Церковь на шпалерной

Церковь на шпалерной

Церковь во имя Иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте» на Шпалерной улице

Церковь находится вблизи казарм Кавалергардского полка на пересечении Шпалерной улицы и проспекта Чернышевского.
Петр I подарил этот участок земли сестре Наталье Алексеевне. В 1711 году здесь возвели каменный дворец для царевны, и в память избавления Петра I от плена во время Прутского похода устроили в нем домовую церковь — в честь Воскресения Христова. По имени церкви был впоследствии назван проспект — Воскресенский (ныне пр. Чернышевского).
При императрице Елизавете Петровне домовая церковь была обращена в приходскую. В 1795-1796 годах церковь перестроена, возведена новая колокольня. Однако к 1811 году здание сильно обветшало, а пожар соседствующей церкви конюшни штаб-лекаря Гоф-интендантской конторы повредил колокольню. В 1817-1818 годах по проекту архитектора Луиджи Руска было возведено нынешнее здание храма.
Это единственный храм архитектора Луиджи Руска в Петербурге, сохранившийся до наших дней. Руска не вел строительство сам — по его проекту храм строил в 1817 — 1818 годах Л. Шарлемань. При постройке храма были использованы фундамент и часть стен каменных палат, выстроенных в 1711 году для сестры Петра I — Натальи Алексеевны. Освящение храма состоялось 24 октября 1818 года во имя чудотворной иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте».
Храмовая икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» с 1643 года находилась в Москве, в Преображенской церкви на Ордынке. Икона была написана на кипарисной доске, на наложенном поверх нее загрунтованном холсте. Божия Матерь на ней изображена во весь рост с Предвечным Младенцем на левой руке, в окружении ангелов; в ногах ее — алчущие, больные, скорбящие. С обеих сторон помещена надпись: «Тя, исплетшую мирови венец, песнословим! Радуйся, Лествице небесная, по Ней же сниде Бог! Радуйся, неувядаемая Розго!»
Прославление иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» началось в царствование Иоанна и Петра Алексеевичей, с тех пор как в 1688 года от нее совершилось чудесное исцеление Евфимии, родной сестры патриарха Иоакима (1674-1690).
Икона была перенесена в Санкт-Петербург из Москвы в 1711 году сестрой Петра I царевной Наталией Алексеевной. Чуду именно от этого образа приписывалось прекращение свирепствовавшей во времена Екатерины II эпидемии оспы. Со временем образ оказался в Скорбященской церкви на Шпалерной улице.
Однопрестольная церковь позднего русского классицизма имеет вид 24-колонной палладианской ротонды, как бы заключенной в прямоугольный каменный чехол. Здание представляет собой куб, увенчанный куполом диаметром 19 метров на невысоком барабане. Учитывая угловое расположение храма, зодчий украсил его главный, северный, фасад шестиколонным ионическим портиком, а другой, восточный, подчеркнул только окнами и рельефными панно. Неф представляет собой зал-ротонду, перекрытый громадным сферическим куполом, поверхность которого обработана кессонами с лепными розетками. Купол поддерживает изящная мраморная колоннада ионического ордера.
Главная святыня храма — икона Божьей Матери «Всех скорбящих Радосте» под устроенной сенью, находилась в правой нише возле иконостаса, четыре колонны вокруг ее и свод были вызолочены.
В 1868 году с восточной фасада храма, на месте центрального алтарного окна, устроили нишу и поместили в ней копию иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Копия была выполнена на меди и вмонтирована в литую чугунную раму с бронзовой отделкой и зеркальным стеклом.
С 1922 по февраль 1923 года церковь относилась к Петроградской автокефалии; с 1923 по январь 1932 года — обновленческая. Закрыта 10 января 1932 года и передана Управлению строительства Полномочного представительства ОГПУ в Ленинградском военном округе. Позднее в ее здании были размещены проектные организации, и наконец, здесь расположилось Общество охраны памятников истории и культуры. Богатое убранство этой церкви не сохранилось. Чудотворная икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» была перенесена в Спасо-Преображенский собор.
Храм был вновь возвращен церкви 15 марта 1994 года, возрождается силами верующих.
К зданию церкви с южной стороны примыкает дом причта. Он частично передан приходу, Теперь там располагается Приходской культурно-просветительский центр «Лествица», постоянная выставка «Неизвестная и неоконченная война», посвященная блокаде Ленинграда, и Музей новомучеников Санкт-Петербургской Епархии. Открыты экспозиции, посвященные новомученикам, жизнь которых была тесно связана со Скорбященским храмом — священномученику Григорию и мученице Екатерине.
Сщмч. Григорий Петроградский (протоиерей Григорий Сербаринов, 1880-1937) служил в храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в 1912-1922 гг., был его настоятелем, вел активную пастырскую, просветительскую, педагогическую деятельность. С началом гонений на Церковь, в 1918 г., был арестован в первый раз, в 1922-1924 гг. отправлен в ссылку, а в 1934 г. был осужден на 5 лет концлагерей. В 1937 г., почти сразу после возвращения с Колымы, о. Григорий был вновь арестован и приговорен к расстрелу. 8 января — день памяти сщмч. Григория.
Мч. Екатерина Петроградская (Екатерина Андреевна Арская, 1875-1937) — дочь ктитора храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» А.П. Уртьева и жена ктитора Воскресенского Смольного собора П.Н. Арского. В 1932 г. арестована по делу «Александро-Невского братства» и осуждена на 3 года концлагеря; в 1937 г. арестована во второй раз по обвинению в контрреволюционной деятельности. На допросах отказалась давать показания против себя и знакомых ей по «Александро-Невскому братству» людей. 17 декабря 1937 г., день расстрела Екатерины Арской, стал днем ее памяти.
Настоятель храма: священник Вячеслав Харинов.
Адрес храма: ул. Шпалерная, д.35 (Просп. Чернышевского, д. 3).
Тел.: 273-54-69, 273-54-29, 719-68-23.
Сайт храма http://www.bcex.ru/
Проезд: ст. метро «Чернышевская».

Дом причта и Церковь во имя Иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте». Вид с пр. Чернышевского (Воскресенского).

Дом причта и Церковь во имя Иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте».

Северный фасад Скорбященской церкви. Вид с ул. Шпалерной.

Северный фасад церкви.

Церковь на углу Шпалерной и пр. Чернышевского.

Вид со стороны набережной Невы.

Восточный фасад Скорбященской церкви.

Барельеф на восточном фасаде.

Барельеф на восточном фасаде церкви.

Барельеф на восточном фасаде церкви.

Икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте» на алтарной стене храма.

© Возлядовская А.М., Гуминенко М.В., фото, 2009

Церковь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте» с грошиками.
Подворье Свято-Троицкого Зеленецкого мужского монастыря

История этой церкви начинается с того, что на берегу Невы, на Шлиссельбургском проспекте (ныне — проспект Обуховской Обороны) близ Стекольного завода была выстроена часовня, освящённая во имя Тихвинской иконы Божьей Матери. Купец Семен Иванович Матвеев, торговавший в посёлке стекольного завода возвращался на лодке из Санкт-Петербурга по Неве на Ладогу. Вдруг поднялась буря, лодку перевернуло, спутники Матвеева утонули, сам он, схватившись за доску, просил о помощи Царицу Небесную. Доску с Матвеевым — единственным спасшимся их всех путешественников — прибило к берегу Невы в том месте, где стояла часовня Тихвинской иконы Богородицы. В благодарность купец С.И. Матвеев пожертвовал часовне образ Божьей Матери Всех Скорбящих Радосте, который особенно чтился в его семье. Образ был получен Матвеевым от своей матери, происходившей из рода купцов Куракиных. По семейному преданию, один из купцов Куракиных принял эту икону, когда она была прибита волной к берегу Невы.
Икона Всех Скорбящих Радосте оставалась в часовне. 23 июля 1888 года во время грозы в часовню ударила молния. Она нанесла часовне значительные повреждения — часовня обгорела, пострадали некоторые иконы, но вот с образом Божией Матери произошли необычайные изменения. Тёмная от времени икона просветлела, а на поверхность иконы пристали медные грошики их кружки для пожертвований, которая стояла возле иконы.
Вот как описывает саму икону протоиерей С.С. Наркевич: «Икона эта в высоту имеет 9 5/8 вершков и в ширину 7 1/2 вершков. Написана она далеко не художником, простого суздальского письма, но глаза изображены до того прекрасно, что кажутся живыми.
На темно-зеленом фоне иконы Богоматерь изображена во весь рост, стоящею на круглом коврике, со склоненною в левую сторону главою.
Вверху иконы изображен Спаситель на облаках, правою рукою благословляющий, а в левой держащий святое Евангелие. Руки Богоматери распростерты — без Божественного младенца; левая рука Ее протянута к изображенным подле больным, а правая указывает им на Спасителя. Голова Божией Матери покрыта белым покрывалом с золотистым сиянием. Верхняя одежда на Ней темно-синего цвета, а нижняя — темно-красного, сзади Царицы Небесной изображены зеленеющие ветки райских дерев. Направо, под свитком с надписью «нагим одеяние», ангел прикрывает трех обнаженных до пояса женщин, а ниже другой ангел утешает седого старика и мужа средних лет, стоящих на коленях у ног Богоматери. По левую от Нее руку, под свитком с надписью «больным исцеление», изображен третий ангел, указывающий руками на Владычицу двум больным мужам и женщине, а внизу их четвертый ангел побуждает молиться Богоматери и Спасителю двух коленопреклоненных больных, мужа средних лет и юношу, возбуждая в них упование на помощь свыше.
Но что особенно привлекает внимание на святой иконе Богоматери — это маленькие монетки полукопейки, девять — чекана в царствование Императора Александра II, одна — чекана Императора Николая I и одиннадцатая монетка, четверть копейки, чекана Императора Александра II. Расположены монетки в некотором порядке: одна над свитком с надписью «нагим одеяние», вторая между этим свитком и ликом Богоматери, две монетки с левой стороны склоненной главы Божией Матери у сияния, четыре монетки расположены на Ее одежде, одна у ног Ее и две на одеждах коленопреклоненных двух больных, слева у ног Богоматери. Если присмотреться, то ясно видно, что монетки вовсе не вдавлены в краску, как это заметно на копиях с прославленной иконы, а держатся прямо на поверхности иконы и держатся без всякой видимой причины с тех пор, как Всевышнему угодно было, для нашего спасения, прославить эту святыню на радость и утешение болящим, скорбящим и обремененным в сей жизни». (ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТИ (с монетами) находящаяся в часовне Скорбящей Божией Матери, в г. С.-Петербурге, на Стеклянном, за Александро-Невской лаврой, по Шлиссельбургскому проспекту, И ОПИСАНИЕ ЧУДЕС ОТ НЕЕ с приложением точных снимков с иконы, храма и часовни, а также тропарей и молитв. / Протоиерей С.С. Наркевич, с.-Петербург, 1993).
Необычное явление получило огласку. К иконе стали приходить люди, известны случаи исцеления после молебна перед иконой. Почитание её быстро распространилось за пределы Санкт Петербурга.

Рядом с часовней была построена церковь во имя Иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радосте». Участок земли для церкви был пожертвован Кабинетом Его Императорского Величества, которому он принадлежал. Церковь строилась на частные пожертвования архитектором А.И. фон Гогеном. За основу был взят распространенный в московской архитектуре XVII в. Тип тречастного храма, состоящего из расположенных по одной оси пятиглавой церкви, пониженного притвора и двухъярусной шатровой колокольни. Храм был двухпрестольный. Главный престол во Имя Божьей Матери был освящен 2 августа 1898 года, левый (северный) придел — во имя святителя Николая и пророка Ильи — 2 декабря того же года. Правый (южный) придел был оставлен для Чудотворного образа, который хранился в часовне и переносился в Церковь во время богослужений.
В 1906 — 1909 годы для Чудотворного образа по проекту архитектора А.И. фон Гогена также в «русском стиле» была построена большая каменная часовня, включившая в себя как в футляр обгоревшую историческую. За образец для постройки архитектор А.И. фон Гоген взял придел знаменитого московского храма Рождества в Путинках середины XVII века. Это была самая большая в России часовня: она могла вмещать до 800 человек.
В 1911 году возле часовни со стороны Невы была похоронена известная странница и богомолка Матренушка-босоножка (в миру Матрена Петровна Мыльникова).
Скорбященская церковь была закрыта в ноябре 1932 года. По первоначальному плану здание храма должны были передать под общежитие завода «Большевик», но позднее, в 1933 году храм взорвали, якобы для расширения территории речного порта.
После закрытия Скорбященской церкви, в 1932 – 1938 годах часовня действовала как приходская обновленческая церковь, а после закрытия в ноябре 1938 года её здание было передано Володарскому районному штабу МПВО. Чудотворный образ Скорбященской Божией Матери с грошиками был спасён прихожанами и в конце 40-х годов он был передан в Свято-Троицкую церковь «Кулич и Пасха», где и находится и в настоящее время.
В первой половине 1990-х годов территория бывшей церкви с сохранившейся (без шатровых завершений) часовней передана С.-Петербургской епархии. Здесь разместилось подворье Свято-Троицкого Зеленецкого мужского монастыря. В 1996 году получено благословение правящего архиерея на восстановление храма, произведена расчистка и консервация его фундамента. Ведутся работы по восстановлению прежнего облика часовни, действующей в качестве подворского храма. Сейчас здесь находится список с чудотворной иконы.
Адрес подворья: 193019, Санкт-Петербург, пр. Обуховской обороны, 24.
Телефон: 265-03-00.
Проезд: метро «Площадь Александра Невского».

Церковь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте» (с грошиками) со стороны пр. Обуховской обороны; фото — апрель 2009.

Северо-западный фасад церкви, фото — апрель 2009.

Западный фасад, вход в храм, фото — апрель 2009.

Юго-западный фасад церкви со стороны пр. Обуховской Обороны, фото — апрель 2009.

Скорбященская церковь, за ней — Финляндский (железнодорожный) мост через Неву, фото — апрель 2009.

Фрагмент здания храма, фото — апрель 2009.

Восстановленные шатровые завершения храма, фото — апрель 2009.

Икона св. пророка Илии над южным входом в храм, фото — апрель 2009.

Икона Всех Скорбящих Радосте на западном фасаде храма, фото — апрель 2009.

Икона святителя Николая над северным входом, фото — апрель 2009.

Шатер и главка с крестом Скорбященской церкви, фото — апрель 2009.

Ажурная решётка возле входа в храм.

Западный фасад, вход в храм (фрагмент), фото — апрель 2009.

© Возлядовская А.М., Гуминенко М.В., фото 2006-2016

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *