Толкование откровения иоанна

Толкование откровения иоанна

Толкование на Апокалипсис святого Иоанна Богослова

ОТДЕЛ I

Статья 1. Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре.

Статья 2. Видение, в котором видел Одеянного в подир посреди семи златых светильников.

Статья 3. Открытое ангелу Ефесской церкви.

ОТДЕЛ II

Статья 4. Открытое ангелу Смирнской церкви.

Статья 5. Открытое ангелу Пергамской церкви.

Статья 6. Открытое ангелу Фиатирской церкви.

ОТДЕЛ III

Статья 7. Открытое ангелу Сардинской церкви.

Статья 8. Открытое ангелу Филаделфийской церкви.

Статья 9. Открытое ангелу Лаодикийской церкви.

ОТДЕЛ IV

Статья 10. О виденных на небе дверях и 24 старцах, и о прочем.

Статья 11. О запечатанной семью печатями книге, которую разрешить не может никто из созданных тварей.

Статья 12.О видении того, что посреди престола и четырех животных. О разрешении книги Агнцем, имеющим семь рогов.

ОТДЕЛ V

Статья 13. Снятие первой печати, означающее апостольское учение.

Статья 14. Снятие второй печати, означающее брань неверных против верующих.

Статья 15. Снятие третьей печати, означающее отпадение от Христа не имеющих твердой веры в Него.

ОТДЕЛ VI

Статья 16. Снятие четвертой печати, показывающее язвы, наводимые на нечестивых.

Статья 17. Снятие пятой печати, показывающее вопль святых душ ко Господу о кончине.

Статья 18. Снятие шестой печати, означающее язвы, наводимые при кончине.

ОТДЕЛ VII

Статья 19. О ста сорока четырех тысячах людей, не претерпевших вреда от язвы четырех ангелов.

Статья 20. О бесчисленном народе из языков, носящих светлые одежды.

Статья 21. Снятие седьмой печати, показывающее, что ангельские силы приносят Богу, как фимиам, молитвы святых.

ОТДЕЛ VIII

Статья 22. О семи ангелах и о том, что, когда вострубил из них первый, на землю пали град, огонь и кровь.

Статья 23. О втором ангеле и о погибели живущих в море.

Статья 24. О третьем ангеле и о горечи речных вод.

ОТДЕЛ IX

Статья 25. О четвертом ангеле и затмении светил.

Статья 26. О пятом ангеле, мысленных акридах и о различном виде их.

Статья 27. О шестом ангеле и об ангелах, разрешенных при Евфрате.

ОТДЕЛ Х

Статья 28. Об облеченном в облако и радугу ангеле, предвозвещающем о кончине.

Статья 29. О том, как евангелист получил от ангела книжку.

Статья 30. Об Енохе и Илии.

ОТДЕЛ ХI

Статья 31. О воскресении умерщвленных антихристом двух пророков Божиих.

Статья 32. О седьмой трубе и о святых, прославляющих Бога за будущий Суд.

Статья 33. О гонениях Церкви прежде и при антихристе.

ОТДЕЛ ХII

Статья 34. О брани ангелов и демонов и о ниспадении сатаны.

Статья 35. О том, что змий не перестает гнать Церковь.

Статья 36. О семиглавом и десятирогом звере.

ОТДЕЛ ХIII

Статья 37. О лжепророке.

Статья 38. О скверном имени антихриста.

Статья 39. Об Агнце и ста сорока четырех тысячах, стоящих с Ним на Сионской горе.

ОТДЕЛ XIV

Статья 40. Об ангеле, предсказывающем близость будущего Суда.

Статья 41. Об ангеле, возвещающем падение Вавилона.

Статья 42. Об ангеле ином, предупреждающем верных не принимать антихриста.

ОТДЕЛ XV

Статья 43. О том, что Сидящий на облаке пожнет серпом произрастания земли.

Статья 44. Об ангеле, обрезывающем лозу горечи.

Статья 45. О семи ангелах, наводящих на людей язвы пред кончиною, и о стеклянном море, которое видел в Откровении.

ОТДЕЛ XVI

Статья 46. О том, что по излиянии первого фиала на отступниках сделались гнойные раны.

Статья 47. Об излиянии второго фиала на находящихся в море.

Статья 48. О том, что от третьей язвы реки превращаются в кровь.

ОТДЕЛ XVII

Статья 49. О том, что от четвертой язвы люди опаляются зноем.

Статья 50. О том, что пятою язвою омрачится звериное царство.

Статья 51. О том, что шестым фиалом открывается путь чрез Евфрат царям от восхода солнечного.

ОТДЕЛ ХVIII

Статья 52. О том, что чрез седьмую язву будет на людей град и землетрясение.

Статья 53. Об одном из семи святых ангелов, показавшем блаженному Иоанну разрушение города блудницы, и о семи главах и десяти рогах.

Статья 54. О том, как истолковал ему ангел виденную тайну.

ОТДЕЛ XIХ

Слово 55. Об ином ангеле, возвещающем о падении Вавилона, и о небесном голосе, повелевающем бежать из города и отложить приятное, что имели прежде.

Слово 56. О песнопении святых и троякой «аллилуия», которую они поют при разорении Вавилона.

Слово 57. О таинственном браке и о вечери Агнца.

ОТДЕЛ XХ

Слово 58. О том, что евангелист видел Христа на белом коне вместе со святыми ангелами.

Слово 59. Об антихристе и о вверженных вместе с ним в геенну.

Слово 60. О связании сатаны от распятия Христова до кончины, и о тысяче лет.

ОТДЕЛ XХI

Слово 61. О престолах для сохранивших неизменным Христово исповедание.

Слово 62. О первом воскресении и второй смерти.

Слово 63. О Гоге и Магоге.

ОТДЕЛ XХII

Слово 64. О Сидящем на престоле, всеобщем воскресении и Суде.

Слово 65. О новом небе, новой земле и о вышнем Иерусалиме.

Слово 66. О том, что сказал Сидящий на престоле.

ОТДЕЛ XХIII

Слово 67. Об ангеле, показавшем город святых и измерившем стену его с вратами.

Слово 68. О чистой реке, казавшейся исходящей от престола.

Слово 69. О том, что Христос есть Бог пророков и Владыка ангелов.

ОТДЕЛ XXIV

Слово 70. О достоверности виденного ангелом.

Слово 71.

О том, что Откровение повелено не запечатлевать, а проповедовать.

Слово 72. О том, что Церковь и Дух, обитающий в ней, ожидают славного пришествия Христова, и о проклятии, которому подвергнутся повреждающие сию книгу.

Купить творения свт. Андрея Кесарийского можно в интернет-магазинах Лабиринт и Ozon.ru.

Интернет-магазины православной книги.

О неработающей ссылке сообщите нам на контактный e-mail

Оставить свой отзыв о книге, вы можете на нашем форуме «Душеполезное чтение»

Заметили ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter**

<<< СОДЕРЖАНИЕ >>>

<<< БИБЛИОТЕКА >>>

>Толковая Библия или комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов

Издание преемников А. П. Лопухина*

Том XI

1913 г.

Толкование на Откровение (Апокалипсис) Святого Апостола Иоанна Богослова

Предисловие.

Глава 1. Надписание книги, предрешающее содержание ее. Цель ее написания; доксология Иисуса Христа и авторизация книги. Видение подобного Сыну человеческому; заключительные объяснения по поводу видения.

Глава 2. Послания к церквям: Ефесской, Смирнской, Пергамской и Фиатирской, состоящие из обращения, похвалы и порицания, увещания и обещания награды.

Глава 3. Послания к церквам: Сардикийской, где заключается призыв к покаянию и обещание награды; Филадельфийской с похвалою за верность и обещанием постоянного воздействия промысла Божия; и Лаодикийской с исключительным порицанием за теплохлодность, указание на возможность всепрощения.

Глава 4. Видение небесного престола, его внешняя обстановка, окружающие его 24 старца и четыре животных с четырьмя лицами: льва, тельца, человека и орла. Постоянное славословие и благодарение.

Глава 5. Видение Агнца: таинственная книга, запечатанная седьмью печатями. Явление как бы закланного Агнца с седьмью рогами и седьмью очами, новая песнь славословия Сидящему на престоле и Агнцу со стороны 24 старцев и сонма небожителей, в том числе и четырех животных.

Глава 6. Видение первых четырех печатей: явление после снятия первой печати белого коня, рыжего после второй, вороного после третьей и бледного после четвертой. Видение душ убиенных за слово Божие, находящихся под жертвенником и одетых в белые одежды. Изображение картины мирового переворота, имеющего наступить после снятия шестой печати книги.

Глава 7. Наложение печати на избранных: явление Ангела с печатью Бога живого, которая и была наложена на 144 т. сынов израилевых. Видение прославленных пред престолом, которые бесчисленным множеством в белых одеждах и с пальмовыми ветвями стояли пред престолом и вместе с другими небожителями прославляли Бога и Агнца Его; объяснение источника их блаженства.

Глава 8. Явление семи Ангелов с трубами и Ангела с золотою кадильницею. Падение крови и огня на землю после трубы первого Ангела, большой горы в море после второй трубы и большой звезды — полыни после третьей трубы; поражение третьей части вселенной после четвертой трубы.

Глава 9. Видение саранчи, ее появление из кладезя бездны по звуку трубы пятого Ангела; внешний вид саранчи; мучения от нее людям, не имеющим на себе печати Божией; ее царь Аполлион.

Появление конного войска по звуку трубы шестого Ангела, описание коней и их вредоносности для нераскаявшихся людей.

Глава 10. Видение Ангела с раскрытою книгою, описание его внешнего вида и указание на его миссию; клятва Ангела, получение Иоанном книжки от Ангела, ощущение от съедения ее и объяснение Ангелом этого символического видения.

Глава 11. Измерение храма Божия, жертвенника и поклоняющихся в храме, явление двух свидетелей, продолжительность их проповеди, их могущество и сила чудотворений. Смерть свидетелей от зверя из бездны, радость грешников по этому поводу и их страх при воскресении и вознесении свидетелей. Великое землетрясение. Небесное торжество, начавшееся по звуку трубы седьмого Ангела; объяснение небесной радости; заключительное видение открытого храма Божия.

Глава 12. Видение жены, облеченной в солнце и луну, украшенной венцом из 12 звезд и кричавшей от мук рождения; явление дракона с семью головами и десятью рогами, рождение младенца и бегство жены в пустыню на 1260 дней. Борьба добрых Ангелов со злыми, низвержение последних с неба и небесная радость по этому поводу. Предостережение живущим на земле от диавола, начавшего преследовать жену, которую спасла земля; преследование христиан драконом.

Глава 13. Видение двух зверей. Описание зверя из моря с семью головами, десятью рогами; смертельно раненая и исцеленная его голова; поклонение ему людей и его богохульство. Борьба его со святыми и поклонение ему людей, не принадлежащих к Царству Божию. Призыв к терпению. Зверь на земле с двумя рогами; его чудеса и обольстительная деятельность. Наложение печати на людей в виде начертания числа 666.

Глава 14. Видение 144 тысяч прославленных девственников, воспевавших новую, никому не понятную песнь. Видение Ангела, летевшего по небу с вечным Евангелием и призывавшего к покаянию; видение двух других Ангелов с вестью о падении Вавилона; утешение и ободрение праведников. Видение подобного Сыну Человеческому, сидящего на облаке с серпом в руках. Жатва. Ангел, срезающий серпом виноград для точила гнева Божия.

Глава 15. Видение Ангелов с семью последними язвами, стоящих на стеклянном море; песнь Моисея и Агнца; открытие храма скинии, наполнившегося дымом славы Божией.

Глава 16. Видение семи чаш последних камней; первая — отвратительные раны на грешных людях, вторая — обращение воды моря в кровь, третья — обращение в кровь воды рек, четвертая — нестерпимый зной солнца, пятая — мрак в царстве зверя при нераскаянности грешников, шестая — появление из уст дракона трех нечистых духов подобных жабам, собравших земных царей на место Армагеддон, седьмая — великое землетрясение и разрушение города Вавилона, падение града величиною в талант.

Глава 17. Объяснительное видение блудницы и зверя; описание блудницы, сидевшей на звере в царской одежде, с чашею мерзостей в руке и упившейся кровью святых; объяснение символа зверя его самого, семи его голов и десяти рогов, которые обозначают царей, имеющих быть исполнителями приговора Божия над зверем и блудницею, т.е. великим городом.

Глава 18. Возмездие Вавилону и плач о его погибели. Явление Ангела с вестью об этой гибели и объяснение ее причины. Приглашение праведников выйти из Вавилона, обреченного на гибель в воздаяние за его прежний разврат и роскошь. Плач о Вавилоне: царей земных, роскошествовавших в нем прежде, воинов, пользовавшимся его богатою торговлею и плавающих на кораблях в целях торговли с Вавилоном. Радость небожителей по поводу уничтожения Вавилона с его соблазнами и преступлениями.

Глава 19. Ликование на небе и на земле, пение аллилуия небожителями по поводу наступившего брака Агнца с его невестою. Поклонение Иоанна Ангелу, пояснявшему видение. Видение Верного и Истинного на Белом коне, Его внешний вид, украшения и одеяние. Суд Божий над зверем, лжепророком и их поклонниками.

Глава 20. Заключение дракона в бездну; тысячелетнее царство сидящих на престоле. Окончательное осуждение диавола на вечные мучения и уничтожение народов Гога и Магога огнем небесным. Видение последнего суда после всеобщего воскресения, уничтожение смерти и ада и начало вечных мучений.

Глава 21. Видение нового неба и новой земли как блаженного общения Бога с людьми праведными, а не грешными; созерцание Иоанном нового святого города Иерусалима, описание его ворот, стен и улицы; условии жизни в нем спасенных народов.

Глава 22. Изображение реки и древа жизни в новом Иерусалиме; блаженство праведников при полном отсутствии всего греховного. Заключение к Апокалипсису, состоящее в наставлении, как относиться к полученному Божественному откровению; указание на скорое пришествие Господа и на необходимость бодрствования; увещание от лица Иоанна и от Самого Господа Иисуса Христа. Благопожелание.

Читать онлайн PDF-версию книги (А. П. Лопухин. Толковая Библия. Том 11. Издание С. Петербург 1913 г.).

Примечание: Для корректного отображения символов греческого алфавита, на вашем компьютере должен быть установлен шрифт GrkV.

Интернет-магазины православной книги.

О неработающей ссылке сообщите нам на контактный e-mail

Оставить свой отзыв о книге, вы можете на нашем форуме «Душеполезное чтение»

Заметили ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter

<<< СОДЕРЖАНИЕ>>>

ПРАВИЛА ДЛЯ ТОЛКОВАНИЯ АПОКАЛИПСИСА

Как книга судеб Божиих о мире и Церкви, Апокалипсис всегда привлекал к себе внимание христиан, а особенно в то время, когда внешние гонения и внутренние соблазны с особенною силою начинали смущать верующих, угрожая со всех сторон разного рода опасностями. В такие периоды верующие естественно обращались к этой книге за утешением и ободрением и пытались разгадать по ней смысл и значение происходящих событий. Между тем образность и таинственность этой книги делает ее весьма трудной для понимания, а потому для неосторожных толкователей всегда есть риск увлечений за границы истины и повод к несбыточным надеждам и верованиям. Так, например, буквалистическое понимание образов этой книги давало повод и теперь еще продолжает давать к ложному учению о так называемом «хилиазме» – тысячелетнем царстве Христовом на земле. Ужасы гонений, переживавшиеся христианами в первом веке и толкуемые в свете Апокалипсиса, давали повод некоторым верить в наступление «последних времен» и скорого Второго Пришествия Христова, еще тогда же, в первом веке. За истекшие 19 веков явилось множество толкований Апокалипсиса самого разнообразного характера. Всех этих толкователей можно подразделить на четыре разряда. Одни из них относят все видения и символы Апокалипсиса к «последним временам» – кончине мира, явлению антихриста и Второму Пришествию Христову, другие – придают Апокалипсису чисто историческое значение, относя все видения к историческим событиям первого века – ко временам гонений, воздвигнутых на Церковь языческими императорами. Третьи стараются найти осуществление апокалипсических предсказаний в исторических событиях позднейшего времени. По мнению их, например, папа римский есть антихрист, и все апокалипсические бедствия возвещаются собственно для Римской Церкви и т. п. Четвертые, наконец, видят в Апокалипсисе только аллегорию, считая, что описываемые в нем видения имеют не столько пророческий, сколько нравственный смысл, аллегория же введена только для усиления впечатления с целью поразить воображение читателей. Более правильным надо признать то толкование, которое объединяет все эти направления, причем не следует упускать из вида, что, как ясно учили об этом древние толкователи и Отцы Церкви, содержание Апокалипсиса в итоге своем направлено к последним судьбам мира. Не может быть, однако, сомнений, что в течение всей минувшей христианской истории исполнилось уже немало предсказаний св. Тайновидца Иоанна о грядущих судьбах Церкви и мира, но нужна большая осторожность в применении апокалипсического содержания к историческим событиям, и нельзя слишком злоупотреблять этим. Справедливо замечание одного толкователя, что содержание Апокалипсиса только постепенно будет становиться понятным, по мере наступления событий и исполнения пророчеств, в нем предреченных. Правильному пониманию Апокалипсиса, конечно, больше всего мешает отход людей от веры и истинно христианской жизни, что всегда ведет к притуплению, а то и полной утрате духовного зрения, необходимого для правильного понимания и духовной оценки совершающихся в мире событий. Эта всецелая преданность современного человека греховным страстям, лишающая чистоты сердечной, а следовательно, и духовного зрения (Матф. 5:8), служит причиной того, что некоторые современные толкователи Апокалипсиса хотят видеть в нем одну аллегорию и даже самое Второе Пришествие Христово учат понимать аллегорически. Исторические события и лица переживаемого нами ныне времени, которое, по всей справедливости, многие уже называют апокалипсическим, убеждают нас в том, что видеть в книге Апокалипсиса одну аллегорию – поистине значит быть духовно слепым, настолько все теперь происходящее в мире напоминает страшные образы и видения Апокалипсиса.

СОДЕРЖАНИЕ И РАЗДЕЛЕНИЕ АПОКАЛИПСИСА

Апокалипсис содержит в себе всего двадцать две главы. По содержанию своему он может быть разделен на следующие отделы:

1) Вступительная картина явившегося Иоанну Сына Человеческого, повелевающего Иоанну написать семи малоазийским церквам – 1-я глава.

2) Наставления семи малоазийским церквам: Ефесской, Смирнской, Пергамской, Фиатирской, Сардийской. Филадельфийской и Лаодикийской – главы 2-я и 3-я.

3) Видение Бога, Сидящего на престоле, и Агнца – главы 4-я и 5-я.

4) Вскрытие Агнцем семи печатей таинственной книги – главы 6-я и 7-я.

5) Гласы семи труб ангельских, возвестившие различные бедствия живущим на земле при снятии седьмой печати – главы 8-я, 9-я, 10-я и 11-я.

6) Церковь Христова под образом жены, облеченной в солнце, находившейся в болезнях рождения – глава 12-я.

7) Зверь-антихрист и его пособник-лжепророк – глава 13-я.

8) Приуготовительные события пред всеобщим воскресением и Страшным Судом – главы 14-я, 15-я, 16-я, 17-я, 18-я и 19-я. а) Хвалебная песнь 144 000 праведников и ангелы, возвещающие судьбы мира – глава 14-я; б) Семь ангелов, имеющих семь последних язв – глава 15-я. в) Семь ангелов, изливающих семь чаш гнева Божия – глава 16-я. г) Суд над великой блудницей, сидящей на водах многих и восседающей на звере багряном – глава 17-я. д) Падение Вавилона – великой блудницы – глава 18-я. е) Брань Слова Божия со зверем и воинством его и погибель последних – глава 19-я.

9) Общее воскресение и Страшный Суд – глава 20-я.

10) Открытие нового неба и новой земли; новый Иерусалим и блаженство его обитателей – главы 21-я и 22-я до 5-го стиха.

11) Заключение: удостоверение истинности всего сказанного и завещание соблюдать заповеди Божии. Преподание благословения – глава 22:6-21.

Глава первая. НАЗНАЧЕНИЕ АПОКАЛИПСИСА И СПОСОБ ДАРОВАНИЯ ЕГО ИОАННУ

«Апокалипсис Иисуса Христа, егоже даде Ему Бог, показати рабом Своим, имже подобает быти вскоре» – эти слова ясно определяют характер и назначение Апокалипсиса как книги Пророческой. Этим Апокалипсис существенно отличается от остальных книг Нового Завета, содержание которых по преимуществу веро- и нравоучительное. Важность Апокалипсиса видна здесь из того, что написание его было результатом непосредственного откровения и непосредственного распоряжения, данного св. Апостолу Самим Главою Церкви – Господом Иисусом Христом. Выражение «вскоре» указывает на то, что пророчества Апокалипсиса начали тогда же, вслед за написанием его, исполняться, а также и то, что пред очами Божиими «тысяча лет, яко день един» (Петрово посл. 2:3-8). Выражение Апокалипсиса об откровении Иисуса Христа, что «оно дано Ему от Бога», надо понимать относящимся ко Христу по человечеству, ибо и Сам Он во время земной Своей жизни говорил о Себе, как о не всезнающем (Марк. 13:32) и получающем откровения от Отца (Иоанн. 5:20).

«Блажен чтый, и слышащий словеса пророчествия и соблюдающий писаная в нем: время бо близ» (ст. 3). Книга Апокалипсис имеет, следовательно, не только пророческое, но и нравственное значение. Смысл этих слов таков: блажен, кто, читая эту книгу, будет жизнью своей и делами благочестия приуготовлять себя к вечности, ибо переход в вечность близок для каждого из нас.

«Иоанн седмим церквам, яже суть во Асии» – число семь берется обычно для выражения полноты.

Св. Иоанн обращается здесь только к семи церквам, с которыми он, как живший в Ефесе, находился в особенно близких и частых сношениях, но в лице этих семи он обращается вместе с тем ко всей христианской Церкви в целом. «От семи духов, иже пред престолом Его суть» – под этими «семью духами» естественнее всего понимать семь главных Ангелов, о которых говорится в Тов. 12:15. Св. Андрей Кесарийский, впрочем, понимает под ними ангелов, управляющих семью церквами. Многие же толковники понимают под этим выражением Самого Духа Святого, проявляющего Себя в семи главных дарах: дух страха Божия, дух познания, дух силы, дух света, дух разумения, дух мудрости, дух Господень, или дар благочестия и вдохновения в высшей степени (См. Исаии 11:1-3). Господь Иисус Христос называется здесь «свидетелем верным» в том смысле, что Он засвидетельствовал перед людьми Свое Божество и истину Своего учения Своею крестною смертью (по-гречески «мартис»). «Сотворил есть нас цари и иереи Богу и Отцу Своему» – не в собственном смысле, конечно, а в том, в каком обещал это Бог еще избранному народу через пророков (Исход 19:6), то есть сделал нас, истинно верующих, лучшим, святейшим народом, который для других народов – то же, что священник и царь по отношению к остальным людям.

«Се грядет со облаки, и узрит Его всяко око, и иже Его прободоша, и плач сотворят о Нем вся колена земная» – здесь изображается Второе славное Пришествие Христово в полном согласии с изображением этого пришествия в Евангелиях (ср. Матф. 24:30 и 25:31; Марк. 13:26; Лук. 21:27 ср. Иоанн. 19:37). После приветствия в стихе этом св. Апостол сразу же говорит о Втором Пришествии Христовом и о Страшном Суде для того, чтобы обозначить главную тему своей книги, дабы приготовить читателей к восприятию полученных им о сем великих и страшных откровений (ст. 7). Для подтверждения непреложности и неотвратимости Второго Пришествия и Страшного Суда Божия св. Апостол от себя произносит: «ей, аминь», а затем свидетельствует истину сего указанием на Того, Кто есть Алфа и Омега, Начаток и Конец всего сущего: Господь Иисус Христос есть Один только безначальный и бесконечный виновник всего существующего, Он вечен, Он – конец и цель, к которой все стремится (ст. 8).

Толкование.

Из-за того, что книга Откровение Иоанна написано в особой манере, богословы подходили и подходят к этой книге, руководствуясь различными принципами толкования. Вот некоторые из этих принципов.

Исторический подход. Начиная со средних веков, многие богословы стали рассматривать книгу Откровения Иоанна Богослова как пророчество об истории всей Церкви, начиная от первого пришествия Христа до Его второго пришествия. Этот подход был предложен Лютером и разделялся Исааком Ньютоном, Эллиотом и другими в последующие века. Однако уязвимость его в том, что очень редко даже два сторонника этого метода толкуют одно и то же место в книге одинаково, в смысле соотнесенности его с каким-то конкретным историческим событием. Каждый богослов непременно пытался увидеть осуществление того или иного пророчества в свое время.

Футуристический подход. Большинством консервативных богословов нашего времени разделяется «футуристический подход» к книге Откровения Иоанна. Они считают, что в главах 4-22 речь идет о событиях, которым предстоит произойти в будущем.

Причем, главы с 4 по 18 посвящены, по их мнению, тому, что совершится в последние семь лет перед вторым пришествием Христа, и в особенности страшным событиям «великой скорби» в последние три с половиной года.

Возражавшие против этой точки зрения часто исходили из того, что книга Откровения Иоанна, будь она преимущественно «футуристической» по своему характеру, едва ли могла бы быть понята первыми христианами. Сторонники же футуристического подхода, напротив, настаивают на том, что именно в описании событий будущего в Откровении таится для христиан всех времен источник утешения и уверенности, ибо по самой природе своей веры последователи Христа взирают в будущее, сознавая, что в нем ожидает их последняя и окончательная победа.

Практическое значение.

Особое практическое значение имеют главы 2 и 3, состоящие из посланий к семи поместным церквам, олицетворяющим Церковь в целом. Собранные воедино, эти целенаправленные и решительно звучащие послания Христа образуют как бы основу основ всех новозаветных посланий, трактующих вопросы практической жизни истинных христиан. С одной стороны, Христос поощряет верующих к святой жизни, а с другой — предупреждает неверующих о грядущем суде.

Книга Откровения Иоанна Богослова не оставляет сомнения в том, что в конце концов праведный Бог не только покончит с человеческим грехом, но и приведет к славному завершению процесс спасения тех людей, которые доверились Христу. Суровое предупреждение делается тем, кто не готов встретить это будущеею День, когда все преклонятся перед Богом (Фил. 2:10), неизбежно придет.

«Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем; ибо время близко» (Откр. 1:3) — эти слова находят исчерпывающее объяснение как в свете истин, изложенных в книге Откровения, так и в призыве к праведности, звучащем в ней.

План книги Откровения Иоанна Богослова:

I. Вступление: «Что ты видел» (глава 1)

А. Пролог (1:1-3)

Б. Приветствие (1:4-8)

В. Прославленный Христос в видении на Патмосе (1:9-18)

Г. Повеление написать… (1:19-20)

II. Послание семи церквам: «Что есть» (главы 2-3)

А. Послание церкви в Ефесе (2:1-7)

Б. Послание церкви в Смирне (2:8-11)

В. Послание церкви в Пергаме (2:12-17)

Г. Послание церкви и Фиатире (2:18-29)

Д. Послание церкви в Сардисе (3:1-4)

Е. Послание церкви в Филадельфии (3:7-13)

Ж. Послание церкви в Лаодикии (3:14-22)

III. Откровение будущего: «Что будет после сего» (главы 4-22)

А. Видение небесного престола (глава 4)

Б. Книга с семью печатями (глава 5)

В. Снятие шести печатей — начало Божьих судов (глава 6)

Г. О спасенных в дни великой скорби (глава 7)

Д. Снятие седьмой печати и явление семи ангелов с трубами (главы 8-9)

Е. Сальный ангел с раскрытой книжкой (глава 10)

Ж. Два свидетеля (11:1-14)

3. При звуках седьмой трубы… (11:15-19)

И. Семь важных действующих лиц при конце времени (главы 12-15)

К. Чаши Господнего гнева (глава 16)

Л. Падение Вавилона (главы 17-18)

М. Песня хвалы и славы на небе (19:1-10)

Н. Второе пришествие Христа (19:11-21)

О. Тысячелетнее царство Христа (20:1-16)

П. Суд у великого белого престола (20:11-15)

Р. Новое небо и новая земля (21:1 — 22:6)

С. Завершающее слово от Бога (22:6-21)

Вы можете больше узнать о Боге и о Библии на сайте Библия о Боге

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *