Цели крестовых походов

Цели крестовых походов

Причины крестовых походов

Начавшийся в 11 в. в Западной Европе демографический рост натолкнулся на ограниченность ресурсов, в первую очередь, земли как основного средства производства (низкая производительность труда и урожайность). Демографическое давление обострилось в связи с прогрессом товарно-денежных отношений, что делало человека более зависимым от рыночной конъюнктуры, а его экономическое положение – менее устойчивым.

Возник значительный излишек народонаселения, который не мог быть обеспечен в рамках средневековой системы хозяйствования: он образовывался за счет младших сыновей феодалов (в ряде стран господствовало право майората – наследование отцовских земельных владений только старшим сыном), обедневших рыцарей, мелкого и обезземеленного крестьянства. По словам Ж.Ле Гоффа, «крестовые походы воспринимались как очищающее средство от перенаселенности Запада». Укреплявшееся в сознании представление о несметных богатствах Востока порождало жажду завоевания плодородных заморских земель и приобретения сокровищ (золота, серебра, драгоценных камней, изысканных тканей).

Для итальянских торговых городов-республик Венеции, Генуи, Пизы экспансия на Восток была продолжением их борьбы с арабами за господство на Средиземном море. Их поддержка крестоносного движения обуславливалась стремлением утвердиться на берегах Леванта и поставить под контроль основные торговые пути в Месопотамию, Аравию и Индию.

Демографическое давление способствовало росту политической напряженности. Постоянной чертой европейской жизни стали междоусобицы, феодальные войны, крестьянские мятежи. Крестовые походы давали возможность канализировать агрессивную энергию фрустрированных групп феодального общества в справедливую войну с «неверными» и тем самым обеспечить консолидацию христианского мира.

Цели крестовых походов

Одним из способов распространения христианской религии в средневековье были Крестовые Походы. Целью крестовых походов было порабощения «неверных» мусульман азиатских земель и Палестины, и в первую очередь, освобождения от исламских поселений Иерусалима, где находится христианская святыня Гроб Господень и гора Голгофа.

Безусловно, помимо чисто религиозных соображений, Крестовые походы так же являлись и политическим оружием священнослужителей. Ведь в те времена церковь обладала всеобъемлющей властью. Крестовые походы и их участники рыцари-крестоносцы получили такое название6 потому что на их одеждах и знаменах были изображены кресты – символы христианской веры.

На вопросы священнику о цели крестовых походов, в ответ люди слышали о необходимости защиты христианских ценностей, а так же тем, кто был готов принять участие в крестовых походах, было обещано полное отпущение грехов. Поэтому среди крестоносцев кроме истинных и самоотверженных защитников и приверженцев христианской веры, встречались так же и разбойники, и преступники, боявшиеся божьей кары, и надеявшиеся на отпущение грехов. Таким образом, крестовые походы большей частью были не что иное как мародерские захваты и грабежи.

Однако влияние средневековой католической церкви и святой инквизиции было так велико, а вера непоколебима, что мало кто осмеливался задать вопрос священнику об истинном предназначении крестовых походах. Желание церкви захватить Иерусалим, было велико и так сильно насаждалось среди населения на протяжении нескольких столетий, что в одиннадцатом веке в крестовый поход отправились дети и подростки. Но мало кто из них добрался до Святой Земли. Многие погибли в пути от распространенных повсюду инфекций, замерзли или утонули в Средиземном море. Существует мнение, что детские крестовые походы были организованны нечестными торговцами, чтобы потом продать в рабство выживших детей и подростков.

Несмотря на то, что крестовые походы происходили на протяжении нескольких веков и на востоке были организованны многочисленные разрозненные государства крестоносцев, желаемая цель, а именно порабощение мусульман и овладение Иерусалимом, не была достигнута. По всей вероятности причиной этому послужила низкая культура, отсутствие общности интересов, алчность и жестокость крестоносцев.

Загадки истории

Крестовые походы

Что такое крестовые походы? Это военные компании, в которых участвовали крестоносцы, а их инициаторами всегда являлись папы римские. Однако сам термин «крестовый поход» разными учёными трактуется по-разному. Существуют 4 точки зрения на данное историческое явление:
1. Традиционное представление, подразумевающее военные действия в Палестине. Их цель заключалась в освобождении Иерусалима и Храма Гроба Господня от мусульман. Это длинный исторический период с 1095 по 1291 годы.
2. Любая военная компания, санкционированная папой римским. То есть если есть санкция понтифика, то, значит, это крестовый поход. Сами же причины и географическое положение никакого значения не имеют. Сюда относятся и походы в Святую Землю, и походы против еретиков, а также политические и территориальные разногласия между христианскими странами и монархами.
3. Любая война в защиту христианской веры, связанная с латинской (католической) церковью.
4. Самое узкое понятие. Оно включает в себя лишь начало религиозного пыла. Это Первый крестовый поход в Святую Землю, а также походы простолюдинов и детей (Детский крестовый поход). Все остальные военные компании уже не считаются крестовыми походами, так как являются лишь продолжением первоначального порыва.

Крестовые походы в Святую Землю

Эти походы разбиты историками на 9 отдельных военных компаний от Первого крестового похода (1096-1099) до Девятого крестового похода (1271-1272). Однако данное деление не совсем соответствует истине. Пятый и шестой походы можно было бы считать одной военной компанией, так как в них вначале косвенно, а затем и непосредственно принимал участие германский император Фридрих II. То же самое можно сказать о Восьмом и Девятом крестовых походах: Девятый являлся продолжением Восьмого.

Паломники посещали Гроб Господний в Палестине на протяжении многих веков. Мусульмане при этом не чинили никакие препятствия христианам. Но 24 ноября 1095 года римский папа Урбан II в городе Клермоне (Франция) произнёс проповедь, в которой призвал христиан силой освободить Гроб Господний. Слова понтифика произвели на людей огромное впечатление. Все закричали: «Так хочет Бог» и пошли в Святую Землю.

В чём же была причина такого религиозного пыла? Люди преследовали разные цели. Кто-то хотел посмотреть разные страны, кто-то стремился покончить со своей бедностью, кто-то бежал от долгов, а некоторые хотели избежать наказания за совершённые преступления. Немаловажную роль сыграл и экономический кризис в Западной Европе. Всё это и стало причиной формирования отрядов крестоносцев. Подробно читайте в статье: Причины крестовых походов.

Первый крестовый поход (1096-1099)

Состоял этот поход из двух волн. Вначале в Святую Землю пошли толпы плохо вооружённых простолюдинов, а уже за ними двинулись хорошо экипированные отряды профессиональных рыцарей. Путь и первых, и вторых шёл через Константинополь в Малую Азию. Первую волну всю уничтожили мусульмане. Обратно в столицу Византийской империи вернулись лишь единицы. А вот отряды под командованием герцогов и графов достигли больших успехов.

В июне 1099 года крестоносцы захватили Иерусалим и освободили Гроб Господний из рук мусульман. В Святой Земле были созданы христианские государства. Их стали называть Латинским востоком. Он протянулся вдоль берега узкой полосой с общей протяжённостью 1200 км. Но на отвоёванных у мусульман землях мира не было. Военные стычки с последователями пророка Мухаммеда стали обыденным явлением для крестоносцев. Подробно читайте в статье: Первый крестовый поход.

Второй крестовый поход (1147-1149)

По прошествию времени владения христиан в Палестине заметно уменьшились. В 1144 году эмиром Мосула была захвачена Эдесса, а также большая часть земель Эдесского графства (одно из государств крестоносцев). Это стало причиной Второго крестового похода. Возглавили его французский король Людовик VII и германский император Конрад III. Они вновь пошли через Константинополь и испытали много невзгод от алчности греков.

Но главная их беда заключалась в том, что эти европейские монархи действовали порознь. А поэтому магометане вначале разбили войско Конрада III, а затем аналогичная участь постигла и французских крестоносцев. Подробно читайте в статье: Второй крестовый поход.

Третий крестовый поход (1189-1192)

Султан Саладин 2 октября 1187 года захватил Иерусалим, и Иерусалимское королевство осталось без столицы. После этого римский папа Григорий VIII объявил Третий крестовый поход. Возглавили его король Англии Ричард Львиное Сердце, король Франции Филипп II и германский император Фридрих I Барбаросса (Рыжебородый).

Первым начал поход Барбаросса. Он двинулся со своим войском через Малую Азию и одержал несколько побед над мусульманами. Однако при переправе через горную речку утонул. После его гибели большая часть германских крестоносцев повернула назад, а оставшиеся воины Христа продолжили поход под командованием герцога Фридриха Швабского (сын погибшего императора). Но этих сил было мало, и они не сыграли никой решающей роли в данной военной компании.

Французы и англичане отправились в Палестину морем. Там они увязли в осаде крепости Акры, которая продолжалась 2 года. Наконец, 12 июля 1191 года крепость была взята христианами. После этого французский король покинул Святую Землю, а Ричард Львиное Сердце остался. Он попытался вернуть Иерусалим, но не смог этого сделать. Поход закончился в сентябре 1192 года миром с Саладином. Подробно читайте в статье: Третий крестовый поход.

Четвёртый крестовый поход (1202-1204)

Этот поход назвали «позорным», так как крестоносцы вместо того, чтобы освобождать Иерусалим, захватили и разграбили Константинополь. Причина столь неприглядного деяния заключалась в том, что воины Христа подпали под влияние венецианского дожа Дандоло. Он видел в Византии сильного торгового конкурента и решил руками крестоносцев устранить его. Дожу это удалось в полной мере, а освободители Гроба Господня на землях Византии основали Латинскую империю. Подробно читайте в статье: Четвёртый крестовый поход.

Пятый крестовый поход (1217-1221)

Иерусалим оставался в руках мусульман, и римский папа Гонорий III провозгласил Пятый крестовый поход. Возглавил его венгерский король Андраш II. Вместе с ним крест возложили на себя австрийский герцог Леопольд Славный и голландский граф Виллем. Венгерские крестоносцы первыми прибыли в Палестину, но их военные действия никак не изменили существующую политическую обстановку. Поняв бесплодность своих попыток, Андраш II отбыл на родину.

А вот вторая волна крестоносцев, состоящая из немцев, голландцев, фламандцев, высадилась в Египте. В дельте Нила воины Христа решили создать плацдарм для похода на Палестину и начали штурм города Дамиетты, который считался воротами в Египет. Захватили они его в 1219 году, но военный успех развить не сумели. А мусульмане вскоре подтянули свежие силы, и крестоносцам в августе 1221 года пришлось покинуть и Дамиетту, и Египет. Подробно читайте в статье: Пятый крестовый поход.

Шестой крестовый поход (1228-1229)

Этот крестовый поход назвали «походом без похода», а возглавившего его германского императора Фридриха II «крестоносцем без креста». Император был человеком высокообразованным и сумел без военных действий, а лишь путём переговоров вернуть Иерусалим христианам. Он даже провозгласил себя королём Иерусалимского королевства, но не был утверждён ни римским папой, ни собранием знатных феодалов королевства.

Причина заключалась в противостоянии Фридриха II римскому папе Григорию IX. Императора отлучили от церкви, а поэтому возложенный на него крест оказался недействительным. Но опальный монарх добросовестно выполнил свои обязанности в Святой Земли и заключил с мусульманами мир на 10 лет без единого сражения. Иерусалим после этого оставался под полным контролем христиан целых 15 лет. Подробно читайте в статье: Шестой крестовый поход.

Седьмой крестовый поход (1248-1254)

В июле 1244 года мусульмане вновь захватили Иерусалим. В этот раз освобождать святой город вызвался французский король Людовик IX Святой. Во главе крестоносцев он, как и его предшественники, отправился в Египет в дельту Нила. Его войско захватило Дамиетту, а вот наступление на Каир закончилось полным крахом. В апреле 1250 года крестоносцы были разбиты мамлюками, а сам французский король попал в плен. Однако уже через месяц монарха выкупили, заплатив за него огромные деньги.

Испытав горечь плена, деморализованный Людовик IX отплыл в Акру, которая считалась столицей Иерусалимского королевства после захвата мусульманами Иерусалима. В Святой Земле французский король находился вплоть до 1254 года, но никаких военных действий не вёл. Он занимался восстановлением разрушенных крепостей, а когда умерла его мать, отбыл на родину. Подробно читайте в статье: Седьмой крестовый поход.

Восьмой крестовый поход (1270)

Этот поход вновь возглавил Людовик IX, жаждущий реванша. Но со своим войском отправился он не в Египет или Палестину, а в Тунис. На африканском берегу крестоносцы высадились возле древних развалин Карфагена и разбили военный лагерь. Воины Христа хорошо его укрепили и стали ждать союзников.

Но стояло жаркое лето, и в лагере вспыхнула эпидемия дизентерии. Французский монарх заболел и скончался 25 августа 1270 года.

Поход продолжили сын умершего короля Филипп Смелый и король Сицилийского королевства Карл Анжуйский. Они захватили город Тунис, и халиф Туниса вынужден был заключить невыгодный для себя договор с христианами. Уже в самом конце военной компании к крестоносцам присоединились англичане под командованием наследного принца Эдуарда. Но английские корабли вынуждены были отплыть с победившими воинами Христа на Сицилию. Подробно читайте в статье: Восьмой крестовый поход.

Девятый крестовый поход (1271-1272)

Что касается Девятого крестового похода, то он считается последним. Организовал и возглавил его английский наследный принц Эдуард. Он никак не проявил себя на землях Туниса, а поэтому решил прославить своё имя в Палестине. Никто не оказал ему помощи и поддержки, но принц решил полагаться больше на дипломатию, чем на военную силу.

Он заключил договор с монгольским ханом, и тот организовал рейд по тылам мусульман. После этого принц, закрепив свои позиции несколькими военными победами, начал переговоры с египетским султаном Байбарсом. Он сумел склонить мусульманского владыку к мирному договору. По нему оставшаяся небольшая территория Латинского востока получила передышку на 10 лет и 10 месяцев. Но крестоносцы продержались в Святой Земле ещё целых 20 лет. Лишь в 1291 году пал последний плацдарм христиан – крепость Акра. Подробно читайте в статье: Девятый крестовый поход.

Так закончились крестовые походы в Святую Землю. Они продолжались 200 лет и отмечены огромными людскими потерями. Но наряду с минусами, эти военные компании принесли и ряд плюсов Западной Европе. Подробно читайте в статье: Итоги крестовых походов.

Крестовые походы против еретиков

Помимо военных компаний против иноверцев били организованы аналогичные компании и против христиан, попавших в разряд еретиков. Вина этих людей заключалась в том, что их религиозные взгляды не совпадали с официальными догмами католической церкви. Тут уже крестоносцам не нужно было совершать трудные, полные лишений походы в далёкие азиатские земли. Еретики жили в Европе под боком, а поэтому оставалось только безжалостно их уничтожать, не тратя силы и энергию на длительные переходы. Инициировали крестовые походы против еретиков тоже папы римские при полной поддержке своей паствы.

Альбигойский крестовый поход (1209-1229)

В XI веке на юге Франции в Лангедоке большим авторитетом начало пользоваться дуалистическое учение, известное под названием катаризм. Его носители катары проповедовали концепции, кардинально расходящиеся с традиционно христианскими. Очень скоро этим людям навесили ярлык еретиков, а в 1209 году римский папа Иннокентий III объявил против них Альбигойский крестовый поход, так как катаров ещё называли альбигойцами. Название произошло от города Альби, считавшегося центром катаризма.

Этот поход против инакомыслия продолжался 20 лет и состоял из нескончаемой череды военных сражений и осады городов. В конце концов крестоносцы катаров победили, но погибло огромное количество людей. По самым скромным подсчётам их было около 1 млн. человек. При этом крестоносцы убивали не только катаров, но и католиков, придерживаясь принципа, что Бог на небесах узнает своих. Подробно читайте в статье: Альбигойский крестовый поход.

Крестовые походы против гуситов (1420-1434)

В Чехии в 1419 году начались волнения, которые спровоцировали последователи Яна Гуса – гуситы. Они объявили римского папу антихристом и стали ратовать за новые религиозные обряды. Понтифик, германский император Сигизмунд и все немцы заявили, что это жуткая ересь. Против гуситов было организовано 5 крестовых походов, при этом погибла половина населения Чехии.

В противовес крестоносцам гуситы создали народное войско. Во главе него встал разорившийся рыцарь и опытный воин Ян Жижка. Он проявил настоящий полководческий талант и не потерпел ни одного поражения. Воины Христа вынуждены были призвать на борьбу с чешскими еретиками точно таких же чехов, но придерживающихся более умеренных взглядов. Их купили посулами и обещаниями, и в Чехии разразилась междоусобная война, результатом которой стало поражение гуситского движения.

Но католическая церковь так и не смогла возвратить себе утраченные земли и восстановить разрушенные гуситами монастыри. Иными словами, она не смогла вернуть себе прежнее влияние. Подробно читайте в статье: Гуситские войны.

Леонид Журавлёв

Начало крестовых походов.

В 1088 г. новым папой становится сподвижник Григория VII Урбан II. Новый папа уже не пытается сделать всех королей своими вассалами. В противовес германским императорам, он стремится опереться на фран­цузских королей. В 1094 г. он отправляется во Францию, где на соборе в Клермоне призывает к крестовому походу против неверных.

В 1071 г. турки-сельджуки захватывают Иерусалим и завоевали всю Палестину до Аскалона. В 1075 г. они заняли Дамаск. В 1085 г. была захвачена византийская Антиохия. В отличие от терпимых арабов, они стали чинить всякие препятствия паломникам и утеснять палестинских христиан. Проект крестового похода против невер­ных созрел еще в голове Григория VII, однако не смог осуществиться из-за борьбы с Генрихом IV.

Тысячи рыцарей, священников и простолюдинов собрались в этот день послушать папу. Он выступил с пламенной речью, в которой призвал идти в поход против неверных. Сам Господь поведет войско христиан в Святую Землю. Участникам похода простятся все грехи, а павших в бою ожидает вечное блаженство. Слушателей охватило необыкновенное воодушевление. С возгласами «Так хочет Бог!» люди тотчас стали вырезать из материи и нашивать на свою одежду кресты. Проповедники, призывавшие к крестовому походу, разошлись по всей Европе. Наиболее известным из них был Петр Амьенский.

Какие причины толкали людей бросать насиженные места и идти неиз­вестно куда почти на верную гибель?

Безусловно, главной причиной было религиозное воодушевление. Ре­лигиозная реформа клюнийцев способствовала подъему благочестия в наро­де. В случае с крестовыми походами мы видим, что соединилась религиозность с традиционной для Запада воинственностью. А.Л.Дворкин пишет: «Общество, сформировавшееся на Западе в результате варварских вторжений, искало способы для оправдания любимого времяпровождения. Постепенно созда­вался рыцарский кодекс поведения. Военный героизм был весьма роман­тичен; пацифистские убеждения не пользовались особенным почетом. Западная Церковь, даже если и захотела бы, не смогла бы противо­стоять такому общему мнению: она могла лишь пытаться направлять воинственную энергию молодых народов в более приемлемое и выгод­ное ей русло. Старания Церкви остановить войны между христианами не увенчива­лись успехом: хотя на словах все поддерживали эти начинания, но на деле войны не прекращались. Более удачными оказались попытки направить военную энергию в русло борьбы с неверными».

В результате агитации многие монархи и знатные рыцари закладывали свое имущество, чтобы снарядить себя и своих вассалов в поход. Однако большинство крестонос­цев составляли рыцари из небогатых семейств, а также младшие сыновья, которые должны были своими подвигами добыть себе славу и богатство. Также, страшная бедность, царившая в средневековой Европе, создала си­туацию, когда беднякам практически нечего было терять, кроме своих жизней. Их воображение воспламенялось, когда они слышали рассказы о необычайном плодородии Святой Земли. Поэтому бедняки стали толпами стекаться к проповедникам и объединяться в отряды.

В 1096 г. эти толпы бедняков, предводительствуемых Петром Амьенс­ким, двинулись в Святую Землю. Слабо дисциплинированные и еще хуже во­оруженные, эти люди представляли опасность только для деревень, через которые они проходили, так как по пути они занимались грабежом. Это разношерстное войско добралось до Константинополя и, не дождавшись подхода основных сил крестоносцев, переправилось в Малую Азию. Здесь эти люди были без труда почти полностью перебиты сельджуками.

Между тем собралось основное крестоносное войско, по некоторым данным достигавшее 600 тыс.

Формально крестоносную армию по благословению Урбана II возглавлял епископ Адемар. Фактически армия состояла из разрозненных дружин крестоносцев во главе со своими «полевыми командирами» — с графом Раймундом Ту­лузским, Готфридом Бульонским, Балдуином Фландрским, родственником французского короля рыца­рем Гуго Вермандуа, сыном Роберта Гвискара Боэмундом. Дисциплина в этом войске также оставляла желать лучшего, но оно было прекрасно воо­ружено.

Оказавшись на имперских территориях, эти крестоносцы зачастую вели себя не лучше, чем их недавние предшественники бедняки. Однако несравненно лучше вооруженные они представляли серьезную опасность не только для мусульман.

По сути дела именно тогда по настоящему возник конфликт между Западом и Востоком. Это был конфликт двух культур. А.Л.Дворкин пишет: «Солдаты дивились на другой уровень цивилизации, на куда более за­житочную жизнь, чем они видели у себя дома. Они ожидали, что восточ­ные христиане будут весьма похожи на них, а вместо этого видели людей, говорящих на странном языке, придерживающихся странных обычаев и совершающих странные богослужения. Эти греки, которые, как им объяс­нили, погибали от турок, жили вполне довольно и счастливо и совсем не встречали их как избавителей и освободителей. Более того, эти византий­цы почему-то не разделяли их горячего желания немедленно броситься в бой с неверными. Руководители похода тоже чувствовали себя весьма ра­зочарованными. Грубые и неотесанные западные рыцари, привыкшие к весьма примитивной жизни в своих голых каменных замках, были глу­боко потрясены богатством и великолепием византийского двора, разработанными до мельчайших деталей церемониями и изысканной вежливостью придворных. Все это задевало их самолюбие и ранило их гордость. Они могли только комплексовать и хамить, т. е. вести себя как невоспитанные подростки. На одном из приемов у византийского императора некий французский барон неожиданно уселся на императорский трон. Это было слишком даже для других присутствующих на приеме крестоносцев. Когда Балдуин Фландрский попытался свести рыцаря с трона, объясняя, что в присутствии императора может сидеть только сам император, тот ответил: «Что это еще за неуч — сидит, когда столько великих полководцев стоят». Алексей Комнин при этом дипломатично сделал вид, что ничего не замечает; однако он велел перевести себе ответ рыцаря, и, когда аудиенция была окончена, он подозвал его к себе и спросил, кто он и откуда. «Я чистокровный француз, — отвечал тот, — и благородного происхождения, и вот еще, что мне известно: есть в моей стране перекресток, где стоит старая часовня; кто хочет сразиться с противником на поединке, тот отправляется туда, призывает помощь Божию и ожидает смельчака, готового с ним померяться силами. Я часто туда отправлялся, но никогда там никого не находил».

Византийцы, имея по соседству славянские Церкви, привыкли к различ­ным литургическим обычаям и различным языкам — и все же они, в свою очередь, нашли западных христиан грубыми, не уважающими законов и ли­шенными какого-либо такта и уважения. Они видели в рыцарях только лишь неуправляемых и неотесанных забияк, годных разве что на кулачную раз­борку, лишенных стратегического чутья и неспособных сколько-нибудь оце­нить обстановку и соотнести с ней свое поведение. Византийцев потрясало неумение и нежелание франков держать свое слово и их неприятие культу­ры. Восточные христиане были глубоко шокированы, когда они видели за­падных священников и епископов верхом на конях в полном боевом воору­жении». Итак, византийцы были шокированы не менее самих крестоносцев. Не менее крестоносцев были шокированы сами византийцы. «Появление франков, — пишет один свидетель-очевидец, — поразило нас до такой степени, что мы не могли в себя прийти». В эпоху крестовых походов две цивилизации, до того существовавшие достаточно изолированно, достаточно тесно соприкоснулись друг с другом, и при этом оба мира испытали чувство отторжения. Уже тогда в окружении Готфрида Бульонского появились мысли о штурме Константинополя.

Крестоносное войско подходит к стенам Константинополя. Император Алексей Комнин стремится избежать потерь и приобрести максимальную выгоду от крестового похода для империи и начинает сложные дипломатические переговоры. Не без труда крестоносцам удается договориться с императором Алексеем Комниным, который также принимает участие в походе. В результате крестоносцы смогли нанести ряд серьезных поражений сельджукам в Малой Азии. Были взяты такие важные города, как Никея и Антиохия.

Однако, находясь в Антиохии, крестоносцы были атакованы сильным войском сельджуков. Крестоносцы оказались запертыми в городе. Кончались припа­сы, начался голод. В тот момент крестоносцы были на волосок от гибели. Их могло спасти лишь чудо. Однажды к Раймунду Тулузскому пришел провансальский воин Петр Бартоломей и сказал, что ему явился св. Андрей и показал место в храме св. Петра, где зарыто копье, которым было прободено реб­ро Спасителя, и владея которым можно избавиться от всех бед. Когда стали копать в указанном месте, действительно было найдено копье. Воодуше­вившись, после пятидневного поста и молитвы, крестоносцы вышли из крепости и нанес­ли поражение сельджукам. Наградой победителям стала богатая добыча и столь необходимое продовольствие. Относительно того, как крестоносцы поступили с находившимися в обозе женщинами, очевидец написал: «Мы не сделали им ничего плохого, мы просто пронзили их копьем». В итоге Антиохией завладел Боэмунд, признавший однако номинально вассальную зависимость от Византии. К этому времени от болезни скончался епископ Адемар и новым руководителем крестоносцев становится Готфрид Бульонский.

Из всего огромного войска крестоносцев только около 20 тыс. отп­равились на Иерусалим. Однако после поражения главных сил сельджуков противник был деморализован, а крестоносцев, напротив охватило религи­озное воодушевление.

7 июня подошли крестоносцы к стенам Иерусалима. К этому времени защитники города успели приготовиться к осаде. Земля вокруг Иерусалима была выжжена, а колодцы отравлены. Тем не менее, долго крестоносцы ждать не могли. Узнав о приближении большой армии арабов, они стали готовиться к штурму. Босыми и с пением покаянных псалмов, крестоносцы обходили стены Иерусалима, вымаливая помощь Божию. 15 июля они бросились на решительный штурм. Защитники храбро оборонялись. В такой ситуации может многое зависеть от человеческого фактора. Есть свидетельства, что одному из рыцарей, наконец, удалось забраться на стену, и продержаться на ней до подхода остальных. В итоге город был взят. При этом город был сильно разграблен, десятки мусульман уби­ты. При этом женщин подвергали насилию, а головы детей, разбивали о стены. Иудеи были сожжены живьем в синагоге. По свидетельству очевидца, у Соломонова притвора лошади шли по щиколотку в крови. Через несколько дней королем Иерусалима и прилегавшей к нему местности был избран Готфрид Бульонс­кий.

Итогом 1-го крестового похода стало образование в Палестине нес­кольких государств крестоносцев, самым большим из которых было Иеруса­лимское королевство. Из-за многочисленных врагов, эти королевства мог­ли существовать только благодаря постоянному притоку рыцарей из Европы.

Й крестовый поход.

На завоеванной крестоносцами территории было образовано несколько государств, самыми могущественными из которых были Иерусалимское коро­левство и Антиохийское княжество. Завоевав значительную часть Палести­ны, крестоносцы не были единодушны между собой. Между ними часто быва­ли различные недоразумения, иногда перераставшие в вооруженные конф­ликты. Это мешало крестоносцами продолжить успешно начатые завоевания и даже вести оборону.

Алексей Комнин после 1-го крестового похода вел войны с сыном Ро­берта Гвискара Боэмундом и принудил было его отдать Антиохию византий­цам после своей смерти, однако ни его племянник Танкред, ни его нор­маннские вассалы этого не хотели, Антиохия осталась в руках у норман­нов. Конфликт с норманнами от Алексея Комнина передается по наследству и его потомкам императорам Иоанну и Мануилу.

Такая ситуация позволяла туркам-сельджукам успешно вести борьбу против крестоносцев, которая в конце концов увенчалась весомым успехом — взятием одного из важнейших опорных пунктов крестоносцев — Эдессы. Это привело к тому, что в Европе снова начинают агитировать за крестовый поход. Больше всех на этом поприще преуспел аббат французс­кого города Клерво Бернард. Он выступил на съезде в городе Везеле, где призвал французскую аристократию к новому крестовому походу. Призыв был встречен с большим воодушевлением. Вот что сам он писал по поводу ус­пехов своей агитации римскому папе: «Я повиновался вашему повелению, и высокое достоинство повелевающего способствовало послушанию. Когда проповедовал и говорил, число их умножалось. Замки и города стоят пус­тыми, семь женщин едва могут найти одного мужчину, так везде остаются вдовы при живых мужьях».

В немецком городе Шпейере в присутствии немецкого императора Бер­нард Клервосский также говорит проникновенную речь. Император в слезах просит у Бернарда креста. Начинаются приготовления к крестовому походу.

Поход возглавляли два монарха двух величайших государств Западной Европы — Франции и Германии Людовик VII и Конрад III. Однако это не спасло участников похода от тяжелых неудач. Немецкие крестоносцы были наголову разбиты сельджуками в Малой Азии, а французы после безуспеш­ной осады Дамаска бесславно возвращаются домой. Кроме того, королю Людовику показалось, что его жена Альенора слишком много кокетничала с норманнским князем Раймундом Антиохийским и после возвращения из похо­да решает с ней развестись. В результате от французского короля были отторгнуты огромные земельные владения в Аквитании — приданое Альено­ры. Она выходит 2-й раз замуж за потомка Вильгельма Завоевателя Генри­ха Плантагенета, владения которого стали превосходить владения короля. Кроме того, в 1154 г. Генрих становится английским королем. Так завя­зывается трагический узел в противостоянии англичан и французов.

Во время 2-го крестового похода отношения между крестоносцами и византийцами сильно испортились. Крестоносцы относились к византийцам враждебно из-за их лукавства и конфликтов с норманнами. Вместе с тем, сами крестоносцы вели себя на византийских территориях, как варвары, грабя местных жителей. Это приводило к частым столкновениям и даже крупным сражениям, как, например при Адрианополе. После крестового по­хода обе цивилизации были настроены более враждебно друг у другу.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *