Троицкий болдин монастырь

Троицкий болдин монастырь

Троицкий Герасимо-Болдинский мужской монастырьСтраница монастыряРусская Православная Церковь, Смоленская митрополия, Смоленская епархия

Настоятель – архимандрит Антоний (Мезенцов)

Проезд:
На трассе Р134 Дорогобуж-Вязьма указатель на монастырь. Но дорога для легковых автомобилей может представлять затруднения. При проезде от Дорогобужа на Вязьму дорога после монастыря грунтовая, указателей нет, на развилке легко сбиться и попасть на левую дорогу, идущую в Игнатково, а не Семлево. Однако места невероятно хороши — идеальный ландшафт для велопутешествия.

Храмы монастыря:
1. Собор Троицы Живоначальной
2. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы
3. Церковь прп.Тихона Задонского
4. Часовня
5. Колокольня (1585-1592 гг., восстановлена в 1987 г.)
6.

Надкладезная часовня
Другие постройки монастыря:
7. Настоятельский корпус (новый, 2000-2002 гг.)
8. Братский корпус (1995 г.)
9. Казначейский дом
10.Бывший настоятельский корпус (2-я пол. XIX в., восстановлен в 1993 г.)
11.Палата привратника (1993 г.)
12.Святые ворота (2-я пол. XIX в.)
13.Стены и башни ограды (XVIII в.)
14.Западные ворота
15.Восточные ворота
16.Монастырские постройки
17.Некрополь

Подворья монастыря:

  • Подворье в Дорогобуже (Смоленская обл.): церковь Казанской иконы Божией Матери
  • Подворье в Сафоново (Смоленская обл.): церковь Владимира равноапостольного

eparxysmolensk@mail.ru +7 (48144) 6-52-43 Адрес: Смоленская область, Дорогобужский район, с. БолдиноИдет

История:

Средневековый период

Монастырь был основан в 1530 году преподобным Герасимом Болдинским. В XVI веке монастырь неоднократно получал дары: земли от царя, крупные вклады от бояр и состоятельных людей; обитель занималась и собственной торговой и промысловой деятельностью. К концу XVI века обитель владела более 80 селами и деревнями в Дорогобужском уезде, около 20 монастырскими деревнями в других уездах, мельницами, охотничьими и бортными угодьями, скотными дворами, рыбными ловлями. Монастырские подворья и торговые лавки существовали в Дорогобуже, Вязьме, Смоленске, Москве. Монастырь владел мельницами, охотничьими и бортными угодьями, скотными дворами, рыбными ловлями.
Каменное строительство в монастыре развернулось в 1590-х годах. Тогда были выстроены пятикупольный Троицкий собор (взорван, ныне почти восстановлен), колокольня (сохранилась), трапезная палата с церковью Введения во храм Богородицы (сохранились) и стены (перестроены). Согласно гипотезе П. Д. Барановского, в строительстве принял участие государев зодчий Фёдор Конь.

С 1617 по 1654 годы Дорогобужский край находился в составе государства Речь Посполитая. Монастырь опустел; позже его строения были переданы Смоленскому иезуитскому коллегиуму. Монастырь возрождён в 1654 году, когда смоленские земли вновь вошли в состав Русского царства. Обитель не смогла сохранить за собою былых богатств: к концу XVII века ей принадлежало около 20 деревень.

XVIII – начало XX века

В начале XVIII века святителем Иоанном (Максимовичем) в монастыре была открыта типография. В ней печатались богослужебные книги, учебные пособия, сочинения духовно-нравственного содержания, включая труды самого Иоанна, переводы с латыни.

В 1764 году, согласно манифесту, подписанному Екатериной II (1764) у монастыря были отобраны все земли. Большую помощь монастырю оказал благотворитель –князь Андрей Долгоруков.

На 1870-1880-е годы приходится новый расцвет монастыря. Настоятелем был назначен иеромонах (впоследствии архимандрит) Андрей (Васильев). За время его 24-летнего управления монастырем были отремонтированы и перестроены все существовавшие здания и храмы монастыря, построены новые Святые ворота, часовня на месте кельи св. Герасима Болдинсого, деревянные кельи, хозяйственные здания, гостиница для паломников, настоятельский дом, просфорная, мельница на озере, высажен сад (в 700 корней). Он же на основе двух древних текстов написал и издал новое «Житие Преподобного Герасима».

В 1919-1927 годах в монастыре были проведены реставрационные работы под руководством П. Д. Барановского. В бывших монастырских зданиях организован историко-художественный музей, в экспозицию которого, в числе прочих экспонатов, вошли фрагменты изразцовых печей XVII-XVIII веков, деревянная скульптура, собранная М. И. Погодиным. На территорию обители был перевезён деревянный храм из села Усвятье.

Упразднение и возрождение монастыря

В ноябре 1929 года монастырь был официально закрыт. В Троицком соборе разместилось зернохранилище, во Введенском храме – колхозный сырзавод, в часовне – сепаратор для переработки молока.

Во время Великой Отечественной войны Болдинский монастырь был базой партизанских отрядов; в зданиях бывшей обители разместились ремонтные мастерские. В марте 1943 года при отступлении немцы заминировали и взорвали старинные постройки – Троицкий собор, Введенский храм и колокольню.

В 1964 году началась реставрация монастыря по сохранившимся обмерам и фотографиям под руководством П. Д. Барановского. Они продолжаются и поныне (руководитель – ученик Барановского А. М. Пономарёв).

В 1991 году Болдинский монастырь передан Русской православной церкви.

В настоящее время восстановлена каменная стена с четырьмя башнями, колокольня, трапезная палата с Введенской церковью. Среди других построек – деревянный дом игумена, сторожка у Святых ворот, каменный келейный корпус, каменный казначейский корпус на подклете, деревянная часовня на монастырском кладбище. Каменная часовня была перестроена в храм во имя преподобного Тихона Калужского. Троицкий собор освящён Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом в июне 2010 года.

Возрождён монастырский некрополь. Среди сохранившихся захоронений – могила семьи Вистицких, с металлической оградой и двумя гранитными колоннами, в том числе Степана (Стефана) Вистицкого, автора одного из первых учебников по тактике и его сыновей – Михаила Степановича (генерал-майор, в 1812 году был назначен М. И. Кутузовым генерал-квартирмейстером русской армии) и Степана Степановича (генерал-майор, в конце 1812 году возглавивший Смоленское ополчение).

Монастырь имеет подворья в Дорогобуже и в Сафонове.

Торжества в Герасимо-Болдинском монастыре
14 Май 2013

14 мая Церковью совершается прославление святого преподобного Герасима, Болдинского чудотворца. Так как в 2013 году на эту дату выпала Радоница – день всецерковного поминовения усопших, празднование преподобному было решено перенести на 16 мая. Средоточием торжеств в честь одного из самых любимых на Смоленской земле святых как всегда стала обитель, основанная преподобным Герасимом в честь Святой Живоначальной Торицы, сегодня она носит также и имя своего основателя – Свято-Троицкий Герасимо-Болдинский монастырь.

Богослужение в день чествования преподобного Герасима Болдинского в обители совершил епископ Смоленский и Вяземский Исидор. Вечером накануне праздника Его Преосвященство возглавил Всенощное бдение, а в сам день торжества – Божественную литургию. В обители правящего архиерея приветствовал настоятель монастыря архимандрит Антоний (Мезенцов). За богослужением архипастырю также сослужили: секретарь Смоленской епархии иеромонах Серафим (Амельченков), благочинный церквей Ярцевского округа протоиерей Василий Мвчанюк, казначей монастыря архимандрит Иринарх (Андреев), братия обители и приехавшие на праздник священнослужители Смоленской епархии.

За богослужением молились многочисленные паломники из Москвы, Смоленска, Гагарина, Вязьмы, Минска, Витебска и других городов России и Белоруссии.

На Великом Входе архиереем была совершена пресвитерская хиротония – во иеромонахи был поставлен насельник обители иеродиакон Антоний (Сапелкин).

После чтения Евангелия на Божественной литургии епископ Исидор обратился к молящимся сархипастырским словом. В проповеди Его Преосвященство акцентировал внимание собравшихся на словах Священного Писания, прозвучавших на богослужении:

«Дорогие братья и сестры, сегодня, празднуя память преподобного и богоносного отца нашего Герасима, Болдинского чудотворца, как и во все дни, когда мы празднуем память преподобных отцов, мы слышим Евангельское чтение от Матфея, которое нам повествует о благом и легком иге Христовом. Но для многих из нас эти слова остаются непонятными. Как может быть легким исполнение заповедей Божиих? Как может быть легким то, что христианин берет на себя, взваливая тяготы поста, молитвы, доброделания?

Разве это может быть легким? – спрашиваем мы, обращаясь к непонятным для нас словам апостола и евангелиста Матфея. И при этом мы надеемся на свои силы, рассчитываем, сколькими возможностями мы обладаем, не понимая, что речь здесь идет о том, что Господь дает силы тем, кто подвизается в исполнении Его заповедей. Нет у нас никаких сил, благодаря которым мы можем быть способны исполнить ту или иную заповедь, а все дается нам Божией благодатью. И когда мы начинаем исполнять заповеди Божии, мы чувствуем прилив Божественных сил в нашу человеческую природу, и как только перестаем исполнять волю Божию, мы опытным путем ощущаем, как благодать Божия оставляет нас: силы оставляют нас, здоровье перестает действовать в наших членах.

Говоря об иге Христовом, которое для нас является легким, апостол и евангелист Матфей говорит, что все возможно во Христе Иисусе».

Также архипастырь напомнил о жизненном пути и подвигах преподобного Герасима Болдинского, выбравшего нелегкий путь отшельничества в Дорогобужских лесах, много претерпевшего от разбойников, но милостью Божией снискавшего покровительство царя, воспитавшего множество учеников и основавшего несколько обителей, причем не только на Смоленщине, но и в Калужской области.

«Чудны дела, которые совершает с помощью Божией преподобный Герасим. И мы вспоминаем слова псалмопевца Давида: “Праведник яко финикс процветет”. Это общая черта всех подвижников Божиих, которые обильно приносят духовные плоды в своей жизни и в своей деятельности.

Но не только при жизни своей прославлен угодник Божий, но и по смерти: мы видим, как монастырь укрепляется, память преподобного чтится и распространяется среди народа Божия, потому что “в память вечную будет праведник, от слуха зла не убоится”, – говорит нам Священное Писание.

Мы, размышляя о подвиге преподобного Герасима, должны взирать и на собственную жизнь, чтобы проверять ее заповедями Божиими, чтобы ее сравнивать с тем, как жили истинные подвижники Божии, и стремиться, хотя бы отчасти, подражать их жизни» – сказал епископ Исидор.

По окончании Божественной литургии и праздничного крестного хода вокруг храма, к Его Преосвященству с приветственным словом обратился настоятель обители архимандрит Антоний (Мезенцов). Отец настоятель поблагодарил епископа Исидора за радость совместной молитвы в день праздника, рассказал о восстановлении обители и обретении чудотворных мощей преподобного Герасима Болдинского и его ученика – преподобного Аркадия. На молитвенную память о настоящем посещении обители архимандрит Антоний преподнес архиерею написанную в обители икону преподобного Герасима Болдинского с частицей мощей святого.

Епископ Исидор благословил молящихся и призвал всех поучаствовать в крестном ходе из обители на источник, низведенный по молитвам преподобного.

Его Преосвященство, духовенство и верующие под пение пасхальных тропарей совершили крестный ход с иконой преподобного Герасима к источнику, где епископом Исидором был совершен водосвятный молебен.

В завершение празднества все, приехавшие в этот день в Болдинскую обитель, были приглашены на трапезу.

назад к списку новостей

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *