Святые места Саратовской области

Святые места Саратовской области

Святые источники Саратовской области

11/01/2012 | Оценка: 0

19 декабря православные отмечают Крещение. Накануне праздника «Родной город» публикует список святых источников нашей области.


Считается, что в Крещение полезно трижды окунуться
в источник – весь год не будешь болеть.
Но, прежде чем погружать в ледяную воду ребенка,
пять раз подумайте!

Вавилов Дол:
святой источник во имя Николая Чудотворца
Где находится: от села Ивантеевка около 12 км по асфальтированной дороге в сторону с. Чернава.
История. Во времена царствования Петра I здесь скрывались разбойники. Их главаря Вавилу однажды схватили и ослепили, после чего он ушел жить в пещеру. Там Вавила духовно прозрел и покаялся. К нему стали приходить паломники со всей страны, и постепенно здесь образовался целый подземный монастырь. Позже на этом месте обустроили родник с чрезвычайно целебной водой, которая «помогала избавиться от самых разных хворей, а также от пьянства и курения». В 1929 году входы в монастырь взорвали, а его обитателей расстреляли. Сегодня Вавилов Дол – одна из самых почитаемых святынь в России.
Здесь есть: часовня, поклонный крест, обустроены колодец и купальня для паломников. По преданию, чтобы купание исцелило, последние 12 километров до родника нужно идти пешком.

Источник Параскевы
Пятницы «Белый ключ»
Где находится: в Воскресенском районе, между селами Елшанка и Усовка.
История. Есть много версий возникновения этого источника. По одной из них, из храма в селе Усовка пропала икона. Позже ее нашли возле источника и вернули в храм. А на следующий день снова нашли у родника.
Здесь есть: несколько купален, часовня. Вода из «Белого ключа» считается целебной, одной из самых чистых и полезных в России.

Параскевы Пятницы
Где находится: в селе Лопатино Балашовского района.
История. В советские годы в селе разрушили храм, в котором находилась чудотворная икона святой Параскевы Пятницы (хранительница благополучия семейного очага), написанная еще в XVIII веке в Греции. Но святыню успели спасти. После этого каждую десятую пятницу после Пасхи верующие приносили икону к роднику и совершали молебен. Сейчас образ находится в храме Архистратига Михаила в Балашове.

Родник «Святой»
Где находится: в Хвалынском национальном парке.
История. В 1903 году вблизи Хвалынска у лесного родника построили скит Свято-Троицкого мужского монастыря, а затем и церковь во имя Преподобного Сергия Радонежского. В 20-х годах монастырь и скит были уничтожены властями. До наших дней уцелели лишь остатки фундамента. Сохранился родник, вода в котором считается чудотворной. Паломники даже называют его «Живоносный источник».
Здесь есть: родник, рядом – часовня и купальня.

Источник «Николаевский»
Где находится: в селе Николаевка Аткарского района.
История. Существует легенда о Николае Чудотворце, который во сне явился больному старцу и указал ему на источник. Старец излечил свой недуг водой, после чего стал приводить сюда больных.
Живоносный источник
Где находится: в Воскресенском районе, близ села 3-я Коммуна (перед селом Елшанка Воскресенского района следуйте указателю «Родники»).
История. Сюда приезжали лечиться первые лица страны, в том числе и первый президент России Борис Ельцин.
Здесь есть: источник, вода в котором считается целебной, купальня, храм в честь иконы «Живоносный источник».

Святой источник Казанской иконы Богородицы
Где находится: под горой близ
с. Чириково (в 16 км от районного поселка Турки).
Здесь есть: открытая купель, небольшая часовенка. В Турках можно помолиться в храме Казанской иконы Божией Матери.

> Кстати
> То, что купание в проруби на Крещение очищает от грехов, не соответствует истине. Это можно сделать только в таинстве покаяния, во время исповеди в храме.
> В праздник нужно окропить святой водой не только жилище, но и офис, место учебы и даже автомобиль. Необязательно уносить из храма целую канистру святой воды. Можно набрать бутылку, а дома разбавить ее обычной водой. И она тоже освятится!

> Наша справка
Где набрать святой воды

Саратов
> Храм в честь Покрова Божи-ей Матери: ул. Горького, 85 (угол улиц М. Горького и Большая Горная), тел.

27-30-87. Сайт: pokrovhram.narod.ru.
> Свято-Алексиевский женский
монастырь: Замковый проезд, 18, тел. 65-58-34. Сайт: svyatalm.ru.
> Свято-Никольский мужской
монастырь: ул. Дегтярная, 26, тел. 29-36-00. Сайт: nikolskijmonastir.saratov.ru.
> Храм в честь Рождества Христова: ул. Вокзальная, 2, тел. 52-29-52.
> Храм во имя Святого равноапостольного великого князя Владимира: ул. Советская, 91а (Детский парк).
> Храм во имя Святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова: ул. Шелковичная, 186.
> Храм во имя Преподобного Серафима Саровского: ул. Университетская, 70, тел. 50-55-15.
> Собор во имя Живоначальной Троицы: ул. Московская, 6 (Музейная пл.), тел. 28-23-82. Сайт: trsobor.org.
> Кафедральный Духосошест-венский собор: Духосошественская пл. 3, тел. 28-82-86.
> Храм в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали»: ул. Волжская, 36, тел. 23-03-75,
23-51-41. Сайт: utoli-hram.ru.
> Храм во имя Святого великомученика Георгия Победоносца: пос. Солнечный, ул. Днепропетровская, 7, тел. 61-05-24.
> Храм во имя Святой равно-
апостольной Марии Магдалины: ул. 2-я Садовая, 23а, тел. 37-80-27.
> Храм во имя Святых царственных Страстотерпцев: ул. Московская, 161 (VI корпус Саратовского государственного университета), тел. 21-07-66.

Энгельс
> Храм во имя Живоначальной Троицы: пл. Свободы, 5, тел. (8453) 56-83-50.
> Храм в честь Покрова Божией Матери: ул. Станционная, 4, тел. (8453) 75-20-77.
> Храм во имя Пророка Божия Илии: авиабаза «Энгельс-1», тел. (8453) 77-90-44.
> Храм во имя Святого благоверного великого князя Александра Невского: 1-й Геологический проезд, 21 (р-н кладб. СХИ), тел. (8453) 76-74-54.
> Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы: пос. Хлебной базы, ул. Центральная, 42, тел. (8453) 76-28-52. Сайт: uspenie-pokrovsk.narod.ru.

Рекомендуем ознакомится: http://sar-rodgor.ru

Центр по обучению и реабилитации инвалидов принял участие в международном открытом грантовом конкурсе «Православная инициатива 2014-2015», организованном фондом «Соработничество». Проект «Святые места земли Саратовской» вошел в число победителей конкурса.

В рамках проекта люди с ограниченными возможностями здоровья приобщились к православной культуре, приняли участие в богослужениях, душеполезных беседах с настоятелями храмов, узнали церковные каноны, прикоснулись к святыням, познакомились с особенностями русской православной архитектуры. Всего состоялось 6 поездок по Саратовской области: в Красноармейский, Хвалынский, Татищевский, Вольский Краснокутский районы и город Маркс.

Одним из социальных партнеров при реализации проекта выступал храм Казанской иконы Божией Матери города Саратова. Уже несколько лет на базе нашего учреждения действует клуб «Моя дорога к храму», занятие в котором проводит клирик храма священник Максим Саулов. Проект позволил расширить границы этого клуба: организовать паломнические поездки по храмам Саратовской области, привлечь новых участников к его работе.

Каждая поездка начиналась с молебна паломников в храме Казанской иконы Божией Матери. После чего группа отправлялась по запланированному маршруту, где их встречали священнослужители и настоятели храмов.

Паломники знакомились с архитектурой, историей храмов и сел, принимали участие в богослужениях, имели возможность прикоснуться к святыням, задать вопросы настоятелям. За совместной трапезой с прихожанами группа могла обсудить волнующие темы.

Мало кто знает, насколько сложно на самом деле человеку с инвалидностью переступить порог храма и в буквальном смысле преодолеть препятствия, будучи прикованным к коляске. Даже здоровому человеку бывает необходимо преодолеть робость, если храм является для него незнакомым местом, но при этом у него есть возможность что-то уточнить, спросить. А многие из наших клиентов и спросить ничего не могут – стесняются своего вида или у них нарушена артикуляция. Люди с нарушением слуха, напротив, неосознанно говорят громко, и когда им делают замечания, обижаются и уходят. Для тех, кто с трудом передвигается и для слабовидящих даже свечку поставить, записку написать – большая проблема. Мы предоставляем возможность прийти в храм с сопровождающим, который помогает добраться, наладить контакт со священнослужителями, все показать и при необходимости объяснить ситуацию окружающим.

Проект позволил решить проблему социальной замкнутости людей с ограниченными возможностями здоровья. Каждая поездка — это «школа» православного общения, поведения, культуры и этикета.

Любой выезд за черту города – большое событие и праздник для человека, который в обычной жизни зачастую вообще не может выбраться из квартиры. Разговаривая с участниками проекта, после каждой поездки можно было отметить их желание остаться в атмосфере, которая проникнута святостью, духом единства и веры. Было видно, как они не хотели расставаться и уходить из каждого храма. Беседы с настоятелями вызывали искрений интерес, слезы на глазах. Непостижимым образом дух святых мест пробуждал в них то, что есть в душе каждого человека от предков: веру христианскую, ощущение Божьей благодати. Паломнические поездки не только знакомили участников со святыми местами, с их историей и жизнью – они знакомили каждого с самим собой, открывая что-то затаенное в глубине души….

Особенностью проекта является то, что познакомится со святыми местами земли Саратовской смогли не только непосредственные участники проекта, но и все желающие. Проект затрагивал различные категории населения.

По итогам каждой поездки были подготовлены виртуальные 3D туры посещенных мест, которые размещены на сайте нашего центра и сайте храма Казанской иконы Божией Матери.

При подведении итогов проекта священник Алексий Омельченко, клирик храма Казанской иконы Божий Матери, отметил: «Когда участники приехали к нам, то в их глазах сразу можно было увидеть огонь, сердца у Вас были живые, открытые. Люди не просто сели где-то на лавочке в углу, а действительно смотрели, подходили к иконам, спрашивали, был виден интерес и нас, священнослужителей, это очень радует, когда в храм заходит человек неравнодушный. Была видна надежда у людей на Бога». Отец Максим подчеркнул, что «Важнейший момент этого проекта то, что людям предлагают задуматься о самом важном, как нам подготовиться к вечной жизни, как нам идти к Богу, то есть серьезные вопросы. Проект дал возможность многим изменить свое отношение, состояние души».

С окончанием проекта деятельность не закончилась, паломнические поездки будут продолжаться при поддержке храма Казанской иконы Божией Матери города Саратов и его настоятеля отца Дмитрия Полохова, который высоко оценил значимость таких поездок для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Чтобы отправиться в паломничество, не всегда нужно далеко уезжать от Саратова. В Саратове и Саратовской области также есть места особого почитания, куда ежегодно приезжают тысячи паломников. А наступающее лето как раз то время, когда знакомиться со святынями нашего региона удобнее всего.
ВАВИЛОВ ДОЛ
Вавилов Дол – одно из наиболее известных и почитаемых святых мест Саратовской епархии. Здесь находится поросший лесом глубокий овраг, на дне которого бьет источник. Располагается Вавилов Дол на границе саратовских и самарских степей, недалеко от заволжского села Ивантеевка.
По преданию, с незапамятных времен в этом месте уединенно протекала молитвенная жизнь пещерного Никольского мужского монастыря. Предание гласит, что эта обитель была основана отшельником по имени Вавила, который до своего обращения к Богу разбойничал в окрестных лесах. После того как лихой атаман был схвачен и ослеплен, остаток своей жизни он посвятил покаянию. Точно такое же предание лежит и в основе истории Оптиной пустыни – евангельский образ раскаявшегося разбойника был очень любим на Руси.
Однако «Справочная книга Самарской епархии» – до революции Ивантеевка принадлежала Самарской губернии – ничего не сообщает о какой-либо обители в окрестностях этого села. Точно известны лишь факты истории ХХ столетия: в 20-е годы именно здесь находили пристанище возвратившиеся из ссылок, изгнанные из закрытых и разрушенных храмов и монастырей священники и монахи, а также миряне, которые не хотели служить новой безбожной власти.

Так и сложилась здесь сплоченная община, совершались богослужения в Никольском храме, крестьяне из окрестных сел тянулись сюда за утешением и советом.
В 1929 году обитатели Вавилова Дола были арестованы. По приговору самарского суда почти все насельники в духовном звании расстреляны, крестьяне, помогавшие духовенству, приговорены к длительным срокам заключения. Сам Вавилов Дол – храм, кельи и землянки, в которых жили его обитатели, – разрушен.
Паломничества в Вавилов Дол жестоко пресекались: все, кто приходил помолиться там, где совершали свой подвиг новомученики, и осмеливался расчистить засыпанный источник, подвергались преследованиям. Но несмотря ни на что, память об этом святом месте сохранилась.
В 80-е годы здесь появился простой, сваренный из железной трубы крест. А в 90-е годы Вавилов Дол становится центром паломничества верующих Самарской и Саратовской епархий. Сегодня там, где стоял когда-то Никольский храм, возведена часовня, обустроены колодец и купальня для паломников. В часовне хранится список имен убиенных священников и мирян Вавилова Дола. В нем 29 имен. Об упокоении их душ молятся православные паломники.
Более десяти лет сюда ежегодно совершается многодневный крестный ход, посвященный памяти новомучеников и исповедников Российских. Он начинается в конце июня и завершается 17 июля, в День памяти святых царственных страстотерпцев. Продолжительность крестного хода составляет 21 день, протяженность – около 500 километров. Его маршрут проходит по территориям Саратовского, Воскресенского, Вольского, Балаковского, Пугачевского, Ивантеевского районов.
Многие приезжают в Вавило Дол веря в особую целебную силу воды святого источника. Но вода – лишь видимый, материальный след того духовного подвига, который совершали обитатели Вавилова Дола. И этот подвиг не имеет никакого отношения к распространенным суевериям о якобы ушедшем под землю монастыре, о колокольном звоне, доносящемся из-под земли, и таинственных старцах, которых видят здесь «избранные». Верующий человек едет в Вавилов Дол не для того, чтобы побывать на могиле неизвестного монаха и повязать на ветвях деревьев разноцветные ленточки. Он едет поклониться подвигу новомучеников и исповедников Российских, которые жили в свете евангельской истины и остались верны ей до самой смерти.
ЕЛШАНКА
Традиционным для православных саратовцев местом паломничества стало и село Елшанка. Оно находится в семидесяти километрах от Саратова, в Воскресенском районе. Источник, находящийся между селами Елшанка и Усовка, известен саратовцам как Белый ключ. По преданию, на источнике, вода из которого исцеляла от разных недугов, была найдена большая деревянная икона святой великомученицы Параскевы Пятницы. А в Елшанке был построен большой Михаило-Архангельский храм с приделом в честь этой святой.
С этой иконой каждый год, на десятую пятницу после Пасхи духовенство и верующие совершали крестный ход из храма к источнику. В единственный раз, когда тяжелую икону оставили в храме, в Елшанке случился страшный пожар, уничтоживший половину села.
После революции храм был разрушен, а чудотворный образ великомученицы Параскевы исчез. Однако люди продолжали приходить на источник. Это было смелым поступком – у источника устраивались вооруженные засады, но пули не задевали молящихся. Сам источник неоднократно засыпали, но он пробивался вновь. В августе 2004 года в Елшанке был освящен новый храм – во имя новомучеников и исповедников Российских. Он обрел новую святыню – образ святой Параскевы Пятницы с частицей ее мощей. С возрождением приходской жизни возобновилась традиция совершать крестный ход на источник. Его территория была благоустроена, оборудованы купальни, установлена часовня во имя святой Параскевы. Как и в древние времена, многие, с верой обращающиеся к святой и приезжающие на источник, получают исцеление от своих недугов.
МАЛОИЗВЕСТНАЯ ИСТОРИЯ
Часто можно услышать утверждение, что саратовская земля бедна святынями и святыми местами. Но это не совсем так. Точнее – совсем не так. На карте Саратовской области есть места, связанные с жизнью святых. Просто мы мало знаем о них.
К примеру, Увек – южная окраина современного Саратова – в XIII веке носил название Укек. Это был крупный торговый город, где находилась зимняя ставка внука Чингисхана золотоордынского хана Батыя. Здесь 20 сентября 1245 года за отказ поклониться идолам были казнены святой благоверный князь Михаил Черниговский и его боярин Феодор. Конечно, сегодня невозможно установить место, где была совершена казнь, да и большая часть Увека при строительстве Балаковской АЭС оказалась затопленной.

Но в истории Саратовской епархии это событие имеет важное значение.
Еще одна страница истории связана с именем святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси. Согласно преданию, именно он основал первое поселение на месте нынешнего Хвалынска. Произошло это во время его путешествия в Орду в 1357 году, куда он ездил по просьбе татарского хана Джанибека для исцеления ослепшей жены хана Тайдулы. Впоследствии на этом месте возникло рыбацкое поселение Сосновка, приписанное к московскому Чудовому монастырю.
В числе святых, чей жизненный путь был связан с Саратовской губернией, – оптинский старец преподобный Иларион (Пономарев). Он жил на пересечении улиц Московской и нынешней Чернышевского недалеко от Троицкого собора.
С Саратовом также была связана жизнь святителя Гурия (Карпова) – известного миссионера, начальника Русской духовной миссии в Китае, переведшего на китайский язык Новый Завет и многие богослужебные книги. Архиепископ Таврический и Симферопольский Гурий – один из двенадцати выпускников Саратовской духовной семинарии, прославленных в лике святых. В здании семинарии, где учился святитель Гурий, сегодня располагается русская классическая гимназия.
Среди саратовских архиереев также были люди, достигшие святости. Это епископ Пензенский и Саратовский Иннокентий (Смирнов) – замечательный пастырь, ученый и богослов, недолгое время управлявший саратовской кафедрой в начале XIX века. И епископ Саратовский и Царицынский Гермоген (Долганев), непримиримый борец с революционными идеями, вступивший на кафедру в переломное время в начале ХХ века. Он был жестоко убит большевиками в 1918 году и прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Российских. Саратовские архиереи любили молиться в Свято-Троицком соборе – старейшем храме Саратова. До наших дней сохранилось также здание Архиерейского дома на улице Волжской.
К сонму новомучеников причислены также священномученики Герман (Косолапов), епископ Вольский, и иерей Михаил Платонов – ставшие первыми жертвами «красного террора». На заседании революционного трибунала, которое проходило в зале Саратовской консерватории, им было предъявлено обвинение в контрреволюционной деятельности и агитации против советской власти, выразившейся в совершении панихиды по царской семье, после чего обвиняемые были расстреляны. Их могила находится на Воскресенском кладбище Саратова.
В лике святых прославлены также священномученики Иоанн Днепровский и Косма Петриченко – сельские священники, расстрелянные в 1937 году. Жизненный путь отца Иоанна связан с селом Полчаниновка Татищевского района. Отец Косма, ставший священником в годы гонений, нес служение в своем родном селе Рыбушка Саратовского района. Здесь в 2006 году была построена двухпрестольная церковь в честь Рождества Христова, нижний храм которой освящен во имя святого Космы. Во имя этого саратовского святого также освящен храм в поселке Комсомольском города Саратова.
Еще один подвижник благочестия, живший на саратовской земле, – святой мученик Александр Медем. Граф, помещик, лютеранин, перешедший в Православие, он был владельцем хутора Александрия (ныне поселок Северный Хвалынского района). Сегодня здесь восстановлена домовая церковь Медемов – храм во имя святых равноапостольных Константина и Елены. В прошлом году в Хвалынске открылась православная гимназия во имя святого мученика Александра Медема.
Те, кто отправляется в Хвалынск, стараются посетить подворье Свято-Алексиевского женского монастыря в селе Алексеевка Хвалынского района. До революции в Алексеевке был храм, в котором отслужил молебен во время своего путешествия по Волге святой праведный Иоанн Кронштадтский. Во имя этого святого освящен монастырский храм.
Еще одна точка на карте Саратовской области, связанная с жизнью святого, – село Романовка. Здесь в начале ХХ века обычным земским врачом работал Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, знаменитый хирург, впоследствии архиепископ Крымский и Симферопольский Лука. В Романовке сохранилось здание земской больницы, где он трудился, а в храме Рождества Христова пребывает частица его мощей.

Первая «глава» экскурсии была посвящена чудесному и, увы, малоизвестному сегодня событию, произошедшему в нашем крае в революционном 1917 году: явлению Испанской иконы Божией Матери и образа великомученика Пантелеимона в селе Корнеевка Николаевского уезда Самарской губернии (теперь это Пугачевский район Саратовской области). Чудесные сновидения о святыне и о месте ее сокрытия стали посещать пленного солдата Первой мировой, венгра и католика Петера Чердаша, жившего в Корнеевке. Он рассказал о своих снах сельскому священнику Николаю Кубареву, и тот поверил инославному христианину. Икону Божией Матери Петер после долгих трудов выкопал из твердой, почти не поддававшейся лопате земли в стенах разрушенного сарая за селом. Потрясенные явлением образа крестьяне крестным ходом доставили его в местную церковь. И сразу после совершенного перед иконой молебна стали происходить чудеса: парализованные вставали и шли, слепые прозревали, согбенные распрямлялись, из кого-то с криком выходили бесы… А на следующий день после явления Испанской в том же раскопе местный мальчик обнаружил еще икону великомученика и целителя Пантелеимона. Пораженный происходившим на его глазах Петер Чердаш принял Православие.

Чудеса, явленные от корнеевских икон, засвидетельствованы священниками, снискавшими впоследствии мученические венцы — иереем Олимпом Диаконовым, протоиереем Павлом Соколовым (впоследствии архиепископ Воронежский и Задонский Петр), священномучеником Михаилом Платоновым, священником Сергием Самуиловым и его сыном, также священником, Константином.

Кажется, Сама Богородица чудесным Своим образом, обретенным в роковом году, благословляла Своих детей на святое мученичество…

Рассказ об этих событиях прихожане Петропавловского храма слушали по дороге в храм Сошествия Святого Духа на апостолов. В этом храме нет корнеевских икон, увы — обе они, по имеющимся сведениям, были сожжены вместе со всей церковной утварью в 1937 году, когда в селе закрыли и разгромили храм. Но в Духосошественском есть памятный образ, созданный, скорее всего, вскоре после корнеевского чуда: золотое поле, крест и две иконы — святой Пантелеимон (целительство и мученичество!) и Пресвятая Богородица.

От Духосошественского храма автобус с паломниками взял курс на стадион «Динамо» — на место разрушенного в 1930-х годах Александро­Невского собора. Здесь паломники познакомились с двумя саратовскими архипастырями, похороненными в свое время в крипте нижнего храма собора и лежащими сейчас, увы, под восточной трибуной стадиона: епископом Евфимием (Беликовым, 1813–1863, годы на Саратовской кафедре — 1860–1863) и епископом Авраамием (Летницким, 1838–1893; в Саратове с 1889 года). В их судьбах много общего: оба выбрались в люди из сиротства и нищеты, из низов духовного сословия той эпохи. Оба были великими тружениками и оставили заметный след в истории нашего края. Оба считали своим долгом всячески содействовать развитию народного просвещения, церковно­приходских училищ; оба не терпели суеты и праздности, служа Церкви и России — пока хватало телесных сил, то есть действительно до предела… И обоим был сужден короткий век. И знать об этих архиереях важно еще и потому, что слишком живучи в нашем сознании штампы вроде «поголовной безграмотности в царской России») и «роскошной жизни архиереев».

Знакомство прихожан — паломников-экскурсантов — с памятными и святыми местами нашего города, с подвижниками Саратовской земли стало возможным благодаря самоотверженному труду наших историков и краеведов, в первую очередь Валерия Теплова, иерея Максима Плякина, Евгения Лебедева, ныне покойной Ольги Пудовочкиной.

Материал подготовлен в рамках проекта «Духовные скрепы Отечества — история и современность». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом поддержки гражданской активности в малых городах и сельских территориях «Перспектива».

Фото Марины Юловой и из архива Саратовской епархии

Газета «Православная вера» № 21 (569)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *