Святой стефан икона

Святой стефан икона

Иконографическая справка

Святой первомученник Стефан прославлялся двояко. С одной стороны, он был самым первым христианским мучеником за веру, принявшим традиционную иудейскую казнь побиением камнями (Деян. VII, 58-60). С другой — св. Стефан как «муж исполненный веры и Духа Святого» (Деян. VI, 5) был избран главным среди семи первых диаконов, поставленных апостолами для служения. Стефан явился святым родоначальником всего чина диаконов. По представлениям византийцев, он вместе с Христом и апостолами совершает на небесах Божественную Литургию. На голове юного святого изображена тонзура и особая венцеобразная прическа, которые еще в ранневизантийское время воспринимались как знак принадлежности к священству. Таким же общим одеянием всех трех степеней священства был белый стихарь, который символизировал небесную чистоту. По толкованию, приписываемому Софронию Иерусалимскому, стихарь создает образ облаченных в белое ангелов. Наряду со стихарем изображается другая важнейшая отличительная особенность диакона, а именно орарь в виде белой ленты на левом плече, традиционно украшенной крестами и полосами. Возложением ораря у алтаря совершалось поставление диакона. Орарь не имел в Византии строго закрепленной символики. Исидор Пелусиот в V веке сравнивает его с полотенцем в руках Христа, омывающего ноги апостолам. В XII веке Феодор Вальсамон производит орарь от греческого глагола «видеть» и считает его указанием на обязанность диаконов наблюдать за всем в церкви.

Два века спустя Симеон Солунский толкует орарь как знак славы Божией и благодати. Однако наиболее распространенным было понимание ораря как символического образа ангельского крыла: «Диаконы же, тонкими крыльями льняных орарей подобные служебным духам, по образу ангельских сил в изобилии имеют все, подаваемое для служения» (св. Герман Константинопольский). В правой чуть согнутой руке св. Стефан держит кадило, которое отведено в сторону и, кажется, движется. Архидиакон показан участвующим в литургии и исполняющим одну из своих важнейших обязанностей — каждение в церкви и у алтаря, понимавшееся как знак «благоухания Святого Духа». На синайской иконе св. Стефан показан именно в качестве архидиакона. Нет и намека на мученическую кончину, хотя надпись по сторонам от лика гласит «Святой Стефан Первомученик». Стихарь диакона на синайской иконе представлен несколько демонстративно — неестественно широким и длинным. Еще более необычной деталью является черная рубашка, видимая из-под стихаря у шеи и на рукаве св. Стефана, которая, по всей видимости, должна была подчеркнуть небесное происхождение стихаря архидиакона, цветовая символика которого приобретала в монастырской среде особый смысл. По утверждению византийских богословов, монахи «одеваются в черное, надеясь облечься в белое божественное одеяние славы и утешения в Господе нашем Иисусе Христе». Примечательно, что св. Стефан показан в пространстве некоего сада, обозначенного поземом с золотыми растениями, — сдержанное указание на небесное «райское» богослужение. Самая интересная подробность синайской иконы — большой золотой ковчег в левой руке архидиакона. Смысл этого предмета, встречающегося во многих памятниках, не вполне понятен и объясняется исследователями по-разному. Похожие ковчеги изображаются в руках ветхозаветных первосвященников, и тогда они, скорее всего, представляют собой сосуды для благовоний. Однако в руках архидиакона он, видимо, имеет другой смысл. Св. Стефан держит ковчег на специальном красном литургическом покрове с золотыми крестами, акцентирующем внимание на ковчеге и подчеркивающем его сакральный характер. Кроме большого плата под ковчег еще многозначительно подложен край ораря, во время литургии так носятся только Евангелие и евхаристические сосуды. Поэтому гораздо больше оснований думать, что ковчег изображает дарохранительницу, содержащую Преждеосвященные Святые Дары для причащения больных и умирающих. Согласно византийскому каноническому праву это причастие, в отсутствие священника, могло даваться диаконом, который в этот момент осуществлял высшие для своего чина священства функции. Ковчег подчеркивал непосредственное участие диакона в «служении таинств» и одновременно являлся образом всей Евхаристии. Во время литургии дарохранительницы, сделанные в символической форме Ковчега завета или храма, стояли на престолах, воплощая идею церкви и литургии. Знаменательно, что ковчеги в руках диаконов так же иногда изображаются в виде маленькой церкви с куполом и Крестом. Монументальный характер синайской иконы св. Стефана позволяет думать, что образцом для иконописца послужили изображения святых диаконов в византийской храмовой декорации. С середины XI века они располагаются в ряду святых епископов в нижнем регистре алтарной апсиды. Образы диаконов с кадилами и дарохранительницами подчеркивали мысль об участии изображенных святых в небесной литургии, о мистической связи земной и небесной службы. Данный источник позволяет понять и сугубо литургическую интерпретацию образа Стефана Первомученика на синайской иконе.

>Происхождение

Синай. Монастырь Св.Екатерины

Стефан, первомученик и архидиакон

Размер: 96,8 х 63,8 см

Нет данных

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Первомученик Стефан ( ВИС № 35 )

Уточняющая датировка: 13 в. Начало

Век: 13

Страна: Египет

Место хранения: Монастырь святой Екатерины на Синае

Иконография, категория: Святые

Тип изображения: Ростовое

Протодиакон Константин Барган

Константин Афанасьевич Барган (род. 1984), первый протодиаконМосковского кафедрального соборного храма Христа Спасителя, служит при патриархе Московском и всея Руси Кирилле (Гундяеве)

Родился 20 января1984 года в селе Конгаз Комратского района Молдавской ССР в семье рабочих. По национальности гагауз.

С детства пел в конгазском церковном хоре.

В 2002 году окончил среднюю школу №1 села Конгаз.

В 2003 году поступил в Московскую духовную семинарию, которую окончил в 2008 году защитив дипломную работу на тему: «Духовно-культурные связи горы Афон и балканских стран (Сербия, Болгария) в 13-15 вв.» .

В 2006 году женился.

18 марта 2007 года рукоположен в сан диакона и по предложению наместника Троице-Сергиевой лавры епископа Сергиево-Посадского Феогноста (Гузикова) вступил в клир Троице-Сергиевой лавры.

С конца 2009 года по благословению патриарха Московского и всея Руси Кирилла (Гундяева) стал служить при нём, оставаясь клириком лавры.

24 марта 2013 года возведён в сан протодиакона в Московском кафедральном соборном храме Христа Спасителя патриархом Московским и всея Руси Кириллом .

21 мая того же года освобождён от несомого послушания клирика Троицкой Сергиевой лавры и назначен старшим протодиаконом Московского храма Христа Спасителя .

В 2013 году окончил Московскую духовную академию (магистратуру).

По состоянию на начало апреля 2013 года, вместе с супругой воспитывали троих детей: Амвросия — 6 лет, Елизавету — 4 года, и Сергия — 1.5 года .

Владеет родным гагаузским языком. Выступал инициатором встреч гагаузов в Москве, созданию инициативной группы гагаузов, центра гагаузского этноса, «союза гагаузов», который им видится в неких трёх постулатах: I) Психологическая (духовная) поддержка. II) Финансовая помощь. III) Физическая помощь .

Использованные материалы

В МДА прошли защиты дипломных работ Семинарии и Заочного сектора, официальный сайт Московской духовной академии, 19 мая 2008, — http://www.mpda.ru/news/text/21086.html

Барган Константин Афанасьевич, протодиакон. Кафедральный Соборный Храм Христа Спасителя., официальный сайт Центрального и Южного викариатств города Москвы, — http://www.центрвик.рф/component/content/article/1744.html

В праздник Торжества Православия Предстоятель Русской Церкви совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя, официальный сайт Московского Патриархата, 24 марта 2013, — http://www.patriarchia.ru/db/text/2867722.html

Указ диакону Константину Баргану № У-01/255 от 21 мая 2013 г. , официальный сайт Центрального и Южного викариатств города Москвы, 22 мая 2013, — http://www.центрвик.рф/archiv/62-ukaz/744—01255-21-2013-.html

Протодиакон Константин Барган: «Патриотизм у нас в семье стоит на первом месте», Интернет-сайт «Газета Gagauzlar», 11 апреля 2013, — http://gagauzlar.md/libview.php?l=ru&idc=322&id=5375

К празднику Святой Пасхи Предстоятель Русской Церкви удостоил богослужебных наград ряд клириков столицы и ставропигиальных монастырей, официальный сайт Московского Патриархата, 20 апреля 2011, — http://www.patriarchia.ru/db/text/1456267.html

В праздник Светлого Христова Воскресения Предстоятель Русской Церкви возглавил торжественное богослужение в Храме Христа Спасителя, официальный сайт Московского Патриархата, 5 мая 2013, — http://www.patriarchia.ru/db/text/2949531.html

Святой апостол первомученик и архидиакон Стефан

Святой апостол первомученик и архидиакон Стефан был старшим среди семи диаконов, поставленных самими апостолами, поэтому его называют архидиаконом. Он был христианским первомучеником и пострадал за Христа в возрасте около 30 лет. По выражению Астерия, это был «начаток мучеников, учитель страданий за Христа, основание доброго исповедания, ибо прежде Стефана никто не изливал крови своей за Евангелие». Будучи исполнен Духа Святого, святой Стефан с дерзновением убедительно проповедовал христианское учение и побеждал иудейских законоучителей в спорах. За это иудеи оклеветали Стефана, будто бы он произносит хулы на Бога и на Моисея. С таким обвинением святой Стефан предстал перед синедрионом и первосвященником. Он произнес пламенную речь, в которой изложил историю еврейского народа и смело обличил иудеев в гонениях на пророков и в казни ожидавшегося ими Мессии, Иисуса Христа. Во время речи святой Стефан вдруг увидел небо отверстым и Иисуса Христа во славе, стоящего одесную Бога. Он громко провозгласил об этом. Тогда иудеи, затыкая уши, набросились на него, повлекли его за город и побивали камнями, а святой мученик молился за своих убийц. Вдали, на возвышении, стояла Матерь Божия со святым апостолом Иоанном Богословом и усердно молилась за мученика. Перед смертью Стефан произнес: «Господи Иисусе, приими дух мой, Господи, не вмени им это во грех», — и затем радостно предал Христу свою чистую душу. Тело святого первомученика Стефана, оставленное на съедение зверям, тайно взял известный еврейской учитель Гамалиил с сыном своим Авивом и предал погребению в своем имении. Впоследствии они оба уверовали во Христа и приняли святое Крещение.

Иконописный подлинник

Русь. XV.

Столбик Царских врат (фрагмент). Икона. Русь. XV в.

Константинополь. 985.

Мученическая кончина архидиакона Стефана. Миниатюра Минология Василия II. Константинополь. 985 г. Ватиканская библиотека. Рим.

Византия. XIII.

Первомученик Стефан. Икона. Византия. XIII век. 96,8 х 63,8. Монастырь св. Екатерины на Синае (Египет).

Афон. XV.

Первомученик Стефан. Миниатюра. Афон (Иверский м-рь). Конец XV в. C 1913 года в Российской Публичной (ныне Национальной) библиотеке в Санкт-Петербурге.

Сербия. Ок. 1350.

Архидиакон Стефан. Фреска. Церковь Христа Пантократора. Дечани. Сербия (Косово). Около 1350 года.

Архидиакон Стефан. Фреска. Церковь Христа Пантократора. Дечани. Сербия (Косово). Около 1350 года.

Русь. XVI.

Первомученик Стефан. Икона. Москва. Середина XVI в.

Афон. 1547.

Мучение св. Стефана. Тзортзи (Зорзис) Фука. Фреска. Афон (Дионисиат). 1547 г.

Русь. XVII.

Минея — Декабрь (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии.

Строгановский иконописный лицевой подлинник. 4 января, № 40 (фрагмент). Русь. Конец XVI — начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову.

Русь.

Ок. 1658.

Св. Архидиакон Стефан с житием. Ростовский мастер. Икона. Русь. Около 1658 г. 143 х 111. Из стефановского придела сольвычегодского деревянной Успенской церкви, перестроенной позже в Христорождественскую. Сольвычегодский музей.

Новый сводный иконописный подлинник, подготовленный Иконописной школой при Московской Духовной академии

Основной источник сведений о служении и мученичестве Стефана — книга Деяний святых Апостолов.

Святой Стефан почитается христианской церковью как первомученик, архидиакон и апостол от 70-ти.

Память в православии — 27 декабря (по юлианскому календарю); в западной традиции — 26 декабря.

> Служение и мученичество

Параллели со Страстями Христовыми

Луки

Интерпретации

Церковное почитание св. Стефана

День памяти

Первые упоминания о церковном празднике, посвящённом памяти св. Стефана, содержатся в Надгробном Слове в память Василия Великого, написанном его братом Григорием Нисским (381 г.), «Апостольских установлениях» (называют не только день памяти святого Стефана, но и включают его имя в молитву на поставление диакона) и сирийском месяцеслове конца IV в., указывающем дату 26 декабря, следующий день после Рождества Христова: «Мы, один праздник совершаем вслед за другим. Вчера Владыка Мира призывал нас на свой пир, а сегодня последователь Господа — Стефан. Вчера Христос облёкся в человеческую плоть ради нас людей, а сегодня Стефан оставил землю ради Христа». Эта же дата упоминается в ранних армянских и латинских источниках. Позднее, в Византии 26 декабря стало днём празднования Собора Пресвятой Богородицы, и в VII веке почтение памяти св. Стефана было перенесено на третий день праздников, 27 декабря. Византийская традиция сохранилась в православии, в то время как западные церкви по-прежнему придерживаются исконной даты 26 декабря.

Отдельные празднования установлены по случаю обретения и перенесения мощей св. Стефана:

  • 15 сентября (28 по новому стилю) сентября православная церковь отмечает обретение мощей первомученика архидиакона Стефана, 2 (15) августа — перенесение из Иерусалима в Константинополь мощей первомученика архидиакона Стефана;
  • в католичестве обретение мощей первомученика традиционно отмечалось 3 августа.

Почитание мощей

Мощи св. Стефана были обретены почти через четыре века после его смерти, в 415 г. История их нахождения описана палестинским священником Лукианом в «Послании ко всем Церквам об открытии мощей мученика Стефана». Лукиан сообщает, что место погребения ему указал в ночных видениях Гамалиил, похоронивший Стефана на собственном земельном участке неподалёку от Иерусалима, в Кафар-Гамале («веси Гамалиила»). По рассказу Лукиана, при открытии могилы воздух наполнился благоуханием, словно в раю, и в округе исцелилось от болезней и одержимости 73 человека. Мощи были перенесены в Сионскую церковь в Иерусалиме, однако часть праха и несколько костей Лукиан передал находившемуся тогда в Палестине испанскому священнику Авиту, который отправил их, вместе с латинским переводом письма Лукиана, бражскому епископу Балхонию. Вёз реликвии Павел Орозий, возвращавшийся на запад после Диоспольского Собора 415 года, на котором рассматривались обвинения против Пелагия. Однако до Браги Орозий не добрался из-за шедшей тогда в Испании войны. В результате, часть привезённых Орозием реликвий оказалась на Менорке, часть — в североафриканском городе Узалисе, а впоследствии и в нескольких соседних городах.

Из «Послания ко всем Церквам» епископа Менорки Севера известно, что в начале февраля 417 или 418 г. Орозий высадился на этом острове, но не сумел перебраться в Испанию и был вынужден отправиться в Северную Африку, оставив реликвии в одном из меноркских храмов. Как следует из послания Севера, прибытие мощей на остров спровоцировало серьёзный конфликт между христианской и иудейской общинами, приведший, в частности, к сожжению местной синагоги. Результатом этих событий и обретённого патроната св. Стефана стало массовое обращение более чем пятисот иудеев. Независимо от того, насколько рассказ Севера соответствует действительности, в нём можно видеть свидетельство развития внутри культа св. Стефана (убитого, в отличие от большинства христианских мучеников, не римлянами, а иудеями) антисемитской составляющей.

Часть привезённых реликвий оказалась в 418 г. в североафриканском Узалисе, епископом которого был друг св. Августина Эводий. Прибытие мощей в город и последовавшие за этим многочисленные чудесные исцеления описаны в составленной по указанию Эводия книге «О Чудесах св. Стефана Первомученика». Раки с частичками мощей святого (memoriae) были со временем установлены и в соседних городах, в том числе в Карфагене и Гиппоне (425 г.). Августин, епископ гиппонский, когда-то настороженно относившийся к поклонению останкам мучеников, приветствовал и укреплял культ св. Стефана. По его настоянию записывались и делались общественным достоянием рассказы о чудесных исцелениях от мощей (т. н. libelli miraculorum; пример такого отчёта сохранён в одной из проповедей Августина). Августин посвятил ряд проповедей самому? святому (Sermones 314—319) и чудесным исцелениям (Sermones 320—324); о чудесах от мощей святого рассказывается также в последней книге трактата «О Граде Божием». Археологические находки подтверждают широкое распространение культа первомученика в Северной Африке. Та небольшая часть мощей Стефана, которую Орозий увёз на запад, прославилась своей чудодейственностью больше, чем мощи, перенесённые в Сионскую церковь в Иерусалиме.

Часть остававшихся в Сионской церкви мощей св. Стефана была перевезена в 439 г. в Константинополь императрицей Евдокией, супругой Феодосия II, и помещена, возможно позднее, в церкви Св. Лаврентия, построенной сестрой императора Пульхерией. В самом Иерусалиме, на предполагаемом месте мученичества (за северными воротами города), Евдокией была построена базилика Св. Стефана, в которую также была перенесена часть реликвий. «Житие св. Мелании младшей» также сообщает о принадлежавших этой святой мощах Стефана, которые она поместила в 438 г. в построенном ей мартирии на Масличной горе (см. ниже).

Многочисленные источники подтверждают быстрое и широкое распространение культа мощей св. Стефана. Среди мест поклонения мощам святого, упоминаемых в раннесредневековых источниках:

  • Базилика Св. Лаврентия в Риме (Сан-Лоренцо-фуори-ле-Мура). Останки св. Стефана, лежащие вместе с мощами св. Лаврентия под алтарём этой церкви, были привезены из Константинополя папой Пелагием II в конце VI века.
  • Анкона, где, согласно Августину, хранился локоть святого.
  • Часовня Св. Стефана в Меце. Как сообщает Григорий Турский, в разрушенном гуннами в 451 г. городе лишь эта часовня осталась нетронутой благодаря заступничеству святого.
  • В Испании: город Оссет рядом с Севильей; епископат Медина Сидония.

Помимо собственно мощей почитались и т. н. контактные реликвии, связанные со св. Стефаном. В разное время, в Сионской церкви в Иерусалиме, Арле, Флоренции, Соборе Парижской Богоматери и других местах демонстрировались камни, которыми был побит Стефан. Чудесные явления святого также приводили к возникновению новых реликвий. Одна из таких святынь — платок, освящённый явлением святого в Бордо — использовалась епископом этого города Бертрамом (ум.

585 г.) как источник контактных реликвий для новых церквей. Наконец, уже упомянутая книга «О Чудесах св. Стефана Первомученика» рассказывает о нерукотворном образе Стефана, изображающем победу святого над демоном.

Известно о нахождении мощей св. Стефана в следующих православных монастырях:

  • в Крестовоздвиженской церкви на Ближних пещерах Киево-Печерской лавры (Украина) хранится большой палец правой руки святого Стефана. Он был привезён в монастырь в 1717 году из Нямецкого монастыря (Румыния) и первоначально хранился в Успенском соборе лавры. В XIX веке для него была изготовлена серебряная рака весом в 150 кг. На её крышке было изображение святого Стефана в полный рост, а на месте руки была помещена реликвия. Раку установили в Стефаниевском пределе Успенского собора. Сейчас эта рака находится в коллекции Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника. В 1990-е годы с неё сделана копия из кипариса, в которой и хранится теперь перст святого.
  • в Серапионовой палате Троице-Сергиевой Лавры хранится десница первомученика (до локтя);
  • в афонских монастырях Зограф, Ставроникита, Кастамонит хранятся небольшие частицы мощей.

Некоторые храмы, посвящённые св. Стефану

В списке приведены как действующие, так и известные из письменных или археологических источников храмы

  • Базилика Святого Стефана в Иерусалиме
  • Мартирий на Масличной горе, находившийся на территории основанного в 435 г. св. Меланией младшей мужского монастыря
  • Базилика Св. Стефана в Риме (Санто-Стефано-Ротондо) (V в.)
  • Три церкви Св. Стефана в Константинополе, одна из них на территории императорского дворца
  • Церковь cв. Стефана в Эдессе
  • Собор Парижской Богоматери, возникший в результате объединения церквей св. Стефана и (более поздней) церкви Богоматери
  • Кафедральный собор Буржа, под алтарём которого хранится сосуд с кровью святого
  • Церковь Св. Стефана в Несебыре (Свети Стефан)
  • Монастырь и часовня Св. Стефана в Метеорах
  • Кафедральный собор Вены (Stephansdom)
  • Базилика Святого Иштвана в Будапеште
  • Кафедральный собор Пассау
  • Церковь святого Стефана, Феодосия (старый город), XIV век (в храме сохранились фрагменты более древних фресок выполненных в стиле Феофана Грека)

Св. Стефан в христианской литературе

Начиная с IV века упоминания о Стефане в трудах отцов церкви становятся более частыми. В частности, имя первомученика встречается у Афраата, сирийского писателя первой половины IV в., и его младшего современника Ефрема Сирина, составившего комментарий на книгу Деяний. Этот комментарий, сохранившийся в армянском переводе и в целом опирающийся на новозаветный текст, содержит однако два утверждения, свидетельствующие о знакомстве Ефрема с преданием о Стефане, не вошедшим в канонический библейский текст. Ефрем пишет, что Стефана опасались из-за его знаний, а также упоминает о тесной дружбе первомученика с Гамалиилом. Позднее, это предание найдёт отражение во многих текстах, сближающих Стефана с Гамалиилом.

Другой комментарий на книгу Деяний, дошедший до нас в отрывках, был составлен александрийским богословом IV века Дидимом Слепцом. Примерно в то же время Григорий Нисский написал две проповеди-энкомия, посвящённые св. Стефану. Началом V века датируются «Беседы на книгу Деяний апостолов» Иоанна Златоуста. Златоуст так объясняет причину, побудившую его заняться толкованием именно этой книги Священного Писания:

Это свидетельство Златоуста о малоизвестности книги Деяний может быть напрямую связано с тем фактом, что св. Стефан столь редко упоминается в литературе первых веков христианства.

Сохранился также панегирик св. Стефану, сочинённый Исихием Иерусалимским (ум. около 450 г.)

Рассказы из книги «О Граде Божием» о чудесах от мощей св. Стефана вошли позднее в средневековые жития святых, в частности, в «Золотую легенду» Якова Ворагинского.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *