Типикон читать на русском

Типикон читать на русском

Михаил Скабалланович

Толковый ТИПИКОН

ОБЪЯСНИТЕЛЬНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ТИПИКОНА

Заглавие книги

Значение слова «Типикон»

В каждой книге очень важно заглавие ее. Хорошее заглавие книги сразу показывает читателю, что нового он найдет в ней, даже подводит к решению вопроса, которому посвящена книга. Книга, называемая теперь Типиконом, носила ранее другие названия, например, употребительное и теперь — «Устав». Нынешнее ее заглавие выработалось веками, и уже это говорит за то, что оно должно быть продуманно и знаменательно. — Будучи прилагательным от τύπος — черта, вид, образец, модель, норма, τυπικός означает «составленный по образцу» , но оно не одно и то же с άντίτυπος, снимок, копия. Поэтому по-русски слово τυπικός несколько отвечает слову «образцовый», если последнее употребляется в смысле «наиболее отвечающий своему образцу». Τυπικόν, при котором подразумевается βιβλίον, книга, может означать «книга образцов», образцов понятно чего. Только в одной Православной Церкви книга, излагающая порядок богослужения, носит такое оригинальное заглавие. Оно непереводимо на славянский язык, почему и оставлено без перевода. Слово «устав» было бы неточной передачей греческого τυπικόν («устав» соответствует греческ. διάταξις).

{с. 447}

Смысл заглавия

Такое заглавие искусно определяет характер не только книги, которой усвоено оно, но и самого богослужения, которым занимается эта книга. По отношению к этому богослужению книга с таким заглавием хочет не столько узаконить его малейшие частности, устраняя в нем всякую свободу отправителей, сколько хочет нарисовать высокий идеал богослужения, который красотою своею вызывал бы всегдашнее невольное стремление к его осуществлению, в полной мере, может быть, и не всегда возможному, как и осуществление всякого идеала, следование всякому высокому образцу. Таков, по существу, и весь закон Христов, не осуществимый вполне во всей его небесной высоте, но божественным величием своим возбуждающий неудержимое влечение в человечестве к его осуществлению и чрез то животворящий мир.

История заглавия

Неудивительно, что такое глубокое заглавие нашей книги имело длинную и сложную историю. На пути своего образования Типикон переменил следующие названия. Тот, кого предание считает автором ныне действующего у нас устава, так называемого Иерусалимского, — св. Савва Освященный (V в.) — свой кратенький устав назвал сам, или назвали так записавшие его, сразу тремя словами: Τύπος καί παράδοσις και νόμος (образец, предание и закон). Представителю другой формы церковного устава, долго имевшей гораздо более широкое распространение, чем первая, — св. Феодору Студиту (IX в.) усвояют устав с именем Ύποτύπωσις, отобраз, очерк. Перенесшему второй устав на св. гору Афонскую, где он имел получить новую переработку, св. Афанасию Афонскому (X в.) приписывают составление Διατύπωσις’а («преобразование», «представление») . Древнейший из дошедших до нас полных уставов, устав храма Константинопольской св. Софии (IX–X в.), дошел до нас без заглавных листов, но, по всей вероятности, носил название Συναξάριον, соборник, или сборник соборов, т. е. указатель дней, в которые бывают торжественные богослужебные собрания . Соперничающий с этим уставом по древности и полноте Синайский список устава называется Κανονάριον, сборником правил. А в XI в. появляется в приложении к церковному уставу уже и термин τιπικόν, хотя еще с другими, пояснительными названиями. Устав Константинопольского Евергетидского монастыря в рукописи XII в. надписывается Συναξάριον ήτοι Τιπικόν. Устав в одной рукописи Туринской университетской библиотеки называется Τιπικόν ήτοι διάταξις τής εκκλησιαστικής καταστάσεως καί ακολουθίας. Β XIII в. в заглавиях рукописей {с. 448} уже появляется и одно слово τυπικόν без пояснений. Так озаглавливается, например, рукопись XIII в. Валличелиановской библиотеки в Риме и, по-видимому, насколько можно прочесть, рукопись Севастьяновского собрания Московского Румянцевского музея № 491/35. Таким образом, во всех попытках заглавия нашей книги чаще всего склонялись к словам, произведенным от τύπος. Древние славянские переводы колеблются в передаче греч. τυπικόν между «устав» и «типик». Большая часть рукописей переводит «Устав»; так ркп. Московской Синодальной б. № 328/383 XIV в., № 329/384 XIV в. и др. Но ркп. Сев. собр. Рум. м. № 27/1458 — 1372 г.

«Типик»; так же № 330/485 М. Син. б. конца XIV в. Печатные издания до 1641 г. озаглавливались «Устав» или «Око церковное»; в изд. 1682 г. это заглавие исправлено «Типикон». У старообрядцев: «Устав», в послесловии: «сиречь Око церковное».

Полное надписание Типикона

Полное заглавие Типикона ныне на входном листе: «Типикон сиесть устав». На 1 листе: «Типикон сиречь изображение церковнаго последования во Иерусалиме святыя лавры преподобнаго и богоноснаго отца нашего Саввы. Тожде последование бывает и в прочих во Иерусалиме честных обителех; подобие и в прочих святых Божиих церквах». Заглавие, таким образом, связывает происхождение нынешнего устава с лаврою прп. Саввы Освященного, находящейся вблизи Иерусалима. История богослужебного устава не позволяет, как мы видели, с точностью определить, что в нынешнем Типиконе должно быть приписано св. Савве и порядкам его обители. Несомненно такое происхождение может быть усвоено только обычаю воскресного бдения, чином которого начинается нынешний Типикон. Возможно, что первоначально настоящее надписание Типикона и прилагалось ближайшим образом к «последованию» воскресного бдения.

Заглавие в таком почти виде повторяется во всех полных списках устава, известных ныне только с XIII в. Но в некоторых нет последнего предложения «Тожде последование бывает…» (например, в одном греческом списке из библиотеки самой лавры св. Саввы XVI в. ). Без этого предложения заглавие, должно быть, и имело свой первоначальный вид. Следующий по древности вид заглавия, должно быть, когда вместо этого предложения стоит прибавка: (в лавре св. Саввы) «и в большинстве здесь встречающихся св. монастырей» (так в греч. ркп. Ватик. библ. 1346 г. № 320/331). В большинстве же рукописей нет только добавки: «подобие и в прочих св. Божиих церквах», очевидно, самой поздней (так в ркп. Моск. Син. библ. № 328/383 и 329/384, Рум. Муз. Сев. собр. № 27/1458 и др.).

{с. 449}

1-Я ГЛАВА ТИПИКОНА

«ЧИН МАЛЫЯ ВЕЧЕРНИ»

(МАЛАЯ ВЕЧЕРНЯ И СОПУТСТВУЮЩИЕ ЕЙ СЛУЖБЫ В ВОСКРЕСЕНЬЕ)

{с. 450}

СОДЕРЖАНИЕ И РАЗДЕЛЕНИЕ 1-Й ГЛАВЫ ТИПИКОНА

Типикон начинается изложением воскресной службы, так как она образовалась ранее будничной и послужила основой и образцом для последней Такое начало для Типикона тем естественнее, что в большинстве церквей служба в будни совершается сравнительно редко.

Такое начало для Типикона, как и заглавие его, выбрано тоже не без исторического колебания. Древнейшие памятники церковного устава IX-X в.: Ύποτύπωσις, приписываемый св. Феодору Студиту, Διατύπωσις с именем св. Афанасия Афонского и Канонарь Синайской библиотеки — начинаются с пасхальной службы. Устав Великой Константинопольской церкви IX в. и др. — с месяцеслова. Уставы студийского типа — с недель, подготовительных к Четыредесятнице. Впервые уставы иерусалимского типа стали начинать Типикон с вечерней службы, что объясняется тем значением, которое они придали празднованию воскресного дня.

ТИПИКОН

си́речь,

изображе́ние церко́внаго после́дования во Иерусали́ме святы́я ла́вры, преподо́бнаго и богоно́снаго отца́ на́шего Са́ввы. То́жде после́дование быва́ет и в про́чих во Иерусали́ме честны́х оби́телех: подо́бне и в про́чих святы́х Бо́жиих це́рквах.

Текст этого раздела сверен и отредактирован по Типикону изданым Свято-Троице- Сергиевой Лаврой в 1992 году. В приводимых текстах сохраняется орфография и пунктуация оригинала, которая лишь частично исправлена.

  • Глава 01. Чин малыя вечерни
  • Глава 02. Чин великия вечерни, сиесть бдения всенощнаго, и утрени воскресныя. Чин о панагии.
  • Глава 03. О святем имущем бдение, аще прилучится в неделю. Чин благословения колива.
  • Глава 04. О святем имущем полиелей, аще прилучится в неделю.
  • Глава 05. О святем поемом на 6. Аще будет в неделю, не имеяй полиелеа.
  • Глава 06. О бдениих всенощных, бывающих чрез все лето.
  • Глава 07. Во дни недельныя, идеже всенощныя не бывают, или настоятель не изволит.
  • Глава 08. О литургиах.
  • Глава 09. О днях седмичных, и в нихже поем аллилуиа. Лития о усопших.
  • Глава 10. О еже како чтутся евангелиа, и того толкования.
  • Глава 11. О канонех всея седмицы, како поются канони октоиха с минеею.
  • Глава 12. О службе субботней о вечерни, о утрени и о литургии егда поем Бог Господь.
  • Глава 13. Подобает ведати, аще прилучится, и изволит настоятель в субботу пети аллилуиа.
  • Глава 14. Подобает ведати, о еже како бывати о усопших воследованию.
  • Глава 15. О святем имущем полиелей, аще случится в субботу.
  • Глава 16. О светильнах на утрени.
  • Глава 17. О стихологиах
  • Глава 18. О еже когда стихословятся песни: Поем Господеви: и Господеви поем.
  • Глава 19. О катавасии.
  • Глава 20. О еже когда поется Честнейшую, и когда не поется.
  • Глава 21. О еже когда глаголются изобразительная, и когда антифоны.
  • Глава 22. Подобает ведати, когда кадит иерей.
  • Глава 23. О завесе святаго олтаря, когда отверзается, и когда затворяется.
  • Глава 24.

    О вжигании свещ, како подобает в церкви вжигати, в неделю, и на праздники Христовы, и Богородицы, и святых, и прочия дни.

  • Глава 25. О вседневном вжигании свещ.
  • Глава 26. Подобает ведати, в кое время братии в церкви не стояти с жезлами.
  • Глава 27. О канонарсе.
  • Глава 28. О безчинных воплех.
  • Глава 29. О откровении глав.
  • Глава 30. О еже не творити бесед в церкви.
  • Глава 31. О еже како подобает имети будильника.
  • Глава 32. О велицей четыредесятнице, яже должен всякий христианин хранити. О причащении Христовых Таин. Во святую неделю Пасхи.
  • Глава 33. О разрешении всего лета. О посте Пресвятыя Богородицы. О взаконеных постех.
  • Глава 34. О житии общежительнаго пребывания.
  • Глава 35. Разсуждение о ястии и питии субботы и недели, и прочих дней седмичных, и о трапезном устроении всем.
  • Глава 36.

    О молчании на трапезе. О сочиве же и овощии.

  • Глава 37. О пении, яко не подобает кроме собора особне пети.
  • Глава 38. О еже не подобает ясти кроме общия трапезы.
  • Глава 39. О одеждах и обущах, и всей телесней потребе.
  • Глава 40. Егда кто хощет отлучитися братства.
  • Глава 41. О служителех и прочих пребываниих братских.
  • Глава 42. О службах тяжких.
  • Глава 43. О дому особном.
  • Глава 44. О делании во общине.
  • Глава 45. О стяжании чуждих трудов.
  • Глава 46. О больнице и странноприимстве, и о старых и больных.
  • Глава 47. О знамениях Владычних, и Богородичных праздников, и святых.
  • Глава 48. 01. Месяц септемврий
  • Глава 48. 02. Месяц октоврий
  • Глава 48. 03. Месяц ноемврий.
  • Глава 48. 04. Месяц декемврий
  • Глава 48. 05. Месяц ианнуарий
  • Глава 48. 06. Месяц февруарий
  • Глава 48. 07. Месяц март
  • Глава 48. 08. Месяц априлий
  • Глава 48. 09. Месяц маий
  • Глава 48. 10. Месяц иуний
  • Глава 48. 11. Месяц иулий
  • Глава 48. 12. Месяц август
  • Глава 49. Триодион сиесть Трипеснец
  • Глава 50. Начало с Богом святым, Пентикостариа сиречь Пятьдесятницы
  • Глава 51. Начало святаго поста святых славных и всехвальных апостол.
  • Глава 52. О отпустительных тропарях и кондаках, како глаголати в седмичныя дни…
  • Глава 53. Отпустительнии тропари воскреснии осми гласов, с богородичны их, ипакои, и кондаки. И прокимени на утрени пред евангелием, и на литургии, и аллилуиаре.
  • Глава 54 Столпи евангельстии.
  • Глава 54. Начало воскресных ексапостиларий, и утренних самогласных, сиречь евангельских стихир. И утренния убо стихиры суть творение Льва царя премудраго, ексапостиларии же сына его Константина царя.
  • Глава 55. Отпустительнии тропари, кондаки, и светильны дневнии, и на литургиах, прокимени, апостоли, аллилуиаре, евангелиа, и причастны всея седмицы.
  • Глава 56. Кондаки общия святым.
  • Глава 57. Богородичны и Крестобогородичны отпустительнии. На 8 гласов, поемии во все лето, в вечерни же, и на Бог Господь на утрени, и в конец утрени.
  • Глава 58. Троичны песни, на 8 гласов, кия поются во Святую Великую 40-цу, и в прочия посты, егда поем Аллилуиа, во глас осмогласника, со стихи его: От нощи утренюет дух мой: и прочия стихи.
  • Глава 59. Прокимени, апостоли, аллилуиаре, евангелиа, и причастни общи святых, ихже егда творим службу.
  • Глава 60. Прокимени, апостоли, аллилуиаре, евангелиа, и причастни на всяку потребу различнии.
  • О ХРАМЕХ. Главы 1-58
  • Припевы на Господския Владычни и Богородичны праздники, поемыя на 9-й песни: Глава 59.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *