Церковь в Китае

Церковь в Китае

1. Прошлое

1.1. Распространение христианства

Впервые христиане в Китае появились очень давно. Некоторые китайские христиане верят, что в Китае проповедовал сам апостол Фома. В любом случае уже во времена гуннов (V-VII в.н.э.) на всех землях Великой Степи появляются сообщества христиан, которых нынче принято классификуваты как «несториан», хотя это очевидно далеко не во всех случаях соответствовало действительности. Следует обратить внимание, что в те далекие времена в Великой Степи было мало храмов, грамотных людей и следовательно образованных священнослужителей. Похоже, что чтобы считаться христианином в те времена для большинства людей достаточно было делить основные положения христианского учения, выполнять молитвы и, возможно, пользоваться христианской символикой (крестики, иконы).

В дальнейшем, на землях китайских государств, местные правители провели ряд репрессивно мероприятий по христиан и представителей других вероучений, следствием чего стало практически полное исчезновение последователей христианского учения в этом регионе. Зато официальным вероучением Китайского государства продолжал быть культ Неба, смешанный с конфуцианством, буддизмом, даосизмом и множеством других религиозных и философских учений, которые играли определенную роль в обществе в разные времена.

1.2. Православие в Китае во времена Великого Войска Степного

Во времена существования Великого Войска Степного христиане и в частности православные присутствовали на землях современного Китая в составе военных залог, купеческих караванов посольских миссий. Так существуют свидетельства о пребывании залоги русского князя Григория вместе с 20 000 русских воинов в качестве военной заставы в ставке Великого Хана Ханбалыка (современный Пекин).

1.3. Начало русской православной миссии в Китае

История православной миссии в Китае ведет свой отсчет с 1684 года, когда пленные китайской армией во главе со священником Максимом Леонтьевым были увезен в Пекин и основали там русскую общину и духовную миссию.

Уже в 1696 году в Пекине была построена церковь во имя Святой Софии, которую причем называли также и Николаевской, в честь иконы Святого Николая Чудотворца, которую там благоговейно хранили. С начала 18 века до 1917 года в Китай было направлено 20 духовных миссий. За это время на китайский язык были переведены и изданы много богослужебных книг.

В 20 веке в Китае насчитывалось уже 10 тысяч православных верующих и свыше 100 храмов. В 1900 году во время восстания ихэтуаней в Пекине были убиты 222 православных христианина, которых впоследствии было прославлено как мучеников.

В Шанхае в период 1920 — 30 гг было открыто 12 православных церквей.

В 1949 году в Харбине, ставший домом для многих эмигрантов из России, было 23 православных храма и около 140000 верующих. В 1966 году, в начале культурной, все православные приходы были закрыты, но потом, в октябре 1966 года, один храм ( Покрова Богородицы) было разрешено открыть.

В 1954 году по политическим причинам была отменена Русская духовная миссия в Китае, в собственности которой находились и все православные храмы. А 50 лет назад, 23 ноября, Священный Синод РПЦ, по согласованию с китайской стороной, принял решение о даровании автономии Китайской православнии церкви. Архимандрит Василий (Шуан) был рукоположен во епископа Пекинского, однако после его смерти в 1962 году Китайская Церковь осталась без предстоятеля.

2. Современное состояние. Китайская Автономная Православная Церковь

Китайская Автономная Православная Церковь — православная церковьКитай в юрисдикции Московского патриархата Единой Вселенской кафолической Православной Церкви.

На сегодняшний день на всей территории Китая существует лишь 12 православных церквей и ни православного священника (последний умер в 2003 году). Проживает, по разным оценкам, от 7 до 15 тыс. православных.

Невозможность восстановить иерархию Китайской Церкви объясняется китайскими законами и позицией китайского правительства. Только гражданин Китая может быть священником или епископом, при этом в Китае нет семинарий, а получить разрешение на выезд для обучения довольно сложно. Православие не относится к религиям, которые официально признаются правительством Китая, что еще больше осложняет существование Церкви. Периодически русские священники приезжают служить в Китай, но через эту деятельность нередко оказываются за решеткой или депортируются.

В связи с отсутствием иерархии в Китайской Церкви в начале 1990-х автономия была приостановлена ​​и КПЦ была временно канонически подчинена напрямую Патриарху Московскому.

В начале 2000-х благодаря дипломатическим договоренностям между российским и китайским правительством положение православных немного улучшилось. Несколько китайских студентов стали учиться в русских духовных школах.

Несколько отличается ситуация в Гонконге, где через другое законодательство, православные могут действовать свободно. Там существует два прихода — в юрисдикции Московского и Константинопольского Патриархата. Последний не признает исключительной юрисдикции Русской Церкви над территорией Китая, но кроме прихода в Гонконге других общин нет.

Православие в Китае

Православие в Китае

Интервью с протоиереем ДИОНИСИЕМ ПОЗДНЯЕВЫМ, Представителем Русской Православной Церкви в Китае

— Отец Дионисий, расскажите, пожалуйста, о представительстве Русской Православной Церкви в КНР, сколько всего православных верующих в Китае, сколько приходов, в каких городах?

— Согласно законодательству КНР, в стране не может быть иностранных православных религиозных организаций, поэтому на территории КНР, кроме Гонконга, нет православных храмов Русской Православной Церкви. Однако есть четыре официально открытых храма Китайской автономной Православной Церкви, самостоятельность которой была провозглашена с 1957 года. На территории Гонконга действует приход святых апостолов Петра и Павла, первоначально открытый в 1934 году. В 1972 году деятельностью его была прервана в связи с кончиной благочинного протоиерея Димитрия Успенского. С 2003 года возобновлена деятельность православной общины, а в 2008 году официально – деятельность прихода.

В Китае проживает около 13 тысяч православных верующих – граждан КНР, в основном, из числа русского национального меньшинства, на северо-западе и на северо-востоке КНР, а также в Харбине, Шанхае, Пекине и окрестностях. Помимо официально открытых приходов Китайской церкви в КНР имеется также ряд православных общин, в которых окормляются иностранцы, временно проживающие на территории страны. Такие общины есть в Пекине, Шанхае, Гуанчжоу, Шэньчэне. Основная проблема на сегодняшний день – отсутствие китайских священнослужителей, подготовка которых сейчас ведется в духовных школах на территории России.

— Миссионерская деятельность – всегда сложная, хотя и благородная миссия. Как относятся к православию в Китае? Находите ли вы поддержку и понимание со стороны властей?

— В КНР официально запрещена миссионерская деятельность иностранных граждан среди населения страны. О православии в Китае знают не так много как, например, о католицизме или протестантизме. Вместе с тем растет и интерес к Православной церкви, история которой в Китае достаточна большая. Основная задача — предоставить максимально полную и адекватную информацию о Православной Церкви, ее духовной практике, традициях, истории, богослужении, культуре, социальном служении. В последние годы сделано немало переводов на китайский язык, издаются книги, много информации о православии на китайском языке появляется в Интерненте.

— Строятся ли новые храмы РПЦ в Китае, если да, то где? Участвует ли российский бизнес в строительстве храмов?

— На территории посольства России восстанавливается Успенский храм, который будет храмом-музеем, памятником истории Российской духовной миссии. Его восстановление идет за счет средств российской стороны. В остальных городах КНР храмы не только не строятся, но и, к сожалению, зачастую используются не по назначению, например, как рестораны в Шанхае или склады. Пока о строительстве новых храмов речи не идет. Сейчас перед православными верующими Китая стоит задача воссоздания православной среды, которая смогла бы сама добиться соответствующих разрешений от властей КНР на воссоздание и возрождение Церкви в Китае. Первоочередные задачи на данный момент – это создание системы образования, перевод и издание книг. Этими вопросами, прежде всего, занимается Православное братство святых апостолов Петра и Павла в Гонконге. Вся его деятельность осуществляется благодаря пожертвованиям прихожан, у братства нет постоянных состоятельных благотворителей, поддержки крупных компаний или государства.

Беседовал Антон Купрач

13 октября 2009 года в Пекине на территории посольства России в Китайской Народной Республике освящен православный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла освящение храма совершил руководитель Cекретариата Московский Патриархии по зарубежным учреждениям Русской Православной Церкви епископ Егорьевский Марк.

13 октября 2009 года в Пекине на территории посольства России в Китайской Народной Республике освящен православный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла освящение храма совершил руководитель Cекретариата Московский Патриархии по зарубежным учреждениям Русской Православной Церкви епископ Егорьевский Марк.

Как сообщили Службе коммуникации ОВЦС в общине храма Успения Пресвятой Богородицы в Пекине, на торжестве присутствовали руководители и сотрудники посольства и торгового представительства Российской Федерации в Китае, члены их семей, а также православные верующие, проживающие в Пекине.

Здание Успенского храма на территории Российской Духовной Миссии в Пекине было построено в 1903 году по благословению начальника XVIII Миссии епископа Пекинского Иннокентия (Фигуровского). Ранее храм Успения Божией Матери появился на Северном подворье в Пекине на месте первой православной Никольской церкви албазинцев (группа русских, которые поселились здесь в 1685 году), разрушенной при землетрясении 19 августа 1730 года.

Восстановленная церковь была освящена 5 августа 1732 года в честь Успения Пресвятой Богородицы. Этот храм просуществовал 168 лет и был разрушен, как и другие постройки на территории Российской Духовной Миссии, в июне 1900 года во время восстания ихэтуаней («боксеров»). В 1904 году на сем месте был построен храм Всех святых мучеников (его разрушили в 1957 году). В настоящее время на этом историческом месте в парке Посольства Российской Федерации в КНР стоит мраморный Поклонный крест – он был установлен 3 апреля 2007 года.

Возрожденной ныне Успенской церкви отводилась роль временного трапезного храма. Здание отличалось лаконизмом композиции, простотой форм и деталей. Все это отвечало характеру временного типа сооружения, хотя, как показала история, ему удалось пережить другие более значимые в архитектурном отношении храмовые постройки Российской Духовной Миссии в Пекине. Использование простых изобразительных средств свидетельствовало о стремлении создать, прежде всего, каменный молитвенный дом для текущих нужд, не дожидаясь возведения храмов классической православной архитектуры.

В церкви хранилась икона святителя Николая Чудотворца, привезенная албазинцами из России в 1685 году, а также иконы святых великомученика Димитрия Солунского и великомученика и целителя Пантелеимона.

В XX столетии в течение полувека в Успенской церкви и других храмах Миссии осуществлялось духовное окормление как православных верующих из числа китайцев, так и россиян, проживавших в Пекине или приезжавших сюда на время.

В 1954 года было принято решение о закрытии Российской Духовной Миссии, а в мае 1956 года все русское духовенство во главе с архиепископом Пекинским Виктором (Святиным) отбыло в Россию. На территории Китая была образована Китайская Автономная Православная Церковь, которую возглавил епископ Пекинский Василий (Шуан), а территория Миссии в Пекине была передана китайским государством Советскому Союзу для строительства комплекса зданий посольства СССР. В ходе строительных работ были разрушены многие постройки, включая храм Всех святых мучеников. Здание Успенской церкви в 1957 году было переоборудовано под гараж посольства. Для этого демонтировали с крыши главку, а с восточной стороны, где находилась алтарная часть храма, были проделаны два въездных проема. Кроме того, для подсобных помещений в храме был устроен второй этаж, а с южной стороны – пристройка для парковки автобуса. Храм во имя cвятителя Иннокентия Иркутского (Красная Фанза) стал использоваться для проведения приемов.

В 1996 году после 40-летнего перерыва на территории посольства России в КНР усилиями священника Дионисия Поздняева и при поддержке посла И.А.Рогачева была возрождена практика регулярных православных богослужений. Службы совершались в Иннокентиевском храме (Красной Фанзе), площадь которого достаточна для того, чтобы вместить до 300 молящихся (такое число прихожан собирается на Пасху и Рождество).

В 2002 году православные верующие, проживающие в китайской столице, создали инициативную группу c целью восстановления Успенского храма. Обращение этой группы в Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата получило поддержку. Благодаря совместным усилиям Московского Патриархата и Министерства иностранных дел России было принято решение о возрождении Успенского храма. Особое внимание его восстановлению уделил В.В.Путин, по просьбе приснопамятного Патриарха Алексия II неоднократно поднимавший этот вопрос на переговорах со своими китайскими коллегами. После согласования с китайской стороной началась работа по воссозданию на территории посольства храма Успения Божией Матери.

Авторы проекта строительства храма-музея в Пекине взяли за основу конструкцию прежнего здания Успенской церкви. Вместе с тем они учли, что эта церковь строилась как временный храм по упрощенной схеме – например, у него не было алтарной апсиды. Поэтому перед архитекторами стояла задача не просто восстановить облик прежнего храма, но воссоздать его с учетом требований церковной архитектуры.

Работы по проектированию, реконструкции и обустройству храма выполнялись творческой архитектурной мастерской «ДАБОР», возглавляемой Д.А.Боруновым. Мастерская спроектировала, изготовила и смонтировала купол, крест, иконостас и другие элементы храмового убранства. Проектировщики в своей работе не стремились полностью воссоздать исторический образец, но попытались на его основе создать новое храмовое здание, соблюдая традиции и каноны храмостроения.

Основные строительные работы выполнялись китайскими подрядчиками при техническом сопровождении ОАО «В/О «Стройматериалинторг», имеющего большой опыт реставрации памятников архитектуры, в том числе православных храмовых сооружений в Нью-Йорке, Вене, Белграде и других городах мира.

Непосредственная работа по реконструкции объекта началась в июне 2008 года (руководитель работ – А.А. Лютин). Производственный процесс с некоторыми перерывами продолжался до июня 2009 года. Был построен алтарный выступ (апсида), барабан для купола, плоские потолки заменены на подвесные полукруглые своды; двускатную крышу покрыли медью. Важнейшим этапом реконструкции здания стал подъем позолоченного купола и монтаж креста на главке.

Реконструированное здание имеет длину 36,4 метра, ширину – около 10 метров. Высота здания с крестом – 18,5 метров. На втором этаже созданы помещения для музея Российской Духовной Миссии в Пекине и библиотеки православной общины Успенского храма.

В канун праздника Пасхи 19 апреля 2009 года был смонтирован изготовленный в России иконостас.

Средства для изготовления и установки храмового престола собраны православными верующими России, Китая, Украины, США, Великобритании, Франции и Эстонии. В основание престола, сделанного китайскими мастерами из лучших сортов мрамора из провинции Сычуань, положены мощи священномученика Иоанна Рижского (Поммера).

На колокольне Успенского храма установлены шесть колоколов весом от 14 до 210 килограммов. Они были изготовлены в 2008 году специалистами «Общества древнерусской музыкальной культуры – Завода имени И.А.Лихачева – Московского колокольного предприятия».

Территория, прилегающая к зданию Успенской церкви, благоустроена: здесь возведен фонтан, установлены скамейки, посажены цветы и деревья.

Ранее неприметный уголок посольства, используемый в хозяйственных целях, превратился в благоукрашенное место отдыха, в центре которого разместился православный храм-музей в честь Успения Божией Матери – зримый памятник трудам многих поколений служителей Российской Духовной Миссии в Китае.

По мере развития российско-китайского сотрудничества растет число соотечественников, приезжающих на постоянное проживание, учебу или работу в Пекин. Многие из них нуждаются в духовном пастырском попечении и пополняют православную общину Пекина. Деятельность ее с каждым годом становится разнообразнее и насыщеннее. Помимо церковных богослужений, особенно многолюдных в дни Рождества Христова и Святой Пасхи, проводятся занятия воскресной школы для детей и взрослых, работает библиотека православной литературы, осуществляются благотворительные акции и другие проекты.

Служба коммуникации ОВЦС

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *