Церковь старое чекурское

Церковь старое чекурское

МОИ ПЕРВЫЕ ШАГИ НА ПУТИ К ВЕРЕ

НОМИНАЦИЯ: ДОРОГА К ХРАМУ В МОЕЙ СЕМЬЕ

Малов Фёдор, 20 июля 1999 года рождения,88424821867,

433970 Ульяновская область, р.п.Павловка, ул.Колхозная д.6А,e-mail: malovao@mail.ru,муниципальное образовательное учреждение Павловская основная общеобразовательная школа №2 , 433970 Ульяновская область, р.п.Павловка, ул.Школьная д.2, 88424822370, руководитель : Малова Ольга Геннадиевна, директор Малова Ольга Геннадиевна

Каждый из нас рано или поздно приходит в храм. Кто-то из праздного любопытства, а кто-то поставить свечку об упокоении или здравии своих родственников. Я тоже по праздникам вместе с родителями прихожу в храм. Но особенно большое впечатление на меня произвело посещение деревянной церкви архистратига Божия Михаила с. Старое Чекурское республики Татарстан.

В трех километрах от этой деревни прошло детство моей бабушки Нины. В советские времена, конец 60-х годов, в здании старой церкви располагалась школа. Сюда ходила моя бабушка со своей сестрой и братом пешком . Это сегодня ученики на занятия приезжают на комфортабельных автобусах .

Прошло почти тридцать лет , и судьба привела нашу семью на старый школьный двор, который сегодня вновь стал церковным. Новая деревянная однопрестольная церковь архистратига Божия Михаила с. Старое Чекурское была построена в 2001 году. Эту церковь возглавляет отец Олег Волков.

Я много слышал из рассказов бабушки и её сестры Елены о чудесах, которые происходят в этой церкви.

Для того чтобы попасть на территорию церкви, нужно проехать через село. Глубокий овраг, высокие деревья вначале скрывают здание от человеческого взора, словно хотят защитить от чего-то плохого. Но, переступая на территорию, становится так хорошо и спокойно, словно на самом деле Архангел Михаил распустил над головой свои крылья. Заходя в саму церковь, чувствуешь тепло от деревянных стен, от лампадок, от свечей.

И вот начинается служба. Всё затихает … Слышен только голос батюшки, песнопение монашек, шепот молящихся людей. По всему зданию расплывается запах ладана, и восковых свечей. Каждый становится близким человеком; у всех одно в душе (боль, желание, мечта)- быть услышанным Богом, и чтобы он всем помог.

Отец Олег один из немногих священнослужителей, наряду с широко известным отцом Германом из Троице-Сергиевой лавры и ещё несколько священников в стране (по некоторым данным, таковых насчитывается менее двух десятков) , который в своей церкви производит отчитку. Это слово в храме Михаила Архангела, официально не произносится, и вместо него употребляется слово лечение. В печати и в интернете про храм практически нет информации, но земля слухами полнится, и едут сюда не только с Поволжья, но и с Урала, Санкт- Петербурга, Сибири и других концов страны.

Заниматься исцелением одержимых очень трудная работа. И, пожалуй, самый частый вопрос, который задают люди несведущие: почему далеко не каждый священник берется за исполнение этого обряда и почему для этого нужно ехать в глухое село, которое непонятно где находится и как туда проехать?
Ответ тут один: большинство священников боится этого. Ведь для того, чтобы изгнать нечистого духа, нужно самому быть ему неподвластным. Иначе это может быть столь рискованным, что развязка может стать плачевной для самого изгоняющего.

И, конечно, важна сама атмосфера храма – неустанная молитва, пост и постоянные богослужения. Такого не встретишь в больших городах, и поэтому лечение происходит там, где для этого есть необходимые условия.

Обряд происходит по пятницам, субботам и воскресеньям. Обычное число посетителей храма в эти дни – от 200 человек и более, а летом, в период отпусков, их число может доходить и до 800. Такого количества болящих храм не вмещает, и в этих случаях часть их остаётся снаружи, медленно меняясь местами с посетившими служение.
По приезду в храм все получают картонные номерки в порядке живой очереди – это нужно потому, что на собственное лечение болящие проходят группами по 10 человек. Нет здесь суеты -все равны.

Мы также как и все приобрели жетоны и ждали своей очереди. Глаза не видят, но уши слышат. На фоне молитв священника и пения хора внезапно раздаётся то рёв, то вой, то злобные крики. Кого-то трясёт в судорогах, кто-то падает на пол и корчится, кто-то рычит или визжит. Таких укладывают на пол вблизи аналоя, и отец Олег повторяет молитву.
Для большинства процесс лечения занимает около минуты по времени. Священник совершает миропомазание, возлагает крест на голову болящего и произносит молитву. Дальнейшие действия разнятся – одним требуется возложение креста на другое больное место, другим ещё какие-то действия. В тяжёлых случаях священник требует, чтобы болящий явился повторно.

И вот настала наша очередь. Мои ноги словно приросли к полу, но мама, папа, бабушка, дедушка были рядом, и я подошёл к отцу Олегу уже без боязни.

Он улыбнулся мне , положил крест мне на голову и стал читать молитву, по телу стало разливаться тепло. На душе стало очень легко и хорошо.

Мы приезжали сюда несколько раз. Даже в жгучие, крещенские морозы -здесь было многолюдно ( более 200 человек), а в храме тепло, мирно и уютно.

С этого времени я чаще стал ходить в храм и воскресную школу, верить в то, что только вера поможет исцелить от всего плохого.

Но иногда Бог посылает нам испытания в виде потери близких людей. Мой дедушке Гена ушёл от нас, но я верю, что он всегда будет рядом со мной.

Старинное село Нижнее Чекурское открывается с пригорья красивой панорамой: слева перелески, степные равнины, чуть припорошенные уже снежком поля, справа по холмам, окаймленным балками и оврагами, вольготно раскинулось само село с огородами и палисадниками, с белоствольными березками да темнеющим вдали лесом.
Село находится на крайнем юго-западе Дрожжановского района Татарстана и граничит на севере и западе с Чувашской республикой, а на юге с Ульяновской областью.
Когда-то в далекие времена беглые чуваши решили обосноваться здесь в низовье одного из холмов. И каково же было их удивленье, когда дня через три заприметили они дым костра в низовье соседнего холма. Это были беглые из мордвы. Прошло еще несколько дней, и уже вместе знакомились соседи с новыми поселенцами третьего холма — татарами. По общему уговору договорились не враждовать между собой, а жить в мире и согласии, коль облюбовали именно эти места. А места были здесь благодатные… Так к 1607 году образовалось селение старое Чекурское.
Но лишь в 1905 году на общем сходе постановили русские и чуваши построить однопрестольную деревянную церковь, дружно взялись за строительство. А потом отправили в Симбирскую епархию ходоков, и Владыка Иаков, Архиепископ Симбирский и Сызранский, направил в Чекурское священника Андрея Петрова, уроженца села Большая Акса. И в 1909 году малиновый звон колоколов поплыл над холмистой окрестностью, сзывая Православный люд на первую праздничную службу в новую церковь во имя Архистратига Божия Михаила.

В безбожные времена
Но грянула революция, изменившая всю жизнь и весь уклад Святой Руси. Однажды зимним вечером в Нижнем Чекурском местные коммунисты единогласно проголосовали: арестовать попа. В это время мимо сельсовета проходил паренек — алтарник, который и услышал этот разговор через открытую форточку, он бросился со всех ног бежать к церкви, чтобы предупредить об опасности батюшку.
Отец Андрей накинул тулуп и выбежал на улицу, но разъяренная толпа уже приближалась. И тогда батюшка прыгнул в рядом стоящий колодец… После тщательного осмотра церкви раздосадованные коммунисты ушли ни с чем, а алтарник подбежал к колодцу, опустил ведро с цепью и еле-еле вытащил отца Андрея, ухватившегося окоченевшими руками за спасательную цепь. После купания в ледяной воде батюшка тяжело заболел крупозным воспалением легких и, прометавшись два дня в жару, скончался…
В 1931 году церковь была закрыта. С нее безжалостно был сброшен купол с крестом, иконы и все убранство были разбиты и сожжены. Через некоторое время здесь разместили сельскую школу. И на долгие годы затихла Православная жизнь в селе.

Испытание
В 1990-е годы стали в России открываться храмы и монастыри, восстанавливаться разрушенные церкви. А в Чекурском по-прежнему стояла закрытой церковь, ставшая ветхой от времени. Лишь в 2000 году взяли у Владыки Татарстанского Анастасия благословение на ведение временных служб, которые стал вести отец Иоанн Савельев из церкви Большая Акса. Но только к 2006 году с Божьей помощью церковь была восстановлена, настоятелем стал священник Олег Волков.
Родился батюшка в многодетной семье колхозников Александра Семеновича и Александры Ильиничны Волковых, которые растили своих пятерых сыновей и троих дочерей, приучая детей к труду с раннего детства.
Родители были верующие, и маленький Олег часто ходил с бабушкой Дарьей и с матерью в соседнюю церковь, где, затаив дыхание, смотрел на лики святых и слушал дивное пение церковного хора. Так с крестиком пошел он в школу, не снял крестик и когда призвали в армию в 1988 году. Пришлось служить в Венгрии. Однажды один из сослуживцев предложил осудить Олега за ношение креста. На счастье, вместе с ним служили верующие кубанские казаки, которые заступились за него. На этом, слава Богу, все и закончилось.
После армии Олег вернулся домой и стал работать трактористом в колхозе, а затем возчиком. Но вдруг серьезно заболел. Стал читать Библию и учить молитвы. Однажды с матерью пошел в соседнюю церковь, там упал на колени и стал горячо молиться, прося у Бога исцеления. Церковь не отапливалась, прихожане стояли в тулупах и полушубках, а юноша стоял на коленях раздетый, и по нему катился градом пот. Вдруг словно Кто-то легко коснулся его головы, в глазах вспыхнул свет, и он почувствовал облегчение. Этот день принес исцеление.
Олег стал часто посещать церковь, а позже понял, что без церкви он уже не может жить. Юноша едет за советом к Владыке Анастасию, который внимательно выслушал его и предложил учиться в семинарии, но юноша ответил, что у него родители пенсионеры и в семье пока материальные затруднения. Владыка, задумавшись на мгновенье, предложил ему служить алтарником в соседнем селе Ильмово, — «а там как Бог даст».
Так Олег стал служить алтарником в селе Ильмово, а через два года перешел служить в село Большие Аксы, которое было в десяти километрах от их села, а если идти через лес, то в семи километрах. Однажды, возвращаясь зимним вечером домой, юноша увидел около стога у леса двух собак. Но когда одна из них стала к нему приближаться, он понял, что это волки! Он стал читать «Отче наш». Волк резко остановился, глаза зверя и человека встретились… Волк побежал назад, и вскоре звери скрылись в лесу.
— Страха в те минуты не было, — вспоминает батюшка, — а только молитвы. Если веришь, то Господь дает спасение во всем. Вот такое испытание было со мной.
Как-то Олег прослышал про прозорливого старца схиигумена Иеронима в Санаксарском монастыре и поехал к нему. Отстоял на вечерней службе и видит, что к старцу народа стоит тьма-тьмущая. Решил пораньше встать, чтобы попасть первым. Приходит утром, а народу все так же много. Встал в очередь и стал читать молитвы, решив: пусть все будет, как Бог управит. Вдруг к нему подошел монах и сказал: «Иди, тебя отец Иероним ждет». Рядом стоящие женщины завозмущались: «Куда лезешь без очереди?» Одна бойкая женщина забежала наперед и вошла в келью. Но отец Иероним дал ей строгое наставление: «Кого я пригласил, тот пусть и войдет. А вы пока подождите за дверью». И когда смущенный юноша вошел, он ласково его пригласил: «Ну-ка, иди сюда, послушный Олег!» Прозорливый старец даже имя его знал. О многом переговорил он тогда с молодым алтарником и на прощанье сказал: «Твой путь — служение Церкви: или в монастырь, или женись и в священники».
Когда Олег вернулся домой и рассказал о старце и его напутствии, то мать согласилась на монашество, но отец возразил: «Нет, лучше женись и иди в священники».
Вновь юноша поехал в Санаксары, чтобы поведать отцу Иерониму о решении родителей, на что духовный наставник сказал: «Раз отец так благословил, то женись». Только лицо старца стало печальным.

Видно, он видел молодого алтарника на пути монашества, но родительское благословение было иное…
Юноша, вернувшись домой, начинает горячо молиться Божией Матери о послании ему в жены боголюбивой девушки. Родственники познакомили его с местной девушкой Олей, с которой они вскоре и поженились.
После женитьбы Олег взялся за дальнейшее восстановление церкви, мечтая стать старостой, чтобы помогать достроить храм. Батюшка Иоанн предложил ему поехать к Владыке Анастасию, чтобы решить, как быть дальше.
А Владыка благословил так: «Ты через неделю будешь сам батюшкой». Алтарник изумленно воскликнул: «Как? Я же не подготовлен к этому». — «Но ты же восемь лет прослужил алтарником. Да и служил Церкви и Богу все эти годы ревностно. В субботу будешь рукоположен в диаконы, а в воскресенье в священники».
И в 2002 году на праздник Грузинской иконы Божией Матери Олега Волкова в субботу рукополагают в Раифском монастыре в диаконы, а в воскресенье в Петропавловском храме Казани он был рукоположен в сан священника.
Батюшка с улыбкой вспоминает то время:
— Когда вернулся домой, то люди даже не поверили, что стал священником. Удивляются: «Как же так быстро все вышло?» — «Не знаю, — отвечаю им. — Так Господь управил. Для меня самого все это произошло как дивный сон».

Не утаится светильник…
Теперь на молодом священнике лежал груз ответственности настоятеля прихода и духовного наставника. Появились новые постройки: гараж, баня, мастерская, беседка с колодцем, трапезная, сторожка, а внизу недалеко от церкви очистили источник, построили две купальни, вырыли колодец.
Казалось, радоваться бы возрождению святого храма, да появились завистники, которые стали наговаривать на молодого священника. И народ поверил им и отвернулся от батюшки… Не от чужого, а от своего, местного, выросшего у них на глазах.
Вот и вспоминает отец Олег о том страшном для него времени испытаний:
«Даже певчие перестали ходить в церковь. Я остался один. В смятении поехал в Ивановский монастырь, где игумен Нектарий сказал мне: „Ты будешь не один в храме служить: с тобой будут Ангелы у Божьего престола“. И я со слезами стал один служить. Спасибо, бабушка Клавдия приходила иногда мне помогать. Надо было покупать свечи, масло для лампад. А на какие деньги? Ко всему у меня была семья: жена и дочка. Мама отдавала мне всю свою пенсию, и я покупал все необходимое. Так продолжалось где-то с полгода. На престольный праздник люди пришли на службу, и в этот день стало плохо с одной женщиной, которая сильно пила, из-за чего потеряла даже семью. Эта женщина плакала, кричала. Меня попросили помолиться за нее. Было очень жаль эту несчастную, и я согласился. Женщина перестала пить, а люди опять стали ходить в церковь. Постепенно стали приезжать верующие из других деревень».
Я слушаю батюшку и вспоминаю, как читала письма онкологических больных, которым врачи подписали уже смертный приговор, а они по воле Божьей попадали сюда и получали исцеление. Вспоминаю отзывы людей, с которыми беседовала накануне. У каждого из них свои печали, свои болезни. Но все они отмечают духовность и смирение отца Олега, за всех болеющего душой. По лицу молодой женщины текут слезы: «Я угасала с каждым днем. Мои дни были сочтены… А сейчас хочется жить, благодаря Бога, и делиться со всеми своей радостью исцеления».
«Дивись, что столько разнообразных сил сотворено от Бога, а ведь все силы от одной силы, и чрез всякую силу действует Сам Всесильный» (св. прав. Иоанн Кронштадтский).

История села Нижнее Чекурское (Тубэн Чэке)

Село в Дрожжановском районе, на правом притоке р. Большая Якла, в 24 км к юго-западу от с. Старое Дрожжаное.
На 2002 г. — 306 жителей (татары).
Полеводство, скотоводство.
Средняя школа, дом культуры, библиотека.
Известно с 1666 г. В 18 — 1-й половине 19 вв. жители относились к категории государственных крестьян (выполняли лашманскую повинность). Занимались земледелием, разведением скота. В начале 20 в. в селе Нижнее Чекурское функционировали мечеть, медресе, мельница. В этот период земельный надел сельской общины составлял 1453,8 дес.
До 1920 г. село входило в Городищенскую волость Буинского уезда Симбирской губернии. С 1920 г. в составе Буинского кантона Татарской АССР. С 10.08.1930 г. в Дрожжановском, с 01.02.1963 г. в Буинском, с 30.12.1966 г. в Дрожжановском районах.
Число жителей: в 1859 г. — 593, в 1897 г. — 857, в 1913 г. — 1122, в 1920 г. — 1220, в 1926 г. — 1131, в 1938 г. — 1075, в 1949 г. — 848, в 1958 г. — 666, в 1970 г. — 635, в 1979 г. — 539, в 1989 г. — 320 чел.
* * *
В 1607 году на правом берегу безымянной речки образовалось селение Старое Чекурск, где жили татары, чуваши, мордва. О чем свидетельствует татарское кладбище, расположенное в центре села Старое Чекурск и мордовское кладбище, расположенное на севере 1,5 км от современного села Верхнее Чекурское. В 1646 году мордовское население уехало со всем хозяйством на запад, и образовало селения Атяшкино и Паркино (ныне Сурский район Ульяновской области). Причиной их ухода по преданию явился сговор между татарами и чувашами, которые решили изгнать мордву и поделить их земли. Возможно так и было, иначе чем объяснить , что татарское кладбище оказалось на чувашской стороне.
Появление села связано с продвижением русских служилых людей в Поволжье, когда местные жители все дальше отходили от своих родных мест и осваивали более тихие места на окраинных землях. О чем свидетельствует название села и деревень, которые росположены в данной месности. Так, в 1647 году по левому берегу безымянной речки, ныне Туса, образовались селения Верхнее-Чекурск и Нижнее-Чекурск. Примерно в это же время, в 5 км к востоку от села образовалась деревня Новое Чекурское, в переводе на национальные языки означает «Чэке», «Чака», т.е. граница.
Основным занятием жителей являлось пашенное и подсечно-огневое земледелие. Например, участок к югу от села, так называемый «Пуп саране», по словам сторожилов был сплошь покрыт лесом, о чем свидетельствовал и рельеф местности. Крестьяне селения никогда не были крепостными, по всей вероятности, они были государственными.
Археологическим памятником села являются останки мамонтов по реке Туса.

С 1905 по 1909 годы в селе Старо-Чекурское была построена церковь и открыта церковно-приходская школа, первым священником и учителем которой был уроженец села Большая Акса Петров Андрей Аркадьевич (умер в 1928 году). Церковь была закрыта в 1931 году, восстановлена и отреставрирована в 2001 году и действует поныне под руководством священника Волкова Олега Александровича.

    Родились в селе Нижнее Чекурское:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *