Святой Василий великий

Святой Василий великий

Василий Великий

В Википедии есть статьи о других людях с именем Василий.

Василий Великий

Μέγας Βασίλειος


икона XVIII века

Родился

ок. 330
Кесария

Умер

379
Кесария

В лике

святителей

День памяти

в Православной церкви 1 (14) января и 30 января (12 февраля), в Католической церкви — 2 января

Труды

многочисленные богословские сочинения, составление чина литургии

Произведения в Викитеке

Медиафайлы на Викискладе

У этого термина существуют и другие значения, см. Василий Великий (значения).

Васи́лий Вели́кий (греч. Βασίλειος ὁ Μέγας Васи́лиос о Ме́гас, известный также как Васи́лий Кесари́йский, Βασίλειος Καισαρείας; ок. 330—379) — архиепископ Кесарии Каппадокийской, церковный писатель и богослов. Один из трёх каппадокийских отцов Церкви, наряду с Григорием Нисским и Григорием Богословом. Ему приписываются изобретение иконостаса и составление литургии Василия Великого. Автор пятой и шестой молитв утреннего правила, многочисленных проповедей и писем (сохранилось не менее трёхсот). Убеждённый поборник киновии.

Жизнеописание

Часть иконы из деисусного ряда иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля. Работа Феофана Грека. 1405 (?)

Родился святой Василий около 330 года в Кесарии, административном центре Каппадокии, и происходил из известного рода, славившегося как знатностью и богатством, так и дарованиями и ревностью христианской веры. Его дедушка с бабушкой пострадали во время Диоклетиановых гонений. Его родной дядя был епископом, как, впрочем, и двое братьев — Григорий Нисский и Пётр Севастийский. Сестрой святителя была преподобная Макрина, ещё одним братом — отшельник Навкратий. Мать Василия — преподобная Эмилия Кесарийская. Его отец, будучи оратором и законоведом, предназначал Василия для той же стези. Василий получил прекрасное образование в Кесарии и Константинополе, а закончил его в Афинах, где пять лет (350—355) обучался в школе риторов Проэресия. В ней он повстречался и сдружился с Григорием Богословом. Вместе с ними учился и будущий гонитель христиан и император Юлиан Отступник.

По возвращении в Кесарию Василий было посвятил себя светским делам. В конце 350-х годов, после смерти Навкратия, под влиянием сестры Макрины (будущей игуменьи) ставшего аскетом, сам крестился и начал более аскетичную жизнь. Вместе со своим другом Григорием Богословом поселился на семейных землях в Понте, где они изучали труды Оригена. В 356 или 357 году Василий пустился в продолжительное путешествие в Сирию и Египет (Фиваида), после чего возобновил аскетическую практику. В 357 году был рукоположен в священники, после чего оставаясь в Понте, начал активно участвовать в жизни церкви. В 360 году в качестве чтеца сопровождал каппадокийских епископов на Собор в Константинополь.

Решение собора в Римини поддержать осуждённое Первым Вселенским собором учение Ария (которое разделял и кесарийский епископ Дианий) стало тяжёлым ударом для Василия и его товарищей.

В 364 году Василий был рукоположён во пресвитеры и сделался советником Евсевия, сменившего Диания в качестве епископа. Строгая и аскетичная жизнь Василия пришлась не по душе Евсевию, и первый предпочёл удалиться в свою пустыню, где стал налаживать монашескую жизнь, к которой всегда тяготел.

Игнац Платцер. Статуя Василия Кесарийского в церкви Святого Николая на Малой Стране в Праге

В 365 году Василий вернулся в Кесарию и взял управление епархией в свои руки. Он написал три книги против ариан, проповедуя лозунг «три ипостаси в единой сущности», который был приемлем как для последователей Никейского символа веры, так и для тех, кто ещё недавно симпатизировал арианам. Несмотря на противодействие ряда епископов, по смерти Евсевия в 370 году Василий заступил на место митрополита Каппадокийского и ревностно принялся за искоренение арианства в Малой Азии.

Антиарианская деятельность Василия привела его к столкновению с Валентом. Во время путешествия императора по Каппадокии епископ наотрез отказался признать правоту арианского учения. В ответ Валент разделил Каппадокию на две провинции, что привело к сокращению канонической территории Василия и подорвало его позиции в церкви. Тем не менее Василию удалось продвинуть на место епископов ключевых городов своих соратников Григория Нисского и Григория Богослова. Основная же борьба развернулась за место патриарха Антиохийского, на котором Василий — в отличие от епископов Александрии и папы Дамасия — не желал видеть ортодоксального никейца Павлина, опасаясь, что чрезмерное преувеличение единства Бога чревато ересью савеллианства.

Гибель Валента в битве при Адрианополе изменила баланс сил в государстве и церкви, но Василий воспользоваться этим не успел. Он умер в первый день нового 379 года и в скором времени был причислен к лику святых. Память в Православной церкви 1 (14) января и 30 января (12 февраля) — Собор трёх святителей.

Сочинения

  • Догматические: «Против Евномия», «О Святом Духе»;
  • Экзегетические: 15 бесед на псалмы, «Беседы на Шестоднев», «Толкование на пророка Исаию»;
  • Беседы (проповеди): 28 бесед на различные темы;
  • Письма: ок. 365 писем к различным лицам, в том числе к Афанасию Великому, Григорию Богослову и Амвросию Медиоланскому.
  • Аскетические: «Нравственные правила», «Монашеские правила», пространные и краткие.

Учение

Шестоднев

Основная статья: Шестоднев § Шестоднев Василия Великого

Одно из фундаментальных сочинений Василия Великого — «Шестоднев», состоящий из девяти бесед. Интерпретируя 1-ю главу Книги Бытия, он раскрывает идею сотворённости мира (креационизм), хотя не чужд Василий и идеи самозарождения (например, он утверждает, что угри образуются из тины). При этом подчеркивается, что «Божие слово созидает естество», а не конкретные вещи, поэтому над вещами время властно, а над естеством — нет. Под небом Василий понимает твердь, которую отождествляет с воздухом, поскольку она плотнее наднебесного эфира. Описывая звёзды, он критикует науку халдеев о составлении гороскопов, так как «злотворные звёзды причину своей злотворности переносят на Творца». Вне обитаемых стран Василий полагает море, в котором «нет твёрдой земли». Сотворённые существа различаются разной степенью совершенства: водные существа менее совершенны («у них нет ни памяти, ни представления»), чем сухопутные (они хоть и бессловесны, но не безгласны). Растения хотя и живы, но не одушевлены. Классификация птиц отличается от современной. К ним Василий относит не только пернатых (собственно птиц), но также нетопырей, плевокрылых (осы) и жесткокрылых (жуки). По мысли Василия, животные находятся под управлением Бога («ни одно существо не оставлено без Промысла») и служат для назидания людей. Описывая их, он восклицает: «неприлично многобрачие» или «похвально чадолюбие». Наблюдая животных, Василий замечает, что некоторые из них воплощают добродетель («муравей трудолюбив, собака благодарна»), которая имеет естественную природу. Само же добро он уподобляет здоровью. Метаморфозы шелкопряда служили Василию аналогией грядущего воскресения людей.

О ересях

Василий противопоставляет ереси расколам. Крещение от еретиков нельзя принимать, но от раскольников оно допустимо. К еретикам он относит маркионитов, пепузинов, манихеев и валентинян.

О монашестве

См. также: Монашество в Византии Григорий Богослов, Слово 43 Надгробное Василию, архиепископу Кесарии Каппадокийской

Много было споров и разногласий о жизни пустыннической и уединенно общежительной. Без сомнения, та и другая имеет в себе и доброе, и худое не без примеси. Как первая, хотя в большей степени безмолвна, благоустроена и удобнее собирает к богомыслию, но, поскольку не подвергается испытаниям и сравнениям, бывает не без надмения; так другая, хотя в большей степени деятельна и полезна, но не изъята от мятежей. И Василий превосходнейшим образом соединил и слил оба эти рода жизни. Построил скиты и монастыри не вдали от общин и общежитий, не отделял одних от других, как бы некоторой стеной, и не разлучал, но вместе и привел в ближайшее соприкосновение и разграничил, чтобы и любомудрие не было необщительным, и деятельность не была нелюбомудренной; но как море и суша делятся между собой своими дарами, так и они бы совокупно действовали к единой славе Божией.

В качестве первоначального образца аскетизма Василий избрал Евстафия Севастийского и, по его примеру, основал госпиталь для бедных. В 373 году Василий порвал с Евстафием из-за различных позиций в ходе арианских споров и начал развивать свою концепцию аскетизма. Основными трудами Василия в области монашества являются его «Краткие» и «Подробные» правила, составленные в форме вопросов и ответов.

Василий ценил монашество, которое заключалось в «подражании лику ангелов», безбрачии, уединении, «удалении от мира», молитвах и песнопениях. Из одежды монахам предписывается хитон и недорогая обувь. Из еды: хлеб, вода и «варенье из семян». Причём принятию пищи отводится один час в день. Упоминается и умное делание.

Основываясь на Священном писании, Василий обосновывает благотворительную монашескую жизнь, для вступления в которую необходимо отказаться от имущества. Обладание собственностью препятствует достижению полной бесстрастности и удалению от мира, не позволяя достигнуть духовного преображения. Значительное внимание Василий уделяет механизму отказа от собственности. Если член общины не может сам составить список того, чем он владеет, и распорядиться этим имуществом, задача может быть выполнена специальным ответственным лицом. «Неправедные» родственники не должны получить имущество монаха. Василий советует прибегать в данном случае к закону, хотя и отмечает, что полностью лишить наследства родственников не удастся. Рекомендуемым способом распределения имущества является передача местному епископу на благотворительные цели. Согласно Василию, община должна обеспечивать свои нужды ремеслом и сельским хозяйством — здесь он вступает в полемику с мессалианами, которые считали ручной труд не совместимым с молитвенным образом жизни.

Василий подчёркивал необходимость совместного проживания монахов, считая, что Святой Дух, снизойдя на одного, перейдёт и к остальным. Община должна управляться единоначально, но не авторитарным настоятелем, а духовным лидером. Если один из монахов решит, что глава общины нарушает правила, он может озвучить свои сомнения, но, тем не менее, основной монашеской добродетелью является подчинение «даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2:8). Согласно Василию, настоятель должен быть «врачевателем душ», «как общий всех слуга и о всех обязанный дать отчёт, должен много думать и беспокоиться» (30).

В монастырях Василия проживали мужчины и женщины, но раздельно. В отличие от монастырей Египта, рассматривавших присутствие мальчиков как источник сексуального искушения, Василий считал необходимым привлечение детей к монашеской жизни с некоторого возраста, но с определённой спецификой.

> См. также

  • Базилианский орден
  • Литургия Василия Великого
  • Васильев вечер

Литература

Basilii Magni Opera, 1540 Почтовая марка Ватикана, посвящённая Василию Великому

Оригиналы

  • PG 29-32

Переводы

Древнерусские переводы

  • Литургия св. Василия Великого. Вводные сведения. Греческий и славянский тексты. / Критич. изд. М. И. Орлова. — СПб., 1909. — LXXXVIII, 413 стр.

Русские переводы

  • Беседы … на шестоднев, сиречь на шесть дней творения… — М., 1782. — 249 стр. (также перевод Л. Сечкарева: Ч. 1. — М., 1785)
  • Нравственные слова…, избранные Симеоном Метафрастом. 2-е изд. — СПб., 1824. — 354 стр.
  • Беседы … на разныя материи… 2-е изд. — СПб., 1824. — 542 стр.
  • Беседы … на псалмы. 2-е изд. — СПб., 1825. — 344, 72 стр.
  • Нравственные сочинения. — М., 1838. — XXX, 552 стр.
  • Творения. В 7 ч. — М., 1845—1848. переизд., например: Сергиев Посад, 1900—1902.
  • Творения. / Исправл. пер. Московской духовной академии. В 3 т. — СПб.: Сойкин. 1911. (есть репринты)
    • Т. 1. Беседы на шестоднев. Беседы на псалмы. Толкование на пророка Исаию. Опровержение на защитительную речь злочестивого Евномия. О Святом Духе. — 644 стр.
    • Т. 2. Нравственные правила. Беседы. О подвижничестве. Правила, пространно изложенные в вопросах и ответах. Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах. Подвижнические уставы. — 530 стр.
    • Т. 3. Письма к разным лицам.
  • Письма. — М., 2007. — 559 стр.

Новые переводы:

  • Девять бесед на Шестоднев. / Пер. Л. А. Фрейберг . Письма 1, 3, 4, 12, 14, 19, 20. / Пер. Т. А. Миллер . О том, как молодым людям извлечь пользу из языческих книг. / Пер. Л. А. Фрейберг . // Памятники византийской литературы IV—IX веков. / Отв. ред. Л. А. Фрейберг. — М.: Наука, 1968. — С. 45-69.
  • Гомилия на св. Рождество Христово. / Пер. А. Р. Фокина. // Богословский сборник. — 2000. — № 5. — С. 104—117.
  • Переписка с Аполлинарием (письма 361—362). / Пер. П. Б. Михайлова. // Богословский сборник. — 2003. — № 12. — С. 71-78.
  • На слова: Внемли себе / Пер. О. В. Алиевой // Свт. Василий Великий. На слова: Внемли себе. М.: ГЛК Ю. А. Шичалина, 2016.
  • Гомилия против гневающихся / Пер. А. Грюнерт // Философия. Журнал Высшей школы экономики. — 2018. — № 2(1). — С. 93-116.

Исследования

  • Dunn M. The Emergence of Monasticisrn From the Desert Fathers to the Early Middle Ages. — Blaclcwell Publisher, 2000. — 280 p. — ISBN 0431-13463-8.
  • Алиева О. В. Пайдейя как малые мистерии: Василий Кесарийский о греческой литературе // Вестник древней истории. — 2017. — № 77(2). — С. 341—355.
  • Алиева О. В. Послания к юношам об образовании в Каппадокии IV в. // Аристей. Вестник классической филологии и античной истории. — 2017. — Т. XV. — C. 77-89.
  • Архимандрит Киприан (Керн). Св. Василий Великий. // «Азбука веры», интернет-портал.
  • Лебедева Е. А. Св. Василий Великий. (Очерк жизни и трудов его). — СПб., 1902. — 216 стр.
  • Мурадян К. М. Василий Кесарийский и его «Шестоднев» в древнеармянской литературе. Автореф. дисс. … к. филол. н. — Ер., 1970.
  • Михайлов П. Как познать Бога. Василий Великий о познании Бога. // «Азбука веры», интернет-портал.
  • Михайлов П. Языковой аргумент в полемике святителя Василия против Евномия. // «Азбука веры», интернет-портал.
  • Михайлов П. Б.,Турилов А. А., Э. Н. Л., Иером. Дионисий (Шлёнов), Литвинова Л. В., Муравьёв А. В., Э. П. А., Лукашевич А. А., Маханько М. А. Василий Великий // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2004. — Т. VII. — С. 131—191. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-010-2.
  • Попов И. В. Василий Великий // Православная богословская энциклопедия. — СПб.: Издание Петроград. Приложение к духовному журналу «Странник», 1902. — Т. 3. — Стб. 179
  • Порфирий (Попов Г. И.) Жизнь св. Василия Великого, архиеп. Кесарии Каппадокийския. — М., 1864.
  • Ульянов О. Г. La liturgia di San Basilio nella tradizione dell’Est // Basilio di Cesarea e il monachesimo basiliano. Trento, 1997.

Примечания

  1. Молитвы утренние и вечерние, Православный журнал «Фома» (28 июля 2016). Дата обращения 4 декабря 2016.
  2. Святая мать святых детей.
  3. Порфирий (Попов), архим. Жизнь святого Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской.
  4. 1 2 Dunn, 2000, p. 35.
  5. Василий Великий, свт. Письмо 57. К Афанасию, архиепископу александрийскому
  6. 1 2 Василий Великий, свт. Письмо 2. К Григорию Богослову
  7. Василий Великий, свт. Письмо 189. К Амвросию, Епискому Медиоланскому
  8. Василий Великий, свт. Письмо 180. К Амфилохию о правилах. Первое каноническое послание
  9. Слово 43. azbyka.ru. azbyka.ru.
  10. Dunn, 2000, p. 36.
  11. Dunn, 2000, pp. 37—38.
  12. Dunn, 2000, pp. 39—40.
  13. Dunn, 2000, pp. 40—41.

Ссылки

Василий Великий:

  • Цитаты в Викицитатнике
  • Тексты в Викитеке
  • Медиафайлы на Викискладе
  • Святитель Василий Великий: биография и собрание творений
  • Святитель Димитрий Ростовский. Житие святого отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарийского. // «Азбука веры», интернет-портал.

Словари и энциклопедии

Нормативный контроль

BAV: ADV10222791 · BIBSYS: 90205492 · BNC: a10482702 · BNE: XX1153392 · BNF: 11890479x · CONOR: 14040675 · EGAXA: 002775442 · GND: 118637797 · ICCU: IT\ICCU\CFIV\046987 · ISNI: 0000 0001 2102 9433 · LCCN: n80004066 · NDL: 00511912 · NKC: jn19990000494 · NLA: 35014866 · NSK: 000055581 · NTA: 069123144 · NUKAT: n95209613 · PTBNP: 13458 · РГБ: 000084346, 000037095, 000092533 · LIBRIS: 176405 · SUDOC: 026708426 · VIAF: 88967224 · WorldCat VIAF: 88967224

Апостольские мужи
и апологеты

Варнава Апостол †61 • Климент Римский †97 или 99 или 101 • Игнатий Антиохийский †107 • Кодрат Афинский †не ранее 130 • Аристид Афинский • Поликарп Смирнский †156 • Папий Иерапольский †155 или 165 • Аристон Пелльский †ок. 160 • Иустин Философ †165 • Татиан †ок. 180 • Феофил Антиохийский †не ранее 180—181 • Афинагор Афинский †ок. 190 • Мелитон Сардийский †ок. 190 • Ириней Лионский †202 • Марк Минуций Феликс †ок. 210 • Климент Александрийский †ок. 215
Дидахе (конец I — начало II века) • Пастырь Гермы (II век) • Послание к Диогнету (ок. 130)

Греческая патристика

Ориген †ок. 254 • Дионисий Александрийский †265 • Григорий Неокесарийский †ок. 275 • Павел Самосатский(ер) †ок. 275 • Лукиан Антиохийский †312 • Мефодий Олимпийский †312 • Евстафий Антиохийский †337 или 346 • Евсевий Памфил †ок. 340 • Иаков Афраат †ок. 345 • Антоний Великий †356 • Ефрем Сирин †373 • Афанасий Великий †373 • Василий Великий †379 • Кирилл Иерусалимский †386 • Григорий Богослов †389 • Макарий Великий †391 • Диодор Тарсийский †ок. 391 • Григорий Нисский †ок. 394 • Макарий Александрийский †ок. 395 • Дидим Слепец †398 • Евагрий Понтийский †399 • Макарий Магнезийский †ок. 403 • Епифаний Кипрский †403 • Иоанн Златоуст †407 • Синезий Киренский †ок. 414 • Феодор Мопсуестийский(ер) †ок. 428 • Кирилл Александрийский †444 • Исидор Пелусиотский †ок. 449 • Псевдо-Дионисий Ареопагит †до 532 • Леонтий Византийский †после 541 • Максим Исповедник †662 • Исаак Сирин †ок. 700 • Иоанн Дамаскин †753

Латинская патристика

Тертуллиан †ок. 225 • Ипполит Римский †ок. 235 • Киприан Карфагенский †258 • Новациан(ер) †ок. 258 • Арнобий Старший †ок. 330 • Лактанций †ок. 325 • Гай Марий Викторин † после 363 • Иларий Пиктавийский †367 • Амвросий Медиоланский †397 • Иероним Стридонский †420 или 430 • Аврелий Августин †430 • Пелагий(ер) †после 431 • Викентий Леринский †до 450 • Пётр Хрисолог †450 • Марциан Капелла ок. 425/428 • Клавдиан Мамерт †ок. 473 • Аниций Манлий Торкват Северин Боэций †524 или 526 • Магн Аврелий Кассиодор †ок. 578 • Мартин Брагский †579/580 • Григорий Великий †604 • Исидор Севильский †636 • Беда Достопочтенный †735

Ориентальная патристика

Диодор Тарсийский †ок. 391 • Феодор Мопсуестийский †428 • Раббула Эдесский †435 • Несторий(ер) †ок. 451 • Феодорит Кирский †457 • Барсаума Нисибийский †ок. 495 • Нарсай Нисибийский †ок. 502 • Юлиан Галикарнасский †после 518 • Севир Антиохийский †538 • Исаак Сирин †ок. 700

(ер) — осуждены за ересь

>Василий Кесарийский — биография, информация, личная жизнь

Василий Кесарийский

Василий Великий (греч. Μέγας Βασίλειος, ок. 330-379), известный также как Василий Кесарийский (Βασίλειος Καισαρείας). Святитель, архиепископ Кесарии Каппадокийской, церковный писатель и богослов. Один из трёх каппадокийских отцов церкви, наряду с Григорием Нисским и Григорием Богословом. Ему приписываются изобретение иконостаса и составление литургии Василия Великого.

Автор многочисленных проповедей и писем (сохранилось не менее трёхсот), убеждённый поборник киновии.

Родился святой Василий около 330 года в Кесарии, административном центре Каппадокии, и происходил из известного рода, славившегося как знатностью и богатством, так и дарованиями и ревностью христианской веры. Его дедушка с бабушкой пострадали во время Диоклетиановых гонений. Его родной дядя был епископом, как, впрочем, и двое братьев — Григорий Нисский и Пётр Севастийский. Сестрой святителя была преподобная Макрина. Его отец, будучи оратором и законоведом, предназначал Василия для той же стези. Он получил прекрасное образование в Кесарии и Константинополе, а закончил его в Афинах, где повстречал и сдружился с Григорием Назианзином.

По возвращении в Кесарию Василий было посвятил себя светским делам, но влияние его благочестивой сестры Макрины (будущей игуменьи) заставило его повести более аскетичную жизнь и в конце концов, вместе с несколькими товарищами, покинуть городскую суету и поселиться на семейных землях в Понте, где они составили подобие монашеской общины. В 357 году Василий пустился в продолжительное путешествие по коптским монастырям, а в 360 году сопровождал каппадокийских епископов на синод в Константинополь.

Решение собора в Римини поддержать осуждённое Первым Вселенским собором учение Ария (которое разделял и кесарийский епископ Дианий) стало тяжёлым ударом для Василия и его товарищей. Примирившись с Дианием незадолго до его смерти, Василий был рукоположен во пресвитеры и сделался советником Евсевия, сменившего Диания в качестве епископа. Строгая и аскетичная жизнь Василия пришлась не по душе Евсевию, и первый предпочёл удалиться в свою пустыню, где стал налаживать монашескую жизнь, к которой всегда питал пристрастие.

Приход к власти арианского императора Валента и растущие притеснения православных понудили Евсевия искать помощи деятельного и усердного Василия. В 365 году последний вернулся в Кесарию и взял управление епархией в свои руки. Он написал три книги против ариан, проповедуя лозунг «три ипостаси в единой сущности», который был приемлем как для последователей Никейского символа веры, так и для тех, кто ещё недавно симпатизировал арианам. Несмотря на противодействие ряда епископов, по смерти Евсевия в 370 году Василий заступил на место митрополита Каппадокийского и ревностно принялся за искоренение арианства в Малой Азии.

Антиарианская деятельность Василия привела его к столкновению с Валентом. Во время путешествия императора по Каппадокии епископ наотрез отказался признать правоту арианского учения. В ответ Валент разделил Каппадокию на две провинции, что привело к сокращению канонической территории Василия и подорвало его позиции в церкви. Тем не менее Василию удалось продвинуть на место епископов ключевых городов своих соратников Григория Нисского и Григория Богослова. Основная же борьба развернулась за место патриарха антиохийского, на котором Василий — в отличие от епископов Александрии и папы Дамасия — не желал видеть ортодоксального никейца Павлина, опасаясь, что чрезмерное преувеличение единства Бога чревато ересью савеллианизма.

Гибель Валента в битве при Адрианополе изменила баланс сил в государстве и церкви, но Василий воспользоваться этим не успел. Его здоровье было подорвано аскетическим образом жизни. Он умер в первый день нового 379 года и в скором времени был причислен к лику святых. Память в Православной церкви 1 (14) января и 30 января (12 февраля) — Собор трёх святителей.

Сочинения Василия Кесарийского:

Догматические: «Против Евномия», «О Святом Духе»;
Экзегетические: 15 бесед на псалмы, «Беседы на Шестоднев»;
Беседы (проповеди): 28 бесед на различные темы;
Письма: ок. 365 писем к различным лицам;
Аскетические: «Нравственные правила», «Монашеские правила», пространные и краткие.

Кто такой Василий Великий. Краткая биография Василия Великого. Взгляды, философия, учение Василия Великого. Высказывания, цитаты, афоризмы.

Василий Великий – краткая биография

Василий Великий – церковный, христианский философ. Родился в 329 году, в Кесарии Каппадокийской, древнеримским городом (ныне Турция). Святитель Кесарии известен также под именем Василий Кесарийский, что встречается в текстах Отцов Церкви. Василий Великий был знатного рода. Семья не нуждалась в добывании средств существования, кроме этого, ревностно отстаивала христианскую веру. Бабушка, к примеру, страдала от Диоклетиановых гонений (303-313 гг.)

Отец, оратор, пламенный законоведом, мать, преподобная Эмилия Кесарийская – ребенку в такой обстановке был уготован путь христианского последователя. Первую школу окончил в Константинополе, затем в Афинах. Ознакомился с риторами Проэресии, позднее завязал тесную дружбу Григорием Богословом (христианский богослов, Отец Церкви, архиепископ), также обучался вместе с будущим императором Юлианом Отступником.

После обучения поселился в Понте, в монашеской общине, вдалеке от суеты людей, чтобы заниматься изучением Завета. В 357 году посещал пустынники Сирии, Египта, Месопотамии и Палестины. В 364 году за труды на благо церкви был посвящён в пресвитеры и получил титул епископа Кесарии Каппадокийской. Взгляды Василия Великого, изложенные в многочисленных религиозно-философских трактатах, находили огромного отклика, как у близкого окружения, так и у слушателей. Влияние Каппадокийского епископа возрастала.

Вместе с группой единомышленников ушел в земли Понте. Адепты вели крайне аскетичный образ жизни. Учения Василия Великого характеризовалось строгостью. В 370 году обосновал ряд монастырей в той же области. Вклад Василия Великого в устройство монастырей заключалось в том, чтобы ввести суровую дисциплину, которую святитель считал необходимым образом жизни, предписанным Богом.

Своей миссией Василий Великий считал консолидацию христианской Церкви и выступал против еретических течений – арианства. Церковь также, по мнению Отца Церкви, не должна быть подвластна государству, поэтому при жизни подводил последователей к независимости от императора.

Работы Василия Великого:

  • «Нравственные правила» — поведение для христиан.
  • Пространные правила» — для монахов.
  • «Краткие правила» — практическое воплощение принципов монашеской жизни.
  • 9 гомилий на Шестоднев.
  • 13 гомилий на Псалмы.
  • Этические наставления.
  • Догматические трактаты: «О Святом Духе» и т.д.
  • Цикл книг «Против Емномия».

Василий Великий умер 1 января 379 года. День памяти Василия Великого 1 января ежегодно (14 января по старому стилю).

Василий Великий цитаты:

  • «Кто смотрит на зло без отвращения, то скоро будет смотреть на него с удовольствием».
  • «Учись, не стыдясь, — учи, не скупясь».
  • «Не великие дела угодны Богу, а великая любовь, с какою они делаются».
  • «Когда веселится сердце, расцветает лицо».
  • «Отложив скорбь о том, чего у нас нет, научимся воздавать благодарность за то, что есть.

Оцените, пожалуйста, прочитанный материал:)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *