое учение об умном делании и о борьбе со страстями.

Тем более, что ныне о молитве Иисусовой, по словам святителя Игнатия, «люди, большею частью, имеют самое темное, сбивчивое понятие. Иные, считающие себя за одаренных духовным рассуждением и почитаемые многими за таковых, «боятся» этой молитвы, как какой заразы. Приводя в причину «прелесть» – будто бы непременную спутницу упражнения молитвою Иисусовою, сами удаляются от нее и других учат удаляться».

Далее святитель Игнатий говорит: «Изобретатель такого учения, по моему мнению, диавол, которому ненавистно имя Господа Иисуса Христа как сокрушающего всю его силу; он трепещет этого всесильного имени и потому оклеветал Его пред многими христианами, чтобы они отвергли оружие пламенное, страшное для врага, спасительное для них самих».

Сам собиратель, не смея и подумать назвать себя «умным молитвенником», осмелился лишь извлечь из сокровищницы святых отцов их богомудрые советы о непрестанной молитве.

В настоящий сборник входит около четырехсот изречений святых отцов и современных нам подвижников и, кроме того, целые поучения опытных в молитвенном подвиге подвижников благочестия, таких, как святитель Димитрий Ростовский, архимандрит Паисий Величковский, старец схимонах Василий. Вниманию читателей предлагается указатель, в котором перечисляются приведенные в книге изречения отцов, с указанием авторов и книг, откуда заимствованы сии изречения, со ссылкой на страницы настоящего сборника, на которых они напечатаны.

Иисусова молитва. Очень часто люди не понимают, как некоторые молятся беспрестанно, когда это несовместимо с молитвой: во время работы, чтения, разговора, еды, сна и так далее. Ответить на этот вопрос можно всего лишь двумя словами – Иисусова молитва. Православные христиане часто практикуют данный вид молитвословия, совершенствуя свои способности и очищая разум от лишнего. Они непрестанно находятся перед Богом, который защищает их от злых помыслов и деяний. Каким же образом это может происходить?

Всё очень просто – большинство людей знают, что свести Иисусову молитву можно к двум словам: «Господи, помилуй». Ведь намного важнее не количество, а качество и смысл, который мы вкладываем в прочтение той или иной молитвы. Её нужно повторять не только во время проведения церковной службы или домашнего прочтения, но и во время путешествия, еды или отхода ко сну. Если вы разговариваете с товарищем, то должны в глубинах своего сознания помнить эти два заветных слова, а также вспоминать смысл, который заложен в них. Таким образом, мы сможем гораздо ярче ощущать присутствие Иисуса Христа, который предстаёт перед человеком в образе Спасителя.
Чем полезная Иисусова молитва. Данное молитвословие обладает некоторыми особыми свойствами. В первую очередь – это присутствие в словах Божьего имени, которое мы неоднократно подчеркиваем и храним в памяти.

Когда верующий произносит имя Бога, то должен делать это с огромным почтением и благоговением.

Следующее полезное свойство Иисусовой молитвы – это доступность для каждого человека (любого возраста и пола) и простота произношения. Здесь не требуются некие специальные приспособления, книги, много времени или специально отведённые места. Это, возможно, главное её достоинство, которое превосходит остальные православные молитвы.
И в завершение, нужно отметить еще одно достоинство, отличающее Иисусову молитву – в ней мы способны исповедать свои грехопадения или злодеяния.

Практика молитвы Иисусовой. Как мы писали ранее — если человек только стал на благодатный путь молитвы в честь Иисуса Христа, то нужно помнить не о количестве, а о качестве. Начинать прочтение нужно с медленного произнесения молитвы вслух. Рекомендуется добиваться участия сердца и души в молитвословии. Не нужно стремиться сразу, прочитать Иисусову молитву большое количество раз. Даже если вы проговорите 5-10 раз слова в честь Спасителя, то ваше сердце отзовётся на словесные призывы, чего для начала будет более чем достаточно.

Еще рекомендуется сразу после пробуждения произносить Иисусову молитву. Также если у человека появляется свободная минута, то лучшим решением для заполнения этой пустоты – очередное прочтение Иисусовой молитвы. Если прихожанин научился просыпаться и ложиться спать с воспоминаниями об Иисусе Христе, то получит в будущем огромную поддержку и осознание собственного назначения.

Книги о молитве Иисусовой. Среди большого количества священных писаний мы должны выделять самые выдающиеся: «На горах Кавказа», «Откровенные рассказы странника своему отцу», пятитомное собрание Преподобных Отцов (4-14 века) «Добротолюбие». Что касается последнего источника, то книга считается настоящим сокровищем религиозного мира и духовного опыта. В «Добротолюбии» содержится перечень наставлений об Иисусовой молитве, а также о способах очищения ума и сердца.
Дай нам Бог каждому человеку учиться у опытных наставников, пользуясь священными книгами Святых Отцов, ведь это кратчайший путь познать многовековую историю становления религии.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *