Церковь феодора стратилата в новгороде

Церковь феодора стратилата в новгороде

Одним из выдающихся памятников новгородского зодчества является церковь Федора Стратилата на Ручью, выстроенная в 1360 — 1361 годах посадником Семеном Андреевичем. Русло древнего Федоровского ручья, на берегу которого стоял храм, в недавнее время было засыпано, и по засыпи проложена трасса автострады Москва — Ленинград.

Фресковая роспись церкви Федора Стратилата, исполненная, по-видимому, в конце 60-х или даже в 70-х годах ХIV века, была расчищена из-под побелки в 1910 году. Роспись сохранилась почти на всех стенах, на столбах, арках и сводах храма, но фрагментарно, с большими утратами. Несмотря на это, художественное значение росписи исключительно. Во фресках храма применен прием монохромного решения всей стенописи в красно-коричневых тонах с полным отказом от яркой, звучной полихромии других новгородских росписей ХIV века. Вместе с тем эта черта очень сближает роспись Федора Стратилата с росписью церкви Спаса на Ильине, исполненной Феофаном Греком. Роспись Федора Стратилата рассматривалась одними исследователями как более раннее произведение этого прославленного художника, другими, наоборот, как более позднее произведение какого-то новгородского мастера, испытавшего на себе сильное влияние манеры Феофана Грека. В росписи Федора Стратилата ярко выступает характерная для ХIV века любовь к повествовательной тематике, с одной стороны, и глубоко эмоциональная трактовка человеческих страданий, переходящих в патетику, — с другой. Композиции и отдельные фигуры росписи Федора Стратилата несут на себе несомненный отпечаток византийского искусства ХIII — ХIV веков.

Живописная фактура стратилатовской росписи, как уже сказано, обнаруживает ближайшее родство с фактурой фресок церкви Спаса. Тот же красно-коричневый цвет лежит в основе, по нему проложены высветленные и острые пастозные белильные мазки «движек».

Темно-коричневый рисунок оконтуривает форму. Однако в стенописи Федора Стратилата приемы не отмечены той виртуозностью, которой отличаются фрески Спаса. Многие персонажи стратилатовской росписи обнаруживают ближайшее родство в своих характеристиках с персонажами росписи церкви Спаса. Особенно симптоматично, когда отдельные второстепенные детали пейзажа, костюма, орнамента или реквизита тех или иных композиций буквально повторяются в росписях этих церквей.

Храм Феодора Стратилата г. Великий НовгородСтраница приходаРусская Православная Церковь, Новгородская митрополия, Новгородская епархия, Новгородское благочиние

  • Статус:действующий
  • Язык богослужений:церковнославянский
  • Расписание богослужений (общее кратко):Среда – воскресенье:8.30 – Исповедь 9.00 – Литургия 18.00 – Вечернее богослужение в субботу в 17.00
  • Настоятель:Прот.Сергий Золотарёв
  • Престольные праздники:
    • Феодора Стратилата — Февраль 21 , Июнь 21
  • Краткая историческая справка:Церковь Феодора Стратилата – единственныйдревний храм, который сохранился до наших дней в
    Неревском конце Новгорода в пределах земляного вала.В древности мимо церкви проходила Щиркова улица.Возможно, что именно об основании храма-предше-ственника нынешней церкви и его заказчике, некомВоигосте, кратко сообщает Новгородская Первая лето-пись под 1115 г. В конце XIII в. храм был отстроен заново,уже в то время он был посвящен св. Феодору Стратилату.Существующее здание относится в основном к середи-не XVI в. – это двухэтажный пятиглавый храм. Послешведской оккупации (1611–1617) церковь долгое времястояла в запустении. Только во второй половине XVII в.Софийская сторона начинает возрождаться. Храм вмч.Феодора Стратилата стал приходским для поселившихя в Неревском конце стрельцов. В 1804 г. при митрополите Гаврииле из Софийского собора в Феодоровскийхрам была перенесена частица мощей святого великомученика Феодора Стратилата. В том же году с западак церкви была пристроена четырехъярусная колокольня.В 1930-е гг. церковь была закрыта, а часть церковныхценностей была передана для продажи за валюту акционерному обществу «Интурист». Неизвестна судьба икон Феодоровской церкви. В 1937 г.

    в числе приговоренных к расстрелу священнослужителей был и священникцеркви Феодора Стратилата Димитрий Семенов.Во время Великой Отечественной войны храмФеодора Стратилата пострадал незначительно, в послевоенные годы он использовался как склад. В 1955 г.группа верующих из 26 человек сделала попытку убедить власти в необходимости открытия для богослуже-ния церкви Феодора Стратилата на Софийской стороне(в это время действующим был единственный Николо-Дворищенский собор на Торговой стороне). Через митрополита Ленинградского и Новгородского Григория (с 1933 по1956 г. епархия находилась в составе Ленинградской митрополии) верующие обратились к патриарху Алексию (Симанскому)и гражданским властям с просьбой о передаче в их пользованиехрама. Однако решением Новгородского облисполкома в просьбебыло отказано.
    Только в 1991 – 2002 гг. были проведены реставрационныеиработы, затянувшиеся более чем на 10 лет по разным причинам:два пожара, перебои с финансированием, смена заказчиков и на-учных руководителей реставрации. Храму был возвращен обликXVI–XVII вв. Самая ранняя живопись, сохранившаяся в храме,
    относится к последней четверти XVIII в. В центральном барабане под слоями побелок и красок раскрыты изображения восьми архангелов: Михаила, Гавриила, Рафаила, Иегудиила, Уриила,Салафиила, Варахиила, Иеремиила.Восстановленная на средства государства, церковь Феодора Стратилата стала единственным в 2002 г. историческим зданием, переданным верующим. Торжественное освящение храма архиепископ Лев совершил 19 декабря в день памяти свт. Николая.Находящаяся в храме икона этого святого особо почитаема верующими.Воскресные и праздничные богослужения в храме идут с сурдопереводом.
    При церкви открыта воскресная школа, организована молодежная театральная студия «Стратилат».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *