Ум и сердце

Ум и сердце

Своим главным соперником в обладании человеком Ум обоснованно считает Сердце. В этом смысле, сознание Ума и сознание Сердца действительно зачастую противоположны.

Ум берет, Сердце – отдает.

Ум заботится о «себе любимом», Сердце – о других, о мире.

Ум выгадывает, Сердце – бескорыстно.

Ум стереотипен, он ищет шаблон и клише, Сердце – творит и созидает.

Ум труслив, Сердце всегда готово к порыву, подвигу, полету.

Ум лжив, Сердце – всегда говорит правду.

Ум гневлив, злопамятен и мстителен, Сердце всегда прощает.

Ум рационален и ограничен, Сердце – свободно и безгранично.

Ум превращает людей в «нелюдей», в животных, толпу, электорат, стадо, быдло, а Сердце – создает лидеров, гениев, творцов, героев, святых.

Ум человека – это его сон, Сердце — его пробуждение….

Если поискать часто употребляемые прилагательные к слову «Ум», можно найти такие: трезвый, рациональный, быстрый, расчетливый, мрачный, логичный, холодный, решительный. Но если попробовать использовать эти прилагательные к слову «Сердце», то ничего не получится, попробуйте сами: «трезвое сердце, рациональное сердце, быстрое сердце…».

И наоборот, популярные прилагательные к слову «Сердце» – любящее, милое, горячее, отзывчивое, доброе, всеобъемлющее, заботливое– невозможно использовать со словом «Ум».

Хотя некоторые негативные прилагательные к слову «Сердце»: злое, жесткое, пустое, черствое, холодное, можно использовать и со словом «Ум». О чем это говорит? Да все очень просто, это говорит только о том, что человек бессердечен, что у него работает только Ум, а Сердце действительно: пустое, черствое и холодное….

Голос Сердца

Противостояние Ума и Сердца, наверняка, испытывал каждый из читающих эти строки. Например, вечером, когда вы ехали домой в метро, вы могли услышать внутри себя заботливый голос Ума, что-то типа:

«Дорогой мой! Какой ты молодец сегодня! Столько хороших и полезных дел сделал! Ты так сегодня самоотверженно трудился! Ты работал с 9 утра до 9 вечера! А кроме того, ты сегодня еще и такой милосердный – бабушку перевел через дорогу и нищему дал 10 рублей! Ты так устал за день. Вон в уголочке вагона освободилось место на скамейке, садись, отдохни, у тебя еще 30 минут дороги домой. И все знают, что у тебя очень отзывчивое сердце, что ты можешь легко уступить место женщине или пожилому человеку. Поэтому, чтобы тебя не мучила совесть, сядь, и открой перед собой газету и просто держи ее перед собой. Ты можешь вообще ее не читать, просто закрой глаза и отдыхай. Подремли немножко. ТАК твой отдых никто не потревожит…».

Но если вы прислушаетесь в этот момент к себе, то услышите и другой, спокойный, но очень убедительный голос, – голос Сердца:»Дружок! Тебе всего 40 лет! Как тебе не стыдно! Ну-ка, быстро встал и освободил место бабушке!»…

Именно этот непонятный диалог и происходит, когда по ночам мы не можем заснуть и, ворочаясь с боку на бок, слышим какой-то внутренний разговор, что-то типа: «А вот если бы он мне не сказал…, я бы не ответила…, но если бы он сделал…, то уж я точно бы…».

Только ночью, в тишине, когда стихает городская суета и выключается телевизор, мы неожиданно начинаем слышать не только свой Ум, но и голос собственного Сердца. Эти внутренние диалоги не дают нам заснуть, а иногда в это время на нас накатывает беспричинная тоска и «на душе кошки скребут». Это состояние иногда называют также «муки совести».

Возможность услышать голос Сердца – это есть очень важное событие в жизни человека. Ведь, как правило, голос Сердца это «привет» из детства. Именно в детстве мы его слышали всегда. Но что же случилось с нами, когда мы повзрослели? Почему и когда мы перестаем слышать собственное Сердце? Каким образом возникает это противостояние Сердца и Ума?

«Будьте, как дети»

Почему мудрецы и священные писания говорят нам: «Будьте, как дети»? Авы просто понаблюдайте за играющим ребенком. Как он увлечен, как самодостаточен, как счастлив! И как он прекрасен! Ведь в игре ребенка нет Ума, а соответственно расчета или выгоды. Игра ребенка – это и есть та самая медитация, которую мы безуспешно хотим постигнуть в зрелом возрасте.

В игре ребенок открыт, и если он отдается ей максимально, то его силы быстро восстанавливаются, в соответствии с принципом «Чем больше отдаешь – тем больше получаешь». В игре ребенок является творцом и создателем, а кто по определению у нас Творец и Создатель? Правильно, именно Богом неосознанно является наш ребенок. Но только до того момента, пока ему не закричат родители: «Юрик, хватит играться, ну-ка займись делом – сходи в булочную и вынеси заодно мусор. Юрик, я кому сказала! Ну почему же ты такой непослушный!»…

Увы, именно на послушании и страхе основано всё образование и воспитание наших детей, причем не только в садике или школе, но в первую очередь – дома. Наказать, напугать, строго приказать, чтобы ребенок «старался», чтобы «слушался», чтобы поступал «как велено». Именно в этот момент у ребенка рождается Ум, который в попытке избежать окрика или наказания родителей начинает заслонять Сердце. Сердце ведь умеет только защищать, но совсем не умеет защищаться. Поэтому за дело защиты и выживания берется Ум, который даже у маленького ребенка очень быстро становится изощренным и лживым. И этому неосознанно способствуем мы сами, как например, в таком случае.

Папа у телевизора смотрит футбол. Звонит телефон. Папа кричит ребенку: «Сынок, возьми трубку, и если будут спрашивать меня, скажи, что папы нет дома».

Папа абсолютно не понимает, что в эту минуту он учит ребенка лжи. Вот он папа – лежит на диване перед ребенком, а говорит, что «его здесь нет». Являясь для ребенка абсолютным авторитетом, папа тем самым фактически учит ребенка, что «врать не только можно, но и нужно»!

Вот таким незатейливым способом, походя, формируется, взращивается и воспитывается Ум ребенка. И если родители лживы, то ложь входит в ментальное сознание их детей непреложной ценностью. Если родители воруют, то это знак ребенку – в будущем поступать также. А если родители дома грубят и дерутся – то дети вырастают грубиянами и драчунами. Ведь для ребенка именно папа и мама являются «Богами» – они кормят и поят, гладят по головке, дают карманные деньги. Именно так и ни как иначе вырастают смелые или трусливые, добрые или злые, честные или вороватые люди или людишки….

Родители ведь никогда не говорят ребенку: «БУДЬ СОБОЙ». Наоборот, они внушают, умоляют, требуют от ребенка, чтобы он был «КАК ВСЕ». Чтобы он «не высовывался», «не бегал», «не играл», «не гулял», «не кричал», «не стучал», «не пел»…

Ребенок для родителей становится только «инструментом» исполнения их желаний, поэтому он с детства слышит бесконечные родительские: «принеси», «дай», «сходи», «включи», «выключи», «убери» и тому подобное. А иногда ребенок становится аргументом значимости и авторитета, когда его, как зверушку, демонстрируют всем гостям, заставляя залезать на стул и читать стишок…

Для достижения послушания родители нередко просто «покупают» ребенка, переводя отношения с ним в разряд товарно-денежных: «Если уберешь за собой игрушки, дам тебе 10 рублей». Что это, если не интенсивное взращивание корыстного Ума и душонки (а не Души)?

Но при какой-либо неудаче или ошибке родители орут на ребенка: «Дурак, урод, скотина, ты, что не понимаешь, что ты натворил?». Родители абсолютно не понимают, что своим криком они низводят божественную сущность до ничтожества. А дети, разрываясь между звучащим внутри голосом Сердца и грубым окриком своих родителей, доходят до нервного срыва. Голос Сердца говорит ребенку: «Ты – Бог!», а голос родителей: «Ты – дерьмо!». Из-за этого дети, изнасилованные слепой материнской любовью или замордованные наказаниями отцов, становятся шизофрениками, убегают из дома, «подсаживаются» на наркотики или кончают жизнь самоубийством….

Далее за дело берутся школа, друзья, улица, священники, и на чистом детском листе Ума появляется не только имя, национальность или каста, но и главное правило Ума: «Я, Мне, Мое, Хочу и Дай»….

Какая же трансформация происходит в это время с сознанием ребенка? Маленький – он радовался всему происходящему, он делился и игрушкой и улыбкой, он был доверчив, открыт и честен. Ум у него еще не был сформирован, и его действиями руководило только Сердце (= сам Бог). Именно поэтому дети так бесстрашны, чисты и откровенны. Именно поэтому дети всегда так прекрасны и совестливы, но только до того момента, пока их Ум не разовьется и не развратится. И причина такого развития событий – отсутствие в семье, школе, церкви, стране, обществе – Любви.

О Любви

Главнейшаяпотребность любого человека, это не только спать, есть или дышать, но и любить и быть любимым. Эта потребность, в отличие от потребностей тела, есть отражение Единого, Истины, это – отражение Бога. И эта потребность есть у всего живого, не только у человека, но и у любого животного или растения.

Более того, потребность любить и быть любимым зачастую более сильная и важная, чем даже потребность есть или спать. Как пример, можно вспомнить лебедей, когда здоровая птица никогда не покидает свою больную подругу. Или историю брошенной собаки, которая не уходила в течение нескольких месяцев от станции московского Метро в ожидании хозяина. Она ничего не ела и умерла только оттого, что стала нелюбимой для хозяина и не смогла любить сама. Или человеческую историю и подвиг Януша Корчака, который руководил варшавским Домом сирот. В 1942-м, когда пришел приказ об уничтожении детей в концлагере Треблинка, он вместе со своими воспитанниками пошел в газовую камеру, ободряя и поддерживая детей до последнего мгновения, хотя и мог сам лично избежать этой участи. Им двигало Сердце, Любовь, Бог….

Мы же начинаем страдать от нехватки любви с детства. В детстве наши искренние отношения с родителями, неожиданно начинают разделяться, обуславливаться и зависеть. Мы как бы договариваемся с родителями, что будем ими любимы, если мы будем такими, какими они нас хотят видеть – послушными, исполнительными, беспрекословными. И отношения, изначально основанные на любви, становятся зависящими от принципа: «Я буду тебя любить, если ты станешь таким, как хочу этого я».

Ребенку кажется, что родители не любят его из-за каких-то недостатков или изъянов. Из-за того, что он – «плохой». Ребенок думает, что если он будет послушно исполнять родительскую волю (например, станет ходить в балетную школу или в церковь, начнет играть на скрипке или изучать французский), то он «исправится», станет «хорошим», что его «полюбят». Увы, эта конструкция ложная — она построена Умом, а не Сердцем….

Вырастая, такими же родителями становимся и мы сами. Мы «как бы любим» своих детей и вместо совместной утренней зарядки, покупаем ребенку очередную игрушку, а вместо совместной прогулки по лесу – видеокассету. Но ведь эта «как бы любовь» – не настоящая! От этих корыстных и лживых родительских отношений в ребенке рождается только душевный холод и расчетливость. И теперь, чтобы получить хотя бы «кусочек» родительского внимания в виде «пряника» или одобрения, ребенок будет стараться всегда предугадывать желания своих родителей, от которых он зависит. А в дальнейшем это станет его жизненной стратегией, его образом жизни.

И чем меньше в семье любви, тем меньше на него оказывает влияние Сердце и тем быстрее корыстно прогрессирует Ум ребенка. Эволюция ментального сознания ребенка достигает своего пика в тот момент, когда Ум полностью заглушает голос Сердца. И ребенок из открытого, искреннего и отзывчивого превращается в «умного». Внедренные в ребенка стереотипы поведения, суеверия, страхи, правила, условности, клише и штампы делают в итоге из человека — умную серость — тупое равнодушное высокомерное человекообразное существо….

«Любовь Ума»

Как уже упоминалось, корысть, расчетливость и бессердечность являются основными качествами нашего Ума. Такова же и природа «любви от Ума». Любовь «умных» – «О Господи, избави нас от этого!» – такая же корыстная, расчетливая и бессердечная. Поэтому «любовь Ума» всегда проявляется в своих низших качествах – вожделении, ревности, жадности и страхе, которые, как правило, переходят только в ненависть.

А все дело в том, что к какому бы объекту не привязывался наш Ум, он всегда считает его своей собственностью. И эта, приносящая удовольствие собственность – любимый человек – становится для Ума такой огромной ценностью, что даже сама вероятность поделиться ею с кем-либо вызывает гнев, ревность и агрессию. Ради обладания этой собственностью, Ум готов на любое действие, на любую подлость. Почему-то в миру, эту грубую и фальшивую страсть ассоциируют с любовью, хотя любви в ней не больше, чем в анекдоте: «Гиви, ты любишь помидоры? Есть – люблю, а так – нет»….

Такая псевдолюбовь начинается с раболепия перед объектом любви и всегда переходит в свою противоположную крайность – презрение и ненависть. И того, которого еще вчера «любил» и без кого жить не мог, сегодня ты готов уничтожить за любую мелочь жизни, за «тюбик зубной пасты, который он никогда не закручивал»…

Такая страсть корежит и раздирает очень многих, доводя до умопомрачения, до самоубийства или убийства.

Мы все – Боги!

Сальников Михаил

Когда-то Христос рассказал притчу народу.
3 … вот, вышел сеятель сеять;
4 и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то;
5 иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока.
6 Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло;
7 иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его;
8 иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать.
9 Кто имеет уши слышать, да слышит! (Матф.13:3-9)
И объясняет ученикам Своим значение этой притчи:
19 ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его — вот кого означает посеянное при дороге… (Матф.13:3-19)
Кто есть Сеятель – Бог,семя — Слово Его, почва — сердце. Почему Бог, в качестве почвы для Своего Слова выбрал именно сердце человека? Что же такое сердце?
Представьте только: крохотное сердечко человеческого зародыша начинает биться в утробе матери на 25 день после своего зачатия, когда мозг еще совсем не сформирован, ведь только с 50 дня мозг маленького человечка начинает функционировать. Это говорит о том, что сердце человека способно работать автономно от мозга, хотя тот и контролирует каждое сокращение сердечных мышц.
Когда хирург производит трансплантацию сердца, он обрезает все нервы, соединяющие сердце донора с мозгом. Врач помещает сердце в грудную клетку другого человека и запускает его. Хирурги не знают, каким образом восстановить связь между мозгом и пересаженным сердцем, поэтому эта связь утрачивается, по крайне мере, временно. А новое сердце, приведенное в движение, бьется, как ни в чем не бывало.
Как такое возможно? За последние годы нейро-биологи обнаружили, что в человеческое сердце встроена независимая нервная система, которая содержит около сорока тысяч нейронов (нервных клеток). Такое же количество нейронов содержится и в различных подкорковых центрах мозга. Иными словами, сердце – это не просто биологический насос, механически перекачивающий кровь, а важнейший орган, который может думать и чувствовать.
«Мозг» сердца и его нервная система постоянно обмениваются сигналами и сообщениями с головным мозгом. В семидесятые годы прошлого века нейрофизиологи обнаружили некоторые упущения во взглядах на работу мозга. Считалось, что именно мозг отвечает за принятие всех решений человека. Но исследования доказали, что это не так. Они выявили, что сердце не подчиняется командам головного мозга автоматически. Оно, как бы, обдумывает полученную информацию и только после этого принимает решение. В одних случаях, когда мозг рассылал по организму приказ активизироваться, сердце начинало биться сильнее. В других, наоборот, оно замедляло работу.
Избирательность реакции сердца на команды мозга показала, что оно не действует механически. Возникает впечатление, что у сердца есть свои соображения, которые оно передает обратно в мозг. Исследования выявили еще один очень интересный факт: мозг не только принимает сообщения, идущие от сердца, но и повинуется им. Получается, что головной мозг и сердце постоянно ведут незримый диалог. Временами сердце подчиняется мозгу, а временами – наоборот. Выяснилось, что послания, идущие из сердца, способны влиять на поведение человека. В конечном итоге получается, что реальное «я» человека определяется тем, о чем договариваются друг с другом сердце и мозг.
Итак, Господь выбрал именно сердце человека, чтобы вложить в него Своё Слово. Вот что говорит об этом пророк Иеремия: «…вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом». (Иер.31:33).
Так почему именно сердце, а не мозг, печень, почки или другой человеческий орган, выбрал Бог для Слова Своего?

Потому сердце наше – источник жизни.»Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни». (Прит.4:23)Как жизнь земная, зависит от сердца и его работы, так и жизнь вечная зависит от выбора нашего сердца.
Иисус говорит: «где сокровище ваше, там и сердце ваше», что вы любите больше, там и будете:
• Если ваше сокровище на небесах у Господа, тогда и жизнь ваша там будет;
• Если же ваше сокровище в удовольствиях и приобретении богатств этого мира, вы еще на земле.
Сердце наше – это жилище чувств и эмоций, источник любви и ненависти. Когда нам говорят о любви, выражают теплоту словами, прощают, обнимают, то оно радуется. Когда нас ругают или оскорбляют, предают или не любят, наше сердце болит.
Между тем, что с нами происходит и нашей реакцией на происходящее существует определенное пространство. Именно в этом пространстве и находится свобода выбора, как нам отреагировать и как поступить. Поэтому и наша личность формируется в зависимости от того, какой выбор делает сердце. Оно является своеобразным барометром, который понимает, где добро, а где зло и как оно реагирует на обстоятельства жизни: прощает или ожесточается, любит или ненавидит, радуется правде или лжи…
Помню из своего школьного детства рассказ писателя Николая Носова «Фантазёры», в конце которого мальчик Игорь рассказывает своим друзьям Мишке и Стасику, как он, в отсутствии своих родителей съел полбанки варенья и намазал им губы спящей своей младшей сестренки, чтобы папа и мама подумали, будто она съела это варенье. Родители, вернувшись домой, спросили Игоря: «Кто это сделал?» Врунишка показал на Иру. На утро ее, конечно же, наказали.
И вот мы прочитали на уроке этот рассказ. Прозвенел звонок, все вышли на перемену, переполненные эмоциями. Я помню, как один мой одноклассник начал хвастался, что он когда-то так же поступил со своей сестрой, съев сгущёнку и конфеты. Мне стало неприятно находиться рядом с ним. Матушка моя всегда учила меня делиться с другими людьми. Тогда я не мог объяснить своё состояние, и я просто перестал общаться с этим мальчиком.
Ещё наше сердце — это дверь в духовный мир. От того, как оно реагирует на Божию истину, зависит и то, кому мы открываем дверь своего сердца.
Библия нас предупреждает, говоря: «Сегодня, когда вы услышите голос Бога, не ожесточайте сердца своего…» (Евр.3:7,8)
У каждого человека есть то, что отделяет его от всех остальных творений в этом мире, то, что делает его образом Творца – это совесть. Именно она и есть тот радиомаяк, к которому нужно прислушиваться.
Словарь русского языка говорит, что СОВЕСТЬ – это чувство нравственной ответственности за свое поведение перед кем либо.
Мои папа и мама старались растить меня честным. Я помню, как десятилетним пацаном, начал ходить на бокс и через два года тренировок стал выступать в соревнованиях. Отец мой так же занимался боксом, и ему было всегда интересно слушать мои истории о соревнованиях. Однажды я проиграл бой одному мальчику, который был меньше меня ростом. Мне было очень досадно. Я думал: «Как же я дома скажу об этом?» В итоге мой рассказ был таким: «Мой соперник был высоким, и бой с ним был трудным…». Я заврался до того, что забыл начало своего рассказа и оговорился: «Я проиграл, потому соперник был сильный, вёрткий и …маленький». На этом моя история закончилась, вранье было раскрыто. Я быстро вышел из комнаты. Меня мучило чувство стыда. Сейчас я понимаю, что это была моя совесть.
Я уверен, что каждый человек в своей жизни сталкивался и сталкивается с голосом совести, который есть начаток Божьего духовного мира, мерило добра и зла. Поступая по совести, мы имеем внутри себя чувство правоты и душевный мир. Совесть – это своего рода закон Божий, вложенный Богом в наши сердца. Апостол Павел говорит: «…если язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их…» Рим.2:14-15.
Живя по совести, человек очищает сердце своё, делая его пригодным для принятия Господа. Кто не живёт по совести — идёт путём погибели, потому что уходит от Бога. «Удаляющие себя от Меня гибнут», — говорит Бог. Сердца таких людей ожесточены, они не хотят впускать Бога в свое сердце, поэтому Слово спасения, которое пытается оставить Бог на пороге их сердец, похищается Диаволом. Это бессердечные, эгоистичные, с порочной совестью люди, у которых нет принципов морали и нравственности.
И, наоборот, о людях с чистым сердцем Христос говорит: «Блаженные чистые сердцем, ибо они Бога узрят». Мф.5:8
В книге Откровение 3:20 есть удивительные слова, которые сказал Иисус: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною».
Дверь эта – вход в сердце: путь к нашему внутреннему миру, нашей душе, нашему «я». За короткую человеческую жизнь Господь постоянно стучится в дверь нашего сердца, желая войти, очистить его от всякого мусора, сделать его послушным Богу, наполнить покоем и радостью и подарить вечную жизнь. Как это здорово!
Но почему люди не слышат этот стук? А может, слышат, да не спешат или не хотят открыть Богу двери своего сердца? Каковы причины? Что говорит Библия об этом?
1. Не ищут Господа; «… И взыщете Меня и найдете, если взыщете Меня всем сердцем вашим». (Иер.29:13)
2. Не веруют, а вера очищает сердца (Деян.15:9). Только человек с чистым сердцем может приблизиться к святому и увидеть Великого Бога.
3. Не принимают Божьих истин; Господь Иисус Христос говорил: «ибо огрубело сердце людей и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули…» (Матф.13:15)
4. Не обращаются за исцелением.»…не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их». (Матф.13:15) Только Господь может исцелять сердечные раны, даровать мир и покой, вывести из состояния смерти в жизнь.
Какой выход?
* Искать Бога всем сердцем своим;
* Веровать;
* Принимать Божии истины;
* Обратиться за исцелением.
Позвольте «верою вселиться Христу в сердца ваши, — говорит Апостол Павел, — чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, её широту и долготу, и глубину и высоту, и понять превосходящую понимание любовь Иисуса Христа». (Еф.3:17-19)
Вера открывает дверь нашего сердца Богу. Он же дарует прощение, помощь (Фил.4:6,7), мир, надежду и любовь, которые жизненно необходимы нам. Господь освобождает нас от рабства греха, от страха смерти, исцеляет душевные раны, приносит мир с Богом и делает нас значимыми в Его глазах. Дарует вечную жизнь (Ин.3:36).
Вы и сейчас можете мысленно обратиться к своему сердцу и спросить его: «Сердце моё, хочешь ли ты впустить Христа в свой мир?» Вы почувствовали, как забились сердца, и взволновалась внутренность ваша? Пусть Господь благословит вас открыть двери ваших сердец для Его любви и благодати!

Ум и сердце

Олег Кальман

Чем может быть спонтанное решение, кроме как моментальным расчетом всех вариантов и выбор наиболее верного? Например, может быть просто пробоем конденсатора. Этакой молнией в миниатюре — что электрический потенциал мозга в сравнении с грозными силами природы? Спонтанное решение — это выбор сердцем? Или разумом? И существет ли в реальности этот пресловутый спор между сердцем и умом?
Жизнь можно жить. И можно познавать. Некто негде сказал, что знание умножает печаль. Зато увеличивает также и гордость. Может быть Сократ был самым скромным среди нас. А может — самым гордым. Гордился ли он полученным знанием о том, что он ничего не знает? Чувствовал ли себя единственным из живущих на Земле, кто обладает подобным знанием? В следующий раз обязательно спрошу его…
Хочу все знать. Орешек знаний тверд, но все же — мы не привыкли отступать! Мы хотим знать почему вращается Земля, откуда берутся облака, где ночует Солнце и почему утром звезды исчезают, а вечером появляются вновь. Нам не достаточно просто смотреть на звезды и наслаждаться их мерцанием, склонив голову на плечо любимой — нет, черт возьми, мы обязательно должны узнать — на самом деле это облака раскаленного газа, или это все-таки короли прошлого смотрят на нас. Некоторые из нас вполне удовлетворены прогулкой по весеннему лесу и запахом прелой листвы. Другим же обязательно надо узнать — где же пробыли всю зиму эти зеленые пластиночки, так внезапно украсившие каждое дерево и куст в лесу.
Жить или знать? Одни из нас любят и отдаются этому чувству без остатка, а другие сидят в уютных кабинетах и анализируют это. Одни приносят себя и других в жертву своей любви, а другие собирают факт жертвоприношения в пакетик, прикрепляют его к толстой картонной папке с надписью «Дело» и ставя на верхнюю полку стеллажа довольно потирают руки.
Закат бывает великолепен. Много ли может об этом рассказать нам наука оптика? Да, очень много… О закате и восходе, о радуге и северном сиянии. Она может рассказать об этих вещах даже слепому! И слепой поймет все это, он вникнет в суть вещей, он сможет стать профессором оптики и будет учить нас с вами — что такое радуга…
Сила ума или сила сердца? Как жить? Чему доверять? Ты жил умом — своим ли, чужим, не важно… И что ты узнал за это время? Многое знание умножило твою печаль. Ты узнал как велик мир, ты узнал все законы, которые движут людьми и предметами в этом мире. Ты смог применить эти законы на пользу себе, но принесло ли это тебе счастье? Удовольствие? Радость?

Не кажется ли тебе, что в те далекие годы, когда ты не знал этих законов, ты бы радостнее, счастливее, чем сейчас. Ты смотрел на каждый новый поворот дороги и не знал что за ним. И это неведенье давало простор для твоей фантазии. Ты фантазировал немыслимые сюжеты для своей жизни, и твое счастье от этих фантазий не было отравлено сознанием, что эти мечты недостижимы. Каждая новая страница жизни, открываемая тобой, была наполнена сказочными красотами. Пока ты жил и не знал законов жизни, ты видел перед собой тысячи вероятностей. Взрослые посмеивались над тобой, над твоими фантазиями, а ты не понимал их. Пока ты не уловил некую закономерность и впервые в жизни не попытался предсказать результат — «Послушай, если мы будем продолжать обстреливать одноклассниц жеваной бумагой, то дело кончится двойкой в дневнике и вызовом родителей в школу!» Ты получил знание, а друг получил опыт. В итоге, девчонка, которую он обстреливал шариками жеванной бумаги стала его первой подружкой, а у тебя оценка за год оказалась на балл выше, что позволило тебе поступить в университет и продолжить познание мира. Продолжать сужать поле вероятностей — ведь тебе хотелось определенности и ясности. И вот сейчас все в жизни определенно и ясно, но тебе вдруг показалось, что в процессе познания мира ты потерял что-то важное. Что выметая мусор неопределенности из своей жизни, ты выбросил на помойку небольшую, но драгоценную жемчужину, которая закатилась под кровать еще со времен детства. Да, тогда ты подумал, что это просто перламутровый шарик — детская игрушка и кинул ее в ведро вместе со сломанной игрушечной машинкой и оторванной головой зайца. Но по прошествии времени, ты ощутил нехватку чего-то важного, ценного, нужного. А поздно… Поздно?
У кого-то сердце поет, у кого-то оно болит… Что такое выбор сердца, путь сердца? Может это просто склад характера? У кого-то аналитический склад ума — он не может сделать и шагу, не вычислив в уме все его последствия. Другой принимает решения сердцем. Так в чем же сила? В правде или в Ньютонах?
Сила… Сила, аргумент, вектор, направление, скорость…
Все, что я пытаюсь сейчас сделать — это познать умом разницу между умом и сердцем. А может плюнуть и ощутить эту разницу сердцем?

© Copyright: Олег Кальман, 2004
Свидетельство о публикации №204021000074

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Олег Кальман

Рецензии

Написать рецензию

УМ И СЕРДЦЕ
автор Владимир Шебзухов
Верно прожитые дни,
Если с верою они.
Радость в вере обретёшь,
А сомненья прочь гони!
акростих
Сорвался в пропасть атеист.
Но куст, что рос средь скал,
Бедняге, чтоб не падал вниз,
«Соломинкою» стал…
Не столь надёжна мощь куста,
Обеих немощь рук,
Всё же заставили уста
Сказать такое вдруг:
«Умом я понял — Бог, Ты есть!
Подай спасенья глас!
Я стану вере предан весь!
Что делать мне сейчас?
А все грехи мои прости…»
Как гром средь бела дня
Вдруг голос: «Кустик отпусти,
Коль веруешь в меня!»
Казалось, Господа нашедший,
Промолвил: «Я не сумасшедший!»
Кто к вере, наконец, пришёл,
Своим умом и убежденьем,
Так дай-то Бог, чтоб он нашёл,
Тому и в сердце подтвержденье!
…………….
Басня-притча УМ И СЕРДЦЕ под названием Подтверждение веры прозвучала в радиопередаче Radio Ortodoxa 10-2012 Храм Архангела Михаила г.Альтеа Испания Русская Православная Церковь Корсунская епархия читает диакон Владимир
http://www.orthodox.es/ru/2010-06-29-20-43-03/954-radio-ortodoxa-102012
Православный сайт Семья и Вера
http://semyaivera.ru/2013/10/23/vladimir-shebzuhov/
Владимир Шебзухов 27.07.2017 06:03 • Заявить о нарушении

+ добавить замечания

На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные — в полном списке.

Написать рецензию Написать личное сообщение Другие произведения автора Олег Кальман

– Что значит жить по сердцу? Что значит жить просто?

– Старец Амвросий говорил, что жить по сердцу – это не лезть в чужие дела, в дела других людей.

Не надо отвечать на незаданный вопрос. Есть русская пословица: «Чужую беду руками разведу». А старец Амвросий еще говорил: «Не надо крыть чужие крыши, раскрыв свою (то есть за счет своего железа)». Мы оставили свои проблемы и пошли решать проблемы других людей, в том смысле, что заботимся об их нравственности, об их внутренней жизни, то есть ищем сучок в чужом глазе, а бревна в своем не видим. Вот он от этого предостерегал и говорил, что простота сердца – не лезть в чужие дела, а видеть перед собой свою проблему и свою протекающую крышу и этим заниматься. Поэтому он и говорил, что не надо крыть чужие крыши, разоряя свою.

– Жить в простоте сердца.

– Да. И у него была такая присказка: «Жить – не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать и всем мое почтение». «Где просто – там ангелов со сто, а где мудрено – там ни одного». Поэтому это в основном простота мышления и правильный взгляд на жизнь, добрые помыслы, о которых, кстати, говорил и старец Паисий. Простота как раз в этом и состоит – иметь добрый помысел на все. Не сразу на черное – черный, на кислое – кислый, потому что не бывает только черное и только белое; в жизни все гораздо сложнее. Поэтому простота сердца – включить добрый помысел. То есть не надо усложнять жизнь, а мы ее без конца усложняем.

Мы большей частью в отношении людей не на доверии, а на осторожности, ищем не положительные стороны, а сразу почему-то больше видится отрицательного. Господь недаром сказал: «Лицемер! Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в своем глазе не чувствуешь». Кажется, наоборот: в чужом глазе бревно, а в моем – только сучок. Это из-за потери простоты: мы пошли заниматься не своими делами, а пошли спасать других людей, забывая, что в первую очередь сами нуждаемся в спасении.

Как есть нехорошая поговорка: «Не можешь спасаться сам, спасай других». Вот так сейчас почему-то живет современный человек или христиане, которые забывают о том, что у нас самих очень много проблем. Тебя спросят – подскажи, не спросят – подожди до поры до времени, переживая за этого человека, желая ему всякого блага, чтобы когда он дозреет, это легло на добрую почву, и тогда на ушко с любовью подскажешь. Чтобы это было не просто замечание, которое пролетело мимо ушей (или в одно ухо влетело, а в другое вылетело). Потому что очень важно, что сказать, кому сказать, когда сказать и какие от этого будут последствия.

СЕРДЦЕ И УМ ЧЕЛОВЕКА

(Различные свойства сердца и ума, сердечность, рассудочность, разумность)

Умом далек, да сердцем близок.

/Русская пословица/

Взрослым:для большей ясности умом назван рас­судок, интеллект или работа мозга в отдельности от сердечных чувств. Желательно в течение бесе­ды провести грань между умом-рассудком и разу­мом-мудростью, в этом случае разумом или муд­ростью будет ум, опирающийся на тонкие чувство­вания и ощущения сердца. При особом желании можно вместо слова ум везде включить слово рас­судок и объяснить его как ум, не советующийся с сердцем.

°†Значение сердца и ума: сердце дает направление, а ум его развивает.

У каждого человека есть два помощника: сердце и ум. В сердце рождаются чувства и желания (пер­вичные), а в уме – мысли, которые усиливают каж­дое желание, и человек начинает действовать.

°†Важность и правдивость сердечных советов.

Сердце всегда говорит человеку правду (совесть), оно честно подсказывает человеку, хорошо или плохо он сделал и как правильно ему поступить.

Именно с помощью сердца (если его пытаются ус­лышать) человек знает, что добро, а что зло, что красиво, а что безобразно.

°†Ум часто ошибается, так как послушен человеческой воле.

Ум охотно слушает приказы человека (его воли). Если человек глуп (зол или добр), то ум, слушаясь человека, подскажет ему много глупых (злых или добрых) мыслей. Без сердца ум часто ошибается и принимает неверные решения и часто защищает человека, вопреки правде, он всегда на стороне и доброго, и плохого человека. Громкие мысли ума могут заглушить тихий голос сердца, и тогда чело­век может поступить неразумно.

°†Умственное творчество на основе сердечности и добрых велений сердца.

Ум должен быть помощником доброго сердца, вы­полнять его хорошие чувства и желания. В основе всех действий (во главе ума) должна лежать сердечность и добрые чувства сердца. Ум хорош тог­да, когда слушает доброе сердце и действует по его велению.

°† Особенности рассудочного мышления вез опоры на сердце. Ум без сердца – изворотливый слуга многоликого эгоизма.

Сухость и холодность голого рассудка.

Люди часто не умеют слышать сердце или забыва­ют спросить совета у своего сердца и слушают только свой ум. Мысли ума, не окрашенные сер­дечными чувствами, малоинтересны и немного не­приятны. Без чувств сердца ум интересен, но его трудно полюбить.

°† Особенность мыслей, слов и дел, идущих от сердца. Блеклость и невыразительность рассудочных построений.

Мысли ума, поддержанные всем желанием (горе­нием) сердца, интересны, сильны, убедительны (за­жигательны). Без сердца мысли ума часто скучные, неинтересные, непривлекательные.

á Возможен пример нудной речи и речи яркой, эмоциональной.

°† Сердце + ум = разум.

Мудрым и разумным можно назвать того, кто, раз­мышляя, всегда прислушивается к знанию и под­сказкам своего сердца. Человек может быть умным и грамотным, и образованным, и даже ученым, но без советов сердца он не станет мудрым.

Украденный ножик

Всю жизнь Степа мечтал о том, что когда-нибудь у него будет свой настоя­щий складывающийся нож. Такой, кото­рый всюду с собой в кармане можно но­сить и который втыкаться во все может. Уж с таким ножом он точно будет себя чувствовать настоящим взрослым. Но сколько Степа ни просил своих родите­лей купить ему нож, они никак не согла­шались. Ведь нож – это не игрушка, а очень острый и даже опасный предмет, особенно в детских неумелых руках.

И вот однажды в гостях у Пети, свое­го дворового приятеля, Степа увидел точь-в-точь такой ножик, о котором так долго мечтал. Ему так сильно захотелось взять этот нож, что он не мог думать ни о развлечениях, ни об игрушках. Его глаза все время поглядывали на стол, где лежал блестящий ножик. В конце концов Степа решился на то, чтобы этот ножик незаметно взять и положить к себе в кар­ман. Но взять без спроса ножик он не ре­шался, ведь это было бы настоящим во­ровством, за которое ему сильно доста­лось бы, и тогда в его уме родилась одна маленькая хитрая мысль:

– Я только чуть-чуть поиграю ножи­ком, а потом положу его на место, – по­думал он и незаметно подошел к столу.

Сердце его волновалось и так сильно колотилось от страха, что казалось, вот-вот выпрыгнет из груди. Степа протянул дрожащую от страха руку к ножику и тут же ее отдернул. Он все никак не решал­ся схватить ножик. На сердце у него было неспокойно, и он понимал, что делает что-то очень нехорошее. Но тут ему в го­лову вновь пришла предательская мысль:

– Я только на время возьму, поиграю, а потом верну.

Степа в последний раз огляделся вок­руг, убедился, что его никто не видит, бы­стро протянул руку, схватил нож со сто­ла и поскорее сунул его в карман. Так же незаметно он вернулся к Пете и продол­жил с ним игру.

Вскоре Пете нужно было обедать, приятели расстались и договорились пос­ле обеда встретиться во дворе. Степа, подпрыгивая от радости, с долгожданной мечтой в кармане выбежал во двор и сра­зу же отправился к гаражам, чтобы там в тихом безлюдном месте как следует рассмотреть ножик. Найдя укромное ме­сто, где его никто не видел, он достал нож, открыл его и стал им любоваться. Лезвие ножа восхитительно блестело на солнце, а его красивая рукоятка оказа­лась очень удобной для маленькой Степиной руки. Но вдруг послышались чьи-то шаги. Испугавшись, что у него увидят чужой нож, Степа выкинул его в траву. Сердце его опять сильно застучало от страха. Мимо прошла незнакомая бабуш­ка, Степа с облегчением вздохнул, подо­брал нож и, сложив, спрятал его обратно в карман.

После обеда Петя гулять не вышел. До самого вечера ждал Степа своего при­ятеля, а потом решил подняться к нему домой. Дверь открыл Петин отец и ска­зал, что Петя наказан до тех пор, пока не вспомнит, куда он подевал складной нож. Опять у Степы сильно заколотилось сер­дце. Но он вместо того, чтобы во всем сознаться и вернуть нож, ужасно испугал­ся и, ничего не сказав, поскорее убежал домой.

Дома он закрылся в своей комнате. Немного успокоившись, он достал нож и стал им любоваться. Но руки его при этом сильно дрожали, от каждого шороха за дверью он вздрагивал и боялся, что вот-вот в комнату кто-нибудь неожиданно зайдет и увидит украденный нож.

– Нет, дома его держать опасно, – по­думал Степа. – Лучше, когда стемнеет, незаметно закопать его во дворе, тогда уж точно никто не найдет.

Так он и сделал. Он отпросился не­множко погулять, дождался темноты и пошел к гаражам. Закапывать нож было очень страшно, казалось, что отовсюду из темноты за ним кто-то подглядывает, и вот-вот все узнают о его ужасном по­ступке. Закопав нож, он насыпал сверху маленький холмик земли, воткнул в него веточку и вернулся домой.

В эту ночь ему приснился страшный сон, как будто все узнали, что он вор, пе­рестали с ним играть, стали прятать свои игрушки и боялись приглашать в гости. На следующий день Степа несколько раз подбегал к маленькому холмику и смот­рел, все ли на месте. Но раскопать зем­лю и достать нож он так и не решился. Ведь если увидит кто-нибудь этот нож, то обязательно разболтает всем про него, а слухи до Пети и его отца дойдут очень быстро.

И вдруг вечером Степа понял, что зло­получный украденный нож вместо радо­сти, доставляет ему одни неприятности, тревогу, беспокойство и страх. Подбежал он к холмику, сравнял его ногой и решил больше никогда не возвращаться к это­му месту со злосчастным ножом. Но поче­му-то на сердце у него осталась тяжесть, и оно никак не хотело успокаиваться.

Ночью Степе опять приснился страш­ный сон, в котором ни в чем неповинного Петю наказывали за пропавший нож рем­нем. Петя плакал, а Степа стоял рядом, испугано смотрел, как его приятеля на­казывают, и молчал.

С самого утра, позавтракав, Степа по­спешил к гаражам. Он быстро отыскал нужное место, выкопал нож, но никак не мог решиться его вернуть. Ему было очень страшно. Что делать? Как теперь его вернуть назад? Но тут опять вспом­нился сон. Степа представил, как сейчас наказывают его приятеля, и решил идти. Дверь открыл отец Пети. Степа протянул ему нож, а потом во всем сознался и по­просил прощения.

Было ужасно страшно, а вдруг его не простят и начнут его сильно ругать? Но отец Пети вдруг улыбнулся и даже раз­решил до вечера нож у себя оставить.

На сердце у Степы сразу же стало лег­ко и радостно, потому что где-то внутри себя он почувствовал, что поступил очень правильно и честно. Он побежал во двор, чтобы показать всем нож, который ему дали до самого вечера.

– Желание украсть ножик появилось у Степы или у его сердца?

– Почему на ум Степе пришла хитрая мысль» (Так захотел Степа, уму приказывает человеческая воля)

– Если бы Степа сразу прислушался к совету или подсказке сердца, совершил бы он кражу?

– Принесла ли украденная вещь Степе радость? Что она принесла?

– Почему после того, как Степа решил никогда не раскапывать нож, тяжесть на его сердце осталась. (Чув­ство вины на сердце из-за несправедливо наказанного приятеля).

– Как вы думаете, надо было наказывать Степу или нет? Почему?

– Что почувствовал своим сердцем Степа после того, как во всем сознался?

– После всего случившегося вы стали бы дружить со Степой?

Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *