Троицкий храм Курск

Троицкий храм Курск

Из обнаруженной грамоты царя Михаила Федоровича от 17 июля 1612 года известно, что Троицкий монастырь, на месте которого ныне располагается Свято-Троицкий (Нижний) храм с приходом, построен по указу Бориса Годунова. Указ последовал в 1597 г., монастырь был построен к 1608 г., а в 1612 г. его уже разорили войска польского гетмана Жолкевского (по другим данным, монастырь разорен литовцами, расположившими свои войска в том самом месте, где сейчас находится Литовская улица). Это произошло после передачи по вкладной записи Закурной слободы, принадлежащей монастырю, Курскому Богородицкому монастырю.

К Троицкому монастырю была еще приписана слобода Очаковская, которая быстро слилась с городом, и название ее утратилось.

В 1634 г. польское войско вновь разоряет Троицкий монастырь. После этого, судя по документам 1634 г., в которых речь идет уже не о монастыре, а только о Троицкой церкви, -монастырь уже не смог вернуть себе прежний статус.

Новая Нижне-Троицкая каменная церковь строилась в одно время с каменным домом купца Хлопонина, расположенным рядом с храмом (сегодня это музей археологии).

Ни о том, ни о другом здании не сохранилось никаких документальных архитектурных данных, поэтому неизвестно, как они выглядели во второй половине XVII века. Современные ученые пришли к выводу, что строения эти относятся не к XVII, а к первой половине XVIII века.

Впоследствии в одном из документов ЦГИА, относящемуся к 1734 году, было обнаружено следующее сообщение: «В прошлом 1733 году мая 13 дня прости мы каменное здание вместо церкви Живоначалъныя Троицы деревянного здания, которая весьма обветшала.,, и по тому нашему прошению дан указ Его Преосвященства, что вместо оной старой деревянной церкви вновь церковь Божию на том же месте, где на удобных местах по церковному чиноположению заложить, и она церковь Божия по силе вышереченного господина Ея Императорского Величества указу заложена нижняя церковь Божия, храм во имя … Бориса и Глеба, построена и ко освящению приготовлена» (ЦГИА, ф.796, оп.15, д.363).

Таким образом, точной датой начала строительства каменной церкви Святой Троицы на месте обветшавшей деревянной следует считать 1733 г.

В «Описании курского наместничества» С. Ларионова приводится другая дата строительства каменной церкви- 1742.

Другие источники называют годом освящения Нижне-Троицкого храма 1740 г.

Свято-Троицкий храм отмечен строгой каноничностью архитектурного стиля.

Курские специалисты пишут о нем следующее: «Церковь построена в традициях русского зодчества второй половины XVII века. Храм кирпичный двухэтажный, одноглавый, по типу восьмерик на четверике. Приделы: северный — 1829 г., южный — 1842 г., на ширину четверика, подобно алтарю, имеют очертания в плане из трех дуг и сомкнутое полусводчатое покрытие. Двухуровневая трапезная соединяет храм с высокой четырехъярусной, восьмигранной на четверике, колокольней. Средний неф первого этажа и западный вход с перспективным порталом и двумя маленькими окошками по сторонам его являются, вероятно, фрагментом существовавшей здесь в конце XVII века одноименной церкви. В верхний храм ведут две крутые широкие лестницы в северной и южной пристройках к колокольне. Храм отличается скромным декоративным убранством, в основе которого — профилированные наличники и простые аркатурные фризы» (Е.В. Холодова, В.И. Склярук).

Постановлением Совмина РСФСР от 30.06.1960 года Свято-Троицкий храм г. Курска признан памятником архитектуры республиканского значения.

В.СТЕПАНОВ

«Строил Иона в Курске…»

В Курске есть удивительное место. Если не спеша идти по улице Гайдара от реки Тускарь в гору, можно увидеть этот сохранившийся уголок старого города. Фасады зданий старинной постройки. На вершине холма церковь Нижней Троицы. А за ветвями старых деревьев угадывается строение воеводской усадьбы — «Дом Ромодановских».

Одна из древнейших в городе, каменная церковь Нижней Троицы была построена в мужском Троицком монастыре, основанном еще при Борисе Годунове (монастырь был упразднен в 1764 году). Это видно из грамоты царя Михаила Федоровича от 17 июля 1612 года: «…по грамоте царя Бориса строил Иона в Курске, на краю посада, за речкой Куром монастырь Троицы Живоначальныя и в том монастыре братию собрал».

Иона Тиолка, заселивший послушниками Закурную слободку, принадлежавшую Троицкому монастырю, передал ее в 1612 году по вкладной записи Курскому Богородицкому монастырю.

Приписанная же когда-то к Троицкому монастырю слобода Очаков, раскинувшаяся по берегу реки Тускарь, давно слилась с городом и теперь уже трудно услышать старинное название «Очаковская слобода» («очак» — древнерусское слово, обозначающее остров между рекой и ее притоками).

Недалеко от этих мест когда-то останавливались литовские войска, расположившиеся на месте, где сейчас находится Литовская улица. Литовцы, как сообщается в грамоте Михаила Федоровича, «…храм Троицы разорили и монастырь выжгли, братию старцев и бобыльков (послушников) высекли» (т. е. перебили).

Церковь Нижней Троицы строилась в одно время с находящимися рядом боярскими палатами. Остается лишь догадываться, как выглядел во второй половине XVII века ансамбль зданий в слободе, расположенной напротив острога, за рекой Кур.

…Бревенчатые избы, тесно сбившиеся в посаде. Яркий нарядный воеводский дом. Церковь с высокой колокольней, стоящая на бугре, словно страж города, зорко следящий за тем, что делается на южных подступах к крепости…

К этому времени Курск постепенно становится тыловым- городом, ибо в 1630 — 1640 годах было завершено строительство Белгородской укрепленной черты. Но опасность нападения врага с юга существовала, и посад, являлся важным южным фортом города.

До наших дней церковь Нижняя Троица дошла в измененном виде. В 1742 году к ней добавили боковые пристройки, отчего под новой крышей оказались окна высокого четверика, на котором в свою очередь покоится фасад с лестничными клетями, примыкающими к восьмигранной колокольне.

Средняя часть, первого этажа церкви — самая древняя, судя по кладке из большемерного кирпича, такой же, как и в «Доме Ромодановских».

Даже сейчас, в плотной современной городской застройке, бывший посадский храм — главная архитектурная доминанта большого района. А как же он поражал и одновременно воодушевлял наших предков-курян, возвышаясь над низенькими постройками!

В. СТЕПАНОВ. Газета «Молодая гвардия», май, 1987(не точно)

Троицкая (Нижняя) церковь. 1742-1782 гг.
Ул. Гайдара, 30.

М.Теплицкий

Рядом с «Палатами Ромодановских». на юго-восточном углу перекрестка улиц Пионеров (бывш. Троицкой) и Гайдара (бывш. Золотаревской) находится другой памятник архитектуры — Нижняя Троицкая церковь, построенная на месте монастыря XVII века. Эта одна из древнейших церквей Курска когда-то находилась на окраине, но и сейчас прекрасно обозревается, несмотря на окружающую застройку. Силуэт здания хорошо просматривается как из центра, так и при подъезде к городу с юга.

Белокаменное сооружение с высокой колокольней и куполом с железным покрытием зелёного цвета отреставрировано после неоднократных пожаров и передано Курской епархии. Первоначально церковь была выполнена из кирпича в два этажа, а позже, в XIX веке. была расширена двумя боковыми пристройками. Окна. прорезанные в подкупольном барабане, обрамлены сложными наличниками.

С высокой колокольни открывается широкий обзор курских далей и окрестностей. Это давало возможность вовремя замечать появление врага на подступах к городу. Культовое здание своей красотой и силуэтом вместе с палатами Ромодановских образуют уголок старины и составляют своеобразный архитектурный ансамбль, сохранившийся до настоящего времени.

Нижняя Троицкая церковь находится на государственной охране как памятник архитектуры XVIII столетия.

М. Теплицкий. Автографы в камне.

Вашему вниманию предлагаются иконы, написанные Курской иконописной мастерской в московской традиции XIV — XVI веков.

Курская иконописная мастерская во имя преподобного Андрея Рублева занимается написанием икон уже более 25 лет.

Нами основан технологический процесс от заготовки, изготовления и левкашения досок, написания икон, с соблюдением древней технологии, до изготовления киотов, резных иконостасов и церковной утвари в едином каноническом стиле, который является основой сакрального пространства храма (пространства, наполненного духовным содержанием, исключающим все чувственное, внерелигиозное, внеправославное).

Иконы раскрывают смысл человеческого бытия во времени и вечности. На иконе изображается духовно-подвижнический путь личности, ее устремленность к Богу, и как плод всей временной жизни человека, преображение человеческого естества, которое обретает в себе и являет своим образом жизни внутренний мир, согласие, любовь, гармонию, красоту, т.е., спасение и обожение.

Написание иконы – есть соборное делание Церкви и включает в себя: церковное Богослужение, молитвенное делание членов церкви, пост, исполнение заповедей и явление истины своим образом жизни, собственно – писание иконы, когда Святый Дух движет рукой иконописца в той степени, в какой к этому готов сам иконописец, труд всей общины по обеспечению иконописца всем необходимым для написания иконы (изготовление и левкашение досок, обеспечение минералами и кистями для работы и т.д.).

Курская иконописная школа во имя преп. Андрея Рублева основана в 1992 году как иконописное отделение Курской православной духовной семинарии. Школа состоит из иконописного отделения КурПДС, где на полном обеспечении церкви живут и обучаются студенты.

За основу организации учебного процесса взята учебная программа иконописной школы при Московской Духовной академии (с учетом регионального компонента).

Курс обучения рассчитан на 5 лет.
С 1996 г. школа располагается на территории Свято-Троицкого храма г. Курска. Это одна из древнейших церквей города. Сегодня Свято-Троицкий храм духовно окормляет и материально обеспечивает бытие Иконописной школы. Участвуя в соборном процессе современного иконописания, школа способствует воцерковлению и утверждению в православной вере многих людей. Основной задачей Иконописной школы является следование традициям древнерусского иконного письма. В качестве высшего образца признано творческое наследие великого иконописца преп. Андрея Рублева, имя которого носит школа.

Профессия — иконописец

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *