Типикон

Типикон

НОВОСТИ

25.05.2009 г.

БИБЛИОТЕКА >>>
БОГОСЛУЖЕБНЫЙ УСТАВ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ. Опыт изъяснительного изложения порядка богослужения Православной Церкви. (DJVU 29,82 Мб) Составил Василий Розанов. Репринтное издание 1902 г.

23.06.2008 г.

БИБЛИОТЕКА >>>
ВЕЛИКОПОСТНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ. (PDF 475 Кб) Книга включает краткое последование великопостных служб суточного круга и описание священнодействий литургии Преждеосвященных Даров. Предназначена для священнослужителей и певчих, а также для всех изучающих церковное богослужение. Автор-составитель — священник Сергий Казаков.

25.12.2006 г.

БИБЛИОТЕКА >>>
ПРАВОСЛАВНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ. Практическое руководство для клириков и мирян. В 2-х частях. Часть II. (PDF 357 Кб) 2-ая часть руководства посвящена богослужению седмичных дней. Автор-составитель А.С.Кашкин.

01.12.2006 г.

БИБЛИОТЕКА >>>
НАСТОЛЬНАЯ КНИГА СВЯЩЕННИКА. Разрешение недоуменных вопросов из пастырской практики. (PDF 622 Кб) Настоящий справочник составлен редакцией общероссийского журнала «Руководство для сельских пастырей» по материалам собственных публикаций с добавлением сведений, заимствованных из православной периодической печати. Выпуская настоящий «Сборник решений недоуменных вопросов из пастырской практики», редакция имеет в виду дать пастырям, особенно молодым, справочную книгу, в которой они могли бы найти руководственные указания в различных затруднительных случаях своей богослужебной практики, не предусмотренных церковным уставом и канонами или не ясно в них определенных и потому требующих толкования. Выпущен в 1903 г. 144 стр.

22.11.2006 г.

БИБЛИОТЕКА >>>
НАСТОЛЬНАЯ КНИГА СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЯ. Том 1. (PDF 1,90 Мб) В книге не делается попытки полного и всестороннего освещения современного состояния литургической науки, так как назначение ее иное – дать практическое руководство священно-церковнослужителям, так необходимое в их церковном служении. В соответствии с этим предлагаемая книга содержит лишь краткие очерки истории Церковного устава, истории создания и назначения богослужебных книг Православной Церкви, в основном же посвящена Уставу соединения церковных служб, чинопоследо-ваниям всенощного бдения и Божественной литургии, с указаниями для священно-церковнослужителей при архиерейском служении, а также подробное описание места и роли богослужения в жизни Православной Церкви . 2-е изд. 1992 г. 630 стр.

20.11.2006 г.

БИБЛИОТЕКА >>>
НАСТОЛЬНАЯ КНИГА СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЯ. Том 4. (PDF 2,52 Мб) Четвертый том «Настольной книги священнослужителя» по содержанию основных своих разделов примыкает к первому (литургическому) тому, являясь его продолжением, содержащим руководство по совершению частного богослужения и служб Триодей постной и цветной. Репринт 2001 г. 733 стр.

17.03.2006 г.

БИБЛИОТЕКА >>>
Протоиерей Константин Никольский. ПОСОБИЕ К ИЗУЧЕНИЮ УСТАВА БОГОСЛУЖЕНИЯ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ. (DJVU 36 Мб) Репринт с 7-го издания 1907 г. 894 стр.

09.03.2006 г.

БИБЛИОТЕКА >>>
Голубцов А.П. ИЗ ЧТЕНИЙ ПО ЦЕРКОВНОЙ АРХЕОЛОГИИ. ЛИТУРГИКА. (DJVU 8,09 Мб) Репринт с издания 1918 г. 290 стр.

02.02.2006 г.

БИБЛИОТЕКА >>>
Дмитревский И.И. ИСТОРИЧЕСКОЕ, ДОГМАТИЧЕСКОЕ И ТАИНСТВЕННОЕ ИЗЪЯСНЕНИЕ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ. (DJVU 12,4 Мб) Репринт с издания 1897 г. 428 стр. Основано на Священном Писании, Правилах Вселенских и Поместных соборов, и на писании св. отцев Церкви. С приложением «Книги о храме» Симеона, митрополита Солунского.

27.01.2006 г.

БИБЛИОТЕКА >>>
Архиепископ Вениамин, Нижегородский и Арзамасский. НОВАЯ СКРИЖАЛЬ, ИЛИ ОБЪЯСНЕНИЕ О ЦЕРКВИ, ЛИТУРГИИ И ВСЕХ СЛУЖБАХ И УТВАРЯХ ЦЕРКОВНЫХ. (DJVU 4,3 Мб) (Новонабранное 18-е издание 1999 г. 309 стр. Состоит из четырех частей. В первой упоминается о церкви вообще, о всех частях ее и о всех вещах и утварях к ней принадлежащих, и проч.; во второй — о службах, положенных в священническом Служебнике, и о постах; в третьей — о хиротониях, основании храмов и освящении храмов и антиминсов; в четвертой — о молитвах и последованиях, содержащихся в Требнике.по литургике.

Диакон Михаил Желтов. Встреча архиерея . (PDF 90 Кб.) Статья из Православной Энциклопедии. М., 2005. Т. 9.

25.01.2006 г.

БИБЛИОТЕКА >>>
Булгаков С.В. НАСТОЛЬНАЯ КНИГА ДЛЯ СВЯЩЕННО-ЦЕРКОВНО-СЛУЖИТЕЛЕЙ. (DJVU 67 Мб)(Сборник сведений, касающихся преимущественно практической деятельности отечественного духовенства) . 1794 стр. Репринтное издание 1993 г. с издания 1913 г. Включает в себя несколько отделов, освещающих различные стороны православного богослужения: Отдел церконо-календарный, с практическими указаниями особенностей тех или иных богослужебных дней года; отдел церковно-практический, описывающий порядок рядовых церковных служб — суточного, седмичного, годового круга; таблицы рядовых служб с примечаниями; объяснение церковно-приходских треб и других священнодействий и чинопоследований; отдел историко-статистический, содержащий сведения о важнейших исторических событиях и деятелях как светских, так и церковных; также имеются краткие сведения о различных ересях, сектах, расколах и учений, противоречащих православию в частности, и христианству вообще; сведения о римо-католической церкви; о соборах — Вселенских, поместных и соборах католической церкви.

22.01.2006 г.

БИБЛИОТЕКА >>>
Диакон Михаил Желтов. Водоосвящение.

(PDF 127 Кб.) Статья из Православной Энциклопедии. М., 2005. Т. 9.

09.01.2006 г.

БИБЛИОТЕКА >>>
Архимандрит Гавриил (Голосов). РУКОВОДСТВО ПО ЛИТУРГИКЕ ИЛИ НАУКА О ПРАВОСЛАВНОМ БОГОСЛУЖЕНИИ. (DJVU 14,82 Мб) Составлено применительно к программе, изданной учебным комитетом для учеников Духовных Семинарий. Учебное пособие о богослужении Православной церкви. О составных частях богослужения, символических действиях, лицах, совершающих богослужение, о священных местах, иконах, священных одеждах. О различных видах церковного богослужения, о Литургии. Репринт с издания 1886 г. 590 страниц.

ПРЕДЫДУЩИЕ НОВОСТИ:

ТЕКСТЫ >>>
ВЫЛОЖЕНЫ: ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ТРЕБНИК, ВОИНСКИЙ ТРЕБНИК, АКАФИСТ ТРЕМ СВЯТИТЕЛЯМ ГЕРАСИМУ, ПИТИРИМУ, ИОНЕ ВЕЛИКОПЕРМСКИМ,

БИБЛИОТЕКА >>>
Гермоген Иванович Шиманский. ЛИТУРГИКА: ТАИНСТВА И ОБРЯДЫ. (PDF 555 Кб.) ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ПРИ СОВЕРШЕНИИ ПРИХОДСКИХ ТРЕБ (PDF 568 Кб.) В ПОМОЩЬ ЗВОНАРЮ (PDF 415 Кб.) УСТАВ ЦЕРКОВНОГО ЗВОНА (PDF 298 Кб.) Иеромонах Корнилий (Аношин). ПРАКТИЧЕСКИЙ ПОРЯДОК ПРАВОСЛАВНОГО БОГОСЛУЖЕНИЯ (PDF 645 Кб.)

Типико́н (греч.: образ, тип)

Типикон содержащит в себе систематическое указание порядка и образа совершения церковных служб. Заключает в себе, после полного описания воскресных всенощных бдений, сперва краткое и общее, а потом подробное, расположенное по месяцам и дням целого года, указание, как соединять с изменяемыми частями богослужения, в разные дни года, службы святым и праздникам. К этому присоединены правила о пище как для всех христиан, так и в особенности для монахов. В конце Типикона помещены храмовые главы, Пасхалия и Лунник.

В первый раз церковный устав был начертан на письме св. Саввой Освященным в IV в. и получил название Палестинского, или Иерусалимского. Подлинный устав Саввы был утрачен во время нашествия Хосрова на Палестину. Св. Софроний, патриарх Иерусалимский, восстановил Иерусалимский ycтав дополненный в VIII в. трудами Иоанна Дамаскина и Козьмы Маюмского.

В таком виде устав скоро вошел в употребление в греческих церквах и особенно в Студийской обители в Константинополе. В этой последней он снова был восполнен песнопениями Митрофана, Анатолия, самого Феодора Студита, брата его Иосифа Солунского, Феофана Начертанного, Иосифа Песнописца и митрополита Георгия Никомидийского.

Из последующих дополнений Устава особенно замечательны сделанные в X в. монахом обители св. Саввы, Марком, впоследствии епископом Идрунтским. Он внес в Устав правила о песнопениях греческой церкви, составленных в IX и X вв., и определил порядок богослужения в тех случаях, когда на один и тот же день падало несколько праздников.

В последующее время над обработкой церковного устава трудились преподобный Никон Черногорец (XI в.) и святитель Филофей Коккин, патриарх Константинопольский (XIV в.). Некоторые статьи Филофеева Устава перешли и в славянские списки Устава, и в греческие старопечатные типики.

Кроме Иерусалимского устава, на развитие и образование богослужебных и дисциплинарных порядков имел влияние другой устав — Студийский. В XV в. Иерусалимский устав окончательно вытеснил Студийский и распространился по всем церквам и монастырям в Греции, в землях южнославянских и на Руси.

Для России Устав иерусалимский был переведен под названием «Око Церковное» преподобным Афанасием, основателем Высоцкого монастыря, жившим в Константинополе в конце XIV — начале XV веков. Списки Уставов в России видоизменялись и дополнялись службами русским святым; были составлены храмовые главы на основании греческих статей; греческие обряды были приноровляемы к условиям русской жизни.

Первое печатное издание Типикона в России, официально исправленное, относится к 1610. Из последующих изданий важнейшее значение имеет Устав, изданный в 1682 при патриархе Иоакиме. Последнее издание Типикона сделано в 1695, при патриархе Адриане; оно отличается от издания 1682 пересмотром месяцесловной части и соглашением ее с исправленными Минеями. Все, что было сделано позднее, вплоть до издания 1877, ограничивается незначительными изменениями в тексте и корректурными поправками. На этом так и не доведённая до конца работа по редактированию русского Типикона была прервана.

1 декабря 2015 года на итоговом пленарном заседании Синодальной богослужебной комиссии под председательством митрополита Петрозаводского и Карельского Константина обсуждался вопрос о новой редакции Типикона. Комиссия посчитала нецелесообразным редактировать Типикон как исторический документ, решив, что для церковного обихода достаточно ежегодно издаваемых Богослужебных указаний. Таким образом этот вопрос был объявлен закрытым .

БОГОСЛУЖЕБНЫЙ УСТАВ ДЛЯ МИРЯН

Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле,

то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного,

ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них. (Мф. 18,19-20)

Богослужебный Устав для мирян

Православный христианин должен всякий раз идя в храм, входить в него как в дом Божий, со страхом и благоговением, оставив за дверьми храма все житейское, стараясь сколь возможно привести в молчание буйные помыслы своего сердца.

Церковная традиция предписывает при входе в церковь читать стихи 5-го псалма: «Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему, в страсе Твоем…» Перед входом в храм следует положить 3 поклона с молитвою: «Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя».

Войдя в храм, следует положить 3 поклона с той же молитвою, а затем поклониться направо и налево людям, вошедшим прежде, со словами: «Простите и благословите, отцы и братие».

Став на своем месте, следует положить следующее начало своей молитве: трижды поклониться со словами: «Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя (поклон). Создавый мя. Господи, помилуй мя (поклон). Без числа согреших. Господи, прости мя (поклон)». Затем помолиться Кресту Господню: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим» и сотворить поклонение. Потом следует помолиться Пресвятой Богородице: «Достойно есть…» и сотворить ей поклонение: «Слава, и ныне. Господи помилуй (трижды). Благослови», «Молитвами святых отец наших. Господи, Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь» и еще раз поклониться.

Стоя на своем месте, не следует вертеться, озираться, шуметь, кашлять, разговаривать с соседями, и вообще отвлекать внимание православных от службы ни словом, ни деянием или движением, но следует пребывать со страхом Божиим в молчании и тишине, со всяким вниманием относясь к службе Божией, чтению и пению церковному.

По издревле сложившемуся правилу мужчины должны стоять в правой части храма, а женщины в левой.

Все поклонения во время богослужения надо творить сообразно Церковному Уставу, не отступая от него и ничего от себя к нему не прилагая.

Вот как об этом говорит Типикон: «великий поклон, да творит великий неспешно, по изглаголании святыя молитвы, со страхом Божиим. А идеже просто поклон написан, то да творит просто поклон, и не вкупе с молитвою, но прежде молитву, и по молитве поклон. И не якоже нецыи, не покоряющеся святых отец преданию, ниже ведуще сами искус святых поклонов, ниже святою молитвою добре разумеют молитися, но поклонився единою нагорбився, мало восклоняяся крестяся, главою кивает, и тем своим безчинием аки чин наполняет преданных от отец поклонов: ниже молитвою умне и душевне к Богу молится, но елико время сгорбився творит суетныя своя поклоны, тако и молитву святаго Ефрема, аки изумленный спешит проговорити. Такожде и вся молитвы поспешает с поклоны управити, и от тех мнимых безчестных поклонов, и от безумнаго моления своего востанет, аки юрод, ниже сам себе весть, что творил, ниже зрят на предстоятеля церкве, но ин инаго предваряет, мятутся аки тростие ветром колеблеми, не смотря лучшаго, ниже хотят научитися: но елико кто како составил свой нрав, тако и утверждается быти. Страшно, обаче реку, да не неведуще отеческаго утверждения имут под запрещения впадати, яже чтется в Православную Неделю святаго Поста, соборное святаго седмаго Вселенскаго собора сице: вся, кроме церковнаго предания, и учения, и изображения святых и приснопамятных отец, обновляемая или посем содеянная, анафема.

Речем и о святей всем единей молитве, яже в церковном таинстве лежит, отнележе речет священник славословие, глаголет: «Миром Господу помолимся».

С миром да молим Господа, и да просим, кую молитву творити, якоже подобает, не вемы, и да не многословим, научает нас оным, имже подобает о молитве, и первое нраву, яко в мире подобает молитися. Что убо по славословии абие повеле да просим? Ниже исповедающеся прежде, ниже дающе Богу благодарение: но что просят? — да помиловани будут. Сие же прошение есть человеков осужденных и прегрешивших, иже ни един ответ имуще, или праведну вину рещи судии, испускают сей глас, и вопиют: «Господи помилуй», не от правд наших, но от человеколюбия Твоего: и прочая. Таже глаголет пресвитер: «О свышнем мире и о спасении душ наших Господу помолимся». Священник бо помолится вкупе с людьми, и глаголет: о людие, помолимся Господу, да даст мир Свой нам и спасет души наша. И отвещают людие: «Господи помилуй». Посем же и прочая разумения. Егда же глаголет диакон: «Рцем вси…», сей же глагол не ино что приносит разумети, но точию самое, еже всем вкупе молитися, не клиру точию единому, но и всем обретающимся в церкви. Таже речет диакон: «И от всея души, и от всего помышления нашего рцем». Но что убо рцем? — ничтоже убо ино, разве еже оную же общую молитву: «Господи помилуй». О сей убо святей молитве священный Златоуст пишет к Коринфяном, в 18-м нравоучении: «Ибо о действуемых о иже в покаянии общия и от священника и от людей бывают молитвы: и вси едину глаголют молитву, милости исполнену, еже есть «Господи помилуй»».

Сего ради в Служебниках пишется: людие глаголют сие, или оно, на нихже местех написася. Во святей же Восточной Церкви не инако творится, но тако якоже пишется. Идеже написася, «людие глаголют», то вси вкупе, елицы обретаются в церкви, глаголют: или «Господи, помилуй», или «Подай Господи», или «И со духом твоим», или «Отче наш». Аще у нас и не творится сего, обаче подобает творити. Ибо, якоже выше речеся, егда речет диакон: «Миром Господу помолимся», или «Рцем вси», тогда всем подобает и отвещати: «Господи, помилуй». Аще бы ко единому клиру глаголалося отвещати, то не бы написали: людие глаголют. Такожде и святый священный Златоуст в том же нравоучении глаголет паки: «Во время самых страшных тайн, приветствует иерей людем: «Мир вам», приветствуют и людие иерея, глаголюще: «И духови твоему». Ничтоже ино есть, разве сие: яже благодарения паки общая, ниже бо он сам благодарит, но и людие вси. Первее бо их прием глас: таже согласившимся яко достойно и праведно сие бывает, тогда начинает благодарения. И что чудишися, аще негде со священником людие вещают, ид еже и с самыми Херувимы, и с вышними силами обще священныя оны песни возсылают?» Сия же вся оная речена быша, да кождо и от начинаемых трезвится в поучении сем: да увемы, яко тело есмы вси едино, толико имуще друг ко другу различие, елико уд ко удом. И не все на священники возверзаем, но и сами якоже о общем теле, о Церкви всей тако печалуем. Сие бо утверждение большее и нам и вам преподает множайшия устрояти добродетели: даже проходящий сия, получим милость Божию зде, и в будущем веце Царство Небесное, о Христе Иисусе Господе нашем. Яко Тому подобает слава, со Отцем, и со Святым Духом, во веки, аминь» (Типикон, 49-я глава).

При всяком богослужении:

следует творить следующие крестные знамения без поклонов, крестные знамения с поясными поклонами и крестные знамения с земными поклонами:

• при начальном возгласе каждой службы — 3 поясных поклона;

• на всяком Трисвятом; «Приидите, поклонимся…»; «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже», — 3 поклона;

исключения:

а) в первой части утрени, до шестопсалмия, полагаются только крестные знамения без поклонов;

б) на Аллилуиа (трижды), во время кафисм в воскресенье и праздничные дни поклоны оставляются;

• на «Отче наш…» (в начале) — поклон;

• в конце «Достойно есть…» — поклон;

• при пении, чтении тропарей, кондаков, стихир, когда слова выражают поклонение, надо творить поклон;

• на каждом прошении за всеми ектениями — по поклону;

• на каждом иерейском возгласе — по поклону.

Во время всенощного бдения:

• в начале шестопсалмия, при троекратном «Слава в вышних Богу» — 3 крестных знамения (без поклонов!);

• в середине шестопсалмия, при троекратном «Аллилуиа» — 3 крестных знамения (без поклонов!);

• во время полиелея, при первом и последнем величании (которые поются священнослужителями на середине храма) — по земному поклону;

• на «Слава Тебе Господи…» перед чтением Евангелия и после чтения — по поклону;

• перед целованием Св. Евангелия или св. иконы — 2 поклона;

• после целования — 1 поклон;

• на каноне, при всех припевах всех девяти песен — по поклону;

• на «Величит душа моя Господа», в конце каждой «Честнейшей» — по поклону;

• на «Слава Тебе, показавшему нам свет» перед великим славословием — поклон;

• После великого славословия на Трисвятом — 3 поклона.

Во время литургии:

• за всеми ектениями на всех прошениях — по поклону;

исключение: на прошениях, предназначенных для молитвы оглашенных, как то: «Помолитеся, оглашеннии, Господеви» и «Оглашеннии, главы ваша Господеви приклоните» поклон творить не следует;

• на всех иерейских возгласах — по поклону;

• после малого входа, во время пения «Приидите, поклонимся» — поклон;

• на возгласе «Яко Свят еси, Боже наш» — крестное знамение без поклона;

• на «Господи, спаси благочестивыя» — поклон;

• на возглас диакона «И во веки веков» — поклон без крестного знамения;

• на Трисвятом — 3 поклона;

• на «Слава Тебе, Господи…» перед чтением Евангелия и после него — по поклону;

• при великом входе, когда священник возглашает «Вас и всех православных христиан» — поклон без крестного знамения;

• по окончании Херувимской песни, во время пения «Аллилуиа» — 3 поклона;

• в начале Символа веры — крестное знамение без поклона;

• в конце Символа веры, на «…чаю воскресения мертвых…» — поклон;

• на «Милости мира», на каждом возгласе диакона или священника — поясной поклон;

• на возгласе «Благодарим Господа», при пении «Достойно и праведно есть покланятися…» — земной поклон;

• при Господних словах: «Приимите, ядите…» и «Пиите от нея вси…» — по глубокому поясному поклону;

• по освящении Св. Даров (т.е перед пением «Достойно есть» или Задостойника) — земной поклон;

• после «Достойно есть» или Задостойника — поклон;

• на «Отче наш», в начале — земной поклон;

• на «Отче наш» в конце (при словах «…избави нас от лукаваго») — поклон;

• на возгласе «Святая святым» — 3поклона или земной поклон;

• при первом явлении Св. Даров, на возгласе «Со страхом Божиим…» — земной поклон;

• после чтения молитвы ко Причастию «Верую Господи и исповедую…», все причастники, прежде того как подойти к Св. Чаше, — земной поклон, а непричащающиеся — поясной;

• при втором явлении Св. Даров, на возгласе «Всегда, ныне и присно…» все непричащавшиеся — земной поклон, а причащавшиеся — поясной;

• при чтении заамвонной молитвы стоять с преклоненной головой.

Кроме этих поклонов существуют еще и следующие:

• при возгласах «Мир всем» или «Благодать Господа нашего Иисуса Христа…», когда священник благословляет народ, — преклонить голову, без крестного знамения;

• при отпусте без Креста — преклонить голову, без крестного знамения;

• при чтении Евангелия — стоять с преклоненной головой;

• при каждении — отвечать кадящему поклоном, без крестного знамения;

• при возгласе «Главы ваша Господеви приклоните» — преклонить голову;

• при отпусте с Крестом — поклон с крестным знамением;

• при осенений молящихся Крестом, Евангелием, иконой или Чашей — поклон с крестным знамением;

• при осенений молящихся свечами или рукою — поклон без крестного знамения.

При выходе из храма читаются те же молитвы, что и при входе, и также творятся 3 поклона с обычною молитвою.

Когда православный христианин желает получить благословение священника (или епископа), он подходит к священнику (епископу), преклоняет голову, складывает руки ладонями вверх, правая на левую, и произносит: «Благослови, отче (Владыко) святый». И затем, получив благословение, лобзает десницу благословлявшего. Креститься при получении благословения не следует.

Нельзя просить благословения у священника, совершающего каждение, т.к. в это время он совершает священнодействие, а прерывать священнодействие без особой важной причины нельзя.

Во время богослужения нельзя прикладываться к иконам, это надо делать или до службы, или после нее.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *