Церковный хлеб артос

Церковный хлеб артос

Хлеб – это символ жизни. Без хлеба не может жить человек. Но есть такой Хлеб, Который дает человеку жизнь настоящую, то есть вечную. Таким Хлебом называет Себя наш Спаситель, Господь Иисус Христос: «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (И.6,51).

Господь исполнил обещание, дал людям этот Хлеб, во время пасхальной трапезы с учениками, последней перед Его страданиями.

Трапеза эта стала называться «Тайной вечерей», тайной ее называют не потому, что был какой-то секрет, а потому, что совершил Господь удивительное Таинство. Он взял хлеб, благословил, преломил, раздал ученикам и произнес: «при¬имите, ядите: сие есть Тело Мое, за вас ломимое»; потом взял Чашу, в которой по обычаю праздника было разведенное водой вино, благословил, подал ученикам и сказал: «пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставле¬ние грехов». (Мф.26,26-28; 1Кор.11,24)

Прозвучали слова Творца всего мироздания и Источника жизни, Его Божественной силой тотчас хлеб стал Его Плотью, а содержимое в Чаше Его Кровью. Подавая людям Свои Плоть и Кровь, Господь непостижимым образом не изменил внешнего вида материи, для того, чтобы мы могли принять Его Тело и Кровь под видом обычной свойственной нам пищи. «Сие творите в Мое во¬с¬по-минание», — прозвучало как Заповедь во все века, во всеуслышание тем, кто желает настоящей жизни и счастья.

Ежедневно (во время Великого поста не каждый день) в храмах совершается Божественная Литургия. В самом начале службы готовит священник хлеб и растворенное водою вино, как символы необходимого в жизни питания тела и радости души. Во время богослужения возносит священник эти Дары от лица всей Церкви, и вся Церковь возносит со священником, как бескровную жертву, свою благодарность, любовь и верность Небесному Отцу: «Твоя от твоих Тебе приносяще о всех и за вся, Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молимтися, Боже наш!» Совершается Евхаристия, то есть Благодарение, просит священник от лица всей Церкви ниспослать Духа Святого и освятить Дары, и освящает их Господь также, как когда-то на Тайной Вечери, чтобы напитать Свои чада Своим Телом и Кровью. Так через каждого причастника утверждается Его Новый Завет, Жизнь, Любовь, Сила, Радость входит в мир, в каждую семью, в человечество, освящая не только живых, но и усопших.

Когда-то прихожане сами приносили в храм все то, что необходимо для богослужения: хлеб, вино, елей (то есть оливковое масло), воск для свечей. Все, что жертвовали для храма, называли просфора – приношение. Теперь этим словом называют выпекаемый в церкви хлеб.

Хлеб сам по себе символизирует единство Церкви Христовой. Мука из перемолотых зерен напоминает множество людей, составляющих единое человечество. Добавляемая в муку святая вода знаменует благодать Божию, а дрожжи — животворящую силу Духа Святого, дающую жизнь всякому созданию. Закваску, положенную в муку, благодаря чему постепенно поднимается все тесто наш Спаситель уподобил Царству Небесному, то есть Царству Духа Святого в людях.

Выпекаемая в Церкви просфора состоит из двух частей, которые изготовляются из теста отдельно одна от другой и затем соединяются вместе. На верхней части ставится печать, изображающая четырехконечный равносторонний крест с надписями над перекладиной креста IС и ХС (Иисус Христос), под перекладиной НI КА (по-гречески победа). Таким образом, напоминает хлеб церковный о нашем Спасителе: Сыне Божием и Сыне Человеческом. Две части просфоры напоминают о двух Его естествах: Он Совершенный Бог и Совершенный Человек. Господь наш Иисус Христос вочеловечился, то есть оставаясь Богом, стал Человеком, во всем подобным нам, только без греха, абсолютно святым. Он принес Себя в жертву за все грехи людей, как самый святой, чистый Дар из всего человечества.

Для совершения Божественной Литургии священнику необходимо иметь пять больших, так называемых служебных просфор. Из одной из них священник приготавливает Агнец, который станет позднее Телом Христовым. Из четырех других вынимаются частицы в честь Пресвятой Богородицы, разных чинов святых, а также о здравии и упокоении поминаемых священником людей. Приносят священнику множество маленьких просфор, из которых вынимает он частицы, поминая при этом имена те, которые написаны в записках о здравии и упокоении. В конце Литургии, после причащения прихожан священник опускает все эти вынутые частицы в Чашу и молится: «Отмый, Господи, грехи всех поминавшихся здесь Кровию Твоею Честною молитвами святых Твоих». Это действие служит великому утешению усопшим и воздействию благодати Божией на весь живущий ныне мир.

Просфору с вынутой частицей прихожане получают в церковной лавке, обычно по одной просфоре к каждой записке о здравии и о упокоении. Дома святой хлеб можно разрезать, просушить и потреблять каждое утро после молитв натощак.

Оставшийся после приготовления Агнца хлеб, называют Антидор, это греческое слово происходит от слов «анти» — вместо и «диорон» — дар, то есть точный перевод этого слова — вместо дара. Это связано с тем, что хлеб этот преподается вместо Страшных Даров тем прихожанам, которые не причащались на данной литургии.

Антидор принимают из рук священника благоговейно, сложив ладони крестообразно, правую на левую, и целуя подающую этот дар руку. Вкушают антидор в храме или дома натощак и с благоговением, потому что это хлеб святой, хлеб с жертвенника Божия.

Есть еще в Церкви святой хлеб, называемый «Артос» (по-гречески квасной хлеб). На верхней части артоса изображается Воскресение Христово либо крест, на котором виден только терновый венец, но нет распятого Христа, — как знамение победы Христовой над смертью. Освящается артос особой молитвой, окроплением святой водой и каждением в первый день Святой Пасхи на литургии после заамвонной молитвы.

Освященный артос лежит в течение всей Святой седмицы пред образом Спасителя, с ним совершается крестный ход вокруг храма во все дни Светлой седмицы. В субботу Светлой седмицы в конце литургии артос раздробляется и раздается народу как святыня.

Частицы артоса, полученные в храме, благоговейно хранятся как духовное врачевство от болезней и немощей. Артос употребляется в особых случаях, например, в болезни, и всегда со словами «Христос воскресе!»

Просфору и артос следует сохранять очень бережно, в святом углу возле икон, обычно принимают сначала антидор, затем – просфору и артос. Если же по недосмотру святыня в вашем доме покрылась плесенью, испортившиеся просфору и артос можно сжечь или закопать в землю там, где не становятся ногами, например: в могильном холмике.

Настоятель Никольской церкви села Озерецкое:

протоиерей Алексий Тимофеев

Святой хлеб

Олег Устинов

Просфора — знамение благодати Божией
Воскресная школа при нашей церкви существует более десяти лет. Отец Александр говорит, что цель этого служения состоит в том, чтобы научить детей быть послушными своим родителям, учителям и настоятелю.
— Дети с ранних лет должны познавать библейские истины, чтобы Божье Слово стало для малышей крепким основанием, на котором они бы строили счастливую и успешную жизнь. Необходимо научить наших деток строить правильные взаимоотношения, раскрыть наклонности и дарования, помочь найти им правильное применение. Дети — это благословение от Господа. Их воспитание является необходимым для становления нового поколения христиан.
Есть и проблемы – это нецерковное поведение воспитанников. Современные дети большую часть времени проводят в обычной среде. На них обрушивается огромный поток информации, который не всегда полезен. В первую очередь Интернет, телевидение, двор. Избежать это сложно, но не нужно опускать руки, нужно смириться, нести родительский крест. Наших детей нужно воспринимать такими, какие они есть. С ними нужно много общаться, быть с ними рядом, понимать их. Давать нужно хорошее образование, духовно поддерживать.
Причастие детей. Думаю, что это важно, нужна встреча ребенка с Богом. Дочь начала ходить с Денисом на причастие, когда ему еще не было и годика. Ребенок спокойный, здоровый, хорошо себя ведет. Отец Александр говорит, что причащать ребенка нужно обязательно – это важно для его духовного и душевного развития, здоровья. Во время богослужения выносится Чаша, в которую помещают нарезанный небольшими кусочками специальный освященный хлеб и наливают разбавленное водой вино. Над этой чашей читаются молитвы. Это праздник для детей.

Денису еще нет четырех лет, и он с радостью ходит на такие мероприятия. После Причастия дочь подвела внука к специальному столику — запить причастие и взять кусочек просфоры.* И тут наш Деня выдал:
— А у Вас такие булочки с вареньем есть?
Все промолчали, а потом, дома Денису объяснили, что такое просфора. Это дар, приносимый в храм на богослужение, это святой хлеб. Просфору выпекают дома или при храме. Еще внуку рассказали, что просфора потребляется утром, натощак, с молитвой и благоговением так, чтобы ни одна крошечка не упала. Может он еще не все понял, но то, что нельзя терять эти священные крошечки – это точно усвоил и вслух повторил: «чтобы крошечка не упала».
*просфора, устар. просвира – святой хлеб, круглый хлебец, приготовляемый только из квасного пшеничного теста.
06.07.2013
Фото из Интернета

© Copyright: Олег Устинов, 2013
Свидетельство о публикации №213070601266

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Олег Устинов

Рецензии

Написать рецензию

Олег, с наступающим Новым Годом и Рождеством! Счастья Вам, здравия, мирного неба над головой.
Иаков Липянский 24.12.2018 15:10 • Заявить о нарушении

+ добавить замечания

болезнь страшная меня свалила
Олег Устинов 24.01.2019 16:52 Заявить о нарушении

Молюсь за Вас. Дай Вам Бог выдержки!
Иаков Липянский 24.01.2019 17:26 Заявить о нарушении

инсульт
Олег Устинов 24.01.2019 17:27 Заявить о нарушении

Держитесь.
Иаков Липянский 24.01.2019 17:28 Заявить о нарушении

«Что невозможно человеку, возможно Богу.»
Иаков Липянский 24.01.2019 17:40 Заявить о нарушении

+ добавить замечания

На это произведение написано 129 рецензий, здесь отображается последняя, остальные — в полном списке.

Написать рецензию Написать личное сообщение Другие произведения автора Олег Устинов

О. Н. АРТЕМЬЕВА, В. В. ГАВРИЛОВА

Ульяновск

Обучение сжатому изложению в V классе

В статье представлена методическая разработка урока развития речи. Текст, на котором проводится формирование умения сокращать первоисточник, позволяет реализовать на уроке воспитательные цели.

Ключевые слова: сжатое изложение; содержательные и языковые приемы сжатия текста; духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся; обучение пониманию текста.

Ход урока

I. Целеполагание

— Сегодня на уроке вы будете готовиться к написанию изложения. Что такое изложение? (Изложение — это устный или письменный пересказ текста.)

— С какими видами изложения вы уже знакомы? (Подробное изложение; изложение, близкое к тексту.)

— Сегодня вы узнаете об особенностях сжатого изложения. Определите значение слова сжатое путем подбора синонимов. (Краткое, небольшое.)

— Что же такое сжатое изложение? (Сжатое изложение — письменный пересказ текста, основу которого составляет воспроизведение главного, основного содержания первоисточника.)

— Где пригодится умение выделять в тексте главное? (Это умение необходимо не только на уроках русского языка, но и на всех остальных занятиях, когда мы работаем с параграфом учебника, в повседневной жизни для чтения и пересказа статей из газет и журналов, для рабо-

Артемьева Оксана Николаевна, ассистент кафедры русского языка УлГПУ им. И. Н. Ульянова. E-mail: oksana.artemieva@mail.ru

Гаврилова Валентина Васильевна, учитель, завуч по УВРМБОУ Гимназия № 79.

ты с информацией в Интернете, для чтения и применения инструкций по эксплуатации какого-либо прибора и т. д.)

— Запишите тему урока и сформулируйте его цели. (Цели урока — познакомиться со способами сжатия текста; научиться выделять в тексте главную информацию; подготовиться к написанию сжатого изложения.)

II. Создание эмоционального настроя

На столе — тарелка, на которой лежит хлеб, покрытый салфеткой.

— Как вы думаете, что находится под салфеткой? Чувствуете какой-нибудь запах? (Это хлеб.)

— Да! Что может быть лучше этого запаха! Хлеб всегда считали в нашей стране главным продуктом. Это символ благополучия, достатка, счастливой жизни. Не зря же сложил народ пословицу «Хлеб всему голова». Какой хлеб? Подберите определения к этому слову. (Душистый, вкусный, ароматный, аппетитный, мягкий и т. д.)

— Герой рассказа, по которому вы будете учиться писать сжатое изложение, тоже дал определение этому слову. Об этом вы узнаете, познакомившись с текстом, который составлен на основе записок известного русского педагога Василия Александровича Сухомлинского.

III. Установка на слушание текста

— Ваша задача — послушать текст, определить его тему и идею.

IV. Чтение текста учителем

Однажды к Василию Александровичу Сухо-млинскому пришел в школу самый старый житель села Иван Степанович. Он очень волновался. Старожил предупредил директора школы, что разговор у них будет серьезный.

Старик развернул на столе белый платок. На нем лежал засохший, грязный кусок хлеба. Сухомлинский удивился. «Это Святой хлеб!» — сказал Иван Степанович и тяжело вздохнул.

Василий Александрович услышал рассказ старого пастуха и узнал, как появился у него этот хлеб. Накануне пришел Иван Степанович с пастбища и застал в саду неприглядную картину. Четверо его внуков бросают черствый кусок хлеба на дерево, сбивают им спелые груши.

Сладкие уродились в этом году груши!

Дедушка говорит внукам: «Разбойники! Что вы делаете! Хлеб целовать надо, а не бросать его». Засмеялись мальчишки. Бегают по саду, резвятся. Поймал их дед, надрал им уши. Пустили слезу внуки, но не от стыда, а от боли. А болело сердце их деда. «Разве вырастут настоящими людьми эти дети?»— сказал он с болью Сухомлинскому.

Вскоре в селе узнали, что умер Иван Степанович. Запомнил директор школы разговор с мудрым стариком, поэтому и положил сухарь вместе с белым платком в шкаф на видное место. Смотрит Василий Александрович на хлеб и вспоминает строгие, тревожные глаза старожила. Упреком его внукам и всем ученикам школы звучат в ушах директора слова: «Это Святой хлеб!»

V. Беседа по тексту

— Какие слова в этом тексте были вам непонятны? (Старожил — человек, который много лет живет в каком-нибудь одном месте. Неприглядный (неприглядная картина) — заслуживающий порицания, осуждения.)

— Определите тему текста. (Разговор о хлебе.)

— Как вы определили тему текста? Что вам помогло? (В тексте повторяется слово хлеб, которое является ключевым.)

— Сформулируйте идею текста. (Хлеб — это святое понятие; хлеб надо беречь.)

VI. Работа по сокращению текста

— Как можно сократить текст? (Поскольку сжатое изложение является для учащихся новым видом изложения,

они, как правило, отвечают: выделить главное, изъяв из текста несущественную, второстепенную информацию.)

— Какая информация является главной? (Главной является та информация, которая помогает раскрыть тему и идею текста.)

Учащиеся получают карточки, на которых представлена следующая информация:

Среди содержательных приемов сжатия (компрессии) текста основными являются:

1) исключение несущественной и второстепенной информации;

2) свертывание исходной информации за счет обобщения.

К основным языковым приемам компрессии исходного текста относятся:

1) исключение:

— исключение повторов;

— исключение одного или нескольких из синонимов;

— исключение уточняющих и поясняющих конструкций;

— исключение фрагмента предложения;

— исключение одного или нескольких предложений;

2) обобщение:

— замена однородных членов обобщающим наименованием;

— замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;

— замена прямой речи косвенной;

3) упрощение:

— слияние нескольких предложений в одно;

— замена предложения или его части указательным местоимением;

— замена сложноподчиненного предложения простым;

— замена фрагмента предложения синонимичным выражением .

— Сжатие текста предполагает как компрессию содержания, так и изменение формы первоисточника, то есть использование и содержательных, и языковых приемов сокращения текста. При этом одно без другого невозможно.

Каждый ученик получает распечатанный экземпляр текста.

— Начнем работу по выделению главной информации. Самое важное будем подчеркивать.

— Прочитайте первый абзац. (Один из учеников читает вслух.)

— Насколько важна информация первого предложения? (Первое предложе-

ние нужно оставить целиком, потому что оно задает тему текста, очерчивает границы темы в абзаце, обладает смысловой неполнотой, которая восполняется остальной частью текста.)

— Подчеркните это предложение. Обратимся к оставшейся части абзаца. Исключите второстепенную информацию. Прочитайте свой вариант. (Предстоял серьезный разговор.)

— В этом случае вы пропускаете важную деталь: Василий Александрович Сухомлинский — директор школы. Как быть? (Добавить эту информацию в первое предложение: Однажды к директору школы Василию Александровичу Сухомлинскому пришел самый старый житель села Иван Степанович.)

— Как вы сократили первый абзац?

Какие языковые приемы сжатия использовали? Внимательно посмотрите в памятку. (Исключение фрагментов предложений; исключение предложений.)

— Прочитайте второй абзац. (Один из учеников читает вслух.)

— С чего начнем второй абзац? (Дети предлагают оставить первое предложение, исключив из него слово белый. Однако необходимо обратить внимание учащихся на то, что это слово дважды повторяется в тексте, оно помогает автору передать отношение героя к хлебу: завернул не в черный, не в красный, а в белый платок!)

— Подчеркните первое предложение; оно очерчивает границы темы в абзаце, поэтому информация, содержащаяся в нем, является важной. Сократите второе предложение. (На нем лежал засохший кусок хлеба.)

— Подчеркните главную информацию. Выделите главное в оставшейся части абзаца. («Это Святой хлеб!» — сказал Иван Степанович.)

— Какова грамматическая особенность этого предложения? (Это предложение с прямой речью.)

— Прямую речь в сжатом изложении можно заменить косвенной; начните предложение так: Иван Степанович сказал, что… Продолжите. (Иван Степанович сказал, что это Святой хлеб.)

— Главную информацию этого абзаца передайте одним сложным предложением; задание выполняйте письменно на листочках, где представлен текст для

сжатого изложений. (Старик развернул на столе белый платок, на котором лежал засохший кусок хлеба, и сказал, что это Святой хлеб.)

— Почему слово Святой автор пишет с прописной буквы? (Прилагательное пишется с прописной буквы, поскольку в данном контексте ему придается особый, высокий смысл.)

— Какие языковые приемы сжатия вы использовали? (Исключение фрагмента предложения; исключение предложений; замена прямой речи косвенной; прием упрощения — слияние нескольких предложений в одно.)

— Прочитайте третий абзац. (Один из учеников читает вслух.)

— Как можно сократить первое предложение? (Василий Александрович услышал рассказ старого пастуха о хлебе.)

— Подчеркните главную информацию. Обратимся к оставшейся части абзаца. Объедините предложения, из нескольких предложений сделайте одно. Работайте на листочке, на котором напечатан текст. (Учащиеся выполняют задание в течение 2-х минут.)

— Проверим. (Накануне пришел Иван Степанович с пастбища и увидел, что четверо его внуков сбивают хлебом спелые груши.)

— Прочитайте четвертый абзац. (Один из учеников читает вслух.)

— Выделите главную информацию в 1—5 предложениях. (Дедушка пристыдил внуков, надрал им уши. Ребята заплакали, но не от стыда, а от боли.)

— Подчеркните главную информацию. Какие слова произнес Иван Степанович? (Разве вырастут настоящими людьми эти дети?)

— Как произнес эти слова старожил села? (С болью.)

— Замените прямую речь косвенной. (Иван Степанович с болью сказал, что не вырастут эти дети настоящими людьми.)

— Какие языковые приемы сжатия мы использовали? (Исключение фрагмента предложения; исключение предложений; замена прямой речи косвенной.)

— Прочитайте пятый абзац. (Один из учеников читает вслух.)

— Самостоятельно сократите этот абзац. (Вскоре умер Иван Ст

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *