Учебник по литургике

Учебник по литургике

Богослужение Православной Церкви. Программа для воскресной школы

Основная ступень воскресной школы. 6 класс (12-13 лет), 7 класс (13-14 лет)

Пояснительная записка

Среди причин, мешающих переступить порог храма, невоцерковленные люди часто называют такую: «Я не понимаю, что там происходит». От людей, симпатизирующих протестантам, или самих протестантов, богослужение которых заключается в «вечере Господней», сопровождаемой пением псалмов или современных песен под гитару, можно услышать еще и обвинение в отступлении от Библии. Действительно, современное православное богослужение сильно отличается от богослужения апостолов и первых христиан. Да и в Евангелии Господь призывает к немногословию в молитве, приводя как образец одну-единственную молитву «Отче наш». Почему же богослужения православной Церкви такие длинные и замысловатые? Ответить на эти вопросы и призван курс «Православное богослужение» для учащихся 12-14 лет.

Прежде чем перейти к разбору современного чинопоследования Литургии, мы предлагаем ученикам перенестись на 2000 лет назад и представить, как совершали Богослужение ученики самого Господа после Пятидесятницы. Вспоминаем, что представляло собой Богослужение в Иерусалимском храме, куда поначалу продолжали ходить апостолы. Как после молитвы в Иерусалимском храме собирались они в горнице, читали отрывки из Ветхого Завета, еще не оформленное Евангелие и Апостольские Послания, приносили хлеб и вино (прообраз современной проскомидии), и после молитвы, благословения и освящения их Святым Духом, причащались Тела и Крови Христовых, как заповедал им их Божественный Учитель. Как постепенно библейские тексты стали дополняться стихирами и тропарями, славившими подвиг первых мучеников, а затем и других чинов святых. Как затем святые Василий Великий и Иоанн Златоуст систематизировали весь накопленный христианами богослужебный материал и свели богослужение к единообразному чину.

Так мы приближаемся к той эпохе, когда православие дошло до пределов нашей Родины. Здесь уместно вспомнить, что рассказ послов князя Владимира о богослужении неземной красоты послужил для него решающим аргументом в пользу принятия православия.

Предмет «Богослужение Православной Церкви», пожалуй, более других предметов Закона Божия переплетается с предметом «Основы Православной культуры». Ведь, по мысли Павла Флоренского, культура — это продолжение культа в нерукотворном храме мироздания. Русская православная культура сформирована, прежде всего, православным богослужением. Следовательно, чтобы приобщить детей к культурному наследию страны, следует им дать представление о том, что лежит в основе этой культуры.

Впитав духовно-философское и эстетическое богатство Византии, Россия за 1000 лет создала свою самобытную культуру. Православный обряд, как внешняя форма Богопочитания, глубоко символичен. Символика стала языком Церкви, языком образным, красочным, выразительным.Этот язык был понятен нашим предкам, для нас он достаточно сложен, незнание его порождает всевозможные околоправославные толкования, но, как любой язык, его надо изучать, а не отвергать как непонятный.

Мы называем главное наше богослужение греческим словом Евхаристия — благодарение. Для верующей души благодарение Богу — естественное состояние. Каждый может выразить свою благодарность теми силами и способностями, которыми наделен. Православная Церковь две тысячи лет накапливала весь этот опыт благодарения, в результате чего мы имеем Богослужение в современном виде, представляющее, по выражению о. Павла Флоренского «синтез искусств».

Действительно, здесь все — архитектура, живопись, колокольный звон, пение, чтение, театральность действа, — создает образ иного, преображенного мира. В православном храме освящаются все наши чувства: зрение — созерцанием святых икон, слух — звуками молитв и песнопений, обоняние — благовонным фимиамом, и всё существо наше — Причащением Святых Христовых Таин.

Знакомя учеников с таким неотъемлемым компонентом Богослужения как церковное чтение, мы отвечаем на вопрос, почему в православии в отличии от протестантизма, принято молится не своими словами, хотя это не возбраняется, но молитвами, составленными святыми людьми. Озвучивая молитвы святых отцов, верующий приобщается к их духовному горению, и это горение возжигает его собственную свечу, порождая новые молитвы сердца. Говоря о церковном пении, мы сравниваем его с влагой, орошающей засохшую «почву» наших сердец, подготавливающей ее к принятию «семени» Слова Божия. Рассказывая о введенном преподобным Иоанном Дамаскиным осмогласии, мы подчеркиваем, что это не просто совокупность мелодий, а это своеобразная лестница, по которой поднимаются к небу наши молитвы. Каждый глас — «ступенька» этой лестницы, на которой Церковь предлагает нам задержаться в течение недели. Первые пять гласов — изображают земной путь человека, а следующие 3 гласа — «небесные ступени» — путь души в жизни небесной».

Говоря о богослужении, нельзя не коснуться убранства храма. Храм в православном сознании мыслится как образ мира, микрокосмос, а космос — по-гречески значит «украшенный, устроенный». Несомненно, украшают Богослужение, делают его особенно торжественным, неземным, священнические облачения. Их символике также отведено место в наших уроках.

Да, у нас много символов, много обрядов, но без них от живой, наполненной благочестием жизни останется только трудно воспринимаемое философское учение о спасении. Библия повествует, как Моисей, желая приблизиться к горящему терновому кусту — знаку присутствия Божия, услышал голос Бога: «Сними обувь твою с ног; ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая». Необычное одеяние священника, загадочный церковнославянский язык, старинные распевы, кадильный фимиам — все призвано оторвать нас на время от повседневной суеты, помочь нам «стряхнуть с обуви пыль житейских дорог», сделать нас причастниками Божественного бытия.

Зримые формы культуры растут из незримого опыта духа. Не случайно, послы князи Владимира смогли «почувствовать через красоту православного обряда присутствие Духа, соединение Вечного (небесного) и человеческого (земного) миров в одухотворенном синтезе словесно-поэтического, музыкального и художественно-изобразительного творчества».

Именно потому, что Православное богослужение — это синтез искусств, мы сопровождаем эти уроки презентациями, аудиозаписями церковных песнопений, видеофрагментами богослужений. Безусловно, никакие уроки по «Богослужению» не заменят для ребенка участия в самом Богослужении, разумеется, наши дети поют на клиросе, но, как показывает опыт, даже взрослые клирошане не всегда понимают, о чем они поют, поэтому теоретические уроки по этому предмету мы считаем необходимыми.

Незнание символического языка православных традиций и обрядов чревато утратой и культурных ценностей, ведь без него всё многообразие тысячелетней русской культуры становится непонятным, а, следовательно, и ненужным. Не изучив всё это, едва ли мы можем говорить о духовном возрождении России.

Еп. Биробиджанский и Кульдурский Иосиф. Духовный смысл православных традиций и обрядов

Рукова С.А. Беседы о церковном пении с.12-13

Бородина А.В. Византизм и русский национальный стиль с. 14

Еп. Биробиджанский и Кульдурский Иосиф. Духовный смысл православных традиций и обрядов

Учебно-тематический план

1 часть. ЛИТУРГИЯ
1. Евхаристия — сердцевина Литургии
2. Престол. Жертвенник. Литургические принадлежности
3. Литургия. Проскомидия.
4. Литургия оглашенных. Антифоны 1 и 2. Псалмы 102 и 146.
5. Единородный Сыне. Блаженны.
6. Литургия оглашенных. Малый вход. Тропари и кондаки. Трисвятое.
7. Литургия оглашенных. Чтение Апостола и Евангелия. Ектении сугубая, заупокойная, об оглашенных.
8. Литургия верных. Великий вход.

Херувимская. Ектения просительная.
9. Литургия верных. Символ веры. Евхаристический канон
10. Литургия верных. Первое и Последнее явление Святых Даров. Причащение мирян. Благодарение и отпуст.
11. Литургия. Повторение.
12. Седмичный круг Богослужения.
13. Годовой круг Богослужения. Богослужебные цвета.
14. Зачет

2 часть. ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ
1. Введение. Основные элементы богослужения. Ветхозаветное богослужение — основа для христианского богослужения.
2. Суточный круг богослужения. Часы.
3. Всенощное бдение. «Вечерния наша молитвы прими от нас, Святый Господи». Вечерня. Обзор
4. Вечерня. Предначинательный псалом 103.

Великая ектения. Блажен муж.
5. Вечерня. Господи, воззвах. Догматик. Вечерний вход. Свете тихий.
6. Вечерня. Прокимен. Паремии. Сподоби Господи. Лития.
7. Вечерня. Стихиры на стиховне. Ныне отпущаеши. Тропари. Богородице Дево.
8. Утреня. Шестопсалмие. Бог Господь. Кафизмы
9. Утреня. Полиелей.
10. Утреня. Канон
11. Утреня. Стихиры на Хвалитех. Великое славословие.
12. Повторение. Заполнение таблицы «Всенощное Бдение».
13. Церковное пение. Осмогласие. Земные ступени — глас 1,2, 3, 4. Небесные ступени — глас 5, 6, 7, 8
14. Зачет.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по ОБЩЕЙ ЦЕРКОВНОЙ ИСТОРИИ
для 1-го курса Московской Духовной Семинарии
РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ В НАУКУ
Понятие о Церкви и ее истории. Предмет церковной истории и ее задачи. Источники и пособия церковной истории. Разделение церковной истории на периоды.
Тема 1. Первый период (34-313 гг.).
(От основания Церкви до торжества ее при Константине Великом)
Характеристика первого периода.

Рекомендуемая литература:
1. БОЛОТОВ В.В., проф. Лекции по истории древней Церкви. М., 1994.
2. СМИРНОВ Евграф. История Христианской Церкви. Изд. 8-е. Вильно, 1907.
3. ПОСНОВ М.Э. Новые типы построения древней Истории Церкви. Киев, 1909.
Тема 2. Состояние мир перед пришествием Спасителя.
Римская империя: история, политика, философские течения и религиозно-нравственное состояние.
Иудея: история, политическое, религиозное и нравствен­ное состояние. Религиозно-политические партии и секты.
Рекомендуемая литература:
1. Хрестоматия по истории древнего Рима под редакцией проф. Кузищина В.И. М., 1887.
2. АНДРЕЕВ И.Д. Пособие по истории Церкви. СПб., 1914.
3. ГАЙ Светоний. Жизнь двенадцати цезарей. М., 1990.
РАЗДЕЛ II. НАЧАЛО ИСТОРИИ ЦЕРКВИ ХРИСТВОЙ
Основание Церкви Господом нашим Иисусом Христом. День Пятидесятницы 34 года и первые успехи апостольской проповеди в Иерусалиме. Исцеление апостолом Петром хромого от рождения. Враждебное отношение представителей иудейства к проповеди апостольской. Рассеяние верующих из Иерусалима и распростра­нение ими Евангелия в других областях.
Обращение Савла — 37 г. Основание христианской Церкви среди язычников в Кесарии (крещение сотника Корнилия) в Антиохии.
Св.Павел — апостол языков и его апостольские труды. Первое большое благовестническое путешествие. Апостольский собор в Иерусалиме.
Второе путешествие св. ап. Павла. Крещение темничного стража в Филиппах. Проповедь апостола в Фессалониках. Речь ап. Павла в Афинском Ареопаге. Трудность благовествования в Коринфе (ночное видение). Третье путешествие св. ап. Павла. Руководство из Ефеса церковной жизнью всей Малой Азии. Успех проповеди в этом городе. Возмущение ремесленников, изготовлявших модели храма Артемиды. Прощание и последнее наставление эфесским пастырям на обратном пути в Милете. Прибытие св. апостола Павла в Иерусалим после третьего пу­тешествия. Радушная встреча его христианами и враждебность иудеев. Узы апостола. Ап. Павел в Кесарии у прокураторов Феликса и Феста. Путешествие ап. Павла в Рим. Пребывание в нем. Суд над апостолом и кончина его.
Тема 1. Благовестнические труды других святых Апостолов.
Общий взгляд на распространение Церкви Христовой в век Апостольский и причины ее быстрого распространения. Распространение Церкви после Апостолов во втором и третьем веках в Европе, Африке и Азии.
Рекомендуемая литература:
1. АНДРЕЕВ А.Д. Пособие по истории Церкви. СПб., 1914.
2. ГЛУБОКОВСКИЙ Н.Н. Благовестие св. апостола Павла по его происхождению и по существу. СПб., 1905.
3. СМИРНОВ П., прот. История Христианской православной Церкви. М., 1994.
4. ЛЕБЕДЕВ Александр, свящ. Очерк истории христианской Церкви. СПб., 1873.
Тема 2. Гонения на Церковь Христову и святые мученики и мученицы.
Отношение к Церкви иудейств. Причины гонения на Церковь со стороны иудеев. Гонения в Палестине и вне Палестины. От­ношение языческого мира к христианству. Законы Римской им­перии. Простой народ. Культурное язычество. Гонения на Цер­ковь со стороны языческих императоров в первом веко.
Второй и третий периоды гонений. Гонения на Церковь Христову при императоре Диоклитиане и его соправителе Максимиане Геркуле. Отношение к христианам на востоке: Галерия, Максимина и Ликиния; на западе: Констанция Хлора, Максентияи cв. равноап. Константина Великого. Эдикт св. Конcтантина Великого.Торжество св. Христовой Церкви.

Рекомендуемая литература:
1. ЛЕБЕДЕВ А.П., проф. Эпоха гонений на христиан. СПб., 1904.
2. СПАССКИЙ А.А. Обращение ими. Константина Великого в христианство. Сергиев Посад, 1905.
РАЗДЕЛ III. ВНУТРЕННЯЯ ЖИЗНЬ СВЯТОЙ ХРИСТОВОЙ ЦЕРКВИ
Тема 1. Учение Святой Церкви.
Источники христианского вероучения и нравоучения. Канон священных книг. Священное предание. Краткое изложение церков­ного учения в символах. Догматы, раскрывавшиеся св. Церковью во II и III веках: о единстве Божием, о Святой Троице, о Лице Иисуса Христа, о таинствах, о призывании и почитании святых.
Рекомендуемая литература:
1. БОЛОТОВ В.В. Учение Оригена о Троице. СПб., 1879.
Тема 2. Ереси и секты.
Понятие о ересях. Их происхождение. Еретики иудействующие: назореи и евиониты. Общее понятие о ересях языческого происхождения (Гностицизм. Манихейство). Ересь антитринитариев или монархиан. Модалисты и динамисты. Монтанизм. Хилиазм.
Рекомендуемая литература:
1. ИРИНЕЙ св. Сочинения (рус. пер. изд. П.А. Преображенским). М., 1871.
Тема 3. Церковная письменность и богословская наука.
«Учение двенадцати апостолов» (Дидахи). Мужи Апостоль­ские, их жизнь и творения. Св. Климент, епископ Римский, св. Игнатий Богоносец, епископ Антиохийский, св. Поликарп, епископ Смирнокий, св. Паний, епископ Иерапольский, св. Ерм, св. Дио­нисий Ареопагит. Христианские апологеты: Кодрат, Аристид, св. Иустин Философ, Минуций Феликс, Ермий и другие.
Богословские школы и виднейшие учители Церкви во втором и третьем веках. Школа Северов-Африканская. Тертуллиан, пре­свитер Карфагенский, св. Киприан, епископ Карфагенский. Алек­сандрийская школа. Пантен, Климент, Ориген, св. Дионисий, св. Григорий Чудотворец, св. Мефодий Олимпский. Антиохийская школа. Дорофей. Лукиан.
Рекомендуемая литература:
1. ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ П. Сочинения христианских апологетов. СПб., 1895.
2. ПОКРОВСКИЙ А. Философ Аристид и его апология. Сергиев Посад, 1898.
Тема 4. Христианская жизнь.
Святость и чистота жизни христиан первых веков. Вопло­щение Евангельских заповедей. Ревность ко спасению. Древне-христианский аскетизм. Значение мученичества. Христианские обычаи. Церковная дисциплина. Расколы: Новата и Фелициссима в Карфагенской Церкви и Новациана в Риме.
Тема 5. Богослужение.
Характер новозаветного богослужения и его составные части во II-III вв. Места богослужений. Священные изображения и принадлежности христианских храмов. Священные времена христианской Церкви. Воспоминания, соединенные о богослу­жением суточного и седмичного круга. Годичные праздники и посты. Споры о времени празднования Пасхи. Разногласия между церквами малоазийскими и римской. Совершение таинств в первенствующей Церкви — I-III вв. Споры о крещении еретиков.
Тема 6. Устройство и управление Церкви.
Клир и миряне. Богоучрежденность иерархии; назначение ее. Взаимоотношения клира и народа. Чрезвычайные проповедники слова Божия в Апостольский век; Апостолы, Пророки, Учители (дидаокалы).
Степени постоянной иерархии. Неиерархичеокие церковные должности: иподиаконы, чтецы, певцы, заклинатели, аколуфы и др. Диакониссы. Качества, требуемые от священнослужителей. Избрание и посвящение духовных лиц.

Положение клира впервые века. Условия вступления в клир. Брак и безбрачие клира. Содержание. Образование цер­ковных округов (парикии, епархии) и приходов. Местная Цер­ковь. Епископское управление. Ближайшие советники и помощ­ники епископа. Хоропископы. Взаимные отношения между церк­вами и их предстоятелями — епископами в первые три века. Соборная форма управления, послания, грамоты. Первенствую­щее положение некоторых епископских кафедр. Церковные уза­конения.
Рекомендуемая литература :
1. А.М. ЖАНЦОВ-ПЛАТОНОВ, дрот. Ереси и расколы первых трех веков. М., 1878.
2. ГОЛУБЦОВ А.П. Литургия в первые века христианства. «Богословский Вестник», 1913, июль, с. 621-643; ноябрь.
3. ВЕНИАМИН, арх. Новая скрижаль или объяснение о Церкви, в четырех частях. СПб., 1899.
4. КАТАНСКИЙ А. Догматическое учение о семи церковных таинствах. СПб., 1877.
5. ЛЕБЕДЕВ П. Наука о богослужений Православной Церкви. М., 1904.
6. ЗАОЗЕРСКИЙ. Покаяние и суд в древней Церкви. «Православ­ное Обозрение», 1885, т.1.
7. ФЕОДОСИИ, ел. Палестинское монашество в IV-VI вв. Киев, 1899.
РАЗДЕЛ IV. ПЕРИОД ВСЕЛЕНСКИХ СОБОРОВ (313-787 гг.)
Тема 1. Внешняя жизнь св. Христовой Церкви.
Характер периода. Церковь Христова при Константине Великом и его сыновьях: Константине П, Конcтансе и Констанции. Положение Церкви при Юлиане Отступнике и его преемниках. Падение язычества. Усилия ученых язычников защитить свою религию. Опровержение их со стороны христиан.
Рекомендуемая литература:
1. СПАССКИЙ А.А. Обращение Константина Великого.
Тема 2. Территориальное распространение Церкви.
Распространение Церкви вне пределов Римской империи; в Африке — среди ефиоплян (Меропий, Эдессий и Фрументий) ив Азии — на Кавказе (среди иверов — св. Нонна), в Армении (св. Григорий Просветитель, Исаак Великий, Месроб), в Персии, Аравии.
Распространение Церкви Христовой в Европе: у готов (еп. Улфила) и др. кочевых народов, у франков (Хлодвиг, Клотильда), на Британских островах (св. Патрикий.) и в Германии (Бонифаций). Апостолы славян — святые братья Кирилл и Мефодий.
Внешние препятствия к распространению Церкви — бедствия Церкви от гуннов (Аттила) и вандалов (Гейзерих). Падение западной Римской империи (Одоакр, Теодорих Великий).
Рекомендуемая литература:
1. БОЛОТОВ В.В. Из истории Церкви Сиро-Персидской. «Христиан­ское Чтение, 1899, январь-июнь; 1900, январь-март.
2. ТРОИЦКИЙ И.Е. Изложение веры Церкви армянской. СПб., 1879.
3. БЕЛИКОВ Д. Христианство у готов. Казань, 1887.
4. БАРТОЛЬД В. О христианстве в Туркестане. Археол. Общ., т. VIII, вып. 1, 1893.
Тема 3. Бедствия Церкви от нашествия персов в начале VII века.
Персидский царь Хозрой П. Взятие Иерусалима (614 г.). Освобождение восточной Церкви ими. Ираклием (628 г.). Возникновение и распространение ислама.
Рекомендуемая литература:
1. КРЫМСКИЙ А. История мусульманства, ч. 1 и П. М., 1904.
Тема 4. Внутреняя жизнь св. Христовой Церкви.
Состояние вероучения. Эпоха Вселенских Соборов. Общий взгляд на характер ересей 1У и последующих веков. Ересь Ария и Первый Вселенский Собор в Никое (325 г.) при имп. Констан­тине Великом. Состояние Церкви после 1 Вселенского Собора. Св. Афанасий Александрийский (296-375 гг.).

Лжеучения, возникшие в Церкви во время арианских смут. Ересь Македонианcтва. Второй Вселенский Собор в Константино­поле (381 г.) при имп. Феодосии Великом. Осуждение еретичес­кого учения о Святом .Духе. Дополнение Никейского символа определениями о Святом Духе и Церкви.
Ересь Нестория и Третий Вселенский Собор 431 года. Возникновение ереси Константинопольского патриарха Нестория. Диодор Тарсийский и Феодор Мопсуетский. Полемика Кирилла Александрийского (12 анафематизмов) с Несторием. Собор в Ефесе под руководством Кирилла и Мемнона осудил Нестория. Иоанн Антиохийский и 33 сирийских епископа оправдывают Несто­рия и осуждают Кирилла и Мемнона. Решение имп. Феодосия в пользу православных епископов.
Рекомендуемая литература :
1. ЛЕБЕДЕВ А.П., проф. История Вселенских Соборов (IV и V вв.), т. Ш, ч. 1. Сергиев Посад, 1896.
2. БОЛОТОВ В.В., проф. История древней Церкви, т. 1У.
3. ФЛОРОВСКИЙ Г.В. Восточные Отцы 1У века.
4. ГИДУЛЯНОВ П. Восточные патриархи в период четырех Вселен­ских Соборов. Ярославль, 1908.
5. КАРТАМВ А.В. Вселенские Соборы. Париж, 1963.
6. ТЕРНОВСКИЙ Ф. Греко-Восточная Церковь в период Вселенских Соборов. Киев, 1883.
7. СПАССКИЙ А.А. История догматических движений веков Все­ленских Соборов, т. 1. Сергиев Посад, 1906.
Тема 5. Осуждение пелагианства.
Рассуждения в Халкидоне. Удале­ние Нестория в Антиохийский монастырь. Примирение Павлом Эмесским сирских и александрийских епископов. Утверждение несторианотва в церкви Сиро-Персидской.
Тема 6. Четвертый Вселенский Собор.
Происхождение и распространение монофизитской (евтихианской) ереси. Собор православных епископов в Константинопо­ле. Разбойничий собор в Ефесе. Осуждение его постановлений папой Львом Великим. Вселенский Собор и определение на нем православного вероучения.
Тема 7. Пятый Вселенский Собор.
Продолжение монофизитской ереси после 1У Вселенского Собора. Меры имп. Юстиниана 1 по установлению церковного мира. Спор о трех главах. Созвание Собора. Упорство монофизитов и образование дохалкидонских церквей: коптской, яковитской и армянской.
Тема 8. Шестой Вселенский Собор.
Происхождение монофелитской ереси. Заботы имп. Ираклия о воссоединении монофизитов с православной Церковью (экфесис). Типос Констанса II. Император Константин Погонат и созвание Собора. Вероопределение. Пято-Шестой Трулльский Собор. Марониты.
Рекомендуемая литература:
1. КАТАНСКИЙ А.Л. Учение о благодати Божией. «Христианское Чтение», 1900-1901.
2. ПОСНОВ М.Э. История Христианской Церкви, ч. 2. Брюссель, 1964.
3. Деяния Вселенский Соборов, т. 1.
4. ЛЕБЕДЕВ А.П., проф. История Вселенских Соборов, т. 1.
5. ЛЯЩЕНКО Т.,свящ. Св. Кирилл Александрийский. Киев, 1913.
6. БРИЛЛИАНТОВ. Происхождение монофизитства. «Христианское Чтение», 1906.
Тема 9. Седьмой Вселенский Собор.
Всеобщее почитание икон в IV и V вв. Ересь иконобор­ческая. Преследование иконопочитания Львом Исаврянином, Константином Копргнимом (иконоборческий собор) и Львом Ха­заром. Меры имп. Ирины к восстановлению иконопочитания. Все­ленский Собор в Никое и его вероопределения. Продолжение иконоборческой ереси после Собора (Лев Армянин).

Защитник иконопочитания преп. Феодор Студит. Торжество Церкви над всеми ересями.
Рекомендуемая литература:
1. ТАЛЬБЕРГ Н. История христианской Церкви. М., 1991, с. 5-269.
2. СМИРНОВ П., прот. История Христианской Православной Церкви.М., 1994, с. 1-87.
3. ПОСНОВ М. Э. История Христианской Церкви (до разделения Церквей). Брюссель, 1964.
4. БОЛОТОВ В.В., проф. Лекции по истории Церкви, т. 1У.
5. КАРТАШЕВ А.В. Вселенские Соборы. Париж, 1963.

АКАФИСТ 1. Хвалебно-догматическое песнопение ко Пресв. Богородице; 2. жанр позднейших церковных песнопений Богородице

АНГЕЛ ВЕЛИКОГО СОВЕТА ИИСУС ХРИСТОС особый тип изобр. Господа Иисуса Христа в облике крылатого ангела, юным, с крещатым нимбом, основанный на христологическом толковании мессианского пророчества из Книги пророка Исаии

АНГЕЛОЛОГИЯ учение об ангелах

АНТИФОНАРИЙ в лат. традиции богослуж. певческая книга, содерж. песнопения суточного круга

АПОСТОЛ в визант. обряде богослужебная книга, содержащая тексты Деяний и Посланий апостольских

АПОСТОЛЫ ближайшие ученики Иисуса Христа

АПРАКОС славянское название одного из 2-х типов служебного Апостола или Евангелия

АСМАТИК собрание отдельных псалмовых стихов с припевами

АСМАТИКОН визант. богослуж. певч. книга

БИТОЛЬСКАЯ ТРИОДЬ болгарская рукопись XIII в.

БЛАЖЕН МУЖ в правосл. богослужении — название 1-й кафизмы Псалтири

БЛАЖЕННЫ в литургической терминологии так называются евангельские заповеди блаженств (Мф 5. 3-12); этим словом также могут называться тропари на Б.- припеваемые к евангельским стихам гимнографические тексты

БОГОРОДИЧНИК гимнографич. произв.

БОГОРОДИЧНЫЕ ПРАЗДНИКИ дни церковного календаря, посвященные особенному прославлению Божией Матери

БОЯНСКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ среднеболг. рукопись 1-й пол. (сер.?) XIII в.

ВОСКРЕСЕН 1) любое песнопение, посвященное событию Воскресения Господа Иисуса Христа; 2) обозначение неск. стихир воскресных последований Октоиха

ВОСТОЧНЫ наименование нек-рых стихир из воскресных последований Октоиха

ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ в богослужении правосл. Церкви — особый комплекс служб суточного круга, к-рый совершается в определенные дни и должен, согласно уставным указаниям, продолжаться от захода солнца до рассвета

ГОМИЛИАРИЙ лат. название патристического Лекционария, к-рому в визант.

традиции соответствуют Торжественник и Толковое Евангелие

ГРИГОРИЯ САКРАМЕНТАРИЙ один из 2 основных типов рим. Сакраментария, составление к-рого традиция приписывает свт. Григорию Великому (590-604)

«ДА ИСПРАВИТСЯ МОЛИТВА МОЯ» «Да исправится молитва моя», 2-й стих Пс 140 , используемый в христ. богослужении как самостоятельное песнопение

ДАНИИЛ прор. ветхозаветный (пам. 17 дек.)

ДИАКОНИКОН 1) особый компартимент христ. храма; 2) Служебник особого состава, предназначенный для диакона

ДОГМАТИК один из видов богородичнов Октоиха

ДУБРОВСКОГО МИНЕЯ восточнослав. рукопись XI в., фрагмент Праздничной Минеи на июнь

ЕВАНГЕЛИЕ СЛУЖЕБНОЕ литургическая книга, содержащая тексты 4 канонических Евангелий, приспособленных для чтения за богослужением

ЕВАНГЕЛИЕ-АПРАКОС см. Апракос

ЕВХОЛОГИЙ собрание молитв и иных текстов для совершения богослужения священнослужителями, один из основных видов литургических книг

ИРМОЛОГИЙ Ирмологий, богослужебная певч. книга визант. традиции, содержащая ирмосы — 1-е строфы каждой из 9 песней гимнографических канонов Октоиха, Постной и Цветной Триодей и Минеи, являющиеся образцами для распевания остальных строф — тропарей

ИРМОЛОГИОН украинско-белорус. церковно-певч. сборник смешанного состава на 5-линейныхнотах, включающий традиционный монодийный репертуар и сокращенно излагающий певч. циклы Обихода, Октоиха, Ирмология, Минеи и Триоди

КАНОННИК богослужебная книга Православной Церкви

КАФИЗМА обозначение разделов богослужебной Псалтири в совр. правосл. традиции

КИЕВСКАЯ ПСАЛТИРЬ рус. рукописная лицевая книга кон. XIV в.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *