Творение мира из ничего

Творение мира из ничего

Христианское учение о происхождении мира

   Сущность христианского учения о творении состоит в том, что Бог создал этот мир из ничего (греч. οὐκ ἐξ ὄντων, лат. ex nihilo). Иначе говоря, произвел все существующее через творение. Бог абсолютен, поэтому «вне» Его при творении ничего не было, и Он не нуждался для сотворения мира ни в каком материале. Весь мир Он создал по мановению Своей воли. Свят. Феофил Антиохийский пишет: «Что великого, если Бог создал мир из готовой материи? И человек-художник, если получит от кого вещество, делает из него, что захочет. Могущество же Бога обнаруживается в том, что из ничего творит, что хочет»540.
    Христианское учение особо подчеркивает, что Бог, не нуждаясь в исходном материале, творит мир не только по его формам, но и по веществу. Свят. Василий Великий пишет: «Бог, прежде чем существовало что-либо из видимого ныне, положив в уме и подвигшись привести в бытие несущее, вместе и помыслил, каким должен быть мир, и произвел материю, соответственную форме мира»541.
   Нельзя сказать, что идея творения из ничего в Священном Писании представлена со всей очевидностью.
   Непосредственно о творении из ничего говорится на страницах Библии только один раз и притом во второканонической книге: Посмотри на небо и землю и, видя все, что на них, познай, что все сотворил Бог из ничего… (2 Мак.7:28). В смысле творения из ничего могут быть поняты и слова ап. Павла, говорящего, что Бог называет несуществующее как существующее (τὰ μὴ ὄντα, ὡς ὄντα) (Рим.4:17; ср.: Евр.11:3).
   Существуют косвенные указания Священного Писания на сотворение мира из ничего. В Быт.1сказано, что Бог сотворил небо и землю. Здесь употреблен еврейский глагол bāѴ4;āʼ. В еврейском языке для выражения идеи творения используются два слова: āśāh, которое означает «создавать из подручного материала», и bāѴ4;āʼ, которое может означать также и создание чего-то совершенно нового, ранее не существовавшего, причем субъектом при этом глаголе обычно выступает Бог. Но поскольку сказано, что земля была безвидна и пуста и потом уже из этой неоформленной материи Бог в течение шести дней создавал мир, то следует признать, что в Быт.1:1 этот глагол употреблен именно в значении творения «из ничего». Кроме того, Священное Писание нигде не говорит о совечности мира и Бога.
    Христианская космология и космогония отличается не только от различных языческих учений о происхождении мира, но и от учений «строго» монотеистических, т. е. ислама и иудаизма, в которых нет учения о Пресвятой Троице. Характерно, что в этих учениях не придается особого значения идее творения из ничего. Например, в Талмуде можно встретить самые разные концепции происхождения мира: идея творения из ничего здесь соседствует с космогоническими теориями, близкими к платоническим или неоплатоническим. Учение о творении из ничего более или менее прочно утвердилось в иудаизме только в Средние века, и то не во всех его школах542.
    В некоторых направлениях мусульманской мысли также представлены пантеистические идеи (учение об эманации). По крайней мере учения, которые отрицают творение из ничего, не рассматриваются в исламе и иудаизме как ересь, совершенно не совместимая с официальной доктриной543.
   В отличие от ислама и иудаизма, христианство изначально высказалось в пользу идеи творения из ничего. Любые отступления от этой вероучительной истины всегда квалифицировались Церковью как ересь544. Это обусловлено христианским учением о Боге Троице. Христианская догматика проводит четкое различие между предвечным рождением Сына и предвечным исхождением Святого Духа как действиями Божественной природы, с одной стороны, и творением мира как актом Божественной воли — с другой. Преп. Иоанн Дамаскин пишет: «Рождение (в Боге) безначально и вечно, так как оно есть действие Его естества и происходит из Его существа, иначе Рождающий потерпел бы изменение… Творение же у Бога, как действие хотения, не совечно Богу. Ибо приводимое из небытия в бытие не может быть совечно Безначальному и всегда Сущему»545.
    В нехристианских учениях нет различия между предвечным рождением и исхождением (которые в христианском богословии относятся только к внутритроичному бытию) как действиями Божественной природы и творением как актом воли. Поэтому для «строгого монотеизма» всегда существует опасность мыслить творение мира по образу предвечного рождения и исхождения. И главное, в системе иудейского и мусульманского вероучения трудно понять, почему так мыслить нельзя.
    В связи с учением о творении может возникнуть следующий вопрос: «Если Бог творит мир из абсолютного ничто, то что было вне Бога до сотворения?» Однако сама постановка такого вопроса некорректна, поскольку понятия «до», «вне» предполагают акт сотворения. Только с сотворением мира возникают время и пространство как формы существования мира, понятия «до» и «вне» определяются категориями времени и пространства, поэтому вопрос о том, что было вне Бога, до того как Он сотворил мир, абсурден.
    Если Бог есть абсолютная Полнота бытия, если Он все объемлет и все в Себе заключает, то каким образом наряду с Богом может возникнуть нечто от Бога отличное? Не должен ли Бог в таком случае каким-то образом ограничить Себя, чтобы рядом с Собой освободить место для существования чего-то другого? Такого рода вопросы имеют причиной недооценку иноприродности Бога и мира, поскольку природа тварная и нетварная различны. Преп. Иоанн Дамаскин учит, что «все отстоит от Бога, но не местом, а природой»546. Природа Божественная и природа тварная до такой степени различны, что между ними не может быть «борьбы» за обладание «жизненным пространством». Можно привести несовершенную аналогию, заимствованную из тварного мира: твердое вещество и электромагнитные волны могут сосуществовать в одной и той же точке пространства, нисколько друг другу не мешая.
   Свят. Григорий Нисский говорит: «Велико и непроходимо расстояние, которым Несозданное Естество отделено от созданной сущности»547. Это бесконечное расстояние между Божественной и тварной природами никогда не исчезает, даже на вершинах обожения твари.
    Если мир сотворен из ничего, то какие следствия имеет этот факт для самого мира и для Бога? Для Бога это означает, что Он не нуждается в существовании мира. Возникновение мира ничего к бытию Бога не добавляет и ничего от Божественного бытия не отнимает. Что же касается твари, то, имея начало, она уже в силу своего происхождения обречена на то, чтобы быть изменяемой, т. е.

подверженной переходу из одного состояния в другое. По словам В. Н. Лосского, тварь «не имеет никакого обоснования ни в самой себе, как созданной из ничего, ни в Божественной сущности, ибо никакая необходимость не побуждала Бога творить»548. Тварное бытие «обосновывается не самим собой, не Божественной сущностью, а одной лишь Божественной волей. Это отсутствие собственного основания и есть небытие. Так, незыблемое, непреходящее для твари — это ее отношение к Богу; по отношению же к самой себе она сводится к nihil»549, т. е. к ничто. Иными словами, тварный мир существует только благодаря своей причастности к Божественным энергиям. Бог поддерживает мир в бытии, и автономно от Бога мир существовать не может. Свят. Филарет Московский говорит об этом так: «Творческое слово есть как адамантовый (алмазный) мост, на котором поставлены и стоят твари, под бездною Божией бесконечности, над бездною собственного ничтожества»550.
    Существует мнение, что христианское учение о творении мира из ничего, утверждая абсолютную зависимость твари от ее Творца, унижает тварное бытие, что отсюда якобы рождается в христианском сознании пренебрежительное отношение к миру, за которым христиане не признают никакой ценности. Однако именно христианское учение о творении мира из ничего способно дать обоснование действительности тварного бытия. Согласно христианскому учению, тварь, поскольку она сотворена, имеет начало, но при этом не имеет конца. В. Н. Лосский пишет: «Сотворение мира не есть необходимость. Бог мог бы и не творить его. Но необязательное для Самого Троичного бытия, оно обязывает творение существовать и существовать навсегда»551.
   Действительно, определения Бога о бытии твари не подлежат никакой перемене. Об этом говорит Священное Писание: Господь царствует; Он облечен величием, облечен Господь могуществом и препоясан: потому вселенная тверда, не подвигнется (Пс.92:1); Слово Господне пребывает вовек (1 Пет.1:25).
    Разрушение мира, которое совершится в конце времен, не будет возвращением этого мира к небытию. Священное Писание говорит, что на смену ныне существующему миру явятся новое небо и новая земля (Откр.21:1; 2 Пет.3:13), т. е. творение преобразится и перейдет на новый уровень своего существования, но ни в коем случае не исчезнет.


ТВОРЕНИЕ

представление о том, что мир сотворен, встречается в различных древних^е/икиях, а также в дохристианской философской мысли, напр. в учении Платона о демиурге. В отличие от античной идеи творения мира из первовещества с библейской точки зрения мир сотворен Богом ех nihilo (из ничего). В христианском богословии учение о творении является важнейшим догматом (см. Догматы христианские) веры, согласно которому мир есть результат свободного творческого акта Бога — акта, полагающего бытие, принципиально отличное от Его Собственного. Через различение бытия тварного и бытия нетварного утверждается принципиальный онтологический дуализм. Однако то «ничто», из которого сотворен мир, не обозначает абсолютного разрыва между Богом и сотворенным миром. Согласно христианскому вероучению, в лице человека тварное, т. е. по существу вторичное, в буквальном смысле производное, бытие имеет тот же модус, или способ существования, что и нетварный Бог. Такое представление о творении может быть правильно понято только при условии второго различения — между бытием и личностью. Бытие Бога — личностно (см. Троица), и вершиной его творения является также личность — человек. Бог творит мир и человека свободной волей, не вынуждаемый к тому никакой онтологической необходимостью; причина творения — любовь, т. е. желание разделить полноту бытия с другим, радикально отличным от Себя Самого. Сотворенный мир является человеческим миром, «физика» которого есть общее «тело» множества богоподобных человеческих личностей. Эти антропоморфные обоснования акта творения неотделимы от религиозного сознания, в центре которого не философские представления и не научные гипотезы о начале мира, но духовная установка на соединение с Богом как предельным экзистенциальным ориентиром. Творение человека описывается в Библии как особый акт, в результате которого Бог непосредственно сообщает человеку «дыхание жизни», т. е. динамику существования, в котором биологическое соединено с духовным — со свободной и сознательной самореализацией тварной личности, изначально призванной к превосхождению своей тварной ограниченности через ответный, бескорыстный акт любви к Богу.

А. И. Кырлежев

Оцените определение:

Источник: Новая философская энциклопедия

Учение о сотворении мира Богом из Ничего называется…

а) креационизмом б) провиденциализмом в) томизмом г) индетерминизмом

9. «Все в истории и судьбах людей предопределено волей Бога», – утверждает…

а)нигилизм б)волюнтаризм в)интуитивизм г) провиденциализм

Вековой спор средневековых мыслителей об «универсалиях», т.е. общих понятиях, разделил их на два основных лагеря…

а) монистов и дуалистов б) диалектиков и метафизиков

в) эмпириков и рационалистов г) реалистов и номиналистов

11. Особенностью средневекового стиля мышления является…

а) теоцентризм б) диалектика в) космизм г) антропоцентризм

12. Доказательства бытия Бога в своих трудах приводит:

а) Августин Аврелий; б) Фома Аквинский; в) Пьер Абеляр

13.С точки зрения Августина Аврелия:

а) вера должна господствовать над разумом;

б) разум должен господствовать над верой;

в) вера и разум должны дополнять друг друга.

Философы средневековья

а) полностью отвергали доктрину Аристотеля;

б) опирались в своих исследованиях на богословов;

в) пытались защищать догматы христианской религии.

г) Все ответы неверны.

15. Одной из проблем схоластики была проблема универсалий. В рамках этого спора выделялись номиналисты и реалисты. Реалисты это:

А. Те, кто утверждали реальное существование единичного, признавая существование общего в уме человека как обобщение;

Б. Те, кто предполагали, помимо правдивости деталей правдивость воспроизведения типичных характеров в типичных обстоятельствах;

В. Те, кто считали, что общие понятия существуют реально как идеи в уме бога и предшествуют существованию единичного;

Г. Те, кто ставит перед собой достижимые цели, стремится использовать оптимальные средства, трезво учитывает условия, в которых он действует, опирается на опыт и расчет, стремится управлять ситуацией, программировать результаты своих усилий;

Д. Те, кто признавали лежащую вне сознания реальность, толкуемую как бытие идеальных объектов.

Семинар №3.3

Философия эпохи Возрождения

Основные понятия: антропоцентризм, гуманизм, натурфилософия, секуляризация, Ренессанс, пантеизм, гелиоцентризм, геоцентризм.

Представители: Данте, Петрарка, Галилео Галилей, Дж. Бруно, Коперник, Николай Кузанский

План

1. Общее понятие и предпосылки эпохи Возрождения

2. Характерные черты

3. Основные направления

4. Гуманизм ( Данте Алигьери (1265-1321),Франческо Петрарка(1304-1374), Лоренцо Валло(1507-1557)

5. Неоплатонизм (Николай Кузанский (1401-1464), Джованни Пико делла Мирандола (1463-1494)

6. Натурфилософия (Андреас Везалия (1514-1564) Николай, Коперник (1473-1543) , Джордано Бруно(1548-1600), Галилео Галилей (1564-1642)


Литература

1. Голубинцев, В.О., Данцев, А.А., Любченко, В.С. Философия для технических вузов: Серия «Высшее образование». Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2004. – 640 с.- С.143-148.

2. Канке, В.А. Философия. Исторический и систематический курс : Учебник для вузов. Изд. 4-е, перераб. и доп. – М.: Издательско-книготорговый дом «Логос», 2000. – 344 с. – С.67-77.

3. Спиркин, А.Г. Философия : Учебник.- 2-е изд. – М.: Гардарики, 2002.- 736 с.-С.103-104, 106-107.

4. Философия : Учебник/ Под ред. проф. О.А. Митрошенкова. – М.: Гардарики, 2004. – 655 с.- С.57-59.

Тесты

1. Из нижеприведенных отметьте характерные черты Ренессанса:

а) практический и теоретический индивидуализм;

б) движение цивилизации против дикости (средневековья);

в) время безбожия и язычества;

г) культ светской жизни с подчеркнутой чувственностью;

д) светский дух религии с тенденцией к язычеству;

е) движение культуры против бескультурья и варварства;

ж) освобождение от власти авторитетов; з) особенное внимание к истории;

и) чрезвычайный вкус к искусствам; к) обновление духовной жизни

«Бог создал мир из ничего…» Константин Бальмонт

Бог создал мир из ничего.
Учись, художник, у него,-
И если твой талант крупица,
Соделай с нею чудеса,
Взрасти безмерные леса
И сам, как сказочная птица,
Умчись высоко в небеса,
Где светит вольная зарница,
Где вечный облачный прибой
Бежит по бездне голубой.

Анализ стихотворения Бальмонта «Бог создал мир из ничего…»

Стихотворение «Бог создал мир из ничего» включено в цикл «Приближения» сборника «Только любовь». Впервые оно было напечатано в журнале «Ежемесячные сочинения» в 1900 году. Тогда оно вошло в подборку «Внушения весны. Из южных настроений» и имело название «Завет».

Это первоначальное заглавие весьма точно отражает суть произведения. В качестве лирического героя выступает сам автор, Константин Дмитриевич Бальмонт. Он представляется читателю как мудрый жрец и опытный наставник. От первого лица он напутствует тех, кто только вступает на путь творчества.

Начинающему автору, а это может быть не только художник, как сказано в стихотворении, но и поэт, музыкант, актер, словом, любой, кто причастен к восторгу вдохновения, Бальмонт советует обратиться к главному источнику творческой жизненной энергии – богу. Автор не указывает напрямую, какого именно бога он имеет в виду, но известно, что Константин Дмитриевич чтил заповеди православной церкви. Поэтому-то автор и предлагает адресату стихотворения: «соделай с нею чудеса».

Это отсылка к деяниям Иисуса Христа, а также к легендам о православных художниках. Действительно, если внимательно прочитать текст произведения, то перед глазами начинают возникать воодушевляющие образы церковных фресок и великолепных икон, в особенности работы Андрея Рублева.

В них, как и в стихотворении «Бог создал мир из ничего», тоже сияют озаренные божественным вдохновением краски. Например, строки:
Где вечный облачный прибой
Бежит по бездне голубой.
рисуют в воображении лазурь, которую часто использовали иконописцы, чтобы передать многогранную глубину небес.

Слова «светит вольная зарница» немедленно пробуждают образы позолоты, играющей всеми оттенками солнечного света и создающей удивительное сияние вокруг святых ликов. Не менее глубок символ, содержащийся в совете молодому творцу: «Взрасти безмерные леса». Этот образ указывает на строительные леса – сооружения, без которых невозможно возвести ни блистательного дворца, ни священного храма.

Интересна композиция произведения. Стихотворение состоит из десяти строк, рифму можно представить как схему aabccbcbdd. Стихотворный размер – четырехстопный ямб. Первые и последние пары строк с мужскими окончаниями образуют рамку для чередующихся женских и мужских рифм.

Оригинальна и звукопись произведения. Чтобы воссоздать искрящиеся небесные звуки автор использует повторы звонких согласных «ц», «з» и «с»: «крупица», «птица», «зарница», «взрасти», «безмерные», «бездна», «сказочная», «высоко» и т. д. Таким образом, перед читателем оказывается не скучное поучение, а наполненный музыкой и светом мудрый дружеский совет.

Метки: Бальмонт

>Религиоведение

Раздел: Учебники

КРЕАЦИОНИЗМ

КРЕАЦИОНИЗМ (лат. creatio – сотворение) и ЭВОЛЮЦИОНИЗМ (лат. evolutio – развертывание). К. – религиозное учение о сотворении мира Богом из ничего, присущее иудаизму, христианству, исламу. Согласно Библии, Бог сотворил небо и землю, солнце, луну и звезды, весь растительный и животный мир «по роду их», и человека – по Своему образу и подобию. Теология до середины XIX в. отстаивала божественную сотворенность неорганической и органической природы, отрицала наличие генетической связи между видами. Развитие естественнонаучных знаний об истории земли, эволюции растительного и животного мира поколебало позиции К. В настоящее время в теологии нет единого понимания К. Теологи, объединяющиеся вокруг Института креационных исследований США, продолжают отрицать эволюцию и, используя своеобразно интерпретированные данные науки, претендуют на создание т. наз.

научного К. В то же время в теологии сформировалось направление теистического Э. (К. Ранер, А. Морено, Э. Фер, В. Маркоцци). Учитывая, что идеи Э. прочно утвердились в современной биологии, где положения классического дарвинизма были синтезированы с современной молекулярной генетикой, что эволюционные принципы утвердились и в др. областях науки, напр. в астрономии, сторонники теистического Э. стремятся интерпретировать саму идею эволюции как продолжающееся божественное творение мира. В рамках теистического Э. качественные переходы от неорганической формы к органической, от растительной к животной и к появлению человека рассматриваются как акты непосредственного божественного творения.

СОДЕРЖАНИЕ: УЧЕБНЫЙ СЛОВАРЬ-МИНИМУМ О РЕЛИГИОВЕДЕНИЮ

Философское религиоведение — это совокупность философских…

Философское религиоведение как бы отвлекается от этого.В этом случае философское религиоведение предстает как философская апологетика.

Теология. Религиоведение — Книги почтой с доставкой на дом. интернет…

Религиоведение. Религия. Эзотерика и парапсихология.

КАРЛ ГУСТАВ ЮНГ. Биография Карла Юнга. Коллективное…

Оказал влияние на культурологию, сравнительное. религиоведение и мифологию. Карл Юнг родился 26 июля 1875 года в Кессвиле, кантон Тургау, на берегу.

Религии мира — Книги почтой с доставкой на дом. интернет магазины

Религиоведение. Религия. Эзотерика и парапсихология.

Рефераты. Скачать коллекцию рефератов

найден по ссылке:

Рефераты по религиоведению.

История Руси России — книги почтой с доставкой на дом. интернет магазины

Религиоведение. Религия. Эзотерика и парапсихология.

Философия религии. Две основные формы. Притязания философии религии…

В своем историческом существовании философия религии являет некоторые устойчивые формы. Она всегда предстает либо как философское религиоведение, либо как философская теология…

Словарь церковных терминов

Рефераты по религиоведению. АГНЕЦ (слав. ягненок).

святые реликвии — миф и действительность

…чтобы создать видимость историчности и подлинности тех положений своей канонической литературы, которые научное религиоведение объясняет наследием иных…

>Слово творение

Слово творение английскими буквами(транслитом) — tvorenie

Слово творение состоит из 8 букв: в е е и н о р т

Значения слова творение. Что такое творение?

Творение

ТВОРЕНИЕ возникновение мира и любой отдельной вещи из ничего благодаря всемогущему божественному творению. Согласно христ. учению о creatio continua (лат. – продолжающееся творение), акт Философский энциклопедический словарь. 2010.

Философская энциклопедия

ТВОРЕНИЕ — представление о том, что мир сотворен, встречается в различных древних^е/икиях, а также в дохристианской философской мысли, напр. в учении Платона о демиурге.

Новая философская энциклопедия. — 2003

Творение В противоположность языческим религиям и философским теориям, Библия говорит с самого начала, что все существующее произошло от свободного творчества всемогущего Бога и назвало творением, т.е. созданием существующего из ничего.

Библейский энциклопедический словарь. — 1868

ТВОРЕНИЕ — действие, извлекающее нечто из небытия. Проблемы, касающиеся акта творения, распространяются одновременно и на человеческое творчество (они принадлежат к области философии труда, в частности философии искусства), и на творение мира Богом.

Евразийская мудрость от А до Я

ТВОРЕНИЕ — действие, извлекающее нечто из небытия. Проблемы, касающиеся акта творения, распространяются одновременно и на человеческое творчество (они принадлежат к области философии труда, в частности философии искусства), и на творение мира Богом.

Жюлиа Д. Философский словарь. — М., 2000

ТВОРЕНИЕ — создание Богом мира и человека «из ничего» (лат. ex nihilo) целенаправленным и свободным актом воли и согласно высшему замыслу; это источник самых глубоких отношений Бога, мира и человека.

Краткий религиозно-философский словарь. — 1996

Творение -процесс создания и всякого изменения, которые Господь совершает постоянно (Ин 5.17; От 4.11), а также сам результат этого процесса. Бог создал все видимое в мире из ничего (Евр 11.3), сотворил человека из земного праха и дал ему жизнь.

Вихлянцев В. Библейский словарь. — 1994

ТВОРЕНИЕ — согласно религ. верованиям, создание всего сущего (Вселенной, Земли, ее растит, и животного мира, человека) сверхъестеств. силой или существом.

Атеистический словарь.

— М, 1986

ТВОРЕНИЕ — создание всего сущего — Вселенной, Земли, ее растительного и животного мира, человека сверхъестественной силой или существом. Идея Т. нашла отражение в мифологии народов, а также в различных религиозных системах.

Словарь исторических терминов. — 1998

Творение мира

Творение мира. Один Бог, во Святой Троице поклоняемый, есть вечен, то есть, не имеет ни начала, ни конца Своего бытия, но всегда был, есть и будет. Кроме Бога все имеет начало. Бог сотворил все из ничего. Бог не имел нужды ни в какой твари…

Библейская энциклопедия. — 2005

Творение Господне

«Творение Господне» (англ. Something the Lord Made) — американская драма режиссёра Джозефа Сарджента, повествующая о жизненном пути «пионера кардиологии» Вивьена Томаса и его наставнике докторе Альфреде Блэлоке…

ru.wikipedia.org

Сотворение мира, творение

Сотворение мира, творение I. ПОНЯТИЕ Творческая деят-сть Бога не ограничивается в Библии сферой природы в узком смысле слова, а распространяется также на человеч. историю (Исх 34:10; Чис 16:30; Ис 22:11; Иер 31:22).

Библейская энциклопедия Брокгауза

Русский язык

Творе́ние, -я.

Орфографический словарь. — 2004

Твор/е́ни/е¹ (добра).

Морфемно-орфографический словарь. — 2002

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *