Учение 12 апостолов

Учение 12 апостолов

.. Дидахе (Учение двенадцати апостолов) читать онлайн

A-AA+

На главную
К странице книги: .. Дидахе (Учение двенадцати апостолов).

Дидахе (Учение двенадцати апостолов)

Глава I

Есть два пути: один – жизни и один – смерти; велико же различие между обоими путями.

И вот путь жизни: во-первых возлюби Бога, создавшего тебя, во-вторых ближнего своего, как самого себя, и не делай ничего другому, чего ты не желал бы, чтобы случилось с тобою. Учение же этих заповедей таково: благословляйте проклинающих вас и молитесь за врагов ваших, поститесь за тех, которые преследуют вас; ибо какая благодать, если вы любите любящих вас ? Разве и язычники не делают того же ? Вы же любите ненавидящих вас, и не будет у вас врага.

Воздерживайтесь от плотских и телесных похотей. Если кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему и другую, и будешь совершен. Если кто отнимет у тебя верхнюю одежду, отдай ему и нижнюю. Если кто возьмет у тебя что-либо твое, не требуй назад, ибо ты не можешь. Всякому просящему у тебя давай и не требуй назад, ибо Отец хочет, чтобы всем было раздаваемо от даров каждого. Блажен дающий по заповеди, ибо он неповинен. Горе тому, кто берет! Ибо если он берет, имея в том нужду, то он неповинен; а неимеющий нужды даст отчет, зачем и на что он взял и, подвергшись заключению, будет спрошен о том, что он сделал и не выйдет оттуда до тех пор, пока не заплатит последнего кодранта. Впрочем об этом сказано еще так: пусть запотеет милостыня твоя в руках твоих, прежде чем ты узнаешь, кому даешь.

Глава II

Вторая заповедь учения.

Не убивай, не прелюбодействуй, не развращай детей, не предавайся блуду, не воруй, не занимайся волхвованием; не составляй яда, не умерщвляй младенца во чреве и по рождению не убивай его. Не пожелай того, что принадлежит ближнему твоему, не преступай клятвы, не лжесвидетельствуй, не злословь, не помни зла. Не будь двоедушен, ни двуязычен, ибо двуязычие есть сеть смерти. Да не будет слово твое пусто, но да будет оно согласно с делом. Не будь алчен, или хищник, или лицемерен, или коварен, или надменен. Не злоумышляй против ближнего своего. Никого не возненавидь, но одних обличай, за других молись, иных же возлюби свыше души своей.

Глава III

Чадо мое! Убегай от всякого зла и от всего подобного ему. Не отдавайся гневу, ибо гнев ведет к убийству. Не будь вспыльчив, ни сварлив, ни страстен, ибо все это порождает убийства. Чадо мое! не будь похотлив, ибо похоть ведет к блуду. Воздерживайся от непристойных речей и не будь наглым, ибо все это порождает прелюбодеяния. Чадо мое! не гадай по птицам, ибо это ведет к идолопоклонству. Не будь также заклинателем или звездочетом, не твори очищений и не желай даже смотреть на это, ибо это все порождает служение идолам. Чадо мое! не будь лжив, ибо ложь ведет к воровству; ни сребролюбив, ни тщеславен, ибо все это порождает воровство. Чадо мое! удержись от ропота, ибо он ведет к богохульству; не будь также своенравен и не имей дурных помыслов, ибо все это порождает богохульства. Но будь кроток, ибо кроткие наследуют землю. Будь терпелив и милостив, и незлобив, и спокоен, и добр и страшись во всякое время тех слов, которые ты слышал. Не превозносись и не будь дерзким. Да не прилепляется сердце твое к высокомерным, но обращайся с праведными и смиренными. Случающиеся с тобой тяжелые обстоятельства принимай как благие, зная, что без Бога ничего не бывает.

Глава IV

Чадо мое! поминай ночью и днем того, кто возвещает тебе слово Божие и почитай его как Господа, ибо где возвещается господство, там Господь. Каждый день стремись к общению со святыми, дабы найти успокоение в их словах. Не причиняй раскола, но примиряй спорящих. Суди по справедливости. Обличая проступки, не взирай на лицо. Не сомневайся в том, будет ли (суд Божий) или нет. Не будь протягивающим руки, чтобы получить и складывающим их, когда нужно дать. Если имеешь что-нибудь от рук своих, давай выкуп прегрешений своих. Не колеблись давать и отдавая не ропщи, ибо ты узнаешь, кто есть добрый Воздаятель за заслуги.

Не отворачивайся от нуждающегося, но разделяй все с братом своим, и не говори, что это твоя собственность, ибо если вы имеете общение в бессмертном, не тем ли паче и в смертных вещах ? Не отнимай руки своей от сына своего или от дочери своей, но с юности научай их страху Божию. Не приказывай ничего с гневом рабу своему или служанке, уповающим на того же Бога, дабы они не перестали бояться Бога, Который над вами обоими; ибо он не по наружности призывает, но приходит к тем, кого уготовал Дух. Вы же, рабы, покоряйтесь господам вашим, как образу Божию со страхом и скромностью. Возненавидь всякое лицемерие и все, что не угодно Господу. Не оставляй заповедей Господних, но береги то, что получил, ничего не прибавляя и не отнимая. В церкви исповедуй грехи свои и не приступай к молитве своей с дурной совестью.

Таков путь жизни!

Глава V

А вот путь смерти: прежде всего он зол и полон проклятия. (Тут) убийства, прелюбодеяния, страсти, блуд, воровство, идолопоклонство, чародейство, яд, разбои, лжесвидетельства, лицемерие, двоедушие, коварство, надменность, подлость, самомнение, корысть, сквернословие, зависть, дерзость, высокомерие, чванство. (По этому пути идут) гонители добрых, ненавистники истины, друзья лжи, те, которые не признают воздаяния за праведность, не присоединяются к доброму делу, ни к справедливому суду, не бодрствуют в добре, но во зле, от которых далеки кротость и терпение, которые любят суету, гоняются за воздаянием, не сострадают бедному, не удручаются об удрученном, не знают Того, Кто сотворил их. (Тут) детоубийцы, исказители образа Божия, отвращающиеся от нуждающегося, удручающие несчастного, заступники богатых, беззаконные судьи бедных, во все грешники! Бегите, дети, от всех таковых!

Глава VI

Смотри, что кто-нибудь не совратил тебя с этого пути учения, ибо такой учит вне Бога. Ибо, если ты можешь снести иго Господне в целости, то будешь совершен; если же нет, то делай то что можешь. Что же касается пищи, понеси что можешь; но особенно воздерживайся идоложертвенного, ибо это есть служение мертвым богам.

Глава VII

Что же касается крещения, крестите так: наперед провозгласив все это, крестите в живой воде во имя Отца и Сына и Святого Духа. Если же нет живой воды, крестите в другой воде; если не можешь в холодной то в теплой. А если нет ни той, ни другой, возлей воду на голову трижды во имя Отца и Сына и Святого Духа. А перед крещением крестящий и крещаемый должны поститься, также и некоторые, если могут. Крещаемому же вели поститься за день или за два.

Глава VIII

Да не совпадают посты ваши с постами лицемеров; ибо они постяться во второй и пятый день по субботе, вы же поститесь в среду и в канун (субботний). Также не должны вы молиться как лицемеры, но как повелел Господь в своем Евангелии, так и молитесь: Отче наш, сущий на небе, да святится имя Твое; да придет царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день и прости нам долг наш, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение; но избавь нас от лукавого. Ибо Твоя есть сила и слава во веки. Молитесь так трижды в день.

Глава IX

Что касается Евхаристии, благодарите так. Прежде о чаше: благодарим Тебя, Отче наш, за святую лозу Давида, отрока Твоего, которую Ты явил нам через Иисуса, отрока Твоего. Тебе слава во веки!

Что же касается преломляемого хлеба (благодарите так): благодарим Тебя, Отче наш, за жизнь и ведение, которые Ты открыл нам через Иисуса, Сына Твоего. Тебе слава во веки! Как этот преломляемый хлеб быв рассеян по холмам и, будучи собран, сделался единым, так да соберется Церковь Твоя от концов земли в Царствие Твое. Ибо Твоя есть слава и сила чрез Иисуса Христа во веки.

Никто же да не ест и не пьет от вашей Евхаристии, кроме крещенных во имя Господне; ибо об этом сказал Господь: не давайте святыни псам.

Глава X

Исполнивши все, так благодарите: благодарим Тебя, Святой Отче, за святое имя Твое, которое Ты вселил в сердца наши, и за ведение и веру и бессмертие, которые Ты открыл нам через Иисуса, Сына Твоего. Тебе слава во веки! Ты, Владыка Вседержитель, создав все, имени Своего ради, дал людям пищу и питье на пользу, чтобы они благодарили Тебя, нас же благославил духовною пищею и питьем и жизнью вечной через Твоего Отрока. Прежде всего благодарим Тебя потому, что Ты всесилен. Тебе слава во веки! Помни, Господи, Церковь Свою, да охранишь ее от всякого зла и сделаешь ее свершенной в любви Твоей, и собери ее от четырех ветров, освященную, во Царствие Твое, кторое Ты уготовал ей. Ибо Твоя есть сила и слава во веки! Да придет благодать и да прейдет мир сей! Осанна сыну Давидову! Если кто свят, пусть приходит, а кто нет пусть покается. Маранафа! Аминь.

Пророкам же предостовляйте благодарить, сколько они хотят.

Глава XI

Если кто, придя к вам, станет учить вас всему тому, что сказано выше, того примите. Если же учитель, совратившись сам, станет учить другому, чтобы опровергнуть ваше учение, такого не слушайте. Если же (он учит с тем), чтобы умножить правду и познание Господа, примите его как самого Господа.

Что же касается апостолов и пророков, согласно правилу Евангелия, поступайте так: всякий приходящий к вам апостол да будет принят как сам Господь. Но он не должен оставаться долее одного дня, в случае же нужды может остаться и на второй; если же останется три дня, то он лжепророк. Уходя, апостол не должен брать ничего, кроме хлеба (необходимого) до тех пор, пока где-нибудь не остановится. Если же потребует денег, то но лжепророк. И всякого пророка, говорящего в духе, не испытывайте и не расследывайте; ибо всякий грех простится, а этот грех не простится. Но не всякий, говорящий в духе, есть пророк, а только кто имеет нрав Господень, ибо по нраву своему будет признан лжепророк и (истинный) пророк. И никакой пророк, начиная в духе трапезу, не станет есть с нее, если только он не лжепророк.

Всякий пророк, научающий истине, если он не делает того, чему учит, есть лжепророк. Всякий же изведанный, истинный пророк, поступающий согласно со всемирною тайною Церкви, но учащий не делать всего того, что он сам делает, да не будет вами судим, ибо его суд у Бога; так поступали и древние пророки. Если же кто скажет в духе: дай мне денег, или чего-нибудь другого, не слушайте его; если же попросит дать для других, неимущих, никто да не судит его.

Глава XII

Всякий, приходящий во имя Господне, да будет принят; а потом, испытавши, вы узнаете его; ибо вы должны иметь рассудок и отличать правое от левого. Если пришедший – странник, помогите ему, насколько можете; но он не должен оставаться у вас более двух или, в случае нужды трех дней. Если же он, будучи ремесленником, захочет поселиться у вас, то пусть, работает и ест. А если он не знает ремесла, то поразмыслите и позаботьтесь (устроить его так), чтоб христианин не жил у вас без дела. Если же он не захочет так поступать, то он христопродавец. Держитесь подальше от таковых!

Глава XIII

Всякий же истинный пророк, желающий поселиться у вас, достоин пропитания своего; точно также и истинный учитель, как работник, достоин пропитания своего. Поэтому, взявши всякий начаток от произведений точила и гумна, от быков и овец, отдай начаток этот пророкам, ибо они первосвященники ваши. А если нет у вас пророка, отдайте бедным. Если ты приготовишь пищу, то, взявши начаток, отдай его по заповеди. Точно также, если ты открыл сосуд вина или масла, взявши начаток, отдай его пророкам. Взявши начаток серебра и одежды и всякого имущества, как тебе угодно, отдай по заповеди.

Глава XIV

В день Господень, собравшись вместе, преломите хлеб и благодарите, исповедавши наперед прегрешения ваши, дабы чиста была жертва ваша. Всякий же, имеющий распрю с другом своим, да не приходит вместе с вами, пока они не примирятся, дабы не была осквернена жертва ваша; ибо такого есть наречение Господа: на всяком месте и во всякое время надлежит приносить Мне жертву чистую, ибо Я Царь великий, говорит Господь, и имя Мое чудно в народах.

Глава XV

Поставляйте себе также епископов и диаконов, достойных Господа, мужей кротких и несребролюбивых, и правдивых, и испытанных, ибо и они также исполняют для вас служение пророков и учителей; поэтому не презирайте их, ибо они у вас должны быть почитаемы вместе с пророками и учителями.

Обличайте друг друга не во гневе, но в мире, как имеете в Евангелии; со всяким же, кто погрешает против ближнего, никто да не разговаривает, и пусть он не услышит от нас (слова), пока не покается. А молитвы ваши и милостыни и все дела творите так, как имеете в Евангелии Господа нашего.

Глава XVI

Бодрствуйте о жизни вашей: да не погаснут светильники ваши, и чресла ваши да не будут развязаны, но будьте готовы, ибо вы не знаете часа, в который приходит Господь ваш. Часто сходитесь вместе, исследуя то, что полезно душам вашим; ибо не принесет вам пользы все время веры вашей, если вы не сделаетесь совершенными в последнее время. Ибо в последнии дни умножатся лжепророки и губители и превратятся овцы в волков, и любовь првратится в ненависть. Ибо когда возрастет беззаконие, станут (люди) ненавидеть друг друга и преследовать и предовать, и тогда явится обманщик мира, наподобие Сына Божия, и станет творить знамения и чудеса, и земля предастся в руки его, и будет он творить беззакония, каких никогда не было от века. Тогда придет тварь человеческая в огонь испытания, и многие соблазнятся и погибнут, а пребывшие в вере своей спасутся в самом проклятии. И тогда явится знамение истины: первое знамение – разверзнется небо, потом знамение гласа трубного, и третье – воскресение мертвых, но не всех, а как сказано: придет Господь и все святые с Ним. Тогда узрит мир Господа, грядущего на облаках небесных.

Читать онлайн полностью бесплатно .. Дидахе (Учение двенадцати апостолов)
К странице книги: .. Дидахе (Учение двенадцати апостолов).

«Учение 12 апостолов» (или «Дидахи», как оно называется по-гречески). «Учение 12 апостолов», которое, как явствует из его содержания, не принадлежит самим апостолам, а является изложением церковного учения, которое существует как изначальное учение Церкви и передается поэтому от имени 12 апостолов.

Рукопись нашел греч. митр. Филофий Вриенний в КПле 1873 г..

Сост. в нач. II века, по другим данным – 60-80 гг. В Сирии или Египте.

Клим. Алекс. причислял «Д» к Свящ.Пис., нисколько не сомневаясь в апостольском достоинстве произведения. Евсевий Кесар. сомневался в истинности и относит к категории спорных и подложных. Св. Афанасий Александрийский также исключает это сочинение из канона Нового Завета, хотя признает полезность его для церковного наставления верующих. Около V в. выходит из употребл.

Сочинение ценно, потому что знакомит нас и с жизнью, и с учением Церкви очень раннего времени.

Содержание (состоит из четырех частей):

1. гл. 1-6 учение о двух путях (путь жизни и путь смерти) – этическая концепция автора.

2. гл. 7-10 «литургическая»: предписания о крещении, посте и молитве; таинство Евхаристии и «агапы.»

3. гл. 11-15 канонические и церковно-дисциплинарные вопросы.

4. «эсхатологическое заключение» всего произведения (о пришествии антихриста).

О крещении: оглашение, покаяние. Крещение совершается во имя Отца и Сына и Святого Духа. Некоторые сектанты указывают, что будто бы Св. Писание нам предписывает иную форму крещения, когда говорится где-нибудь в Деяниях о крещении во имя Христово. Но там речь идет не о формуле крещения, а дается суммарное указание на то, что крещение совершается не просто во имя Божие, но во имя Бога Отца, Бога Сына и (подразумевается) Святаго Духа.

Совершается в воде живой, если нет – в другой.

Говорится о возможности обливательного крещения, хотя оно не признается нормальным и допускается только в исключительных случаях.

О посте перед крещением.

О посте: в среду и пятницу, а не с иудеями (пн. и чт.). Т.е. установление о посте в ср. и пт. древнее.

«Отче наш» с миним. разночт. с Мф. (здесь в ед. ч. «долг» у Мф. «долги»). Причем в «Учении…» указывается, что эта молитва должна совершаться каждым христианином трижды в день.

Евхаристия:»И как был этот хлеб преломленный рассеян по горам и собранный стал един, так да соберется и Церковь Твоя от концов земли в Твое Царствие».

О церковном строе: иерархическое служение (епископы и диаконы), пророки (ходят и проповедуют, в одном месте «Д.» они называются архиереями).


Датировка Литература двух путей: Послание Варнавы, Каноны свв. Апостолов. Апостольские постановления. Сирия, Египет 60-80 гг., возможно нач. II века. Найдена Филофеем Вриеннием, митр. Никомедийским в КПом подворье Святогробского монастыря в 1873г., Iиздание им же в 1883 г. Рукопись датирована 11 июня 1056г . Пользовалась широкой известностью: Климент Алекс., Ориген, Евсевий относит к апокрифам, постепенно перестала переписываться и забылась, но его читали Зонара (XII в.), Властарь и Никифор Каллист (XIVв.), Руфин.

Композиция. Это Катехизическое наставление для нужд одной из церквей. Основу его составляет учение о Святой Троице, которое намечается самыми беглыми штрихами.

1-6 гл. иудео-христианское учение о двух путях + Евангелические вкрапления; 7-10 гл. Литургическая часть («Сказав все это, крестите…(7.1)). Молитвы коренятся в иудейской традиции («Отрок Божий»); 11-13 гл. Дисциплинарная часть о поведении пророков, апостолов, приходящих и христопродавцев; 14-15 гл. Рука второго редактора – более продвинутый этап, первые определенные параллели с письм. Евангелием (15, 3-4) о устроении Церкви. 16 Эсхатологическая. Возможно добавлена тогда же.

Учение Акцент на нравственности, а не на догматике (анафема на поведение, а не на мысль). Догматическое учение. Вера в Троичность Бога. Дух наравне с О. и С. (7 о крещении), Христос – судия. Церковь – соборное единство. Катехизация, крещение, покаяние, евхаристия. Этическое учение автора «Дидахе» является расширенным толкованием известных заповедей (возлюбить Бога и ближнего, не убивать и т.д.). Два пути.Соблюдение этих заповедей есть «путь жизни», а нарушение их — «путь смерти». Первый путь предполагает воздержание «от плотских и мирских похотей», любовь к ближним и к врагам, нестяжание и т.д.; второй путь является полной противоположностью первого: вступивший на него предается прелюбодеянию, похоти, разврату, он делается чужд кротости, терпению и пр. Примечательно, что ключевым понятием этического учения в «Дидахе» служит термин «путь», который предполагает, что цель этого пути находится за пределами земной жизни, т.е. трансцендентна ей. Поэтому этика сочинения неразрывно связана с эсхатологией,которая также выдержана в «библейских тонах». Здесь говорится: «В последние дни приумножатся лжепророки и губители, и обратятся овцы в волков, а любовь превратится в ненависть.

Ибо когда возрастет беззаконие, возненавидят друг друга, будут преследовать и предавать друг друга; тогда явится искуситель мира, словно Сын Божий, сотворит знамения и чудеса, земля предастся в руки его и соделает он беззакония, каких никогда не бывало от века.» Предвозвещение антихриста ясно слышится в словах автора «Дидахе», который здесь сохраняет верность духу Нового Завета.


Литургическая часть. Исповедь и пост в среду и пятницу и перед принятием таинства. Живая холодная вода, во имя О. и С. и СД. Три раза в день Отче наш. Тексты благодарения. Пророки благодарят как хотят. По насыщении благодарение за создание мира и моление о Церкви.

Иерархически – дисциплинарная часть. Лицами, несущими в Церкви иерархическое служение, называются епископы и диаконы. Кроме того, в Церкви существуют пророки, которые ходят из одной общины в другую и проповедуют. В одном месте «Д.» эти пророки называются архиереями. Поскольку не существовало еще точной терминологии в отношении степеней церковной иерархии, мы можем действительно усмотреть в тех пророках, о которых говорит «Дидахи» аналогии епископам в современном смысле слова, потому что пророки эти имеют полномочия в отношении нескольких или даже многих церковных общин, в то время как епископы и диаконы несут свое служение в рамках одной общины. У епископов более оседлая жизнь. Церковное единство по образу хлеба.

В целом, «Дидахе» является, безусловно, ценнейшим памятником раннехристианской письменности, проливающим свет как на вероучение, так и на богослужение и ежедневную жизнь древнехристианской Церкви. Данное произведение нельзя недооценивать, но нельзя и абсолютизировать его значение, ибо оно, естественно, не охватывает всех граней жизни и учения Церкви во второй половине I в. Лишь вкупе с другими памятниками древне-церковной письменности «Дидахе» обретает свое истинное значение. По характеристике А. Карашева, содержание сочинения «представляет очень много ценных данных. Одни из них подтверждают те немногие сведения из жизни древней Церкви, какие сохранились до нас в современных памятнику писаниях; другие делают несомненными существование в практике ранней Церкви таких черт церковной жизни, на какие ясные указания мы доселе получили из литературы только конца второго и третьего века». Поэтому находка этого сочинения значительно обогатила и церковно-историческую, и патрологическую науку. Но не только. По словам С. Л. Епифановича, «проникнутое теплотою и любовью к «братьям по вере», выражая необыкновенно реальное и светлое отношение к Богу и сотворенному Им миру, «Дидахе» вводит читателя в атмосферу первохристианской Церкви».

Учение двенадцати апостолов

Это анонимное произведение является одним из первых сводов христианского учения, создававшимся постепенно, на протяжении I века, и к концу его завершенным. Автор(ы) Дидахэ пользовался(лись) древними, не дошедшими до нас, записями речений (logia) на темы морали и религии, но, вероятно, совершенно не был(и) знаком(ы) с посланиями Павла. В 20-х годах II века Дидахэ было дополнено фрагментами, почерпнутыми из Послания Варнавы. Дидахэ, открытое в 1875 году Вриеннием в рукописи XI века, подразделяется на 16 глав и может быть условно разделено следующим образом:

I. Катехизическая часть (“Два пути”) (гл. 1 — 6).

Вступление (1:1).

Путь жизни (1:2 — 4:14).

Путь смерти (5).

Заключение (6:1) и переход к следующему разделу (6:2-3).

II. Литургическая часть (гл.7 — 10).

Крещение (7).

Пост и молитва (8).

Евхаристия (9).

Благодаоственная молитва (10).

III. Экклезиологическо-дисциплинарная часть (гл. 11 — 15).

Вступление (11:1-2).

Апостолы (11:3-6).

Пророки (11:7-12).

Странноприимство (12).

Средства пропитания пророков и учителей (13).

Собрания (14).

Местная иерархия (15:1-2).

Братские увещания (15:3-4).

IV. Эсхатологическая часть (гл. 16).

При составлении частично использованы комментарии А. Г. Дунаева и А. Б. Рановича, а также переводы священника Валентина Асмуса и А. Б. Рановича.

В основу данной публикации Послания Варнавы положен перевод П. А. Преображенского.

Писания мужей апостольских. — Рига: Латвийское Библейское Общество, 1994.

Ранович А. Б. Первоисточники по истории раннего христиаства. Античные критики христианства. — М.: Политиздат, 1990.

Руслан Хазарзар

Дидахэ

Глава 1

1 Есть два пути: один — жизни и один — смерти, но между обоими путями большое различие (ср. Втор.30:16; Иер.21:8).

2 Путь жизни таков. Во-первых, ты должен любить Бога, создавшего тебя (ср. Втор.6:5; Сир.7:32); во-вторых — ближнего своего, как себя самого (ср. Лев.19:18); и всего того, чего не хочешь, чтобы было с тобою, и ты не делай другому.

3 Слов же сих учение таково: благословляйте проклинающих вас и молитесь за врагов ваших, поститесь за гонящих вас (ср. Мф.5:44), ибо какая вам за то благодарность, если вы любите любящих вас? Не то же ли делают и язычники? Вы же любите ненавидящих вас и не будете иметь врага.

4 Удаляйся от плотских и мирских похотей (ср. 1 Петр.2:11).

Если кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему и другую и будешь совершен. Если кто поймет тебя на одну милю, иди с ним две. Если кто отнимет у тебя верхнюю одежду, отдай и хитон. Если кто возьмет у тебя твое, не требуй назад (ср. Мф.5:39-41), ибо ты этого не можешь.

5 Всякому, просящему у тебя, давай и не требуй назад, ибо Отец хочет чтобы все подаваемо было из Его даров. Блажен дающий по заповеди (ср. Деян.20:35), ибо он неповинен. Горе принимающему, ибо если кто, имея нужду, принимает, тот будет неповинен, если же кто принимает, не имея нужды, тот даст отчет, почему принял и на что: подвергшись же заключению, испытан будет относительно того, что сделал, и не выйдет оттуда, пока не отдаст последнего кодранта.

6 Но и о сем также сказано: пусть милостыня твоя запотеет в руках твоих, пока ты не узнаешь, кому дать (ср. Сир.12:1).

Глава 2

1 Вторая же заповедь учения (ср. Варнав.19):

2 Не убивай, не прелюбодействуй (ср. Исх.20:13-14), не совершай деторастления (ср. Лев.18:22; 20:13), не будь блудником, не кради, не волхвуй (ср. Ис.22:18; Лев.19:26; Втор.18:11-12), не изготавливай волшебных снадобий (ср. Втор.18:10; Гал.5:20; Отк.9:21; 21:8; 22:15), не умерщвляй дитя в зародыше и рожденного не убивай, не пожелай достояния ближнего твоего.

3 Не клянись (ср. Мф.5:33), не лжесвидетельствуй, не злословь, не злопамятствуй.

4 Не будь двоедушным и двуязычным, ибо двуязычие есть сеть смерти.

5 Да не будет слово твое лживым и пустым, но преисполненным дела (Втор.32:46-47).

6 Не будь ни корыстолюбивым, ни хищником, ни лицемером, ни злобным, ни надменным, не принимай лукавого умысла на ближнего своего.

7 Не имей ненависти ни к одному человеку, но одних обличай, за других молись, а иных люби более души своей.

Глава 3

1 Чадо мое! Бегай всякого зла и всего подобного ему.

2 Не будь ни гневливым, ибо гнев ведет к убийству, ни ревнивым, ни сварливым, ни запальчивым, ибо от всего этого рождаются убийства.

3 Чадо мое! Не будь ни похотником, ибо похоть ведет к блуду, ни срамословом, ни бесстыжеглазым, ибо от всего этого рождаются прелюбодеяния.

4 Чадо мое! Не гадай по птиц, ибо птицегадание ведет к идолослужению, не заговаривай, не счисляй , не занимайся очищениями, не желай смотреть на это, ибо от всего этого рождается идолослужение.

5 Чадо мое! Не будь ни лживым, поелику ложь доводит до воровства, ни сребролюбцем, ни тщеславным, ибо от всего этого рождаются татьбы.

6 Чадо мое! Не будь ни ропотником, ибо ропот доводит до богохульства, ни своенравным, ни лукавомыслящим, ибо от всего этого рождаются богохульства.

7 Но будь кротким, ибо кроткие наследуют землю (ср. Пс.36:11).

8 Будь долготерпеливым, и милостивым, и незлобивым, и смиренным, и благим, и всегда трепещущим словес, которые услышал.

9 Не превозносись и не допускай в душе своей дерзости. Да не прилепится душа твоя к гордым, но обращайся с праведными и смиренными.

10 То, что случается с тобой, принимай как благо, зная, что без Бога ничего не пргоисходит (ср. Рим.8:28).

Глава 4

1 Чадо мое! Возвещающего тебе Слово Божие помни день и ночь, почитай же его, как Господа, ибо где возвещается господство, там Господь есть.

2 Даже ищи каждый день иметь личное общение со святыми, чтобы ты почивал на словах учения их (ср. Сир.6:35).

3 Не производи разделения, а примиряй спорящих; суди праведно, не будь лицеприятен при обличении преступлений.

4 Не думай двоедушно, так или нет.

5 Не протягивай руки для принятия подаяний и не сжимай для подаяния.

6 Если ты имеешь, что подать от труда рук твоих, то дай выкуп за грехи твои.

7 Не колеблись подать и, подавая, не ропщи, ибо ты должен знать, Кто добрый Мздовоздаятель.

8 Не отвращайся от нуждающегося (ср. Сир.4:5), но во всем будь общником с братом твоим и не называй своим, ибо если вы соучастники в нетленном, то насколько более в тленном! (ср. Рим.15:27).

9 Не отнимай руки твоей от сына твоего или от дочери твоей, но от юности учи их страху Божию.

10 В гневе твоем не отдавай приказаний рабу твоему или служанке твоей, надеющимся на того же Бога, дабы они никогда не перестали бояться Бога, сущего над обоими Вами, ибо Он пришел призвать ко спасению, не по лицу судя, а тех коих уготовал дух.

11 Вы же, рабы, подчиняйтесь господам своим, как образу Божию, по совести и со страхом.

12 Ненавидь всякое лицемерие и все, что неугодно Господу.

13 Не оставляй заповедей Господа, но храни то, что принял, не прибавляя и не убавляя.

14 В церкви исповедуй преступления свои и не приступай к молитве своей в лукавой совести. Этот путь есть путь жизни.

Глава 5

1 Путь же смерти таков. Прежде всего он лукав и исполнен проклятия. Убийства, прелюбодеяния, вожделения, блуд, кражи, идолослужение, волхования, снадобий, хищения, лжесвидетельства, лицемерия; двоедушие, хитрость, гордыня, злоба, самодовольство, любостяжание, сквернословие, ревнование, дерзость, высокомерие, ахвальство,бесстрашие;

2 гонители благих, ненавистники истины, любители лжи, не признающие воздаяния за праведность, не привязывающиеся к благому, ни к суду праведному, бдящие не во благо, но в зло; от которых далеки кротость и терпение, любящие суетное, гоняющиеся за мздовоздаянием (ср. Ис.1:23), не милующие нищего, не болеззнующие об удрученном, не вещающие Создавшего их, убийцы детей (ср. Прем.12:5), губители создания Божия, отвращающиеся от нуждающегося, обременяющие угнетенного, заступники богатых, беззаконные судьи бедных, всегрешные. О если бы вы, чада, избавились от всех таких!

Глава 6

1 Смотри, чтобы кто не совратил тебя с этого пути учения, ибо таковой учит тебя вне Бога.

2 Ибо если ты сможешь понести все иго Господне, то будешь совершен, а если не можешь, то делай то, что можешь.

3 Относительно пищи понеси то, что можешь, но крепко воздерживайся от идоложертвенного (ср. 1 Кор.10:20), ибо это есть служение мертвым богам.

Глава 7

1 Что же крещения, крестите так: преподав наперед все это , крестите во имя Отца и Сына и Святого Духа (ср. Мф.28:19) в живой воде.

2 Если же нет живой воды, окрести в иной воде, а если не можешь в холодной — в теплой.

3 Если же нет ни той, ни другой, то возлей воду на голову трижды во имя Отца и Сына и Святого Духа.

4 А пред крещением пусть постятся крещающий и крещаемый и, если могут, некоторые другие; вели же поститься крещаемому день или два до .

Глава 8

1 Посты же ваши да не будут с лицемерами: они постятся во второй и пятый день недели, вы же поститесь в четвертый и шестой.

2 И не молитесь, как лицемеры, но как повелел Господь в Евангелии Своем, так молитесь: Отче наш, Cущий на Небе! Да святится Имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет Воля Твоя и на Земле, как на Небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день, и оставь нам долг наш, как и мы оставляем должникам нашим, и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого, потому что Твоя есть сила и слава во веки (Мф.6:9-13).

3 Трижды в день молитесь так.

Глава 9

1 Что же касается евхаристии, совершайте ее так.

2 Сперва о чаше: Благодарим Тебя, Отче наш, за святой виноград Давида, отрока Твоего, который виноград Ты открыл нам чрез Иисуса, Отрока Твоего. Тебе слава во веки!

3 О хлебе же ломимом: Благодарим Тебя, Отче наш, за жизнь и ведение, которые Ты открыл нам чрез Иисуса, Отрока Твоего. Тебе слава во веки.

4 Как сей преломляемый хлеб был рассеян по холмам и собранный вместе стал единым, так и экклесия Твоя от концев земли да соберется в Царствие Твое, ибо Твоя есть слава и сила чрез Иисуса Христа во веки.

5 И от евхаристии вашей никто да не вкушает и не пьет, кроме крещенных во имя Господне, ибо и о сем сказал Господь: не давайте святыни псам.

Глава 10

1 По исполнении же вкушения так благодарите:

2 Благодарим Тебя, Отче святый, за Имя Твое Святое, которое Ты вселил в сердцах наших, и за ведение, и веру, и бессмертие, которые Ты открыл нам чрез Иисуса, Отрока Твоего. Тебе слава во веки!

3 Ты, Владыко Вседержитель, сотворил все ради Имени Твоего, пищу же и питие дал людям в наслаждение, чтобы они благодарили Тебя, а нам даровал духовную пищу и питие, и жизнь вечную чрез Отрока Твоего.

4 Более всего благодарим Тебя потому, что Ты Всемогущ. Тебе слава во веки!

5 Помяни, Господи, экклесию Твою, да избавишь ее от всякого зла и усовершишь ее в любви Твоей, и от четырех ветров собери ее, освященную, в царство Твое, которое Ты уготовал ей, потому что Твоя есть сила и слава во веки.

6 Да приидет благодать и да прейдет мир сей. Осанна Богу Давидову! Кто свят, да приступает, кто нет, пусть покается. Маранатá. Амэн.

7 Пророкам же предоставляйте произносить молитвы после по их изволению.

Глава 11

1 Кто, пришедши, будет учить вас всему этому, пред сим сказанному, примите его.

2 Если же сам учащий, совратившись, будет преподавать иное учение, к ниспровержению, не слушайте его; но если для преумножения правды и ведения Господа, примите его, как Господа.

3 Относительно же апостолов и пророков поступайте согласно учению евангельскому.

4 Всякий апостол, приходящий к вам, пусть будет принят, как Господь.

5 Пусть он не остается более одного дня, а если будет нужда, то и другой , но если он пробудет три дня, то лжепророк.

6 Уходя же, апостол пусть ничего не принимает, кроме хлеба, до места ночлега; но если он будет требовать серебра, он лжепророк.

7 И всякого пророка, говорящего в духе, не испытывайте и не судите (ср. Дидахэ.11:8,11; 13:1; 1 Кор.12:10; 14:29; 1 Ин.4:1), ибо всякий грех отпустится, а этот грех не отпустится (ср. Мф.12:31).

8 Но не всякий, говорящий в духе, — пророк, но тот, кто хранит пути Господни; так что по поведению можно распознать лжепророка и пророка.

9 И не какой пророк, в духе определяющий быть трапезе, не вкушает от нее, если только он не лжепророк.

10 Всякий пророк, учащий истине, если он сам не делает того, чему учит, есть лжепророк.

11 Но всякий пророк, признанный истинным, вступающий в мирское таинство экклесии, но не учащий делать то, что сам делает, не должен быть судим вами, ибо он суд имеет у Бога, ибо так поступали и древние пророки.

12 Если же кто в духе скажет: дай мне серебра или чего другого, вы не должны слушать того; но если он назначит подаяние для других, неимущих, то никто да не осуждает его.

Глава 12

1 Всякий, приходящий во имя Господне, да будет принят, а потом, уже испытав его, вы узнаете , ибо вы будете иметь разумение правого и ложного.

2 Если приходящий — странник, помогите ему, сколько можете, но он не должен оставаться у вас более двух или трех дней, и то если бы нужда оказалась.

3 Если же он желает поселиться у вас, то, если он ремесленник, пусть трудится и ест (ср. 2 Фес.3:10).

4 А если он не знает ремесла, то вы по своему усмотрению позаботьтесь о нем, но так, чтобы христианин не жил среди вас праздным.

5 Если же он не желает так поступать, то он христоторговец. Остерегайтесь таковых!

Глава 13

1 А всякий истинный пророк, желающий поселиться у вас, достоин своего пропитания.

2 Точно так же и истинный учитель, и он достоин, как трудящийся, своего пропитания.

3 Поэтому всякий начаток от произведений точила и гумна, от волов и овец возьми и отдай пророкам, ибо они ваши архиереи.

4 Если же вы не имеете пророка, то отдайте начаток нищим.

5 Если ты приготовишь пищу, то, взявши начаток, отдай его по заповеди.

6 Точно так же если ты открыл сосуд вина или елея, то возьми начаток и отдай пророкам.

7 И от серебра, и от одежды, и от всякого имения возьми начаток, сколько тебе угодно, и отдай его по заповеди.

Глава 14

1 В день Господень, собравшись, преломите хлеб и благодарите (ср. Деян.20:7), исповедав прежде согрешения ваши(ср. Иак.5:16; 1 Кор.11:27-28), дабы жертва ваша была чиста.

2 Всякий же, имеющий распрю с другом своим, да не приходит вместе с вами, пока они не примирятся, чтобы не осквернилась жертва ваша.

3 Ибо о ней сказал Господь: на всяком месте и во всякое время должно приносить Мне жертву чистую, потому что Я Царь великий, говорит Господь, и Имя Мое чудно в народах (Мал.1:11,14).

Глава 15

1 Рукополагайте себе епископов и диаконов (ср. Фил.1:1), достойных Господа, мужей кротких и несребролюбивых, и истинных, и испытанных, ибо и они исполняют для вас служение пророков и учителей.

2 Поэтому не презирайте их, ибо они — почтенные ваши наравне с пророками и учителями.

3 Отличайте друг друга, но не во гневе, а в мире, как имеете в евангелии, и со всяким, поступающим оскорбительно по отношению к другому, пусть никто не говорит и никто у вас не слушает его, пока не покается.

4 Молитва же ваша и милостыня, и все вообще добрые дела творите так, как имеете в евангелии Господа нашего.

Глава 16

1 Бодрствуйте относительно жизни вашей; светильники ваши да не будут погашены, и чресла ваши не препоясаны (ср. Лк.12:35), но будьте готовыми, ибо вы не знаете часа, в который Господь ваш приидет (ср. Мф.24:42,44).

2 Вы должны часто собираться вместе, исследуя, что потребно душам вашим, ибо не принесет вам пользы все время вашей веры, если не сделаетесь совершенными в последний час.

3 Ибо в последние дни умножатся лжепророки и губители, и овцы превратятся в волков, и любовь превратится в ненависть.

4 Ибо, когда возрастет беззаконие, люди будут ненавидеть друг друга и преследовать (ср. Мф.24:11-12), и тогда явится мирообольститель (ср. 2 Фес.2:4), как бы Сын Божий, и совершит знамения и чудеса, и земля предана будет в руки его, и сотворит беззакония, каких никогда не было от века (ср. Дан.12:1).

5 Тогда тварь человеческая пойдет в огонь испытания и многие соблазнятся и погибнут (ср. Мф.24:10), а устоявшие в вере своей спасутся от проклятия его.

6 И тогда явится знамение истины: во-первых, знамение отверстия на небе, потом знамение звука трубного и третье — воскресение мертвых.

7 Но не всех вместе, а как сказано: приидет Господь и все святые с Ним (ср. Зах.14:5; 1 Кор.15:22-24).

8 Тогда увидит мир Господа, грядущего на облаках небесных.

По мнению одних исследователей, этот логий восходит, возможно, к греческому переводу, отличающемуся от Септуагинты; другие пытаются воссоздать семитский оригинал этого места в книги Премудрости Иисуса сына Сирахова. Ср. Josephus Flavius.Bellum Judaeorum.II.134. Тертуллиан же пишет: “ ‘всякому просящему у тебя дай’ (Лк.6:30), — имеют особое приложение, относясь к милостыне” (Tertullianus.De baptismo.18).

Ср. Завещание двенадцати патриархов. Левий.17:11; Josephus Flavius.Contra Apionem.II.199; Рим.1:27; 1 Тим.1:10. Слова paidofqorew нет в Новом завете; неологизм образован по аналогии с paiderastew.

Во всей Библии слово maguw встречается единожды в Деян.8:9.

Вероятно, имеется в виду языческие обряды очищения огнем; ср. Втор.18:10 и сл.; 2 Пар.33:6.

Ориген (О началах.III.2:7) цитирует этот логий как текст Писания.

Panqamarthtoi — это слово стречается только в Послании Варнавы (20:2) и в т. н. Втором послании Климента Римского к коринфянам (18:2) — panqamartwloV.

В языко-христианских общинах при крещении пользовались тринитарной формулой (Мф.28:19), в иудео-христианских — только во имя Иисуса Христа (Деян.2:38; Дидахэ.9:5); то же самое прослеживается и в произведениях Юстина (Justinus.Apologia I.61; Dialogus cum Tryphono Judaeo39).

То есть в проточной (ср. Pseydoklement.Diamart.1).

См. Pseydoklement.Hom.13:9-11; ср. Justinus.Apologia I.61; Tertullianus.De baptismo.20.

Вероятно, имеются в виду фарисеи.

Ср. Tertullianus.De baptismo.18.

Maranaqa — я читаю как арамейское “Marana tha” — “Господь наш, гряди!”, а не как “Maran atha”.

Ср. Irenaeus.Adversum haereses.III.11:9; вероятно, это изречение потом лишь видоизменилось в ту форму, которую мы знаем по Мф.12:31.

Ср. Мф.7:15-23; Игнатий Антиохийский.К ефесянам.14; Eusebius.HE.V.12:16.

CristemporoV — извлекающий выгоды из своей принадлежности к христианству, христокупец, христопродавец.

Вероятно, в субботу.

Учение о двух путях

1. Есть два пути: один — жизни и один — смерти; велико же различие между этими двумя путями.

2. Путь жизни на самом деле таков: полюби, во-первых, Бога, создавшего тебя, а во-вторых, своего ближнего, как самого себя, и не делай другому всего того, чего бы ты не захотел, чтобы случилось с тобой.

3. А вот учение, проистекающее из этих заповедей: благословляйте проклинающих вас и молитесь за своих врагов, за преследующих же вас поститесь: потому что какая же это любовь, если вы любите лишь любящих вас? Не то же ли делают и язычники? Вы же любите ненавидящих вас и не будет у вас врага.

4. Удаляйся от плотских и телесных влечений; если кто тебя ударит по правой щеке, поверни к нему и другую, и будешь совершенен ; если кто тебя заставит идти с собой одну милю, иди с ним две ; если кто себе возьмет твои плащ, отдай ему и рубаху; если кто у тебя возьмёт твоё, не требуй назад, хотя бы ты и мог это сделать.

5. Каждому, просящему у тебя, давай и не требуй возвращения назад : потому что Отец желает, чтобы всем подавалось от Его собственных даров. Блаженен дающий согласно заповеди: потому что он неповинен. Горе же берущему: потому что если кто берёт, имея в том нужду, то будет неповинен; не имеющий же нужды даст отчёт, почему и на что он взял; и, оказавшись в заключении, он будет допрошен о том, что сделал со взятым, и не выйдет оттуда до тех пор, пока не отдаст последнего кодранта.

6. Впрочем, об этом также сказано: «Пусть твоя милостыня запотеет у тебя в руках, прежде чем ты узнаешь кому подаёшь.»

Наставление премудрого

1. Дитя моё, убегай от участия во всяком зле и во всём ему подобном.

Не будь гневливым, потому что гнев ведёт к убийству, ни ревнивым, ни сварливым, ни вспыльчивым: так как из всего этого порождаются убийства.

3. Дитя моё, не будь пленником страстных влечений, потому что страстное влечение ведёт к распутству, не сквернословь и не будь наглым: так как из всего этого порождаются супружеские измены.

4. Дитя моё, не гадай по птицам, потому что это ведёт к идолослужению, и не будь ни заклинателем, ни математиком, и не занимайся очищениями, и даже не желай на это ни смотреть, ни слушать об этом: так как из всего этого порождается идолослужение.

5. Дитя моё, не будь лживым, потому что ложь ведёт к воровству, ни сребролюбивым, ни тщеславным: так как из всего этого порождаются кражи.

6. Дитя моё, не ропщи, потому что ропот ведёт к богохульству, и не будь ни своенравным, ни зломыслящим : так как из всего этого порождаются хулы на Бога.

7. Будь же кротким, потому что кроткие наследуют землю.

8. Будь долготерпеливым и милостивым, и незлобивым, и тихим, и добрым, и всегда страшись не исполнить те заповеди, которые ты услышал.

9. Не превозносись и не давай дерзости места в своей душе. Да не прилепляется твоя душа к гордым, но да общайся со справедливыми и смиренными.

10. Выпадающие на твою долю обстоятельства принимай как благо, зная что без Бога ничего не происходит

Отношение к братьям

1.Дитя моё, ночью и днём помни о говорящем тебе слово Божье, и почитай его как Господа : потому что где говорится о власти Господа, там и Господь.

2. Каждый же день ищи встречи со святыми, чтобы найти поддержку в их словах.

3. Не учиняй разделения, но примиряй враждующих; суди справедливо, не взирай на лицо, когда следует обличить чьи-либо грехопадения.

4. Не сомневайся, будет ли суд Божий или нет.

5. Не протягивай рук, чтобы взять, и не сжимай, когда нужно дать.

6. Если у тебя будет что-либо от труда, твоих рук, давай выкуп за свои грехи.

7. Не колеблись, когда, следует дать, и не ропщи отдавая : так как ты узнаешь — Кто есть Добрый Мздовоздаятель.

8. Не отворачивайся от нуждающегося, но во всём имей общение со своим братом, и не говори о чем-либо, что это твоя собственность: потому что если вы имеете общение в бессмертном, то не тем более ли должны его иметь в смертных вещах ?

9. Не отнимай своей руки от твоего сына или от твоей дочери, но от юности учи их страху перед Богом.

10. Не приказывай в своём раздражении твоему рабу или твоей служанке, надеющихся на того же Самого Бога, что и ты, чтобы они не утратили страха перед Богом, Который над вами обоими : так как Он приходит призвать, глядя не на лицо, а на тех, чей дух Он подготовил.

11. Вы же, рабы, подчиняйтесь своим господам как Божьему образу, по совести и со страхом.

12. Возненавидь всякое лицемерие и всё, что не угодно Господу.

13. Не оставляй без исполнения заповедей Господних, но храни то, что ты принял, ничего не прибавляя и не убавляя.

14. Исповедуй в церкви свои грехопадения и не приступай к своей молитве с лукавой совестью.

Таков путь жизни.

Учители

1. Если кто-либо, придя к вам, научит вас всему тому, что сказано выше, то примите его;

2. а если сам учащий, совратившись, станет вас учить иному учению с целью разрушить вышесказанное, не слушайте его; если же он учит вышесказанному с целью прибавить вам справедливости и познания Господа, то примите его как Господа.

3. А что касается посланников и пророков, то, согласно повелению Доброй Вести поступайте с ними так.

4. Каждый же приходящий к вам посланник да будет вами принят как Господь;

5. но пусть он не остаётся у вас более одного дня; если же будет нужда, то может остаться и на другой день; а если он останется на три дня — он лжепророк.

6. Уходя же от вас, посланник пусть не берёт ничего, кроме хлеба, необходимого ему в пути до тех пор, пока он не остановится в следующем месте, а если он просит денег — он лжепророк.

7. И каждого пророка, говорящего в духе, не проверяйте и не обсуждайте его: потому что всякий грех будет прощён, а этот грех прощён не будет.

8. Однако не каждый говорящий в духе есть пророк, но только если у него нравы Господни. Итак, по нравам будет узнан лжепророк и подлинный пророк.

9. И каждый пророк, назначающий, будучи в духе, трапезу для бедных, да не ест от неё, а иначе он — лжепророк.

10. Каждый же пророк, учащий истине, если сам не делает того, чему учит, есть лжепророк.

11. И каждый проверенный, подлинный пророк, творящий в миру тайну Церкви, но не учащий делать всего того, что сам делает, да не будет вами судим: так как у него суд с Господом; потому что также поступали и древние пророки.

12. Если же кто, будучи в духе, скажет: дай мне денег или чего-то другого, не слушайте его; а если скажет дать для других нуждающихся, то пусть никто его не осуждает.

Ожидание пришествия Господня

1. Бодрствуйте ради своей жизни: ваши светильники да не будут угашены, и ваши бёдра да не будут непрепоясаны, но будьте готовы: потому что вы не знаете часа, в который наш Господь придёт.

2. Часто же собирайтесь вместе в поисках того, что приличествует вашим душам: потому что не принесёт вам пользы всё время вашей веры, если вы не достигнете совершенства в последнее время.

3. Ведь в последние дни умножатся лжепророки и губители и овцы превратятся в волков, а любовь обратится в ненависть.

4. Потому что, когда возрастёт беззаконие, люди будут ненавидеть друг друга и преследовать, и предавать, и тогда подобно Сыну Божьему явится обманщик мира, и он будет творить знамения и чудеса, и земля будет предана в его руки, и он сотворит такие преступления, каких никогда от века не было.

5. Тогда человечество пойдёт в огонь испытания, и многие соблазнятся и погибнут, а оставшиеся в своей вере будут спасены Самим, ставшим Проклятием.

6. И тогда явятся знамения истины: сперва на небе знамение Его открытия, затем знамение звука трубы, а третье знамение — воскресение мёртвых;

7. но не всех, а как сказано: «Придёт Господь и с Ним все святые.»

8. Тогда мир увидит Господа, идущего по облакам небесным…

Дидахе (Учение двенадцати апостолов)

Есть два пути: один – жизни и один – смерти; велико же различие между обоими путями.

И вот путь жизни: во-первых возлюби Бога, создавшего тебя, во-вторых ближнего своего, как самого себя, и не делай ничего другому, чего ты не желал бы, чтобы случилось с тобою. Учение же этих заповедей таково: благословляйте проклинающих вас и молитесь за врагов ваших, поститесь за тех, которые преследуют вас; ибо какая благодать, если вы любите любящих вас ? Разве и язычники не делают того же ? Вы же любите ненавидящих вас, и не будет у вас врага.

Воздерживайтесь от плотских и телесных похотей. Если кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему и другую, и будешь совершен. Если кто отнимет у тебя верхнюю одежду, отдай ему и нижнюю. Если кто возьмет у тебя что-либо твое, не требуй назад, ибо ты не можешь. Всякому просящему у тебя давай и не требуй назад, ибо Отец хочет, чтобы всем было раздаваемо от даров каждого. Блажен дающий по заповеди, ибо он неповинен.

Горе тому, кто берет! Ибо если он берет, имея в том нужду, то он неповинен; а неимеющий нужды даст отчет, зачем и на что он взял и, подвергшись заключению, будет спрошен о том, что он сделал и не выйдет оттуда до тех пор, пока не заплатит последнего кодранта. Впрочем об этом сказано еще так: пусть запотеет милостыня твоя в руках твоих, прежде чем ты узнаешь, кому даешь.

Вторая заповедь учения.

Не убивай, не прелюбодействуй, не развращай детей, не предавайся блуду, не воруй, не занимайся волхвованием; не составляй яда, не умерщвляй младенца во чреве и по рождению не убивай его. Не пожелай того, что принадлежит ближнему твоему, не преступай клятвы, не лжесвидетельствуй, не злословь, не помни зла. Не будь двоедушен, ни двуязычен, ибо двуязычие есть сеть смерти. Да не будет слово твое пусто, но да будет оно согласно с делом. Не будь алчен, или хищник, или лицемерен, или коварен, или надменен. Не злоумышляй против ближнего своего. Никого не возненавидь, но одних обличай, за других молись, иных же возлюби свыше души своей.

Чадо мое! Убегай от всякого зла и от всего подобного ему. Не отдавайся гневу, ибо гнев ведет к убийству. Не будь вспыльчив, ни сварлив, ни страстен, ибо все это порождает убийства. Чадо мое! не будь похотлив, ибо похоть ведет к блуду. Воздерживайся от непристойных речей и не будь наглым, ибо все это порождает прелюбодеяния. Чадо мое! не гадай по птицам, ибо это ведет к идолопоклонству. Не будь также заклинателем или звездочетом, не твори очищений и не желай даже смотреть на это, ибо это все порождает служение идолам. Чадо мое! не будь лжив, ибо ложь ведет к воровству; ни сребролюбив, ни тщеславен, ибо все это порождает воровство. Чадо мое! удержись от ропота, ибо он ведет к богохульству; не будь также своенравен и не имей дурных помыслов, ибо все это порождает богохульства. Но будь кроток, ибо кроткие наследуют землю. Будь терпелив и милостив, и незлобив, и спокоен, и добр и страшись во всякое время тех слов, которые ты слышал. Не превозносись и не будь дерзким. Да не прилепляется сердце твое к высокомерным, но обращайся с праведными и смиренными. Случающиеся с тобой тяжелые обстоятельства принимай как благие, зная, что без Бога ничего не бывает.

Чадо мое! поминай ночью и днем того, кто возвещает тебе слово Божие и почитай его как Господа, ибо где возвещается господство, там Господь. Каждый день стремись к общению со святыми, дабы найти успокоение в их словах. Не причиняй раскола, но примиряй спорящих. Суди по справедливости. Обличая проступки, не взирай на лицо. Не сомневайся в том, будет ли (суд Божий) или нет. Не будь протягивающим руки, чтобы получить и складывающим их, когда нужно дать. Если имеешь что-нибудь от рук своих, давай выкуп прегрешений своих. Не колеблись давать и отдавая не ропщи, ибо ты узнаешь, кто есть добрый Воздаятель за заслуги.

Не отворачивайся от нуждающегося, но разделяй все с братом своим, и не говори, что это твоя собственность, ибо если вы имеете общение в бессмертном, не тем ли паче и в смертных вещах ? Не отнимай руки своей от сына своего или от дочери своей, но с юности научай их страху Божию. Не приказывай ничего с гневом рабу своему или служанке, уповающим на того же Бога, дабы они не перестали бояться Бога, Который над вами обоими; ибо он не по наружности призывает, но приходит к тем, кого уготовал Дух. Вы же, рабы, покоряйтесь господам вашим, как образу Божию со страхом и скромностью. Возненавидь всякое лицемерие и все, что не угодно Господу. Не оставляй заповедей Господних, но береги то, что получил, ничего не прибавляя и не отнимая. В церкви исповедуй грехи свои и не приступай к молитве своей с дурной совестью.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *