Троицкая родительская суббота

Троицкая родительская суббота

Содержание

Троица и Троицкая суббота 2019: когда отмечают, как поминают усопших, что нельзя делать

Приближается один из самых любимых в народе православных праздников — День святой Троицы (Пятидесятница), после которого наступает День святого духа (Духов день). В православии очень важным считается канун Троицы — Троицкая родительская суббота: главный день поминовения усопших.

Когда в 2019 году отмечаются Троицкая суббота, Троица и Духов день

Православная Троица в 2019 году отмечается в воскресенье, 16 июня. Соответственно, Троицкая суббота приходится на 15 июня, а Духов день — на 17 июня. Подробнее о праздниках Троица и Духов день читайте в материале Федерального агентства новостей.

Западные христиане отметили Троицу 9 июня.

Троицкая родительская суббота

Троицкая суббота очень важный день в православном календаре. Церковь считает, что это день, символизирующий спасение Христом всех верующих. В Троицкую субботу православная церковь поминает молитвами всех умерших христиан.

Троицкая суббота считается родительским днем, когда принято поминать усопших предков. Верующие в этот день стараются обязательно посетить кладбище, а также помянуть усопших родственников в церкви и дома.

В России в Троицкую родительскую субботу принято приводить в порядок могилы и украшать их цветами, в том числе искусственными. Обычай оставлять для дорогих покойников угощение прямо на могиле — очень древний, имеющий дохристианские славянские корни. Жив этот обычай и сейчас, на Троицу на могилах в основном оставляют сладости. Нищий или прохожий человек может взять такое угощение, это не считается зазорным. Взятую на могиле еду нужно сразу съесть, уносить ее с кладбища считается грехом.

К народным традициям, которые живы и поныне, несмотря не неодобрение церкви, относится обычай поминать покойников прямо на могиле, а затем продолжать поминальную трапезу дома. Среди традиционных поминальных блюд — блины, яйца, кутья (специально приготовленная каша), кисель.

Русалья неделя: что нельзя делать

Канун Троицы и вся Троицкая неделя на Руси считалось временем русалок — их разгула и шалостей. Согласно легендам, накануне Троицы русалки выходят из водоемов, находя себе временное пристанище в полях и в лесу, там они поют песни, пугают людей и даже могут разбудить водяного, от которого — жди беды.

Поэтому в деревнях существовал обычай в канун Троицы пугать русалок и водяного: кострами у водоемов, криками и шумными плясками. Впрочем, дальновидные женщины старались в эти дни задобрить русалок, бросая в воду красивые безделушки или даже какие-то дорогие вещицы, до которых, согласно суевериям, так охоча водная нечисть.

В это время водоемы считались опасными из-за возможной мести русалок и водяного. Суеверные люди боялись купаться, умываться и стирать в открытых водоемах, а также подпускать к открытой воде скотину. Вообще с водой в эти дни нужно было соблюдать осторожность, например, старались не купать детей. Запреты сохранялись всю неделю после Троицы. Нарушителей пугали тем, что русалки вместе с водяным могут утянуть ослушников на дно.

Также в связи с русальими прогулками по суше старались не беспокоить водную нечисть в лесу и в поле. Посещение леса, особенно в одиночку, было в Троицкую субботу под запретом. Также из опасения нападения нечисти в этот день старались не работать в поле и огороде.

Существовали запреты на все виды женских работ: запрещалось любое рукоделие, а также уборка в доме, особенно с использованием воды. Нельзя было подметать пол, это считалось особенно опасным. Запрет на уборку действовал в течение трех дней, включая Троицкую субботу.

Троицкая родительская суббота 2019: особенности и традиции

Православная церковь в Троицкую субботу поминает всех усопших — от прародителя человеческого рода Адама до наших дней.

Троицкая — вторая Вселенская родительская суббота в году – в этот поминальный день в храмах проводятся особые богослужения — читают молитвы об отпущении грехов и даровании вечной жизни.

В Троицкую субботу заупокойную службу называют: «Память, совершаемая всех от века почивших православных христиан, отец и братии наших».

Sputnik Грузия рассказывает об особенностях и традициях Троицкой родительской субботы.

Почему Троицкая

Троицкая родительская суббота привязана ко дню празднования Пасхи, поэтому определенной даты в церковном календаре не имеет. Ее отмечают на девятый день после Вознесения — в субботу перед Троицей или Пятидесятницей.

© Sputnik / Alexander Imedashvili

В году семь родительских суббот — Троицкая шестая. Переходящую дату имеют все, кроме одной — усопших воинов ежегодно поминают 9 мая.

В родительские субботы умерших православных христиан в церквях поминают по-особенному.

Особо среди родительских суббот выделяют Вселенские — церковь в эти дни поминает молитвенно всех умерших.

Вселенских суббот в году две – Троицкая и Мясопустная, ее отмечают за неделю до начала Великого поста (в 2019-м выпала на 2 марта). В эти субботы в церквях проводят вселенские панихиды.

Родительская суббота третьей седмицы 2019: приметы и традиции >>

В частности, молятся за тех, кого смерть настигла в чужой стране, в море, в горах, в сражении, во время стихийных бедствий, от инфекционных болезней или голода – за всех, кто перед смертью не успел покаяться, над кем погребального обряда не совершали.

Церковь установила совершать вселенское поминовение, чтобы никто, где, когда и как бы ни умер, не лишился ее молитв.

Особенности и традиции

Родительская суббота перед Троицей самый древний поминальный день в христианстве, установленный в апостольские времена. В те далекие времена христиане, всеми гонимые, собирались вместе в Троицкую субботу, чтобы почтить память христианских мучеников, не погребенных должным образом.

Церковь поминать в Троицкую всех от века почивших считает важным. Священнослужители говорят, что Святой Дух сошел в день Пятидесятницы на землю для того, чтобы освятить, научить и привести людей к вечному спасению.

© photo: Sputnik / Alexey Kudenko

Во время службы, по традиции, вспоминают притчу о Страшном суде живых и мертвых, для того, чтобы каждый человек помнил, что за совершенные грехи ответить придется во время Суда.

Шанс на спасение души есть у каждого, поэтому Церковь и установила ходатайствовать не только за живых, но и за всех, от века умерших, особенно тех, кто скончался внезапно, и молить Господа помиловать их.

В пятницу вечером — накануне родительской субботы, в православных церквях, по традиции, служат великую панихиду. Заупокойную Божественную литургию проводят в субботу утром, а после нее — общую панихиду.

В родительские субботы, по традиции, в храмах поминают усопших родителей — люди подают записочки с именами умерших и молятся за упокой их души в загробном мире.

По старой традиции, прихожане приносят в храм вино и постные продукты, которые освящают во время службы, а потом раздают всем желающим.

После посещения церкви люди, по традиции, отправляются на кладбище — убирают могилки и читают молитвы за упокой души умерших.

© Sputnik / Alexander Imedashvili

Священники считают, что в Троицкую родительскую субботу, как и в другие поминальные дни, важнее отстоять службу в храме, чем поехать на кладбище, так как для умерших молитва гораздо важнее, чем посещение могилы.

Помолиться за упокой почивших можно и дома, если нет возможности посетить храм и кладбище. Еще одна традиция Троицкой субботы раздавать милостыню с просьбой помолиться об усопших.

В Троицкую родительскую субботу, по народной традиции, нельзя работать, убирать квартиру и даже мыть посуду. Священнослужители придерживаются другого мнения. Они считают, что ограничения прежде всего нужны для того, чтобы домашние заботы не мешали посещению храма и молитве. Поэтому домашней работой вполне можно заняться после посещения храма, помолившись за усопших.

В родительские субботы, по древней традиции, вкушали кутью — обязательное блюдо поминальной трапезы. Готовили сладкую кашу из целых зерен пшеницы с добавлением меда, а также изюма или орехов. Сегодня кутью готовят в основном на поминки.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Троицкая Родительская суббота

Троицкая Родительская суббота – ежегодный день поминовения усопших в конце мая и начале июня. Название происходит от церковного праздника – День Святой Троицы, который отмечают в воскресенье после родительской субботы, когда принято возносить молитвы за всех покойных православных христиан.

Троицкая суббота – один из двух «больших» поминальных дней в году

Название «родительская» происходит оттого, что молящиеся сначала поминают своих умерших родных и лишь потом других верующих. Троицкая суббота – это один из двух «больших» поминальных дней, известных как Вселенские родительские субботы. В отличие от частных родительских суббот Вселенские проводятся во всех православных церквях.

Какого числа Троицкая родительская суббота?

Проводится ежегодно, обычно в июне, реже в мае, в субботу перед Днем Святой Троицы. Как и многие другие дни церковного календаря, это плавающая дата. Дата проведения Троицкой Родительской субботы меняется каждый год:

  • Троицкая родительская суббота в 2019 году будет отмечаться 15 июня;
  • в 2018 г. день отмечали 26 мая;
  • в 2020 году день Троицкой субботы падает на 6 июня.

Смысл Троицкой Родительской субботы

Согласно традициям русского православия, в этот день молятся за покойных. Родственникам следует заранее подать записки об упокоении (панихида), а в сам день прийти в храм, поставить свечи и вознести молитвы. Принято посещать кладбища и проводить поминки. Слово «родительский» в названии поминального дня означает, что христианин молится за упокоение родных и близких.

Почему Троицкая Родительская суббота так называется?

Суббота названа так в честь Дня Святой Троицы, который проводится следующим днем. День Святой Троицы – это большое церковное празднество, посвященное евангельскому преданию о Сошествии Святого Духа. Считается, что Сошествие Святого Духа ознаменовало создание апостольской церкви. Этот день также важен тем, что он ознаменовал домостроительство спасения человеческой души.

Считается, что обычай поминовения усопших к словам святого апостола Петра, который, обращаясь к иудеям, произнес: «Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти». Василий Кесарийский, один из отцов церкви, писал, что в день сей Господь примет молитвы даже за грешников, что находятся в аду. По этой причине за день до Святой Троицы православные молятся за упокой всех умерших христиан.

Что делать в Троицкую Родительскую субботу?

В день родительской субботы верующему христианину следует прийти в храм и вознести молитву за умерших братьев и сестер по вере. Следует молиться об упокоении на могилах своих близких, почтить их память и ухаживать за могилами. Это специальный день, чтобы почистить надгробие, обновить крест, подстричь траву на участке и вокруг могилы, возложить на неё цветы.

Поминальный обед в Троицкую Родительскую субботу

Традиция устраивать в этот день поминальный обед восходит к дохристианским тризнам. Долгие века во многих деревнях было принято устраивать большой и шумный пир на десятки людей. Такие мероприятия устраивались в духе языческих тризн, но имели мало отношения к христианской этике и обычаям.

Поминальная трапеза – почтить память усопших

Поминальная трапеза проводится не ради пиршества, а ради почитания памяти усопших – чтобы поговорить о них и помянуть добрым словом. Это день семейного поминовения, воспитания и передачи традиции, поэтому на Троицкую субботу собираются всей семьей и приглашают родню.

Хотя многие люди приносят угощения на могилы своих покойных близких, с точки зрения православной веры – это не более чем обычай, оставшийся в практике народной жизни со времен язычества. Поэтому с позиций православного канона этот обычай предосудителен. Вместо этого лучше принести в храм постные продукты, которые священники передадут нуждающимся. Считается благим делом принести в церковь кагор (вино), которое будет использовано в ходе литургии.

Служба в Троицкую субботу

В пятницу накануне дня поминовения в храмах проводится великая панихида (греч. парастас). На саму родительскую субботу проводятся заупокойная Божественная литургия и общая панихида, священники выступают с проповедями, посвященными усопшим и их поминовению.

За день до родительской субботы подают записку в храм или церковь с именами покойных, которых помянут на парастасе или в литургии. В день поминовения посещают храм и молятся за всех упокоившихся. Больные и немощные верующие читают молитву по молитвослову дома.

Пример канонической молитвы для чтения на Троицкую субботу

«Упокой души прежде отшедших на месте прохлаждения, яко не мертвые восхвалят Тя, Господи, ниже сущие во аде исповедания дерзнут принести Тебе, но мы, живые благословим Тя и молим, и очистительныя молитвы и жертвы приносим Тебе о душах их».

Возможно, вам будет интересно:

  • Сколько родительских суббот в году?
  • Храмы на кладбищах Москвы
  • Почему православные хоронят головой на запад, а крест ставят в ногах

Троицкая суббота

Троицкая суббота

Тип

православный / народно-христианский

Иначе

Семицкая суббота, Клечальная суббота, Задушные поминки

Также

Вселенская родительская суббота (церк.)

Отмечается

в Православных церквях, православными славянами

В 2018

26 мая по календарю в РПЦ

Традиции

посещают кладбища, поминают усопших родственников, украшают зеленью их могилы, устраивают поминальные трапезы

Связан с

с Днём Святой Троицы / Троицыным днём, Семиком

Медиафайлы на Викискладе

Тро́ицкая суббо́та — день всеобщего поминовения усопших, родительская суббота перед Днём Святой Троицы (Троицыным днём).

В православной традиции день особого поминовения усопших православных христиан. В годовом богослужебном круге Православных церквей — вселенская родительская суббота, когда совершается «вселенское», то есть всеобщее общецерковное поминовение усопших верных. В греческих церквях суббота перед Днём Святой Троицы входит в число пяти «дней всех душ» (греч. Ψυχοσάββατο) — пяти суббот в церковном календаре, выделенных для общего поминовения верных.

День общерусского поминовения усопших. В России и на юго-востоке Белоруссии считался самым большим и почитаемым поминальным днём.

В Православной церкви

В богослужебном уставе Православной церкви именуется Вселенской родительской субботой. Во время панихиды в этот день Православная церковь вспоминает всех когда-либо умерших христиан.

Поминовение всех усопших благочестивых христиан установлено в субботу перед Пятидесятницей ввиду того, что Сошествие Святого Духа завершило домостроительство спасения человека, а в этом спасении участвуют и усопшие. Поэтому христиане, молясь об оживотворении Духом Святым всех живущих, просят чтобы и для усопших благодать Святого Духа Утешителя, которой они сподобились ещё при жизни, была источником блаженства. День Святой Троицы — это день рождения Вселенской Апостольской церкви, в этом контексте Троицкая суббота представляет собой как бы последний день церкви Ветхозаветной перед раскрытием во всей полноте церкви Христовой. Поэтому канун праздника, субботу, христиане посвящают поминовению усопших, молитве о них — в церкви ли, дома или на кладбище. Василий Великий, составивший молитвы вечерни Пятидесятницы, говорит в них, что «Господь наипаче в этот день благоволит принимать молитвы об умерших и даже находящихся в аду».

В славянской традиции

«Накануне Троицы». Гравюра Ю. Шюблера с картины И. Ижакевича. 1888 г.А. Корзухин. Поминки на деревенском кладбище, 1865

В славянской традиции это весенне-летний поминальный день.

Другие названия

рус. Семицкая суббота, Духовская суббота, Клечальная суббота, Задушные поминки, Духов день (курск.), Родительская суббота, Троицкие родители, Пасха усопших, Маргостье (калуж.); белор. Стаўроўскія, Летнія, Траецкія, Сёмушные дзяды, Зялёная субота, Кляновая субота, укр. Зелена субота, полес. Микольские деды, Клён, Маевáя субота, Духова суббота, Духовная суббота, Маёвая суббота; болг. Русална задушница, болг. Русалска задушница; серб. Мртва субота, Русана субота, Троjичке, Духовске, Отворне задушнице, Пресветска задушница.

Сербское название «отворне задушнице» связано с убеждением, что в этот день «отворяются» (открываются) могилы, и можно говорить с душами усопших предков.

Традиции

В мифологических представлениях славян, на Семицко-Троицкие праздники предки временно покидали загробный мир и приходили в этот мир; местом их пребывания была свежая зелень — деревья, травы, цветы. Живые должны были встретить и помянуть их должным образом.

В этот день посещали кладбища, поминали своих усопших родственников, украшали зеленью их могилы, устраивали ритуальные трапезы и общались с душами покойных.

В Белоруссии освящали травы, обкуривали хаты и домашнюю скотину, чтобы не боялась грозы. На Украине существовал следующий обычай. Срубленную осинку вносили в Клечальную субботу на ночь в дом, а утром смотрели: если листья оставались зелёными, даже если завяли за ночь, — все в семье доживут до следующей Клечальной субботы. Если же листья почернеют, то будет в доме покойник.

В Карпатах с «клечаною суботою» связан обычай «просить прощения» у старших и самых младших членов семьи.

В западных областях Словении в субботу старались вернуться домой с поля пораньше: считалось, что в это время Святой Дух уже снизошёл на землю и «разливается по полю»; если он застанет кого-нибудь за работой, то «свернёт с пути» и не благословит посевы. В субботу же хозяева обходили поля и кропили посевы святой водой, «чтобы Святой Дух защитил их от града» (хорв. da bi jih sv. Duh rešil toče).

Поверья

Н. Ткаченко. В ночь под Троицын день, «Всемирная иллюстрация», 1896

Существовало поверье что всю Троицкую субботу русалки выходят из реки, леса и раскачиваются на ветвях берёз, прячутся и катаются в цветущей ржи. А в полночь встревоженный водяной поднимал воду из реки так высоко, будто бы гора вырастала из воды, но, услышав народные песни, успокаивался, и вода опять входила в берега. Для защиты от него всю ночь вдоль берегов молодёжь жгла костры. Всю троицкую ночь с берёзками в руках молодые парни и девушки резво и весело, с громким смехом, с радостными кликами бегали по полям, «гоняя русалок».

В Белоруссии (Бобруйский уезд) верили, что «около Троицына дня русалки выходят из рек на сушу, где остаются в течение всего лета». По малорусскому представлению, в Троицкую субботу просыпаются мертвецы и русалки, которые весь год «держатся в заключении» — «выпускаются». С этого дня девушки не выходили в поле одиночкою и не купаются всю неделю, «щоб мавки не залоскотали».

Поговорки и приметы

  • В семицкий четверг или в троицкую субботу сей ячмень.
  • На седьмую субботу по Пасхе (клечальную) сеют коноплю (южн.).
  • С этого дня «три дня не метуть, на четвéртый — метуть» (полесье).

> См. также

  • Мясопустная суббота
  • Дмитриевская суббота
  • Покровская суббота

Примечания

  1. Рубан, 2015, с. 584.
  2. Заупокойное богослужение // Заупокойное всенощное бдение Архивировано 1 октября 2015 года.
  3. Danforth, 1982, p. 56.
  4. Баранова и др., 2001, с. 589.
  5. 1 2 Зимина.
  6. Васілевіч, 1992, с. 609.
  7. Колесникова, 2002, с. 278.
  8. Вселенская родительская (мясопустная) суббота / Дни особого поминовения усопших
  9. Агапкина, 2002, с. 267.
  10. Забылин, 1880, с. 64.
  11. Фурсова, 2003.
  12. Ремизов А. М. Посолонь
  13. Забылин, 1880, с. 66.
  14. Забылин, 1880, с. 65.
  15. Виноградова, Левкиевская, 2010, с. 635.
  16. Толстая, 2005, с. 18.
  17. 1 2 Виноградова, 2001, с. 541.
  18. 1 2 Виноградова, Толстая, 1999, с. 248.
  19. Кашуба, 1977, с. 268.
  20. Недељковић, 1994, с. 122.
  21. ПИИЭ-1978, 1980, с. 27.
  22. Лозка, 2002, с. 120.
  23. Сапіга, 1993, с. 67.
  24. Скуратівський, 1995, с. 143.
  25. Kuref, 1998.
  26. Зеленин, 1995, с. 306.
  27. Сахаров, 1885, с. 197.
  28. Катков, 1872, с. 845.
  29. Шейн, 1887, с. 197.
  30. Воропай, 1958, с. 160.
  31. 1 2 Зеленин, 1995, с. 242.
  32. Даль, 1880—1882.
  33. СРНГ:42, 2008, с. 131.
  34. Толстая, 2005, с. 117.

Литература

  • Агапкина Т. А. Мифопоэтические основы славянского народного календаря. Весенне-летний цикл. — М.: Индрик, 2002. — 816 с. — (Традиционная духовная культура славян. Современные исследования).
  • Баранова О. Г., Зимина Т. А., Мадлевская Е. Л. и др. Русский праздник. Праздники и обряды народного земледельческого календаря. Иллюстрированная энциклопедия / Науч. ред. И. И. Шангина. — СПб.: Искусство-СПБ, 2001. — 668 с. — (История в зеркале быта). — ISBN 5-210-01497-5.
  • Задушницы / Виноградова Л. Н., Толстая С. М. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 1999. — Т. 2: Д (Давать) — К (Крошки). — С. 248. — ISBN 5-7133-0982-7.
  • Седмь // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.
  • Забылин М. М. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. — М.: Издание книгопродавца М. Березина, 1880. — 607 с. — (Репринт изд. 1880 г. — М.: Книга принтшоп, 1990. ISBN 5-7160-0001-0).
  • Зеленин Д. К. Избранные труды. Очерки русской мифологии: Умершие неестественною смертью и русалки. — М.: Индрик, 1995. — 432 с. — (Традиционная духовная культура славян. Из истории изучения). — ISBN 5-85759-018-3. Архивная копия от 23 февраля 2014 на Wayback Machine
  • Зеленин Д. К. Очерки русской мифологии. — Пг.: Типография А. В. Орлова, 1916. Архивная копия от 23 февраля 2014 на Wayback Machine
  • Зимина Т. А. Троицкая суббота. Русские праздники и обряды. Российский Этнографический музей.
  • Катков М. Н. Русский Вестник. Журнал литературный и политический. — М.: Университетская типография, 1872. — Т. 100. — 1141 с.
  • Кашуба М. С. народы Югославии // Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Конец XIX — начало XX в. Весенние праздники. — М.: Наука, 1977. — С. 243–273. — 360 с.
  • Колесникова В. Краткая энциклопедия православия. — М.: Центрполиграф, 2002. — 588 с.
  • Народная демонология Полесья: Публикации текстов в записях 80–90-х гг. XX века / Л. Н. Виноградова, Е. Е. Левкиевская. — М.: Языки славянских культур, 2010. — Т. I: Люди со сверхъестественными свойствами. — 648 с. — (Studia philologica). — ISBN 978-5-9551-0446-1.
  • Полевые исследования Института этнографии, 1978 / отв. ред. С. И. Вайнштейн; АН СССР. ИЭ. — М., 1980. — 264 с.
  • Родительская суббота / Рубан Ю. И. // Пустырник — Румчерод. — М. : Большая российская энциклопедия, 2015. — С. 584. — (Большая российская энциклопедия : / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 28). — ISBN 978-5-85270-365-1.
  • Сахаров И. П. Сказания русского народа. Народный дневник. Праздники и обычаи. — СПб.: Издательство МГУ, 1885. — 245 с.
  • Словарь русских народных говоров. Выпуск 42. Стриж-Сухловина / Гл. редактор: Ф. П. Сороколетов Редактор: О. Д. Кузнецова. — Спб.: Наука, 2008. — 336 с. — ISBN 5–02–026395–8.
  • Толстая С. М. Полесский народный календарь. — М.: Индрик, 2005. — 600 с. — ISBN 5-85759-300-X.
  • Фурсова Е. Ф. Календарные обряды. Ч. 2: Обычаи и обряды летне-осеннего периода. — Новосибирск: Институт археологии и этнографии СО РАН, 2003. — 267 с. — (Этнография Сибири). — ISBN 5-7803-0116-6. Архивировано 29 мая 2007 года. Архивная копия от 29 мая 2007 на Wayback Machine
  • Шейн П. В. Материалы для изучения быта и языка русского населения Северо-западного края. — СПб., 1887. — Т. I, ч. 1. — 617 с.
  • Васілевіч Ул. А. Беларускі народны каляндар // Паэзія беларускага земляробчага календара. Склад. Ліс А.С.. — Мн., 1992. — С. 554-612. Архивировано 11 мая 2012 года. (белор.)
  • Виноградова Л. Н. Тројице // Словенска митологија. Енциклопедијски речник / Редактори Светлана M. Толстој, Љубинко Раденковић. — Београд: Zepter book world, 2001. — С. 541—542. — ISBN 86-7494-025-0. (сербохорв.)
  • Воропай О.. Звичаї нашого народу (неопр.). — Мюнхен: Українське видавництво, 1958. — Т. 2. — 289 с. (укр.)
  • Лозка А. Ю. Беларускі народны каляндар (белор.). — Мн.: Полымя, 2002. — 238 с. — ISBN 98507-0298-2. (белор.)
  • Недељковић М. Календар српских народних обичаја и веровања : за просту 1994. — Ваљево: Ваљевац, 1994. — 230 с. (серб.)
  • Сапіга В. К. Українські народні свята та звичаї. — К.: Т-во «Знання України», 1993. — 112 с. — ISBN 5-7770-0582-9. (укр.)
  • Скуратівський В. Т. Дідух. — К.: Освіта, 1995. — 272 с. — ISBN 5-330-02487-0. (укр.)
  • Kuref N. Praznično leto Slovencev. Druga izdaja. Knj. 1-2. — Ljubljana, 1998. (словенск.)
  • Danforth L. M. The Death Rituals of Rural Greece. — Princeton: Princeton University Press, 1982. (англ.)

Ссылки

  • Троицкая суббота // Российский этнографический музей
  • Троицкие поминные припевки в Устьянском районе Архангельской области (этнографические видеозаписи): часть 1, часть 2
  • Родительская суббота и Духов день в Калужской области, 1986 (видео)

Родительские субботы в 2019 году: полный список

Дни воспоминания о тех, кто ушёл в мир иной, верующие христиане назвали родительскими субботами. Это особый день для каждого верующего, во время которого ведутся церковные службы и молитвы за ушедших в мир иной. Христиане читают молитвы за души усопших. Верующие посещают могилы своих родственников.

Уважение к родителям это очень важно. Как гласит известная пятая исповедь: всегда следует проявлять уважение к родителям, ведь это играет важную роль для обретения вечной жизни как для отдельного человека, так и для всего его рода. Отец Августин отмечает эту исповедь наиболее значимой в жизни любого христианина. Поэтому сначала следует молиться за родителей, а потом уже за родственников, хороших знакомых и друзей.

Родительские дни – отличное время, чтобы проявить уважение к своим близким, поэтому каждая христианская семья старается привить внимание своих детей к родительским дням.

Таких суббот в православном календаре всего девять. Две из них (Мясопустная и Троицкая субботы) — Вселенские. Они имеют такое название, потому что именно в это время священники молятся за всех умерших людей.

Вселенская мясопустная суббота (2 марта 2019 года)

Хозяйки в этот день с утра пекут блины. Один блин они кладут на полку с иконами. Один — на подоконник. Часть несут на могилки усопших. Оставшиеся блины раздаются бедным или детям. Перед этим должна быть выполнена просьба — помолиться за усопших.

До обеда в доме ведётся уборка, а к вечеру христиане накрывают поминальный стол.

Великий пост (23 марта, 30 марта, 4 апреля 2019 года)

Это время отречения от мирских дел для общения с Богом. Люди готовят себя к важному празднику, Пасхе. Пост – это время молитв. Христиане в этот день ставят свечи в церквях, а также заказывают ежедневное молитвенное поминовение — сорокоуст. В этот день следует обязательно посетить кладбище. Чтобы приблизится к состоянию любви и благодати, нужно забыть все прошлые обиды и избавиться от дурных мыслей.

Радоница (7 мая 2019 года)

Радоница происходит от слова «Радость», в символ продолжения Пасхи. Это время Церковь отводит для посещения кладбища. Верующие берут с собой различные сладости, традиционные пироги и крашеные яйца. Еду оставляют на могилке усопших. Если осталось, отдают детям и нищим – эта традиция возродилась в Советском Союзе.

Душам усопших нужна наша молитва. После Литургии или вечернего богослужения накрывается ужин. Он поминальный, поэтому любая пьянка недопустима. Разрешается употреблять вино, но нельзя злоупотреблять им.

Место Радоницы после Пасхальной недели обязывает верующего человека не переживать за смерть близких, а радоваться за перерождение в вечную жизнь.

Семик — день поминовения в народной традиции (13 июня 2019 года)

13 июня 2019 года люди проведут время на кладбище, украшая и ухаживая за могилами усопших предков. В этот день обязательно надо помянуть души «заложных» покойников. Можно попросить у священников панихиду по покойнику, которого церковь отказалась отпевать при погребении. 13 июня – это день, когда священник не имеет права отказать.

Троицкая суббота (15 июня 2019 года)

Троицкой субботы имеет тесную связь с Троицей. По другому, этот день именуют Пятидесятница. Это важный этап в развитии религии. Именно поэтому обязательно надо вспомнить всех усопших.

Христиане приходят в церковь. Там они молятся за упокой родственников и ставят свечи. Троицкая суббота — Вселенская, поэтому священники молятся за всех христиан, которые когда-то жили на Земле. По традиции вечером готовят поминальный ужин. Он не простой – за ним запрещены шутки и ругань. Во избежание нарушения этих правил стоит воздержаться от употребления алкоголя.

День поминовения усопших православных воинов (11 сентября 2019 года)

Посещать кладбища и службы, проводимые в храмах, необязательно. Но, сидя за вечерним столом, важно вспомнить погибших воинов добрыми словами и пожеланиями.

В процессе поминального ужина употреблять алкоголь и веселиться нельзя. Это неуважение к христианам, которые сражались за благо других людей.

Этот день совпадает с днем церковного праздника – Усекновением Предтечи. Поэтому на стол не кладут овощей и фруктов круглой формы. В день поминовения усопших воинов запрещено использовать режущие столовые приборы.

Покровская родительская суббота (12 октября 2019 года)

Благодаря церковным молитвам, усопшие получают освобождение от загробных пыток. В храмах 12 октября проводят литургии и панихиды именно с целью облегчить судьбу усопшего. Для этого читают молитвы от грехов, которые когда-то были совершены этими людьми.

Дмитриевская суббота (2 ноября 2019 года)

По мнению историков, Дмитриевская суббота — символ Куликовской битвой. Дмитрий Донской предложил в этот день провести поминовение всех павших во время битвы. Священники одобрили решение и назвали субботу Дмитриевской, в честь князя. Этому полководцу посвящено множество храмов.

По обычаю, священники в церквях проводят панихиды – церковные службы молений по умершим.

Дмитриевская суббота символизирует приближение зимы. Днём — люди прибираются в своих домах, а вечером – приходят на службу в ближайший храм. В этот же вечер готовят поминальный ужин, обязательно состоящий из традиционных блюд. Например кутья или узвар.

Во время Родительских суббот необходимо перенести все обыденные задачи и пойти рано утром на службу в церковь. Самое важное – это чтение молитв. Они помогут душам всех усопших родных стать поближе к вечной жизни, приблизиться к Спасителю. Молясь за грехи усопших, Бог обязательно заметит это и смилуется над ними.

Подпишись на наш канал «Интересная Россия» в Яндекс Дзен

>Родительские субботы и дни особого поминовения усопших

Когда в Церкви молятся об усопших?

Учение Православной Церкви о душе говорит о том, что смерть не является завершением земной жизни, а только переходом в иной мир. У Бога все живы — именно поэтому Церковь постоянно молится не только за живых своих членов, но и за всех почивших. Чтобы показать, насколько важна роль поминальных молитвословий, перечислим основные моменты их присутствия в богослужении:

1) молитвы об упокоении совершаются в Церкви ежедневно (на литургии, во время панихид);

2) по церковному уставу каждый из семи дней недели посвящен определенному событию и имеет свои особенности богослужения. Суббота посвящается памяти святых и всех почивших христиан;

3) частное поминовение умерших совершается в 3-й, 9-й и 40-й дни после смерти, а также на годовщину. Ежегодно панихиды по родным заказывают на именины или в день рождения покойного;

4) дни общего церковного поминовения именуются родительскими субботами. Две из шести родительских суббот (Мясопустная и Троицкая) носят название вселенских, так как полностью посвящены молитвословию о почивших во все времена и имеют исключительный богослужебный порядок.

В течение года количество заупокойных молитв разнится от наименьшего в предпраздничные и праздничные дни до наибольшего во вселенские родительские субботы, которые почти полностью состоят из заупокойных молитвословий.

Что такое родительские субботы?

Дни особого поминовения в Православной Церкви именуются родительскими субботами. Такое название объясняется тем, что в эти дни христиане молятся об упокоении своих родителей (это слово следует понимать шире — дедов, прадедов и всех предков своего рода (прародителей)), а также всех усопших православных христиан. Люди в эти дни посещают кладбища, ухаживают за могилами, заказывают панихиды в храмах или совершают богослужения над могилами самостоятельно — мирским чином (чтение литии).

Вселенские родительские субботы

Субботы перед Масленицей и Духовым днем (Пятидесятницей) — это дни, когда все православные христиане призываются к усиленной молитве об усопших членах Церкви — знакомых и незнакомых, далеких и близких.

Мясопустная суббота предшествует Неделе (воскресенью), в которую Церковь вспоминает о Страшном Суде и сугубо молится обо всех почивших. Это поминовение вообще всех умерших православных людей говорит о единстве Церкви, тело которой составляют души не только живых, но и мертвых, объединенные во Христе.

Троицкая суббота связывается с сошествием Святого Духа в пятидесятый день после Воскресения Христова. Это событие является одним из ключевых для понимания учения о спасении. Святой Дух, сошедший на апостолов, является для всего человечества свидетельством присутствия Божия рядом с людьми, обещанием спасения. Считается, что в день Пятидесятницы была образована апостольская Церковь.

Чин богослужения двух вселенских суббот составлен особенным, исключительным образом: некоторые произносимые в этот день молитвы не присутствуют ни в каких других службах. Если в этот день выпадает память святых, то она переносится на следующий день. Если же выпадает престольный или двунадесятый праздник, заупокойная служба совершается в отдельной части церкви — усыпальнице либо переходит на предыдущую субботу или четверг.

Нужно отметить, что в первую очередь во время вселенских суббот поминаются все усопшие от века православные христиане, а уже во вторую очередь — непосредственно наши сродники. Однако, чтобы дать людям помолиться более лично и усердно именно о своих родных, кроме поминовения на утрени и вечерне совершается еще и великая панихида. В чем отличие между этими поминовениями? Если утреня и вечерня совершаются по исключительному, специально составленному для двух этих дней порядку и носит всеобъемлющий характер, то во время панихиды произносятся молитвы более общие по содержанию и употребляющиеся также при других обстоятельствах (например, канон из обычных заупокойных субботних служб). Еще одним важным отличием является то, что на утрене поминание совершается без указания конкретных имен, но за всех «праотец, отец и братий…», а на панихиде оно происходит по церковным синодикам и личным помянникам.

Субботы Великого поста

Нарочитое (особенное) поминовение усопших совершается также в субботы 2-й, 3-й и 4-й недель Великого поста. Эти субботы являются своего рода восполнением того, что во время Четыредесятницы практически не совершается литургическое поминовение. Перечисленные субботы также называются родительскими, но их чинопоследование не носит такого особенного характера, как в случае с Троицкой и Мясопустной субботами, поэтому родительские субботы Великого поста не называют вселенскими.

Еще одно отличие состоит в том, что во вселенских субботах на первый план выходит поминовение всех умерших во все века существования человечества, а в великопостные субботы главная роль отдается все-таки молитвам об усопших родственниках (совершается во время утрени и вечерни). Отдельная вселенская панихида в этот день не служится. Родительские субботы Великого поста отличает от вселенских и то, что в эти дни не отменяется прославление святых, а если суббота совпадает с Благовещением, престольным праздником либо полиелеем, то заупокойная служба не переносится на другой день, а просто опускается.

Частные родительские дни

Некоторые дни поминовения встречаются лишь в практике Русской Православной Церкви. К ним относятся Димитриевская суббота, Радоница, 9 мая (память погибших в Великой Отечественной войне) и 11 сентября (день памяти православных воинов, установленный указом императрицы Екатерины II, совершается нерегулярно).

Димитриевская суббота

Как гласит предание, этот день был утвержден благоверным князем Димитрием Донским в субботу перед днем памяти его святого покровителя — великомученика Димитрия Солунского (26 октября) — в год Куликовской битвы (1380). Тогда князь впервые повелел отслужить в обители преподобного Сергия Радонежского заупокойную службу в память воинов, павших на Куликовом поле.

Со временем связь этого дня с его историческим истоком ослабела, и сегодня Димитриевская суббота является поминальной родительской субботой, без частного соотнесения с событиями 700-летней давности.

Радоница

Радоница является, пожалуй, самым известным (даже в нецерковных кругах) днем поминовения усопших. В этот день всегда объявляется государственный выходной, чтобы все люди (как верующие, так и светские) имели возможность посетить родные могилы.

Дата Радоницы является переходящей — зависящей от даты Пасхи. Чаще всего она назначается на вторник (если не совпадает с важными праздниками) Фоминой седмицы (вторая неделя после Пасхи).

Установление такого особого дня поминовения связано с Великим постом. Дело в том, что на протяжении постных седмиц очень часто нарочитое поминовение умерших (которое всегда совершается в 3-й, 9-й и 40-й дни) не может быть совершено из-за особенностей великопостного богослужебного устава. Поэтому к концу поста накапливается множество неотслуженных панихид, которые переносятся на первый день, когда можно совершить полную литургию и панихиду. Таким днем и является Радоница.

Поскольку Радоница всегда совпадает с попразднством, в этот день нет никаких специальных заупокойных молитвословий ни на литургии, ни на утрени и вечерне. Поминальные молитвы присутствуют только на полунощнице, а также служится великая панихида после вечерни.

Суеверия, связанные со смертью и поминками

Удивительно, но факт: в мире победившей науки, где люди часто ставят под сомнение все мировые религии, всё еще невероятно сильны так называемые народные приметы, или суеверия.

Этимология слова «суеверие» говорит сама за себя: суетная вера, вера в нечто пустое, несуществующее.

Поскольку смерть для любого человека является темой, окруженной многими тайнами и вопросами, к ней, как к магниту, притягивается и такое же количество различных суеверий. Так, очень распространены многочисленные предрассудки, связанные с организацией поминок. Часто по усопшему устраивается настоящая тризна с большим количеством разнообразных яств и алкоголя. Однако церковные люди должны понимать, что поминки организуются главным образом для того, чтобы проявить милость к людям, которые присутствовали на отпевании и похоронах. Еда нужна живым, душа же покойного нуждается в молитвах.

Абсолютно бессмысленны и все приметы, связанные непосредственно с поминальной едой. Некоторые особенно суеверные люди считают, что еду с поминок нельзя уносить домой, потому что она «обладает отрицательной энергетикой». Это утверждение является ни на чем не основанным суеверием. Еда была приготовлена для того, чтобы накормить людей, и если она остается — ее можно и нужно раздать.

Масса суеверий связывается с подготовкой к похоронам. Часто приходится наблюдать, как в доме завешивают зеркала (чтобы случайно в них не увидеть покойника), переворачивают стулья, на которых стоял гроб (чтобы живые не сели на них) и многие подобные вещи. Как верующие христиане, мы должны всячески искоренять подобные языческие предрассудки в окружающем обществе, объяснять людям полную бессмысленность таких действий.

Абсурдной и одновременно неискоренимой является традиция приносить на кладбище еду или сладости, а также оставлять стопку водки «для покойника». Стоит ли говорить обо всей нелепости подобных обычаев? Душа, которая уже не имеет материальной оболочки, не нуждается ни в чем материальном, в том числе в пище. Чтобы почтить память наших родных, мы можем заботиться об их могилах, о поддержании их в чистоте и порядке. Можем приносить на кладбище цветы и венки. Но самое главное, что мы можем сделать, — это послужить над могилой литию, попросить Господа помянуть усопшего.

В христианстве нет места магии. Цель жизни христианина — очистить собственную душу. Цель его смерти — соединиться с Богом в Царстве Небесном. В отличие от бытовых суеверий и предрассудков, каждое религиозное действие имеет высокую цель. Об этом мы должны твердо помнить и отличать одно от другого.

Даты родительских суббот и дней поминовения усопших в 2019 году

Поминовение пострадавших в годину гонений за веру Христову — 10 февраля.

Вселенская родительская суббота (мясопустная) — 2 марта.

Суббота 2-й седмицы Великого поста — 23 марта.

Суббота 3-й седмицы Великого поста — 30 марта.

День поминовения всех погибших в годы Великой Отечественной войны — 9 мая.

Радоница — 7 мая.

Троицкая родительская суббота — 15 июня.

Димитриевская родительская суббота — 2 ноября.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *