Учение о человеке

Учение о человеке

В ХХ веке произошло становление специальной отрасли философского знания, которая сложилась в Германии в 20-е годы и занимается изучением человека. Она получила название философской антропологии. Ее основоположником выступил немецкий философ Макс Шелер, а значительный вклад в дальнейшее развитие внести Г.Плесснер, А.Гелен и ряд других исследователей. Термин «философская антропология» употребляется в двух основных смыслах. Часто под ним называют раздел философского знания, посвященный всестороннему рассмотрению проблемы человека. Вместе с тем, термин «философская антропология» закреплен и за конкретной современной философской школой, главными представителями которой были немецкие философы М.Шеллер, А.Гелен, Г.Плесснер и др.

Представители «философской антропологии» выдвинули программу философского познания человека во всей полноте его бытия. Они предложили соединить онтологическое, естественнонаучное и гуманитарное изучение различных сфер человеческого бытия с целостным философским постижением. Принципиальной задачей философской антропологии является разработка проблемы сущности человека. По мнению основателей, философская антропология — это «базисная наука о сущности и сущностном строении человека». Последователь М.Шеллера, Г. — Э.Херстенберг уточняет: «Философская антропология — это учение о человеке с точки зрения бытия самого человека. Тем самым она в корне отличается от всех наук, которые также изучают человека, но делает это с региональных точек зрения: философской, биологической, психологической, лингвистической и т.д.».

Сущность человека.

М.Шеллер. Антропологический дуализм духа и жизни.(человек может претендовать на особое положение в бытии, если только дух предстанет как нечто принципиальное для жизни.)

Кассирер Э. Человек – некое символическое животное, которое вышло за пределы органического мира. Человек видит мир через символические формы = > человек и вся его общественная жизнь сводятся к культуре.

В марксистской философии. Она исходит из предпосылки об уникальности человеческого бытия. Обоснованию этого положения служит учение о сочетании биологической и социальной сущности человека. существует такая особая исторически развивающаяся общность, как человеческий род, человечество, которое отличается от всех иных материальных систем только ему присущим способом жизнедеятельности.

Задача Философских антропологий –объединить философский и конкретно-научный подход к человеку.

При философско-антропологическом подходе к человеку речь идёт о человеке как таковом, безотносительно к конкретной форме его социального бытия. Говоря словами Маркса, мы пытаемся сначала понять, какова природа человека вообще, а уж потом – как она модифицируется в ту или иную эпоху, проявляясь в виде «ансамбля всех общественных отношений».

При философско-антропологическом подходе к исследованию человека в современной философии природа человека чаще всего усматривается в его сверхприродности, в его духовной бесконечности. Пользуясь такими категориями, как «экзистенция», «эссенция», «бытие-проект», «ещё-не-бытие», «бытие-процесс», мы как раз и указываем на духовную бесконечность человека, подчёркиваем особую «генеративную структуру» духовности, наличие которой сообщает человеческому бытию статус онтологической реальности. Познание человека как духовной бесконечности – самосотворяющей реальности – возможно благодаря тому же генерирующему сознанию.

Mapкcиcтcкaя филocoфия иcxoдит из пpeдпocылки oб yникaльнocти чeлoвeчecкoгo бытия. Oбocнoвaнию этoгo пoлoжeния cлyжит paзвивaeмaя в paмкax этoй филocoфcкoй шкoлы кoнцeпции aнтpoпoгeнeзa, yчeниe o coчeтaнии биoлoгичecкoй и coциaльнoй cyщнocти чeлoвeкa, тeopия пpeдмeтнo-пpaктичecкoй дeятeльнocти кaк oпpeдeляющeй фopмы взaимoдeйcтвия чeлoвeкa c oкpyжaющeй cpeдoй.

Сущность человека. .

Иногда два разных понятия: «природу человека» и «сущность человека» в философии отождествляют. Есть и другой подход – наполнение этих понятий разным содержанием. В этом случае под природой человека понимается то, что в нем заложено заранее, что существует в нем независимо от его воли. А под сущностью человека понимается то, кем он может и должен стать. Кем же может и должен стать человек? – Личностью.

1-личность приносит реальную пользу себе и обществу, творит добро. Злым не может быть гений (гений и злодейство не совместимы), личность тоже не может быть носителем злого лика.

2- личность имеет свое мнение по тем вопросам, которые она хорошо изучила. Не потому что хочет быть любой ценой оригинальной и действовать из чувства противоречия, а потому что на основе доказательств и фактов в этом убеждена.

3- личность способна брать на себя ответственность, соответствующую положению в обществе. Пользуясь свободой выбора личность не уходит от долга и ответственности.

Личность способна совершать поступки, преодолевая лень, страх, психологический дискомфорт и многое другое. Некоторые поступки предполагают дополнительную ответственность и риск во имя общего блага.

4-, личность с достоинством и мужественно переносит жизненные трудности, невзгоды, болезни, бытовую и прочую неустройственность, неурядицы, неудачи.

5- личность оставляет свой неповторимый след на земле.

Человек описывается не только с помощью понятия «личность», но и с помощью понятий индивид, индивидуальность.

Человеческое бытие выступает как органическое единство отношений структурно-функциональных пластов (природного, социального и индивидуального) и определяется через познавательные, деятельностные и коммуникативные способы самореализации человека. Важным условием формирования целостности человека является методологическая установка на единство познания, деятельности и общения, которое должно быть освещено ценностными формами сознания, опосредованно культурными символами и основано на стремлении человека к самосовершенствованию. Смысловым гарантом целостности человека выступает ценностный мир культуры, интегрирующий все стороны его деятельности в единый жизненный мир, компенсирующий недостающие звенья сам о идентификации человека, модифицирующий его телесные проявления.

Целостность человека выступает как результат символически опосредованного взаимодействия различных пластов его бытия. Смысл целостности заключается в интегративном эффекте взаимопроникновения ее компонентов, которые, со-изменяя друг друга, образуют внутри своего
множества единую и незримую опосредующую смысловую реальность, пронизывающую частично каждого из них через выявляющееся содержание, в то же время качественно от этих компонентов отличаясь.

Что такое 5 сфер?

5 сфер — это 5 главных областей в жизни человека, развитие в которых обеспечивает счастье и успех.

Миссия команды 5 сфер – дать нашим читателям лучшие материалы для развития во всех 5 сферах.

Наша задача – собрать на одном портале лучшие материалы (статьи, книги, видео) по развитию и дать к ним самый удобный доступ.

Наша цель – объединить всех развивающихся людей и соединить их друг с другом. Тогда возникнет синергия и мир перейдет на следующий уровень развития.

А теперь подробнее о проекте:

Наша команда делает сайт №1 о развитии личности – здесь Вы всегда найдете самые лучшие материалы о гармоничном развитии от лучших экспертов во всех сферах жизни человека! Мы воплощаем в реальность 7 навыков высокоэффективных людей Стивена Кови.

Этих сфер, по нашему мнению, всего 5, и каждая из них имеет свое имя:

  • Действуй!– сфера личной эффективности, развития. Отвечает за мотивацию и цели в жизни человека. Это 3 первых навыка Стивена Кови (проактивность — видеть цель — дисциплина)
  • Влияй!– сфера лидерства и влияния. Включает ораторское искусство, умение коммуницировать и взаимодействовать с другими людьми. Это 3 навыка коммуникации Стивена Кови (win/win — понять и потом быть понятым — синергия)
  • Живи!– сфера энергии, здоровья и физического развития человека (7 навык — развивайся)
  • Богатей!– сфера карьеры и финансового успеха (неизбежный результат правильных действий в этой сфере)
  • Люби!- самая прекрасная сфера – о любви, семье, отношениях, воспитании детей, красоте и гармонии (способ жизни, который мы используем)

Наша ключевая позиция и наш главный девиз – «Я Знаю – Ты Можешь!». Мыуверены, что человеку подвластна его жизнь, и только он определяет, насколько успешна она будет. Именно поэтому мы придумали и создали наш сайт, чтобы помочь каждому поверить в себя, раскрыть внутренний потенциал, научиться ставить себе цели и уметь их достигать!

Мы верим, что наши советы помогут Вам достичь заоблачных вершин и самых амбициозных, невероятных целей! Будьте с нами, развивайте себя и делитесь своим успехом с другими!

Я Знаю – Ты Можешь!

Теперь подробнее о каждой сфере.

«Действуй!»

В этом разделе представлены статьи и советы-упражнения по личной эффективности, целям, мотивации, планированию, контролю, самодисциплине, созданию привычек и навыков.

«Живи!»

Раздел об энергии и здоровье, о физическом развитии, о здоровом питании. В нем вы сможете найти публикации от мировых экспертов, таких как Пьер Дюкан — создатель самой известной диеты в мире и Вячеслав Смирнов – чемпион мира по його и десятков других. Здесь ты найдешь всю необходимую тебе информацию, чтобы стать здоровым и энергичным.

«Влияй!»

Квинтэссенция знаний о лидерстве и влиянии. Здесь собраны статьи-упражнения по коммуникации и презентации, по ораторскому мастерству и маркетингу. Все «инструменты» живого и интернет-влияния в одном разделе. Инфобизнес и обучение, коучинг и тренерские находки. Интернет рассылки и написание статей и книг. Как стать экспертом №1 в своей нише и как стать мировым лидером МЛМ индустрии.

«Богатей!»

В этом разделе собраны статьи о том, как увеличить количество денег в твоей жизни. И неважно, с какой точки ты начинаешь. Здесь есть статьи о том, как стать топ-менеджером и о том, как открыть свой бизнес. Если у тебя есть бизнес — ты найдешь конкретные инструменты и стратегии, как его перевести на следующий уровень. От «минуса» в банке и долгов до стратегий миллиардеров.

Все в этом разделе прекрасно структурировано и готово к использованию.

«Люби!»

Жизнь без любви скучна и несчастна. Поэтому в этом разделе мы собрали статьи о любви, семье и отношениях, воспитании детей и красоте. Ты получишь интересную информацию о стиле одежды и стиле жизни, о путешествиях, организации праздников и сюрпризов. Все статьи от лучших экспертов во всем мире, которые имеют отношения к ЛЮБВИ — именно здесь.

Самый главный предмет в мире — это человек, ибо он для себя — своя последняя цель. Право человека должно считаться священным. И. Кант

В одном из заключительных разделов “Критики чистого разума” Кант сформулировал три знаменитых вопроса, исчерпывающие, по его мнению, все духовные проблемы человека: что я могу знать? Что я должен делать? На первый вопрос, полагал он, даёт ответ его теоретическая философия, на второй — практическая. Ответ на третий вопрос, который затрагивает проблему веры, сразу не получился. “Критика способности суждения” с её выходом в проблемы теологии и культуры указывала” дорогу надежды”, по которой следует идти индивиду.

Культура – последняя цель природы, человек призван создать её. Можно ли при этом, рассчитывать на какие — либо внешние силы, кроме собственных потенций? Какого рода надежду оставляет вера во всемогущее существо?

На помощь сверхъестественных сил, по Канту, надеяться непозволительно. Нет ни чудес, выходящих за пределы объективных законов опыта, ни божественной тайны, превышающей возможности нашего духа, ни благодати, силой божественного авторитета просветляющей нашу нравственность. Вера в бога – это прежде всего надежда на собственную нравственную силу. При том, что И. Кант не устраняет надежды и на посмертное воздаяние: без веры в будущую жизнь невозможна никакая религия. Речь об этом идёт в трактате ”Религия в пределах только разума” (1793г.). Трактат важен для понимания этической теории Канта. Человеческих способностей недостаточно для того, чтобы привести в соответствие право людей на счастье с их обязанностями; необходимо признать всемогущее моральное существо как владыку мира. Кант начинает с размышлений о нравственной природе человека. Одни мудрецы убеждены, что человек безнадёжно погряз во зле. Иные видят его по природе добрым, а злым лишь под влиянием обстоятельств. И те и другие – ригористы, категоричные в своих суждениях. Им противостоят индифферентисты, которые полагают, что человек по природе своей нейтрален – ни добр, ни зол, и синкретисты, считающие его одновременно и добрым и злым. И.Кант в делах морали ригорист, но одновременно он диалектик. Он и здесь пытается совместить, более того – столкнуть противоположности. Человек, утверждает философ, “по природе зол”. В нём заключена неизбывная склонность творить зло, которая выглядит как приобретённая, будучи, однако, изначально ему присущей. Вместе с тем человек обладает задатками добра. Моральное воспитание в том и состоит, чтобы восстановить в правах добрые задатки, чтобы они одержали победу в борьбе с человеческой склонностью к злому.

В своей последней работе “Антропология с прагматической точки зрения”(1798) И. Кант как бы подводит итог размышлениям о человеке и вообще всем своим философским размышлениям. Это завершение пути. И одновременно начало: начинать изучение философии Иммануила Канта целесообразно именно с “Антропологии”. Читатель как бы должен пуститься в путь, обратный движению мысли Канта. В конце его окажется “Критика чистого разума”. Главная часть книги распадается на три раздела в соответствии с тремя способностями души: познанием, “чувством удовольствия и неудовольствия ” и способностью желания. Именно эти три способности определили в своё время содержание трёх кантовских “Критик”. В ”Антропологии с прагматической точки зрения” идеи критической философии непосредственно соотнесены с миром человека, его переживаниями, устремлениями, поведением. Человек для Иммануила Канта – “самый главный предмет в мире”. ” Человек создан таким образом, что впечатления и возбуждения, вызываемые внешним миром, он воспринимает при посредстве тела – видимой части его существа, материя которого служит не только для того, чтобы запечатлеть в обитающей в нём невидимой душе первые понятия о внешних предметах, но и необходима для того, чтобы внутренней деятельностью воспроизводить и связывать эти понятия, короче говоря, для того, чтобы мыслить”. Над всеми другими существами его возвышает наличие самосознания. Благодаря этому человек представляет собой индивид. При всех изменениях, которые он может претерпеть, он всё же одно и то же лицо. Из факта самосознания вытекает эгоизм как природное свойство человека. Просветительская философия, исходившая из отдельного, обособленного индивида, культивировала разумный эгоизм как основу поведения. И.Кант отвергает эгоизм во всех его видах, как не совместимый с разумом. Эгоизму философ противопоставляет плюрализм – образ мыслей, при котором человек рассматривает своё “ я” не как весь мир, а лишь как часть мира. Человековедение – это мироведение. Кант требует обуздания эгоизма и полного контроля разума над психической деятельностью, притом, что он энтузиаст воображения. Но одно дело, когда мы сами вызываем и контролируем наши внутренние голоса, другое – когда они без зова являются к нам и управляют нами, тут уже налицо душевная болезнь либо предрасположение к ней.

Страницы: 1 23

Философское учение о человеке

(философская антропология).

План.

1. Человек как предмет антропологии. Биосоциальная природа человека.

2. Характеристики человека.

3. Категории человеческого бытия.

Философская антропология – это часть философии, в которой изучается человек как особый род сущего, осмысливаются проблемы человеческой природы и человеческого бытия. В современной философии отчётливо обозначился процесс антропологизации знаний. Большую роль в формировании антропологии сыграл И.Кант («Антропология с прагматической точки зрения», 1798).

Кант: самый главный предмет в мире, к которому могут быть применены познания – это человек, ибо он сам по себе есть последняя цель.

Один из основоположников современной философской антропологии– немецкий философ Макс Шелер (1874 – 1928). В работе «Место человека в космосе» (1927) он в качестве основных принципов рассматривал могущественный, но слепой жизненный «порыв» и всепостигающий, но бессильный дух.

Исследуя проблему человека, философская антропология стремится найти ответ на ряд вопросов:

1. Что такое человек, откуда он пришёл в этот мир и чем он отличается от других живых существ?

В античности философы полагали, что человек – часть мира, вещь среди вещей; его местоположение не внизу и не наверху. А где-то посередине.

Для мыслителей раннего средневековья человек уже не вещь среди вещей, он поле битвы и продукт обоих царств (Света и Тьмы, Бога и Дьявола); у человека нет твёрдого, постоянного места в мире.

Для зрелого средневековья образ мира выражен крестом, вертикальная перекладина которого – пространство от небес до преисподней, а поперечная – время от сотворения мира до последнего его дня; человек снова обрёл своё место в мире.

В эпоху Возрождения человек снова стал проблемой; наука создаёт образ Вселенной, но не новый дом человека; человек вынужден искать опору и смысл своего существования в самом себе.

В отличие от западной философской традиции китайская философия:

─ не дает четкого понятия человека, пытается вникнуть в сущность чело­века не путем вывода четких понятий, а путем создания и изучения его образа (поэтому правильнее говорить не о понятии человека в китайской философии, а об образах-понятиях как человека, так и иных явлений);

─ начинает отсчет человеческой жизни не с момента рождения, а с момента зачатия;

─ не исключает человека навсегда из системы человеческих отношений после его смерти, То есть человек (его дух, обладающий некоторой телесностью — «шэн») остается в системе человеческих отношений после смерти наравне с живыми людьми: нуждается в питании, заботе, со­храняет прежнюю должность, может быть повышен, награжден, снят с должности, наказан — в зависимости от поведения его потомков;

─ выделяет в качестве духовного центра человека не голову (мозг, лицо, глаза и т. д.), а сердце;

─ воспринимает человека как часть природы и космоса, не соглашается с идеей господства человека над природой и остальными живыми суще­ствами, не приветствует индивидуализм и противопоставление отдель­ной личности другим членам общества;

─ призывает ценить земной отрезок жизни, максимально продлить его продолжительность.

Критериями человека считаются: труд, язык, сознание, те или иные формы регулирования общности, брачных отношений, нравственность.

Человек – существо, способное к труду, социально детерминированному потреблению и общению на основе деятельности сознания (разумного отношения к действительности)

Человек живёт не только в предметном, но и символическом мире, нити которого сплетаются в символическую сеть.

2. Какие особенности человеческого организма, жизненные процессы в нём и специфические биологические потребности оказали и оказывают существенное влияние на социальную жизнь?

По данным А.Розе (США) и Я.Щепаньского (Польша) такими особенностями человека являются:

— прямохождение;

— противостояние большого пальца;

— расположение глаз, при котором взгляд направлен вперёд; большой мозг и сложная первая сигнальная система;

— сложный механизм голосовых связок, строения гортани и губ;

— биологическое дозревание как естественное условие полноты передачи социального опыта;

— пластичность врождённых импульсов и потребностей, обеспечивающая адаптацию к различным условиям среды;

— устойчивость сексуального влечения, которая способствовала формированию семейного уклада жизни и оказала влияние на другие стороны жизни человека и общества.

Понятие «человек» — это родовое понятие, включающее в себя всё то, что характеризует Homo sapiens, его природные и социальные черты. Человек в философии рассматривается с двух сторон: его биологической природы и его социальной сущности.

На соотношение биологического и социального в человеке возможны три точки зрения:

1. Биологическое определяет социальное (эта позиция отражена в расистских теориях, психоанализе, лжетеориях типа евгеники или френологии).

2. Социальное составляет подлинную сущность человека (Напр., К. Маркс: богатство личности определяется подлинным богатством общественных отношений, в которых он участвует). Физическому, телесному отводится очень ограниченная, второстепенная роль.

3. Социальное не устраняет биологическую природу человека, но в социальном биологическое присутствует в снятом, преобразованном виде.

Особо это видно в правилах этикета, где удовлетворение чувства голода трансформировано в правила трапезы, сексуальное стремление – в ритуалы ухаживания, сватовства, свадьбы и т.п.

3. Как объяснить происхождение человека?

Происхождение человека рассматривается либо с позиции религиозной идеи сотворения мира богом, либо с позиции науки, предлагающей рассматривать человека как естественную ветвь эволюционного развития живой природы. В марксизме содержится обоснование роли труда в процессе превращения обезьяны в человека. Ключевым понятием становится понятие труда, ставшего одним из ведущих стимулов эволюции.

Ведущие мотивы и стимулы к труду:

1) поддержание собственного существования, выживание индивида («робинзонада»);

2) продолжение жизни рода (особенно труд родителей ради поддержания жизни детей;

3) удовлетворение в самой потребности в труде; труд ради творчества, приносящий радость и ощущение полноты бытия;

4) борьба с другими людьми за присвоение продуктов труда или ради помощи людям (антагонизм и сотрудничество – два полюса взаимодействия людей в обществе).

Аргументы против теории трудового генезиса:

1) науке неизвестны факты перехода, благодаря эволюции или искусственной селекции, от одного вида к другому (?! а ханорик, мулл?);

2) науке неизвестно промежуточное звено между древними человекообразными приматами и человеком-кроманьонцем; такое звено так и не найдено до сих пор;

3) трудовым антропогенезом не объяснить изменения, помимо изменения конечностей, в таких органах и системах как гортань, челюсти, внутренние органы, вестибулярный аппарат;

4) фактор избыточности мозга не описывается в системе адаптационного подхода.

Человек рождается очень зависимым, слабым существом по сравнению с другими приматами. Но этот недостаток стяновится достоинством, поскольку обеспечивает полноту жизненно и социально важного опыта. В природе существует 3 типа наследования опыта:

1) генетическое, когда родители дают жизнь потомству ценой утраты собственной жизни (лососи, осьминоги и др.);

2) генетическое с элементами обучения по принципу «делай как я» (у высших животных);

3) генетическое с системой «учитель-ученик», кодирование информации (язык), отказ от внутривидовой борьбы (мораль), общечеловеческие ценности (у людей).

Социальные связи человека в обществе носят сложный характер. В истории сложились 3 типа взаимоотношений человека и общества:

1) отношения личной зависимости (характерны для доиндустриального общества);

2) отношения вещной зависимости и личной независимости (они возникают с образованием индустриального общества);

3) отношения свободных индивидуальностей, которые формируются в постиндустриальном обществе.

Основные характеристики человека:

— несводимость:

а) к своему биологическому виду;

б) к телесным или биологическим особенностям;

в) к профессии или социальной роли;

г) к собственным произведениям; человек – ничто, являющее условием чего-то, не совпадающим с ним;

— непредопределённость

(свобода как «собранность», без «хвостов» в виде богатства, карьеры и т.п.), т.е. внешние условия (несвобода) не предопределяют человека;

— незаменимость и неповторимость;

— невыразимость.

Свободу человеку дают 2 способности: к самотрансцендентации (направленности на что-то или на кого-то) и самоотстранению (взгляд на себя и ситуацию со стороны). Благодаря им человеку свойственны не только детерминированность внешними обстоятельствами, но и самодетерминация (свобода воли).

Жизнь всегда проблема для человека, в ней столько противоречий, что невозможно найти алгоритм на все случаи жизни и прожить жизнь безошибочно. Личность, являясь субъектом собственной жизни, несёт ответственность за свой выбор и перед собой и перед другими людьми.

Под ответственностью личности понимается не только возможность осознать все последствия содеянного, но и ответственность за упущенные возможности.

В философии выработан ряд категорий, посредством которых можно выразить важнейшие моменты существования человека. Это понятия о смерти и бессмертии, о цели и смысле жизни, о счастье, насилии, творчестве и другие.

Характерная особенность нашего времени – утрата смысла жизни, «экзистенциальный вакуум». О причинах такого состоянии Виктор Франкл (1905-1997) писал: «в отличие от животных инстинкты не диктуют человеку, что ему делать нУжно, и в отличие от человека вчерашнего дня традиции не диктуют человеку, что ему дОлжно. Не зная ни того, что ему нужно, ни того, что он должен, человек, похоже утратил ясные представления о том, что же он хочет. В итоге от либо хочет того же, что и другие (конформизм), либо делает то, что другие хотят за него (тоталитаризм) (В.Франкл. Человек в поисках смысла. М., 1990. С.25).

Поскольку человек всегда направлен вовне – на что-то ли на кого-то, то В.Франкл оценил агрессивность и гипертрофию сексуальности как результат экзистенциального вакуума.

Вопрос о смысле жизни:

1) возникает только после выхода за рамки, так сказать, «первой программы» — программы удовлетворения минимальных (в основном физиологических потребностей;

2) свидетельствует о появлении потребностей, а вместе с ними и ценностей, более высокого, духовного порядка;

3) Является вопросом о наших ценностных предпочтениях, о субординации ценностей материальных и духовных.

Четыре варианта ответа на вопрос о цели и смысле жизни:

— цель и смысл жизни состоит в стремлении достичь наибольшего удовольствия (счастья, свободы, равенства, материального благополучия и т.п.) в период земной жизни человека;

— смысл и цель жизни заключаются в стремлении выработать в себе добрую волю для исполнения нравственного долга;

— смысл и цель жизни – в развитии физических и духовных качеств человека и в стремлении внести наибольший вклад в достижение той или иной исторической цели;

— смысл и цель жизни есть стремление к «стяжанию» Святого Духа, к одухотворённости всей жизни для подготовки к блаженной жизни «в селениях праведных», в царствии небесном.

Из предложенных ниже вариантов ответов выбрать правильный ответ (или правильные ответы)

1. Философия объясняет мир с помощью:

А. Мифологических образов.

В. Рациональной аргументации.

С. Догматов религии.

D. Свидетельства веры.

Онтология – это наука о…

А. Бытии.

В. Мышлении.

С. Сознании.

D. Религии.

3. По Демокриту, бытие – это…

А. Бытие атомов.

В. Познаваемое чувствами, а не разумом.

С. Единое.

D. Познаваемое в понятии.

4. Каково библейское понимание места человека в мире?

А. Человек — одно из равных друг другу существ, созданных Богом.

В. Человек — это худшее из тварей, созданных Богом.

С. Человек – это повелитель всего того, что было создано до него Богом.

D. Человек – одно из равных друг другу существ, созданных Богом.

5. Какое положение характеризует такое направление средневековой философии как реализм?

А. Сущность вещи не обладает подлинной реальностью

В. Сущность вещи есть всеобщее понятие, которое существует до самой вещи.

С. Подлинной реальностью обладают единичные предметы, а не общие понятия.

D. Общие понятия суть только имена и образуются нашим умом.

6. Какие положения характеризуют такое направление средневековой философии как номинализм?

А. Универсалии существуют вне и до всякой вещи.

В. Подлинной реальностью обладают единичные вещи, а общие понятия суть только имена и образуются только нашим умом.

С. Подлинной реальностью обладают только общие понятия (или универсалии).

D. Подлинной реальностью не обладают ни вещи, ни понятия.

7. Какой вопрос является основным для философии?

А Вопрос об эволюции живого мира.

В. Вопрос о сотворении мира Богом.

С. Вопрос об отношении мышления к бытию.

D. Вопрос о материи.

8. Каков главный императив Сократа?

А. “Познай самого себя ”.

В. “Не следуй установленным правилам”.

С. “ Узнай как можно больше”

D. “Не ошибайся”.

Первых греческих философов (досократиков) прежде всего интересовала проблема:

А. Первоначала космоса.

В. Человека.

С. Радикального сомнения в истинном знании.

D. Построения идеального государства.

10. Откуда происходит название эпохи “Возрождение”? Эпоха получила такое название по следующим причинам:

А. Поскольку в эту эпоху действительно возрождается античное представление о человеке.

В. Поскольку эта эпоха осознает себя как возрождение многоликой античной философии и культуры в целом.

С. Термин «Возрождение» — это ошибка культурологов.

D. Поскольку происходит возрождение древнегреческих

форм государственной власти в Италии.

11. Каково отношение идеи и вещи у Платона?

А. Идея – общее понятие, которое существует до вещи. ве

В. Вещи – это инобытие идеи, ее воплощение.

С. Идея тождественна вещи.

D. Идея – отражение вещи.

12. Как Гегель назвал свою философскую систему?

А. Абсолютный идеализм.

В. Субъективный идеализм.

С. Спиритуализм.

D. Исторический материализм.

13. Каково основное понятие теории познания у И. Канта?

А. Идея.

В. Категорический императив.

С. Вещь в себе.

D. Субстанция.

14. Каков основной принцип категории всеединства в русской философии XIX–XX вв.?

А. Все едино в человеческом сознании.

В. Все есть Бог.

С. Все едино в Боге.

D. Бог и мир един.

15. Каково центральное понятие течения славянофильства в русской философии?

А. Абсолютный дух.

В. Благодать.

С. Всеединство.

D. Соборность.

16. Что является исходным понятием гегелевской системы?

А. Абсолютная идея.

В. Абсолютный субъект.

С. Высшая субстанция.

D. «Я».

17. Кто ввел в философию понятие «воля к власти»?

А. А. Шопенгауэр.

В. К. Маркс.

С. Ф. Ницше.

D. С. Кьеркегор.

18. Как в философии материализма определяется сознание?

А. Осознанное бытие.

В. Функция человеческого мозга.

С. Продукт высокоорганизованной материи.

D. Проявление абсолютного духа.

19. Религия – это…

А. Название секты.

В. Определенное мировоззрение и культовые действия, основанные на вере в сверхъестественный Абсолют.

С. Феномен первобытной культуры.

D. Социальный институт.

20. Махизм (или эмпириокрицитизм) – это…

А. Вторая стадия позитивизма.

В. Еще одно названия позитивизма.

С. То же, что и позитивизм.

D. Особое философское направление.

21. В основе общественного развития у К. Маркса и Ф. Энгельса лежит:

А. Мировой дух.

В. Человеческое сознание.

С. Воля Бога.

D. Материальное производство.

22. Центральной проблемой философии Нового времени XY11 века является проблема:

А. Бытия.

В. Соотношение материального и идеального.

С. Метода научного познания.

D. Человека.

23. Начальным этапом средневековой философии является:

А. Рационализм.

В. Схоластика.

С. Патристика.

D. Томизм

24. Кем является Демокрит?

А. Основоположником объективного идеализма.

В. Творцом атомистической теории строения мира.

С. Создателем объективного идеализма.

D. Основателем скептической школы.

25. В основе европейской средневековой философии лежало:

А. Христианство.

В. Ислам.

С. Иудаизм.

D. Язычество.

26. Философия – это…

А. Вольное рассуждение на житейские темы.

В. Система наиболее общих теоретических представлений о мире и места в нем человека..

С. Научное исследование окружающей действительности.

D. Критика религиозных представлений.

27. Деизм — это учение, согласно которому …

А. Бог является единственной причиной всего сущего.

В. Бог не является создателем объективного мира.

С. Бог и природа есть тождественные понятия.

D. Бог, сотворив мир, больше не участвует в его развитии.

28. Философская система К. Маркса и Ф. Энгельса носит название:

А. Абсолютный идеализм.

В. Субъективный идеализм.

С. Диалектический и исторический материализм.

D. Агностицизм.

29. Учение о сотворении мира Богом носит название:

А. Теоцентризм.

В. Субстанциализм.

С. Теодицея.

D. Креационизм.

30. Учение о всеобщей связи и развитии называется:

А. Эпистемологией.

В. Аксиологией.

С. Диалектикой.

D. Метафизикой.

31. Методы философского познания – это

А. Анализ и синтез.

В. Индукция и дедукция.

С. Описание и сравнение.

D. Диалектика и метафизика.

32. В основе общественного развития согласно материалистическому пониманию истории, лежит:

А. Воля великой личности.

В. Политическая доктрина.

С. Способ производства.

D. Система ценностей.

33. Предмет труда – это…

А. То, на что направлена человеческая деятельность.

В. Научно-технические достижения.

С. То же, что и орудия труда.

D. Люди с их трудовыми умениями и навыками.

34. Протяженность и структурность материи характеризуется понятием:

А. Развитие.

В. Пространство.

С. Движение.

D. Сознание.

35. Разделом философской науки , изучающим проблемы человека, является:

А. Философская антропология.

В. Антропологизм.

С. Антропоморфизм.

D. Антропософия.

36. Субстанция — это…

А. Предельное основание, первооснова мира.

В. То же, что и бытие.

С. Элементарное материальное образование.

D. То же, что и материя.

37. Философское направление, выводяшее познание из чувственных восприятий, это…

А. Эмпиризм.

В. Сенсуализм.

С. Материализм.

D. Натурализм.

38. Гносеология – это учение о…

А. Ценностях.

В. Бытии.

С. Познании.

D. Человеке.

39. Существование и развитие общества с позиций материализма определяется:

А. Общественным договором.

В. Материальным производством.

С. Географическими факторами.

D. Духовными факторами.

40. Критерием истинности знания является:

А. Правильность логического мышления.

В. Полезность знания.

С. Практика.

D. Показания органов чувств.

41. Эмпиризм выводит все познание из:

А. Из чувственного опыта.

В. Иррациональных факторов.

С. Абстрактных рассуждений.

D. Чувственных восприятий.

42 Укажите верное положение в определении сущности человек.

А. Человек и его поведение определяются биологическими закономерностями.

В. Человек – это социальное существо и биологические факторы не влияют на его поведение.

С. Решающее влияние на поведение человека оказывают инстинкты.

D. Человек прежде всего социальное существо, но на его поведение оказывают влияние и биологические факторы.

43. Материя есть философская категория для обозначения:

А. Атомов.

В. Вещества.

С. Субстанции.

D. Объективной реальности.

44. Что такое истина?

А. Это результат соглашения между учеными.

В. Это реальное существование явлений.

С. Это соответствие мысли той реальности, которую она отражает.

D. Это – правда.

45. Обоснование какого взгляда характерно для натуралистической модели общества?

А. Природная среда – необходимое существование людей.

В. Природная среда может ускорять или замедлять прогресс общества.

С. Природная среда всецело определяет экономику, общественный строй, культуру, и мораль живущего в ней народа.

D. Законы развития общества отличны от законов природы.

46. Какое из философских течений отрицает познаваемость мира таким, каков он есть?

А. Материализм.

В. Субъективный идеализм.

С. Агностицизм.

D. Объективный идеализм.

47. Какая из перечисленных проблем является философской?

А. Возможны ли небелковые формы жизни?

В. Как решить продовольственную проблему человечества?

С. В чем смысл человеческого существования?

D. В чем сущность гравитации?

48. К какой модели общества можно отнести суждение материалиста Л. Фейербаха: «Периоды человечества отличаются один от другого лишь переменами в религии…?»

А. Материалистической.

В. Идеалистической .

С. Натуралистической.

D. Технологической.

49. К какому понятию относится следущее определение «Исторический тип общества, основывающийся на определенном способе производства»?

А. Цивилизация.

В. Политическая надстройка.

С. Общественно – экономическая формация.

D. Государство.

50. Какие из перечисленных ниже явлений относятся к общественному бытию с точки зрения материализма?

А. Мораль.

В. Техника.

С. Производительные силы и производственные отношения.

D. Географическая среда.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник для вузов. – М.: ТЕИС, 1996. 504 с.

2. Гладков А.П., Морозов В.Н., Конюшенко В.Ф. Философия: Альбом схем. – Екатеринбург, 1995.

3. Немировская Л.З. Философия. Учеб. пособие. – М., 1996.

4. Основы философии. Учеб. пособие для вузов /Рук. Автор. колл. и отв. ред. Е. Е. Попов. – М.: Гум. изд. центр «Владос». – 1997. – 320 с.

5. Очерки социальной философии. Учеб. пособие для вузов /В.Д. Зотов, В.Н. Шевченко, К.Х. Делокаров и др. – М.: Наука, 1994.- 206 с.

6. Крапивенский С.Э. Социальная философия: Учеб. пособие для студен­тов гуманитарных и эконом. факультетов. 2-е изд., – Волгоград: Комитет по печати. 1995.- 325 с.

7. Радугин А.А. Философия. Курс лекций. Учеб. пособие для вузов. – М.: Центр. 1996.- 272 с.

8. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. 1998.- 816 с.

9. Социальная философия: Учеб. пособие для вузов /Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: Культура и спорт. ЮНИТИ. 1995.- 240 с.

10. Философия: Курс лекций: Учеб пособие для студентов вузов /Научн. руковод. авт. колл. В.Л. Калашников. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.- 384 с.

11. Философия: Учеб. пособие /Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: Юрист. 1996.- 512 с.

12. Философия: Учебник для вузов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. – 576 с.

13. Философия: Часть 1. История философии /Под ред. В.И. Кирилова. – М.: Юрист.1996.- 304 с.

14. Философия. Часть 11. Основные проблемы Философии /Под.

ред. В.И. Кирилова. – М.: Юрист, 1997.- 320 с.

15. Философский эциклопедический словарь. – М.: Сов. энциклопедия. 1989.- 816 с.

16.История философии: Учеб. пособие для вузов /А.Н. Волков и др. Под ред. В.М. Мапельман и Е.М. Пенькова, – М.: «Издательство ПРИОР», 1997. – 464 с.

17. Чуешев В.И. Введение в современную философию: Учеб. пособие. -М.: НТООО ТетраСистемс, 1997.- 128 с.

18. Шаповалов В. Ф. Основы философии. От классики к современности. Учеб. пособие для вузов. – Изд. 2-е, дополненное. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. 608 с.

19. Зеньковский В. История русской философии. – М.: Академический проспект, Раритет, 2001. – 880 с.

20. Гуревич П. С. Основы философии: Учеб. Пособие. – М.: Гардарика, 2000. – 488 с.

21. Канке В. А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. Изд. 4-е перераб. и доп. – М.: Издательско-книготорговый дом «Лотос», 2001 – 344 с.

22. Кузнецов В. Г., Кузнецова И. Д., Миронов В. В., Мамджян К. Х. Философия. Учебник. – М.: ИНФРА – М , 1999 с.

23. Философия: Учебник для вузов /Под ред. Проф. В. Н. Лавриненко, проф. В. П. Ратникова. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 584 с.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Введение в русскую философию: Учеб. пособие. – М.: Интерпракс, 1995.- 304 с.

2. Горский А.П. Учение Маркса об обществе: Критический анализ. – М.: Наука, 1994. 174 с.

З. Замаляев А.Ф. Курс истории философии. М.: Изд-во Магистр, 1996.- 352 с.

4. Западноевропейская и. американская философия XX века: Учеб. пособие для вузов. – Орел, 1995.

5. История зарубежной современной философии: компаративистский подход. – Отв. ред. М.Я Корнеев. – С-Петербург: «Лань’; 1997.- 478 с.

6. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVII – начала XIX в. – М.: Высш. шк., 1989.- 480 с.

7. Кузнецов В.Н.. Мировский, В.В., Грязнов, А.Ф. Западноевропейская философия XVIII – М.: Высш. шк., 1989.- 398 с.

8. Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении, – М.: Мысль. 1989.- 204 с.

9. Новиков А.И. История русской философии Х-ХХ веков. – С-Петербург: «Лань». 1998.- 320 с.

10. Основы философии. От классики к современности. – Учеб. пособие для вузов. М.: ФАИР-ПРОГРЕСС. 1998.- 576 с.

11. Рассел Б. История Западной философии: В 2 т. Т. 1 /Подгот. текста В.В. Целищева, – Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1994.- 464 с.

12. Рассел Б. История западной философии: В 2 т. Т. 2 /Подгот. текста В.В, Целищева. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1994.-400 с.

13.Реале Д.. Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. – Т. 1.3.3. -М.: Петрополис. 1994-1995.

14.Современная философия: Словарь и хрестоматия. – Ростов-на-Дону: Феникс. 1995.- 511 с.

15.Философия XX века: Учеб. пособие. – М.: ЦИНО об-ва «Знание» России, 1997.- 288 с.

16.Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир – эпоха Просвещения. – М.: Политиздат.1991. – 464 с.

17.Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век. – М.: Республика. 1995.- 528 с.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *