Святые Борис и Глеб

Святые Борис и Глеб

Память святых братьев Бориса и Глеба совершается в Русской Православной Церкви несколько раз в году. Их поминают 15 мая по новому стилю, в день перенесения мощей, а также 6 августа и 18 сентября по новому стилю.
Жизнеописание святых Бориса и Глеба
В Русской Православной Церкви за всю ее многовековую историю просияло множество святых, которые своей праведной жизнью или мученической кончиной прославили Бога и засвидетельствовали истинность христианской веры. Первыми в ряду этих угодников Божиих стоят святые благоверные братья Борис и Глеб, прославленные в лике святых как страстотерпцы. Так называют мучеников, которые пострадали не за христианскую веру, а в результате злобы и коварства близких к ним людей. В этом случае подчеркивается христианская кротость и беззлобие этих святых, бывших послушными заповедям Христовым, несмотря на грозящую им смерть.
Борис и Глеб были сыновьями святого князя Владимира, крестителя Руси. Они родились вскоре после принятия Великим князем Крещения, и потому воспитывались как христиане, глубоко и искренне восприняв веру и стараясь в своей жизни неукоснительно следовать заповедям Божиим. Хотя братья носили обычные в то время языческие имена, однако в Крещении их нарекли Романом и Давидом.
Как известно, князь Владимир до своего принятия христианской веры был неоднократно женат и имел множество детей. Старшим сыном был Святополк, который в народе именовался «Окаянным» за свою жестокость и жизнь, далекую от христианского идеала. После смерти отца он занял Киевский престол, тогда как Борису достался в управление Ростов Великий, а Глебу — Муром. Святослав, ослепленный корыстолюбием и ненавистью к братьям, пожелал захватить их уделы. Для этого он хитростью выманил своих братьев из их княжеств и убил сначала Бориса, а потом Глеба. Житийная литература и народные сказания подробно повествуют об этом злодеянии, свидетельствуя о том, что, хотя святые братья и знали о готовящемся на них покушении, но отправились в Киев с молитвой о старшем брате, положившись полностью на волю Божию.
После мученической кончины тело Бориса было погребено в Вышгороде, а Глеба похоронили на берегу Днепра.

Когда князь Ярослав Мудрый занял Киев, сместив Святослава, то по его повелению тело Глеба было найдено, перенесено в Вышгород и погребено вместе с мощами Бориса.
Почитание братьев-страстотерпцев
Поклонение святым братьем началось сразу же после их мученической кончины. Хотя точная дата канонизации страстотерпцев неизвестна, однако уже в древности на территории Руси было возведено множество храмов и монастырей, посвященных этим угодникам Божиим. Существовали также селения и даже города, названные в честь святых Бориса и Глеба, как, например, Романов-Борисоглебск неподалеку от Ярославля (современный Тутаев) или Борисполь на Украине.
Интересно, что святые братья почитаются также у католиков, где они известны под своими христианскими именами Роман и Давид. Кроме того, они почитаются во многих славянских странах и даже в Армении.
Братьев издавна почитали как чудотворцев и целителей, что особенно подчеркивается в древних богослужебных текстах, посвященных этим святым.
Иконописные изображения
Первые иконописные изображения братьев-страстотерпцев появились уже во второй половине XI века. Особенно часто их иконы помещали на крестах-мощевиках. Хотя святые Борис и Глеб были убиты по повелению старшего брата в разное время, однако на иконописных изображениях их пишут всегда вместе, как разделивших один подвиг. В летописях не сохранилось описания внешнего вида братьев, однако из народных сказаний мы знаем, что святой Борис был старшим, и поэтому его традиционно изображают в виде молодого мужчины с бородой, в то время как святой Глеб пишется юношей. Начиная с XIV века, появляются житийные иконы, прославляющие подвиг святых братьев. Позже под влиянием икон святых воинов, таких как Георгий Победоносец и Дмитрий Солунский, святых Бориса и Глеба начинают изображать верхом на конях.
Тропарь, глас 2:
Правдивая страстотерпца, и истинная Евангелия Христова послушателя, целомудренный Романе с незлобивым Давидом, не сопротив стаста врагу сущу брату, убивающему телеса ваша, душам же коснутся не могущу. Да плачется убо злый властолюбец, вы же радующеся с лики ангельскими, предстояще Святей Троице, молитеся о державе сродников ваших, богоугодней быти, и сыновом Российским спастися.
Кондак, глас 3:
Возсия днесь преславная память ваша, благороднии страстотерпцы Христовы, Романе и Давиде, созывающи нас к похвалению Христа Бога нашего. Тем, притекающе к раце мощей ваших, исцеления дар приемлем молитвами вашими, святии: вы бо Божественнии врачеве есте.
Величание:
Величаем вас, страстотерпцы святии Борисе и Глебе, и чтим честная страдания ваша, яже за Христа претерпели есте.
Молитва:
О, двоице священная, братия прекрасная, доблии страстотерпцы Борисе и Глебе, от юности Христу верою, чистотою и любовию послуживший, и кровьми своими, яко багряницею, украсившиися, и ныне со Христом царствующий! Не забудите и нас, сущих на земли, но яко теплии заступницы, вашим сильным ходатайством пред Христом Богом сохраните юных во святей вере и чистоте неврежденными от всякаго прилога неверия и нечистоты, оградите всех нас от всякия скорби, озлоблений и напрасныя смерти, укротите всякую вражду и злобу, действом диавола воздвизаемую от ближних и чуждих. Молим вас, христолюбивии страстотерпцы, испросите у Великодаровитаго Владыки всем нам оставление прегрешений наших, единомыслие и здравие, избавление от нашествия иноплеменных, междоусобныя брани, язвы и глада. Снабдевайте своим заступлением (град сей и) всех, чтущих святую память вашу, во веки веков. Аминь.

Борис и Глеб (в крещении Роман и Давид; убиты в 1015 году) — русские князья, сыновья киевского великого князя Владимира Святославича. В междоусобной борьбе, вспыхнувшей в 1015 году после смерти их отца, были убиты своим старшим братом Святополком Окаянным.

Борис и Глеб стали первыми русскими святыми, их канонизировали в лике мучеников-страстотерпцев, сделав их заступниками Русской земли и небесными помощниками русских князей.

Истории Бориса и Глеба посвящены одни из первых памятников древнерусской литературы: «Сказание» Иакова Черноризца и «Чтение» Нестора Летописца. В честь братьев было построено множество храмов и монастырей.

Жизнеописание

Братья Борис и Глеб были младшими единокровными братьями Святополка Окаянного и Ярослава Мудрого, являлись сыновьями киевского князя Владимира Святославича и его жены, византийской царевны Анны из Македонской династии, единственной сестры правящего императора Византии Василия II Болгаробойцы (976—1025), и внучки императора Константина VII. Источники разделяют имена братьев: Борис и Глеб — имена, полученные при рождении, Роман и Давид — при крещении. Однако имя Борис к тому времени уже перестало быть языческим и могло использоваться для наречения при крещении (в X веке уже был канонизирован князь Борис I, крестивший Болгарию). Имя Глеб относится к языческим именам и известно по рассказу Иоакимовской летописи об убийстве Святославом Игоревичем своего брата Глеба за христианские убеждения. Около 987—989 гг. Борис получил от отца Ростов, а Глеб — Муром.

Гибель братьев

Оба брата, согласно общепринятой версии, были убиты Святополком Окаянным во время борьбы за власть.

Когда увидел дьявол, исконный враг всего доброго в людях, что святой Борис всю надежду свою возложил на Бога, то стал строить козни и, как в древние времена Каина, замышлявшего братоубийство, уловил Святополка. Угадал он помыслы Святополка, поистине второго Каина: ведь хотел перебить он всех наследников отца своего, чтобы одному захватить всю власть. Сказание о Борисе и Глебе

Убийство Бориса

Каноническая версия, известная, как из летописного материала, так и по древнерусским агиографическим сказаниям, рассказывает множество подробностей о гибели братьев. В 1015 году заболел отец братьев — великий князь Владимир Святославич, и Борис был призван в Киев. Вскоре по его прибытии стало известно о вторжении печенегов, и отец послал его с дружиною для отражения их набегов. Борис нигде не встретил печенегов и, возвращаясь обратно, остановился на реке Альте. Здесь он узнал о смерти отца и о занятии великокняжеского стола единокровным братом Святополком. Дружина предложила идти на Киев и овладеть престолом, но Борис не хотел нарушать святости родовых отношений и с негодованием отверг это предложение, вследствие чего дружинники отца покинули его и он остался с одними своими отроками.

Между тем Святополк, который, извещая Бориса о смерти отца, предлагал быть с ним в любви и увеличить его удел, хотел убийством сыновей Владимира (сам он должен считаться сыном Ярополка, так как его мать, которую Владимир отнял у своего брата, была в тот момент беременна — поэтому его называют то сыном Владимиру, то племянником) устранить соперников по обладанию княжеством. Святополк отправил Путшу и вышегородских бояр для убийства брата — так как симпатии к Борису народа и дружины делали его опасным соперником. Путша с товарищами пришёл на Альту, к шатру Бориса, ночью на 24 (30) июля; услыхав пение псалмов, доносившееся из шатра, Путша решился дождаться, пока Борис ляжет спать. Как только Борис, вдвойне опечаленный и смертью отца и слухами о злодейском намерении брата, окончил молитву и лёг спать, ворвались убийцы и копьями пронзили Бориса и его слугу венгра Георгия, пытавшегося защитить господина собственным телом.

Середина XIV в.

Происходит из Петропавловского придела Успенского собора Московского Кремля.

См. в «Галерее»:

213. Борис и Глеб на конях.

1340-е годы. Московская школа.

Князья-братья восседают на торжественно выступающих вороном и гнедом конях. Они как бы плывут по воздуху над крутыми уступами желтых и зеленых горок. Князья одеты в кафтаны и короткие, подбитые мехом плащи. На головах их шапки, также опушенные мехом. В руках князей древки с прапорами. В правом верхнем углу — благословляющий поясной Спас. Вохрение в светах сильно разбеленной охрой с четкими белильными отметками и подрумянкой. Санкирь коричневый. Краски одежд и горок мягких притушенных тонов: зеленого (изумрудного оттенка), светло-оливкового, желтовато-зеленого, голубовато-серого (стального оттенка), иссиня-черного, красновато-желтого и светло-киноварного. Фон золотой. Поля светло-коричневые.

Доска липовая, без ковчега. Шпонки четыре, две из них врезные встречные, две сквозные (более поздние). Паволока, левкас, яичная темпера. 123 × 75.

Происходит из Петропавловского придела Успенского собора Московского Кремля.

Раскрыта в первый раз в 1913–1914 годах в Реставрационной комиссии кн. А. А. Ширинского-Шихматова, во второй — в Комиссии в 1918 году.

Поступила из Гос. Оружейной палаты в 1940 году.

88. Борис и Глеб

Середина XIV века. 128×75. Третьяковская галерея, Москва .

Из Петропавловского придела Успенского собора Московского Кремля. Сохранность хорошая. При реставрации 1913 года заново дописан нижний угол с задними ногами коней и правлена борода Бориса. На фоне уцелели остатки золота. Поля коричневые. На выставке псковской живописи, устроенной в 1970 году, икона была приписана без достаточных оснований псковской школе. Икона выглядела здесь чужеродным телом, что сразу же выявило необоснованность такой атрибуции. Столь же неприемлемо отнесение иконы Д. В. Айналовым к новгородской школе.

Литература:

  • Древнерусская живопись 1958. Древнерусская живопись в собрании Государственной Третьяковской Галереи: . — М.: Гос. изд-во изобр. искусства, 1958. — Илл. 31.
  • Выставка 1960. Выставка, посвященная шестисотлетнему юбилею Андрея Рублева. — М.: Изд-во АХ СССР, 1960. — Кат. № 11, стр. 27-28, илл. 1 (деталь).
  • Антонова, Мнева 1963. Антонова В. И., Мнева Н.

    Е. Каталог древнерусской живописи XI — начала XVIII в.в. Опыт историко-художественной классификации. В 2-х томах. — М.: Искусство, 1963. — Т. 1, кат. № 213, стр. 250-251, илл. 162, 163 (цв.).

  • Овчинников, Кишилов 1971. Овчинников А., Кишилов Н. Живопись древнего Пскова. XIII–XVI века: . — М.: Издание ГУ Гознака, 1971. — Кат. № 15, илл. 31-32.
  • Алпатов 1974. Алпатов М. В. Краски древнерусской иконописи = Colour in Early Russian Icon Painting. — М.: Изобразительное искусство, 1974. — № 12.
  • Лазарев 1980. Лазарев В. Н. Московская школа иконописи = Les icôn de l’école de Moscou. — М.: Искусство, 1980. — Стр. 11-12, №№14-15.
  • ГТГ 1995. Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Древнерусское искусство X — начала XV века. Том I. — М.: Красная площадь, 1995. — № 31, стр. 97-99.
  • Лазарев 2000/1. Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. — М.: Искусство, 2000. — Стр. 85-86, 364, № 88.
  • Иконопись ГТГ 2006. Иконопись из собрания Третьяковской галереи. — М.: Сканрус, 2006. — Стр. 96-97, илл.
  • Иконы Успенского собора 2007. Иконы Успенского собора Московского Кремля. XI — начало XV века.

    Каталог. — М.: Северный паломник, 2007. — Прил. 2, кат. № 7, стр. 228-229.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *