Церковь в лондоне

Церковь в лондоне

Содержание

О СОБОРЕ

История прихода

История прихода начинается с посольской церкви, основанной по приказу Петра I в 1716 году и находившейся в гостиной небольшой квартиры в Exchange Court, недалеко от Strand.

Церковь была освящена во имя Успения Божией Матери, а первая Божественная литургия совершена в ноябре 1716 года. С тех пор адрес церкви менялся нескольно раз.

1 сентября 1950 года настоятелем русского прихода в Лондоне назначен иеромонах Антоний (Блум). 30 ноября 1957 года он был хиротонисан во епископа.

10 октября 1962 года на территории Великобритании образована Сурожская епархия. Владыка Антоний становится епископом Сурожским. В 1956 году русский приход переехал в пустующую англиканскую церковь Всех святых на улице Ennismore Gardens, Kensington. Храм был освящен в честь Успения Божией Матери. В 1978 году он был выкуплен в собственность епархии. Со временем приход превратился в многонациональный. Его прихожанами были не только выходцы из России, но и англичане, православные верующие из других стран. Митрополит Антоний внес решающий вклад в становление и развитие прихода, и когда он скончался в 2003 году, это стало невосполнимой потерей не только для прихожан, но и для тех христиан, которые знали его, как проповедника и духовного наставника.

В 2007-2017 гг. настоятелем Кафедрального собора был архиепископ Елисей (Ганаба).

С конца декабря 2017 года по настоящее время настоятелем Успенского кафедрального собора является правящий архиерей Сурожской епархии — Преосвященный епископ Сурожский Матфей (Андреев).

Сегодня храм открыт для богослужений каждый день, кроме понедельника (если не совпадает с праздничными днями). При храме работает школа и детский сад, проводятся пастырские беседы на русском и английском языках, действует библиотека, курсы английского языка, организована работа социальных служб.

Мы приводим известный нам список настоятелей русского прихода в Лондоне с момента его основания:

1716 г. — архимандрит Геннадий

1737 г. — иеромонах Варфоломей

1746 г. — протоиерей Антипа Мартинианов

1749 г. — иерей Стефан Ивановский

1765 г. — иеромонах Ефрем (Дьяковский)

1769 г. — иерей Андрей Самборский

1780 г. — протоиерей Иаков Смирнов

1840 г. — иерей Евгений Попов

1877 г. — иерей Евгений Смирнов

1923 г. — протоиерей Иоанн Лелюхин

1926 г. — протоиерей Николай Бер

1940 г. — протоиерей Владимир Феокритов

1950 г. — митрополит Антоний (Блум)

2002 г. — протоиерей Иоанн Ли

2003 г. — епископ Василий (Осборн)

2006 г. — архиепископ Иннокентий (Васильев)

2007 г. — архиепископ Елисей (Ганаба)

2017 г. — епископ Матфей (Андреев)

История здания церкви

Нынешнему зданию церкви уже более полутра веков. Это бывшая англиканская церковь Всех святых, построенная в 1849 году. Западный фасад является очень близкой копией фасада базилики святителя Зинона, епископа Веронского, в Вероне (Италия). Такой вид церковь приняла только после реконструкции в 1891 году. Архитектор Льюис Вальями (Lewis Vulyami) предложил построить церковь в Ломбардском стиле вместо общепринятого тогда готического. Однако в полной мере проект реализовать не удалось по финансовым причинам. Освящение церкви состоялось в июле 1849 года. Ей был присвоен статус приходской, с границами от Kensington Palace Gardens до Albert Gate. Приход насчитывал около 5000 человек.

Церковь спроектирована как типичная базилика: неф, обрамленный низкими нависающими галереями, заканчивался апсидой с восточной стороны. По северной и южной сторонам неф отделялся от приделов чугунными колоннами.

Оригинальный интерьер церкви был достаточно простой и тяжеловесный, но многие его детали до наших дней не сохранились.

В 1860 году архитектор Р.Л. Румье (R.L. Roumieu) завершил строительство церкви пристройкой колокольни по проекту, подготовленному Вальями. Ее высота составила 36,5 метров.

В время реконструкции в 1891-1892 годах западный фасад приобрел тот вид, который сохранился и по сей день — это очень близкая копия базилики святителя Зинона Веронского в Италии.

Первая попытка декорирования интерьера была предпринята Томасом Р. Спенсом (Thomas R. Spence), однако, сграффито и витражи, дошедшие до наших дней, принадлежат Хейвуду Самнеру (Heywood Sumner).

В 1924 году к церкви был пристроен дом, предназначенный для проживания священника. Теперь это номер 66 Ennismore Gardens.

В 1955 году англиканский приход был объединен с другим, и новой приходской церковью стала Holy Trinity на Prince Consort Road. А церковь Всех святых была отдана в пользование русскому приходу и впоследствии им выкуплена.

Сграффито

Вся настенная роспись выполнена Хейвудом Самнером в период с 1896 по 1903 год. При росписо использована техника сграффито (от итальянского «sgraffiato» — процарапанный). Это монументальный декор в виде настенной одноцветной или многоцветной «процарапанной» росписи. На стену последовательно накладывают один или несколько слоев штукатурки разного цвета. Когда материал высохнет, внешний слой процарапывают или полностью удаляют участками на глубину до необходимого известкового слоя, создавая тем самым задуманный рисунок и цвет.

Над заалтарной аркой изображено Распятие в мандорле (миндалевидный нимб) с четырьмя евангелистами, символично изображенными в виде животных.

Между пролетами на северной галерее изображены (с запада на восток):

Св. Агнес Корнуольская (St Agnes)

Св. Свитун Винчестерский (St Swithin)

Св. Джайлс (St Giles)

Св. Георгий Победоносец (St George)

Св. Христофор (St Christopher)

Св. апостол Павел (St Paul)

Св. апостол Петр (St Peter)

Франциск Ассизский (St Francis)

Св. Маврикий (St Maurice)

Ансельм Кентерберийский (St Anselm)

Св. Беда Достопочтенный (The Venerable Bede)

Св. Колумба Ионский (St Columba)

На потолке над северным притвором изображены (с запада на восток):

Ангел (здесь можно видеть инициалы художника и год — 19003)

Hortus Paradisi — человек до грехопадения

Labor Terrae — человек после грехопадения

Патриарх Авраам

Пророк и законодатель Моисей

Пророк Исаия

Ангел со свитком

Между пролетами на южной галерее изображены (с запада на восток):

Св. Анна (St Anne)

Св. Екатерина Александрийская (St Catherine)

Св. Маргарита Антиохийская (St Margaret)

Избиение младенцев (на двух панелях)

Св. Айдан Линдисфарский (St Aidan)

Св. Хильда, настоятельница монастыря в Уитби (St Hilda)

Св. апостол Иоанн Богослов (St John)

Св. Стефан (St Stephen)

Св. король Эдмунд (St King Edmund)

Св. король Освальд (St King Oswald)

Блаженный Августин (St Augustine)

На потолке над южным притвором изображены (с запада на восток):

Ангел

Благовещение (Ancilla Domini)

Рождество Христово (Filius Dei)

Нагорная проповедь (Verba Christi)

Гефсиманская молитва (Dolor Animae)

Крестный путь (Via Crucis)

Ангел со свитком

Над западной галереей (над хором) изображены шесть дней творения.

Над центральным входом в церковь изображен Добрый Пастырь.

Все святые, изображенные в сграффито, прославлены Русской Православной Церковью. Исключение составляют Франциск Ассизский и Ансельм Кентерберийский.

Витражи

Апсида

В трех полукруглых оконных проемах в алтаре изображено Преображение Господне.

Посередине находится Господь, слева Моисей и справа Илия.

Создание этих витражей приписывают Clayton & Bell. Заказ выполнен по просьбе первого настоятеля церкви, Уильяма Харнесса, в память о его брате, умершем в 1856 году.

Галереи

Витражи на галереях созданы Хейвудом Самнером в дополнение к выполненному им сграффито. По его мнению окна были слишком высоко расположены и слишком малы для помещения там сюжетных витражей, поэтому на галереях в основном преобладают изображения растений и деревьев.

Западная стена

Витраж на западной стене также принадлежит ХейвудуСамнеру и демонстрировалсяи на выставке прикладного искусства в 1903 году. В центральном рондо — изображение Агнца Божия, окруженное двенадцатью ангелами с надписями из благодарственной молитвы (Te Deum).

В маленьких окнах западной стены по бокам от главного входа изображения детей с надписью: ‘Suffer Little Children to Come onto Me’ — «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне» (Матф.19:14).

Иконы собора

Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских

Надпись на обороте иконы гласит: «Образ сей сооружен усердием чинов практической эскадры в 1891 году».

После написания икона была передана кораблю Российского военно-морского флота, впоследствии принявшему участие в Русско-Японской войне 1904-1905 годов.

Во время одного из сражений корабль был обстрелян и начл тонуть, икона оказалась за бортом, и тем из моряков, кто держался около образа, удалось спастись по заступничеству святителя Николая. Уцелевших моряков вместе с иконой принял на борт английский корабль, пришедший на помощь.

До октябрьской революции 1917 года икона находилась в России, которую покинула вместе с волной эмигрантов. Такб ораз святителя Николая оказался в Лондоне. В 1935 году морской капитан В. Годфрей передал икону Русской Церкви.

Поврежденная снарядами святыня долго ожидала своего восстановления. В 1990-х годах архиепископ Керченский Анатолий, викарий Сурожской епархии, приступил к реставрации иконы по просьбе и благословению митрополита Сурожского Антония (Блума).

Накануне столетнего юбилея Русско-японской войны икона была освящена и размещена в храме.

Святитель Стефан Сурожский

Святитель Стефан Исповедник, архиепископ Сурожский, родился в Каппадокии. С пятнадцати лет обучался в Константинополе.

Приняв монашеский обет, он удалился в уединенное место, где провел тридцать лет в аскетическом подвиге.

После смерти епископа Сурожского патриарху Герману было видение, и тот назначил Стефана епископом города Сурож (ныне это город Судак в Крыму).

При императоре-иконоборце Льве III Исаврянине (716-741 годы) святитель подвергся пыткам и был отдан в заточение в Константинополе. Когда Лев умер, жена его сына — нового императора Константина Копронима упросила своего мужа выпустить Стефана из заточения.

Уже в годах святитель Стефан вернулся к своей пастве в Сурож, где вскоре и скончался.

Сохранилось предание о том, как в IX веке во время Крымской кампании русский князь Бравлин согласился принять крещение под влиянием чудес, происходивших на месте захоронения святого.

Икона святителя Стефана в Лондонском Успенском кафедральном соборе содержит частицу мощей святого. Святыня была спасена верующими в России в годы преследований и впоследствии отдана в дар нашей епархии.

Святитель Иоанн Шанхайский

Святитель Иоанн не раз приезжал в Лондон, и будучи архиепископом Шанхайским, и став Сан-Францисским. Он останавливался здесь в Благовещенском монастыре Зарубежной Церкви, настоятельницей которого была игумения Елисавета (Ампенова). Еще при жизни люди почитали его за святого, а по смерти он был прославлен.

Частица мощей святого была преподнесена в дар собору Западно-Американской епархией РПЦЗ в 2010 году.

Преподобный Серафим Саровский

В соборе находится икона с частицей мощей преподобного Серафима Саровского.

Эта икона была подарена Патриархом Алексием II в 1991 г. во время его визита в Лондон.

На кусочке бумаги надпись: «Часть рубашки преподобного Серафима, в которой его били разбойники, на рубашке виден след крови. Дар монахини Людмилы (наследницы Серафимо-Дивеевского женского монастыря) Н.В. Бойкович 1918 г.»

Воспоминания митрополита Антония: как выкупали Успенский собор в Лондоне

Храм или ресторан

«Для начала нам его (храм) предоставили бесплатно, но с условием, что мы будем его полностью ремонтировать и за ним следить под надзором епархиального англиканского архитектора. – говорится в воспоминаниях митрополита Антония. — Прошло 20 с лишним лет, меня вызвали и говорят: «Вы должны или купить этот храм, или уходить из него, потому что китайский ресторан хочет его купить, чтобы внизу устроить танцульку, а на галереях и под галереями поставить столики».

«Я обомлел», — делился он своей реакцией. «Этот храм мы будем покупать на свои деньги, своим трудом. Ни у кого не будем просить денег или помощи, пока мы сами не сделаем всего, что только можем сделать», – обратился тогда владыка к прихожанам.

По его словам, «прихожане в течение приблизительно полутора лет собрали 50 тысяч фунтов». «Но с нас требовали сначала сто тысяч», — добавил он.

«Тут нам Бог помог. Англикане, запросив сто тысяч фунтов, пожалели, что продешевили, и назначили архитектора, который должен был оценить храм, в надежде, что он оценит его выше. Он его оценил в 80 тысяч. В результате мы выгадали двадцать тысяч», — рассказал митрополит, подчеркнув, что несмотря на чудо, оставшиеся 30 тысяч все-таки надо было найти.

Помогло, по его словам, еще одно обстоятельство: «обо всем этом узнала одна журналистка и написала в Times: «Какой позор! Англиканская Церковь повсеместно закрывает свои храмы, потому что никто в них не ходит; а здесь община, которая все растет и крепнет, и ее хотят выгнать ради того, чтобы китайский ресторан этим зданием воспользовался…». «В результате Times и Church Times мне предложили написать воззвание. И когда я написал воззвание, случилось чудо. Я не знал, что у нас столько доброжелателей и друзей», — поделился он.

По словам митрополита, почти за каждым пожертвованием — большим или маленьким — стояла уникальная история. Кто-то делился всем, что было накоплено за всю жизнь, кто-то последними дорогими вещами. «Я католик, но вы мне так помогли своими книгами, что я хотел бы вам чем-нибудь помочь», — писал митрополиту один пожилой англичанин, приложивший к письму обручальное кольцо и 3 фунта – все, что у него было. Пожертвования приходили не только из Англии, но и других стран.

Под особой защитой

«Мы собрали достаточно денег, чтобы выплатить 80 тысяч, которые с нас требовали, сделать полный ремонт храма и еще сберечь немножко денег. И это — милостью Божией и любовью прихожан, жертвенностью их», — говорится в воспоминаниях митрополита.

Прихожане, по его словам, участвовали не только в сборе средств, но и в работе над иконостасом. Над некоторыми иконами, по словам митрополита, трудились ученицы известного иконописца и богослова Леонида Успенского. Одна из них – Патриция (Патси) Фостиропулос, приняла православие и впоследствии стала супругой одного из священников прихода, рукоположенных митрополитом. «Я попросил Патси написать нижний ряд для нашего иконостаса, то есть каждую икону этого ряда заменить иконой того же святого, написанной в русском православном стиле», — рассказывал владыка. При этом он подчеркивал, что иконы — «не украшение храма, а явление православной духовности».

Приходу, отмечал митрополит, удалось также сохранить иконы дореволюционной посольской церкви, с которой началась история русского православия на Британских островах. «Эти иконы стояли в иконостасе дореволюционной посольской церкви. Ими очень дорожили наши старики: они перед этими иконами молились до революции и в трагические годы ранней эмиграции, и иконы намоленные», — вспоминает он.

Примечательно, что в настоящее время храм, который Англиканская церковь готова была отдать под ресторан, находится под особой государственной защитой Великобритании.

В ходе его реконструкции, которая длилась несколько лет и завершилась в этом году, епархии пришлось пройти сложные процедуры согласования. Особую ценность представляют, в частности, старинные витражи. Британские власти разрешили их реконструкцию с определенными условиями, в которых было оговорено, специалисты какого уровня могут этим заниматься. Также отреставрированы мозаика и росписи «сграффито» — эта техника основана на том, что разноцветная штукатурка, наносимая несколькими слоями, затем, согласно рисунку, счищается специальными инструментами до определенного уровня, изображение, таким образом, становится объемным и красочным.

Реконструирован алтарь, поскольку храм был англиканским и неприспособленным для православных богослужений. Также заменены подгнившие полы, крыша, создана система вентиляции. Проведены значительные внешние работы, реконструирована колокольня, которая находилась в аварийном состоянии, рассказал ранее РИА Новости представитель епархии.

Трудные времена

После смерти митрополита Антония в 2003 году собор пережил не лучшие времена. Приход покинула значительная часть общины, в основном англоязычная, а также более половины клириков, перешедших в Константинопольский патриархат. Сам храм стал предметом судебного имущественного спора, длившегося почти два года. Летом 2009 года британский суд подтвердил право Сурожской епархии Русской православной церкви на собор.

В результате община – приход Успения Божией Матери, в основном состоящий из англичан, принявших православие при митрополите Антонии, служит в храме в St Andrews в лондонском районе Холборн. Еще одна община, выросшая из разросшегося прихода Успенского собора, обосновалась в лондонском районе Клэпам – в храме Святого Петра, арендованном еще при жизни владыки Антония и по его благословению, поскольку кафедральный собор на Эннисмор гарденс с трудом вмещал всех прихожан. В настоящее время в нем служит рукоположенный митрополитом священник Александр Фостиропулос.

Елена Майданович, предоставившая воспоминания владыки, и ее сестра Татьяна (1935-2013) — духовные дочери митрополита Антония, благодаря трудам которых записано и переведено на русский язык многотомное наследие митрополита. Сам владыка, по их свидетельству, «своей рукой не написал по-русски ни одной статьи, по-английски — лишь одну крошечную книжечку, по-французски — какие-то очень ранние маленькие научные конспекты, доклады».

Собор Рождества Пресвятой Богородицы и святых царственных мучеников (Лондон)

Кафедральный собор

Собор Рождества Пресвятой Богородицы и святых Царственных мучеников

Cathedral of the Nativity of the Most Holy Mother of God and the Holy Royal Martyrs

Страна

Великобритания

Местоположение

Хаунслоу

Конфессия

православие

Епархия

Великобританская и Ирландская

Архитектурный стиль

неорусский

Дата основания

Строительство

1997—2005 годы

Сайт

Медиафайлы на Викискладе

Собо́р Рождества́ Пресвято́й Богоро́дицы и свя́тых Ца́рственных му́чеников (англ. Cathedral of the Nativity of the Most Holy Mother of God and the Holy Royal Martyrs) — кафедральный собор Великобританской и Ирландской епархии Русской православной церкви заграницей. Расположен в лондонском районе Чизик, боро Хаунслоу. До 2017 года был посвящён Успению Пресвятой Богородицы.

История

Первый православный русский приход в Англии был основан в Лондоне Петром I в 1698 году при русском посольстве. С 1813 года храм находился на Уэлбек-стрит, 32, в пристройке, расположенной на месте конюшен, возведённой непосредственно за просторным домом. Русская община была небольшой, и домовая часовня удовлетворяла их потребности.

Во время Первой мировой войны расширились различные российские ведомства, отвечающие за поставку военного оборудования российской армии, и русская община начала расти. К концу войны и началу революции начал поступать поток беженцев. Поражение Белой армии увеличило этот поток. Домовая церковь уже не могла принять такое число верующих, и с окончанием срока аренды церковной земли нужно было найти новое место. Одновременно, Посольская церковь была закрыта вследствие антирелигиозной политики коммунистического правительства.

Англиканская Церковь при содействии РХСД дала возможность приходу временно использовать большую церковь. Затем, в 1923 году, англиканская церковь предоставила другую — церковь Апостола Филиппа в центре Лондона. Этот храм, как и все предыдущие русские церкви в Лондоне, был освящён во имя Успения Пресвятой Богородицы.

В 1927 году русская община в Лондоне разделилась на «евлогиан» и «карловчан» после перехода митрополита Евлогия с подчинёнными ему приходами в Константинопольский Патриархат. Было достигнуто соглашение по использованию церкви, согласно которому службы попеременно чередовались каждую неделю. В 1928 году Русская зарубежная православная церковь направила в Лондон 38-летнего архимандрита Николая (Карпова). 30 июня 1929 года архимандрит Николай был рукоположён во епископа Лондонского; эта епископская хиротония стала первой на территории Англии после Великого раскола 1054 года.

В 1954 году церковь святого Филиппа была снесена для строительства новой автобусной станции Виктория. После некоторых поисков приход арендовал здание церкви святого Стефана, расположенной у Императорской арки на Gloucester Road. Здание раньше принадлежало Шотландской пресвитерианской церкви. В этом здании проводились богослужения в течение 30 лет. За эти годы приход значительно увеличился.

В 1989 году договор аренды истёк, приход решил построить собственное здание церкви в русском стиле, с традиционным куполом и колокольней. В то время приход собирался на небольшом подворье в часовне Всех Святых на St Dunstans Road в Хаммерсмит, которую владыка Николай завещал приходу. Сразу же стало очевидно, что приходу необходимо найти большой и постоянный храм. В 1992 году после нескольких лет поисков приход нашёл и приобрёл участок площадью 1968 м² в Чизике, на западе Большого Лондона, с большим домом.

На время постройки собора к дому был пристроен большой зал, где проводились богослужения. Другие помещения первого этажа использовались для нужд прихода и трапезной. Квартира на втором этаже была отремонтирована и является резиденцией священника прихода.

27 ноября 1997 года архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк (Арндт) заложил первый камень в строительство кафедрального собора Успения Божией Матери Русской зарубежной церкви на Harvard Road. На Лазареву субботу в 1999 года в новом храме состоялось первое богослужение.

16 октября 2003 года архиепископ Марк в сослужении епископа Агапита (Горачека) и духовенства епархии совершил малое освящение нижнего храма, посвящённого Святым Царственным Мученикам. В храме присутствовали архиепископ Фиатирский Григорий (Феохарус) и новый управляющий Сурожской епархией епископ Сергиевский Василий (Осборн).

С тех пор храм увенчался куполом, золотым крестом, полностью закончен нижний придел, баптистерий, установлена вентиляция. 29 мая 2005 года Первоиерарх Русской зарубежной церкви митрополит Лавр возглавил освящение первого в Великобритании русского православного храма в честь Святых Царственных Мучеников.

В 2005 году начались строительные работы в верхнем храме: оштукатуривание стен, возведение сводов, установка пола, отопления, электричества. В 2009 году установлен новый иконостас, средства на который пожертвовали прихожане храма.

В июне 2012 года начались работы по росписи стен в алтарной части храма.

15 октября 2016 года собор посетил находившийся с пастырским визитом в Великобритании Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В то же время было решено изменить название собора, поскольку у Русской православной церкви оказалось в Лондоне два успенских собора. Изменить название собора, принадлежащего именно РПЦЗ было решено потому, что он ещё не расписан и не освящен полностью. Пос словам архиепископа Марка (Арндта): «В течение нескольких месяцев мы говорили с прихожанами — и в конечном итоге все поняли, что мы не должны продолжать такую двойственность. Народ принял предложение переименовать этот храм при освящении в честь Рождества Пресвятой Богородицы… Мы надеемся под конец следующего года завершить росписи в верхнем храме — и освятить его».

Современное состояние

При церкви действует субботняя школа, в которой детям преподают Закон Божий, русский язык, русскую словесность, основы православного духовного пения и другие предметы. В воскресные и праздничные дни силами сестричества и других прихожан готовятся обеды, что даёт возможность прихожанам общаться и вне богослужений, знакомиться ближе с гостями прихода.

Примечания

Великобритания

Успенский кафедральный собор в Лондоне

Великобрита́ния (русское название от англ. Great Britain); полная официальная форма — Соединённое Короле́вство Великобрита́нии и Се́верной Ирла́ндии (англ. The United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland, по-английски обычно сокращается до «United Kingdom» — «Соединённое Королевство») — островное государство на северо-западе Европы. Великобритания — одно из крупнейших государств Европы, ядерная держава, постоянный член Совета Безопасности ООН. Наследница Британской империи, крупнейшей в истории, и существовавшей в XIX — начале XX веков.

Великобритания считается родиной современной парламентской демократии. Форма правления — парламентарная монархия.

Государство состоит из четырёх «исторических провинций» (по-английски — «countries», то есть «страны»): Англия, Шотландия, Уэльс и Северная Ирландия. Форма административно-территориального устройства — унитарное государство, хотя три из четырёх исторических провинций (кроме Англии) обладают значительной степенью автономии.

Столица — город Лондон, один из крупнейших городов Европы и важнейший мировой финансово-экономический центр.

Государственный язык — английский.

>Крупнейшие города

  • Лондон
  • Бирмингем
  • Лидс
  • Глазго
  • Белфаст
  • Манчестер
  • Эдинбург

Православие в Великобритании

Общее число православных в стране оценивается в 250 тысяч, что включает в себя прихожан Русской, Константинопольской, Сербской, Антиохийской и других поместных Церквей.

История

Начало проповеди Евангелия на Британских островах положил апостол от семидесяти Аристовул. В 598 году Августин Кентерберийский, монах-бенедиктинец, стал первым Архиепископом Кентерберийским. Церковь в Великобритании и Ирландии прославила подвиг более двухсот мучеников, святителей, преподобных, благоверных королей и страстотерпцев.

После того, как Византия пала под ударами турок и образовалсь Османская империя в XV веке, в Англии появились греческие беженцы, купцы, а позднее — студенты. Так, в Оксфорде в 1617—1624 годы учился Митрофан Критопулос, будущий Патриарх Александрийский. В 1699—1705 годы действовал Греческий колледж в Глостер-холле (в настоящее время Вустер-колледж).

В 1676 году группа греческих беженцев во главе со священником Даниилом Вульгарисом получила разрешение на строительство церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы в лондонском районе Сохо. Строительство осуществлялось на пожертвования, собранные с помощью прибывшего в Лондон митрополита Самосского Иосифа (Георгириниса), и было закончено приблизительно в 1680 году. Через 2 года церковь была закрыта властями по требованию англиканской церкви.

В 1713 году Великобританию посетил митрополит Фиваидский Арсений, собиравший средства для Александрийской Церкви, пребывавшей в то время в бедственном положении. Его домовая церковь стала центром Православия, но не надолго, так как митрополит вместе со своими сотрудниками был выслан в Амстердам.

В 1716 году русское посольство в Великобритании арендовало в Лондоне помещение для домовой церкви с покоями для настоятеля. Посещали церковь русские и греческие матросы и купцы, а также курсанты, отправленные Петром I для изучения в Англии морских наук. В первой половине XVIII века постоянно проживающих в Лондоне православных было немного. Присоединено к Церкви через Миропомазание было около 50 чел; 11 пар венчалось; 25 младенцев были крещены.

В начале XIX века количество греческих общин увеличилось из-за возросшего притока беженцев, спасавшихся от бедствий Греческой войны за независимость.

В XIX веке начались интенсивные контакты между православными и англиканскими богословами.

Современное состояние

Русская православная церковь

Сурожская епархия

В Великобритании Русская православная церковь представлена Сурожской епархией Московского патриархата.

Сурожская епархия административно оформилась в 1962 году, её создателем и руководителем до 2003 года был митрополит Антоний (Блум), проповедник и богослов, пользовавшийся авторитетом не только среди православных, но и среди представителей других конфессий. Митрополит Антоний прилагал особые усилия для распространения православия среди англичан. С 2007 года епархию возглавляет архиепископ Елисей.

Богослужения в приходах Сурожской епархии посещают также грузины, румыны и представители других православных народов, не имеющие своих храмов.

В настоящее время епархия насчитывает 48 приходов и общин. Кроме того, в прямом подчинении Патриарха Московского и Всея Руси находятся приходы в Манчестере и Дублине (Ирландия).

Великобританская и Ирландская епархия (РПЦЗ)

Параллельно с Сурожской епархией в Великобртании и Ирландии представлена Великобританская и Ирландская епархия Русской зарубежной церкви, самоуправляющаяся части РПЦ, которая насчитывает 5 приходов в стране, в том числе освящённый в 2005 году Кафедральный Собор Успения Пресвятой Богородицы и Святых Царственных Мучеников в лондонском районе Чизик (Chiswick) — единственная в городе церковь традиционной русской архитектуры, построенная на пожертвования, а также три миссии и монастырь великомученика и целителя Пантелеимона.

Приходы западного обряда (РПЦЗ)

Также в Великобритании действовует несколько миссий западного обряда для британцев, перешедших в православие, находящих в непостредственном подчинении первоиерарха РПЦЗ Илариона (Капрала), к середине 2013 года таковых насчитывалось четыре.

Константинопольская православная церковь

Фиатирская архиепископия

Греческий кафедральный Собор Св. Софии, Бейсуотер, Лондон

С 1922 года на территории Великобритании и Ирландии действует Фиатирская архиепископия Константинопольского патриархата, которая насчитывает более 100 приходов, являясь таким образом самой самой крупной православной деноминацией в Великобритании.

Благочиние Великобритании и Ирландии Западноевропейского Экзархата

Также в Великобритании действует немногочисленное благочиние Западноевропейского экзархата русских приходов. Образовалось после ухода части клира и верующих во главе с епископом Василием (Осборном) из Сурожской епархии в 2006—2007 году. Первоначально это было Амфипольское викариатство, затем, после лишения епископа Василия сана и монашества, оно было преобразовано в Благочиние Великобритании и Ирландии. На 2013 год насчитывало 23 прихода и общины.

«Украинская Автокефальнaя Православная Церковь в Диаспоре»

Также в Великобритании в юрисдикции Константинопольского патриархата находятся 8 приходов «Украинской Автокефальной Православной Церкви в Диаспоре».

Сербская православная церковь

Первый сербский приход в Великобритании был создан в Лондоне в 1942 году. С 1990 года британские приходы Сербской Православной Церкви входят в состав Британско-Скандинавской епархии.

На 2005 год в Великобритании насчитывалось 25 сербских приходов, из которых только один, в Бирмингеме, имеет свою собственную церковь, построенный в 1968 году в средневековом сербском стиле.

Антиохийская православная церковь

Приходы Антиохийского патриархата на территории Великобритании и Ирландии объединены в митрополию Великобритании и Ирландии, насчитывающее ок. 18 приходов и миссий (до 2013 года — благочиние).

Грузинская православная церковь

Решением Священного Синода Грузинской Православной Церкви от 22 декабря 2009 года образована Великобританская и Ирландская епархия, в которую вошли грузинские приходы в Великобритании.

Неканонические юрисдикции

Также в середине 2000-х в стране действуют общины неканонических деноминаций (по состояние на 2009 год): Белорусская православная автокефальная церковь (3 прихода), Украинская православная автокефальная церковь (17 приходов), Польская православная церковь за границей (7 приходов), Украинская православная церковь (Киевский Патриархат) (36 приходов).

В стране также действует несколько общин «Российской Православной Автономной Церкви» («Суздальского раскола»). Также действуют несколько общин неканонического «Синода противостоящих», отделившиеся от РПЦЗ в 2007 году.

Святыни

  • Чтимая могила митр. Антония (Блума) (Лондон, Бромптонское кладбище)
  • Чтимая могила схиархим. Софрония (Сахарова) (Молдон, графство Эссекс, к востоку от Лондона, Православный греческий монастырь Св. Иоанна Предтечи)
  • Мощи св. свт. Дунстана (Х в.) (Кентбери, Кафедральный собор Христа)
  • Частица мощей св. мч. Альбана (IV в.) (Сент-Олбанс, к северу от Лондона, Церковь св. Альбана)
  • Мощи св. короля Эдуарда Исповедника (Х в.) (Бруквуд, графство Суррей, к западу от Лондона, Православный русский храм св. Эдуарда)
  • Мощи св. Фритесвида (Фразуайт) (VIII в.) (Оксфорд, Кафедральный собор Христа; мощи под спудом, не обозначены надгробием)
  • Мощи св. свт. Бирина, «апостол Уэссекса» (VII в.) (Дорчестер-Апон-Темз, близ Оксфорда, Церковь свв. Петра и Павла)
  • Частица мощей св. свт. Чедда (VII в.) (Бирмингем, Католический собор св. Чедда)
  • Мощи св. прп. Бертрама Иламского (VIII в.) (Илам, графство Стаффордшир, Церквовь св. Креста)
  • Мощи св. свт. Кутберта (VII в.) (Дарем, Кафедральный собор Христа, Девы Марии и св. Кутберта)
  • Мощи св. короля Освальда (VII в.) (Дарем, Кафедральный собор Христа, Девы Марии и св. Кутберта)
  • Мощи св. Беды Достопочтенного (VIII в.) (Дарем, Кафедральный собор Христа, Девы Марии и св. Кутберта)
  • Мощи св. свт. Давида, «апостола Уэльса» (VI в.) (Сент-Дейвидс, Уэльс, графство Пембрукшир, Собор св. Давида)
  • Мощи св. прп. Мелангелы (VI в.) (Пеннант, Уэльс, графство Поуис, Церковь св. Мелангелы)
  • Могила св. свт. Патрика, «просветителя Ирландии» (Даунпатрик, Северная Ирландия)
  • Могила св. прп. Бригитты Ирландской (Даунпатрик, Северная Ирландия)
  • Могила св. прп. Коламбы (Колумбана Старшего) (Даунпатрик, Северная Ирландия)

>Храмы

  • Собор Успения Божией Матери и Всех Святых (Лондон)
  • Успенский собор (Лондон)

>Монастыри

  • Монастырь святого Иоанна Крестителя (Эссекс)
  • Женский монастырь Всех Кельтских Святых (Малл)

Видео

Ссылки

  • Православная Англия
  • Неизвестные страницы православия в Лондоне
  • Беседа с бывшим мусульманским проповедником, принявшим Православие в Великобритании
  • Храмы в Великобритании
  • Сурожская епархия
  • Британия православная

Подкатегории

В этой категории отображается 4 подкатегории из имеющихся 4.

В

  • ► Великобритания (Монастыри)‎ (2 С)
  • ► Великобритания (Населённые пункты)‎ (2 К)
  • ► Великобритания (Приходские храмы)‎ (2 С)
  • ► Великобритания (Святыни)‎ (4 С)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *