Целибат

Целибат

ВАТИКАН. Обет безбрачия (целибат) католических священников может быть отменен при определенных обстоятельствах в Латинской Америке, если Конференция епископов Амазонского региона в Бразилии поддержит такое решение, сообщает theguardian.

Папа Франциск может рассмотреть вопрос отмены обета безбрачия для приходских священников, если епископы на местах его поддержат. Такое заключение можно сделать из противоречивых сообщений и опровержений, появляющихся в прессе накануне Конференции католических епископов Амазонского региона в Бразилии.

Но это решение, если оно будет принято, станет лишь частным успехом в попытке решить множество проблем, которые стоят ныне перед Католической церковью по всему миру. На сегодня, к примеру, все меньше желающих стать священниками, и уже во многих регионах мира ощущается серьезная нехватка приходского духовенства. Приток молодежи в ряды духовенства сильно сократился, и в результате во Франции, к примеру, средний возраст приходского духовенства уже превысил 60 лет. А колледж Святого Патрика в Мэйнуте (Ирландия), рассчитанный на подготовку 500 молодых священников в год, в этом году принял лишь шесть новых семинаристов.

Папа мог бы отменить обетбезбрачия одним росчерком пера, поскольку для этого не требуется вносить изменения в церковную доктрину, но этому всегда противились епископы. Хотя в некоторых случаях в странах запада этот обряд уже фактически отменен. Так, ряд бывших англиканских священников в Британии и США перешли в католичество, оставаясь женатыми людьми; а духовенство греко-католических церквей (так называемого «восточного обряда»), обслуживающих духовные нужды украинских иммигрантов в США, также разрешает священникам браки, как это принято у них на родине.

Католические епископы в других частях света в целом никогда не поддерживали это веяние, и их враждебность нетрудно понять. Женатое духовенство фактически подрывает экономические и культурные основы существования западных церквей. Ведь прихожанам придется оплачивать расходы священника на содержание семьи, а семья нуждается в большом доме и в гораздо большем доходе. Кроме того, приналичии браков, возникнут и разводы.

В Латинской Америке и Бразилии ситуация имеет особые черты, поскольку местные епископы в большинстве своем поддерживают идею об отмене обряда безбрачия.

По данным опроса 1970 года, 92% населения Бразилии считает себя католиками; но к 2010 году в стране насчитывалось уже лишь 65% католиков. Такой значительный и все возрастающий отток прихожан объясняется растущей популярностью Пятидесятнических церквей на континенте, которые разрешают браки своему духовенству, всячески поощряют участие женщин в делах приходов, и при этом насаждают массовые «театрализованные формы» христианских обрядов и богослужений.

На сегодня в Бразилии насчитывается 140 миллионов католиков, духовные нужды которых обслуживают лишь 18 тысяч священников. При этом в целом для Амазонского региона проблема дефицита духовенства еще более остра. Делались неоднократные попытки «импорта» священнослужителей для местных храмов из-за рубежа, но они в большинстве своем провалились из-за культурных несоответствий и языкового барьера. При этом католические епископства в США и в западной Европе давно и успешно замещают нехватку местных священников за счет «импорта» духовенства из стран развивающегося мира, но там эта практика всегда была успешной благодаря тому, что английский и испанский языки являются общераспространенными, глобальными. А в Бразилии священник должен свободно владеть португальским языком, а потому ситуация там совершенно иная.

Совершенно очевидно на сегодня, что решение об отмене целибата, если оно будет принято, будет не спущено сверху из Ватикана, а инициировано местным духовенством, и вряд ли будет действовать в глобальном масштабе. Папа Франциск уже сталкивается с яростным сопротивлением в своих попытках хотя бы смягчить отношение церкви к повторным бракам после разводов. К примеру, эксперимент в Англиканской церкови хорошо показал, что епископы, придерживающихся самых либеральных взглядов по другим вопросам, решительно отвергают женатых священников, если тех им навязывают извне. Предложение о рассмотрении вопроса отмены обряда безбрачия на ближайшем всемирном собрании епископов католических церквей в Риме было решительно отклонено большинством голосов группы епископов, занимающихся подготовкой этого события. Но, если Конференция епископов Амазонского региона в Бразилии все же примет решение об отмене целибата и, возможно, о иных радикальных мерах, включая расширение прав женщин в приходских храмах и богослужениях – Папа Франциск совершенно точно поддержит это решение.

Обет безбрачия, или цена воздержания

Такое понятие как целибат, или обет безбрачия, в большей мере относится к католическому духовенству, но присутствует и в некоторых других религиях. Это состояние тела и духа было узаконенное в 11 веке Папой Григорием VII. Основанием же для этого послужило то, что католическая церковь стала очень отрицательно относиться к передаче своего имущества от духовенства их детям. Незыблемость целибата была официально подтверждена в 1967 году Папой Павлом VI, и действует поныне. Однако по библейским канонам целибат — это добровольный выбор каждого человека и не может быть принудительным. Так, Иисус Христос в беседе с учениками высказался относительно безбрачия следующим образом: «Кому дано вместить, да вместит…», то есть: кому это не в тягость, пусть остаётся холостым. Таким образом, принудительный целибат не только может вызвать нервные и сексуальные расстройства, но и противоречит библейским принципам.

Отцы церкви «действуют»

Однако это совсем не означает, что половое воздержание стало для католических церковнослужителей нормой жизни. Причём, длительное воздержание нередко имело самые непредсказуемые последствия. И это подтверждает судебная психиатрия. Одним из громких дел, связанных с педофилией среди церковнослужителей, стало дело Бостонской митрополии Римско-католической церкви. Как было установлено, только за несколько месяцев 2002 года её «отцами» было совращено и изнасиловано около 500 девушек и юношей. К этому следует добавить, что секретное предписание Ватикана от 1962 года гласило, что сексуальные проступки католических священников огласке не подлежат. Этот документ был издан кардиналом Альфредо Оттавиани и хранился в секретных архивах Ватикана. Даже жертвам насилия предписывалось хранить все обстоятельства произошедшего в строгой тайне. А коли так, то эти проступки обязательно перерастут в криминальные действия, как это и произошло в Бостоне.

Впрочем, нередки случаи кровавых и диких нарушений целибата. В Мехико к 55 годам лишения свободы приговорен католический священник Дагоберто Арриага, который убил своего 16-летнего сына, чтобы скрыть факт нарушения целибата. Задумав совершить убийство, священник похитил сына и отвез его в другой город, где и исполнил задуманное.

История отца Даниила

На совести другого священника — отца Даниила из Эквадора 30 загубленных прихожанок. Причиной превращения Даниила Камаржо в безумного маньяка, по мнению экспертов-психиатров, стал обет воздержания и безбрачия — целибат. Роковую черту переступил он после 17 лет целибата, когда однажды к нему домой пришла юная прихожанка и попросила кое-что из религиозной литературы. Подобрав книги и вернувшись в комнату, Даниил застал девицу совершенно обнажённой и лежащей на его кровати… Когда священник понял, что обет целомудрия нарушен, с его психикой что-то произошло: схватив нож, он ударил девицу несколько раз в грудь.

Когда понял, что она мертва, решил дождаться ночи, чтобы вынести убитую и закопать тело. Именно с таким намерением Даниил ночью подошёл к лежащей на кровати мёртвой блуднице и, вдруг, не помня себя, прильнул к уже остывшему окровавленному телу…

Утром на проповедь он отправился с одной единственной целью: испытать то же самое и с другими прихожанками, которых он в душе уже «приговорил». После «жертвоприношения» очередной прихожанки Даниил под звуки записанных на плёнку его же проповедей и чистоте помыслов и любви к Богу, вступал в сексуальные отношения с мёртвым телом. Со временем это стало делом всей его жизни.

«Споткнулся» он на своей 31 жертве — ею оказалась молодая замужняя дама. Когда «святой отец» был уже готов приступить к своему кровавому сексуальному ритуалу, в дом к нему ворвался её муж с дубиной в руке… Похождения убийцы-некрофила закончились судом, он получил высшую в стране меру наказания — 16 лет лишения свободы. Но отсидеть довелось ему лишь несколько дней — даже закоренелые уголовники не смогли вынести своего сокамерника, он был найден задушенным.

Исследования показали…

Профессор Мапелли провёл тщательное исследование, согласно которому 60% католических священников страдают от серьезных сексуальных проблем, 30% регулярно нарушают требования целибата, и лишь 10% безупречно соблюдают его. О чём это говорит? О том, что из этих 60 % и пополняется армия маньяков и педофилов в рясах. Профессор факультета теологии университета Познани Юзеф Баняк опросил 823 католических церковнослужителя в самых разных концах Польши. По мнению профессора, целибат имеет очень тяжелые последствия как для психики, так и для физического здоровья. Он не только приводит к одиночеству и развивает стресс, но и делает людей замкнутыми и озлобленными. Впервые о сексуальном насилии над детьми со стороны служителей-католиков заговорили еще в середине ХХ века. В настоящее время эта проблема зашла настолько далеко, что для очищения католической церкви в США была создана «служба собственной безопасности». По словам ее руководителя Терри Маккьернана, всего от таких священников пострадало около 14 тысяч детей. На сегодняшний день жертвам извращенцев в рясах Католической церкви уже пришлось выплатить по судебным искам почти два с половиной миллиардов долларов. Только кардинал Роджер Махоуни из США был обязан выплатить 508 жертвам сексуальных домогательств, совершенных им начиная с 1940-х годов, 660 миллионов долларов.

Целибат в других религиях

Восточное учение — самое мудрое из всех учений гласит: «Секс — это основная кармическая задача человека, и её нужно выполнить до конца». Действительно, сексу во все времена придавали первостепенное значение — ведь во время соития происходят самые мощные выбросы жизненно-важной энергии. Считается, что при невыполнении этой задачи человек легко может превратиться в сексуального вампира. Иными словами, при длительном сексуальном, к тому же некомпенсированном воздержании, с гормональным фоном может произойти мутация, и тогда неиспользованная сексуальная энергия может выплеснуться совеем не в том направлении.

Целибат в какой-то мере присущ и индуизму, и буддизму, однако он не приводит к дикой и непредсказуемой извращённости. Дело в том, что и в духовных учениях этих религий, а также учениях церкви есть практика медитации, которая приводит всю систему человека в такой баланс, когда человек получает наслаждение более высокого порядка, нежели сексуальное. На Востоке для этого существуют различные практики, способствующие перераспределению сексуальной энергии таким образом, что она не будет застаиваться и не приведёт ни к чему плохому. Поэтому, если подобная медитация не предусмотрена и соответствующий механизм не запущен, то сжатая внутри пружина рано или поздно неизбежно разожмётся — и тогда появляются непредсказуемые и криминальные последствия. К сожалению, католических священников, впрочем, как и христианских, в духовных семинариях и академиях этому не обучают.

Владимир Лотохин, г Златоуст

#целибат,#религия,#лотохин,#радуга

НА ГЛАВНУЮК СПИСКУВ НАЧАЛО

– Я работаю в школе, и ребята меня спросили: «Почему монах дает обет безбрачия, почему у него нет семьи? Ведь предназначение человека – продолжение рода». Я попыталась объяснить, что он хочет служить только Богу, поэтому дает такой обет, но мой ответ не удовлетворил ребят, я не смогла ответить, почему монах дает именно такой обет.

– Он не только такой обет дает, он дает три обещания Богу: безбрачия, нестяжательности и послушания.

Самый трудный обет – послушание. Некоторые мои прихожане недавно вернулись с Валаама и общались с одним из послушников, моим другом, рабом Божиим Максимом. Он говорит: «Это понятно, когда продолжение рода было важнейшей идеей во времена Ветхого Завета, когда весь народ жил ожиданием Спасителя, Мессии, но после прихода в мир Христа эта идея потеряла свое великое значение». Слава Богу, что Господь дает детей, дает возможность умножать любовь в служении детям.

Почему монахи дают в том числе обет безбрачия? Вот разговор двух семинаристов. Один настраивается на белое духовенство, а другой хочет быть монахом, и ему говорят: «Как же так? На приходе матушка, дети…» А он говорит: «Я слабый человек, я очень люблю Бога и Церковь, я понимаю, что не смогу разделить служение Церкви и служение семье, поэтому по своей немощи выбираю один путь – служение Богу». «Женатый человек заботится о том, чтобы угодить жене, неженатый заботится о том, чтобы угодить Богу», – говорит апостол Павел и продолжает: «Я бы хотел, чтобы все были как я, но это пожелание, а не повеление, поэтому те, которые выходят замуж или женятся, будут иметь скорби по плоти, а мне вас жаль». Поэтому здесь все зависит от силы любви: если человек возлюбил Бога всем сердцем, но не хочет ни с кем делить эту любовь, он становится монахом. Но людей с такой сильной любовью к Богу очень немного, поэтому абсолютное большинство людей находит некоторый баланс.

– …находя время и для семьи, и для Бога: для малой церкви и для большой.

– К сожалению, очень часто для Бога бывает по остаточному принципу.

протоиерей Евгений Попиченко

Совершенно иную форму полового поведения представляет собой целибат, или воздержание от половой активности с партнером. Целибат может быть осознанным выбором человека или определяться обстоятельствами его жизни (слабое здоровье, недоступность партнера и т.п.).

Некоторые религии превозносят чистоту и святость целибата и предписывают обет безбрачия служителям церкви. Целибат может быть также временным или периодическим; это дает некоторым людям ощущение контроля над собственной жизнью, позволяет уделить больше внимания духовному общению с партнером или же «отдохнуть» от физических нагрузок, создаваемых половой активностью.

Эти обеты не всегда выдерживаются.

В одном исследовании было показано, что существенная часть католических священников и монахов не соблюдает обет безбрачия (Halstead, Halstead, 1978).

За последние годы о целибате стали чаще говорить как об альтернативе сексуальным отношениям. В 1980 г. вышла книга под заглавием «Почему все больше мужчин и женщин воздерживаются от секса и получают от этого удовольствие». Автор (Brown, 1980) пишет:

Целибат это способ разрушить границы, существующие между душой и телом. Воздержание дает человеку свободу от сексуальных инстинктов и позволяет оценить радости жизни без секса. Если временный целибат закончится возвратом к сексу — прекрасно; сексуальная активность при этом станет ярче, чем прежде. Если же человек решит продолжить целибат, потому что несексуальный опыт оказался весьма привлекательным, то и в этом случае воздержание принесло явную пользу.

Страх перед СПИДом заставил многих людей избрать целибат как единственный верный способ избежать этой страшной болезни. Следующие материалы из нашей картотеки иллюстрируют соображения, приводящие к такому решению.

Мужчина 28 лет. Как убежденный гомосексуал я оказался в безвыходном положении. Трое мужчин, с которыми я занимался сексом, умерли от СПИДа. Я решил, что лучше не становиться самоубийцей. Буду воздерживаться до тех пор, пока ученые не придумают эффективную вакцину.

Женщина 22 лет. Я сделала совершенно осознанный выбор. Я предпочитаю оказаться женщиной, несостоявшейся в сексуальном плане, чем пополнить статистику погибших от СПИДа. Лучше жить без забот, чем постоянно думать об опасности. Если я захочу выйти замуж, то потребую от своего будущего мужа справки о том, что он не инфицирован. Ну и конечно, моим мужем может быть только тот, кто как и я считает, что в наши дни сохранение верности друг другу — единственная возможность без опасений заниматься сексом.

Для людей, не получающих удовольствия от секса, целибат подобен освобождению из тюрьмы. Другие, хотя секс и доставляет им удовольствие, предпочитают воздержание, поскольку уверены, что это продлит их молодость и увеличит творческую активность. Разумеется, есть люди, которые считают, что целибат невыполним и быстро отказываются от него.

Насколько известно, целибат никак не угрожает здоровью. Как было сказано в гл. 14, если физическое сексуальное напряжение достигает критического уровня, оно разряжается в оргазмах, происходящих во время сна. Итак, целибат для одних людей служит позитивной сексуальной альтернативой, а для других абсолютно неприемлем.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *