Царь и законодатель израильского народа 6 букв

Царь и законодатель израильского народа 6 букв

ИЗРАИЛЬСКОЕ ЦАРСТВО -древнее государство в Северной Палестине.

Гео­гра­фическим ядром Израильского царства был гор­ный ре­ги­он, про­тя­нув­ший­ся от северных под­сту­пов к Ие­ру­са­ли­му до Из­ре­ель­ской до­ли­ны; главными го­ро­да­ми это­го ре­гио­на бы­ли Си­хем (еврейский Ше­хем; современный На­блус; по-ви­ди­мо­му, пер­вая сто­ли­ца Израильского царства), Фир­ца (еврейский Тир­ца; сто­ли­ца Израильского царства в начале IX века), Са­ма­рия (еврейский Шом­рон; сто­ли­ца Израильского царства со 2-й четверти IX века и до кон­ца его су­ще­ст­во­ва­ния) и Ве­филь (евр. Бет-Эль). В пе­рио­ды уси­ле­ния Израильского царства под его кон­тро­лем на­хо­ди­лась вся Северная Па­ле­сти­на (вплоть до города Дан вклю­чи­тель­но, т. е. прак­ти­че­ски до современной из­ра­иль­ско-ли­ван­ской гра­ни­цы), а так­же Заи­ор­да­нье (тер­ри­то­рии, не­по­сред­ст­вен­но при­мы­каю­щие с вос­то­ка к реке Иор­дан и Мёрт­во­му мо­рю).

Со­глас­но Биб­лии, к X веку на тер­ри­то­рии Па­ле­сти­ны сло­жи­лось мо­гу­ще­ст­вен­ное еврейское цар­ст­во со сто­ли­цей в Ие­ру­са­ли­ме, од­на­ко по­сле смер­ти ца­ря Со­ло­мо­на (ко­то­рая мо­жет быть от­не­се­на к 920-м или 930-м годам) это цар­ст­во рас­ко­ло­лось на Се­вер­ное (Израильское царство) и Юж­ное (Иу­дей­ское цар­ст­во со сто­ли­цей в Ие­ру­са­ли­ме). Не­взи­рая на поч­ти по­сто­ян­ные вой­ны друг с дру­гом, два еврейских го­су­дар­ст­ва на­хо­ди­лись в тес­ной свя­зи. Зем­ли Израильского царства бы­ли бо­лее пло­до­род­ны­ми, чем зем­ли Иу­дей­ско­го цар­ст­ва; ре­мёс­ла и городская жизнь так­же бы­ли бо­лее раз­ви­ты, чем на юге. В пе­рио­ды военного уси­ле­ния Израильское царство стре­ми­лось пре­вра­тить Иу­дей­ское цар­ст­во в сво­его вас­са­ла. Ис­то­рия Израильского царства до начала IX века вклю­чи­тель­но из­вест­на нам толь­ко из биб­лей­ских пре­да­ний. На 2-ю треть — середину IX века при­хо­дит­ся рас­цвет Израильского царства. Это вре­мя прав­ле­ния ца­ря Ом­ри (ко­то­рый, со­глас­но Биб­лии, был ос­но­ва­те­лем Са­ма­рии) и его сы­на Аха­ва. Ко вре­ме­ни Аха­ва от­но­сит­ся пер­вое упо­ми­на­ние Израильского царства в др. ис­точ­ни­ках (кро­ме Биб­лии) — в рас­ска­зе ас­сирийского ца­ря Сал­ма­на­са­ра III о бит­ве при Кар­ка­ре в 853 году. За пе­рио­дом по­ли­тической сла­бо­сти (2-я половина IX — начало VIII веков) по­сле­до­вал но­вый рас­цвет Израильского царства при Ие­ро­воа­ме II (786-746 годы).

В хо­де во­енных кам­па­ний 734-732 годов ас­сирийский царь Тиг­лат­па­ла­сар III пре­вра­тил Израильское царство в сво­его дан­ни­ка и зна­чи­тель­но умень­шил его тер­ри­то­рию. Со­бы­тия по­след­них лет су­ще­ст­во­ва­ния Израильского царства не­яс­ны. Со­глас­но од­ной из над­пи­сей ас­сирийского ца­ря Сар­го­на II, в пер­вый год сво­его прав­ле­ния (722 год) он раз­ру­шил Са­ма­рию и по­ло­жил ко­нец не­за­ви­си­мо­сти Израильского царства, но многие учё­ные счи­та­ют, что это про­изо­ш­ло ещё при его пред­ше­ст­вен­ни­ке Сал­ма­на­са­ре V. Так или ина­че, зна­чительная часть жи­те­лей Израильского царства бы­ла де­пор­ти­ро­ва­на Сар­го­ном II в от­да­лён­ные про­вин­ции Ас­си­рии, а на тер­ри­то­рии бывшего Израильского царства пе­ре­се­ле­ны лю­ди из др. стран. Од­на­ко в це­лом ме­ст­ное на­се­ле­ние со­хра­ни­ло многие тра­ди­ции древнееврейского язы­ка, куль­ту­ры и ре­ли­гии; сфор­ми­ро­вав­ший­ся на тер­ри­то­рии быв­ше­го Израильского царства свое­об­раз­ный эт­нос (са­ма­ри­тя­не) хо­ро­шо из­вес­тен по ан­тич­ным и средневековым ис­точ­ни­кам, не­боль­шие об­щи­ны са­ма­ри­тян со­хра­ни­лись до на­ших дней.

Со­глас­но Биб­лии, по­стро­ен­ный Со­ло­мо­ном в Ие­ру­са­ли­ме Храм яв­лял­ся един­ст­вен­ным ме­стом, где мож­но бы­ло со­вер­шать бо­го­слу­же­ние. Ца­ри же, ес­те­ст­вен­но, по­кро­ви­тель­ст­во­ва­ли свя­ти­ли­щам, на­хо­дя­щим­ся на тер­ри­то­рии Израильского царства (Ве­филь, Дан, Са­ма­рия). По­это­му они (и пре­ж­де все­го ос­но­ва­тель Израильского царства Ие­ро­во­ам I) трак­ту­ют­ся в Биб­лии как от­ступ­ни­ки, вся ис­то­рия Израильского царства пред­ста­ёт как гре­хов­ная, а ко­нец его — как за­слу­жен­ная ка­ра. На тер­ри­то­рии Израильского царства про­по­ве­до­ва­ли про­ро­ки биб­лей­ские (Илия, Ели­сей, Амос и Осия).

осле того как Господь прогневался на первого израильского царя Саула, он велел пророку Самуилу взять священный елей и, отправившись в город Вифлеем к знатному иудею Иессею, помазать в качестве будущего царя того из его сыновей, которого Он ему укажет. Самуил послушно пришел в Вифлеем в дом Иессея и, увидев самого младшего из его сыновей — Давида, догадался, что ему-то и предназначил Господь стать царем Израиля. Он посадил его рядом с собой и после трапезы помазал елеем.

Вскоре после этого Саул узнал, что Давид умеет хорошо играть на арфе, и взял его себе в оруженосцы. Всякий раз, когда злые духи приводили царя в смятение, Давид играл на арфе и тем приводил Саула в себя. Между тем филистимляне царя Ашрода, давно уже побежденные Саулом, опять окрепли и вторглись в землю израильтян. Саул вывел против них свое войско. И вот однажды из лагеря филистимлян вышел исполинского роста человек по имени Голиаф и стал вызывать желающего из евреев на единоборство с собой. Но проходил день за днем, а охотников сразиться с ним не находилось.

Давида в то время не было в лагере. Он отправился домой к отцу за съестными припасами для старших братьев. Когда же он приехал и услыхал, как Голиаф поносит евреев, то рассердился и решил принять вызов. Братья и близкие удерживали Давида, но он остался нем к их просьбам. Он вышел против филистимлянина без панциря и оружия, с одной пращой в руке. Никто не верил в его удачу, а Голиаф громко насмехался над ним. Но когда враги сблизились, Давид с силой метнул камень из пращи и поразил Голиафа в голову. Внезапная гибель исполина вызвала смятение среди филистимлян, и они обратились в бегство.

Давид и Голиаф

Слава Давида после этого подвига была столь велика, что совершенно затмила славу Саула. Царь почувствовал ревность к своему оруженосцу и стал относиться к нему с недоверием. Но он старался не показывать своего гнева и оказывал Давиду великие почести: сделал его тысяченачальником, а потом выдал за него свою дочь Михалу. Когда же все евреи убедились, что царь благоговеет к бесстрашному юноше, Саул стал уговаривать своего сына Ионафа тайком умертвить Давида. Поначалу Ионафу удавалось удерживать отца от его жестокого намерения Но после новой победы Давида над филистимлянами Саул не смог скрыть своей ненависти: во время ссоры бросил в Давида копье и едва не убил его. Давид укрылся в своем доме и не знал, что ему делать дальше. Жена посоветовала ему бежать, и он укрылся в пещере неподалеку от Вифлеема. Сюда пришли к нему братья, а также все те, кто по разным причинам должен был скрываться от Саула. Таким образом, вокруг Давида собралось 400 человек.

Саул не оставлял надежды покончить с Давидом. Однажды ему донесли, что Давид скрывается в окрестностях Зифа. Царь с 3 тысячами воинами поспешил, чтобы убить его и встал лагерем в Секелах. Ночью Давид пробрался в его шатер, но не умертвил спящего Саула, а только унес его копье. Однако благородство Давида было для царя горше самой горькой обиды, так как ясно показывало, что Господь более не на его стороне Царь по-прежнему жаждал смерти бывшего оруженосца, и тот ушел со своими людьми к царю филистимлян Ан-хусу, который принял его очень радушно. Служа ему, Давид воевал против серитян и амалекитян.

Когда пришла весть о том, что Саул пал в бою с филистимлянами, Давид переселился в Хеврон. Вскоре сюда собрались представители колена иудова и провозгласили его царём (в 1000 г. до Р. X.).

Над остальными коленами Израиля стал царствовать Иевосфей, сын Саула. Через семь лет и шесть месяцев сыновья Иеремона коварно умертвили его, надеясь заслужить этим награду от Давида. Но Давид велел казнить убийц. Так как род Саула пресекся, то все военачальники евреев явились в Хеврон и провозгласили Давида царем над всем Израилем. Таким образом Давиду удалось объединить под своей властью Израиль и Иудею.

Собрав большое войско, Давид пошёл из Хеврона на древний ханаанский город Иерусалим, находившийся на перекрестке торговых путей, который тогда принадлежал иевусеям. Израильтяне быстро овладели нижним городом, но остановились перед непреступными стенами верхнего. Чтоб воодушевить воинов, Давид пообещал сделать военачальником того, кто первый взойдет на стену. Это удалось Иоаву, племяннику Давидову, который уже и прежде был военачальником. Изгнав иевусеев, Давид превратил Иерусалим в столицу своего царства, значительно укрепив его. В центре новой столицы он возвел крепость Сион.

Когда филистимляне узнали, что Давид стал царем Израиля, они пошли на Иерусалим войной, но были разбиты. Собравшись с силами и соединившись с сирийцами и финикийцами, они вновь подступили к Иерусалиму и опять потерпели поражение. После этих побед Иерусалим был объявлен главным религиозным центром страны. Стремясь усилить единый государственный культ и укрепить религиозное единство своего царства, Давид торжественно перенёс в Иерусалим так называемый «ковчег завета» — священный символ древнееврейской религии, ранее захваченный филистимлянами. При этом сам Давид плясал и играл на арфе. К культу бога Яхве царь присоединил культы древних ханаанских святынь, священных источников и скал.

Затем, имея в распоряжении довольно значительные военные силы, Давид продолжил борьбу с филистимлянами. Он одержал победу в нескольких сражениях и вытеснил филистимлян с территории своего царства. Решающая битва произошла уже на филистимской земле у города Гат. Войско Давида наголову разбило филистимлян, захватило Гат и отняло у них большую часть их земли. Победы Давида положили конец агрессии филистимлян на израильско-иудейские земли.

Затем Давид покорил моавитян и совершил несколько далёких походов за пределы страны. На берегах Евфрата он разбил царя Софены Адразара и царя Дамаска Адада. В то же время полководец Давида Авессей покорил Идумею.

С амманикитянами у Давида сначала были дружественные отношения, но после того, как их царь Аннон оскорбил его послов, он начал против него войну. Союзниками Аннона были Сир, правитель Месопотамии, и Истова, царь амалекитян. Не дав врагам соединиться, Иоав нанес поражение амалекитянам. Сам Давид переправился с войском через Иордан, встретился там с амманитянами и сирийцами. Здесь евреи вновь одержали победу. В следующем году Иоав осадил столицу амманитян Равафу, а Давид оставался в Иерусалиме. Тут случилось с ним следующее происшествие: гуляя по крыше своего дворца, царь увидел с этой высоты необычайно красивую женщину, которая принимала у себя дома холодную ванну. Имя этой красавицы было Вирсава. Очарованный ее прелестями, царь сошелся с ней. Мужа Вирсавы Урию он отправил под Равафу и велел Иоаву подстроить его смерть. Однажды Иоав повел войско к стенам, а когда завязался бой, внезапно отступил. Урия был окружен врагами и погиб. Это позволило Давиду довести свое бесчестное дело до конца: по окончании приличного траура, он взял Вирсаву в жены.

Царство Давида

Тем временем Равафа пала. Затем были завоеваны и все остальные города аммонитян. Казалось, все благоприятствовало Давиду. Но тут Господь, разгневанный его грехами, посеял ужасный раздор в его доме. От нескольких жен у Давида было много сыновей. Один из них, Амнон, влюбился в единокровную сестру Фамару и, заманив ее в свои покои, изнасиловал. Единоутробный брат Фамары, Авессалом, затаил злобу на Амнона и на отца, который оставил это преступление без наказания. Он пригласил Амнона к себе в дом на праздник и велел убить его. Три года после этого Авессалом укрывался в Сирии, в Гефсуре. Наконец Давид простил его и позволил вернуться. Однако, вместо того чтобы смириться, Авессалом стал возбуждать недовольство черни против отца. Каждый день поутру он ходил во дворец, вступал в интимные разговоры с людьми, проигравшими свои процессы, говорил им, что советники у отца не хороши и что приговоры им вынесены несправедливо. Когда количество его приспешников умножилось, Авессалом поехал в Хеврон якобы для того, чтобы принести жертву Господу, и там сообщники провозгласили его царем. Прослышав об этом, Давид бежал из Иерусалима, а Авессалом, вступив в город, сошелся на глазах всего народа с его наложницами. Собрав затем большое войско, он двинулся в Заиорданье и здесь встретился с войском Давида недалеко от Маханаима. Людей у него было намного больше, но в последовавшем вскоре сражении Давид одержал полную победу. Спасаясь от преследователей Авессалом запутался волосами в ветвях дерева и был убит Иоавом.

Согласно преданию, Давид предпринял ряд мер, направленных к внутреннему усилению Израильско-Иудейского царства. Он создал постоянное войско, подкрепленное отрядами наёмников из филистимлян и критян. При Давиде был сформирован аппарат государственной власти, проведена перепись населения и введены новые налоги.

Последующие годы царствования Давида прошли спокойно, в постоянном служении Богу. Он сочинил псалмы, то есть религиозные гимны, помещённые в Библии и научил евреев петь их. Много сил и средств было отдано на подготовку к строительству грандиозного Храма Господнего. Давид заготовил столько камня, бревен, золота и меди, что потомкам его удалось без проблем возвести этот храм. Незадолго до смерти Давид впал в полную немощь и провозгласил своим наследником сына Вирсавии Соломона. Когда Давид умер, тот стал царем в обход старших братьев.

Компиляция: vkuznetsov

XXII. ПОСЛЕДНИЕ ХАСМОНЕИ

150. ИУДА АРИСТОБУЛ, ЦАРЬ ИУДЕЙСКИЙ

СМЕРТЬ ИОХАНАНА ГИРКАНА

Иоханан Гиркан, так много сделавший для еврейского государства, серьезно согрешил в последние годы своей жизни, свернув с праведного пути Хасмонеев. Склонившись в сторону садукеев, он оказался втянутым в борьбу против правоверных фарисеев, и во многих случаях показал, что не очень-то старается соблюдать законы Торы, в защиту которых он так мужественно выступал раньше.

Перед своей смертью Иоханан Гиркан приказал, чтобы правителем страны стала его жена, а сын его Иуда Аристобул (отличившийся как командующий армии, нанесшей поражение сирийцам в последнем бою), должен был стать первосвященником. Но Иуду Аристобула такое распределение высших должностей в государстве не устраивало. Не успел Иоханан Гиркан испустить дух, как Иуда захватил власть в Иудее и подверг свою мать и братьев аресту. Говорят, что почти все они умерли в заточении через много лет; имеются данные, что они умерли голодной смертью.

У Иуды был любимый брат по имени Антигонос, которому он разрешил находиться на свободе и назначил главой гражданской администрации еврейского государства.

ИУДА АРИСТОБУЛ ПРИНИМАЕТ ЦАРСКИЙ ТИТУЛ Как только Иуда Аристобул почувствовал себя твердо на троне как правитель Иудеи, он присвоил себе привилегию, которая по традиции сохранялась только за Домом Давидовым. Он провозгласил себя царем Иудеи вместо титула «правитель». Не будучи уверенным, что народ примет это хорошо, он не указал этот титул на монетах, которые он чеканил от своего имени.

В общем он следовал по стопам своего отца. Под влиянием садукеев он был сторонником греческой культуры. Но, когда он захватил различные северные районы по соседству с еврейским государством, он принудил местное население принять еврейскую религию, как это сделал его отец с побежденными идумеянами. Он старался сохранить высокий уровень судопроизводства, как оно было в Иудее при первых Хасмонеях, однако влияние садукеев способствовало понижению общего морального уровня народа.

СМЕРТЬ ИУДЫ АРИСТОБУЛА

Антигонос, любимый брат царя, был исключительно популярен среди простого народа за его искренность и эффективную деятельность в качестве главы администрации в стране. Он был также командующим еврейской армией при обороне от северных соседей. Он не очень усердно сотрудничал с руководителями садукеев, жаждавшими политической власти. Многие из них завидовали его популярности и считали, что он является препятствием на пути к достижению ими их честолюбивых стремлений. Поэтому они посеяли в душе царя семена сомнения, убеждая его, что молодой Антигонос якобы зарится на трон.

Когда Антигонос вернулся однажды во главе своей армии после очередной блестящей победы на севере, еврейский народ приветствовал своего героя восторженными овациями. На улицах города и в Бет-Амикдаше были устроены торжества в его чести. Только этого и ждали враги Антигоноса. Они поспешили к лежавшему в постели больному Иуде Аристобулу и сказали ему, что Антигонос намеревается объявить себя царем.

Иуда с трудом мог поверить, что у любимого его брата могут быть такие намерения. Чтобы проверить свои подозрения, он послал за Антигоносом, приказав ему явиться к нему безоружным, а своим телохранителям он приказал убить его, если он явится при оружии.

Однако враги Антигоноса подкупили царских посланцев, и те передали Антигоносу, что царь велел ему явиться в полном военном облачении. Ничего не подозревая, Антигонос явился в царский дворец вооруженный полностью. И, конечно же, как только телохранители царя увидели его в парадной военной форме, они его убили, как было приказано.

Смерть любимого брата окончательно подкосило больного Иуду. Состояние его здоровья резко ухудшилось, и через несколько месяцев он умер, не дожив до годовщины своего восшествия на престол Иудеи.

Вам понравился этот материал?
Участвуйте в развитии проекта Хасидус.ру!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *