Учреждение в России патриаршества

Учреждение в России патриаршества

Присвоение русской церкви статуса патриархии, совершенное Вселенским патриархом Иеремией II в 1589 г. и подтвержденное Константинопольскими соборами 1590 г. и 1593 г.

Предпосылки

Учреждение патриархии произошло во время царствования Федора Иоанновича (1584-1598). Однако фактическим правителем Русского государства тогда являлся боярин Борис Годунов, женатый на сестре царя. Годунов был неоднозначной исторической фигурой, однако он был государственником, стремившимся к укреплению международных позиций своей страны. Совершение такого значимого предприятия, как учреждение патриаршества, сильно повышало престиж и власть русской церкви в православном мире и ощутимо укрепляло положение России на международной арене.

Существовала и идеологическая база для подобного перехода. Религиозно-политические учение о Москве как Третьем Риме, оформившееся в начале XVI в., оставляло за Россией историческую роль хранительницы истинного православия. Согласно данной идее, Москва переняла эстафету в этом призвании у самого Рима и второго Рима – Константинополя, который был завоеван турками-османами в XV в. Москва тем самым становилась Римом третьим и последним, так как четвертому не бывать.

Ход событий

Первым патриархом, посетившим Москву и вступившим в переговоры о присвоении митрополии нового статуса, стал патриарх Антиохийский Иоаким V. Это произошло в 1586 г. Сам он принимать каких-либо решений не мог, однако обещал обсудить это с другими главами восточных церквей, в первую очередь – с патриархом Константинопольским Иеремией II.

Последний прибыл в Москву летом 1588 г. Правительство Годунова оказывало на иерарха большое давление, тот фактически оказался под домашним арестом. Длительные и непростые переговоры в итоге привели к тому, что в 1589 г. Иеремия единолично возвел в патриаршество митрополита Московского Иова, ставшего первым патриархом Московским (1589-1605).

Подобное решение Иеремии вызвало возражение среди некоторых восточных иерархов, одним из которых был патриарх Александрийский Мелетий Пегас. Однако на соборах 1590 г. и 1593 г. в Константинополе высшими чинами православной церкви были подписаны соответствующие грамоты. Согласно им, новый патриарх занял пятое место в диптихе – после патриарха Иерусалимского, хотя Москва видела для себя третье место – сразу после Вселенского (Константинопольского) и Александрийского патриархов (собственно, это и стало причиной проведения повторного собора 1593 г.).

Помимо главной перемены, в иерархии русской церкви произошли и другие сопутствующие ей изменения.

Так, архиепископы Новгородский, Казанский, Ростовский и Крутицкий стали митрополитами, были созданы шесть архиепископий.

Значение

Учреждение патриаршества имело по-настоящему большое значение, как для самой русской церкви, так и для страны в целом. Повысился международный престиж и авторитет Московского царства. Русская православная церковь встала на один уровень с древними патриархами, усилив свой статус в христианском мире. Кроме того, патриаршее достоинство укрепляло положение церкви внутри страны, что вело ее к попыткам обрести независимость от светской власти и даже превысить ее. Особенно ярко это выразилось на примере патриархов Филарета Романова (1619-1633) и Никона (1652-1658).

>История России / Федор Иоаннович / Учреждение патриаршества на Руси 1589 г.

Учреждение патриаршества на Руси 1589 г.

История учреждения патриаршества на Руси

Пятого февраля (новый стиль) 1589 года в период правления царя Феодора Иоанновича утверждается патриаршество на Руси. Это был закономерный и довольно символичный акт наследия Россией славы древней Византии и её церковного значения, которая к тому времени подпала под османское владычество. На смену так называемому «второму Риму» (то есть Константинополю) приходит «третий Рим» во всемогуществе Московского православного государства.

Так после Флорентийской унии в 1439 году на русской земле начали сомневаться в истинности греческого духовенства. Кроме того, зависимость от Константинопольского Патриарха Русской церкви в пятнадцатом веке становится номинальной, а взятие турками Константинополя и вовсе уменьшило её.

Царь Феодор пишет в так называемой «Уложенной грамоте об учреждении Московского Патриархата», что в желании стать ближе к Богу он стремиться учредить в Москве «превеликий престол Патриарший» и с этим он обратился к пресвятейшему Иеремею (Вселенскому Патриарху), который дал добро и благословил этим Третий Рим.

И вот двадцать шестого января в Успенском соборе Кремля при собрании народа и во главе с самим Феодором Патриархом Иеремией было совершено поставление русского первого Патриарха – Иова.

Избрание последующих Патриархов происходило таким образом. После кончины Патриарха так называемый блюститель патриаршего престола (обычно митрополит Крутицкий) рассылал от царского имени ко всему духовенству грамоты с приглашением приехать в Москву для избрания нового Патриарха.

Форма избрания нового Патриарха являлась полностью открытой или посредством жеребьёвки, которая установилась после кончины Филарета. Так имена шести претендентов из старших иерархов были записаны на шести одинаковых бумагах, после чего из обливали со всех сторон воском, перепечатывали царскими печатями и отправляли Собору, который заседал в Успенском московском соборе.

После этого три жребия клались на панагию скончавшегося Патриарха, а потом все члены собора облачались в одеяния и служили акафист Богородице. Затем вынималось два жребия и откладывалось в сторону, после чего так же поступали и с остальными тремя. Из двух выбирали один, содержащий имя нового Патриарха. При этом, нераспечатанный конверт передавали боярину, а тот отдавал его царю, который зачитывал вслух имя избранного.

Первый Патриарх Московский и всея Руси Иов был исключительной личностью, отличался высокой образованностью и многими дарованиями.

Будущий Патриарх происходил из посадских людей города Старицы Тверской губернии, где родился в 30-e годы ХVI столетия. В миру носил имя Иоанн. Его отроческие годы прошли в Старицком Успенском монастыре, куда отец отдал его для получения первоначального образования. Монастырское воспитание возбудило в нем желание служить Богу в иноческом образе.

Но около 1553 года, когда Иоанн окончил обучение в монастыре, отец решил его женить. В день венчания юноша отпросился у родителей в обитель для беседы с духовным старцем. Придя к архимандриту Герману, он упросил старца постричь его в монашество. «Иоанн изволи мира сего суетнаго отлучитися и восприяти святый ангельский образ … И наречен бысть во иноцех Иов».

Более 15 лет провел святой Иов в Старицкой обители, пройдя путь от послушника старца Германа до настоятеля. Под руководством опытного духовника молодой инок воспитал в себе бескорыстие и нестяжательность, послушание и воздержание, научился сердечной молитве и строгому посту. Вместе с тем святой Иов отличался глубоким смирением, кротостью и милосердием. Будучи настоятелем, святой Иов словом и жизнью воодушевлял братию к духовному деланию.

Около 1569 года Старицкую обитель посетил царь Иоанн Грозный; инок Иов привлек к себе его благосклонное внимание и вскоре был возведен в сан архимандрита.

В 1571 году архимандрит Иов был назначен настоятелем Симонова монастыря в Москве. С усердием исполнял он возложенное на него послушание. Как настоятель одного из важнейших монастырей того времени, святой Иов принимал участие в делах Русской Церкви, а нередко и государства. В 1572 году, а позднее и в другие годы, он был участником церковных Соборов.

В 1575 году святитель Иов был назначен настоятелем Ново-Спасского монастыря и в течение шести лет возглавлял древнюю московскую обитель.

В 1581 году архимандрит Иов был рукоположен в сан епископа Коломенского. В 1586 году стал архиепископом Ростова Великого и в 1587 году — митрополитом Московским.

23 января 1589 года при участии Патриарха Константинопольского Иеремии II состоялось наречение, а 26 января — торжественное поставление митрополита Иова в Патриарха Московского и всея Руси.

Патриарх Иов снискал горячую любовь народа своим глубоким благочестием и праведностью, строгим соблюдением церковного Устава; ежедневно совершал Божественную литургию, читал наизусть Евангелие, Псалтирь и Апостол. «Во дни его не обретеся человек подобен ему, ни образом, ни нравом, ни гласом, ни чином, ни похождением, ни вопросом, ни ответом», — отмечает его жизнеописатель.

Главной целью всей деятельности Патриарха Иова было укрепление в России Православия и духовной мощи Русской Церкви. По инициативе святителя Иова были проведены преобразования в Русской Церкви, в результате которых в Mocковский Патриархат вошли 4 митрополии: Новгородская, Казанская, Ростовская и Крутицкая; учреждены новые епархии, основано более десятка монастырей. Святитель Иов с усердием благоустраивал церковную жизнь. Он провел ряд мер, направленных на укрепление дисциплины среди клириков, на улучшение их нpaвственности и поддержание благочиния в храмах. Немало трудов святителя было направлено на духовное развитие народа, распространение Священного Писания и святоотеческих книг. Особенно важным было начатое святителем печатание богослужебных книг, которых повсеместно не хватало, а особенно в новопросвещенных землях — в Казани, Астрахани, Сибири. По благословению святителя Иова впервые были изданы: Триодь Постная, Триодь Цветная, Октоих, Минея Общая, Чиновник архиерейского служения и Служебник. Святитель предпринял также нeкоторые меры по исправлению существовавших неточностей в богослужебных книгах. Сопоставляя древние списки, он отбирал лучшие, как образец для печатания. Патриарх Иов первым поставил дело книгопечатания на широкую основу.

До нас дошло несколько произведений Патриарха Иова, написанных им очень искусно. Одно из них — «Повесть О честнем житии царя Феодора Иоанновича», вошедшая в Никоновскую летопись. В этой повести описываются важнейшие события времени царя Феодора: учреждение Патриаршества, покорение Сибири, шведские войны, войны с крымскими татарами.

При Патриархе Иове были прославлены новые русские святые: Василий Блаженный, преподобный Иосиф Волоколамский (святитель сам написал ему канон и «исправил службу»), святители Казанские Гурий и Варсонофий, благоверный князь Роман Угличский, преподобные Антоний Римлянин и Корнилий, блаженный Иоанн Московский, преподобные Игнатий Вологодский и Мартирий Зеленецкий. Heкоторым святым, уже чтимым на Руси, были установлены новые дни празднования.

Свои личные средства и богатые царские подарки Патриарх Иов употреблял на милостыню и на строительство храмов. Только в Москве в период с 1592 по 1600 год было построено 12 храмов.

Святитель Иов был ревностным служителем Церкви и мудрым пастырем. Особенно эти черты проявились в его миссионерской деятельности, направленной на укрепление православной веры в отдаленных районах государства (в Сибири, на русском Севере), а также в Грузии. По просьбе царя Кахетии Александра (единоверная Грузия уже в то время искала союза с Россией и просила о протекторате) Патриарх Иов отправил туда нескольких священнослужителей и иконописцев. По его благословению православные миссионеры возрождали храмы и монастыри на окраинах России. Несколько новых обителей было основано и в европейской части страны, а в Москве был создан Донской монастырь. Семена Православия, посеянные Патриархом Иовом, принесли в дальнейшем свои духовные плоды, благодаря которым сохранились и упрочились северные и южные пределы Русского государства.

Со смертью царя Феодора Иоанновича в 1598 году пресеклась мужская линия династии Рюриковичей, начался период государственных нестроений, известный в истории России как Смутное время. В эти тяжелые времена святитель Иов coxpaнил истинное христианское терпение, бесстрашие и мужество. Он фактически первый возглавил противостояние россиян польско-литовским захватчикам, рассылая по городам грамоты с призывом к защите веры и Отечества. Грамоты эти отрезвили многих здравомыслящих людей, но Лжедмитрий успел заручиться поддержкой Польши и Ватикана, обещав ввести в России унию, и вступил в пределы России с немалым войском. В январе 1605 года Патриарх Иов предал анафеме Лжедмитрия I и поддерживающих его изменников. Первосвятитель и молитвенник за весь русский народ, святой Иов бесстрашно обличал разрушителей государственного порядка, внесших нестроения и в Церковь Божию.

Между тем Лжедмитрий быстро продвигался к Москве. 13 апреля 1605 года после внезапной кончины царя Бориса Гoдyнова в Москве вспыхнул бунт, город был сдан самозванцу и полякам. Патриарх Иов, отказавшийся присягнуть Лжедмитрию, был низложен. В июне сторонники самозванца разнесли Патриарший двор и ворвались в Успенский собор Кремля, чтобы убить Патриарха. В это время святитель, став на колени перед чудотворной Владимирской иконой Богоматери, молился со слезами: «О, Пречистая Владычица Богородица! Сия панагия и сан святительский возложены на меня, недостойного, в Твоем храме, у Твоего чудотворного Образа. И я, грешный, 19 лет правил слово истины, хранил целость Православия; ныне же, по грехам нашим, как видим, на Православную веру наступает еретическая. Молим тебя, Пречистая, спаси и утверди молитвами твоими Православие!».

Бунтовщики набросились на Патриарха, coрвав с него святительское облачение и не дав окончить Литургию, били его, трепали, и с бесчестием вытащили на Лобное место. Претерпев множество поношений, святитель Иов, измученный, в простой черной рясе был сослан в Старицкий монастырь, где он когда-то начинал свой иноческий подвиг. Патриарх Иов два года прожил в обители. Ослабленный и утративший зрение, он все время проводил в молитве.

После свержения Лжедмитрия I святитель Иов из-за немощи не мог возвратиться на Первосвятительский Престол. На свое место он благословил митрополита Казанского Гермогена.

Патриарх Иов мирно скончался 19 июня 1607 года и был погребен у западных дверей Успенского собора Старицкого монастыря. Впоследствии над его могилой была устроена часовня. В 1652 году при Патриархе Иосифе нетленные и благоуханные мощи святителя Иова были перенесены в Москву и положены рядом с гробницей Патриарха Иоасафа (1634-1640). От мощей святителя Иова происходило множество исцелений. По благословению Святейшего Патриарха Пимена (1971-1990) и Священного Синода имя святителя Иова было внесено в число Собора Тверских святых. Первое празднование Собора Тверских святых состоялось в июле 1979 года. Для всероссийского почитания святитель Иов был канонизирован на Apхиерейском Соборе Русской Православной Церкви 7-14 октября 1989 года.

Память его совершается Русской Православной Церковью 5/18 апреля и 19 июня/2 июля.

Правление Федора Иоанновича. Введение патриаршества.

⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 31Следующая ⇒

Блажен муж, боящийся Господа.После смерти Ивана Грозного на престол властителя России взошел его младший сын – Федор. Юный венценосец явил подданным пример кротости, сострадательности, глубокой набожности, целомудрия и тихой семейной жизни. Еще будучи царевичем, Федор пропадал на звоннице, созывая людей на службу звоном тысячепудового колокола. Более всего на свете любил он молиться в храме и выстаивал самые длинные богослужения.

31 мая 1584 года Федор Иоаннович был помазан на царство. Первым царским указом был указ об освобождении без выкупа всех поляков и литовцев, уже два года томящихся в плену после Ливонской войны. «Без выкупа – это не по-государственному», — роптали бояре. «Это по-царски», — кротко улыбался государь. И сделал он это не потому, что боялся новой войны с польским королем Баторием, а потому, что всегда желал исполнять заповеди Божии. Через два года припомнили бояре царю его доброту к пленным, когда Стефан Баторий опять решился идти на Москву. «Разве в заговенье на Рождественский пост можно войну начинать?» — недоуменно спросил государь и пошел молиться к Донскому образу Пречистой Богородицы. 13 ноября 1586 года в самый разгар приготовлений к войне Стефан Баторий внезапно умер.

Царствование Федора казалось современникам милостью Божией, золотым веком, в течение которого Россия наслаждалась неведомыми дотоле величием и миром. В виде смиренного богомольца ходил русский царь с царицей пешком из монастыря в монастырь. Царской молитвой крепла и цвела земля Русская.

Введение патриаршества.Еще во второй половине XV века, когда Греческая империя окончательно подпала под владычество турок и русские митрополиты не могли уже беспрепятственно путешествовать в Царьград для святительского поставления. Тогда все четыре патриарха Востока дали свое согласие, чтобы впредь первосвятитель Русской церкви не ходил в Константинополь, но избирался и ставился в самой России. Однако Русская Церковь по-прежнему оставалась митрополией, зависимой от Константинопольского патриархата. В то время в Константинополе православная вера притеснялась со стороны мусульман. Россия же под управлением своих православных государей сделалась главной представительницей и защитницей Православия. Русские государи уже носили титул царя, то есть императора, и заняли в православном мире то самое положение, какое занимали прежде императоры Византии. Естественно было желать, чтобы и при русских государях по примеру византийских во главе церковного управления находился патриарх.

Вопрос о патриаршестве буквально вспыхнул в Москве, когда пришла весть, что на границе России появился Антиохийский патриарх Иоаким. Москвичи решили показать блеск царства и начать переговоры об учреждении патриаршества. Встреча патриарха была пышной. Его провели сначала к царю, а затем к митрополиту в соборную церковь. Митрополит Дионисий стоял на кафедре, готовясь начать литургию. Увидев патриарха, он прошел к нему навстречу, поспешив благословить его первым. Патриарх возмутился, но его никто не слушал. Этим ему хотели показать, что Русская Церковь должна быть автокефальной. Вскоре после этого начались переговоры царской власти с патриархом Иоакимом о патриаршестве. Для переговоров к патриарху был послан Борис Годунов. Иоаким пообещал содействовать делу среди своих восточных собратий. Однако в Константинополе претензия русских вызывала лишь отрицательную реакцию.

Спустя некоторое время патриархом в Константинополе стал Иеремия. В то время патриархия была в полном разорении. Иеремии пришлось думать, как восстановить разрушенный патриарший центр. Он первый из Константинопольский патриархов решился ехать за милостыней в Россию, где в то время ожидали ответа на вопрос о патриаршестве. Встреча патриарха была пышной. Вскоре с ним начали переговоры московские дипломаты во главе с шурином царя Годуновым об автокефалии Русской Церкви. После долгих переговоров Иеремия согласился. С 1589 года Русская Православная Церковь становится автокефальной. Первым Патриархом Всея Руси стал митрополит Иов.

Последние годы царствования Федора Иоанновича.В 1591 году мирное царствование Федора было омрачено страшным преступлением – в Угличе злодеи умертвили царевича Димитрия, наследника Российского престола.

Летопись говорит, что царевича убили люди Годунова. Сам же Годунов оправдывал это событие детской шалостью. Царевич якобы играл с ножом, внезапно у него произошел приступ эпилепсии, в результате чего он сам себя поранил. Позже в 1606 году в Москву из Углича привезли совершенно нетронутые тлением мощи невинного страдальца-царевича. Вид Димитрия, у которого в сжатой ручонке сохранилась даже горсть орехов, поразил людей. Когда его открыто положили в Архангельском соборе, храм тут же наполнился радостными восклицаниями исцеленных. От мощей источались чудеса.

В 1594 году крымский хан Кази-Гирей сделал коварный набег на русские земли. Неожиданно, в то самое время, когда его послы вели лицемерные переговоры о мире, он вторгся в Россию и почти беспрепятственно дошел до подмосковного села Коломенское. Лишь под самыми стенами Москвы наспех собранное русское войско вступило в бой с татарскими отрядами. Государь с патриархом и клиром крестным ходом обнесли вокруг стен Москвы Донскую икону Богородицы и поставили ее в походной церкви возле стана. Всю ночь молился царь Федор Заступнице русских, взирая на икону, которую держал в своих руках Сергий Радонежский, перед которой молился Димитрий Донской на поле Куликовом и его отец Иоанн перед взятием Казани. Под утро, утомившись после ночной молитвы, царь вышел из церкви и, увидев перепуганных бояр, кротко сказал: «Не бойтесь, татары скоро уйдут». Несмотря на шестикратное превосходство в силе, крымское войско было повержено. В память этого чуда блаженный царь основал на том месте Донской монастырь, где поместил чудотворную икону.

В конце 1597 года государь занемог.

В великой печали были люди, почитавшие царя за ангела земного, молитвами которого 13 лет жила в спокойствии Русь. После таинства соборования, исповедавшись и причастившись, раб Божий Федор тихо преставился ко Господу. Случилось это 7 января, в день памяти другого земного ангела – Иоанна Крестителя. Тело блаженного царя нашло упокоение в Архангельском соборе, со звонницы которого Федор так часто звал людей послужить Богу.

После смерти Федора Иоанновича династия Рюриковичей прервалась. У царя не было наследника. Младший сын Ивана Грозного – Димитрий – был убит. Царица Ирина решительно отказалась от престола, несмотря на завещание самого Федора и мольбы народа. Известная мягкосердечием и милосердием, царица оставалась непреклонна – стены Новодевичьего монастыря укрыли под своим покровом смиренную инокиню Александру, отринувшую вместе с мирским именем власть и славу царского венца. Тогда народ стал просить ее брата, Бориса Годунова, чтобы он стал царем. Однако он отвергал все просьбы. Лишь под угрозой отлучения от церкви он принял царский венец. Борис Годунов правил русским государством менее десяти лет. Его царствование совпало с началом Смутного времени в России.

Вопросы:

1. Почему царствование Феодора Иоанновича казалось современникам золотым веком?

2. Как произошло появление патриаршества на Руси?

3. Почему после смерти Феодора Иоанновича прервалась династия Рюриковичей?

Брестская уния

Предпосылки унии.Самая большая мечта римо-католиков – подчинить весь мир своему влиянию. Ватикан не раз пробовал склонить Россию к принятию унии. По милости Божией Россия осталась православной страной. В XIII веке, во время знаменитых крестовых походов, Ангелом-хранителем для России явился святой благоверный князь Александр Невский, который сумел отразить натиск крестоносцев. Папа римский даже пытался хитростью склонить Александра Невского к унии, но благоразумный князь остался верным Православию. К несчастью, не все князья разделяли святую ревность Александра Невского. Современник святого Александра Даниил Романович, князь Галицкий, избрал иной путь. С целью спасти Отечество от татар он принял коронование от рук римо-католиков. Однако военной помощи от них так и не получил. Поэтому вскоре разорвал с ними все отношения. Это был первый шаг юго-западной Руси к принятию унии.

Спустя столетие, в 1385 году великий князь литовский Ягайло, чтобы стать польским королем, отрекся от православия. Приняв латинство, он основал в столице католическую епархию, обратил в римскую веру язычников – литовцев, а православных стал завлекать в латинство раздачей привилегий.

Его приемник князь Витовт, расширив границы Великого княжества Литовского «от моря и до моря», продолжал принуждать Православную Церковь подчиниться римскому папе. Политика всех следующих правителей-католиков привела к тому, что огромное православное княжество в 1569 году добровольно склонилось под власть католической Польши, втрое меньшей по территории. В это время Литва и юго-западная Русь объединились с Польшей в одно государство — Посполитую Речь. К Православию здесь традиционно принадлежали два народа: русский и большинство литовского. Началось более тесное сближение литовско-русских православных с польскими католиками, особенно в высших классах общества. Иезуиты стали вести активную пропаганду католичества. Многие православные стали переходить в их веру.

Особенно много вреда нанесли православной Церкви иезуитские школы, в которых заботы воспитателей и учителей были направлены на то, чтобы развивать в учениках приверженность к католической церкви и презрение к православной. В иезуитских школах был высокий уровень образования, поэтому русско-литовские дворяне охотно отдавало сюда своих детей. После окончания школы ученики совращались в католичество или выходили с нелюбовью к Православной Церкви.

Чтобы иметь больший успех, иезуиты задумали ввести церковную унию между православными и католиками. Получив от папы Григория XIII благословение, они всюду стали сеять мысль об унии, как письменно, так и устно: высшему духовенству они сулили уравнение в правах с католическим духовенством, православным князьям и панам – большую силу в политических делах Польши, православной Церкви – уничтожение разных нестроений в ней под главенством папы. Некоторые из православных, не подозревая иезуитских козней, готовы были принять унию.

Православные братства.На поддержку православной веры и Церкви должны были выступить новые силы. Они явились в лице братств. В самый год падения Константинополя, в 1453 году во Львове прихожане восьми русских приходских церквей образовали общее православное братство с центром при Успенской церкви. Львовский зажиточный русский человек Стефан Дрошан вложил свои средства на восстановление древнего Онуфриевского монастыря и после реставрации отдал его под патронат Львовского городского братства. Братство организовало общее празднование трех календарных дней в году: на Духов день, на Николин день и на Рождество. Братчики производили церковные свечи и раздавали их по другим небогатым церквам.

Когда началась решительная борьба с католичеством и унией, когда православию грозила опасность, братства стали изменять свой строй и на первом месте ставили заботу об охранении православной веры и церкви. Они заботились о поддержании и построении православных церквей и монастырей, заводили госпитали, странноприимные дома и богадельни, благотворили бедным, учреждали школы и типографии, посылали уполномоченных на сеймы для ходатайств за всю православную Церковь. Им была дана власть контролировать деятельность епископов. В случае, если епископы начинали склоняться к унии, братства жаловались на них Константинопольскому патриарху, после чего этих владык могли лишить сана.

Заключение унии.В 1591 году некоторые литовские епископы подписали и подали королю грамоту, где выражали желание подчиниться папе с условием сохранения православных обрядов и ограждения их иерархических прав. Королем в это время был Сигизмунд III, ревностный католик, воспитанный и руководимый иезуитами. Он сочувственно отнесся к желанию епископов и обещал за себя и своих преемников королевскую защиту и милость всем, согласным вступить в унию. Было составлено послание к папе от лица южно-русских иерархов, где излагалась просьба оставить в целости для православной Церкви ее веру и обряды и давалось обещание всегдашнего послушания папе. В народе стали ходить слухи об измене православию митрополитов и епископов. Начались народные волнения.

По распоряжению короля стали запечатывать православные храмы и отбирать церковную утварь, запрещали по праздникам звонить в колокола, нападали на православные школы и разгоняли детей, в некоторых городах православных не допускали до гражданских должностей.

Между тем епископы заключили в Риме унию. Их заставили подписать католическое исповедание веры. Они должны были признать истинными догматические особенности католической церкви: filiogue, чистилище, индульгенции, главенство папы, даже «обряды, установленные ею при совершении таинств». Всё это было равносильно принятию чистого латинства и отречению от православной веры. Папа оставлял русским только православные обряды и церемонии, но и то с оговоркою «если они не противны учению католической веры и не препятствуют общению с римской церковью»- оговоркой, дававшей ему возможность при случае отменить их.

При этой общей смуте все с нетерпением ждали собора, который бы высказался относительно унии. Собор открылся 6 октября 1596г. в Бресте. Сюда приехало множество духовных и светских лиц- православных, католиков, униатов и протестантов. Все они разделились на две половины: униатско-католическую и православную. Та и другая составила свой собор: униатская в соборной части церкви святого Николая, православная в частном доме, так как местный епископ Поцей распорядился запереть для православных все церкви в городе. Тот и другой собор пришли к противоположному решению: униатский утвердил унию, объявил лишенным сана священников и епископов, противящихся Риму.

Православный собор всецело высказался против унии, как нежелательной народу, незаконной и несогласной с православием, лишил сана митрополита и других иерархов, ее принявших. Решения обоих соборов были опубликованы и представлены королю. Как следовало ждать, Сигизмунд III утвердил решение униатского собора.

Попытки распространения унии.Таким образом, уния была заключена и утверждена. Оставалось водворить и распространить ее среди православных. Сигизмунд во время своего правления (до 1632г.) покровительствовал унии. Православные монастыри и церкви, также как имения кафедр, он отдавал униатским владыкам, на жалобы и протесты православных или совсем не обращал внимания, или решал в пользу униатов; нередко делал распоряжения прямо против православных. Униаты пытались завладеть православными кафедрами, церквами и монастырями с их имениями и доходами. Так в Киеве они овладели Софийским собором и Выдубицким монастырем, хотели было отобрать Киево-Печерский монастырь но не успели в этом. Во Владимире и в Бельске отняли у православных все храмы. В начале XVII века православные жители Луцка совсем оставались без церкви и только в 1619 году получили от короля разрешение выстроить одну. Существующие православные храмы иногда, по королевским грамотам, запрещалось возобновлять. Паны в своих поместьях нередко сдавали православные храмы на откуп евреям, и те обращали их в свою доходную статью, взимая с прихожан за совершение треб; церковные облачения и сосуды подвергались разграблению. При недостатке или полном отсутствии храмов жители сел и городов нередко оставались без богослужения и треб. Дети умирали без крещения, взрослые и старцы — без исповеди; народ жил без браков. В Вильне тело православного покойника нужно было вывозить только в те ворота, в которые вывозят из города нечистоты. В гражданской и бытовой жизни православные терпели не меньше оскорблений и лишений. При Сигизмунде III они были вытеснены из сената и только при Владиславе IV снова стали занимать там места. В 20-х годах XVII века в Малороссии православным запрещалось печь пасхальный хлеб, а предписывалось покупать его у евреев под угрозой штрафа. Уличные нападения католиков и униатов на православных граждан, сопровождавшиеся убийствами и насилиями, было обычным явлением. Дома казаков и церкви грабились, дети сжигались или варились в котлах на глазах родителей, казаки и казачки предавались на мучения и смерть, православные святыни оскорблялись. Малороссия была объявлена бесправной. Только гетману Богдану Хмельницкому удалось освободить ее от такого зверского угнетения.

Ко всем этим мерам насилия униаты прилагали литературную борьбу с православными. Неудивительно, что уния широко распространилась.

Главными защитниками и охранителями православия юго-западной России на первых порах были православные дворяне. Пользуясь патронатом в своих поместьях, они мешали там привиться унии, не давали свободы произволу униатов, поддерживали православные храмы и монастыри, строили новые, на сеймах и перед королём смело говорили против унии и насилий над православными.

Иезуитский орден – один из католических орденов. Был основан в XV веке испанским дворянином Игнатием Лойолой. Целью ордена было распространение и утверждение католичества.

ВОПРОСЫ:

1. Расскажите о предпосылках унии.

2. Какую функцию выполняли братства в Речи Посполитой?

3. Как происходило заключение унии?

4. Каким образом происходило распространение унии среди православных?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *