Театральные термины словарь

Театральные термины словарь

Авансцена– пространство сцены между занавесом и зрительным залом

Акт (Действие) – отдельная часть сценического произведения

Актёр– исполнитель ролей в театральных представлениях

Амплуа – специализация актёра на исполнении ролей, наиболее соответствующих его внешним сценическим данным, характеру дарования

Амфитеатр– места для зрителей за партером, расположенные возвышающимся полукругом

Антракт– перерыв между действиями спектакля

Аплодисменты– одобрительные хлопки зрителей, форма выражения приветствия или благодарности артистам и создателям спектакля

Афиша– объявление о представлении

Бельэтаж – первый этаж зрительного зала над партером, амфитеатром и бенуаром

Бенефис – спектакль в честь одного из его участников

Бенуар–ложи по обеим сторонам партера на уровне сцены

Бутафория– предметы, специально подготовленные и употребляемые вместо настоящих в театральных постановках (посуда, оружие, украшение)

Водевиль – комическая пьеса на лёгкие бытовые темы, первоначально с пением куплетов

Грим– подкрашивание лица, искусство придания лицу (посредством специальных красок, наклеивания усов, бороды и т.д.) внешности, необходимой актёру для данной роли

Декорация – устанавливаемое на сцене живописное или архитектурное изображение места и обстановки театрального действия

Диалог– разговор между двумя или несколькими актёрами

Драма – действие с серьёзным сюжетом, но без трагического исхода

Жест– движения рук, головы, передающие чувства и мысли

Занавес – полотнище, закрывающее сцену от зрительного зала

Задник– расписной или гладкий фон из мягкой ткани, подвешенный в глубине сцены

Звонок. Их в театре бывает три.

Первый предупреждает о скором начале спектакля и о том, что пора двигаться по направлению к своему месту. Второй говорит о том, что нам пора уже сидеть на своих местах, а задержавшимся — поторопиться. Третий звонок дают с началом представления. Входить в зал после третьего звонка неприлично, в некоторых театрах после него совсем не пускают в зал.

Комедия – спектакль с весёлым, смешным сюжетом

Кулисы– вертикальные полосы ткани, обрамляющие сцену по бокам

Ложа – группа мест в зрительном зале, выделенная перегородками или барьерами; располагаются по сторонам и сзади партера (ложи бенуара) и на ярусах

Мелодрама – драматическое произведение с острой интригой, с резким противопоставлением добра и зла

Мизансцена– сценическое размещение, положение актёров на сцене в определённый момент действия

Мимика – мысли и чувства, передаваемые не словами, а выражением лица

Монолог– речь одного действующего лица, выключенная из разговорного общения персонажей и не предполагающая непосредственного отклика, в отличие от диалога

Падуга– горизонтальные полосы ткани, ограничивающие высоту сцены

Пантомима– выразительное телодвижение, передача чувств и мыслей лицом и всем телом

Парик– накладные волосы

Партер– места в зрительном зале ниже уровня сцены

Рампа – невысокий барьер вдоль авансцены, прикрывающий со стороны зрительного зала приборы для освещения сцены, а также — театральная осветительная аппаратура, помещаемая за таким барьером и служащая для освещения передней части сцены снизу

Режиссёр– лицо, руководящее постановкой спектакля

Реквизит– предметы, необходимые актёрам по ходу действия спектакля

Репертуар– пьесы, идущие в театре в определённый промежуток времени

Репетиция– основная форма подготовки спектакля путем многократных повторений (целиком и частями)

Реплика– фраза (или часть фразы) сценического персонажа, за которой следует текст или действие другого лица

Роль – художественный образ, создаваемый актёром

Софиты – ряд ламп для освещения сцены спереди, сверху

Трагедия – напряжённое действие с неразрешимыми проблемами, оканчивается гибелью одного из героев

Труппа– коллектив актёров театра

Фарс – театральная постановка лёгкого содержания с чисто внешними комическими приёмами

Фойе– зал в театре для пребывания зрителей перед началом спектакля или во время антракта

Ярус – идущий вдоль задней и боковых стен зрительного зала балкон с местами для зрителей

Авансцена– пространство сцены между занавесом и оркестром или зрительным залом.

Актер – деятельный, действующий (акт-действие).

Амплуа – от фр. Emploi – характер ролей, исполняемыхактером.

Амфитеатр – места, расположенные за партером.

Антракт – промежуток между действиями спектакля.

Аплодисменты – одобрительные хлопки.

Артист – художник (умение, мастерство).

Афиша – объявление о представлении.

Балет – вид театрального искусства, где содержание передается без слов: музыкой, танцем, пантомимой.

Бельэтаж – 1-й этаж над партером и амфитеатром.

Бенуар – ложи по обеим сторонам партера на уровне сцены.

Бенефис – от фр. Benefice – спектакль в пользу одного из участвующих.

Бутафория – предметы, специально изготовляемые и употребляемые вместо настоящих вещей в театральных постановках (посуда, оружие, украшения).

Водевиль – от фр. Vaudeville – комическая пьеса на легкие бытовые темы, первоначально с пением куплетов.

Грим – подкрашивание лица, искусство придания лицу (посредством специальных красок, наклеивания усов, бороды и т.д.) внешности, необходимой актеру для данной роли.

Декорация — (лат) – украшение; художественное оформление действия на театральной сцене (лес, комната).

Диалог – разговор между двумя или несколькими лицами.

Драма – 1) род литературных произведений, написанных в диалогической форме и предназначенных к сценическому исполнению; 2). Драматические произведения с серьезным, но не героическим содержанием.

Жест – движение рук, головы, передающие чувства и мысли.

Задник – расписной или гладкий фон из мягкой ткани, подвешенный в глубине сцены.

Интрига – от фр. Intrigue – основная ситуация драмы, вокруг которой развивается действие.

Карман – боковая часть сцены, скрытая от зрителей.

Комедия – драматическое произведение с веселым смешным сюжетом.

Кулисы – вертикальные полосы ткани, обрамляющие сцену по бокам.

Мелодрама – от греч. melos – песнь и драматическое действие -1) драма, соединенная с пением и музыкой, 2) драматическое произведение с острой интригой, с резким противопоставлением добра и зла.

Мизансцена – сценическое размещение, положение актеров на сцене в определенный момент.

Мимика – мысли и чувства, передаваемые не словами, а лицом, телодвижением, выражением лица, отражающее эмоциональное состояние.

Монолог – речь одного лица, мысли вслух.

Опера – музыкально-драматический спектакль, в котором артисты не разговаривают, а поют.

Оперетта – веселый музыкальный спектакль, в котором пение чередуется с разговором.

Падуги – горизонтальные полосы ткани, ограничивающие высоту сцены.

Пантомима – выразительное телодвижение, передача чувств и мыслей лицом и всем телом.

Парик – накладные волосы.

Партер – места для зрителей ниже уровня сцены.

Режиссер – управляющий актерами, раздающий роли; лицо, руководящее постановкой спектакля.

Реквизит – вещи подлинные или бутафорские, необходимые актерам по ходу действия спектакля.

Ремарка – пояснения драматурга на страницах пьесы, которые определяют место и обстановку действия, указывают, как должны вести себя действующие лица в тех или иных обстоятельствах.

Репертуар – пьесы, идущие в театре в определенный промежуток времени.

Репетиция – повторение, предварительное исполнение спектакля.

Реплика – фраза действующего лица, вслед за которым вступает другое действующее лицо или происходит какое-либо сценическое действие.

Сцена -1). Место, где происходит театральное представление; 2) синоним слово «явление» — отдельная часть действия, акта театральной пьесы, когда состав действующих лиц на сцене остается неизменным.

Театр – место для зрелищ.

Трагедия – драматургический жанр, в котором изображается напряженная борьба страстей или идей, общественная или личная катастрофа. Трагедии обычно заканчиваются гибелью героя.

Штанкет – металлическая труба на тросах, к которой крепятся кулисы, детали декораций.

Фарс – от фр. Farce театральная пьеса легкого, игривого, нередко фривольного содержания, комедия бытового и в то же время преувеличенного гротескного характера.

Фойе – помещение в театре, которое служит местом отдыха для зрителей во время антракта.

Экспозиция – вступительная часть произведения, содержащая мотивы, которые разрабатываются в дальнейшем, изображение событий до возникновения конфликта, обрисовку среды, в которой возникает конфликт, условий, которые вызвали его к жизни.

Основные театральные термины

АВАНЛОЖА — места в зрительном зале, помещение перед входом в ложу.

АВАНСЦЕНА — передняя часть сцены (между занавесом и рампой).

АКТ — законченная часть драматического произведения или театрального представления; то же, что и действие.

АКТЕР, актриса — исполнитель (исполнительница) ролей.

АМПЛУА — сходные по характеру роли, соответствующие дарованию и внешним данным определенного актера.

АМФИТЕАТР — 1) античное сооружение для зрелищ: овальная арена, вокруг которой уступами располагались места для зрителей; 2) места в зрительном зале, расположенные за партером.

АНГАЖЕМЕНТ — приглашение актера на определенный срок для участия в спектаклях или концертах.

АНОНС — объявление о предстоящих гастролях, спектаклях, концертах.

АНТИГЕРОЙ — нарочито сниженный, дегероизированный персонаж в спектакле, занимающий одно из главных мест.

АНТРАКТ — перерыв между действиями (актами) спектакля, между отделениями концерта.

АНТРЕПРЕНЕР — владелец, содержатель, арендатор частного театра.

АНТРЕПРИЗА — частный театр.

АНШЛАГ — объявление о том, что все билеты (на спектакль, представление) проданы.

АПОФЕОЗ — торжественная завершающая массовая сцена спектакля или праздничной концертной программы.

АРЬЕРСЦЕНА — наиболее удаленная от зрительного зала часть сцены.

БАЛАГАН — театральное представление комического характера, показываемое на ярмарках и народных гуляньях (в России с XVIII в.).

БАЛКОН — места в зрительном зале, расположенные амфитеатром в различных ярусах.

БЕЛЬЭТАЖ — первый ярус балконов над партером и амфитеатром в зрительном или концертном зале.

БЕНЕФИС — 1) театральное представление в честь одного актера; 2) спектакль, сбор от которого поступал я пользу одного или нескольких актеров, а также других работников театра.

БЕНУАР — театральные ложи на уровне сиены или несколько ниже по обеим сторонам партера.

БЕРИКАОБА — грузинский импровизационный народный театр масок. Существовал с древнейших времен до начала XX в.

БУРЛЕСК — преувеличенно комическое изображение на сцене.

БУТАФОР — театральный работник, ведающий бутафорией. Изготовляет ее художник-бутафор.

БУТАФОРИЯ — предметы, специально изготовляемые и употребляемые вместо настоящих вещей в театральных постановках.

БУФФОН — амплуа актера, использующего для исполнения роли шутовские приемы.

БУФФОНАДА — 1) представление с применением клоунских приемов; 2) подчеркнутое внешне комическое преувеличение, иногда окарикатуривание персонажей.

ВЕРТЕП — народный украинский кукольный театр, получивший распространение в XVII—XIX вв. Куклы, укрепленные на проволоке внутри двухъярусного ящика — вертепа, приводились в движение вертепщиком. Сцены на библейские сюжеты. Сатирические интермедии сопровождались музыкой.

ГАЛЕРКА — верхний ярус зрительного зала.

ГАСТИОН — актер в Древнем Риме.

ГАСТРОЛИ — выступление актеров на выезде в других театра.

ГЕРОЙ — главное действующее лицо в спектакле.

ГЕНЕРАЛЬНАЯ РЕПЕТИЦИЯ — последняя перед спектаклем, концертом.

ГРАНДАМ — амплуа актрисы, исполняющей роли знатных дам.

ГРАНДКОКЕТ — роль взрослой знатной дамы.

ГРИМ — 1) искусство изменения внешности актера (преимущественно лица) с помощью специальных красок, наклеек, парика, прически и др.; 2) краски и другие принадлежности для гримирования.

ГРИМЕР — специалист, занимающийся гримировкой актеров.

ГРИМ-УБОРНАЯ — комната для гримирования и переодевания актеров.

ДЕЙСТВИЕ — законченная часть спектакля. То же, что и акт.

ДЕКЛАМАЦИЯ — четкое выразительное чтение вслух.

ДЕКОРАЦИЯ — художественное оформление места действия на театральной сцене, создающее зрительный образ спектакля.

ДЗЁРУРИ — вид театра кукол в Японии. Пьесы дзёрури ставятся на сцене театра кабуки.

ДИВЕРТИСМЕНТ — музыкальное или драматическое представление из ряда отдельных номеров, обычно даваемое в дополнение к спектаклю.

ДРАМАТУРГ — автор драматических произведений.

ДРАМАТУРГИЯ — 1) драматическое искусство, теория построения драматических произведений; 2) совокупность таких произведений; 3) сюжетно-композиционная основа отдельного театрального произведения.

ЗЛОДЕЙ — амплуа актера, играющего отрицательных героев.

ИНЖЕНЮ — амплуа актрисы, играющей роль наивной девушки.

ИНТЕРМЕДИЯ — небольшая пьеса, исполняемая между актами драматического или оперного спектакля; вставная сцена.

КАБУКИ — один из видов классического театра в Японии. Включает музыку, танцы, драму, сложился в XVII в. С 1652 г. в таких труппах выступают только мужчины.

КАРТИНА — часть акта в драме.

КЛАКА — специальная группа людей, нанимаемых для создания искусственного успеха или провала спектакля, актера.

КОКЕТ — амплуа актрисы, выступающей в роли красивой девушки.

КОЛОСНИКИ — верхняя (невидимая зрителю) часть сцены для установки блоков, сценических механизмов и подвески элементов декораций.

КОМИК — амплуа актера, исполняющего комедийные роли.

КОНФИДАНТ — актер, играющий роль приближенного главного героя.

КОТУРНЫ — род сандалий на очень толстой подошве у древнегреческих и римских актеров для увеличения роста.

КУЛИСЫ — плоские части декорации (мягкие, натянутые на рамы), располагаемые по бокам сцены.

ЛИРИК — амплуа актера, играющего лирические персонажи.

ЛИЦЕДЕЙ — название актера в Древней Руси.

ЛОЖА — группа мест в зрительном зале (вокруг партера и на ярусах), отделенная перегородками или барьерами.

МАРИОНЕТКА — театральная кукла, которую кукловод приводит в движение при помощи нитей.

МИЗАНСЦЕНА — расположение актеров на сцене в тот или иной момент спектакля. Искусство мизансцены — один из важнейших элементов режиссуры.

МИМ — актер пантомимы.

МИМИКА — один из важных элементов искусства актера, выразительное движение мышц лица.

МОНОЛОГ — речь актера, обращенная к слушателям или самому себе.

МЮЗИК-ХОЛЛ — вид эстрадного театра, соединяющий эстрадные, цирковые, танцевальные и музыкальные жанры. Первые мюзик-холлы возникли в Великобритании в середине ХIХ в.

НАРОДНЫЙ ТЕАТР — 1) театр, бытующий в народе, органически связанный с устным народным творчеством; 2) профессиональный театр второй половины XIX в., деятельность которого была адресована широкому зрителю; 3) непрофессиональный любительский театр (в России появился в середине XIX в.).

НОО — один из видов традиционного японского театра. Включает музыку, танец, драму. Характерные черты: условность декораций, главные персонажи — в масках, костюм лишен бытовой конкретности.

ПАДУГА — полоса занавеса по верху сценической площадки.

ПАНТОМИМА — вид сценического искусства, в котором художественный образ создается без помощи слов, средствами выразительного движения, жеста, мимики.

ПАРТЕР — плоскость пола зрительного зала с местами для зрителей, обычно ниже уровня сцены.

ПЕЛЖЕНТ — передвижная сцена в виде большой повозки в средневековом театре. Применялась при постановке мистерий, мираклей, процессий.

ПЕТИМЕТР — образ щеголя в сатирической комедии.

ПЕТРУШКА — главный персонаж русских народных кукольных представлений; известен с первой половины XVII в.

ПОДМОСТКИ — синоним слова «сцена».

ПОСТАНОВКА — творческий процесс создания спектакля; то же, что и спектакль.

ПРЕМЬЕР (ПРЕМЬЕРША) — актер, актриса, занимающие ведущее положение в труппе, играющие главные роли.

ПРЕМЬЕРА — первый (или один из первых) публичный платный показ нового спектакля.

ПРИМАДОННА — актриса, исполняющая главные роли.

ПРОСТАК — амплуа актера, исполняющего простодушного человека.

РАМПА — осветительная аппаратура на полу сцены по ее переднему краю, скрытая от публики бортом.

РЕВЮ — эстрадное или театральное представление, состоящее из нескольких номеров, объединенных одной темой.

РЕЖИССЕР — постановщик спектаклей, на основе собственного замысла создает новую сценическую реальность, объединяя работу актеров, художника, композитора.

РЕЗОНЕР — амплуа актера, высказывающего нравоучительные суждения.

РЕКВИЗИТ — предметы, используемые в театральных постановках.

РЕПЕТИЦИЯ — основная форма подготовки театрального представления.

РЕПЕРТУАР — совокупность произведений, исполняемых в театре.

РЕПЛИКА — краткое высказывание, произносимое одним актером в ответ на слова другого.

СКЕНА — помещение для переодевания и выхода актеров театра в Древней Греции.

СОЛИСТ — ведущий актер в спектакле.

СОФИТ — часть осветительной аппаратуры в театре, светильники рассеянного света, освещающие сцену спереди и сверху.

СПЕКТАКЛЬ — театральное представление. Создается на основе драматического или музыкально-сценического произведения в соответствии с замыслом режиссера совместными усилиями актеров, художника и др.

СТАТИСТ — актер массовки, исполняющий роль без слов.

СУБРЕТКА — роль находчивой служанки.

СУФЛЕР — работник театра, следящий за ходом репетиций и спектакля по тексту пьесы и в случае необходимости подсказывающий актерам слова роли.

ТЕАТР — род искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой.

ТЕАТР КУКОЛ — вид театрального зрелища, в котором действуют куклы, управляемые актерами-кукловодами.

ТЕАТР МИНИАТЮР — вид театра, в котором ставятся произведения так называемых малых форм (одноактные пьесы, пародии, сценки, скетчи).

ТЕАТР ТЕНЕЙ — вид театрального зрелища, основанный на использовании плоских кукол, которые находятся между источником света и экраном или накладываются на него.

ТЕЛАРИИ — приспособления для смены декораций в старинных театрах Западной Европы.

ТРАВЕСТИ — амплуа актрисы, исполняющей роли подростков.

ТРАГИК ~ амплуа актера, исполняющего трагедийные роли.

ТРУППА — актерский состав театра.

ТРЮМ — помещение под сценой.

ФАТ — амплуа актера, играющего эффектных, самовлюбленных и ограниченных людей (преимущественно молодых).

ФИГУРАНТ — актер, играющий роль без слов; то же, что и статист.

ФИНАЛ — завершающая часть спектакля.

ФУРКИ — приспособления для перемещения на сцене декораций.

ЭТУАЛЬ — актриса развлекательного жанра.

ЭТЮД — в современной театральной педагогике упражнение для развития и совершенствования актерской техники.

ЯРУС — один из средних или верхних этажей в зрительном зале.

Также слово является ответом на вопросы:

  • «Окоп» для театральных прожекторов.
  • Огни сцены.
  • Освитительница работы актёра.
  • Осветительная аппаратура вдоль переднего края сцены.
  • Полигон для скейтера.
  • Бордюрчик вдоль авансцены.
  • Предтоннельная выемка.
  • Конструкция на судах, самолётах, паромах для сообщения между различными уровнями.
  • Театральная осветительная аппаратура.
  • Сцена, театр.
  • Низкий барьер вдоль авансцены, закрывающий от зрителей осветительные приборы.
  • Низкий барьер вдоль авансцены.
  • Бортик по переднему краю сцены и установленные за ним лампы
  • В театре — низкий бортик вдоль авансцены
  • Наклонная площадка для въезда и выезда машин (на склад для погрузо-разгрузочных работ)
  • Наклонная площадка для остывания кокса
  • Наклонный подъезд к складу
  • Низкий барьер вдоль авансцены, закрывающий от зрителей осветительные приборы
  • Низкий бортик, скрывающий осветительные приборы на сцене
  • Осветительная аппаратура на полу сцены
  • Осветительная аппаратура, без которой суфлеру трудно было бы читать свой текст
  • Осветительная аппаратура, свет от которой бьет в глаза артистам, но не зрителям
  • Символ сцены, театра (переносное значение)
  • Театральная осветительная аппаратура
  • Предтоннельная выемка
  • Осветительная аппаратура вдоль переднего края сцены
  • Полигон для скейтера
  • Бордюрчик вдоль авансцены
  • Конструкция на судах, самолетах, паромах для сообщения между различными уровнями
  • Огни сцены
  • Она освещает работу актера
  • Подсветка сцены
  • Лампы по краю сцены
  • Свет на сцене
  • Свет по краю сцены
  • Освещает сцену
  • Светильники на сцене
  • Свет вдоль сцены
  • Низкий барьер вдоль стены
  • Коллега пандуса и аппарели
  • Часть сцены
  • Барьер на сцене
  • Световой пояс театральной сцены
  • Наклонная площадка для въезда
  • Сцена
  • Прожектор на подмостках
  • Сцена, театр (общ.)
  • Светильники по краю сцены
  • Освещение сцены
  • Часть театральной сцены
  • «окоп» для светильников
  • Осветительная аппаратура
  • Сценическая подсветка
  • Наклонная площадка для высушивания и остывания кокса после тушения
  • Картинки к слову «Рампа»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *