Цареградская икона божией матери

Цареградская икона божией матери

Икона, явленная в 1071 году

Празднование 25 апреля

Написана, по преданию, евангелистом Лукой. Явилась 25 апреля1071 года. Других сведений о ней не имеется.

Списки с этой иконы находятся в Москве, в приходской церкви Успения Пресвятой Богородицы, что на Малой Дмитровке, в селе Нижерове Ростовского уезда Ярославской губернии, и в Спасо-Елеазаровском монастыре в 25 верстах от Пскова.

Первоначальное название Спасо-Елеазаровского монастыря было Сретенский — в знак встречи Цареградской иконы Божией Матери, которая была принесена в обитель после падения Константинополя преподобным Евфросином Псковским, получившим список от Константинопольского патриарха.

Тропарь, глас 1

Возсия́ на́м, я́ко со́лнце светоза́рное от восто́ка в велеле́пии/ Твоя́, Влады́чице, ико́на,/ озаря́ющи чуде́с сия́нием пресла́вно/ все́х, приходя́щих к не́й с ве́рою и любо́вию/ и моля́щихся усе́рдно к Твоему́, е́же о Сы́не Твое́м и Бо́зе, вели́чию./ Сла́ва Бо́гу, Евфроси́ном сию́ да́вшему на́м!/ Сла́ва Приве́дшему ю́ от Царьгра́да!// Сла́ва Даю́щему то́ю все́м исцеле́ния.

Кондак, глас 8

Препросла́вленная Вы́шняго Ма́терь/ созыва́ет к песнопе́нию на́с Своего́ о́браза прише́ствием от Царьгра́да/ и возбужда́ет зре́нием того́ на по́двиг,/ побежда́ти сопроти́вных си́лу/ и к Не́й, я́ко на́шея ра́дости вино́вней, пе́ти:// ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная.

Цареградская икона Божией Матери, Палех

Икона Божией Матери «Цареградская»

«Цареградская» икона Божией Матери — название двух различных икон. Или же, хотя один образ и является списком с другого, но сильно отличен.
Вот что пишет Е. Н. Погожев (Поселянин) (1870—1930) в книге «Богоматерь. Описание Ее жизни и чудотворных икон»: «Эта чудотворная икона написана, по преданию, евангелистом Лукой. Явилась она 25 апреля 1071 года. Других сведений о ней не имеется. Один список с этой иконы находится в Москве, в приходской церкви Успения Пресвятой Богородицы, что на Малой Дмитровке. Существуют еще списки с Цареградской иконы в Елеазаровском монастыре Псковской епархии, в 25 верстах от Пскова, и в селе Нижерове Ростовского уезда Ярославской губернии…»
Существует предание, что «Цареградская» икона Божией Матери была хранительницей Рима, а после отпадения его от Православия в 1054 году очутилась в Константинополе. С принятием Византией Флорентийской унии в 1439 году перешла на Русь, а именно — в Спасо-Елеазаровский монастырь. Преподобный Евфросин с братиею монастыря для встречи Цареградской иконы Божией Матери вышел на источник воды, отстоящий от монастыря на одну версту, и там приветствовал Божию Матерь пением акафиста и водосвятным молебном. В память Сретения иконы Царицы Небесной на источнике была заложена деревянная часовня с кладезем. Монастырь же долгое время именовался Сретенским, Елеазаровою пустынью.
После перенесения образа обитель не раз подвергалась вражеским нападениям, и во время одного из шведских грабежей была похищена вместе с другими ценностями из обители. Согласно преданию, корабли, на которых шведы пытались вывезти награбленное, затонули в Псковском озере близ впадения в него реки Толбы. Так икона исчезла безвозвратно.
В настоящее время в монастыре находится дореволюционный список с чудотворной «Цареградской» иконы Божией Матери. В годы гонений его сберег протоиерей Николай Гурьянов с острова Залита и передал его Спасо-Елеазаровскому монастырю, когда тот начал возрождаться.
Местонахождение: Псковская область, Псковский район, д. Елизарово, Спасо-Елеазаровский монастырь.
День празднования: 30 сентября (17 сентября по ст. стилю).
Тропарь:Возсия нам, яко солнце светозарное от востока в велелепии. Твоя, Владычице, икона, озаряющи чудес сиянием преславно всех, приходящих к ней с верою и любовию и молящихся усердно к Твоему, еже о Сыне Твоем и Бозе, величию. Слава Богу, Евфосином сию давшему нам! Слава Приведшему ю от Царьграда!

Слава Дающему тою всем исцеления.
Иконография: «Цареградская» икона Божией Матери написана древним греческим письмом на плотно приклеенных одна к другой кедровых досках. Изображение Божией Матери поясное, лик склонен к находящемуся на Ее левой руке Богомладенцу, а правая Ее рука приложена к Его груди. Молитвенный взор Богоматери исполнен сострадания, во взоре же Богомладенца видна не столько милость, сколько строгость к согрешившим. Правой рукой Он держит конец хитона, которым покрыта глава Богоматери и Ее правое плечо, а левой — Духа Святого в виде голубя, готового слететь и почить на раскаявшихся. Правая нога Спасителя свесилась вниз, как бы готовая стать в помощь погибающим, если они истинно покаются, а левая нога поднята так, чтобы от себя с силою отринуть нераскаявшегося грешника.

Re: Константинопольская икона ?

Сообщениеtol » 24 дек 2012, 10:18

Маловероятно, что конкретно эта икона Никопея — Константинопольская, может ее «прототип» так назывался, или нечто схожее по иконографии, но с лилией в руке.
Но вопрос с Константинопольской все еще открыт, даже если есть другие, известные под этим названием. Где та икона, которую описал Поселянин? Мы эту ветку форума не можем закрыть, пока не попадется икона с подписью Константинопольская и с лилией в руке, ведь о ней писал Поселянин. А другие Константинопольские иконы вполне могли существовать, и быть известными под этим названием. Это как с Цареградской: привезли из Царьграда непонятную икону — как назовем? Цареградской! Я уже сам запутался сколько их было разных по иконографии (явно три или больше), и какие из них соответствуют известным двум описаниям Поселянина. Возможно, иконописцы просто начали чудить. Даже если не рассматривать клеймы, которые нередко (я бы даже сказал часто) ошибочны, на обычных иконах Иисус то с книгой, то со свитком, то с листом бумаги, Богородица то коронована, то нет, на иконе в Спасо-Елеазаровском монастыре Иисус отвернул от Богородицы голову, что, как ни странно, подтвердилось при недавнем изучении клейм многочастной иконы 18-го века (хотя до встречи с ней я считал это явным единичным недоразумением). То есть как ни пытайтся, я так и не смог даже примерно разделить все эти изображения на два типа. Как минимум там три разные разновидности Цареградской иконы, среди которых уже можно усмотреть несущественные вариации, вызванные вольностью иконописцев. Ну а принимая во внимание, что Константинополь и Царьград — это одно и то же, могли быть еще какие-то метаморфозы при переводе подписей греческих икон. В результате, при изучении этих икон лучше не отбрасывать даже сомнительных фактов, может в последствии при появлении новой информации они помогут лучше понять ситуацию.
PS: Вообще, дело с иконой в Спасо-Елеазаровском монастыре требует отдельного исследования. Как вышло, что следующие две иконы разные по иконографии, хотя должны бы быть одинаковыми? Ошибка в подписях?
http://pravicon.com/images/icon/0349/0349007.jpg
икона БМ Цареградская,украденая шведами с Спасо-Елизаровского монастыря
http://pravicon.com/images/icon/0349/0349006.jpg
Список с Цареградской иконы Божией Матери, хранящийся в Спасо-Елеазаровском монастыре Псковской епархии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *